Jump to content

Шуньята

(Перенаправлено с Шуньяты )

Переводы
Шуньята
Английский пустота, пустотность, пустота, открытость, таковость, небытие
санскрит Шуньята
( Дэв : Пустота)
Есть Сунньята
( Дэв : Сунната)
Бенгальский пустота
( Шуннота )
бирманский Ноль
( они говорят )
китайский нулевой
( Пиньинь : Конг )
японский нулевой
( Ромаджи : Встаньте )
кхмерский សុញ្ញ តា
( UNGEGN : Соннхота )
корейский пустота
( RR : Гон Сон )
Монгольский пустой
тибетский Пустота
( Уайли : тесть
THL : Тонгпа Ньи
)
Тагальский Шуньята (ᜐᜓᜈ᜔ᜌᜆ)
тайский Сунта (Сута)
вьетнамский Нет (空)
Глоссарий буддизма

Шуньята ( / ʃ n j ə ˈ t ɑː / shoon-yə- TAH ; санскрит : пустота ; пали : suññatā ), переводится чаще всего как « пустота », [1] « пустота », а иногда и «пустота», [2] или «ничто» [3] — индийская философская концепция. В индуизме , джайнизме , буддизме и других философских направлениях это понятие имеет несколько значений в зависимости от его доктринального контекста. Это либо онтологическая особенность реальности, либо медитативное состояние, либо феноменологический анализ опыта.

В буддизме Тхеравады палийское : сунната часто относится к не-самости (пали: анатта , санскрит: анатман ). [примечание 1] природа пяти совокупностей опыта и шести сфер чувств . Пали : Суннята также часто используется для обозначения медитативного состояния или опыта .

В буддизме Махаяны шуньята относится к принципу, согласно которому «все вещи пусты от внутреннего существования и природы ( свабхава )». [5] [6] но может также относиться к учениям о природе Будды и изначальному или пустому осознанию, как в Дзогчене , Шентонге или Чань .

Этимология

[ редактировать ]

« Шуньята » ( санскрит ) обычно переводится как «пустота», «пустота», «пустота», «пустота», «пустота». Это существительная форма прилагательного шунья с плюсом -та :

  • Шунья . в контексте дхармы Будды в первую очередь означает «пустой» или «пустота», но также означает «ноль» и «ничто» [7] и происходит от корня śvi , что означает «полый».
  • -tā — суффикс, обозначающий качество или состояние бытия, эквивалентный английскому «-ness».

Разработка концепции

[ редактировать ]

Концепция шуньяты как «пустоты» связана с концепцией анатты в раннем буддизме . [8] Со временем появилось множество различных философских школ или систем догматов (санскрит: сиддханта ). [9] развивались в буддизме в попытке объяснить точное философское значение пустоты.

После Будды пустота получила дальнейшее развитие в школах Абхидхармы , Нагарджуны и школе Мадхьямаки , ранней школе Махаяны . Пустота («позитивно» интерпретируемая) также является важным элементом литературы о природе будды , которая сыграла формирующую роль в эволюции последующего учения и практики Махаяны.

Ранний буддизм

[ редактировать ]

Палийские никаи

[ редактировать ]
Сравнение из палийских писаний (СН 22.95) сравнивает форму и ощущения с пеной и пузырьками.

Палийский канон использует термин шуньята («пустота») в трех смыслах: «(1) как место для медитации, (2) как атрибут объектов и (3) как тип освобождения осознания». [10]

По словам Бхиккху Аналайо , в Палийском каноне «прилагательное суння встречается гораздо чаще, чем соответствующее существительное сунната» и подчеркивает, что явления рассматриваются как «пустые», а не как абстрактная идея «пустоты». [11]

Одним из примеров такого использования является Пхенапиндупама-сутта ( СН 22:95), в которой говорится, что при внимательном рассмотрении каждая из пяти совокупностей видится пустой ( риттака ), полой ( тучака ), лишенной ядра ( асарака ). В тексте для каждой совокупности дается серия созерцаний: форма подобна «комку пены» ( фенапинда ); ощущение «водяного пузыря» ( bubbuḷa ); восприятие как «мираж» ( маричи ); образования типа «подорожника» ( кадалик-кхандха ); и познание как «волшебная иллюзия» ( майя ). [12]

По мнению Ши Хуэйфэна, термины «пустота» ( риттака ), «пустой» ( тучака ) и «бессердечный» ( асарака ) также используются в ранних текстах для обозначения слов и вещей, которые являются обманчивыми, ложными, тщетными и тщеславными. бесполезный. [12] Это чувство бесполезности и бессмысленности встречается и в других употреблениях термина майя , например в следующих:

«Монахи, чувственные удовольствия непостоянны, пусты, ложны, обманчивы; они иллюзорны ( маякатаме ), болтовня глупцов». [12]

Суннья Сутта , [13] В части Палийского канона рассказывается, что монах Ананда , слуга Будды, спросил:

Говорят, что мир пуст, мир пуст, господин. В каком отношении говорится, что мир пуст?» Будда ответил: «Поскольку он пуст от «я» или чего-либо, относящегося к «я»: Так сказано, Ананда, что мир пуст.

По словам американского монаха Таниссаро Бхикку :

Пустота как качество дхарм в ранних канонах означает просто то, что человек не может идентифицировать их как свое собственное «я» или иметь что-либо, относящееся к самому себе… Пустота как состояние ума в ранних канонах означает способ восприятия в котором никто ничего не добавляет и ничего не убавляет от того, что присутствует, просто отмечая: «Это есть». Этот режим достигается посредством процесса интенсивной концентрации в сочетании с прозрением, которое отмечает все более и более тонкие уровни присутствия и отсутствия беспокойства (см. МН 121). [14]

Медитативное состояние

[ редактировать ]

Говорят, что пустота как медитативное состояние достигается, когда «не обращая внимания ни на какие темы, он [бхикшу] входит и остается во внутренней пустоте» (МН 122). Это медитативное пребывание развивается через «четыре бесформенных состояния» медитации или Арупаджханы , а затем через «бестемную концентрацию осознания». [10]

Чуласуннята -сутта (МН III 104) и Махасуннята-сутта (МН III 109) описывают, как монах может «пребывать в пустоте» посредством постепенного, шаг за шагом процесса умственного совершенствования. Оба они подчеркивают важность непостоянства психические состояния и отсутствие самости.

В Камабху Сутте S IV.293 объясняется, что монах может испытать подобное трансу созерцание , при котором прекращаются восприятие и чувства. Когда он выходит из этого состояния, он описывает три типа «контакта» ( фассо ):

  1. «пустота» ( суньято ),
  2. «беззнаковый» ( анимитто ),
  3. «ненаправленный» ) ( appaṇihito . [15]

Значение пустоты, рассматриваемое здесь, объясняется в M I.297 и S IV.296-97 как «освобождение ума посредством пустоты» ( suññatā cetovimutti ), возникающее в результате осознания того, что «этот мир пуст от себя или чего-либо еще». относящийся к себе» ( sunñam ida attena vā attaniyena vā ). [16] [17]

Термин «пустота» ( сунната ) также используется в двух суттах Маджхима Никаи в контексте развития состояний ума. Тексты относятся к пустоте каждого состояния по сравнению с состоянием ниже. [18]

Китайские Агамы

[ редактировать ]

Китайские Фенапиндупама - Агамы содержат различные параллели с суттой . Одна частичная параллель из Экоттара Агамы описывает тело с помощью различных метафор: «снежный ком», «куча грязи», «мираж», «иллюзия» ( майя ) или «пустой кулак, которым обманули человека». ребенок". [12] Подобным же образом Мула-Сарвастивадин Майаджала Сутра дает два набора метафор для каждого из чувственных сознаний, чтобы проиллюстрировать их тщеславный, иллюзорный характер. [12]

Другие сутры Сарвастивадина Агамы (дошедшие до нас на китайском языке), в которых пустота является темой, включают Самьюкта Агама 335 - Парамартха-шуньята-сутра («Сутра о предельной пустоте») и Самьюкта Агама 297 - Маха-шуньята-дхарма-парьяйа («Великая беседа о пустота"). Эти сутры не имеют параллельных палийских сутт. [19] Эти сутры связывают пустоту с зависимым происхождением , что показывает, что это соотношение двух терминов уже было установлено в источниках до Нагарджуны . Сутра о великой пустоте гласит:

«Что такое Дхарма-дискурс о Великой Пустоте? Вот что: «Когда существует это, существует то; когда возникает это, возникает то». [20]

Фраза «когда это существует…» является общепринятым толкованием зависимого происхождения . Сарвастивадин Агамы также говорят об определенном « самадхи пустоты » ( шуньятасамадхи ), а также заявляют, что все дхармы «классифицируются как обычные». [21]

Мун-Кит Чунг и Инь Шун опубликовали исследования различных вариантов использования пустоты в ранних буддийских текстах ( Палийский канон и китайские Агамы ). [22] [23] Чунг также опубликовал сборник переводов Агама-сутр с китайского на тему пустоты. [24]

Ранние буддийские школы и Абхидхарма

[ редактировать ]

Многие из ранних буддийских школ считали шуньяту важной частью своего учения.

Дхармаскандхапада Тексты Абхидхармы школы Сарвастивадина, такие как -шастра и более поздняя Махавибхаша , также поднимают тему пустоты по отношению к зависимому происхождению, обнаруженную в Агамах. [25]

Такие школы, как Махасангхика Праджняптивадины, а также многие школы Стхавиры (кроме Пудгалавады ) считали, что все дхармы пусты ( дхарма шуньята ). [25] Это можно увидеть в ранних Тхеравады текстах Абхидхаммы , таких как Патисамбхидамагга , в которых также говорится о пустоте пяти совокупностей и о свабхаве как о «пустой от сущностной природы». [26] Тхеравада Катхаватту также выступает против идеи о том, что пустота необусловлена. [27] Махавасту , утверждает , , влиятельный труд Махасангхики что Будда

«показал, что агрегаты подобны вспышке молнии, пузырю или белой пене на волне». [28]

-шастры» Харивармана Одной из главных тем «Таттвасиддхи (3-4 века) является дхарма -шуньята , пустота явлений. [28]

Тхеравада

[ редактировать ]
Морская пена на закате

Буддисты Тхеравады обычно придерживаются мнения, что пустота — это просто безличностная природа пяти совокупностей . пустота — важная дверь к освобождению в традиции Тхеравады , как и в Махаяне По словам учителя медитации «Прозрение» Гила Фронсдала, . [29] Классический текст Тхеравады, известный как Патисамбхидамагга (ок. 3 века до н. э.), описывает пять совокупностей как пустые ( сунням ) по своей сути или внутренней природе ( сабхава ). [30] Патисамбхидамагга Буддхагхошей также приравнивает не-я к освобождению пустоты в отрывке, также цитируемом в Висуддхимагге ( Висм XXI 70):

«Когда тот, кто обладает великой мудростью, доводит [волевые образования] до ума как не-я, он обретает освобождение пустоты» -Патис. II 58. [31]

Висуддхимагга , (ок. 5 века н. э.) наиболее влиятельный классический трактат Тхеравады, утверждает, что не-я не становится очевидным, потому что оно скрыто «компактностью», когда человек не обращает внимания на различные элементы, составляющие личность. [32] Параматтхаманджуса Висуддхимаггатика Ачарии Дхаммапалы , комментарий Тхеравады V века к Висуддхимагге , комментирует этот отрывок, ссылаясь на тот факт, что мы часто предполагаем единство и компактность в отношении явлений или функций, которые вместо этого состоят из различных элементов, но когда мы видим что это просто пустые дхаммы, можно понять характеристику «не-я»:

«Когда их видят после разделения их посредством знания на эти элементы, они распадаются, как пена, подвергнутая сжатию рукой. Это просто состояния ( дхамма ), возникающие из-за условий и пустоты. Таким образом, характеристика не-самости становится более очевидным». [32]

Современный тайский учитель Буддхадаса называл пустоту «сокровенным сердцем» буддийского учения и лекарством от болезни страдания. Он заявил, что пустоту, связанную с практикой Дхаммы, можно рассматривать как «как отсутствие Дуккхи и загрязнений, которые являются причиной Дуккхи, а также как отсутствие чувства, что существует «я» или что существуют вещи. которые являются собственностью личности». [33] Он также приравнял ниббану к пустоте, написав, что «Ниббана, безостаточное исчезновение Дуккхи, означает то же самое, что и высшая пустота». [33] Пустота также рассматривается как способ восприятия, в котором отсутствуют все обычные концептуальные разработки, которые мы обычно добавляем к нашему опыту, такие как чувство «Я» и «Мое». По мнению Таниссаро Бхикку , пустота — это не столько метафизический взгляд, сколько стратегический способ действия и видения мира, ведущий к освобождению: [34]

Пустота — это способ восприятия, способ взглянуть на опыт. Он ничего не добавляет и ничего не отнимает у необработанных данных о физических и психических событиях. Вы смотрите на события в уме и чувствах, не задумываясь о том, стоит ли за ними что-нибудь.Этот режим называется пустотой, потому что он лишен предпосылок, которые мы обычно добавляем к опыту, чтобы придать ему смысл: историй и мировоззрений, которые мы создаем, чтобы объяснить, кто мы есть и в каком мире мы живем. Хотя эти истории и взгляды имеют свое применение. , Будда обнаружил, что некоторые из более абстрактных вопросов, которые они поднимают — о нашей истинной идентичности и реальности внешнего мира — отвлекают внимание от прямого опыта того, как события влияют друг на друга в непосредственном настоящем. Таким образом, они мешают нам, когда мы пытаемся понять и решить проблему страдания.

Некоторые тхеравадины, такие как Дэвид Калупахана , считают взгляд Нагарджуны на пустоту совместимым с Палийским каноном . В своем анализе «Муламадхьямикакарика» Калупахана считает, что аргумент Нагарджуны уходит корнями в Каччанаготта-сутту (которую Нагарджуна цитирует по имени). Калупахана утверждает, что главной целью Нагарджуны было дискредитировать неортодоксальные взгляды свабхавы (собственной природы), которых придерживаются сарвастивадины , и установить несущественность всех дхарм. [31] По мнению Питера Харви, взгляд Тхеравады на дхаммы и сабхаву не является одним из сущностей, а просто описательными характеристиками и, следовательно, не является предметом критики Мадхьямаки , развитой Нагарджуной (см. ниже). [35]

В Тхераваде пустота как подход к медитации также рассматривается как состояние, в котором человек «пуст от беспокойства». В этой форме медитации медитирующие концентрируются и сосредотачиваются на отсутствии или присутствии беспокойств в своем уме; если они обнаруживают беспокойство, они замечают его и позволяют ему исчезнуть; это приводит к более глубоким состояниям спокойствия. [34] Пустота также рассматривается как способ взглянуть на чувственный опыт, который не отождествляется с процессом ума «я делаю» и «мое делаю». Как форма медитации, она развивается путем восприятия шести сенсорных сфер и их объектов как пустых от какого-либо «я», это ведет к бесформенной джхане небытия и состоянию невозмутимости. [34]

Мэтью Косута считает, что учения Абхидхаммы современного тайского учителя Аджаана Суджина Борихарнванакета очень похожи на взгляды на пустоту Махаяны. [36]

Махаяна Буддизм

[ редактировать ]

Существует два основных источника индийских буддийских дискуссий о пустоте: литература сутр Махаяны , которая традиционно считается словом Будды в буддизме Махаяны, и литература шастр, составленная буддийскими учеными и философами.

Сутры Праджняпарамиты

[ редактировать ]
В сутрах Праджняпарамиты пустота явлений часто иллюстрируется такими метафорами, как капли росы .

Сутры Праджняпарамиты дхармы (Совершенства мудрости) учили, что все сущности, включая , пусты от «я», сущностного ядра или внутренней природы ( свабхава ), являясь лишь концептуальными существами или конструкциями. [37] [38] Представленное в этих сутрах понятие праджни (мудрости, знания) представляет собой глубокое неконцептуальное понимание пустоты. [39] Сутры Праджняпарамиты также используют различные метафоры, чтобы объяснить природу вещей как пустоты, утверждая, что вещи подобны «иллюзиям» ( майя ) и «снам» ( свапна ). Астасахасрика возможно Праджняпарамита , , самая ранняя из этих сутр , гласит:

Если он знает, что пять совокупностей подобны иллюзии, Но не создает иллюзии одного, а совокупности другого; Если, освободившись от представления о множественности вещей, он живет в мире – Тогда это его практика мудрости, высшее совершенство. [12]

Восприятие дхарм и существ как иллюзии ( māyādharmatām ) называется «великими доспехами» ( mahāsaṃnaha ) Бодхисаттвы , которого также называют «иллюзорным человеком» ( māyāpurusa ). [40] Сутра Ваджраччедики Праджняпарамиты добавляет следующие сравнения, чтобы описать, как следует созерцать все обусловленные вещи: например, пузырь, тень, росу или вспышку молнии. [41] В мировоззрении этих сутр, хотя мы и воспринимаем мир конкретных и дискретных объектов, эти объекты «пусты» от идентичности, приписываемой им обозначенными ярлыками. [42] В этом смысле они обманчивы и подобны иллюзии. Тексты Совершенства Мудрости постоянно повторяют, что невозможно найти ничего, что в конечном итоге существовало бы каким-то фундаментальным образом. Это относится даже к высшим буддийским понятиям ( бодхисаттвам , бодхичитте и даже самой праджне ). [43] даже сама нирвана пуста и подобна сну или волшебной иллюзии. Говорят, что [44]

В известном отрывке « Сутры сердца» , более позднего, но влиятельного текста Праджняпарамиты , прямо говорится, что пять скандх (наряду с пятью чувствами, умом и четырьмя благородными истинами) считаются «пустыми» ( шунья ):

Форма — это пустота, пустота — это форма.
Пустота неотделима от формы, форма неотделима от пустоты.
Что бы ни было формой, это пустота, что бы ни было пустотой, это форма. [45] [примечание 2] [примечание 3]

В сутрах Праджняпарамиты знание пустоты, то есть праджняпарамита, считается фундаментальной добродетелью бодхисаттвы, который, как говорят, стоит на пустоте, не стоя (-стха) ни на какой другой дхарме (феномене). Говорят, что бодхисаттвы, практикующие эту парамиту мудрости, обладают несколькими качествами, такими как «непринятие» ( aparigṛhīta ) и непонимание ( anupalabdhi ) чего-либо, недостижение ( aprapti ), неуспокоенность ( ( anabhinivesa anabhinivesa ) и неуспокоенность ). опираясь на какие-либо знаки ( нимитта, мысленные впечатления). [46] [47] Говорят также, что бодхисаттвы свободны от страха перед лицом онтологической необоснованности доктрины пустоты, которая может легко шокировать других. [48]

Школа Мадхьямаки

[ редактировать ]
Нагарджуна и Арьядева , два классических индийских философа буддийского учения о пустоте.

Мадхьямака — это Махаяны буддийская философская школа , которая фокусируется на анализе пустоты и поэтому также известна как шуньятавада . Традиционно считается, что школа была основана индийским буддийским философом Нагарджуной . [49] [50]

Целью Нагарджуны было опровергнуть эссенциализм некоторых школ Абхидхармы и школы индуистской ньяи . [51] Его самая известная работа — « Муламадхьямакакарика» (ММК), в которой он использовал редукции аргументы ( санскр .: прасанга ), чтобы показать несущественность всего сущего. Нагарджуна приравнивал пустоту дхарм к их зависимому происхождению и, таким образом, к их лишению какой-либо постоянной субстанции или первичного, субстанциального существования ( свабхава ). [52] [53] [54] [примечание 4] Нагарджуна пишет в ММК:

Мы утверждаем, что обусловленное возникновение – это пустота. Это просто обозначение, зависящее от чего-то, и это средний путь. (24.18)

Поскольку ничто не возникло вне зависимости от чего-либо, нет ничего, что не было бы пустым. (24.19) [55]

В «Мадхьямаке» Нагарджуны говорится, что, поскольку вещи имеют природу отсутствия истинного существования или собственного бытия ( нихсвабхава ), все вещи являются просто концептуальными конструкциями ( праджняптиматра ), поскольку они представляют собой просто непостоянные совокупности причин и условий. [56] По этой причине Мадхьямаку также называют Нихсвабхававадой . Это относится и к самому принципу причинности, поскольку все возникло зависимо. [54] Если человек не осознает этого, может показаться, что вещи возникают как существующие, остаются какое-то время, а затем впоследствии исчезают. В действительности, зависимо возникшие явления не возникают и не остаются как существующие по своей сути явления, и тем не менее они по-прежнему проявляются как поток концептуальных конструкций. [57] < [58] [примечание 5] Таким образом, исключаются как существование, так и нигилизм. [59] [60] Любая устойчивая сущностная природа предотвратила бы процесс зависимого происхождения или вообще какой-либо вид происхождения. Ибо вещи просто всегда были и всегда будут продолжаться без каких-либо изменений. [61] [примечание 6] Для Нагарджуны осознание пустоты является ключевым пониманием, позволяющим достичь освобождения, поскольку это не что иное, как устранение невежества.

И в древней Индии, и в современной науке велись серьезные споры о том, как интерпретировать Мадхьямаку и является ли она нигилистической (утверждение, которое мыслители Мадхьямаки категорически отрицали). [62] [63] [64] Некоторые ученые, такие как Ф. Щербатской, также интерпретировали пустоту, описанную Нагарджуной, как буддийский трансцендентный абсолют , в то время как другие ученые, такие как Давид Калупахана, считают эту интерпретацию ошибкой. [65] [66] По словам Пола Уильямса, Нагарджуна связывает пустоту с абсолютной истиной , но его концепция пустоты - это не какой-то Абсолют , а, скорее, само отсутствие истинного существования по отношению к условной реальности вещей и событий в мире. [67]

Для Нагарджуны феноменальный мир является ограниченной истиной ( самвритисатья ) и на самом деле не существует в высшей реальности ( парамартхасатья ), и тем не менее он обладает своего рода условной реальностью, которая используется для достижения освобождения. Эта ограниченная истина включает в себя все, включая самого Будду, учение (Дхарму), освобождение и даже собственные аргументы Нагарджуны. [68] Эта схема двух истин , которая не отрицала важности условностей, позволила ему защитить себя от обвинений в нигилизме . Некоторые современные интерпретаторы считают, что благодаря своей философской работе Нагарджуна восстанавливает Срединный путь Будды, на который повлияли абсолютистские метафизические тенденции таких школ, как Вайбхасика . [69] [52]

Нагарджуна также известен тем, что утверждал, что его философия пустоты не была воззрением и что на самом деле он не занимал никакой позиции или тезиса, поскольку это было бы просто еще одной формой цепляния. В своей «Виграхавьявартани» Нагарджуна прямо заявляет, что у него нет тезиса ( пратиджня ), который нужно было бы доказать. [70] Эта идея станет центральной темой дебатов для более поздних философов мадхьямаки. После Нагарджуны его ученик Арьядева (3 век н. э.) прокомментировал и расширил систему Нагарджуны. Влиятельным комментатором Нагарджуны был Буддхапалита (470–550), который был интерпретирован как развивающий подход « прасангика » к работам Нагарджуны, который утверждает, что критика эссенциализма в Мадхьямаке осуществляется только посредством доводов до абсурда . Как и Нагарджуна, вместо того, чтобы выдвигать какую-либо собственную положительную позицию, Буддхапалита просто стремится показать, что все философские позиции несостоятельны и противоречивы, не выдвигая при этом позитивного тезиса. [71]

Буддхапалиту часто противопоставляют работам Бхававивеки (ок. 500 – ок. 578), который приводил доводы в пользу использования логических аргументов с использованием основанной на прамане эпистемологии индийских логиков, таких как Дигнага . Бхававивека утверждал, что Мадхьямика может выдвигать собственные положительные аргументы, а не просто критиковать аргументы других, - тактика, называемая витанда (нападение), которая была замечена в плохой форме в индийских философских кругах. Он утверждал, что позиция Мадхьямаки заключалась просто в том, что явления лишены внутренней природы. [71] Этот подход был назван сватантрика тибетскими философами и комментаторами стилем Мадхьямаки. Другой влиятельный комментатор, Чандракирти ( ок. 600–650), раскритиковал принятие Бхававивекой традиции прамана на том основании, что она содержит тонкий эссенциализм, и утверждал, что мадхьямики не должны делать никаких положительных утверждений и не должны приводить формальные аргументы. [72]

Школа Йогачара

[ редактировать ]

Центральный текст школы Йогачара , Самдхинирмочана-сутра , объясняет пустоту с точки зрения теории трех природ, заявляя, что ее цель состоит в том, чтобы «установить учение о трех собственных существах ( тришвабхава ) с точки зрения отсутствия у них собственной сущности». -природа ( нихсвабхавата ).» [73] По словам Эндрю Скилтона, в Йогачаре пустота — это «отсутствие двойственности между воспринимающим субъектом (букв. «хват», санскр . grāhaka, тиб . 'dzin-pa ) и воспринимаемым объектом («схваченным», санскр. grāhya, тиб. : бжунг-ба ).» [74] Это видно из следующей цитаты из Мадхьянтавибхаги :

Существует воображение нереального, нет двойственности, но есть пустота, даже в этом есть то. [73]

В своем комментарии индийский философ-йогачара Васубандху объясняет, что воображение нереального ( абхута-парикальпа ) — это «различение между двойственностью схваченного и схватывающего». Говорят, что пустота — это «воображение нереального, которого не хватает в форме, которую можно было бы схватить или схватить». Таким образом, в Йогачаре можно сказать, что пустота – это главным образом субъект и объект, и все переживания, наблюдаемые в модальности субъект-объект, пусты. [73]

Согласно мысли Йогачары, все, что мы представляем, является результатом работы Восьми Сознаний . [примечание 7] «Вещи», которые мы осознаём, — это «просто концепции» ( vijñapti ), а не «вещь сама по себе». [75] В этом смысле наши переживания пусты и ложны, они не раскрывают истинную природу вещей, какими их видел бы просветленный человек, что было бы недвойственно , без вменяемого различия субъект-объект.

Философы школы Йогачара Асанга и Васубандху критиковали тех представителей школы Мадхьямика, которые «привержены несуществованию» ( настикас, ванашкас ), и стремились отойти от своей негативной интерпретации пустоты, потому что они боялись любой философии «универсального отрицания» ( сарва- ванашика ) впал бы в « нигилизм » ( уччедавада ), крайность, которая не была срединным путем . [73] Йогачарины отличались от Мадхьямиков тем, что утверждали, что действительно существует нечто, о чем можно сказать, что оно «существует» в опыте, а именно некий вид необъективного и пустого восприятия. Эту концепцию пустоты Йогачары, которая утверждает, что существует нечто существующее (главным образом, виджняпти , умственное построение), и что оно пусто, можно увидеть в следующем утверждении Васубандху:

Таким образом, когда что-то отсутствует [в сосуде], тогда человек, видя этот [сосуд] лишенным этой вещи, воспринимает этот [сосуд] таким, какой он есть, и узнает тот [сосуд], который остался, таким, какой он есть. , а именно как нечто реально существующее там. [73]

Эту тенденцию можно также увидеть у Асанги , который в своей «Бодхисаттвабхуми» утверждает , что должно существовать что-то, что описывается как пустое:

Пустота логична, когда одна вещь лишена другой из-за отсутствия этого [другого] и из-за присутствия самой пустой вещи. [73]

Асанга также утверждает:

Несуществование двойственности действительно является существованием несуществования; это определение пустоты. Это ни существование, ни небытие, ни различение, ни идентичность. [73]

Это определение пустоты «существованием несуществования» также можно увидеть в «Абхидхармасамукчайе» Асанги , где он утверждает, что пустота — это «несуществование «я» и существование не-я». [73]

В шестом веке научные дебаты между йогачаринами и мадхьямиками были сосредоточены на статусе и реальности паратантра -свабхавы («зависимой природы»), при этом Мадхьямика, такой как Бхававивека, критиковал взгляды йогачаринов, таких как Дхармапала из Наланды, как материализующие зависимое происхождение . [73]

природа Будды

[ редактировать ]

Влиятельное подразделение буддийских текстов первого тысячелетия нашей эры развивает идею Татхагатагарбхи или природы Будды. [76] [77] Доктрина Татхагатагарбхи в самом раннем виде, вероятно, появилась примерно во второй половине III века нашей эры, и ее можно проверить в китайских переводах первого тысячелетия нашей эры. [78]

Татхагатагарбха это тема сутр Татхагатагарбха , где само название означает гарбху (матку, матрицу, семя), содержащую Татхагату (Будду). В сутрах Татхагатагарбхи утверждается, что совершенство мудрости не-я является истинным я. Конечная цель пути характеризуется использованием ряда позитивных слов, которые ранее использовались в индийской философии философами- эссенциалистами , но которые теперь были преобразованы в новый буддийский словарь для описания существа, успешно завершившего буддийский путь. [79]

Эти сутры предполагают, как утверждает Пол Уильямс, что «все чувствующие существа содержат Татхагату как свою «сущность, ядро ​​или сущностную внутреннюю природу». [78] Они также представляют собой более развитое понимание пустоты, в котором природа Будды, Будда и Освобождение рассматриваются как превосходящие царство пустоты, то есть обусловленных и зависимо возникших явлений. [80]

Один из этих текстов, Ангулималия Сутра , противопоставляет пустые явления, такие как моральные и эмоциональные страдания ( клеши ), которые подобны эфемерным градам, и непреходящим, вечным Буддой, который подобен драгоценному камню:

Десятки миллионов омрачающих эмоций, как град, пусты. Явления из класса недобродетелей, как градины, быстро распадаются. Будда, как драгоценный камень вайдурья, постоянен... Освобождение будды также является формой... не делайте различения неразделения, говоря: «Характер освобождения пуст». [81]

По словам Брайана Брауна, « Шримала-сутра» — один из самых ранних текстов, посвященных мысли Татхагатагарбхи , составленный в III веке на юге Индии. Он утверждал, что каждый потенциально может достичь состояния будды, и предостерег от доктрины Шуньяты . [82] Шримала Сутра утверждает, что природа Будды в конечном итоге идентифицируется как сверхмирская природа Будды , гарбха является основой природы Будды, эта природа нерождена и бессмертна, имеет окончательное существование, не имеет ни начала, ни конца, недвойственна. и постоянный. [83] В тексте также добавляется, что гарбха «не имеет «я», души или личности» и «непостижима для тех, кто отвлекается на шуньяту (пустоту)»; скорее это поддержка феноменального существования. [84]

Идея природы Будды и ее интерпретация широко обсуждались во всех школах буддизма Махаяны . Некоторые традиции интерпретируют эту доктрину как эквивалент пустоты (например, тибетская школа Гелуг ); Позитивный язык текстов Татхагатагарбха-сутр тогда интерпретируется как имеющий предварительное значение, а не как в конечном итоге истинный. Однако другие школы (в основном школа Джонанг ) рассматривают Татхагатагарбху как высшее учение и видят в нем вечное, истинное «я», в то время как Шуньята рассматривается как временное, низшее учение. [85]

Точно так же западные ученые разделились в своей интерпретации Татхагатагарбхи , поскольку доктрина «сущностной природы» каждого живого существа кажется запутанной, поскольку она кажется эквивалентной «Я», [примечание 8] [86] что, кажется, противоречит доктринам подавляющего большинства буддийских текстов. Однако некоторые ученые считают такие учения метафорическими, и их не следует понимать буквально. [80]

По мнению некоторых ученых, природа Будды, обсуждаемая в этих сутрах, не представляет собой субстанциональную сущность ( атман ). Скорее, это позитивное выражение пустоты и потенциальная возможность реализовать состояние будды посредством буддийских практик. С этой точки зрения цель учения о природе будды является скорее сотериологической, чем теоретической. [87] [79] По мнению других, потенциал спасения зависит от онтологической реальности спасительной, неизменной основной реальности – природы Будды, свободной от всех изменчивости и ошибок, полностью присутствующей во всех существах. [88] Тем временем японские ученые движения « критического буддизма » рассматривают природу Будды как эссенциалистскую и, следовательно, небуддийскую идею. [79]

Тибетский буддизм

[ редактировать ]
В тибетском буддизме пустоту часто символизируют и сравнивают с открытым небом. [89] который ассоциируется с открытостью и свободой . [90]

В тибетском буддизме пустота ( Wylie : stong-pa nyid ) в основном интерпретируется через призму философии Мадхьямаки , хотя интерпретации, вдохновленные Йогачарой и Татхагатагарбхой , также имеют влияние. Интерпретации индийского мадхьямаки философа- Чандракирти являются доминирующими взглядами на пустоту в тибетской буддийской философии. [91]

В Тибете также начали проводить различие между автономистским ( сватантрика , rang rgyud pa ) и консеквенциалистским ( prāsangika , thal 'gyur pa ) подходами к рассуждениям Мадхьямаки о пустоте. Это различие было изобретено тибетскими учеными, а не классическими индийскими мадхьямиками. [92]

Дальнейшее развитие тибетской философии началось в ответ на работы влиятельного ученого Долпопы (1292–1361) и привело к двум явно противоположным взглядам тибетской мадхьямаки на природу пустоты и высшей реальности. [93] [94]

Одна из них — это точка зрения, называемая шентонг ( уайли : gzhan stong, «другой пустой»), которая представляет собой дальнейшее развитие индийской Йогачара-Мадхьямаки и учения Долпопы о природе будды и в первую очередь пропагандируется в школах Джонанг , Ньингма и современные Кагью школы . Эта точка зрения утверждает, что высшая реальность свободна от условностей, но сама по себе не пуста от абсолютного состояния будды и сияющей природы ума . [95] Долпопа считал свой взгляд формой Мадхьямаки и называл свою систему «Великой Мадхьямакой ». [96] В Джонанге эта высшая реальность представляет собой «основа или субстрат», который «несоздан и неразрушим, несложен и находится за пределами цепи зависимого происхождения». [97]

Долпопа подвергся резкой критике за его заявления о пустоте и за его мнение о том, что они были своего рода Мадхьямакой . В число его критиков входят такие тибетские философы, как основатель гелуг школы Дже Цонкапа (1357–1419) и Микьё Дордже, восьмой Кармапа Карма Кагью (1507–1554). [98]

Рангтонг ( Уайли : rang stong ; «самопустой») относится к взглядам, которые выступают против шентонга и утверждают, что конечная реальность - это то, что пусто от собственной природы в относительном и абсолютном смысле; иными словами, конечная реальность пуста от всего, включая себя. Таким образом, это не трансцендентальная основа или метафизический абсолют , а просто отсутствие истинного существования ( свабхава ). Эту точку зрения иногда применяли к школе Гелуг , поскольку они склонны считать пустоту «абсолютным отрицанием» ( med dgag ).

Однако многие тибетские философы отвергают эти термины как описания своих взглядов на пустоту. Сакья sprosbral Мыслитель Горампа Сонам ​​Сенге (1429-1489), например, называл свою версию Мадхьямаки «свободой от крайностей» или «свободой от разрастания» ( ) и утверждал, что абсолютная истина невыразима, находится за пределами предсказаний или концепций. [99] Для Горампы пустота — это не просто отсутствие присущего существования, но это отсутствие четырех крайностей во всех явлениях, т. е. существования, несуществования, того и другого и ни того, ни другого (см.: чатускоти ). [100]

Далай -лама XIV , который обычно высказывается с точки зрения гелуг , утверждает:

Согласно теории пустоты, любая вера в объективную реальность, основанная на предположении о внутреннем независимом существовании, просто несостоятельна.
Все вещи и события, будь то «материальные», ментальные или даже абстрактные концепции, такие как время, лишены объективного, независимого существования ... [В]ещи и события «пусты» в том смысле, что они никогда не могут обладать какой-либо неизменной сущностью, внутренней реальностью. или абсолютное «бытие», обеспечивающее независимость. [101]

Китайский буддизм

[ редактировать ]

Школа Санлун

[ редактировать ]

Когда буддизм появился в Китае, его изначально понимали с точки зрения местной китайской философской культуры. Из-за этого пустота ( Ч. , конг , 空;) сначала понималась как указание на некую трансцендентальную реальность, подобную Дао . [102] Потребовалось несколько столетий, чтобы осознать, что шуньята не относится к сущностной трансцендентной реальности, находящейся под или за миром видимостей. [102]

Китайская Мадхьямака (известная как Санлун, или «школа трех трактатов») началась с работы Кумарадживы (344–413 гг. Н. Э.), который перевел произведения Нагарджуны на китайский язык. Такие фигуры Санлуна , как ученик Кумарадживы Сенгжао (384–414) и более поздний Цзизан (549–623), оказали влияние на введение более ортодоксальной и неэссенциалистской интерпретации пустоты в китайский буддизм. Сенгжао утверждает, например, что нельзя сказать, что природа явлений существует или не существует и что необходимо выйти за рамки концептуального разрастания, чтобы осознать пустоту. Джизанг (549–623) был еще одной центральной фигурой китайской Мадхьямаки, написавшей многочисленные комментарии к Нагарджуне и Арьядеве и считающейся ведущим представителем школы. [103] Джизан назвал свой метод «деконструкцией того, что вводит в заблуждение, и выявлением того, что корректирует». Он настаивал на том, что никогда нельзя останавливаться на какой-либо конкретной точке зрения или перспективе, а следует постоянно пересматривать свои формулировки, чтобы избежать овеществления мысли и поведения. [103]

В современную эпоху одним из крупных китайских деятелей, писавших о Мадхьямаке, является учёный монах Инь Шунь (1906–2005) . [104]

Тяньтай и Хуаянь

[ редактировать ]

Позже китайские философы разработали свои собственные уникальные интерпретации пустоты. Одним из них был Чжии , интеллектуальный основатель школы Тяньтай , находившийся под сильным влиянием Лотосовой сутры . Тяньтайский взгляд на пустоту и взаимозависимое происхождение неотделим от их взгляда на «переплетение явлений» и идеи о том, что высшая реальность представляет собой абсолютную совокупность всех отдельных вещей, которые «ни одинаковы, ни отличны» друг от друга. [105]

В метафизике Тяньтая каждое событие, функция или характеристика является продуктом слияния всех остальных, целое находится в частности, и каждое конкретное событие/функция также находится в каждой другой частности. Это также приводит к выводу, что все явления «обнаружимы» в каждом другом явлении, даже такие, казалось бы, противоречивые явления, как добро и зло или заблуждение и просветление, переплетаются друг с другом. [106]

Школа Хуаянь понимала пустоту и высшую реальность через аналогичную идею взаимопроникновения или «слияния» (Уайли: zung-'jug ; санскрит: yuganaddha ), используя для иллюстрации это концепцию сети Индры . [107]

Скучающий

[ редактировать ]

Чань-буддизм находился под влиянием всех предыдущих китайских буддийских течений. Мадхьямака Шэнь Сенчжао, например, повлияла на взгляды чаньского патриарха Хуэя (670-762), ключевой фигуры в развитии чань, о чем свидетельствует его «Освещение основного учения» ( Се Цунг Чи ). В этом тексте подчеркивается, что истинная пустота или Таковость не может быть познана посредством мысли, поскольку она свободна от мысли ( у-нянь ). [108] Шэнь Хуэй также утверждает, что истинная пустота – это не ничто, а «Тонкое Существование» ( мяо-ю ), которое есть всего лишь «Великая Праджня ». [108]

Китайское представление пустоты в Чань, находящееся под влиянием Йогачары и сутр Татхагатагарбхи , также использовало более позитивный язык и поэтические метафоры для описания природы пустоты. Например, Хунчжи Чжэнцзюэ (1091–1157), ключевая фигура в линии Цаодун , писал:

«Поле безграничной пустоты — это то, что существует с самого начала. Вы должны очистить, вылечить, измельчить или отбросить все тенденции, которые вы превратили в очевидные привычки. [Эти тенденции — облака в наших глазах.] Тогда вы сможете пребывайте в ясном круге яркости. Абсолютная пустота не имеет образа. Прямая независимость не опирается ни на что. Просто расширяйте и освещайте изначальную истину, не обращая внимания на внешние условия. Соответственно, нам говорят, что в этом нет ничего. поле рождения и смерти не появляется. Глубинный источник, прозрачный до самого дна, может лучезарно сиять и может беспрепятственно реагировать на каждую пылинку [каждый объект], не становясь его партнером. Тонкость видения и слуха превосходит простые цвета и звуки. Все это происходит, не оставляя следов и зеркал без омрачений. Очень естественно, что ум и Дхармы возникают и гармонизируются». [109]

Западный буддизм

[ редактировать ]

Различные западные буддисты отмечают, что Шуньята относится к пустоте внутреннего существования, как в Мадхьямаке; но также и к пустоте ума или осознания, как к открытому пространству и «основе бытия», как в ориентированных на медитацию традициях и подходах, таких как Дзогчен и Шентонг . [110] [111]

Влияние на Адвайта Веданту

[ редактировать ]

Гаудапада разработал свою концепцию «аджаты» . [112] [113] в котором используется термин «анутпада»: [114]

  • «Ан» означает «нет» или «не».
  • «Утпада» означает «генезис», «проявление», «рождение». [115]

В совокупности «анутпада» означает «не имеющий происхождения», «не возникающий», «не вступающий в силу», «непроизводственный». [115]

Согласно Гаудападе, Абсолют не подвержен рождению, изменению и смерти . Абсолют — это аджа , нерожденное вечное. [116] Эмпирический мир явлений (нереальным , считается Майей поскольку он преходящ), а не абсолютно существующим . [116] Гаудапады Таким образом, концепция аджативады аналогична буддийскому термину «анутпада» из-за отсутствия происхождения. [112] [114] или шуньята. [117] [примечание 9]

Но точка зрения Гаудапады сильно отличается от точки зрения Нагарджуны. [121] Точка зрения Гаудапады, найденная в Мандукья Карике , основана на Мандукья Упанишаде . [121] Согласно Гаудападе, метафизический абсолют, называемый Брахманом, никогда не меняется, в то время как феноменальный мир постоянно меняется, поэтому феноменальный мир не может возникнуть независимо от Брахмана. Если мир не может возникнуть, но является эмпирическим фактом, тогда воспринимаемый мир должен быть преходящим (нереальным) проявлением Брахмана. А если феноменальный мир — это преходящая видимость, то не существует реального возникновения или разрушения, а есть только кажущееся возникновение или разрушение. С уровня высшей истины ( парамартхата ) феноменальный мир является майей , «иллюзией», [121] очевидно существующее, но в конечном счете не метафизически реальное. [122]

В «Гаудапада-карике» , глава III, стихи 46–48, он утверждает, что Брахман никогда не возникает, никогда не рождается, никогда не нерождается, он покоится сам в себе:

Когда ум не лежит на дне и не мечется снова, тогда это пребывание без движения и не представляя никакой видимости, достигает кульминации в Брахмане . Отдыхающий в себе, спокойный, с Нирваной, неописуемый, высочайший счастье, нерожденный и единый с нерожденным, познаваемый, всеведущий, говорят они. Никакое существо, какое бы оно ни было рождено, никакое его возникновение не существует и не происходит. Это та высшая истина, в которой ничего не рождается.

- Гаудапада Карика, 3.46-48, перевод Р.Д. Кармаркара. [123]

В отличие от точки зрения Ренара, [112] Кармаркар утверждает, что Аджативада Гаудапады не имеет ничего общего с концепцией Шуньяты в буддизме. [124] Хотя язык Гаудапады, несомненно, похож на язык буддизма Махаяны, утверждают Команы, их точка зрения отличается, поскольку, в отличие от буддизма, Гаудапада опирается на предпосылку о том, что «Брахман, Атман или Турия» существуют и являются природой абсолютной реальности. [121]

В шиваизме

[ редактировать ]

Шунья и Шуньятисунья — это концепции, которые появляются в некоторых шиваитских текстах, таких как Виджняна Бхайрава-тантра , которая содержит несколько стихов, в которых упоминается пустотность как особенность высшей реальности — Шивы :

Абсолютная пустота — это Бхайрава, который находится за пределами чувств и ума, за пределами всех категорий этих инструментов. С точки зрения человеческого разума Он наиболее пуст. с точки зрения Реальности Он наиболее полон, ибо Он — источник всего проявления. [125]

Йог должен интенсивно концентрироваться на идее (а также чувствовать), что эта вселенная совершенно пуста. В этой пустоте его разум будет поглощен. Тогда он становится высококвалифицированным для погружения, т.е. его ум поглощен абсолютной пустотой (шуньятисунья). [126]

В серии текстов лингаятизма , традиции шиваизма, на языке каннада, шунья приравнивается к понятию высшего. В частности, тексты Шунья Сампадане представляют идеи Аллама Прабху в форме диалога, где шунья — это та пустота и различия, которые духовное путешествие стремится заполнить и устранить. Это описывается как состояние единения души с бесконечным Шивой, состояние блаженной мокши. [127] [128]

В вайшнавизме

[ редактировать ]

Шунья Брахма — это концепция, встречающаяся в некоторых текстах вайшнавизма , особенно в Одии , таких как поэтические Панчасакхи . Это объясняет идею Ниргуна Брахмана о Веданте, которая представляет собой вечную неизменную метафизическую реальность как «персонифицированную пустоту». Альтернативные названия этой концепции индуизма включают в некоторых текстах Шунья Пурушу и Джаганнатху (Вишну). [127] [129] Однако как в лингаятизме, так и в различных разновидностях вайшнавизма, таких как Махима Дхарма , идея Шунья ближе к индуистской концепции метафизического Брахмана , а не к концепции шуньяты в буддизме. [127] Однако есть некоторые совпадения, например, в работах Бхима Бхоя. [127] [130]

В вайшнавизме Ориссы - идея шунья- брахмана или шунья пуруши встречается в поэзии ориссанских панчасакхов (Пяти друзей), например, в сочинениях Ачьютананды 16-го века . Ачьютананды «Шунья-самхита» превозносит природу шунья-брахмана:

нахи тахара рупа варна, адриша аварна та чинха.
тахаку брахма боли кахи, шунья брахмхати се болай.

У него нет ни формы, ни цвета,
Он невидим и без имени
Этот Брахман называется Шунья Брахман. [131] [ нужна полная цитата ]

Панчасакхи называемую практиковали форму бхакти, Джняна-мишрита Бхакти-марга, которая видела необходимость знания ( джняны ) и преданности — бхакти . [ нужна ссылка ]

В шактизме

[ редактировать ]

Махашунья (महाशून्य) относится к «великой пустоте», согласно стиху 134 Маханаяпракаши Арнасимхи. – Соответственно, «Шамбхава (состояние) – это то состояние, в котором сила сознания (чити) внезапно (сахаса) растворяется в Великой Пустоте. [т. е. махашунья], называемое Неактивным (нихспанда), которое глубоко и не имеет пристанища. Когнитивная осознанность (гьяна) возникает здесь в форме тонкой волны сознания из океана пустоты, который является совершенно мирным состоянием растворения разрушения. [...] Опять же, тот же самый (принцип), свободный от познавательного процесса (самвиттикалана), является высшим абсолютом (нируттара), который называется состоянием пустоты Шамбхавы (вьомашамбхава)». [132]

Альтернативные переводы

[ редактировать ]
  • Взаимозависимость (Рингу Тулку) [133]
  • Таковость [134]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Распространенный перевод — «без себя», без «я», но Палийский канон использует анатту как существительное единственного числа, что означает «не-я». [4]
  2. Оригинал: «Внешний вид — это внешний вид шуньята шуньятаива. Внешний вид притхака — это внешний вид притхака.
  3. ^ Пять скандх : форма, чувство, восприятие, ментальные формации и сознание.
  4. ^ Муламадхьямакакарик 24:18
  5. В главе 21 «Муламадхьямакакарика» рассматриваются причины этого. [57]
  6. ^ Нагарджуна приравнивает свабхаву (сущность) к бхаве (существованию) в главе 15 Муламадхьямакакарики.
  7. ^ Переводы различаются, и это имеет значение. Виджняну можно перевести как «сознание», но также и как «проницательность». [75]
  8. ^ Williams 2008 , стр. 104–105, 108: «Некоторые тексты литературы о Татхагатагарбхе , такие как Махапаринирвана Сутра , на самом деле относятся к атману , хотя другие тексты стараются избегать этого термина. Это было бы прямым противоречием общему учения буддизма об анатте . Действительно, различия между общей индийской концепцией атмана и популярной буддийской концепцией природы Будды часто размыты до такой степени, что писатели считают их синонимами».
  9. ^ Этот термин также используется в Ланкаватара-сутре . [118] По мнению Д.Т. Судзуки, «анутпада» не является противоположностью «утпады», а превосходит противоположности. Это кэнсё , видение истинной природы существования, [119] видение того, что «все объекты лишены самосущности Шуньята». [120]
  1. ^ Дейл Мэтерс; Мелвин Э. Миллер; Осаму Андо (2013). «Я» и «не-Я»: продолжение диалога между буддизмом и психотерапией . Рутледж. п. 81. ИСБН  978-1-317-72386-8 .
  2. ^ Ньянатилока. «Суння» . Руководство по буддийским терминам и доктринам . Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года.
  3. ^ Чаттопадхьяй, Мадхумита (2017), Сарао, KTS; Лонг, Джеффри Д. (ред.), «Шуньята» , буддизм и джайнизм , Энциклопедия индийских религий, Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 1148–1155, doi : 10.1007/978-94-024-0852-2_364 , ISBN  978-94-024-0852-2 , получено 16 июля 2023 г.
  4. ^ Бронкхорст 2009 , с. 124.
  5. ^ Уильямс 2008 , стр. 68–69.
  6. ^ Гованс, Кристофер В. (2014). Буддийская моральная философия: введение . Рутледж. стр. 69–70. ISBN  978-1-317-65934-1 .
  7. ^ Монье-Вильямс, сэр Монье (1899). Санскритско-английский словарь (2-е изд.). п. 1085.
  8. ^ Сью Гамильтон (2000). Ранний буддизм: новый подход: Я смотрящего . Рутледж. стр. 21–27. ISBN  978-0-7007-1357-8 .
  9. ^ Кляйн, Энн К. (1991). «Знание именования и отрицания», справочник по тибетскому языку, Саутрантика . Публикации Снежного Льва, ISBN   0-937938-21-1
  10. ^ Перейти обратно: а б MN 122. См., например, « Маха-сунньята сутта: Великая беседа о пустоте, переведенная с пали Таниссаро Бхиккху », получено 30 июля 2013 г. из «Access to Insight» на сайте www.accesstoinsight.org.
  11. ^ Аналайо, Бхиккху (2012). Экскурсии в мир мысли палийских дискурсов . Париятти . п. 272. ИСБН  9781928706984 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хуйфэн, Ши (2016), «Является ли «Иллюзия» творением Праджняпарамиты? Рождение и смерть буддийской когнитивной метафоры», Журнал буддийской философии , 2 , Университет Фо Гуан: 214–262, doi : 10.1353/jbp.2016.0010 .
  13. ^ Бхиккху 1997d .
  14. ^ Таниссаро Бхикку, Буддийские религии: историческое введение, стр. 96.
  15. ^ «Камабху Сутта: С Камабху (2)» . www.accesstoinsight.org .
  16. ^ «Махаведалла Сутта: Большой набор вопросов и ответов» . www.accesstoinsight.org .
  17. ^ «Годатта Сутта: Годатте» . www.accesstoinsight.org .
  18. ^ MN 121 и MN 122. См., например, Таниссаро (1997a) и Таниссаро (1997b) соответственно.
  19. ^ Ши хойфэн, «Взаимозависимое возникновение = Пустота» - нововведение Нагарджуны? Исследование ранних и основных сектантских текстовых источников, стр. 26.
  20. ^ Ши хойфэн, «Взаимозависимое возникновение = Пустота» - нововведение Нагарджуны? Исследование ранних и основных сектантских текстовых источников, стр. 28.
  21. ^ Ши хойфэн, «Взаимозависимое возникновение = Пустота» - нововведение Нагарджуны? Исследование ранних и основных сектантских текстовых источников, стр. 22, 27.
  22. ^ Чунг, Мун-Кит; Понятие пустоты в раннем буддизме, издательство Motilal Banarsidass, 1999.
  23. ^ Инь Шун; Исследование пустоты (Исследование пустоты Кончжи Танцзю) (1985)
  24. ^ Чунг; Аннотированный перевод сутр из китайской Самьюктагамы, относящихся к ранним буддийским учениям о пустоте и срединном пути (2004 г.); второе издание, Международный буддийский колледж, Таиланд, 2010 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б Ши хойфэн, «Взаимозависимое возникновение = Пустота» — нововведение Нагарджуны? Исследование ранних и основных сектантских текстовых источников
  26. ^ Поттер, Карл Х; Буддизм Абхидхармы до 150 г. н. э., стр. 98.
  27. ^ Ши хойфэн, «Взаимозависимое возникновение = Пустота» - нововведение Нагарджуны? Исследование ранних и основных сектантских текстовых источников, стр. 36.
  28. ^ Перейти обратно: а б Скилтон, Эндрю (2004), Краткая история буддизма , стр. 91–92 . [ нужна полная цитата ]
  29. ^ «Пустота в буддизме Тхеравады – Центр медитации прозрения» .
  30. ^ Ронкин, Ноа; Ранняя буддийская метафизика, стр. 91.
  31. ^ Перейти обратно: а б Калупахана, Д. Муламадхьямакакарика из Нагарджуны . п. 26. [ нужна полная цитата ]
  32. ^ Перейти обратно: а б Буддхагхоша (1991), Путь очищения: Висуддхимагга , перевод Нанамоли Бхиккху, Буддийское издательское общество, стр. 668 .
  33. ^ Перейти обратно: а б Буддхадаса, Аджан (1961), «Пустота» , Сердцевина дерева Бо.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Таниссаро Бхиккху. Доступ к Insight "Целостность пустоты", 5 июня 2010 г., дата обращения 30 июля 2013 г.
  35. ^ Харви, Питер. Введение в буддизм, стр. 87.
  36. ^ «Пустота Тхеравады, Абхидхаммическая теория Аджаана Суджина Борихарнванакета» (PDF ) Архивировано из оригинала (PDF) 5 января.
  37. ^ Williams & Tribe 2000 , стр. 68, 134–5.
  38. ^ Уильямс 2008 , стр. 52–3.
  39. ^ Уильямс 2008 , стр. 50.
  40. ^ Орсборн, Мэтью Брайан. «Хиазм в ранней Праджняпарамите: литературный параллелизм, соединяющий критику и герменевтику в ранней махаянской сутре», Университет Гонконга, 2012, стр. 165–66.
  41. ^ "Алмаз совершенной мудрости Сутра". Комитет переводов Чунг Тай.
  42. ^ Земля 1994 , с. 160-169.
  43. ^ «Никакой мудрости мы не можем достичь, никакого высшего совершенства, Никакого Бодхисаттвы, никакой мысли о просветлении. Когда говорят об этом, если не сбиты с толку и никоим образом не обеспокоены, Бодхисаттва обучается мудрости Ушедшего [Сугаты]. " (Conze 1973a: 9), цитируется по Williams 2008 , с. 50.
  44. ^ «Даже нирвана, говорю я, подобна волшебной иллюзии, подобна сну. Тем более все остальное! ...Даже если бы, быть может, могло быть что-то более выдающееся, я бы сказал, что и об этом она подобна иллюзия, подобная сну». (перевод Conze: 99), цитируется в Williams & Tribe 2000 , p. 135.
  45. ^ «Сутра сердца Праджня Парамита Хридая Сутра» . Будданет.нет . Проверено 4 февраля 2013 г.
  46. ^ Конзе, Эдвард; Онтология Праджняпарамиты, Философия Востока и Запада, том 3 (1953), стр. 117–129, University of Hawaii Press
  47. ^ Орсборн, Мэтью Брайан. «Хиазм в ранней Праджняпарамите: литературный параллелизм, соединяющий критику и герменевтику в ранней махаянской сутре», Университет Гонконга, 2012, стр. 180–81.
  48. ^ Орсборн, Мэтью Брайан. «Хиазм в ранней Праджняпарамите: литературный параллелизм, соединяющий критику и герменевтику в ранней махаянской сутре», Университет Гонконга, 2012, стр. 139–40.
  49. ^ Уильямс и Племя 2000 , с. 140.
  50. ^ Винн, Александр, Раннее буддийское учение как прото-шуньявада.
  51. ^ Васлер, Джозеф. Нагарджуна в контексте. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. 2005, с. 225-263.
  52. ^ Перейти обратно: а б Земля 1992 , с. 120.
  53. ^ Цондру, Мабья. Орнамент Разума. Публикации Снежного Льва. 2011, страницы 66–71, 447–477.
  54. ^ Перейти обратно: а б Уильямс и Трайб 2002 , с. 142.
  55. ^ Бронкхорст 2009 , с. 146.
  56. ^ Уильямс и Племя 2002 , с. 141.
  57. ^ Перейти обратно: а б Цондру, Мабья. Орнамент Разума. Публикации Снежного Льва. 2011, страницы 56–58, 405–417.
  58. ^ Williams & Tribe 2002 , стр. 151–152.
  59. ^ Цондру, Мабья. Орнамент Разума. Публикации Снежного Льва. 2011, стр. 56–58, 405–417.
  60. ^ неясно
  61. ^ Цондру, Мабья. Орнамент Разума. Публикации Снежного Льва. 2011, стр. 40–41, 322–333.
  62. ^ Дзюнджиро Такакусу (1998). Основы буддийской философии . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 4, 105–107. ISBN  978-81-208-1592-6 .
  63. ^ Хадзиме Накамура (1991). Способы мышления народов Востока: Индия, Китай, Тибет, Япония . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 590–591, сноска 20. ISBN.  978-81-208-0764-8 . , Цитата: «Уже в Индии слово «шуньята» могло быть неправильно понято как ничто или ничто». (...) Сарвастивадины буддизма Хинаяны рассматривали школу Мадхьямика как «школу, утверждающую, что все есть ничто». (...) Вполне естественно, что большинство западных ученых называют сутру Праджняпарамита , или учение школы Мадхьямика, нигилизмом, поскольку критика уже высказывалась в Индии, однако Нагарджуна, основатель школы Мадхьямика, говорит: «Вы невежественны». о функции шуньяты, значении шуньяты и самой шуньяты».
  64. ^ ГЦ Наяк (2001). Мадхьямика Шуньята, переоценка: переоценка философского предприятия Мадхьямики с особым упором на Нагарджуну и Чандракирти . Индийский совет философских исследований. стр. 9–12. ISBN  978-81-85636-47-4 .
  65. ^ Хорхе Ногера Феррер, Пересмотр трансперсональной теории: совместное видение человеческой духовности. SUNY Press, 2002, стр. 102–103.
  66. ^ Дэвид Дж. Калупахана , Муламадхьямакакарика из Нагарджуны: Философия Срединного пути. SUNY Press, 1986, страницы 48–50.
  67. ^ Уильямс и Племя 2002 , с. 147.
  68. ^ Бронкхорст 2009 , с. 149.
  69. ^ Калупахана 1994 .
  70. ^ Уильямс и Племя 2002 , с. 146.
  71. ^ Перейти обратно: а б Хейс, Ричард (6 ноября 2010 г.), «Мадхьямака» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2017 г.)
  72. ^ Гарфилд, Джей; Эдельгласс, Уильям; Оксфордский справочник мировой философии, стр. 213
  73. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кинг, Ричард (октябрь 1994 г.), «Ранняя йогачара и ее связь со школой Мадхьямака», Philosophy East & West , 44 (4): 659–683, doi : 10.2307/1399757 , JSTOR   1399757 .
  74. ^ Скилтон, Эндрю (1994). Краткая история буддизма . Windhorse Publications, Лондон:. стр. 124
  75. ^ Перейти обратно: а б Калупахана 1992 .
  76. ^ Уильямс 2008 , стр. 103–109.
  77. ^ Хукэм 1991 , стр. 100–104.
  78. ^ Перейти обратно: а б Уильямс 2008 , с. 104.
  79. ^ Перейти обратно: а б с Кинг, Салли Б. (1997). «Доктрина природы Будды безупречно буддийская» (PDF) . Хаббард, Джейми (ред.). Обрезка дерева Бодхи: буря вокруг критического буддизма . Издательство Гавайского университета. стр. 174–192. ISBN  0824819497 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2007 г.
  80. ^ Перейти обратно: а б Хопкинс 2006 .
  81. ^ Хопкинс 2006 , с. 210.
  82. ^ Брайан Эдвард Браун (1991). Природа Будды: исследование Татхагатагарбхи и Алаявиджняны Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 3–4. ISBN  978-81-208-0631-3 .
  83. ^ Брайан Эдвард Браун (1991). Природа Будды: исследование Татхагатагарбхи и Алаявиджняны Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 4–5. ISBN  978-81-208-0631-3 .
  84. ^ Брайан Эдвард Браун (1991). Природа Будды: исследование Татхагатагарбхи и Алаявиджняны Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 5–7, 32. ISBN.  978-81-208-0631-3 .
  85. ^ Уильямс 2008 , стр. 112–115.
  86. ^ Мерв Фаулер (1999). Буддизм: верования и практики . Сассекс Академик Пресс. стр. 101–102. ISBN  978-1-898723-66-0 .
  87. ^ Хэн-Цзин Ши. «Значение Татхагатагарбхи — положительного выражения Шуньяты» . Архивировано из оригинала 7 августа 2013 года.
  88. ^ , Кошо (1975) Ямамото , Токио: Карин Бунко, стр.56.
  89. ^ Вессантара; Встреча с Буддами: Путеводитель по буддам, бодхисаттвам и тантрическим божествам. «Они [обусловленные вещи] подобны небу и непостижимы, как облака».
  90. Собрание сочинений Чогьяма Трунгпы: Том четвертый, «Рассвет тантры», стр. 366
  91. ^ Данн, Джон Д. (2011). «Мадхьямака в Индии и Тибете». В Оксфордском справочнике мировой философии». Под редакцией Дж. Гарфилда и В. Эдельгласса. Оксфорд: Oxford University Press: 206–221.
  92. ^ Бруннхольцль 2004 , с. 333.
  93. ^ Хорн 2001 , с. 145, 150.
  94. ^ Стернс, Сайрус (2010). Будда из Дёлпо: исследование жизни и мыслей тибетского мастера Долпопы Шераба Гьялцена (Перед. и англ. Ред.). Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN   9781559393430 . Проверено 2 мая 2015 г.
  95. ^ Бруннхольцль 2004 , с. 108.
  96. ^ Бруннхольцль 2004 , с. 502.
  97. ^ Стернс, Сайрус (1999), Будда из Долпо: исследование жизни и мыслей тибетского мастера Долпопы Шераба Гьялцена, State University of New York Press, стр. 82.
  98. ^ Бруннхольцль 2004 , с. 446.
  99. ^ Кабесон, Хосе Игнасио; Лобсанг Даргьяй, Свобода от крайностей «Различение взглядов» Горампы и полемика пустоты (Часть исследований индийского и тибетского буддизма) , стр. 46-48.
  100. ^ Кабесон, Хосе Игнасио; Лобсанг Даргьяй, Свобода от крайностей, «Различение взглядов» Горампы и полемика пустоты (Часть исследований индийского и тибетского буддизма) , стр. 50.
  101. ^ Далай-лама (2005). Вселенная в одном атоме: конвергенция науки и духовности (в твердом переплете). Бродвей. ISBN   0-7679-2066-X и ISBN   978-0-7679-2066-7
  102. ^ Перейти обратно: а б Пусть 2003 год
  103. ^ Перейти обратно: а б Фокс, Алан (1992), «Саморефлексия в традиции Санлунь: Мадхьямика как «деконструктивное сознание» буддизма», Журнал китайской философии , 19 : 1–24 .
  104. ^ Травагнин, Стефания . Измерение Мадхьямика Инь Шуня. Повторное изложение школы Нагарджуны в китайском буддизме XX века, Лондонский университет, 2009 г. https://eprints.soas.ac.uk/28877/1/10673046.pdf.
  105. ^ Зипорин, Брук (19 ноября 2014 г.). Тяньтайский буддизм . Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет – через plato.stanford.edu.
  106. ^ Зипорин, Брук А. Пустота и вездесущность: существенное введение в буддизм Тяньтай, 144-145.
  107. ^ Невилл, Роберт К. (1987). Новая метафизика для вечного опыта, Журнал китайской философии 14, 357-370.
  108. ^ Перейти обратно: а б Зойшнер, Роберт Б., Се Цзун Чи (Ранний буддийский текст Чань (Дзэн)), Журнал китайской философии, т. 3 (1976), стр. 253-268.
  109. ^ Тайген Дэн Лейтон с И Ву. Культивирование пустого поля: Безмолвное озарение мастера дзэн Хунчжи (Бостон: Tuttle Publishing, 2000, исправленное и расширенное издание; оригинальное издание опубликовано North Point Press, 1991), стр. 45.
  110. ^ Снеллинг 1987 , с. 101-102.
  111. ^ Книббе 2014 , с. 46.
  112. ^ Перейти обратно: а б с Ренард 2010 , с. 157.
  113. ^ Команс 2000 , с. 35-36.
  114. ^ Перейти обратно: а б Бхаттачарья 1943 , с. 49.
  115. ^ Перейти обратно: а б «Санскрит — Asia.net» .
  116. ^ Перейти обратно: а б Сарма 1996 , стр. 127.
  117. ^ Ренард 2010 , с. 160.
  118. ^ Сузуки 1999 .
  119. ^ Сузуки 1999 , с. 123-124.
  120. ^ Сузуки 1999 , с. 168.
  121. ^ Перейти обратно: а б с д Команс 2000 , с. 36.
  122. ^ Хирияна 2000 , с. 25, 160-161.
  123. ^ Р.Д. Кармаркар, Карика Гаудапады , Институт восточных исследований Бхандаркара
  124. ^ Р.Д. Кармаркар, Карика Гаудапады , Институт восточных исследований Бхандаркара, страницы xxxix-xl
  125. ^ Джайдева Сингх, Виджнанабхайрава или Божественное сознание: сокровищница 112 видов йоги, стр. 29
  126. ^ Джайдева Сингх, Виджнанабхайрава или Божественное сознание: сокровищница 112 видов йоги, стр. 55
  127. ^ Перейти обратно: а б с д Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин. стр. 388–389. ISBN  978-0-14-341421-6 .
  128. ^ Стефан Шумахер (1994). Энциклопедия восточной философии и религии: буддизм, индуизм, даосизм, дзэн . Шамбала. п. 202. ИСБН  978-0-87773-980-7 .
  129. ^ Читтаранджан Дас (1994). Бхакта Чарана Дас (средневековый писатель ория) . Сахитья Академия. стр. 9, 101–112. ISBN  978-81-7201-716-3 .
  130. ^ Бхима Бхой, Стихи из пустоты: мистическая поэзия святого из Ории . Перевод Беттины Боймер. Издательство Манохар. 2010. ISBN  978-81-7304-813-5 .
  131. ^ Ачьютананда, Брахма Самхита , перевод Патнаика, стр.117
  132. ^ «Махашунья, Махашунья, Махашунья: 5 определений» . Библиотека мудрости; Портал индуизма, санскрита, буддизма, джайнизма, Месопотамии и т. д. . 2 февраля 2019 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  133. ^ Рингу Тулка 2005 , с. 39.
  134. ^ Муламадхьямакакарика . Публикации Шри Сатгуру. 13 сентября 1993 г. ISBN.  9788170303855 – через Google Книги.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Начальный
  • Бхиккху, Таниссаро (пер.) (1997d), SN 35.85, Suñña Sutta, Empty , Access to Insight .
  • Книббе, Ганс (2014), Видишь, ты уже свободен! Очерк недвойственного пути , Ашока .
  • Рингу Тулку (2005), Смелые шаги к бесстрашию: три средства передвижения тибетского буддизма , Снежный лев .
вторичный
  • Бхаттачарья, Видхушехара (1943), Гаудападакарика , Дели: Мотилал Банарсидасс .
  • Бронкхорст, Йоханнес (2009), Буддийское учение в Индии , Wisdom Publications .
  • Бруннхольцль, Карл (2004), Светящееся сердце: Третий Кармапа о сознании, мудрости и природе Будды . [ нужна полная цитата ]
  • Команс, Майкл (2000), Метод ранней Адвайта Веданты: исследование Гаудапады, Шанкары, Сурешвары и Падмапады , Дели: Мотилал Банарсидасс .
  • Корню, Филипп (2001), «Послесловие», Внешний вид и реальность. Две истины в четырех буддийских доктринах , KunchabPublications .
  • Хирияна, М. (2000), Основы индийской философии , Мотилал Банарсидасс, ISBN  978-8120813304 .
  • Хукэм, СК (1991), Будда внутри: доктрина Татхагатагарбхи согласно интерпретации Шентонга Ратнаготравибхаги , Олбани, Нью-Йорк: State University of New York Press, ISBN  978-0791403587 .
  • Хопкинс, Джеффри (2006), Горная доктрина: Фундаментальный тибетский трактат о пустоте другого и Матрице Будды , Лондон: Снежный лев .
  • Калупахана, Дэвид Дж. (1992), Принципы буддийской психологии , Дели: публикации ri Satguru .
  • Калупахана, Дэвид Дж. (1994), История буддийской философии , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited .
  • Лай, Уэлен (2003), Буддизм в Китае: исторический обзор. В Антонио С. Куа (ред.): Энциклопедия китайской философии (PDF) , Нью-Йорк: Routledge, заархивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2014 г.
  • Ренар, Филип (2010), Недуализм. Прямой путь освобождения , Котен: Uitgeverij Juwelenschip .
  • Сарма, Чандрадхар (1996), Традиция Адвайты в индийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс .
  • Снеллинг, Джон (1987), Буддийский справочник. Полное руководство по буддийскому учению и практике , Лондон: Вековые книги в мягкой обложке .
  • Судзуки, Дайсетц Тейтаро (1999), Исследования Ланкаватара-сутры , Дели: Мотилал Банарсидас .
  • Уильямс, Пол; Племя, Энтони (2000), Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию , Routledge, ISBN  978-0-415-20700-3 .
  • Уильямс, Пол; Племя, Энтони (2002), Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию , Тейлор и Фрэнсис, ISBN  978-1-134-62325-9 .
  • Уильямс, Пол (2008), Буддизм Махаяны: основы доктрины , Routledge, ISBN  978-1-134-25056-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 99326e90114f75141854a06d019d4309__1721755800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/09/99326e90114f75141854a06d019d4309.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Śūnyatā - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)