Тайджаса
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Тайджаса (санскрит: तैजस), что означает «наделенный светом», — это один из многих различных уровней существования, которые Джива испытывает благодаря активности Майи ; это вторая из трех стадий сознания, которые являются частью индивидуального порядка Дживы. Тремя стадиями сознания являются: 1) Вишва или Вайшванара, или стадия бодрствования, характеризующаяся индивидуальным грубым телом или стхула-шарирой, 2) Тайджаса или сознание сновидения, объектом которого является тонкое тело или сукшма-шарира, и 3) Праджня, или сознание глубокого сна, которое представляет собой единое недифференцированное сознание или праджанаагхана и характеристику блаженного каузального тела, предельного переживания Брахмана . [1]
Ягьявалкья сообщает Джанаке, что Инда, зажигательница, загадочно называемая Индрой, находится в правом глазу; человек в левом глазу — жена Инды, Вирадж, место их встречи — пространство внутри сердца. Следовательно, душа состоит из Инды, которая в контексте Творения является праной, фундаментальной энергией, и Вираджа, который является принципом, создающим разнообразие. Шанкара в своем комментарии к Брихадараньяка-упанишаде IV.ii.2-4 интерпретирует Инду как «Я» на стадии бодрствования, союз Инды-Вираджа как «Я» на стадии сна и Вираджа как «Я» на стадии глубокого сна; он называет Я второй стадии тайджаса, то есть тот, кто сияет в уме, или хридайа-бхута, то есть тот, кто стал сердцем. [2]
Мантра №. В четвертом Мандукья-упанишаде «Агама-пракарна» говорится:
- Место снов, внутренняя мудрость, семичленный, двадцатиодноликий, уединенный едок – это вторая нога Тайджасы.
что означает:-
«Вторая четверть (пада) — это Тайджаса, сферой деятельности которого является состояние сна, который осознаёт внутренний мир объектов, имеющий семь конечностей и девятнадцать ртов и который наслаждается тонкими объектами ментального мира».
Сознание Реальности, обусловленное собственным отождествлением с тонким телом, становится сновидцем и переживает мир сновидений как Тайджаса. Эго бодрствующего состояния имеет девятнадцать ртов – пять органов действия, пять аспектов Праны, жизненное дыхание, ум, интеллект, эгоизм и читту. Атман, проявляющийся через грубое тело, Вайшванару, имеет семь частей. Сновидец наслаждается тонким миром предметов, поскольку осознает только внутренний мир. [3]
Тайджаса, Светлый, сферой действия которого является сон, и который является внутренне ориентированным сознанием, является звуковым слогом У Аум, поскольку он возвышен и является промежуточным, он встречается между А и М, относясь в равной степени к Вайшванаре и Праджне, которые следовательно, двое тождественны, но сами по себе являются нереальной видимостью, призраком. Секрет промежуточного У в том, что слушатель этого звукового слога становится познателем истины, реальности; Будучи губным, U изменяет речь, представленную звуковым слогом А, который является первичным гортанным звуком, а затем погружается в тишину М, которая измеряет и А, и У и поглощает их. Четвертая стадия, Турия , и все страдания заканчиваются. После обретения этого понимания достигается [4]
В главе «Таттва-вивека» Панчадаши- шлоки 24 Видьяранья Свами объясняет:
- Мудрец там достигает состояния Тайджаса благодаря гордости.
- Хираньягарбхататамишастайорвьяштисамаштита ||
что единое неделимое сознание в его микрокосмическом аспекте называется Тайджаса; и в своем макрокосмическом аспекте, Хираньягарбхе или Ишваре, совокупности, из-за отождествления со всеми тонкими телами вселенной, первый представляет собой сознание, отождествляемое с тонким телом Дживы, отражением сознания. [5]
Согласно Шайва-сиддханте, аханкара-таттва проявляется тройственно: сначала как Тайджаса, в которой доминирует саттва, вторая как Вайкарика, в которой доминирует раджаса, и третья как Бхутадика, в которой доминирует тамаса, таким образом категорически различая последствия преобладание каждого качества. Саттву называют Тайджасой из-за ее просветляющей способности, но из которой, помимо манас-таттвы, развиваются качества, пять органов или способностей чувств. Однако школа санкхьи связывает саттву с Вайкарикой, а раджасу с Тайджасой. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Венера А. Джордж (2001). Брахма-анубхава . КРВП. стр. 113–114. ISBN 9781565181540 .
- ^ Высшая мудрость Упанишад: Введение . Мотилал Банарсидасс. 1998. стр. 507–510. ISBN 9788120815735 .
- ^ Мандукья Упанишада с Карикой . Миссия Чинмайя. 2011.стр. 33–37. ISBN 9788175971448 .
- ^ Слово говорит с фаустовским человеком . Мотилал Банарсидасс. 1991. стр. 186, 240–245. ISBN 9788120811751 .
- ^ Свами Свахананда. Панчадаши Шри Видьяраньи Свами . Шри Рамакришна Матх. п. 13.
- ^ Джаяндра Сони (1989). Философская антропология в теории Шайва . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 25, 26, 47. ISBN. 9788120806320 .