Джая-Виджая
В индуизме Виджая Джая и — две дварапалаки (привратники) Вайкунтхи , обители бога Вишну . [ 1 ] [ 2 ] Из-за проклятия четырех Кумаров они были вынуждены пережить несколько рождений смертными, которые впоследствии были убиты различными аватарами Вишну. Они воплотились как Хираньякашипу и Хираньякша в Сатья-югу , Равана и Кумбхакарна в Трета-югу и, наконец, Шишупала и Дантавакра в Двапара-югу . [ 3 ]
Источник
[ редактировать ]Согласно « Брахманда-пуране» , Джая и Виджая были сыновьями Кали (не путать с асурами ) , а Кали, в свою очередь, была одним из сыновей Варуны и его жены Стуты (санскрит स्तुत, что означает «хвала»). . Братом Кали (и дядей Джаи и Виджая) был Вайдья. [ 4 ] [ 5 ]
Иконография
[ редактировать ]Джая изображается как четырехрукий бог с чакрой в верхней левой руке, шанкхой в верхней правой руке, булавой в нижней левой руке и мечом в нижней правой руке. Виджая изображается таким же образом, за исключением того, что он держит чакру в верхней правой руке, шанкху в верхней левой руке, гада в нижней правой руке и меч в нижней левой руке. Они держат три оружия, которые держит Вишну: чакру, шанкху и булаву, но в четвертых руках у них меч, тогда как Вишну держит лотос.
Проклятие четырех Кумаров
[ редактировать ]Согласно истории из «Бхагавата-пураны» , четыре Кумара : Санака, Санандана, Санатана и Санаткумара, которые являются манасапутрами (рожденными умом детьми) Брахмы , посещают Вайкунтху , обитель Вишну , чтобы увидеть его. [ 6 ]

Из-за силы своего тапаса четверо Кумаров кажутся простыми детьми, хотя они уже преклонного возраста. Джая и Виджая прерывают Кумаров у ворот, думая, что они дети. Они также говорят Кумарам, что Вишну отдыхает и что они сейчас не могут его видеть. Кумары делают вывод, что эти существа должны обладать каким-то недостатком, и приговаривают их к рождению на земле, где им придется преодолеть пороки похоти, гнева и жадности, а затем очиститься. Когда перед ними появляется Вишну, и привратники просят Вишну снять проклятие Кумаров, Вишну говорит, что проклятие Кумаров невозможно отменить. Вместо этого он предлагает Джае и Виджае два варианта. Первый вариант — принять семь рождений на земле в качестве преданных Вишну, а второй — принять три рождения в качестве его стойких врагов. Отбыв любой из этих приговоров, они смогут вновь обрести свой статус на Вайкунтхе и навсегда остаться с ним. Джая и Виджая не могут вынести мысли о том, что им придется оставаться вдали от Вишну в течение семи жизней. Будучи его врагами, божеству пришлось бы воплотиться на земле трижды, чтобы победить их. Таким образом, они встречали его в каждом своем рождении. В результате они решают родиться на земле трижды, хотя для этого им придется быть врагами Вишну . [ 7 ]
В своей первой жизни во время Сатья-юги они родились как Хираньякша (Виджая) и Хираньякашипу (Джая) у Дити (дочери Дакши Праджапати) и мудреца Кашьяпы . Хираньякша был убит Варахой ( аватаром кабана ), а Хираньякашипу был убит Нарасимхой (аватаром человека-льва). В своей второй жизни в Трета-югу они родились как Равана (Джая) и Кумбхакарна (Виджая), и оба были убиты Рамой . В своей третьей жизни в Двапара-югу они родились как Шишупала (Джая) и Дантавакра (Виджая), и оба были убиты Кришной . В первых двух рождениях они были братьями, а в последнем — двоюродными братьями. [ 8 ]
Многие отмечали, что силы Джаи и Виджаи постепенно уменьшались с каждым последующим рождением из-за эффекта юги. В своем первом рождении они рождаются асурами , которые единолично захватили землю и правили ею. Во втором рождении они рождаются ракшасами, правящими лишь регионом на земле. В третьем рождении они рождаются людьми в . большой семье Кришны Более того, Вишну воплотился в виде двух аватаров, чтобы убить Хираньякшу (Вараху) и Хираньякашипу (Нарасимху) в Сатья-югу. Рожденный как Рама в Трета-югу, он смог победить как Равану , так и Кумбхакарну . В аватаре Кришны во время Двапара-юги убийство Дантавакры и Шишупалы даже не является целью аватара, а, скорее, их убивают, чтобы уменьшить «бхубхару» (бремя, лежащее на Бхуми из-за слишком большого количества грешников и неправдивых людей). ).
Привратники храмов Вишну
[ редактировать ]
В современную эпоху, известную на санскрите и проводимую в индуистской традиции как Кали-юга , Джая и Виджая свободны от проклятия, и их можно рассматривать как привратников в храмах Вишну, связанных с вайшнавизмом . Статуи Джая-Виджаи занимают видное место в храме Венкатешвары в Тирумале , храме Джаганнатхи в Пури и храме Ранганатхи в Шрирангаме .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бхаттачарджи, Сукумари (1998). Легенды о Деви . Ориент Блэксван. п. 16.
- ^ Грегор Мэле (2012). Аштанга-йога. Промежуточная серия: мифология, анатомия и практика . Новая Всемирная библиотека. п. 34.
- ^ «История трех рождений Джея и Виджая, которые были привратниками Вайкунтхи Лока» . Древо желаний ИСККОН | ИДТ . 12 июня 2014 года . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ Г.В.Тагаре (1958). Брахманда Пурана – английский перевод – часть 3 из 5 . стр. 794 .
- ^ www.wisdomlib.org (9 октября 2017 г.). «Стута, Стута: 5 определений» . www.wisdomlib.org . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ «История трех рождений Джея и Виджая, которые были привратниками Вайкунтхи Лока» . Древо желаний ИСККОН | ИДТ . 12 июня 2014 года . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ «История Джая-Виджая» . TemplePurohit – ваше духовное место | Бхакти, Шраддха Аур Аширвад . 26 июля 2020 г. Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ «Видвеша-бхакти» . Индус . 16 сентября 2013 г. ISSN 0971-751X . Проверено 1 ноября 2021 г.