Jump to content

Взятие человеческих трофеев в Мезоамерике

Человеческие жертвоприношения показаны на панели на одной из площадок для игры в мяч в Эль-Тахине , Веракрус, Мексика.

Большинство древних цивилизаций Мезоамерики, таких как культуры ольмеков , майя , миштеков , сапотеков и ацтеков, практиковали тот или иной вид захвата человеческих трофеев во время войны. Пленников, взятых во время войны, часто доставляли в города-государства их похитителей, где их ритуально пытали и приносили в жертву. Эти практики документированы богатым материалом иконографических и археологических свидетельств со всей Мезоамерики.

В древней культуре майя

[ редактировать ]

Свидетельства ритуальных жертвоприношений и взятия частей человеческого тела в качестве трофеев в цивилизации майя существуют еще в период среднего становления (800–500 гг. До н.э.). Свидетельствами являются останки скелетов и изображения в иконографии майя , обычно изображающие акты человеческих жертвоприношений . Раскопки на территории Теотиуакана, не принадлежащей майя , обнаружили останки сотен тел, которые, как полагают, представляют собой массовое жертвоприношение в Храме Пернатого Змея . [1] В Храме Луны , еще одном месте раскопок, было обнаружено несколько обезглавленных останков, а также многочисленные связанные тела обезглавленных мужчин. Учитывая эти два примера мест массовых жертвоприношений, нет причин, по которым это не могло произойти в обществе майя. [2]

Имея это в виду, есть и другие возможные объяснения, которые обычно используются майя. Вполне разумно полагать, что некоторые из этих мест являются примерами почитания предков . Это была избирательная социальная практика, в которой предки считались подмножество всех умерших и были теми, кто подтвердил политическую власть, статус и доступ к ресурсам. [3] Есть также доказательства того, что практика погребения в этом регионе была разнообразной и когда-то считалась свидетельством человеческих жертвоприношений. Их обычно находили в местах повторного использования гробниц и вторичных захоронений. [4]

По большей части считается, что солдаты не патрулировали большими армиями; скорее, было много более мелких групп или рейдовых отрядов. Большинство этих сражений было вызвано стремлением к господству и намерением запугать другие города. В то время нередки случаи, когда победители в битве забирали пленников обратно в свои города и использовали их для ритуальных жертвоприношений. В некоторых случаях пленника связывали или препятствовали ему, чтобы он не мог честно соревноваться в матче с мячом, в котором победитель получает все . При этом проигравший будет обезглавлен, а победитель в определенных ситуациях сохранит свою голову в качестве трофея и подтвердит победу, чтобы установить господство своего города. [5]

В «Попул Вух» концепция человеческих жертвоприношений и обезглавливания совершенно ясна и подчеркнута. Однако в случаях обезглавливания жертвоприношение должно было означать возрождение и творение. Эта тема подтверждается, когда Герои-Близнецы сыграли с Повелителями Смерти в матче с мячом и в конечном итоге обманом заставили Повелителей Смерти обезглавить себя. Когда Повелители Смерти исчезли, Близнецы-герои смогли воскресить своего отца, Кукурузного Бога. [6] Это показывает значение жертвоприношений и обезглавливания на войне как средства воссоздания возрождения в Попул Вух.

Искусство и иконография майя являются основным источником знаний и представлений антропологов о культуре и истории майя. Например, на месте Бонампака фотограф Джайлс Хили обнаружил изысканные фрески, изображающие битву и ее последствия, включая пытки пленников. Другие примеры искусства майя, изображающие жертвоприношения и пытки, включают резные каменные стелы, алтари и панели. Есть свидетельства того, что этот вид искусства записывался на дереве и других скоропортящихся носителях, но со временем они стерлись. [7]

Иконографические изображения трофейных голов, как правило, изображают головы подвешенными в воздухе, удерживаемыми за волосы или даже перевернутыми. Кроме того, на них изображена кровь или, возможно, другие жидкости, вытекающие из шеи, глаз или рта. Держать голову за волосы считается признаком неуважения. В иконографии майя эти головы обычно крепятся вертикально с открытыми глазами и носятся на поясе, расположенном на пояснице владельца. Сам акт обезглавливания в иконографии встречается редко, но время от времени появляется. Наиболее распространенным местом, где можно увидеть обезглавливание человеческих голов, которые носят или представляют в качестве трофеев, являются расписные цилиндрические вазы позднего классического периода, которые обычно связаны с героями-близнецами или каким-либо мифом о творении. [8]

Археологические примеры

[ редактировать ]

На юго-западе Мексики

[ редактировать ]

В Оахаке есть различные доколумбовые фигуры, на которых высокопоставленные персонажи, воины и игроки в мяч носят ритуальную и военную атрибутику, держа перевернутые головы и распущенные длинные волосы, свисающие вниз. Одну из таких фигурок можно увидеть в Национальном музее американских индейцев в Вашингтоне. Хавьер Урсид пишет, что эти трофеи могли быть «мягкими частями обезглавленных голов [ так в оригинале ] [а] превратился в реликвии, чтобы повесить" [9] Есть также несколько фигур, изображающих персонажей с кожей на лице: кожей содранного человека. Статья Урсида в El Sacrificio Humano en la Tradición Religiosa Mesoamericana включает восемь иллюстраций этих трофеев на юго-западе Мексики, в том числе жаровню, изображающую игрока в мяч со содранной лицевой маской, носящего ожерелье из человеческих костей и несущего отрубленную голову. [10]

В «Relación Geográfica» 1580 года праздник тлакаксипеуалистли упоминается в контексте человеческой кожи как трофеев в Оахаке: «прутьями били по всему телу, пока оно не раздувалось, а затем сдирали с тел кожу, промывали мясо горячей водой и ели его, и разносил шкуры по окрестным деревням для подаяния». [11]

Лос-Мангалес (ранний доклассический период)

[ редактировать ]

Лос-Мангалес расположен в долине Салама в северном нагорье Гватемалы. Было подсчитано, что это место действовало примерно с 1000 по 400 год до нашей эры и было местом обширных и тщательно продуманных захоронений. Три основных кургана составляют основную композицию памятника (ул. D6-1), содержащую различное количество черепов взрослых мужчин, которые были интерпретированы как трофейные головы или, возможно, расчлененные жертвенные слуги. [12] Помимо трех основных курганов, здесь было несколько захоронений. В частности, на захоронении №6 имелись убедительные доказательства человеческого жертвоприношения, где находились как минимум 12 расчлененных жертв и три возможные трофейные головы. Головы были найдены лежащими внутри склепа у конкретных людей. Общей тенденцией на этом месте является то, что жертвы, найденные за пределами официального склепа, лежали в положении лежа (их запястья и лодыжки были плотно связаны вместе и лежали лицом вниз), а люди, находившиеся внутри склепа, находились в положении лежа на спине. (лицом вверх и несвязанный). Однако обнаружение тела в положении лежа не обязательно означает, что человек стал жертвой жертвоприношения. Считается, что обнаружение изолированных черепов рассматривалось как раннее свидетельство захвата трофеев в регионе майя. [13]

Чалчуапа (Доклассический)

[ редактировать ]

Доказательства принесения жертвоприношений и взятия трофеев были обнаружены на месте эвакуации в Эль-Чалчуапе , Сальвадор. Были обнаружены останки 33 человек, которые, по всей видимости, стали жертвами ритуального жертвоприношения, охватывающего пять различных этапов строительства сооружения. Было обнаружено, что многие из этих людей были мужчинами, и большинство из них лежало на животе. Отмечено, что среди найденных особей они были представлены в виде черепов и были определены как трофейные головы. У остальных имелся ряд признаков увечий, в том числе: у одного человека отсутствовала голова, двое были разрезаны пополам в талии, у одного человека отсутствовали ноги, а у другого отсутствовали ступни. Учитывая возраст людей, отсутствие погребального инвентаря, положение и расположение тел, отсутствие подготовки могил и доказательств расчленения, этот сайт, по-видимому, показывает, что эти люди были военнопленными, а затем использовались в качестве ритуальное жертвоприношение. [14]

Куэльо, Белиз (поздний доклассический период)

[ редактировать ]

Cuello — это сайт, на котором представлено несколько примеров обезглавливания, расчленения и принесения в жертву мужчин молодого и среднего возраста на публичных мероприятиях. Здесь мы видим свидетельства принесения в жертву детей, один из которых, по-видимому, был обезглавлен, что демонстрирует частоту обезглавливания людей в общественных местах и ​​​​общественных структурах. В большинстве массовых захоронений, по-видимому, в центре находятся первичные люди, окруженные останками других. [15]

Колха, Белиз (Терминал Классик)

[ редактировать ]

В Колхе, Белиз , археологи обнаружили большую яму рядом с лестницей недалеко от центра монументального сооружения (операция 2010 г.). В этой «Яме черепов» находились головы около 30 человек. Десять из них были детьми в возрасте от 6 месяцев до 6 или 7 лет. Остальные 20 особей были взрослыми. На черепах были порезы, а останки были сожжены, а возрастная группировка и расположение ямы позволили сделать многочисленные выводы о причинах этих жертвоприношений. Одна из теорий состоит в том, что их приносили в жертву во время религиозной церемонии. Другие гипотезы заключаются в том, что жертвами были политические заключенные, к которым применялось ритуальное насилие, или что они были предками элитного рода, который был насильственно свергнут. [16]

Теотиуакан (Пирамида Пернатого Змея)

[ редактировать ]

На этом месте раскопок в Мексике археологи нашли около 72 мужчин. Судя по имеющимся свидетельствам, они были определены как солдаты. Людей поместили в ряд могил с сложной структурой, которые находились под пирамидой и сразу за ее пределами. Из других обнаруженных доказательств было обнаружено, что у каждого человека было от 7 до 11 человеческих верхних челюстей или костей человеческой челюсти. Эти верхние челюсти в основном носили на руке, обычно на бицепсах солдат. Это рассматривалось как свидетельство силы и мощи, доказывающее, что эти люди участвовали во многих битвах или кампаниях. Помимо верхних челюстей у мужчин были ожерелья из зубов, обсидиановых наконечников снарядов и сланцевых дисков, расположенных за поясницей, которые обычно встречались на военных фигурах Теотиуакана. Это заставило археологов поверить, что эти солдаты принадлежали к элитному классу воинов, а не просто к какой-то полуорганизованной милиции. [17]

Наряду с останками солдат, были также найдены останки других мужчин с богатыми подношениями, которые позволяют предположить, что они принадлежали к более высокому социальному статусу. Эти свидетельства доказали, что даже на раннем этапе существования Теотиуакана имели место крупномасштабные человеческие жертвоприношения, а также символика, связанная с войной. [18]

  1. ^ Обезглавливание - это удаление головы; поэтому, хотя тела можно обезглавить, головы можно только отрубить.

Примечания

[ редактировать ]
  • Берриман, Кэрри Энн. (2007) «Жертвы в плену и взятие трофеев среди древних майя» в книге «Изъятие и демонстрация частей человеческого тела индейцами» под редакцией Ричарда Дж. Чакона и Дэвида Х. Дая, стр. 377–399. Глава 13. Springer Science + Business Media, Нью-Йорк.
  • Каугилл, Л. Джордж (2002). «Ритуальное жертвоприношение и пирамида Пернатого Змея в Теотиуакане, Мексика» .
  • Макэнани, А. Патрисия (1998). «Предки и классическая искусственная среда майя» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июня 2010 г.
  • О'Мански, Мэтт и Артур Демарест. (2007) «Статусное соперничество и война в развитии и крахе классической цивилизации майя» в книге «Война коренных народов Латинской Америки и ритуальное насилие», под редакцией Ричарда Дж. Чакона и Рубена Дж. Мендосы, стр. 11–34. Глава 1. Издательство Университета Аризоны, Тусон.
  • Спенс, В. Майкл; Кристин Д. Уайт; Фред Дж. Лонгстафф; Кимберли Р. Лоу (2004). Человеческие трофеи, которые носят жертвенные солдаты из пирамиды Пернатого Змея, Теотиуакан . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Урсид, Хавьер. (2010) «Человеческие жертвоприношения на юго-западе Мезоамерики» в книге « Человеческие жертвоприношения в мезоамериканской религиозной традиции » под редакцией Леонардо Лопеса Лухана и Гильема Оливье, стр. 115–168. Мехико: Национальный институт антропологии и истории и Национальный автономный университет Мексики .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7cc066b6fc4b47b54e6ba23924c4ee19__1713708780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/19/7cc066b6fc4b47b54e6ba23924c4ee19.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Human trophy taking in Mesoamerica - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)