Ну давай же
Нага | |
---|---|
Пара нагов в виде Хойсала. рельефа | |
Деванагари | змея |
Почитается в | Индуизм , буддизм , джайнизм , сикхизм , исламизм |
Обитель | Заплати это |
Тексты | Махабхарата , Пураны |
В различных азиатских религиозных традициях наги ( санскрит : नग , латинизировано : Nāga ) [ 1 ] — божественная или полубожественная раса получеловеческих-полузмееподобных существ , обитающих в преисподней ( Патала ) и иногда способных принимать человеческую или получеловеческую форму или изображаемых так в искусстве. Женщину-нагу называют Наги или Нагини . Их потомки известны как Нагаванши . По преданию, они — дети мудреца Кашьяпы и Кадру . Ритуалы, посвященные этим сверхъестественным существам, проводятся по всей Южной Азии уже не менее 2000 лет. [ 2 ] В основном они изображаются в трех формах: как полностью человеческие со змеями на головах и шеях, как обычные змеи или как получеловеческие-полузмеиные существа в индуизме , буддизме , сикхизме и джайнизме . [ 3 ]
Нагараджа — титул, присвоенный царю нагов. [ 4 ] Повествования об этих существах имеют культурное значение в мифологических традициях многих культур Южной и Юго-Восточной Азии , а также в индуизме и буддизме. Такие сообщества, как нагаванши , кхмеры и иламцы, заявляют о своем происхождении от этой расы.
Этимология
[ редактировать ]
На санскрите нага ( नाग ) — змея, чаще всего изображаемая индийской коброй ( Naja naja ). Синонимом наги является пханин ( फणिन् ). Вообще существует несколько слов для обозначения «змеи», и одно из наиболее часто используемых — сарпа ( सर्प ). Иногда слово нага также используется в общем значении «змея». [ 5 ] Это слово родственно английскому «snake», германскому: *snēk-a- , прото-IE : *(s)nēg-o- (с s-mobile ). [ 6 ]
Альтернативно, индоевропейская этимология как «безволосое, обнаженное животное» - родственное английскому слову «голый» - могла бы объяснить, что санскритское слово nāga может также означать «облако», «гора» или «слон». [ 7 ]
индуизм
[ редактировать ]
Наги, как группа божеств в форме змей, которые часто принимают форму кобр, занимают видное место в индуистской иконографии , во всех индуистских текстах (особенно в первой книге Махабхараты ) и в местных народных традициях поклонения. [ 8 ] В некоторых регионах Гималаев наги считаются божественными правителями региона — например, в долине Кулу , в Беринаге и в долине реки Пиндар , которой, как полагают, управляет девятикратная Наини Деви . И в «Ниламата-пуране» Кашмира , и в « Сваямбху-пуране» в Катманду соответствующий регион начинает свою историю как озеро, населенное нагами, которое позже осушается. [ 9 ]
Древние санскритские тексты, такие как Махабхарата, Рамаяна и Пураны, описывают нагов как могущественных, великолепных и гордых полубожественных существ, которые могут принимать физическую форму либо человека (часто с ореолом из капюшонов кобры за головой), либо как человека (часто с ореолом из капюшонов кобры за головой). как частично человеческая змея или как целая змея. Их владения находятся в заколдованном подземном мире, подземном царстве, наполненном драгоценными камнями, золотом и другими земными сокровищами, называемом Нага-лока или Патала-лока . Они также часто ассоциируются с водоемами, включая реки, озера, моря и колодцы, и являются хранителями сокровищ. [ 10 ] Их сила и яд делают их потенциально опасными для человека. Однако в индуистской мифологии они часто играют роль доброжелательных героев; в Самудра Мантане , Васуки , нагараджа обитающий на шее Шивы , стал веревкой для пахтанья Молочного океана . [ 11 ] Их вечный соперник — Гаруда , легендарное полубожественное птицеподобное божество. [ 12 ]
Первоначально Вишну изображался в форме, защищенной Шешанагой или лежащей на Шеше, но иконография была распространена и на другие божества. Змея является обычным явлением в иконографии Ганеши и появляется во многих формах: вокруг шеи, [ 13 ] использовать как священный шнур (санскрит: yajñyopavita ) [ 14 ] обернутый вокруг живота как пояс, удерживаемый в руке, свернутый на лодыжках, или как трон. [ 15 ] Шиву часто изображают украшенным змеей. [ 16 ] Мэле (2006: стр. 297) утверждает, что «Патанджали считается проявлением змеи вечности».
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Народные традиции
[ редактировать ]Считается, что в Южной Индии термитники являются местом обитания самок Нагамм. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] тогда как гималайским нагам и нагини, таким как Наини Деви из долины Пиндар , поклоняются как существам подземного мира, защищающим водные ресурсы и благополучие деревни и долины. [ 20 ] [ 21 ]
Литература
[ редактировать ]Эпос «Махабхарата» — первый текст, в котором упоминаются наги; он подробно описывает их и рассказывает их истории. [ 22 ] Космический змей Шеша , нагараджи (цари нагов) Васуки , Такшака , Айравата и Каркотака , а также принцесса Улупи — все они изображены в Махабхарате.
Брахма -пурана описывает правление Адишеши как царя змей в Патале: [ 23 ]
Ночью свет луны используется не для прохлады, а только для освещения.
Поскольку это проходит, наги не обращают на это внимания, которые с радостью наслаждаются пищей и съедобными продуктами, которые они потребляют, и великолепными напитками, которые они пьют. Дануджас и другие не знают об этом.
О брахманы, леса, реки, озера и пруды с лотосами, воркование кукушки и других сладких птиц, приятное небо, мази и непрерывные ноты и звуки музыкальных инструментов, таких как лютня, флейта и барабаны Мриданги, о брамины — всеми этими и другими прекрасными вещами благодаря своей удаче наслаждаются живущие в них Данавы, Дайтьи и Наги. Патала. Тамасийская форма Вишну по имени Шеша находится под нижними областями.
Даитьи и Данавы не способны перечислить его хорошие качества. Его почитают дэвы и небесные мудрецы. О нем говорят как об Ананте. У него тысяча капюшонов, и он явно украшен свастичными орнаментами, лишенными примесей. Он освещает все помещения тысячами драгоценностей на своих капюшонах.
- Брахма Пурана , глава 19.
Камба Рамаяна описывает роль Васуки в Самудра Мантане : [ 24 ]
Дэвы и асуры решили получить Амриту (амброзию — небесный мед бессмертия), взбивая море молока. Дэвы пошли принести гору Мандару, чтобы использовать ее в качестве маслобойки. Их попытка оказалась тщетной. Асуры провели испытание с тем же результатом. Бхутаганы (Стражи) Шивы также предприняли тщетную попытку. По указанию Вишну Гаруда пошел и принес гору так же легко, как орел уносит лягушку. Теперь нужно привести Васуки. Дэвы и гандхарвы также потерпели неудачу в этой попытке. Гаруда, гордившийся своей силой и скоростью, отправился в город нагов (змей) и попросил Васуки прийти к Молочному морю. Васуки ответил, что, если дело настолько срочное, он не возражает, чтобы его отвезли в это место. Он взял среднюю часть Васуки в свой клюв и полетел все выше и выше, достигнув горизонта. Тем не менее нижняя половина Васуки лежала на земле. Поэтому он взял Васуки в свой клюв, сложенный пополам. Тем не менее результат был тот же. Гаруда осознал невозможность нести Васуки и вернулся, пристыженный и разочарованный. Вишну упрекнул его за высокомерие. После этого Шива протянул руку Патале. Васуки превратился в небольшой браслет на этой руке. Таким образом Васуки был доставлен на берег Молочного моря.
Деви Бхагавата Пурана описывает легенду о Манасе: [ 25 ]
Манаса — рожденная разумом дочь Махарши Кашьяпы; поэтому ее зовут Манаса; или, может быть, Она, играющая с умом, — Манаса. Или, может быть, Ту, которая медитирует своим умом на Бога и испытывает восторг в Своей медитации о Боге, зовут Манаса. Она находит удовольствие в Себе Самой, великой преданной Вишну, сиддха-йогине. Три юги Она поклонялась Шри Кришне, а затем стала Сиддха-йогиней. Шри Кришна, Господь гопи, видел тело Манасы худым и худым из-за аскезы или видел, как она изнурена, как Муни Джарат Кару назвал ее именем Джарат Кару. Поэтому Ее имя также стало Джарат Кару. Кришна, Океан Милосердия, по доброте даровал ей Желаемое ею благо; Она поклонялась Ему, и Шри Кришна тоже поклонялся Ей. Деви Манаса известна на Небесах, в обители Нагов (змей), на земле, на Брахмалоке, во всех мирах как имеющая очень светлый цвет, красивую и очаровательную. Ее зовут Джагад Гаури, поскольку она самого светлого цвета кожи в мире. Другое ее имя — Шайви, и она ученица Шивы. Ее зовут Вайшнави, поскольку она очень предана Вишну. Она спасла Нагов в Змеином Жертвоприношении, совершенном Парикшитом. Ее зовут Нагешвари и Нага Бхагини, и Она способна разрушить действие яда. Ее зовут Вишахари. Она получила Сиддха-йогу от Махадева; поэтому Ее зовут Сиддха Йогини.
—Деви Бхагавата Пурана , глава 47
буддизм
[ редактировать ]Как и в индуизме, буддийских наг обычно изображали в виде человека со змеей или драконом, простирающимся над его головой. [ 26 ] Один наг в человеческом облике попытался стать монахом, и, когда он сказал ему, что такое посвящение невозможно, Будда рассказал ему, как гарантировать, что он переродится человеком и сможет стать монахом. [ 27 ]
Считается, что наги живут как на Нагалоке , среди других второстепенных божеств, так и в различных частях населенной людьми земли. Некоторые из них — водные обитатели, живущие в ручьях или океане; другие — земляне, живущие в пещерах.
Наги — последователи Вирупакши (пали: Вирупаккха), одного из Четырех Небесных царей , охраняющих западное направление. Они действуют как стражи на горе Сумеру, защищая Траястримши от дэвов нападений асуров .
Среди известных нагов буддийской традиции — Мукалинда , нагараджа и защитник Будды. В Виная-сутре (I, 3), вскоре после своего просветления, Будда медитирует в лесу, когда поднимается великая буря, но король Мукалинда милостиво дает Будде убежище от бури, покрыв голову Будды своими семью змеями. головы. [ 28 ] Затем король принимает форму молодого брамина и воздает почтение Будде. [ 28 ]
В Ваджраяны и Махасиддхов традициях [ 29 ] Наги в своей получеловеческой форме изображены держащими в руках драгоценный камень наги, кумбхи амриты , или терма которые были элементарно закодированы адептами. В тибетском буддизме наги известны как клю или клю-мо , и они ассоциируются с водой и чистотой, поскольку они живут в океанах, реках, озерах и источниках и не хотят, чтобы их окружающая среда была нарушена или загрязнена. [ 30 ]
Двух главных учеников Будды, Сарипутту и Моггаллану, называют Маханагой или «Великими нагами». [ 31 ] Некоторые из наиболее важных фигур в буддийской истории символизируют нагов в своих именах, таких как Дигнага , Нагасена и, хотя его имени присвоены другие этимоны, Нагарджуна .
Литература
[ редактировать ]Нага Самьюта Палийского канона состоит из сутт, специально посвященных объяснению природы нагов.
В главе «Девадатта» Лотосовой сутры дочь царя драконов, восьмилетний лонгну (龍女, нагаканья ), после того, как Манджушри проповедует Лотосовую сутру, превращается в бодхисаттву мужского пола и сразу же достигает полного просветления. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] Некоторые говорят, что эта история, по-видимому, подтверждает точку зрения, распространенную в писаниях Махаяны, о том, что для состояния будды требуется мужское тело, даже если существо настолько продвинуто в реализации, что может магическим образом трансформировать свое тело по своему желанию и демонстрировать пустоту самой физической формы. [ 35 ] Однако многие школы буддизма и классические, основополагающие китайские толкователи интерпретируют эту историю, отвергая эту точку зрения, заявляя, что история демонстрирует, что женщины могут достичь состояния будды в своей нынешней форме. [ 32 ]
Согласно традиции, сутры Праджняпарамиты были переданы Буддой великому нагу, который охранял их в море, а позже были переданы Нагарджуне. [ 36 ] [ 37 ]
В тибетской буддийской литературе наги изображаются хранителями или владельцами затопленных сокровищ, которые могут быть просто богатством или сверхъестественными, «духовными» сокровищами. [ 30 ]
Другие традиции
[ редактировать ]В Таиланде и на Яве нага — богатое божество подземного мира . Для малайских моряков наги — это разновидность многоголового дракона. В Лаосе это водяные змеи с клювами. [ нужна ссылка ] Говорят, что в Тибете их можно найти в водных путях и подземных местах, и они подвержены страданиям, вызванным небрежным отношением человека к окружающей среде.
Шри-Ланка
[ редактировать ]племя , Считалось, что народ нага — древнее происходящее из Шри-Ланки . [ 38 ] [ 39 ] [ примечание 1 ] По мнению В. Канакасабхая , олияры, паратхавары , маравары и эйнары, широко распространённые на территории Южной Индии и северо-востока Шри-Ланки , — все это племена нагов. [ 42 ] Есть ссылки на них в нескольких древних текстах, таких как Махавамса , Манимекалаи , а также в другой санскритской и палийской литературе . Обычно их представляют как класс сверхлюдей, принимающих форму змей, населяющих подземный мир. Такие тексты, как Манимекалаи, представляют их как людей в человеческом облике. [ 43 ] [ примечание 2 ]
Камбоджа
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2023 г. ) |

Истории о нагах ( кхмерский : នាគ , néak ) были частью кхмерского общества на протяжении тысячелетий, начиная с эпохи Фунан ( នគរភ្នំ ). Согласно сообщениям двух китайских посланников, Кан Тай и Чжу Ин, государство Фунань было основано в I веке нашей эры, когда индийский принц по имени Каундинья I ( កៅណ្ឌិន្យទី១ ) женился на принцессе нагов по имени Сома ( សោមា កូនព្រះចន្ទ saôma kon preah chan; «Сома, дочь лунного бога»; китайский: Люе «Ивовый лист»). Пара символизируется в истории Преа Тонга и Неанг Неака . Согласно легенде, Каундинья во сне получил указание взять из храма волшебный лук и победить Сому, принцессу нагов и дочь короля нагов. В ходе последовавшей битвы они полюбили друг друга, а затем поженились, установив королевскую родословную династии Фунан. Каундинья впоследствии построил столицу Вьядхапуру , и королевство стало известно как Камбуджадеша или Камбоджа ( កម្ពុជា , Кампучия ). [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] История любви Каундиньи и Сомы лежит в основе многих стандартных практик современной кхмерской культуры, включая свадебные церемонии и другие ритуалы. [ 47 ] [ 48 ] Кхмеры считают себя потомками нагов, и многие до сих пор верят, что наги существуют и сегодня, которым суждено однажды вернуться и вернуть процветание своему народу. [ нужна ссылка ]
Хотя войны, природа и течение времени разрушили многие храмы эпохи Фунан, нагов все еще можно увидеть в древних храмах, относящихся к эпохам Ченлы и Ангкора . «Храм свернувшихся нагов» ( Например, храм теперь называется Прасат Неак Поан ), ранее он назывался «Храмом богатства императора» ( Прасат Рич Срей ). [ 49 ]
В кхмерской культуре наги символизируют дождь и представляют собой мост между царством смертных ( ឋានមនុស្ស ) и царством дэвов (Небесами; ឋានទេវតា / ឋានសួគ៌ ). Они обладают способностью превращаться наполовину или полностью в человека и действовать как защитники от невидимых сил, божеств или злых намерений. Кроме того, камбоджийские наги обладают нумерологической символикой, основанной на количестве их голов. Наги с нечетными головами олицетворяют мужественность, бесконечность, вневременность и бессмертие, поскольку все нечетные числа происходят от единицы (១). Наги с четными головами обозначают женственность, телесность, смертность, временность и Землю . Считается, что наги с нечетными головами олицетворяют бессмертие, их вырезают и используют по всей Камбодже. [ 50 ] [ 51 ]
Нечетная Нага (имя, происхождение и значение):
- 1-головая нага: в основном встречается в наши дни, вырезана на объектах защиты в храмах, монастырях, царских жилищах и резиденциях божеств (អទីទេព).
Символизирует, что даже если все в этом мире исчезло, еще остался этот Наг, приносящий всем победу и счастье.
- 3 Каляк: Рожденные между смертным и божественным царствами, они живут на дне океана как хранители богатства, часто изображаются как злые (ничего общего с символизмом).
Символизирует индуистское Тримурти ; (слева Вишну , средний Шива , справа Брахма ) и три царства — рай (царство дэвов), земля (царство смертных) и ад (царство норок). В буддизме центральная голова представляет Будду , правую Дхарму , а левую — монахов.
- 5 Анонтак/Сесак: Рожденные из земных элементов, они бессмертны.
Символизирует 5 направлений; Восток, Запад, Север, Юг и Средний ( Ганга река , река Инд , река Ямуна , река Брахмапутра (река Сын Брахмы), река Сарасвати ). В буддизме пять голов символизируют пять будд — Кадабака, Кунсонто, Конеакумно, Самнака Кудома Гаутаму Будду и Сире Метри.
- 7 Мучлентак: Родом из Гималаев , они приносят людям мир и процветание. Они контролируют семь океанов и семь гор, называемых «Сейтонтараксатакборифорн». Укрытие Гаутамы Будды на 7 дней и 7 ночей ( Мукалинда ). Часто изображаются как статуи-хранители, вырезанные в виде балюстрад на дамбах, ведущих к главным храмам, например, найденным в Ангкор-Вате . [ 51 ] Они также представляют семь рас внутри общества нагов, которое имеет мифологическую или символическую связь с «семи цветами радуги».
Символизирует Солнце, Луну и пять других планет; Луна [также понедельник] Марс [вторник] Меркурий [среда] Юпитер [четверг] Венера [пятница] Сатурн [суббота] Солнце [воскресенье].
- 9 Васукак: Король, правящий Землей ( Васуки ). При вырезании с обеих сторон передние головы символизируют реинкарнацию, а задние — смерть.
Символизирует, силу девяти бессмертных вселенной - силу молний и грома Востока, силу огня Юго-Востока, силу закона и порядка Юга ត្បូង), силу духов и демонических существ. Юго-Запада, сила дождя Запада, сила ветра Северо-Запада, сила богатства и эстетика Севера, сила разрушения Северо-востока, сила Брахмы (созидание и сохранение) в середине.
В религиях индийского происхождения существует четыре разные расы нагов:
- Примитивные драконы, такие как европейский дракон, который может плеваться огнем.
- Духовные Драконы, хранители богатства, защищающие сокровища в океане. Они могут принимать получеловеческий облик.
- Божественные Наги, которые могут путешествовать на небеса, пришли из царства Господа Индры (божественного царства). Они могут принимать полноценный человеческий облик.
- Высшие и Божественные Наги, такие как Васуки, последователь Господа Шивы , который один может сражаться со всей расой Гарудов .
Все они обладают огромной силой и могут вызывать штормы, дожди, бури и создавать земли на море.
Индонезия
[ редактировать ]
В яванской , сунданской и балийской культурах Индонезии нага изображается в виде коронованной гигантской волшебной змеи, иногда крылатой. Оно также происходит от традиции Шива -индуизма, слитой с яванским анимизмом . Наги в Индонезии в основном произошли от индийской традиции и находились под ее влиянием в сочетании с местной анимистической традицией священных змей. На санскрите термин нага буквально означает змею, но на Яве он обычно относится к змеиному божеству, связанному с водой и плодородием. В Боробудуре наги изображены в человеческом облике, но в других местах они изображены в образе животных. [ 52 ]
Ранние изображения Центральной Явы примерно 9-го века очень напоминали индийские наги, основанные на изображениях кобр . В этот период наги-змеи изображались в виде гигантских кобр, поддерживающих водяной смерч йони - лингама . Примеры скульптуры нагов можно найти в нескольких яванских канди , включая Прамбанан , Самбисари , Иджо и Джави . На Восточной Яве в храмовом комплексе Пенатаран находится Канди Нага , необычный храм наг с индуистско-яванскими кариатидами , держащими в воздухе тучных нагов. [ 53 ]

Однако на более позднее изображение, начиная с 15-го века, слегка повлияли образы китайских драконов, хотя, в отличие от своих китайских аналогов, яванские и балийские наги не имеют ног. Нага как меньшее божество земли и воды преобладала в индуистский период в Индонезии, до появления ислама.
В балийской традиции наги часто изображаются сражающимися с гарудами . Наги с замысловатой резьбой встречаются в качестве лестничных перил на мостах или лестницах, например, в балийских храмах , обезьяньем лесу Убуда и Таман Сари в Джокьякарте.
В истории театра ваянг змееподобный бог (нага) по имени Сангхьянг Анантабога или Антабога является божеством-хранителем в недрах земли. [ 54 ] [ 55 ] наги символизируют нижнее царство земли или подземный мир.
Лаос
[ редактировать ]наги ( лаосский : ພະຍານາກ Считается, что ) живут в лаосском участке реки Меконг или в ее устьях. Лаосская мифология утверждает, что наги являются защитниками Вьентьяна и, как следствие, лаосского государства. Ассоциация с нагами наиболее четко обозначилась во время и сразу после правления Анувонга . В важном стихотворении этого периода Сан Леупфазун ( лаосский : ສານລຶພສູນ ) завуалированно обсуждаются отношения между Лаосом и Таиландом, используя нага и гаруда для обозначения лаосцев и тайцев соответственно. [ 56 ] Нага широко включена в иконографию Лаоса и занимает видное место в лаосской культуре по всей территории страны, а не только во Вьентьяне.
Таиланд
[ редактировать ]Пхая Нак или Пхая Нага ( тайский : พญานาค ; RTGS : phaya nak ; букв. « повелитель Наги » , пхая происходит от Mon , что означает высокое дворянство ) или Накхарат ( тайский : นาคราช ; букв. « король Наги » ) на тайском языке поверьям, наги считаются покровителями воды. Считается, что наги живут либо в водоемах, либо в пещерах. Согласно популярной легенде, река Меконг на северо-востоке Таиланда и Лаоса была создана двумя королями нагов, пробиравшимися по этой территории, создавая таким образом Меконг и близлежащую реку Нан . Меконг является синонимом необъяснимого феномена огненных шаров , который, как долгое время считалось, был создан нагами, обитающими в реке. [ 57 ] [ 58 ] Общие объяснения их наблюдений связывают с веслами , удлиненными рыбами с красными гребнями; однако они исключительно морские и обычно обитают на больших глубинах. [ оригинальное исследование? ]
В ноябре 2022 года правительство Таиланда объявило Нагу национальным символом Таиланда с целью продвижения тайской культуры и традиций, а также увеличения культурного капитала страны для развития креативной экономики. Нага — мифическое существо с давними верованиями и связями с тайским народом, и ее назначение национальным символом является важным шагом на пути к сохранению и развитию тайской культуры. Национальная комиссия по культуре и Департамент изящных искусств разработали прототип изображения наги, который точно отражает тайские верования и традиции, связанные с этим существом. На изображении-прототипе изображены четыре семейства Нагов, каждое из которых имеет свой уникальный цвет, а также самая крупная Нага, Нак Васуки ( тайский : นาควาสุกรี ), которая связана с буддизмом и тайской монархией. Нага также считается символом воды и плодородия и служит хранителем буддизма. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ]
Из-за тесной связи со всем, что связано с водой, в тайских верованиях Нага также играет роль в контроле дождя. Концепция Нак хай нам ( тайский : นาคให้น้ำ ; букв. Нага, дающая воду) используется для ежегодного прогнозирования количества осадков. Это практикуется до сих пор, особенно во время Королевской церемонии пахоты . Оракул варьируется от 1 нак хай нам (1 нага даровал воду); это означает, что в этом году должно наблюдаться обильное количество осадков, максимум до 7 нак хай нам (7 нагов получили воду); это означает, что в этом году может не быть достаточного количества осадков. [ 62 ]
В северном Таиланде Королевство Сингханавати имело прочную связь с нагами. Считалось, что королевство было построено с помощью нагов, и поэтому королевская семья пользовалась большим уважением к нагам. Королевство на какое-то время было переименовано в Нага Радж (букв. Йонок Нагараджа Йонок ). [ 63 ]
Наги также очень почитаются. Буддийские храмы и дворцы часто украшают различными нагами. Термин «нага» также присутствует в различных тайской архитектуры, терминах включая нак садунг (นาคสะดุ้ง, внешний компонент крыши, имеющий структуру, подобную наге) и нактан ( นาคทันต์, поясок с формой наги). [ 64 ] Более того, наги иногда связаны с медициной. Нага Васуки присутствует в легенде о Самудра Мантане , в которой Дханвантари (бог Аюрведы ) и амрита (эликсир вечной жизни) были пахтаны из Молочного океана . Наги также могут быть основаны на замене змей либо в Жезле Асклепия , либо в ошибочном Кадуцее символов некоторых медицинских учреждений. Бывшая печать медицинского факультета Университета Сринакхаринвирот и печать Общества студентов-медиков Таиланда являются яркими примерами использования Кадуцея с присутствием нагов вместо змей. [ 65 ]
Фольклор
[ редактировать ]Тайский фольклор считает нагов Пхая полубожественными полусуществами, обладающими сверхъестественными способностями, как это описано в буддийской и индуистской космологии . [ 66 ] « Лес Камчанод » (ป่าคำชะโนด; RTGS : Pa Khamchanot ) района Бан Дунг , провинция Удонтхани , который пользуется большим почтением и страхом во всем Таиланде, считается границей между миром людей и потусторонним миром. и часто изображается в тайском фольклоре как место многих привидений, но чаще считается домом нагов. [ 67 ]
Согласно шанскому фольклору Королевства Наньчжао (ныне южный Китай и Юго-Восточная Азия в VIII и IX веках, центр которого находился в современном Юннане в Китае), наги населяли озеро Эрхой и являются создателями Меконга . [ 66 ] В Китае Нага ( китайский : 那伽 ) обычно больше считается драконом.
Появление
[ редактировать ]Многие люди, особенно в Исане (северо-восточный регион Таиланда), считают, что наги несут ответственность за неестественные волновые явления, происходящие в близлежащих реках и озерах. Также часто утверждается, что змееподобные полубоги несут ответственность за следы на обычных предметах, таких как капоты автомобилей или стены домов. [ 58 ]
Полицейское управление также заявило, что находится в контакте с нагами, хотя последствия этого контакта подробно не объяснены. [ 68 ]
Пытаясь объяснить эти явления, ученые и исследователи факультета естественных наук Университета Чулалонгкорн объяснили эти, казалось бы, сверхъестественные явления стоячими волнами в воде и утверждают, что существование Пхая Нага похоже на веру в Лох-Несское чудовище в Шотландии или Огопого в Канаде, и далее утверждают, что змееподобные следы Пхая Наги, весьма вероятно, оставлены людьми. [ 69 ]
-
Глава скульптуры Нага в провинции Сонгкхла .
-
Вывеска с изображением нагов на берегу реки Меконг , провинция Нонгкхай , Таиланд: Наги и Меконг тесно связаны в местных верованиях.
-
Иллюстрация королевской баржи Анантанакхарат , 1873 год.
-
Скульптура Наги в аэропорту Суварнабхуми .
-
Нага, химмапанское животное в Королевском крематории короля Рамы IX .
-
Гаруда пожирает Нагу в Ват Пхра Кео .
Малайзия
[ редактировать ]В традициях малайцев и оранг-асли озеро Чини, расположенное в Паханге , является домом для наги по имени Шри Гумум. В зависимости от версии легенды, ее предшественник Шри Паханг или ее сын покинули озеро и позже сразились с нагом по имени Шри Кембоджа. Кембоджа — малайское название Камбоджи. Как и легенды о нагах, существуют истории о древней империи на озере Чини, хотя эти истории не связаны с легендами о нагах. [ 70 ] [ 71 ]
Филиппины
[ редактировать ]Местный бакунава , змееподобное луноядное существо в филиппинской мифологии , был синкретизирован с нагами. Считается, что оно является причиной затмений , землетрясений , дождей и ветра. [ 72 ] Движения бакунавы служили геомантической календарной системой и были частью шаманских ритуалов бабайлана у древних филиппинцев . Обычно его изображают с характерным петлеобразным хвостом, и по разным поверьям он обитает либо в море, либо в небе, либо в подземном мире . [ 73 ] также синкретизировалась с индуистскими божествами Раху и Кету , наваграхой затмений Однако бакунава, возможно , . [ 74 ]
Примеры
[ редактировать ]- Адишеша , на котором находится Вишну в йога-нидре (Ананта-шаяна) [ 75 ]
- Васуки , царь нагов, обвивающий Шивы шею [ 76 ] и предложил служить веревкой, чтобы тянуть гору Мандара в Самудра Мантана (Пахтание Молочного океана), чтобы высвободить амриту (нектар бессмертия).
- Калия , змея, побежденная Кришной.
- Манаса , индуистская богиня нагов, исцелительница от укусов змей и сестра Васуки.
- Такшака , царь нагов и правитель леса Кхандава.
- Улупи , спутник Арджуны в эпосе Махабхарата.
- Каркотака , король наг в индийской мифологии, управляющий погодой, который жил в лесу недалеко от королевства Нишадха и укусил Налу по просьбе Индры, управляющей погодой.
- Мукалинда , нага в буддизме, защитившая Гаутаму Будду от непогоды после его просветления.
- Падмавати , королева наги и спутница Дхаранендры
- Апалала , Нага в буддийской мифологии
- Шве Набай ( Нага Медоу ), богиня или дух Нат в бирманской анимистической мифологии, которая, как полагают, вышла замуж за нагу и умерла от горя после того, как оставила ее.
- Параватакша , его меч вызывает землетрясения, а его рев вызывает гром.
- Нага Сери Гумум , живущая в Тасик Чини , пресноводном озере в Паханге, Малайзия.
- Юлун, Король-Дракон Западного моря в китайском классическом романе « Путешествие на Запад» , становится нагой после завершения своего путешествия с Сюаньцзаном.
- Бакунава — дракон в филиппинской мифологии, который часто изображается в виде гигантского морского змея. Наги также присутствуют в политеистических верованиях Капампангана , таких как Лаканданум. (См. Божества филиппинской мифологии .)
- Антабога , мировой змей в яванской и балийской мифологии Индонезии, создавший мировую черепаху Бедаванг, на спине которой находится мир.
В популярной культуре
[ редактировать ]![]() |
Кино и телевидение
[ редактировать ]- несколько О женщинах-нагах Болливуда было снято фильмов, в том числе «Нагин» (1954) , «Нагин» (1976) , «Нагина» (1986) , «Нигахен» (1989) , «Яани Душман: Эк Анохи Кахани » (2002) и «Хисс» (2010) . Наги также появляются в таких телесериалах, как Наагинн (2007–2009), Наагин (2015) и Адхури Кахани Хамари (2015–2016).
- В фильме 1998 года « Мальчик из джунглей » Нага изображен в виде большого божества -кобры , дарующего дар понимания всех языков тем, кто чист сердцем, и наказывающего разными способами тех, кто не чист сердцем.
- В фильме 1999 года на телугу « Деви» Нагини, которую играет Према, приходит на Землю, чтобы защитить женщину, которая спасает ее, когда она была в форме змеи. В конце концов она влюбляется в человека.
- Наги — антагонисты в мультфильме «Тайные субботы» . Они служили древнему шумерскому криптиду Куру и пытались подтолкнуть Зака Субботу на темную сторону, узнав, что он был реинкарнацией Кура, но в конечном итоге послужили В.В. Аргосту, когда он приобрел свои собственные силы Кура.
- Многие лакорны (тайские телевизионные мыльные оперы) основаны на легендах о пхая-нагах, например «Пут Мае Нам Кхонг» в 2008 году. [ 77 ] Манисават (Манисават) в 2013 году, [ 78 ] или Наки (Наки) в 2016 году. [ 79 ]
- Поиски Пхая Наги недавно были показаны в «Пункт назначения» эпизоде сериала SyFy (ранее Sci-Fi Channel) в сериале 01 (эпизод 02). [ 80 ]
- Драконы в фильме 2021 года «Райя и последний дракон» основаны на Пхая-нагах.
- Змеиный бог по имени Нага показан в анимационном фильме 2021 года «Бэтмен: Душа Дракона» .
Литература
[ редактировать ]- Наги фигурируют в «Безмолвных колоколах» , четвертой книге из » Н. Д. Уилсона серии «Похороны в Эштауне .
- В японском сериале аниме и манги «Истребители» (1989) есть главный герой по имени Нага Змей (представленный в 1990 году).
- В Джоан Роулинг » « Волшебном мире Нагини — один из Волан-де-Морта в крестражей сериале о Гарри Поттере и Маледиктус, носитель кровавого проклятия, в фильме 2018 года «Фантастические твари: Преступления Гриндевальда» . Ее проклятие позволяет ей превратиться в змею и обратно в человека, но ее змеиная форма со временем становится постоянной.
- В серии «Ксанф» Пирса Энтони наги — это раса змей с человеческими головами, которые могут трансформироваться между полностью человеческими и змеиными формами, включая змеи любого вида и размера.
Игры
[ редактировать ]- Наги появляются в Dungeons & Dragons ролевой игре , изображаясь в виде массивных змей с человеческими головами.
- Наги появляются во многих франшизах Blizzard Entertainment . В Warcraft они изображены как древние ночные эльфы, у которых вместо ног змеиные хвосты, а также другие змеиные или водные черты, такие как чешуя и плавники. Наги появились, когда Древние Боги превратили их из древних ночных эльфов. Их королева Азшара описывается как полубогиня. 10 мая 2022 года цифровая карточная игра Hearthstone включила Нагу в качестве типа миньонов в игровой режим «Поля сражений». [ 81 ]
- Наги также появляются в «Битве за Веснот» и изображаются как более змееподобные аналоги мерфолков, которые часто являются их врагами.
- В блоке Magic: The Gathering 2014–2015 годов , действие которого происходит на плане Таркира, Наги изображались в виде человекоподобных змей, владеющих мощными ядами и ядами, с двумя руками и без каких-либо других придатков. Они связаны с кланом Султай в наборах « Ханы Таркира». [ 82 ] и Судьба перекована , [ 83 ] и с кланом Силумгар в Драконах Таркира [ 84 ] набор.
- Наги — юниты в Heroes of Might and Magic III .
- В Gigabash присутствует Рава, двуногий кайдзю , вдохновленный Пхая Нагой. среди игровых существ
Галерея
[ редактировать ]-
Нага и Нагини в Бхубанешваре , Одиша
-
Нага на медном столбе в Кулу , Химачал-Прадеш, Индия
-
Король нагов в Анджали мудре в храме Деогарх, Мадхья-Прадеш
-
Нага (отмечено 15) на панели Вараха в пещерах Удаягири.
-
Тиртханкара Паршванатха из джайнизма стоит под капюшоном наги
-
Нага поддерживает водяной смерч Йони-Лингама, Джокьякарта , Ява, ок. 9 век
-
Храм Нагов, Пенатаран , Восточная Ява
-
Мост Нага в обезьяньем лесу Убуда , Бали
-
Сеса Нага и международный аэропорт Бангкока, Таиланд
-
Нага на похоронах короля Пумипона Адульядета в 2017 году. Таиланда
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Катирагесу Индрапала пишет, что «В традициях, сохранившихся в ранних хрониках Шри-Ланки, а также в ранних тамильских литературных произведениях, наги предстают как отдельная группа». [ 40 ] Далее он пишет, что «принятие тамильского языка помогло нагам в тамильских вождествах ассимилироваться в основную этническую группу». [ 41 ]
- ^ В «Махавамсе», как и в древней санскритской и палийской литературе в целом, наги никогда не изображались как люди, а как класс сверхчеловеческих существ, населявших подземный мир.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Господь Шива» . Санскритский словарь . Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 27 сентября 2018 г.
- ^ «Наги». Интернет-энциклопедия индуизма Брилла . дои : 10.1163/2212-5019_beh_com_000337 .
- ^ Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 300. ИСБН 978-0-8160-7564-5 . Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Элгуд, Хизер (2000). Индуизм и религиозные искусства . Лондон: Касселл. п. 234. ИСБН 0-304-70739-2 .
- ^ Апте, Ваман Шиврам (1997). Англо-санскритский словарь для студентов (3-е изд. и англ. Изд.). Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0299-3 . , с. 423. Первое определение нагах гласит: «Змея вообще, особенно кобра». стр.539
- ^ Прото-IE: *(s)nēg-o-, Значение: змея, древнеиндийский: nagá- m. 'змея', германское: *snēk-a- м., *snak-an- м., *snak-ō f.; *snak-a- глаг.: «Индоевропейская этимология» . Архивировано из оригинала 21 января 2019 года . Проверено 9 августа 2010 г.
- ^ Майрхофер, Манфред (1996). Этимологический словарь древнеиндоарийского языка . Том 2. Гейдельберг: Зима. , с. 33.
- ^ Ланге, Геррит (2019). «Божества кобр и божественные кобры: неоднозначное животное начало нагов» . Религии . 10 (8): 454. doi : 10.3390/rel10080454 .
- ^ Диг, Макс (2016). Непальский сборник. Легенда о Непале в трансгималайском контексте Лумбини: ЛИРИ.
- ^ «Наги | Индуистская мифология» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 4 сентября 2022 года . Проверено 11 мая 2018 г.
- ^ «Почему васуки использовался в Самудра Мантане при Пахтании великого океана» . Обмен стеками индуизма . Архивировано из оригинала 11 мая 2018 года . Проверено 11 мая 2018 г.
- ^ «Гаруда | Индуистская мифология» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 11 мая 2018 года . Проверено 11 мая 2018 г.
- ^ Об истории обматывания Васуки вокруг шеи и Шеши вокруг живота, а также об имени в его сахасранаме как Сарпаграйвеякангадах («У кого змея на шее»), которое относится к этому стандартному иконографическому элементу, см.: Кришан, Юврадж ( 1999), Ганеша: Разгадка загадки, Дели: Мотилал Издательство Банарсидасс, ISBN 81-208-1413-4 , стр.=51-52.
- ^ Текст каменной надписи, датированной 1470 годом, идентифицирующей священный шнур Ганеши как змея Шешу , см.: Martin-Dubost, p. 202.
- ^ Обзор изображений змей в иконографии Ганеши см.: Мартин-Дюбо, Пол (1997). Ганеша: Чародей Трех Миров. Мумбаи: Проект исследований индийской культуры. ISBN 81-900184-3-4 , с. 202.
- ^ Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43878-0 . ; п. 151
- ^ Кинг, Дитте (1984). Врата в подземный мир. Мифология и культ термитника в письменной и устной традиции Индии. Гейдельберг: Франц Штайнер.
- ^ Аллоко, Эми (2013). Страх, благоговение и амбивалентность. Божественные змеи в современной Южной Индии. Религии Южной Азии 7: 230–48.
- ^ Аллоко, Эми. 2014. Змеи в темный век. Человеческие действия, кармическое возмездие и возможности индуистской этики животных. В азиатских взглядах на этику животных. Переосмысление нечеловеческого. Под редакцией Нила Далала и Хлои Тейлор. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Ланге, Геррит (2017). «Западно-гималайские наги как хранители водных ресурсов». Журнал по изучению религии, природы и культуры . 11 (3): 361–378. дои : 10.1558/jsrnc.33600 .
- ^ Ланге, Геррит (2024). «Глава 7: Создание ландшафта с помощью мифов. Путешествие Наини или Нагины Деви, девятикратной западногималайской индуистской богини». В Хегевальде, Джулия; Гимнич, Мэрион (ред.). Образы и истории происхождения мира и человечества . Тюбинген: Мор Зибек. стр. 178–204. ISBN 978-3-16-162737-8 .
- ^ Ланге, Геррит (26 июля 2019 г.). «Божества кобр и божественные кобры: неоднозначное животное начало нагов» . Религии . 10 (8): 454. doi : 10.3390/rel10080454 . ISSN 2077-1444 .
- ^ www.wisdomlib.org (17 марта 2018 г.). «Величина преисподних миров [глава 19]» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 5 августа 2022 года . Проверено 5 августа 2022 г.
- ^ www.wisdomlib.org (28 января 2019 г.). «История Васуки» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 5 августа 2022 года . Проверено 5 августа 2022 г.
- ^ www.wisdomlib.org (15 мая 2013 г.). «Об истории Манасы [глава 47]» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 5 августа 2022 года . Проверено 5 августа 2022 г.
- ^ Форбс, Эндрю; Хенли, Дэниел; Ингерсолл, Эрнест; Хенли, Дэвид. «Индийские наги и драконьи прототипы». Иллюстрированная книга драконов и знаний о драконах . Книги знатоков. АСИН B00D959PJ0 .
- ^ Брахмавамсо, Аджан. «ВИНАЙЯ Посвящение в монахи» . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б С. 72 Как зародился буддизм: обусловленное происхождение ранних учений Ричард Фрэнсис Гомбрич
- ^ Медведь 1999 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б Тибетская Книга Мертвых . Перевод Дордже, Гюрнме; Коулман, Грэм; Джинпа, Туптен. Нью-Йорк: Викинг Пресс . 2005. с. 508. ИСБН 0-670-85886-2 .
- ^ стр. 74. Как зародился буддизм: обусловленное происхождение ранних учений Ричарда Фрэнсиса Гомбрича.
- ^ Перейти обратно: а б Шустер, Нэнси (30 июня 1981 г.). «Изменение женского тела: мудрые женщины и карьера бодхисаттвы в некоторых махаратнакутасутрах» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 4 (1): 24–69. Архивировано из оригинала 5 сентября 2020 года . Проверено 23 августа 2020 г. .
- ^ Кубо Цугунари, Юяма Акира (тр.). Лотосовая сутра . Переработанное 2-е изд. Беркли, Калифорния: Центр буддийских переводов и исследований Нумата, 2007. ISBN 978-1-886439-39-9 , стр. 191-192
- ^ Буддийский словарь Сока Гаккай, «Глава Девадатты»
- ^ Пич, Люсинда Джой (2002). «Социальная ответственность, смена пола и спасение: гендерная справедливость в Лотосовой сутре ». Философия Востока и Запада . 52 (1): 50–74. CiteSeerX 10.1.1.820.9411 . дои : 10.1353/pew.2002.0003 . JSTOR 1400133 . S2CID 146337273 . ПроКвест 216882403 .
- ^ Томас Э. Дональдсон (2001). Иконография буддийской скульптуры Ориссы: Текст . Публикации Абхинава. п. 276. ИСБН 978-81-7017-406-6 . Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ Таранатха (Джонанг-па) (1990). История буддизма в Индии Таранатхи . Мотилал Банарсидасс. п. 384. ИСБН 978-81-208-0696-2 . Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ Интирапала, Карттикеку (2005). Эволюция этнической идентичности: тамилы в Шри-Ланке ок. 300 г. до н.э. – ок. 1200 год нашей эры . Публикации MV для Центра исследований Южной Азии, Сидней. стр. 172–174. ISBN 978-0-646-42546-7 . Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Индрапала 2005 , с. 172 174.
- ^ Индрапала 2005 , с. 173.
- ^ Индрапала 2005 , с. 174.
- ^ Канакасабхай, В. (1904). Тамилы восемнадцатьсот лет назад . Азиатские образовательные услуги. ISBN 978-81-206-0150-5 . Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Сенарат Паранавитана (1961). Журнал Цейлонского отделения Королевского азиатского общества # Королевство Арья на Северном Цейлоне . Том. VII, часть II. Коломбо Аптекариес Ко. Лтд. 181.
- ^ Чад, Рэймонд (1 апреля 2005 г.). «Региональное географическое влияние на два кхмерских государства» . Университет Сальве Регина, преподаватели и сотрудники: Статьи и статьи : 137. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 1 ноября 2015 г.
- ^ Азиатско-Тихоокеанский мир [1] [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 5 марта 2013 г.
- ^ Саньял, Санджив (10 августа 2016 г.). Океан оттока: как Индийский океан повлиял на историю человечества . Пингвин Великобритания. стр. 82–84. ISBN 978-93-86057-61-7 . Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ "Стела ок. 87 из Му Сон B6" . isaw.nyu.edu . Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ «Традиционная церемония монахов Камбоджи» . 15 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ «Храм Неак Пеан Ангкор – «Переплетенные змеи» » . www.reown-travel.com . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ «Наги» . www.cambodiasite.nl . Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Розен, Бренда (2009). Библия мифических существ: полное руководство по легендарным существам . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. ISBN 978-1-4027-6536-0 . Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 7 ноября 2020 г. .
- ^ Микшич, Джон (13 ноября 2012 г.). Боробудур: Золотые сказания о Буддах . Издательство Таттл. ISBN 978-1-4629-0910-0 . Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 7 ноября 2020 г. .
- ^ Кинни, Энн Р.; Белл, Марийке Дж.; Киевен, Лидия (2003). Поклонение Шиве и Будде: храмовое искусство Восточной Явы . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2779-3 . Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 7 ноября 2020 г. .
- ^ Родемейер, Сюзанна (1993). Квадрат Лего-Лего и изображение Наги. Потусторонние силы в центре исследования источников на восточном индонезийском острове Алор [ Lego-lego Place и Naga-Image; Идеи сверхъестественной силы, известные из публикаций, касающихся острова Алор в Восточной Индонезии ] (Диссертация) (на немецком языке). Архивировано из оригинала 28 июня 2020 года . Проверено 23 августа 2020 г.
- ^ Генрих Циммер: Индийские мифы и символы . Дидерихс, Дюссельдорф, 1981 г., ISBN 3-424-00693-9
- ^ Нгаосиват, Маюри; Пхеифан Нгаосиватн (1998). Пути к пожару: пятьдесят лет дипломатии и войн в Лаосе, Таиланде и Вьетнаме, 1778–1828 гг . Исследования Юго-Восточной Азии. Том. 24. Итака, Нью-Йорк: Публикации программы Юго-Восточной Азии, Корнельский университет. п. 80. ИСБН 0-87727-723-0 . ОСЛК 38909607 . Архивировано из оригинала 27 мая 2012 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ Суджит Вонгтхет (2 октября 2019 г.) «Легенда о происхождении Хонг-Чи-Мун-Нонг Хана» . Река жизни народа исан» (на тайском языке). Искусство и культура. Архивировано из оригинала 9 июня 2020 года . Проверено 21 мая 2020 года .
- ^ Перейти обратно: а б "головоломка?? Огненные шары наги: разные ракурсы, разные мысли» . ASTV Manager (на тайском языке). 27 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 9 октября 2016 г. Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ Правительство определило «Нага» как тайскую национальную идентичность. Расширение мягкой силы [ Правительство назначило «Нак» национальным символом Таиланда, расширяя мягкую силу ], Тетайгер, 2 ноября 2022 г.
- ^ Правительство обозначило «Нага» как тайскую национальную идентичность. Легендарный тип существ, который использует мягкую силу для стимулирования творческой экономики . [ Правительство назначило «Нак» национальным символом Таиланда. Это легендарный тип существ, который использует мягкую силу для стимулирования творческой экономики. ] ( на тайском языке), Тайгов, 1 ноября 2022 г.
- ^ «Нага названа национальным символом» , Bangkok Post , Bangkokpost, 2 ноября 2022 г.
- ^ Кирин Пралонгченг (8 сентября 2011 г.). «Нага дает воду» . Архивировано из оригинала 9 июня 2020 г. Проверено 21 мая 2020 г. .
- ^ Манит Валлифодом (25 октября 2018 г.) «Изучение убеждений» . «Наги создали человеческий город», который позже стал городом «Чианг Саен» » (на тайском языке). Силпаваттанатрим. Архивировано из оригинала 9 июня 2020 года . Проверено 21 мая 2020 года .
- ^ Майлз (28 июня 2020 г.). «Пещера Нака, Таиланд: правда о легендах Змеиной скалы» . Путешествие по земному шару . Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^
- Бывший логотип медицинского факультета Университета Сринакхаринвирот см.: Файл: Logo of Med SWU.gif . Этот факт был упомянут в официальной брошюре (2019 г., на тайском языке) и в официальном вступительном видео (2015 г., на тайском языке).
- печать Общества студентов-медиков Таиланда см.: thesmst.
.с
- ^ Перейти обратно: а б Конг Кунг-фу (1 июня 2014 г.) «Чудо... Король нагов» . Существует феномен… сверхъестественное» . Тайрат (на тайском языке). Архивировано из оригинала 13 мая 2021 года . Проверено 8 октября 2016 года .
- ^ «Кхам Чанод, плавучий остров, раскрывающий легенду о таинственном лесу Кхам Чанод» . dmc (на тайском языке, 8 октября 2014 г.). Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 г. Проверено 3 октября 2016 г. .
- ^ «Нага Буенг Кхонг Лонг в новостях.mp4» . Nation TV (на тайском языке, 18 июля 2011 г.). Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 г. Проверено 2 октября 2016 г. .
- ^ «Нага… наука и вера» . Nation TV (на тайском языке, 31 августа 2011 г.). Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 г. Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Легенды» . Архивировано из оригинала 24 октября 2007 года.
- ^ «Путешествие в Малайзию » Тасик Чини» . travelmalaysia.com . Архивировано из оригинала 19 июня 2017 года . Проверено 10 мая 2007 г.
- ^ Валиенте, Тито Дженова (1 января 2015 г.). «Змей, эта земля и конец года» . БизнесЗеркало . ПроКвест 1644507809 . Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 23 августа 2020 г. .
- ^ Маккой, Альфред В. (1982). «Байлан: анимистическая религия и филиппинская крестьянская идеология». Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 10 (3): 141–194. JSTOR 29791761 .
- ^ «БАКУНАВА: Луноядный дракон из филиппинской мифологии» . Проект Асванг . 27 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2019 г. . Проверено 3 декабря 2019 г.
- ^ Бхагавата Пурана 10.1.24.
- ^ Бхагавата Пурана 3.26.25.
- ^ «Драма Призрак реки Меконг» Архивировано Санук (на тайском языке, 13 октября 2008 г.). из оригинала 17 декабря 2017 г. Проверено 31 июля 2021 г. .
- ^ Сисанбантернг 17-12-11#Фитинг Манисават (на тайском языке). амми варерат. 17 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 г. - на YouTube.
- ^ «Наки – Королева Змей» . любовьфия . 1 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2022 г. Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ "Правда о пункте назначения" Деревня с привидениями / Нага (телеэпизод, 2007) на IMDb
- ^ Мел, Энди (5 мая 2022 г.). «Наги придут на поля сражений Hearthstone 10 мая» . ПК-геймер . Архивировано из оригинала 5 мая 2022 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Путеводитель Planeswalker-а по ханам Таркира, часть 1» . МАГИЯ: СБОР . Архивировано из оригинала 9 августа 2015 года . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «Руководство Planeswalker-а по Fate Reforged» . МАГИЯ: СБОР . Архивировано из оригинала 20 июля 2015 года . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ «Путеводитель Planeswalker-а по драконам Таркира, часть 1» . МАГИЯ: СБОР . Архивировано из оригинала 28 июля 2015 года . Проверено 27 июля 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беер, Роберт (1999), Энциклопедия тибетских символов и мотивов , Шамбала, ISBN 978-1-57062-416-2 , заархивировано 11 октября 2022 года , получено 7 ноября 2020 года.
- Мюллер-Эбелинг, Клаудия; Ратч, Кристиан; Шахи, Сурендра Бахадур (2002), Шаманизм и Тантра в Гималаях , Внутренние традиции, ISBN 978-0-89281-913-3
- Мэле, Грегор (2007), Аштанга-йога: практика и философия , Библиотека Нового Мира, ISBN 978-1-57731-606-0
- Норбу, Чогьял Намкай (1999), Кристалл и путь света: Сутра, Тантра и Дзогчен , Публикации Snow Lion, ISBN 1-55939-135-9
- Ханда, Омаканда (2004), Культы и традиции нагов в западных Гималаях , Indus Publishing, ISBN 978-81-7387-161-0 , заархивировано 11 октября 2022 года , получено 15 сентября 2016 года.
- Виссер, Маринус Виллем де (1913), Дракон в Китае и Японии , Амстердам: Дж. Мюллер
- Фогель, Дж. Ф. (1926), Индийские знания о змеях; или Наги в индуистских легендах и искусстве , Лондон, А. Пробстейн, ISBN 978-81-206-1071-2 , получено 9 ноября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Нагиана (место, посвященное предкам нагов)
- наги в Палийском каноне
- наги
- Изображение семиголового нага
- наги и змеи
- Изображения нагов в районе Ангкор-Вата в Камбодже.
- Наги и Нагини: фигуры змей в индуизме и буддизме
- Документ Комиссии по реке Меконг об угрях
- Доктор Каноксилпа, педиатр из больницы Нонг Кхай, изучал это явление в течение четырех лет и пришел к выводу, что наиболее вероятным объяснением является сезонное скопление метана.
- Наги
- Антропоморфные рептилии
- Индийские драконы
- Буддийские божества
- Драконьи божества
- Индуистские божества
- Индуистские легендарные существа
- Индуистское поклонение змее
- Мифологические гибриды человека и животных
- Мифологические монстры
- Нечеловеческие расы в индуистской мифологии
- Легендарные змеи
- Морские и речные боги
- оборотни
- Змеиные божества
- Божества-покровители
- Водные духи
- Змеиные боги