Ратха-ятра (Пури)
В этой статье используются тексты из религиозной или религиозной системы без ссылки на вторичные источники , которые их критически анализируют. ( февраль 2017 г. ) |
Эту статью , возможно, придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( февраль 2023 г. ) |
Ратха-ятра Пури | |
---|---|
Также называется | Гоша Джатра |
Наблюдается | индуистский |
Тип | Религиозный |
Начинается | Ашадха Шукла Двития |
Заканчивается | Ашадха Шукла Дашами |
Дата 2023 года | 20 июня |
Дата 2024 года | 7 июля, воскресенье |
Дата 2025 года | 27 июня, пятница [1] |
Частота | ежегодный |
Ратха -ятра Пури , также переводится как Ратха-джатра ( Odia : ரதியாதர் , букв. «фестиваль колесниц») ( / ˈ r ʌ θ ə ˈ j ɑː t r ɑː / , Произношение Одия: [ɾɔt̪ʰɔ dʒat̪ɾa] ), считается старейшим и крупнейшим индуистским фестивалем колесниц, отмечаемым ежегодно в светлую половину лунного месяца Ашад (июнь – июль). [2] [3] Фестиваль проводится в городе Пури , в штате Одиша , Индия, и связан с божеством Джаганнатхом (формой Вишну или Кришны ). [2] Во время фестиваля три божества (Джаганнатх, его брат Балабхадра и сестра Субхадра ) тянутся множеством преданных на трех массивных деревянных колесницах по бада данда (большому проспекту) в храм Гундича , где они остаются там в течение недели, а затем возвращаются. в храм Джагнаннатхи . Этот обратный путь называется Бахуда Ятра. [2] [4]
По дороге колесница Джаганнатхи Нандигхоша ждет возле крематория Бхакты Салабеги , мусульманского преданного, чтобы отдать ему дань уважения.
На обратном пути из храма Гундича три божества останавливаются на некоторое время возле храма Мауси Маа (обители тети) и приносят подношение Пода Питха, особого типа блинов, которые, как предполагается, являются любимыми божествами. После семидневного пребывания божества возвращаются в свою обитель.
История
[ редактировать ]Описания Ратха-ятры можно найти в Брахма-пуране , Падма-пуране , Сканда-пуране и Капила-самхите . [5] Записи о фестивале отмечаются европейскими путешественниками с 13 века, причем наиболее известные и яркие описания относятся к 17 веку. [6]
Колесницы
[ редактировать ]Три колесницы Джаганнатха, Балабхадры и Субхадры каждый год строятся заново из древесины определенных деревьев, таких как пхасси, дхауса и т. д. Их обычно привозят из бывшего княжеского государства Дасапалла командой специалистов-плотников, имеющих наследственные права и привилегии. для того же самого. Бревна традиционно спускают на плаву в виде плотов по реке Маханади. Их собирают возле Пури, а затем перевозят по дороге. [7]
Три колесницы, украшенные по уникальной схеме, предписанной и соблюдаемой на протяжении веков, стоят на Бада Данда, Великом проспекте. Колесницы выстроились вдоль широкой аллеи перед храмом, недалеко от его восточного входа, который также известен как Синхадвара или Львиные ворота.
Вокруг каждой колесницы расположены девять парсва-деват, раскрашенных деревянных изображений, изображающих различных божеств по бокам колесниц. В каждой колеснице есть возничий (Сарати) и четыре лошади.
Детали колесницы | Джаганнатх | Балабхадра | Субхадра |
---|---|---|---|
Имя Колесницы | Нандигоша | Таладхваджа | Дарпадалана (Дарпадалана) |
Альтернативное название Колесницы | Гарудадхваджа, Капидхваджа | Лангаладхваджа | Девадалана, Падмадхваджа |
Изображение | |||
Количество колес | 16 | 14 | 12 |
Общее количество использованных деревянных деталей | 832 | 763 | 593 |
Высота | 44 фута 2 дюйма | 43 фута 3 дюйма | 42 фута 3 дюйма |
Длина и ширина | 34 футов 6 дюймов х 34 футов 6 дюймов | 33 х 33 фута | 31 фут 6 дюймов х 31 фут 6 дюймов |
Цвета навесов | Красный, Желтый (желтый, связанный с Вишну) | Красный, Голубовато-зеленый | Красный, Черный (Черный цвет связан с Богиней) |
Хранитель | Гаруда | Васудева | Джаядурга |
Возничий | Дарука | Представляйте это | Арджуна |
Название флага | Трайлокьямохини | Уннани | Надамбика |
Эмблема флага | Пальма | ||
Имя лошадей |
|
|
|
Цвет Лошадей | Белый | Черный | Красный |
Название веревки колесницы | Санхачуда Нагини | Басуки Нага | Сварначуда Нагини |
Сопровождающее божество | г-н Мохан | Рамакришна | Сударшана |
Привратники ( Дварапала ) |
| ||
Девять паршвадевата (дополнительные божества) |
Чандана Ятра
[ редактировать ]Чандан ятра или «Фестиваль сандалового дерева» — это 42-дневный период, который знаменует начало строительных работ для колесниц. Период разделен пополам, состоящим из 21 дня каждая. Первая половина известна как Бахар Чандан , когда репрезентативные изображения правящих божеств выносятся красочными процессиями и каждый день совершают церемониальную прогулку на лодке в резервуаре Нарендра. В число этих божеств входят Мадан Мохан (Джаганнатх), Рама-Кришна, Лакшми, Сарасвати и Панча Пандава — главенствующие божества пяти главных храмов Шивы. Последний, известный как Бхитар чандан, состоит из различных ритуалов, закрытых для публики. [8] Строительство колесниц начинается в Акшая Тритью, третий день светлых двух недель Вайшакхи, с ритуального поклонения огню. Это происходит перед дворцом короля Пури и напротив главного офиса храма Пури. Позже божества совершают ритуальное омовение в небольшом храме посреди резервуара в каменных кадках, наполненных водой, сандаловой пастой, ароматами и цветами.
Кульминацией этого фестиваля сандалового дерева является Снана Ятра или «Фестиваль омовения», который проводится в день полнолуния месяца Джьештха. Божества Джаганнатха, Бальбхадра и Субхадра омываются в 108 горшках с водой, а затем остаются в символическом и ритуальном выздоровлении около двух недель. Они закрыты от взглядов публики. [9] Только три особых патта читры, традиционные картины Ория натуральных цветов на ткани, пропитанной крахмалом, известные как Анасара Паттис, нанизаны на бамбуковый экран, скрывающий божества от посторонних глаз, и могут быть видны публике. В этот период божествам дают только корни, листья, ягоды и плоды, чтобы вылечить их от недуга. Этот ритуал является напоминанием о сильных племенных элементах в зарождении и эволюции культа Джаганнатхи. Потомство Лалиты, дочери первоначального поклонника племени Бисвабасу, вождя охотников, и жреца-брамина Видьяпати, известно как даитапати или даитас. Им принадлежит почти исключительная привилегия служить божеству во время выздоровления и в течение всего периода Ратха Джатры или Праздника Колесниц.
Их зовут Беша
[ редактировать ]После того, как колесницы божеств возвращаются в главный храм из храма Гундича, божества одевают в золотые украшения и им поклоняются на колесницах. Этот праздник известен как Суна Беша . Традиция утверждает, что это мероприятие было впервые организовано королем Капилендрой Девой в 1460 году, когда, вернувшись с победой с войны, он пожертвовал золото Джаганнатхе. [10] Божества украшены золотыми украшениями весом почти 208 кг. В 2014 году почти девятьсот тысяч преданных стали свидетелями этого события, состоявшегося 9 июля. [10] В этом году Суна Беша был 16 июля 2024 года. [11]
Ратха-ятра и Паханди 2015 года.
[ редактировать ]Сотни верующих заполонили прибрежный город Пури, чтобы мельком увидеть божеств, вновь воплотившихся после 19 лет на колесницах по случаю Ратх Ятры, знаменующей крупнейшее религиозное собрание в Одише.
Международная Ратха Ятра
[ редактировать ]Фестиваль Ратха-ятра стал обычным явлением в большинстве крупных городов мира с 1968 года благодаря ИСККОН движению Харе Кришна . А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада популяризировал фестиваль во всем мире, который теперь проводится ежегодно в более чем 108 городах, включая: Москву , Нью-Йорк , Хьюстон , Атланту , Лондон , Рим , Цюрих , Калькутту , Мумбаи , Карачи , Берлин , Гейдельберг , Кельн , Флоренцию . , Вроцлав , Сидней , Перт, Кампала , Найроби , Момбаса , Кисуму , Мехико , Дублин , Белфаст , Манчестер , Бирмингем , Алчевск , Буэнос-Айрес , Мадрид , Стокгольм , Бат , Будапешт , Окленд , Мельбурн , Монреаль , Париж , Копенгаген , Амстердам , Лос-Анджелес , Торонто , Ванкувер , Сантьяго , Таллинн , Лима , Антверпен , София , Куала-Лумпур , Дубай , Осло , Чжуншань , Мьичина , Бангкок , Порт-оф-Спейн , Манама и многие другие города. [12] Ратха -ятра в Дхамрае , Бангладеш , является одной из самых важных в Бангладеш.
Даты Ратха-ятры
[ редактировать ]В этой таблице показаны даты Ратха-ятры , проводимой в Пури , штат Одиша . Эти даты относятся к году Набакалебара, 2015, к году следующего (через 19 лет) Набакалебара, 2034 .
Ратха-ятра в Пури | ||
---|---|---|
Год | Дата начала | Дата окончания (9-й день Ратха-ятры) |
2015 | 18 июля | 26 июля |
2016 | 6 июля | 14 июля |
2017 | 25 июня | 3 июля |
2018 | 14 июля | 22 июля |
2019 | 4 июля | 12 июля |
2020 | 23 июня | 1 июля |
2021 | 12 июля | 20 июля |
2022 | 1 июля | 9 июля |
2023 | 20 июня | 28 июня |
2024 | 7 июля | 15 июля |
2025 | 27 июня | 5 июля |
2026 | 16 июля | 24 июля |
2027 | 5 июля | 13 июля |
2028 | 23 июня | 1 июля |
2029 | 13 июля | 21 июля |
2030 | 2 июля | 10 июля |
2031 | 22 июня | 30 июня |
2032 | 9 июля | 17 июля |
2033 | 28 июня | 6 июля |
2034 | 17 июля | 25 июля |
Предложения услуг
[ редактировать ]В храме Джаганнатха работают различные виды севаков , которые предлагают свои услуги на Ратхе.
- Голос
- Омнисунд
- Дахука: Ратха дахука боли ( Одиа : ଡାହୁକ ବୋଲି , также «Дахука гита» (ଡାହୁକ ଗୀତ)), которые представляют собой поэтические декламации. Ратха-ятра, являющаяся символическим выражением плодородия и жизненного цикла , эти «боли», воспетые Дахукой, содержат непристойные песни. Считается, что, пока не спета Дахука боли, «Ратха» не двинется с места. [13] Эти песни поются публично, без каких-либо ограничений на тексты. [14] Дахука контролирует движение Ратхи во время фестиваля. [15] [16]
- Даита пати
- Пуспалака
- Игроки в Банати: Банати – это древнее искусство, в котором человек раскручивает подожженные мячи, привязанные к концам веревки. Каждый год во время Ратха-ятры преданные исполняют «Банати», чтобы умилостивить Джаганнатху. [17] Ножи и огненные шары, прикрепленные к Банати, добавляют красок процессии божества, достигающей места назначения.
Гера Панчами
[ редактировать ]Гера Панчами — ритуал, соблюдаемый в период Ратха-ятры в Великом храме Джаганнатхи в Пури . Он известен как ритуал богини Лакшми . Пятый день от Ратха Ятры, то есть пятый день светлых двух недель Ашадхи, известен как Гера Панчами. [18] [19] Во время Ратха-ятры Господь Джаганнатх выходит на божественную прогулку со своим братом Балабхадрой и сестрой Субхадрой вместе со своим божественным оружием Сударшаной, оставив Свою жену Махалакшми. Богиня выражает свой гнев на божество. Она направляется в храм Гундича , Адапа Мандапа, в паланкине в форме Субарны Махалакшми и угрожает Ему вернуться в храм как можно скорее. Чтобы доставить Ей удовольствие, божество уступает Ей, предлагая ей агьян мала (гирлянду согласия). Увидев разгневанную Богиню, севаки закрывают главную дверь Гундичи. Махалакшми возвращается в главный храм через ворота Накачана. В ходе уникального ритуала Богиня приказывает одному из своих слуг повредить часть колесницы Нандигоса. Затем она прячется за тамариндовым деревом возле храма Гундича. Через некоторое время она тайно сбегает в свой домашний храм по отдельному пути, известному как Переулок Геры Гори. [20] Уникальным ритуалом наслаждаются тысячи преданных Джаганнатха.
Ритуалы Геры Панчами как важная функция Шримандира упоминаются в Сканда Пуране . Согласно истории Храма, этот «утсав» начался во времена Махараджи Капилендры Деба. До его правления функция Геры Панчами символически соблюдалась с чтением мантр. Как сказано в Мадала Панджи , Раджа Капилендра Деб заменил эту практику введением идола Махалакшми, сделанного из золота, и сделав празднование более реалистичным. [21]
См. также
[ редактировать ]- Знаменитые индуистские ятры
- Места индуистского паломничества в Индии
- Список индуистских фестивалей
- Падаятра
- Ратха Ятра
- Тиртха
- Тиртха и Кшетра
- Раздел-"Ритуалы Ратха Ятры"
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ратха-ятра 2025 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Розен. п. 567. ИСБН 978-0-8239-3180-4 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ «Ратх Ятра: легенда крупнейшего в мире фестиваля колесниц» . Новости Би-би-си . 4 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 17 февраля 2023 года . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Чакраборти, Йогабрата (28 июня 2023 г.). «Пуридхам и история легендарного Брамхарупа Господа Джаганнатхи». dainikstatesmannews.com (на бенгали). Калькутта: Dainik Statesman (Группа государственных деятелей). Архивировано из оригинала 28 июня 2023 года . Проверено 28 июня 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Пурана, Падма Пурана (июль 2005 г.). «Ведическая основа культа Джаганнатхи» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2021 года . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Кульке, Герман (1980). «Ратхи и Раджас: Автомобильный фестиваль в Пури» (PDF) . Журнал истории Орисса . 1 (1): 28–39. Архивировано (PDF) из оригинала 21 июля 2023 года . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ Штатный репортер (11 июля 2021 г.). «Пури второй год подряд нарядился на Ратха-ятру без преданных» . Индус . ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (13 сентября 2011 г.). Религиозные праздники: Энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминовений [2 тома]: Энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных обрядов и духовных поминовений . АВС-КЛИО. п. 171. ИСБН 978-1-59884-206-7 . Архивировано из оригинала 3 ноября 2023 года . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ Верма, Маниш (2013). Посты и праздники Индии . Diamond Pocket Books (P) Ltd. с. 31. ISBN 978-81-7182-076-4 . Архивировано из оригинала 3 ноября 2023 года . Проверено 11 июля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Джаганнатха сияет в золотом одеянии» . Таймс оф Индия . 9 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2014 года . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ Моханти, Дигбиджай (10 мая 2024 г.). «Ратх Ятра 2024 Полное руководство по посещению Пури, датам проживания и пребывания» . Пури Джаганнатх . Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ «Фестиваль Индии» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2009 года . Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ Общество этнографии и народной культуры (Лакнау, Индия) (2001). Восточный антрополог, Том 54 . Лакнау, Индия. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 29 октября 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Сурендра, Маханти (1982). Господь Джаганнатха: микрокосм индийской духовной культуры . Бхубанешвар, Орисса: Орисса Сахитья Академи. п. 93. Архивировано из оригинала 3 ноября 2023 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ Б.Б. Йена (1980). Орисса, люди, культура и государство . Издательство Кальяни. п. 313. ИСБН 9788123726731 . Архивировано из оригинала 3 ноября 2023 года . Проверено 26 марта 2012 г.
- ^ Сарат Чандра Махапатра (1994). Автомобильный фестиваль Господа Джаганнатхи, Пури . Пури, Индия: Исследовательский центр Шри Джаганнатхи (Пури, Индия). Архивировано из оригинала 3 ноября 2023 года . Проверено 26 марта 2012 г.
- ^ « Игроки «Банати» исполняют оду боевого искусства Господу Джаганнатхе» . «Хиндустан Таймс», Дели . 27 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 1 июня 2013 г. Проверено 15 сентября 2012 г. - через HighBeam Research .
- ^ «Гера Панчами – Статьи - Джаганнатх Дхам» . jagannathdham.com . 2012. Архивировано из оригинала 14 августа 2012 года . Проверено 25 июня 2012 г.
Он отмечается в Ашада Шукла Панчами, пятый день светлой половины месяца Ашадха по календарю Ория.
- ^ «Ритуалы автомобильного фестиваля в Пури» . Архивировано из оригинала 11 мая 2012 года . Проверено 25 июня 2012 г.
«Гера» означает «видеть», а «Панчами» означает «пятый день».
- ^ «Гера Панчами» . orissadiary.com . 2012. Архивировано из оригинала 23 июня 2012 года . Проверено 25 июня 2012 г.
Лакшми отправляется ночью и посещает храм Гундича через Бададанду и тайно возвращается через Херагохири Сахи или улицу, сломав кусок дерева Нандигоша Ратхи.