Кашьяпа
Кашьяп | |
---|---|
Член Саптариши | |
Деванагари | Кашьяп |
Принадлежность | Махариши |
Генеалогия | |
Родители | |
Супруг | Адити , Дити , Кадру , Дану , Аришта , Сураса , Сурабхи , Вината , Тамра , Кродхаваша , Ира , Ямини , Кастха , Тими, Патанги , Сарама , Вишва и Муни. |
Дети | Адитьи , Рудры , Васу , Даитьи , Маруты , Данавы , Наги , Манаса , Иравати , Гандхарвы , Аруна , Гаруда , Апсары и т. д. |
Часть серии о |
индуизм |
---|
Кашьяпа ( санскрит : कश्यप , IAST : Кашьяпа почитаемый ведический мудрец индуизма . ) — [1] Он один из Саптариши , семи древних мудрецов Ригведы . Кашьяпа — самый древний и почитаемый риши , наряду с другими саптариши, перечисленными в колофонном стихе Брихадараньяка-упанишады . [2]
Кашьяпа — древнее имя, относящееся к множеству разных личностей в древних индуистских и буддийских текстах. [3] [4] регион Кашмир в Индии. От него происходит [примечание 1] а также множество других санскритских текстов и индийских писаний. [7] [8]
Имя
[ редактировать ]Кашьяпа на санскрите означает «черепаха». [9] По мнению Михаэля Витцеля , оно родственно авестийскому касияпе , согдийскому кышфу , курдскому куси , новоперсидскому кашафу , каш(а)п, что означает «черепаха», в честь которого назван Кашаф Руд или река в Туркменистане и Хорасане. [10] Другие отношения включают Tokarian B kaccāp («мозговая черепная коробка»), Tokarian A kāccap («черепаха», «черепаха»). [11] Фриц Стаал согласен, что Кашьяпа означает черепаха, но считает, что это неиндоевропейское слово. [12]
История
[ редактировать ]Кашьяпе приписывают сочинение нескольких гимнов в Ригведе, в основном в Мандале IX. Он и его семья учеников в основном сочиняют гимны Сома Павамана («самоочищающаяся Сома»), которая представляет собой отдельный момент жертвоприношения Сомы . [13] [14]
Он упоминается в стихе 2.2.4 Брихадараньяка-упанишады вместе с Атри , Вашиштхой , Вишвамитрой , Джамадагни , Бхарадваджей и Готамой . [15] [16] Кашьяпа также упоминается как самый ранний риши в колофона стихе 6.5.3 Брихадараньяка Упанишады , одного из старейших писаний Упанишад в индуизме. [2]
Кашьяпа упоминается в других Ведах и многих других ведических текстах. Например, в одном из нескольких гимнов Атхарваведы, связанных с космологией ( ~ 1000 г. до н.э.), Кашьяпа упоминается в наполненной аллегориями Книге XIX:
Непотревожен я, непотревожена моя душа,
невозмутимый мой глаз, нетронутый мой слух,
невозмутим мой вдох, невозмутим мой выдох,
не потревожил мое рассеянное дыхание, не потревожил всего меня.
После этого вначале возникло Желание, Желание — первичное семя и зародыш Духа,
О Кама, обитающий с возвышенной Камой, дай рост богатства жертвователю, (...)
Плодовитый, тысячеглазый и неистребимый конь с семью поводьями. Время несет нас вперед,
Мудрецы, вдохновленные священным знанием, восседают на нем, колеса его колесницы — все миры существ.
Кала [Время] создала небеса, а Кала создала эти земные царства,
Калой, приведенной в движение, расширяется и то, что есть, и то, что будет, (...)
Кала создал живые существа и прежде всего Праджапати,
Из Калы самодельной Кашьяпы , из Калы родился Благодатный Огонь.
Патанджали Его имя появляется в древней бхасье в стихе 1.2.64 Панини . [19] Его имя очень часто встречается в эпической литературе и пуранах. [20]
Буддийские тексты
[ редактировать ]В буддийских палийских канонических текстах, таких как Дигха Никайя , Тевидджа Сутта описывает дискуссию между Буддой и ведическими учеными своего времени. Будда , называет их «ранними мудрецами» и создателями древних стихов, которые были собраны называет десять риши и воспеваны в его эпоху, и среди этих десяти риши есть Кассапа (палийское написание Кашьяпы на санскрите). [21] [примечание 2]
Кашмир
[ редактировать ]По словам Кристофера Снеддена, название Кашмир представляет собой сокращенную форму от «Кашьяпа Мира», или «озеро мудреца Кашьяпы». Альтернативно, это слово может происходить от кашмирского или санскритского термина, означающего «высушивать воду». Оно также могло произойти от термина «Кашьяпа Меру», что означает священные горы Кашьяпы. [22]
В древних греческих текстах, связанных с экспедицией Александра , эта земля называлась «Касперия». [22] возможно, сокращение от «Кашьяпамира». [23] Слово «Каспапирос» появляется в тексте греческого географа Гекатаоса , а также как «Каспатирос» у Геродота , который утверждает, что Скайлакс Карьяндец начал в Каспатиросе прослеживать путь реки Инд от гор до места ее впадения в море. Каспатирос может быть таким же, как Каспа-пир или Кашьяпа-пура (город Кашьяпа) в других текстах. [23]
Легенды в индуистских эпосах и пуранах
[ редактировать ]Кашьяпа упоминается во многих индуистских текстах, таких как Пураны и индуистские эпопеи. Истории, связанные с Кашьяпой, в разных текстах весьма противоречивы, и многие из них считаются аллегорическими. [20] [4] Например, в « Рамаяне » он женат на восьми дочерях Дакши , а в «Махабхарате» и «Вишну-пуране» он описан женатым на тринадцати дочерях. Некоторые имена тринадцати дочерей, на которых Кашьяпа женился, в индуистском тексте Вишну-пураны отличаются от списка, найденного в Махабхарате . [20] В некоторых текстах Кашьяпа описывается как сын Маричи, предка солнечной династии, современник Уттамапады, второго царя Брахмаварты и женившийся на дочерях Дакши Праджапати, сына Брахмы, в других упоминается, что он женился на дочерях Дакши Праджапати, последнего царя Брахмаварты. , 15 лет, мужского происхождения из Уттамапады. Можно предположить, что существовало несколько человек по имени Кашьяпа, которых обычно путают. [4]
В некоторых Пуранах говорится, что Кашьяпа осушил долину Кашмира, чтобы сделать ее пригодной для жизни. Некоторые интерпретируют эту легенду как параллель с легендой о буддистском Манджушри, осушающем Непал и Тибет , где «осушение» является аллегорией преподавания идей и доктрин, удаления застойных вод невежества и распространения знаний и цивилизации в долину. [24] Город Синда Мултан интерпретировался как Кашьяпапура . (ныне в Пакистане), также называемый Муластана, в некоторых историях после Кашьяпа [25] Еще одна интерпретация заключалась в том, чтобы связать Кашьяпу с рекой Инд в регионе Синд. Однако эти интерпретации и связь Мултана как Кашьяпапуры с Кашмиром подвергаются сомнению. [26]
Согласно древним преданиям, Кашьяпа отвоевал эту землю у огромного озера, там базировалась его школа, и земля была названа в его честь. [27]
Жены и дети
[ редактировать ]Пураны . и эпос индийской традиции неоднократно упоминают Кашьяпу и его генеалогию [28] В «Вишну-пуране » Кашьяпа женится на тринадцати дочерях Дакши : Адити , Дити , Кадру , Дану , Ариште Сурасе , , Сурабхи , Винате , Тамре, Кродхаваше , Ире , Вишве и Муни . [20] [29] [30] В «Махабхарате » имена этих 13 жен — Адити, Дити, Кала, Данаюс, Дану, Симхика, Кродха, Притха, Вишва, Вината, Капила, Муни и Кадру. [31] Существуют различные интерпретации. Ученый Веттам Мани , проанализировав эпосы и Пураны, пришел к выводу, что Кашьяпа мог жениться на 21 женщине (13 из которых были дочерьми Дакши) — Адити, Дити, Дану, Аришта, Сураша, Хаша, Сурабхи, Вината, Тамра, Кродхаваша, Ира, Кадру, Муни, Пулома, Калака, Ната, Данаюс, Симхика, Прадха, Вишва и Капила. [31]
Кашьяпе в Вишну-пуране и Ваю-пуране приписывают быть отцом дэвов , данавов , якшей , даитьев и всех живых существ от различных дочерей Дакши . Он женился на Адити, от которой он породил Адитьев , и в двух противоречивых версиях Вамана , аватар Вишну, является ребенком Адити и Кашьяпы. [32] В этих религиозных текстах Кашьяпа — зять Дхармы и Адхармы , оба из которых также описаны женатыми на других дочерях Дакши . [33]
Кашьяпа воплотился как Васудева.
[ редактировать ]Кашьяпа также воплотился как Васудева , отец Кришны из-за проклятия, которое наложил на него Брахма . Однажды мудрец совершил яджну (ведический ритуал) в своей обители, чтобы предложить подношения Дэвам на благо существ в мире. Для проведения ритуала Кашьяпе требовались подношения, такие как молоко, топленое масло и т. д., для чего он обратился за помощью к Варуне . Когда Варуна предстал перед ним, Кашьяпа попросил его о даре безграничных подношений для успешного проведения яджны. Варуна предложил ему священную корову , которая обеспечит ему безграничные подношения. Затем он сказал мудрецу, что священную корову заберут обратно, как только яджна закончится. Яджна продолжалась несколько дней, и благодаря присутствию священной коровы мудрец ни разу не столкнулся с какими-либо препятствиями.
Осознав чудодейственную силу коровы, его одолела жадность и он захотел владеть коровой навсегда. Он не вернул корову Варуне даже после окончания ягьи. Варуна предстал перед Кашьяпой и рассказал ему, что корова была дана ему в качестве дара, только для яджны, и теперь, когда яджна закончилась, ее нужно вернуть, поскольку она принадлежит небу. Кашьяпа отказался расстаться с коровой и сказал Варуне, что все, что предлагается брахману , никогда не следует брать обратно, и тот, кто сделает это, окажется грешником.
Поэтому Варуна обратился за помощью к Брахме, который предстал перед мудрецом и сказал ему избавиться от жадности, способной разрушить все его добродетели. Тем не менее Кашьяпа остался тверд в своей решимости, что привело в ярость Брахму, который проклял его, сказав, что он снова родится на земле пастухом . Кашьяпа раскаялся в своей ошибке и умолял Брахму простить его. Брахма также понял, что проклял его в спешке, и сказал ему, что он всё равно родится пастухом в клане Ядава , а Вишну родится его сыном. Так Кашьяпа родился как Васудева и стал отцом Кришны . [34]
Атрибуции
[ редактировать ]Кашьяпа почитается в индуистской традиции, и в различных индуистских традициях ему почтительно приписывают многочисленные легенды и тексты, сочиненные в эпоху средневековья. Некоторые трактаты, названные в его честь или приписываемые ему, включают:
- Кашьяпасамхита , также называемая Вриддадживакия-тантра или Дживакия-тантра , представляет собой классический справочник по аюрведической педиатрии , гинекологии и акушерству. [35] Его отредактировал Ватся. [36] Трактат написан как учебное пособие между мудрецом-медиком Кашьяпой и его учеником по имени Вриддхадживака и в основном касается ухода за младенцами и детских болезней. [37]
- Кашьяпа Джнанаканда , или книга мудрости Кашьяпы, представляет собой текст традиции вайшнавизма 9-го века . [38]
- Кашьяпа дхармасутра , вероятно, древний текст, но сейчас считается утерянным. О существовании текста свидетельствуют цитаты и цитаты средневековых индийских ученых. [39]
- Кашьяпасангита , вероятно, еще один древний текст, но сейчас считается утерянным. Трактат о музыке, его цитирует ученый шиваизма и адвайты Абхинавагупта , в котором он цитирует объяснение мудреца Кашьяпы винийоги каждой расы и бхавы . Другой индуистский музыковед по имени Хрданьангама упоминает вклад Кашьяпы в теорию аланкары (украшений музыкальных нот). [40] [41]
- Кашьяпашилпа , также называемая Амсумад агама , Кашьапия или Силпасастра Кашьяпы , представляет собой санскритский трактат по архитектуре, иконографии и декоративному искусству, завершенный, вероятно, в 11 веке. [42]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кашьяпа упоминается в RV 9.114.2, Атри в RV 5.78.4, Бхарадваджа в RV 6.25.9, Вишвамитра в RV 10.167.4, Гаутама в RV 1.78.1, Джамадагни в RV 3.62.18 и т. д.; [5] Оригинальный санскритский текст: Кашьяпа, мудрец, количество устьиц, составленных мудрецом увеличил . Я предлагаю свои поклоны царю луны, который родился повелителем деревьев. Пусть луна прольется над тобой к Индре. [6]
- ^ Будда называет следующих «ранними мудрецами» ведических стихов: «Аттака (Аштака или Атри), Вамака, Вамадева, Вессамитта (Вишвамитра), Яматагги, Ангираса, Бхарадваджа, Васетта (Вашиштха), Кассапа (Кашьяпа) и Бхагу. (Бхригу)». [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Барбара А. Холдредж (2012). Веда и Тора: выходя за рамки текстуальности Священного Писания . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 229–230, 692. ISBN. 978-1-4384-0695-4 . , Цитата: «Кашьяпа (Рудра), (Ведический провидец)...»
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Патрик Оливель (1998). Упанишады . Издательство Оксфордского университета. стр. 93–94. ISBN 978-0-19-283576-5 .
- ^ Премавати Тивари; Шивака Комарабхачча; Вася (1996). Кашьяпа-самхита: Врддхадживаким Тантрам Ва Кашьяпы (Сына Маричи) . Чаухамба Вишвабхарати. пп. xiiii. ISBN 9788186937679 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фрэнсис Гамильтон (1819 г.). Генеалогические таблицы божеств, принцев, героев и выдающихся личностей индусов . Азиатское общество. п. 81.
- ^ Гудрун Бюнеманн (1988). Пуджа: изучение ритуала смарта . Брилл Академик. п. 220. ИСБН 978-3-900271-18-3 .
- ^ Ригведа 9.114.2 , Wikisource
- ^ Барбара А. Холдредж (2012). Веда и Тора: выходя за рамки текстуальности Священного Писания . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 239–244. ISBN 978-1-4384-0695-4 .
- ^ Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. стр. 200–201. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ^ Пино, Жорж-Жан; Зима, Вернер (2009). Словарь и тезаурус тохарского языка А Издательство Отто Харрасовица. п. 110. ИСБН 9783447058148 . Проверено 15 февраля 2019 г.
- ^ Языки-субстраты в древнеиндоарийском языке: ргведические, средние и поздние ведические , Майкл Витцель, стр. 55
- ^ «Тохарский словарь-к» . www.palaeolexicon.com . Проверено 8 июня 2017 г.
- ^ Фриц Стаал (2008). Открытие Вед: происхождение, мантры, ритуалы, идеи . Книги о пингвинах. п. 305. ИСБН 978-0-14-309986-4 .
- ^ Махадеван, Теннилапурам П. (2011). «Указатель Риши ведической системы Анукрамани и списки Правара: К предыстории брахманов». Электронный журнал ведических исследований . 18 : 131. дои : 10.11588/ejvs.2011.2.320 . ISSN 1084-7561 .
- ^ Джеймисон, Стефани В.; Бреретон, Джоэл П. (2014). Ригведа: самая ранняя религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 1233. ИСБН 9780199370184 .
- ^ Роберт Хьюм, Тринадцать основных Упанишад , Глава: Брихадараньяка Упанишада, Oxford University Press, страница 96 (стих 2.2.4)
- ^ Стефани В. Джеймисон (2007). Ригведа между двумя мирами . Колледж Франции. п. 25. ISBN 978-2-86803-074-0 .
- ^ Ральф Томас Хочкин Гриффит (1896). Гимны Атхарваведы . Э. Дж. Лазарус и компания. стр. 308–311.
- ^ Стефан Шумахер (1994). Энциклопедия восточной философии и религии: буддизм, индуизм, даосизм, дзэн . Публикации Шамбалы. п. 177. ИСБН 978-0-87773-980-7 .
- ^ Питер М. Шарф (1996). Обозначение родовых терминов в древнеиндийской философии: грамматика, ньяя и мимамса . Американское философское общество. стр. 103–104 со сноской 7. ISBN. 978-0-87169-863-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. стр. 200–201. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морис Уолш (2005). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи . Саймон и Шустер. стр. 188–189. ISBN 978-0-86171-979-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кристофер Снедден (2015). Понимание Кашмира и кашмирцев . Издательство Оксфордского университета. стр. 22–23. ISBN 978-1-84904-621-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон Уотсон МакКриндл (1885). Древняя Индия в описании Птолемея . Такер, Спинк и компания. С. 108–109 .
- ^ Сэмюэл Бил (1869). Путешествия Фа-Хиана и Сун-Юна, буддийских паломников: из Китая в Индию (400 г. н.э. и 518 г. н.э.) . Трюбнер. стр. 60, сноска 1.
- ^ Альф Хилтебейтель (2009). Переосмысление устного и классического эпоса Индии . Издательство Чикагского университета. п. 270. ИСБН 978-0-226-34055-5 .
- ^ М. Че. Хоутсма (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла . БРИЛЛ Академик. п. 792. ИСБН 90-04-09790-2 .
- ^ Кашмир: РЕГИОН, ИНДИЙСКИЙ СУБКОНТИНЕНТ , Британская энциклопедия (2008)
- ^ Джон Э. Митчинер (2000). Традиции семи риши Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 13–15, 85–93, 106–110, 259–261. ISBN 978-81-208-1324-3 .
- ^ Вишну Пурана: Книга I, Глава XV Вишну Пурана , перевод Горация Хеймана Уилсона , 1840. стр. 112. Дочерями Дакши, вышедшими замуж за Кашьяпу, были Адити, Дити, Дану, Арисджхта, Сураса, Сурабхи, Вината, Тамра, Кродхаваша, Ида, Хаса, Кадру и Муни 19; чье потомство я опишу тебе... Вишну, Шакра, Арьяман, Дхути, Тваштри, Пушан, Вивасват, Савитри, Митра, Варуна, Анша и Бхага.
- ^ Саклани, Динеш Прасад (1998). Древние сообщества Гималаев . Indus Publishing Co, Нью-Дели. п. 74. ИСБН 978-81-7387090-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 3, 396. ISBN. 978-0-8426-0822-0 .
- ^ Отчет о нескольких Ману и Манвантарах Вишну-пураны , перевод Горация Хеймана Уилсона , 1840 г., Цитата: «Вишну родился от Викунтхи, как Вайкунтха, вместе с божествами, называемыми Вайкунтхами. В нынешней Манвантаре Вишну снова родился как Вамана, сын Кашьяпы от Адити . Тремя шагами он покорил миры и отдал их, освобожденные от всех затруднений, Пурандаре». Сноска 4: «Ваю описывает Риши (...) с некоторой непоследовательностью, по мнению Кашьяпы, по крайней мере, сам не появлялся до седьмого, Манвантары (...) У Брахмы П. и Хари Ванши совсем другой список (...)».
- ^ Вишну Пурана , Х. Х. Уилсон (переводчик), Глава 7.
- ^ Деброй, Бибек (9 сентября 2016 г.). Харивамша . Пингвины Великобритании. ISBN 978-93-86057-91-4 .
- ^ Малавика Капур (2013). Сангита Менон; Аниндья Синха; Б.В. Шрикантан (ред.). Междисциплинарные взгляды на сознание и самость . Спрингер Наука. п. 73. ИСБН 978-81-322-1587-5 .
- ^ Ян Меуленбельд (2010). Группа расстройств Ситапитты (крапивница и подобные синдромы) и ее развитие в аюрведической литературе с древнейших времен до наших дней . Бархуис. п. 353. ИСБН 978-90-77922-76-7 .
- ^ Энтони Черулли (2012). Соматические уроки: описание пациентов и болезней в индийской медицинской литературе . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 76–77. ISBN 978-1-4384-4387-4 .
- ^ Дорис Шринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. стр. 240–247. ISBN 90-04-10758-4 .
- ^ Морис Винтерниц (1963). История индийской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 580–581. ISBN 978-81-208-0056-4 .
- ^ Ричард Уиддесс (1995). Раги ранней индийской музыки: лады, мелодии и нотные записи от периода Гуптов до ок. 1250 . Издательство Оксфордского университета. стр. 62–63, 125–128 со сносками, 185. ISBN. 978-0193154643 .
- ^ М. Шринивасачариар (1974). История классической санскритской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 828–829. ISBN 978-81-208-0284-1 .
- ^ Анна Александра Сленчка (2007). Ритуалы освящения храма в Древней Индии: текст и археология . БРИЛЛ Академик. стр. 11–19. ISBN 978-90-04-15843-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ведические «Пять племен» , Д.Д. Косамби (1967)