Дорис Хейден
Дорис Хейден (урожденная Гейденрайх ; 2 июня 1905 г. - 25 сентября 2005 г.) [ 1 ] был выдающимся исследователем доколумбовых мезоамериканских культур, особенно Центральной Мексики. Она родилась в Ист-Ориндж, Нью-Джерси , США. Она умерла 25 сентября 2005 года от затяжных последствий инсульта, перенесенного в 1999 году.
Хейден был членом группы художников, писателей, фольклористов, ученых и политических активистов, которые вместе создали « мексиканский ренессанс ». Представители этого послереволюционного круга опирались на мексиканскую историю и традиции, внося свой вклад в различные международные движения, включая реализм , символизм , сюрреализм и коммунизм . Важными членами были муралы художники- Диего Ривера , Фрида Кало , Хосе Клементе Ороско и Давид Альфаро Сикейрос , сапотекский художник Руфино Тамайо , мистические художники Ремедиос Варо и Леонора Кэррингтон , карикатурист и мезоамериканский ученый Мигель Коваррубиас , а также фотограф Мануэль Альварес Браво .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Родившаяся в 1905 году Дорис Гейденрайх Зельц, Хейден имела благородное немецкое и австрийское происхождение из семьи, титулы которой восходят к 1312 году. Она провела счастливое и благополучное детство в Мейплвуде, штат Нью-Джерси , и Гленко, штат Иллинойс , с доступом в Нью-Йорк и Чикаго. . Ее ранняя жизнь была освещена искусством, музыкой и книгами. Она начала писать и публиковаться примерно в десять лет, сначала сосредоточившись на поэзии и тайнах, а затем, примерно в тринадцать лет, сотрудничая с газетами Ньюарка, штат Нью-Джерси . Хейден начала рисовать еще раньше, когда ей было пять лет. Хотя она так и не стала великой художницей, она оставила свой след в другой области.
Образование
[ редактировать ]Хейден изучала историю искусств в Нью-Йорке и дизайн в Институте Пратта , получив диплом с отличием в 1936 году. После окончания учебы она делала иллюстрации для Mademoiselle журнала . Именно в Нью-Йорке она увлеклась рисунками Хосе Клементе Ороско и мексиканским искусством в целом. В середине 1940-х годов она побывала в Мексике. Подруга дала ей имя мексиканского фотографа. Этим человеком был Мануэль Альварес Браво, возможно, величайший фотограф-модернист Мексики. Хейден и Альварес Браво поженились, у них родились сын и дочь. Мексика была домом Хейден до конца ее жизни.
Хейден начала формальную аспирантуру в Escuela de Antropología, входящей в состав UNAM , национального университета Мексики, в 1956 году. Она получила степень магистра в 1969 году и в конечном итоге получила там докторскую степень.
Карьера
[ редактировать ]Работая в INAH , Национальном институте антропологии и истории Мексики, в качестве куратора Теотиуаканского зала Национального музея антропологии , она подготовила более сотни статей, книг и переводов, как научных, так и популярных, на самые разные темы. самое главное — о древней архитектуре, ацтекской символике , доколумбовых взглядах на то, что мы бы назвали природой, важности пещер для мезоамериканской космологии и пережитках индийской культуры.
Основные работы
[ редактировать ]Хейден был одним из редакторов влиятельного «Справочника по латиноамериканским исследованиям» (1961–68). Все ее труды основывались на полевых археологических исследованиях во многих регионах Мексики. Она также изучала народное искусство и этнологию . Исследования в крупнейших библиотеках и архивах мира были еще одним важным аспектом ее учености.
До своей смерти Дорис Хейден содержала гостеприимный дом в Мехико, где проходили многочисленные встречи антропологов и других всемирно известных светил в ее областях исследований.
Влияние Дорис Хейден в области доколумбовых исследований очевидно из двух связанных между собой томов эссе, посвященных ей. Первый, на испанском языке, — «Chalchihuite» под редакцией Марии де Хесус Родригес-Шадоу и Беатрис Барба Ауацин де Пинья Чан (1999). Второй, на английском языке, имеет аналогичное название « In Chalchihuitl in quetzalli/Precious Greenstone Precious Quetzal Feather» под редакцией Элоизы Киньонес Кебер (2000). Последний том содержит интервью с ней.
Публикации
[ редактировать ]Среди ее опубликованных работ и вкладов:
- Доколумбовая архитектура Мезоамерики (1975, написано совместно с Полом Гендропом и опубликовано на испанском языке годом ранее)
- Жизненный цикл Пилли и Масеуаля (1975, Жизненный цикл благородных и простолюдинов)
- Экономика и религия Теотиуакана (1977)
- Невербальное общение в ритуале (1979)
- Великий храм и ацтекские боги (1984, с Луисом Франсиско Вильясеньором )
- Кукурузные сказки (1985)
- Мифология и символика флоры в доиспанской Мексике (1983), Флора и фауна в доиспанской Мексике (1988; с Аной Марией Веласко )
- Орел, Кактус, Скала: Корни Мексики, миф и символ основания Теночтитлана (1989; опубликовано на испанском языке годом ранее)
- История Индии Новой Испании и островов Тьерра-Фирме (1994), перевод важного отчета отца Диего Дурана шестнадцатого века о религии и обычаях доколумбовой центральной Мексики.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Информация о дате рождения и прежнем имени получена из данных властей Библиотеки Конгресса через соответствующий WorldCat Identities авторитетный файл (LAF) . Проверено 10 июня 2008 г.
- 1905 рождений
- смертей в 2005 г.
- Американские преподаватели 20-го века
- Американские эмигранты в Мексике
- Американцы немецкого происхождения
- Писатели из Мехико
- Писатели из Ист-Оринджа, Нью-Джерси
- Американские мезоамериканцы
- Женщины-мезоамериканцы
- Историки мезоамериканского искусства
- Ученые Теотиуакана
- Американские женщины-долгожители
- Мезоамериканцы 20-го века
- Выпускники Института Пратта
- Выпускники Национального автономного университета Мексики