Анатман (индуизм)
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Анатман на санскрите означает «то, что отличается от атмана» или «не-я». [ 1 ] В индуизме первое определение встречается в некоторых текстах, тогда как в буддизме анатман или анатта означает «не-самость». [ 2 ]
Адвайта-концепция Анатмана
[ редактировать ]По словам Шри Чандрашекхары Бхарати из Шрингери , [ 3 ] Шанкара не использует термин анатман в значении «не-душа» или «анти-душа». Атман бесформен и не имеет частей, его истинная природа не может быть воспринята, в то время как анатман имеет форму, имеет части и чью природу можно воспринять. [ 4 ] Анатман — творение Брахмана, которое неотлично от Брахмана и не существует отдельно от Брахмана. [ 5 ] Постичь разницу между атманом и анатманом — значит стать освобожденным. [ 6 ]
Чтобы осознать самосуществующий вечный Атман, искатель Истины использует «Нети, нети», то есть «не это, не это» на Анатмане, чтобы достичь того, что остается Атманом. [ 7 ]
Буддийская концепция Анатмана или Анатты
[ редактировать ]Буддисты верят, что в человеческих существах не существует постоянной основной субстанции, называемой «я» или душой (Атман). [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Они верят, что анатта/анатман (отсутствие личности), непостоянство и дуккха (страдание) являются тремя характеристиками (трилакхана) всего существования, и понимание этих трех составляет правильное понимание. « Доктрина анатмана ни в коем случае не была дополнением, поскольку она была фундаментальной для двух других доктрин; то есть, поскольку не существует настоящего человеческого «я», в человеческом опыте нет продолжительности; и поскольку в человеческом опыте нет продолжительности, настоящего счастья нет». [ 11 ]
Объяснение Нагарджуной теории анатмана как шуньяты (пустоты) в Муламадхьямакакарике Будды Четырех Благородных Истин , а также отказа от философии ранних буддийских школ Сарвастивадинов и Саутрантика было частью его повторения . [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Монье Уильямс, Санскритский английский словарь Монье-Вильямса, Oxford University Press, Статья об Анатмане, Цитата: anAtman m. несамостоятельный, другой; нечто отличное от духа или души
- ^ Анатта , Британская энциклопедия (2013), Цитата: «Анатта в буддизме - учение о том, что у людей нет постоянной, лежащей в основе души. Концепция анатты, или анатмана, является отходом от индуистской веры в атман («самость»). »)».
- ^ Шри Чандрашекхара Бхарати III из Шрингери (1973). Вивекачудамани Шри Шанкары . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. п. 207.
- ^ Свами Мадхавананда (1921). Вивекачудамани Ади Шанкары . Калькутта: Адвайта Ашрам. стр. 56 .
Стих 148
- ^ Свами Мадхавананда (1921). Вивекачудамани Ади Шанкары . Калькутта: Адвайта Ашрам. стр. 12 .
Стих 20
- ^ Свами Мадхавананда (1921). Вивекачудамани Ади Шанкары . Калькутта: Адвайта Ашрам. стр. 58 .
Стих 152
- ^ Шри Чандрашекхара Бхарати III из Шрингери (1973). Вивекачудамани Шри Шанкары . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. стр. 270–272, 342.
- ^ [a] К.Н. Джаятиллеке (2010), Ранняя буддийская теория познания, ISBN 978-8120806191 , страницы 246-249, начиная с примечания 385;
[b] Стивен Коллинз (1994), Религия и практический разум (редакторы: Фрэнк Рейнольдс, Дэвид Трейси), State Univ of New York Press, ISBN 978-0791422175 , стр. 64; «Центральным в буддийской сотериологии является учение о не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Если очень кратко, это [буддийское] учение о том, что у людей нет души. , нет себя, нет неизменной сущности.";
[c] Эдвард Роер (переводчик), «Введение Шанкары» , с. 2, в Google Книгах к Брихад Араньяка Упанишаде , страницы 2–4;
[d] Кэти Джавоно (2013), Совместима ли буддийская доктрина «отсутствия самости» со стремлением к нирване? , Философия сегодня - ^ Джон К. Плотт и др. (2000), Глобальная история философии: осевой век, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120801585 , стр. 63, Цитата: «Буддийские школы отвергают любую концепцию Атмана. Как мы уже заметили, это основное и неистребимое различие между индуизмом и буддизмом».
- ^ Анатта , Британская энциклопедия (2013), Цитата: «Анатта в буддизме, учение о том, что у людей нет постоянной, лежащей в основе души. Концепция анатты, или анатмана, является отходом от индуистской веры в атман («самость»). »)».
- ^ Орган 1987 , с. 163.
- ^ Нагарджуна и Калупахана 1996 , с. 67.
Источники
[ редактировать ]- Нагарджуна ; Калупахана, Дэвид (1996). Муламадхьямакакарика из Нагарджуны . Мотилал Банарсидас. ISBN 978-81-208-0774-7 .
- Орган, Трой Уилсон (1987). Философия и личность: Восток и Запад . Ассошиэйтед Юниверсити Пресс. п. 161 . ISBN 978-0-941664-80-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шриниваса Рао. «Адвайта: современная критика» .
- «Адвайта – 1 адхьяса – часть II» . 30 мая 2003 г.