Почитание
Почитание ( лат . veneratio ; греч . τιμάω timáō ), [а] или почитание святых , это акт почитания святого , человека, который был идентифицирован как обладающий высокой степенью святости или святости . [1] Ангелам оказывают подобное почитание во многих религиях. Почитание святых практикуется, формально или неофициально, приверженцами некоторых ветвей всех основных религий , включая христианство , иудаизм , [2] Индуизм , [3] Ислам , [4] буддизм [1] [3] и джайнизм .
В христианстве почитание практикуется такими группами, как Восточная Православная Церковь , Римско-католическая и Восточно-католическая церкви , каждая из которых имеет различные типы процедур канонизации или прославления . В католической и православной церквях почитание проявляется внешне, уважительно кланяясь или крестясь перед или статуей святого иконой , мощами , либо совершая паломничество к местам, связанным со святыми. не практикуют почитание В целом протестанты и Свидетели Иеговы , поскольку многие протестанты считают, что эта практика равносильна идолопоклонству. Рядовые лютеране и англикане положительно относятся к почитанию святых и практикуют присвоение церквям имен святых, а также соблюдение определенных праздников. [5] [6]
Индуизм имеет давнюю традицию почитания святых, выражающуюся в отношении различных гуру и учителей святости, как живых, так и мертвых. Ветви буддизма включают формальное литургическое поклонение святым, а буддизм Махаяны классифицирует степени святости. [1] [3]
В исламе почитание святых практикуется некоторыми приверженцами традиционного ислама ( суфиями ), а также во многих частях таких мест, как Турция, Египет, Южная Азия и Юго-Восточная Азия. например, [7] [8] Другие секты, такие как ваххабиты и т. д., ненавидят эту практику. [9]
В иудаизме нет классического или формального признания святых, но существует долгая история почитания библейских героев и мучеников. Евреи в некоторых регионах, например в Марокко, имеют давнюю и широко распространенную традицию почитания святых. [1] [2] [3]
буддизм
[ редактировать ]традициях, Тхераваде и Махаяне признаются те, кто достиг высокой степени просветления , архатами В основных буддийских . В буддизме Махаяны особое внимание уделяется силе святых, помогающих обычным людям на пути к просветлению . Тех, кто достиг просветления и отложил свое полное просветление, чтобы помочь другим, называют Бодхисаттвами . В буддизме Махаяны существуют формальные литургические практики почитания святых, а также очень специфические уровни святости. Тибетские буддисты почитают особо святых лам , таких как Далай-лама , как святых. [1] [3]
христианство
[ редактировать ]Почитание тех, кого считали святыми, началось в раннем христианстве , когда мученикам сначала оказывали особое почитание. Официальное поминовение святых в церквях началось еще в первом веке . Апостол Павел упоминал святых поименно в своих трудах. [10] В катакомбах были созданы иконы с изображением святых. Православная церковь Византии начала официальные церковные поминки очень рано, и даже в Риме поминовения документально зафиксированы в третьем веке. Со временем эта честь стала оказываться и тем христианам, которые жили жизнью святости и неприкосновенности. Различные конфессии почитают и определяют святых по-разному, причем некоторые имеют формальный процесс канонизации или прославления. Это также первый шаг к тому, чтобы стать святым. [1]
Латрия, дулия и гипердулия
[ редактировать ]Христианские богословы уже давно приняли термины latria для обозначения типа поклонения одному Богу, а также dulia и proskynesis для почитания ангелов, святых, реликвий и икон. [б]
Католическое и восточно-православное богословие также включает термин гипердулия для обозначения типов почитания, оказываемого конкретно Марии . [11] [15] Католический теолог Фома Аквинский указывает, что гипердулия — это тот же тип почитания, что и дулия , только оказываемый в большей степени; оба остаются отличными от латрии . [17]
католицизм
[ редактировать ]В католицизме почитание — это вид чести, отличный от истинного поклонения (истинного поклонения) , которое принадлежит только Богу. По словам Марка Миравелла из Францисканского университета в Стьюбенвилле , английское слово «поклонение» ассоциировалось как с почитанием, так и с обожанием:
Как объяснил Фома Аквинский , поклонение, известное в классической теологии как latria , — это поклонение и почтение, которые справедливо возносятся только Богу. Это проявление подчинения и признания зависимости, надлежащим образом проявляемой по отношению к совершенству нетварной божественной личности и к его абсолютному господству. Это поклонение Творцу, которого заслуживает только Бог.
Почитание, известное в классической теологии как дулия , представляет собой почет и почтение, соответственно превосходству сотворенного человека. Превосходство, проявленное сотворенными существами, также заслуживает признания и почета.
Исторически теологические школы использовали термин «поклонение» как общий термин, который включал как поклонение, так и почитание. Они различали «поклонение обожания» и «поклонение почитания». Слово «поклонение» (аналогично тому, как традиционно используется литургический термин «культ») не было синонимом поклонения, но могло использоваться для обозначения либо обожания, либо почитания. Следовательно, католические источники иногда используют термин «поклонение» не для обозначения поклонения, а только для обозначения почитания Марии и святых. [18]
Согласно Катехизису Католической Церкви :
Христианское почитание изображений не противоречит первой заповеди, запрещающей идолов. Действительно, «честь, оказанная изображению, переходит к его прообразу», и «кто почитает изображение, почитает и изображенного на нем человека». Честь, оказываемая священным изображениям, — это «почтительное почитание», а не поклонение одному только Богу:
Религиозное поклонение направлено не на образы сами по себе, рассматриваемые как просто вещи, а в их отличительном аспекте, как образы, ведущие нас к воплощенному Богу. Движение к образу не заканчивается в нем как в образе, а стремится к тому, чьим образом он является. [19]
В Римском Катехизисе более подробное изложение о Чести и Призыве Святых . имеется [ нужна ссылка ]
Теперь римско-католическая традиция имеет устоявшуюся философию почитания Девы Марии в области мариологии с папскими школами, такими как Марианум, специально посвященными этой задаче. [20] [21] [22]
Ибо учение Римско-Католической Церкви, помимо догмата о Ее Божественном Материнстве, [23] Богоматерь » ) (она же « Богородица была предметом трех других различных догматов :
- Непорочное зачатие (отсутствие первородного греха по благодати Божией)
- Вечная девственность (до, во время и после рождения Иисуса, до ее Успения)
- Успение (телом и душой на Небеса).
Особые благодати, дарованные Богом Марии, обусловили ее титул Посредницы всех благодатей человечества, ее ходатайственную способность перед Иисусом Христом Богом о молитвенных намерениях верующих.
В католической церкви существует множество различных форм почитания святых, таких как паломничество к могилам (например, святого Петра (Ватикан), святого Антония Падуанского (Италия), Сантьяго-де-Компостела (Испания) или Гроба Господня). (Израиль)). Также принято совершать паломничество к местам, связанным с жизнью святого, таким как Пещера Санто-Эрмано-Педро (Испания), Пещера Апокалипсиса (Греция) или Церковь Айя Текла (Турция). Почитание образов и реликвий; Господь Чудес (Перу), Богоматерь Гваделупская и Святой Иуда Фаддау (Мексика), Святой Декстер (Венгрия), Реликварий Трех Королей (Германия) и др.
Восточное православие
[ редактировать ]В Сирийской Православной Церкви литургическом богослужении « Радуйся, Мария» произносится как вступительная молитва после « Отче наш » и перед входом священника в алтарь. [24] Имя Пресвятой Девы Марии, вероятно, также использовалось для освящения алтарей выше имени всех других святых. [25]
Восточное православие
[ редактировать ]В Восточной Православной Церкви почитание святых является важным элементом богослужения. Большинство служб завершаются словами «Пресвятая Богородица, спаси нас!» [26] и использовал тропари и кондаки для почитания святого дня. [27] Эта практика почитания святых как через хвалу, так и через их иконы защищается в св. Иоанна Дамаскина книге «О святых образах» . [28] и был предметом Второго Никейского Собора .
протестантизм
[ редактировать ]В протестантских церквях почитание иногда приравнивается к греху идолопоклонства , а соответствующая практика канонизации — к ереси апофеоза . Протестантская теология обычно отрицает возможность проведения какого-либо реального различия между почитанием и поклонением и утверждает, что практика почитания отвлекает христианскую душу от ее истинной цели — поклонения Богу. В своих «Институтах христианской религии » Жан Кальвин пишет, что «различие того, что называется dulia и latria, было изобретено с той самой целью, чтобы позволить воздавать божественные почести ангелам и мертвым людям с очевидной безнаказанностью». [29] считают почитание своего рода богохульством . Таким образом, Лютер и некоторые протестанты [30] [31] Однако некоторые протестантские течения, особенно англиканство и лютеранство , допускают почитание святых аналогично католицизму. [ нужна ссылка ]
Библия
[ редактировать ]В отношении почитания мощей святых часто упоминаются два стиха:
«Однажды, когда некоторые израильтяне хоронили человека, внезапно они увидели банду разбойников; и бросили тело этого человека в гробницу Елисея. Когда тело коснулось костей Елисея, человек ожил и встал на ноги». (4 Царств 13:21 ) .
«Бог творил через Павла необыкновенные чудеса, так что даже платки и фартуки, прикасавшиеся к нему, переносились на больных, и болезни их излечивались, и злые духи оставляли их». (Деяния 19:11, 12 ) .
Во второканонической книге Сираха также кратко говорится о почитании памяти патриархов и пророков: «Прославим ныне мужей прославленных и отцов наших в роде их» (44:1). «И имена их пребудут вовек, слава святых мужей останется детям их» (44:15) [32]
Поддерживать
[ редактировать ]Св. Августин , св. Амвросий и другие рассказывают о чудесах, произошедших на могилах св. Стефана , св. Феликса Нольского , св. Гервасия и многих других в послебиблейские времена. Такие чудесные события рассматриваются как божественная милость к почитанию реликвий. [33]
индуизм
[ редактировать ]В индуизме существует давняя и живая традиция почитания сантов (святых) и махатм (вознесенных мастеров) , при этом грань между человечеством и божественностью часто стирается в случаях богочеловеков и богоженщин . Движения Бхакти популяризировали преданность святым личностям, таким как садху , бабы и гуру , как образцам, показывающим путь к освобождению. [1] [3] [34]
ислам
[ редактировать ]Ислам имеет богатую историю почитания святых (часто называемых вали , что буквально означает «Друг [Бога]»), [35] которая пришла в упадок в некоторых частях исламского мира в двадцатом веке из-за влияния различных течений салафизма . В суннитском исламе почитание святых с самого начала стало очень распространенной формой религиозного празднования. [35] а святых в восьмом веке стали определять как группу «особых людей, избранных Богом и наделенных исключительными дарами, такими как способность творить чудеса». [36] Классические суннитские учёные признали и почитали этих людей как почтенных людей, которые были «любимы Богом и установили с Ним тесные отношения любви». [36] Подавляющее большинство святых, почитаемых в классическом суннитском мире, были суфиями , которые были суннитскими мистиками и принадлежали к одной из четырех ортодоксальных юридических школ суннитского права . [37]
Почитание святых в конечном итоге стало одной из самых распространенных суннитских практик на протяжении более чем тысячелетия, прежде чем в двадцатом веке ему противостояло салафитское движение , различные течения которого считают его «одновременно неисламским и отсталым... неотъемлемой частью ислама, которым они были на протяжении более тысячелетия». [38] Подобно протестантской Реформации , [39] Конкретные традиционные практики, которые салафизм пытался ограничить как в суннитском , так и в шиитском контексте, включают в себя почитание святых , посещение их могил , поиск их заступничества и почитание их мощей . Как заметил Кристофер Тейлор: «[На протяжении всей исламской истории] жизненно важным аспектом исламского благочестия было почитание мусульманских святых… [из-за] определенных направлений мысли внутри самой исламской традиции, особенно ярко выраженных в девятнадцатом и двадцатом веках. столетия ... [в некоторые современные дни] мусульмане либо вообще отказывались признавать существование мусульманских святых, либо рассматривали их присутствие и почитание как неприемлемые отклонения». [40]
иудаизм
[ редактировать ]Хотя ортодоксальный и организованный иудаизм не одобряет почитание святых как таковое, почитание и паломничество к местам захоронения святых еврейских лидеров является древней частью традиции. [41]
Некоторые евреи часто посещают могилы многих праведных еврейских лидеров. [42] Эта традиция особенно сильна среди марокканских евреев и евреев сефардского происхождения, а также среди некоторых евреев-ашкенази. Это особенно верно в отношении Израиля, где похоронены многие святые еврейские лидеры. Пещера Патриархов в Хевроне , гробница Рахили в Вифлееме и гробница Маймонида в Тиберии являются примерами мест захоронения, привлекающих большое паломничество на Ближнем Востоке. [1] [2] В Америке единственным таким примером является могила раввина Менахема Менделя Шнеерсона в Огеле на кладбище в Квинсе, где он похоронен рядом со своим тестем. Сам Шнеерсон при жизни часто посещал могилу (Охель) своего тестя, где читал письма и писал молитвы, а затем клал их на могилу. [43] Сегодня могилу Шнеерсона посещают евреи ортодоксального, реформистского и консервативного происхождения, а также неевреи. [44] [45] Посетители обычно читают молитвы из псалмов и приносят с собой прошения с молитвами, написанные на листах бумаги, которые затем рвут и оставляют на могиле. [46] [47] [48]
Джайнизм
[ редактировать ]В джайнизме признаются тиртханкары , которые являются существами, достигшими трансцендентности и освобождения ( мокши ) и, следовательно, учителями, обучающими джайнскому пути. В стороне от эволюции космоса и космического события они никоим образом в него не вмешиваются, служат лишь примером для подражания. [49] Последнее проявляется в церемониях подношения ( девапуджа ), которые представляют собой скорее отречение со стороны верующего, чем капитуляцию, поскольку тиртханкары совершенно безразличны к делам людей, а джайны предполагают, что они безразличны к ним.
См. также
[ редактировать ]- Почитание мертвых
- Покровство святых
- Мария, мать Иисуса
- Мухаммед в исламе
- Могила Рэйчел
- Преклонение колен
- Святой покровитель
- Агиография
- Иконография
- Реликвия
- Храм
- Цадик
Примечания
[ редактировать ]- ^ Этимологически слово «почитать» происходит от латинского глагола , venerare что означает «относиться с благоговением и уважением ».
- ^ [11] [12] [13] [14] [15] [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Линдси Джонс, изд. (2005). Энциклопедия религии Томсона Гейла (на таджикском языке). Том. Святость (Второе изд.). Справочник Macmillan США. п. 8033.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Почитание святых — явление универсальное. Все монотеистические и политеистические вероучения содержат в себе что-то от своего религиозного измерения…» Иссахар Бен-Ами (1998). Святое почитание у евреев в Марокко . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 13. ISBN 978-0-8143-2198-0 . Проверено 7 сентября 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Вернер Старк (1966). Социология религии . Тейлор и Фрэнсис. п. 367. GGKEY:ZSKE259PDZ9 . Проверено 7 сентября 2012 г.
- ^ Флориан Поль (1 сентября 2010 г.). Современные мусульманские общества . Маршалл Кавендиш. стр. 294–295. ISBN 978-0-7614-7927-7 . Проверено 7 сентября 2012 г.
- ^ Хэнсон, Б. Введение в христианское богословие . Крепость Пресс. п. 308. ИСБН 978-1-4514-0446-3 . Проверено 28 января 2023 г.
- ^ Фармер, Д. (2011). Оксфордский словарь святых, пятое переработанное издание . Оксфордский краткий справочник. ОУП Оксфорд. п. 17. ISBN 978-0-19-103673-6 . Проверено 28 января 2023 г.
- ^ «Суфийский ислам» .
Хотя его часто называют мистическим компонентом ислама, существуют также суфии-фольклористы и «традиционные» суфии ... Суфизм характеризуется почитанием местных святых и братствами, практикующими свои собственные ритуалы.
- ^ «О святых и грешниках: Ислам Талибана далек от популярного суфизма, исповедуемого большинством мусульман Южной Азии» . Экономист . 18 декабря 2008.
В своей популярной форме суфизм выражается главным образом через почитание святых... Южная Азия усеяна могилами этих святых. В их число входят великие средневековые памятники, такие как храм Ходжи Мойнуддина Чисти XIII века , основателя ведущего суфийского ордена Южной Азии, в Аджмере . Но на каждую знаменитую могилу приходится тысячи придорожных святынь, выходящих на улицы Дели или разбросанных по скалистым пустыням южного Пакистана.
- ^ Ким Мерфи (8 мая 2003 г.). «Саудовские шииты черпают надежду в переменах по соседству» . Лос-Анджелес Таймс .
в то время как большинство суннитов считают их своими собратьями, хотя, возможно, и заблуждающимися, мусульманами, шииты рассматриваются саудовским религиозным истеблишментом как неверные, который придерживается ультраконсервативной и строгой разновидности суннитской веры, известной как ваххабизм. Саудовские религиозные лидеры считают шиитское почитание святых и святынь, празднование дня рождения пророка Мухаммеда и другие ритуалы греховными.
- ↑ Примечание: Павел на самом деле не использует титул Святого ни с каким именем, но называет всех христиан в целом святыми в Римлянам 15:25. А в Новом Завете говорится о мучениках, подобных Стефану, и праведниках, подобных Симеону в Луки 2:25.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б святая дулия , Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А., ред. (1997). Оксфордский словарь христианской церкви (Третье изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 513.
- ^ s.v. proskynesis , Том Девоншир Джонс; Линда Мюррей; Питер Мюррей, ред. (2013). Оксфордский словарь христианского искусства и архитектуры, второе издание . Издательство Оксфордского университета. п. 475. ИСБН 9780199680276 .
- ^ Кэсидей, Августин, изд. (2012). Православный христианский мир . Рутледж. п. 450. ИСБН 9780415455169 .
- ^ «Почитание образов» . Католическая энциклопедия Нового Адвента.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б св Причастие Святых , Алан Ричардсон; Джон Боуден, ред. (1983). Вестминстерский словарь христианского богословия . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 114. ИСБН 9780664227487 .
- ^ sv Изображения, Почитание , Элвелл, Уолтер А., изд. (2001). Евангелический богословский словарь . Бейкер Академик. п. 594. ИСБН 9780801020759 .
- ^ «Сумма теологии Фомы Аквинского» . Перевод отцов английской Доминиканской провинции (2-е изд.). Вторая часть второй части — Вопрос 103: Дуля: Новое пришествие (опубликовано в 2017 г.). 1920.
{{cite web}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Миравалле, Марк (24 ноября 2006 г.). «Что такое преданность Марии?» . Мать всех народов. Архивировано из оригинала 6 июня 2018 года . Проверено 2 ноября 2013 г.
- ^ Катехизис Католической Церкви - Параграф № 2132 . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ «Мариологическое общество Америки» . Mariologicalsocietyofamerica.us . Проверено 26 января 2012 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ] Архивировано 2 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Уведомление издателя во втором итальянском издании (1986 г.), перепечатано в английском издании, Габриэль Роскини , OSM (1989 г.). Дева Мария в сочинениях Марии Валторты (английское издание). Публикация Кольбе, Inc. ISBN 2-920285-08-4
- ^ «Догма о божественном материнстве». Отец Денис Винсент Уайзман, ОП, 19 июля 2002 г. По состоянию на 03.06.2021 г. https://udayton.edu/imri/mary/d/divine-maternity-dogma.php
- ^ Джейсон Джейкоб . Священная Курбана Крамам: Маланкарская православная церковь . Диас Ксавье. п. 275. Архивировано из оригинала 16 января 2019 года.
- ^ «Богоматерь Мария, Богородица, заступница всякой благодати и заступница за всех подвижников перед Богом» . Индийская православная церковь Св. Базелиоса . Маланкара. Архивировано из оригинала 16 января 2019 года . Проверено 15 января 2019 г.
- ^ «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС!» . oca.org . 2 сентября 2003 г.
- ^ «Жития святых» . oca.org .
- ^ Дамаскин, Иоанн (1898). О святых образах . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Книга I, глава 12» . Реформированный.орг . Проверено 08.11.2019 .
- ^ Фэйрберн, Дональд (январь 2002 г.). Восточное православие глазами Запада . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664224974 .
- ^ Нэш, Дэвид (16 сентября 2010 г.). Богохульство в христианском мире: история . ОУП Оксфорд. ISBN 9780191614354 .
- ↑ Помолимся: Экклезиастик 44:1-10.
- ^ Дехарб, Джозеф (1912). . Полный катехизис католической религии . Перевод преподобного Джона Фандера. Шварц, Кирвин и Фаусс.
- ^ Сибель Шаттак, Индуизм (Лондон: Routledge, 1999), стр. 61. [ ISBN отсутствует ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б См. Джон Ренард, Друзья Бога: исламские образы благочестия, приверженности и служения (Беркли: University of California Press, 2008); То же, « Сказки о друзьях Бога: исламская агиография в переводе» (Беркли: University of California Press, 2009).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Радтке, Б., «Святой», в: Энциклопедия Корана, главный редактор: Джейн Даммен Маколифф, Джорджтаунский университет, Вашингтон, округ Колумбия.
- ^ Джон Ренард, Друзья Бога: исламские образы благочестия, преданности делу и служения (Беркли: University of California Press, 2008)
- ^ Джон Эдвард Филд, Энциклопедия ислама (Нью-Йорк: Infobase Publishing, 2009), стр. 600
- ^ См. Джонатан А.С. Браун, Неверное цитирование Мухаммеда (Лондон: Oneworld Publications, 2015), стр. 254
- ^ Кристофер Тейлор, Поблизости праведников (Лейден: Брилл, 1999), стр. 5-6.
- ^ «....почитание святых и паломничество к ним были частью древней еврейской традиции». Шарот, Стивен (1976). Иудаизм: социология . Нью-Йорк: Издательство Holmes & Meier. п. 42.
- ^ «Жизнь этих, в основном сефардских и восточных (мизрахи) общин, отмечена бессознательной и беспрекословной приверженностью глубоко укоренившимся ценностям, где законничество часто уступает здравому смыслу, а мистическое благочестие играет неотъемлемую роль, видимую в таких практики почитания гробниц патриархов и святых, часто связанные с паломничеством». Де Ланге, Николас (2000). Введение в иудаизм . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. п. 69 .
- ^ Дэвид М. Гитлиц и Линда Кей Дэвидсон (2005). Паломничество и евреи . Прегер. стр. 118–120. ISBN 978-0275987633 .
- ↑ The New York Observer , редакционная статья, 08.07.14. «Ребе для города и Ребе для мира» .
- ↑ Шмули Ботич, «Кори Букер, духовный сенатор» , 18.10.13
- ^ Килганнон, Кори (20 июня 2004 г.). «Любавичцы отмечают 10 лет со дня смерти почитаемого раввина» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 января 2010 г.
- ^ Горовиц, Крейг (19 июня 1995 г.). «За гранью веры» . Нью-Йорк : 42 . Проверено 20 февраля 2012 г.
- ^ Идентификация Хабада: чему они учат и как они влияют на мир Торы (пересмотренное [ред.]. Ред.). [Иллинойс?]: Центр демографии Торы. 2007. стр. 81, 103, 110, 111. ISBN. 978-1411642416 .
- ^ Крылья 2010 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- О ПРИЗЫВАНИИ, ПОКЛОНЕНИИ И МОЩЯХ СОЛЕЙ И СВЯЩЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ. Римско-католическое учение Тридентского собора (1545–1563 гг.)
- «Дуля» из Католической энциклопедии (1911 г.)