Взятие человеческих трофеев в Мезоамерике
Большинство древних цивилизаций Мезоамерики, таких как культуры ольмеков , майя , миштеков , сапотеков и ацтеков, практиковали тот или иной вид захвата человеческих трофеев во время войны. Пленников, взятых во время войны, часто доставляли в города-государства их похитителей, где их ритуально пытали и приносили в жертву. Эти практики документированы богатым материалом иконографических и археологических свидетельств со всей Мезоамерики.
В древней культуре майя
[ редактировать ]Свидетельства ритуальных жертвоприношений и взятия частей человеческого тела в качестве трофеев в цивилизации майя существуют еще в период среднего становления (800–500 гг. До н.э.). Свидетельствами являются останки скелетов и изображения в иконографии майя , обычно изображающие акты человеческих жертвоприношений . Раскопки на территории Теотиуакана, не принадлежащей майя , обнаружили останки сотен тел, которые, как полагают, представляют собой массовое жертвоприношение в Храме Пернатого Змея . [1] В Храме Луны , еще одном месте раскопок, было обнаружено несколько обезглавленных останков, а также многочисленные связанные тела обезглавленных мужчин. Учитывая эти два примера мест массовых жертвоприношений, нет причин, по которым это не могло произойти в обществе майя. [2]
Имея это в виду, есть и другие возможные объяснения, которые обычно используются майя. Вполне разумно полагать, что некоторые из этих мест являются примерами почитания предков . Это была избирательная социальная практика, в которой предки считались подмножество всех умерших и были теми, кто подтвердил политическую власть, статус и доступ к ресурсам. [3] Есть также доказательства того, что практика погребения в этом регионе была разнообразной и когда-то считалась свидетельством человеческих жертвоприношений. Их обычно находили в местах повторного использования гробниц и вторичных захоронений. [4]
По большей части считается, что солдаты не патрулировали большими армиями; скорее, было много более мелких групп или рейдовых отрядов. Большинство этих сражений было вызвано стремлением к господству и намерением запугать другие города. В то время нередки случаи, когда победители в битве забирали пленников обратно в свои города и использовали их для ритуальных жертвоприношений. В некоторых случаях пленника связывали или препятствовали ему, чтобы он не мог честно соревноваться в матче с мячом, в котором победитель получает все . При этом проигравший будет обезглавлен, а победитель в определенных ситуациях сохранит свою голову в качестве трофея и подтвердит победу, чтобы установить господство своего города. [5]
В «Попул Вух» концепция человеческих жертвоприношений и обезглавливания совершенно ясна и подчеркнута. Однако в случаях обезглавливания жертвоприношение должно было означать возрождение и творение. Эта тема подтверждается, когда Герои-Близнецы сыграли с Повелителями Смерти в матче с мячом и в конечном итоге обманом заставили Повелителей Смерти обезглавить себя. Когда Повелители Смерти исчезли, Близнецы-герои смогли воскресить своего отца, Кукурузного Бога. [6] Это показывает значение жертвоприношений и обезглавливания на войне как средства воссоздания возрождения в Попул Вух.
Maya art
[ редактировать ]Искусство и иконография майя являются основным источником знаний и представлений антропологов о культуре и истории майя. Например, на месте Бонампака фотограф Джайлс Хили обнаружил изысканные фрески, изображающие битву и ее последствия, включая пытки пленников. Другие примеры искусства майя, изображающие жертвоприношения и пытки, включают резные каменные стелы, алтари и панели. Есть свидетельства того, что этот вид искусства записывался на дереве и других скоропортящихся носителях, но со временем они стерлись. [7]
Иконографические изображения трофейных голов, как правило, изображают головы подвешенными в воздухе, удерживаемыми за волосы или даже перевернутыми. Кроме того, на них изображена кровь или, возможно, другие жидкости, вытекающие из шеи, глаз или рта. Держать голову за волосы считается признаком неуважения. В иконографии майя эти головы обычно крепятся вертикально с открытыми глазами и носятся на поясе, расположенном на пояснице владельца. Сам акт обезглавливания в иконографии встречается редко, но время от времени появляется. Наиболее распространенным местом, где можно увидеть обезглавливание человеческих голов, которые носят или представляют в качестве трофеев, являются расписные цилиндрические вазы позднего классического периода, которые обычно связаны с героями-близнецами или каким-либо мифом о творении. [8]
Археологические примеры
[ редактировать ]На юго-западе Мексики
[ редактировать ]В Оахаке есть различные доколумбовые фигуры, на которых высокопоставленные персонажи, воины и игроки в мяч носят ритуальную и военную атрибутику, держа перевернутые головы и распущенные длинные волосы, свисающие вниз. Одну из таких фигурок можно увидеть в Национальном музее американских индейцев в Вашингтоне. Хавьер Урсид пишет, что эти трофеи могли быть «мягкими частями обезглавленных голов [ так в оригинале ] [а] превратился в реликвии, чтобы повесить" [9] Есть также несколько фигур, изображающих персонажей с кожей на лице: кожей содранного человека. Статья Урсида в El Sacrificio Humano en la Tradición Religiosa Mesoamericana включает восемь иллюстраций этих трофеев на юго-западе Мексики, в том числе жаровню, изображающую игрока в мяч со содранной лицевой маской, носящего ожерелье из человеческих костей и несущего отрубленную голову. [10]
В «Relación Geográfica» 1580 года праздник тлакаксипеуалистли упоминается в контексте человеческой кожи как трофеев в Оахаке: «прутьями били по всему телу, пока оно не раздувалось, а затем сдирали с тел кожу, промывали мясо горячей водой и ели его, и разносил шкуры по окрестным деревням для подаяния». [11]
Лос-Мангалес (ранний доклассический период)
[ редактировать ]Лос-Мангалес расположен в долине Салама в северном нагорье Гватемалы. Было подсчитано, что это место действовало примерно с 1000 по 400 год до нашей эры и было местом обширных и тщательно продуманных захоронений. Три основных кургана составляют основную композицию памятника (ул. D6-1), содержащую различное количество черепов взрослых мужчин, которые были интерпретированы как трофейные головы или, возможно, расчлененные жертвенные слуги. [12] Помимо трех основных курганов, здесь было несколько захоронений. В частности, на захоронении №6 имелись убедительные доказательства человеческого жертвоприношения, где находились как минимум 12 расчлененных жертв и три возможные трофейные головы. Головы были найдены лежащими внутри склепа у конкретных людей. Общей тенденцией на этом месте является то, что жертвы, найденные за пределами официального склепа, лежали в положении лежа (их запястья и лодыжки были плотно связаны вместе и лежали лицом вниз), а люди, находившиеся внутри склепа, находились в положении лежа на спине. (лицом вверх и несвязанный). Однако обнаружение тела в положении лежа не обязательно означает, что человек стал жертвой жертвоприношения. Считается, что обнаружение изолированных черепов рассматривалось как раннее свидетельство захвата трофеев в регионе майя. [13]
Чалчуапа (Доклассический)
[ редактировать ]Доказательства принесения жертвоприношений и взятия трофеев были обнаружены на месте эвакуации в Эль-Чалчуапе , Сальвадор. Были обнаружены останки 33 человек, которые, по всей видимости, стали жертвами ритуального жертвоприношения, охватывающего пять различных этапов строительства сооружения. Было обнаружено, что многие из этих людей были мужчинами, и большинство из них лежало на животе. Отмечено, что среди найденных особей они были представлены в виде черепов и были определены как трофейные головы. У остальных имелся ряд признаков увечий, в том числе: у одного человека отсутствовала голова, двое были разрезаны пополам в талии, у одного человека отсутствовали ноги, а у другого отсутствовали ступни. Учитывая возраст людей, отсутствие погребального инвентаря, положение и расположение тел, отсутствие подготовки могил и доказательств расчленения, этот сайт, по-видимому, показывает, что эти люди были военнопленными, а затем использовались в качестве ритуальное жертвоприношение. [14]
Куэльо, Белиз (поздний доклассический период)
[ редактировать ]Cuello — это сайт, на котором представлено несколько примеров обезглавливания, расчленения и принесения в жертву мужчин молодого и среднего возраста на публичных мероприятиях. Здесь мы видим свидетельства принесения в жертву детей, один из которых, по-видимому, был обезглавлен, что демонстрирует частоту обезглавливания людей в общественных местах и общественных структурах. В большинстве массовых захоронений, по-видимому, в центре находятся первичные люди, окруженные останками других. [15]
Колха, Белиз (Терминал Классик)
[ редактировать ]В Колхе, Белиз , археологи обнаружили большую яму рядом с лестницей недалеко от центра монументального сооружения (операция 2010 г.). В этой «Яме черепов» находились головы около 30 человек. Десять из них были детьми в возрасте от 6 месяцев до 6 или 7 лет. Остальные 20 особей были взрослыми. На черепах были порезы, а останки были сожжены, а возрастная группировка и расположение ямы позволили сделать многочисленные выводы о причинах этих жертвоприношений. Одна из теорий состоит в том, что их приносили в жертву во время религиозной церемонии. Другие гипотезы заключаются в том, что жертвами были политические заключенные, к которым применялось ритуальное насилие, или что они были предками элитного рода, который был насильственно свергнут. [16]
Теотиуакан (Пирамида Пернатого Змея)
[ редактировать ]На этом месте раскопок в Мексике археологи нашли около 72 мужчин. Судя по имеющимся свидетельствам, они были определены как солдаты. Людей поместили в ряд могил с сложной структурой, которые находились под пирамидой и сразу за ее пределами. Из других обнаруженных доказательств было обнаружено, что у каждого человека было от 7 до 11 человеческих верхних челюстей или костей человеческой челюсти. Эти верхние челюсти в основном носили на руке, обычно на бицепсах солдат. Это рассматривалось как свидетельство силы и мощи, доказывающее, что эти люди участвовали во многих битвах или кампаниях. Помимо верхних челюстей у мужчин были ожерелья из зубов, обсидиановых наконечников снарядов и сланцевых дисков, расположенных за поясницей, которые обычно встречались на военных фигурах Теотиуакана. Это заставило археологов поверить, что эти солдаты принадлежали к элитному классу воинов, а не просто к какой-то полуорганизованной милиции. [17]
Наряду с останками солдат, были также найдены останки других мужчин с богатыми подношениями, которые позволяют предположить, что они принадлежали к более высокому социальному статусу. Эти свидетельства доказали, что даже на раннем этапе существования Теотиуакана имели место крупномасштабные человеческие жертвоприношения, а также символика, связанная с войной. [18]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Обезглавливание - это удаление головы; поэтому, хотя тела можно обезглавить, головы можно только отрубить.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Берриман 2007 [ сломанный якорь ] : 378
- ^ Берриман 2007 [ сломанный якорь ] :377-378
- ^ Макэнани 1998 [ сломанный якорь ]
- ^ Берриман 2007 [ сломанный якорь ] :378
- ^ Берриман [ сломанный якорь ] :379
- ^ Берриман [ сломанный якорь ] :379
- ^ Чакон, О'Мански и Демарест 2007 г. [ сломанный якорь ] :13-15
- ^ Чакон, Дай и Берриман, 2007 г. [ сломанный якорь ] :384
- ^ Урцид 2010 [ сломанный якорь ] : 135.
- ^ Урцид 2010 [ сломанный якорь ] : 136
- ^ Урцид 2010 [ сломанный якорь ] : 137
- ^ Чакон, Мендоса и Берриман [ сломанный якорь ] :389
- ^ Берриман [ сломанный якорь ] :389-390
- ^ Берриман [ сломанный якорь ] :389-390
- ^ Берриман [ сломанный якорь ] :391
- ^ Берриман [ сломанный якорь ] :392
- ^ Спенс, Уайт, Лонгстафф и Ло, 2004 г. [ сломанный якорь ]
- ^ Спенс, Уайт, Лонгстафф и Ло, 2004 г. [ сломанный якорь ]
Ссылки
[ редактировать ]- Берриман, Кэрри Энн. (2007) «Жертвы в плену и взятие трофеев среди древних майя» в книге «Изъятие и демонстрация частей человеческого тела индейцами» под редакцией Ричарда Дж. Чакона и Дэвида Х. Дая, стр. 377–399. Глава 13. Springer Science + Business Media, Нью-Йорк.
- Каугилл, Л. Джордж (2002). «Ритуальное жертвоприношение и пирамида Пернатого Змея в Теотиуакане, Мексика» .
- Макэнани, А. Патрисия (1998). «Предки и классическая искусственная среда майя» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июня 2010 г.
- О'Мански, Мэтт и Артур Демарест. (2007) «Статусное соперничество и война в развитии и крахе классической цивилизации майя» в книге «Война коренных народов Латинской Америки и ритуальное насилие», под редакцией Ричарда Дж. Чакона и Рубена Дж. Мендосы, стр. 11–34. Глава 1. Издательство Университета Аризоны, Тусон.
- Спенс, В. Майкл; Кристин Д. Уайт; Фред Дж. Лонгстафф; Кимберли Р. Лоу (2004). Человеческие трофеи, которые носят жертвенные солдаты из пирамиды Пернатого Змея, Теотиуакан . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Урсид, Хавьер. (2010) «Человеческие жертвоприношения на юго-западе Мезоамерики» в книге « Человеческие жертвоприношения в мезоамериканской религиозной традиции » под редакцией Леонардо Лопеса Лухана и Гильема Оливье, стр. 115–168. Мехико: Национальный институт антропологии и истории и Национальный автономный университет Мексики .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с человеческими жертвоприношениями в Мезоамерике, на Викискладе?