Сканда Пурана



Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
![]() |
Связанные индуистские тексты |
Сканда Пурана ( IAST : Skanda Purana) — крупнейшая Мукхьяпурана , жанр восемнадцати индуистских религиозных текстов. [1] Текст содержит более 81 000 стихов и представляет собой шиваитскую литературу. [2] назван в честь Сканды , сына Шивы и Парвати (который также известен как Муруган в тамильской литературе). [3] Хотя текст назван в честь Сканды, он не занимает в этом тексте более или менее заметное место, чем в других Пуранах, связанных с Шивой. [3] Этот текст стал важным историческим свидетельством и оказал влияние на индуистские традиции и ритуалы, связанные с богом войны Скандой. [3] [4]
Самый ранний текст под названием «Сканда-пурана», вероятно, существовал в VIII веке нашей эры. [5] [6] но «Сканда-пурана» , дошедшая до наших дней, существует во многих версиях. [7] Его считают живым текстом, который на протяжении многих веков широко редактировался, создавая множество вариантов. [8] Общие элементы в различных изданиях энциклопедически охватывают космогонию , мифологию , генеалогию , дхарму , фестивали, геммологию, храмы, географию, обсуждение добродетелей и зла, теологии, а также природы и качеств Шивы как Абсолюта и источника истинного знания. . [9]
Издания текста Скандапураны также представляют собой энциклопедический путеводитель с дотошным Тиртхой Махатмьей (туристическими путеводителями-паломниками), [10] содержащий географические местоположения центров паломничества в Индии, Непале и Тибете, а также связанные с ними легенды, притчи, гимны и рассказы. [11] [12] [13]
Эту Махапурану , как и другие, приписывают мудрецу Вьясе .
Дата составления
[ редактировать ]Харапрасад Шастри и Сесил Бендалл старую рукопись «Сканда-пураны» на пальмовых листьях примерно в 1898 году обнаружили в библиотеке Катманду в Непале , написанную шрифтом Гупта . [14] [15] [16] основаниях они датировали рукопись VIII веком нашей эры На палеографических . Это говорит о том, что первоначальный текст существовал до этого времени. [17] Р. Адриансен, Х. Баккер и Х. Исааксон датировали самую старую сохранившуюся рукопись Сканда Пураны на пальмовых листьях 810 годом нашей эры, но Ричард Манн добавляет, что более ранние версии текста, вероятно, существовали в 8 веке нашей эры. [5] [18] [19] Ханс Баккер утверждает, что в тексте указаны святые места и подробности о Читраратхе 4-го и 5-го веков в Андхра-Прадеше , и, таким образом, он может иметь более раннее происхождение. [20] Самые старые версии текстов Скандапураны были обнаружены в Гималайском регионе Южной Азии, таком как Непал, и в северо-восточных штатах Индии, таких как Ассам . [21] Критические издания текста для научных исследований основаны на непальских рукописях. [21]
Дополнительные тексты позиционируют себя как кханды (разделы) Скандапураны, но они появились после XII века. [21] Неясно, принадлежали ли их коренные тексты Скандапуране и в некоторых случаях заменяли соответствующие главы оригинала. [21] Версия самой ранней известной редакции была позже расширена в двух более поздних версиях, а именно в редакциях Ревакханды и Амбикаханды . Единственная сохранившаяся рукопись редакции Реваханды датируется 1682 годом. Четыре сохранившиеся рукописи редакции Амбикаххнды относятся к более позднему периоду и содержат гораздо больше изменений. Юдит Торжок говорит, что подобная редакция этих двух редакций, похоже, была известна Ласхмидхаре, поэтому она существовала до 12 века. [19] Баллала Сена цитирует содержание, найденное только в этих двух редакциях, поэтому известная в то время версия была похожа на древнюю версию этих двух редакций. [22]
Существует ряд текстов и рукописей, носящих название «Сканда Пурана» . [5] Некоторые из этих текстов, за исключением названия, имеют мало общего с известной Скандапураной, датируемой I тысячелетием нашей эры. [21] В первоначальный текст было внесено несколько дополнений, в результате чего появилось несколько различных версий. Поэтому очень трудно установить точную дату написания «Сканда-пураны». [23] [7]
Структура
[ редактировать ]Стилистически « Сканда-пурана» родственна «Махабхарате» , и, похоже, ее составители заимствовали из « Махабхараты» . В обоих текстах используются схожие стандартные фразы и соединения, которых нет в Рамаяне . [5] Часть мифологии, упомянутой в нынешней версии « Сканда-пураны» , несомненно, относится к периоду после Гуптов и соответствует мифологии средневековой Южной Индии . Это указывает на то, что на протяжении веков к исходному тексту было внесено несколько дополнений. [17] Например, Каши Кханда приобрела свою нынешнюю форму примерно в середине 13 века нашей эры. [24] Последняя часть текста могла быть составлена еще в 15 веке нашей эры. [23]
Содержание
[ редактировать ]Тиртха: Священное паломничество
Весь корпус текстов, считающихся частью « Сканда-пураны», сгруппирован двумя способами. Согласно одной из традиций, они сгруппированы в шесть самхит , каждая из которых состоит из нескольких кханд . Согласно другой традиции, они сгруппированы в семь кханд , каждая из которых названа в честь основного региона или места паломничества. Главы представляют собой Махатмии , или путеводители для туристов-паломников. [10]
Семь кханд
[ редактировать ]Махешвара Кханда состоит из трех разделов: [26] [27]
- Кедара Кханда (35 глав, Кедарнатх Тиртха, регион [28] север Индии)
- Каумарика Кханда или Кумарика Кханда (66 глав, Махисагара-самгама-тиртха или Камбей , регион паломничества [28] Западная Индия) и
- Аруначала Кханда или Аруначала Махатмья (37 глав, регион Тируваннамалай Тиртха, [28] юг Индии), далее разделенный на две части:
- Пурвардха (13 глав) и
- Уттарардха (24 главы)
Вишну Кханда или Вайшнав Кханда состоит из девяти разделов: [26] [27]
- Венкатачаламахатмья (40 глав, Тирупати Тиртха, регион [28] юг Индии)
- Пурушоттамакшетрамахатмья (49 глав, регион Пури Одиша Тиртха, [28] Восточная Индия)
- Бадарикашрамамахатмья (8 глав, регион Бадринатх Тиртха, [29] север Индии)
- Карттикамасамахатмья (36 глав)
- Маргаширшамасамахатмья , 17 глав, Матхура Тиртха регион [29] )
- Бхагаватамахатмья (4 главы)
- Вайшакхамасамахатмья (25 глав)
- Айодхьямахатмья (10 глав, регион Айодхья Тиртха) [29] ) и
- Васудевамахатмья (32 главы)
Брахма Кханда состоит из трех разделов (в некоторых рукописях — четырех): [26] [27]
- Сетумахатмья (52 главы, Рама Сету Тиртха, регион [29] Тамил Наду и в сторону Шри-Ланки )
- Дхармаранья Кханда (40 глав) и
- Уттара Кханда или Брахмоттара Кханда (22 главы)
Каши Кханда (100 глав, Варанаси и Виндхья- Тиртха). регион [30] ) делится на две части: [26] [27]
- Пурвардха (50 глав) и
- Уттарардха (50 глав)
Авантья Кханда состоит из: [26]
- Авантикшетрамахатмья (71 глава, регион Удджайн Тиртха) [31] )
- Чатурашитилингамахатмья (84 главы) и
- Рева Кханда (Считается, что в ней 232 главы, Юрген Нойсс утверждает, что рукописи подтверждают, что на самом деле это оригинальная Рева Кханда из Вайю-пураны , которая была ошибочно включена в Сканда-пурану издательством Венкатешвара Steam Press в 1910 году и во все публикации Сканды после нее. один из «Сканды» состоит из 116 глав. [31] [32] )
Нагара Кханда (279 глав) состоит из Тиртха-махатмьи (Хатакешвара-кшетра или регион Ваднагар ). [26] [27] [33]
Прабхаса Кханда (491 глава) состоит из четырех разделов: [26] [27]
- Прабхасакшетрамахатмья (365 глав, регион Саураштра и Соманатха Тиртха, [34] Западная Индия)
- Вастрапатхакшетрамахатмья (19 глав, регион Гинар- Тиртха) [34] )
- Арвуда Кханда (63 главы, хребет Аравали, регион Раджастхан Тиртха) [34] ) и
- Дваракамахатмья (44 главы, регион Дварка Гуджарат Тиртха) [34] )
Шесть самхит
[ редактировать ]Второй тип разделения Сканда -пураны встречается в некоторых текстах, таких как Халасьямахатмья из « Агастья-самхита» или «Шамкари-самхита» , «Самбхава Канда из » » , «Шивамахатмья « Шамкари-самхита -кханда» из «Сута-са». Мхита и Калика Кханда из Санаткумара Самхиты . Согласно этим текстам, «Сканда-пурана» состоит из шести самхит (разделов):
- Санаткумара Самхита
- Сута Самхита
- Шамкари Самхита
- Вайшнавская Самхита
- « Брахми-самхита» и
- Саура Самхита
Рукописи « Санаткумара-самхиты» , « Шамкари-самхиты» , « Сута-самхиты» и « Саура-самхиты» дошли до наших дней. рукопись комментария « Сута-самхите» . к Мадхавачарьи Также доступна [26] В этих текстах обсуждаются космогония, теология, философские вопросы о добродетелях и пороках, такие вопросы, как что такое зло, происхождение зла, как бороться со злом и лечить его. [35]
Другие тексты
[ редактировать ]Рукописи нескольких других текстов, претендующих на роль части « Сканда-пураны», найдены частично или полностью. Некоторые из известных региональных текстов среди них: Химават Кханда, которая содержит Непаламахатмью (30 глав, регион Непал Тиртха), Канакадри Кханда , Бхима Кханда , Шиварахасья Кханда , Сахьядри Кханда , Айодхья Кханда Матхура , Кханда и Патала Кханда . [26]
Каверимахатмья представляет истории и путеводитель для паломников по реке Кавери (Карнатака) и региону Кург-Тиртха. [14] Вивсамитримахатмья представляет мифологию и путеводитель по региону Вадодара Тиртха. [14]
В самых старых известных рукописях этого текста, написанных на пальмовых листьях I тысячелетия, упоминаются многие крупные места индуистского паломничества, но не описываются Кайлаш-Манасаровар . [16] В более поздних версиях это так, особенно в «Манасакханде» . [16]
Повествования
[ редактировать ]« Сканда -пурана» , как и многие Пураны, включает легенды о жертвоприношении Дакши , печали Шивы, пахтании океана ( Самудра мантан ) и появлении Амриты , историю демона Таракасуры , рождения богини Парвати, ее преследования Шивы. и ее брак с Господом Шивой, среди прочего.
Основная цель текста Скандапураны, как утверждает Ханс Баккер, - освятить географию и ландшафт Южной Азии, а также узаконить региональные общины шиваитов по всей стране в том виде, в каком они существовали на момент выпуска издания. [36] Текст отражает политическую неопределенность, конкуренцию с вайшнавизмом и культурное развитие индусов пашупата в периоды его написания. [37]
Рукописи
[ редактировать ]Рукописи Сканда Пураны были найдены в Непале, Тамилнаду ( тамильский : கந்த புராணம்) и других частях Индии. [5] Сканда -пурана — одна из старейших датированных рукописей, обнаруженных в Непале. Рукопись текста на пальмовом листе хранится в Национальном архиве Непала (NAK 2–229), а его цифровая версия заархивирована Непальско-немецким проектом по сохранению рукописей (NGMCP B 11–4). Вполне вероятно, что рукопись была скопирована писцом в понедельник, 10 марта 811 г. н.э., хотя с этой датой существует некоторая неопределенность, поскольку самват этой рукописи неясен. [38] Майкл Витцель датирует эту непальскую рукопись примерно 810 годом нашей эры. [38] [39] Эта рукопись была обнаружена как один из семи различных текстов, связанных вместе. В группу вошли четырнадцать рукописей, в основном буддийских, шесть из которых являются очень старыми Саддхарма Пундарика Сутры рукописями , один Упалисутры , один китайский буддийский текст и один буддийский текст ямаки Бхаттикавья . « Сканда-пурана» , найденная в этом сборнике рукописей, написана переходным шрифтом Гупта на санскрите. [38]
Издание 1910 года включало семь кханд (частей): Махешвара , Вишну или Вайшнав , Брахма, Каши , Авантья , Нагара и Прабхаса . [26] В 1999–2003 годах английский перевод этого текста был опубликован издательством Motilal Banarsidass , Нью-Дели, в 23 томах. Этот перевод также основан на тексте, разделенном на семь кханд .
Критическое издание
[ редактировать ]Скандапурана , т. I, адхьяи 1–25, под редакцией Роба Адриансена, Ханса Т. Баккера и Харунаги Исааксона, 1998; том. IIa, адхьяи 26–31.14, изд. Ханс Т. Баккер и Харунага Исааксон, 2005 г.; том. IIb, адхьяи 31–52, изд. Ханс Т. Баккер, Питер К. Бишоп и Юко Ёкочи, 2014 г.; том. III, адхьяи 34.1–61, 53–69, изд. Юко Ёкочи, 2013. Приложение к Groningen Oriental Studies , Гронинген: Эгберт Форстен и Лейден: Brill.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ганеш Васудео Тагаре (1996). Исследования Сканда Пураны . Опубликовано Мотилалом Банарсидасом, ISBN 81-208-1260-3
- ^ Баккер 2014 , стр. 4–6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Роше, 1986 , стр. 114, 229–238.
- ^ К.К. Куруккал (1961), Исследование культа Карттикеи, отраженное в эпосе и Пуранах, Обзор Цейлонского университета, Vol. 19, страницы 131-138
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ричард Д. Манн (2011). Возвышение Махасены . БРИЛЛ. п. 187. ИСБН 9789004218864 .
- ^ Баккер 2014 , стр. 1–3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Донигер 1993 , стр. 59–83.
- ^ Венди Донигер. Об индуизме . Издательство Оксфордского университета. п. 234.
Конечно, разные части Сканда-пурана добавлялись в разные периоды, и разные традиции, постепенно складывавшиеся на протяжении нескольких столетий, были объединены в настоящей редакции. Текст часто выдает свое неоднозначное прошлое, несмотря на постоянные попытки интегрировать каждую новую точку зрения. Но в этом его сила, а не слабость. «Сканда-пурана» в действительности является живой пураной, одной из немногих Пуран, дошедших до нас на санскрите, и, конечно же, одной из самых популярных.
- ^ Роше 1986 , стр. 234–238.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Глюклих 2008 , с. 146, Цитата: Самые ранние рекламные работы, ориентированные на туристов той эпохи, назывались махатмьями .
- ^ Джин Холм; Джон Боукер (1998). Священное место . Академик Блумсбери. п. 68. ИСБН 978-0-8264-5303-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кришан Шарма; Анил Кишор Синха; Биджон Гопал Банерджи (2009). Антропологические аспекты паломничества . Северный книжный центр. стр. 3–5. ISBN 978-81-89091-09-5 .
- ^ Виджай Натх (2007), Пуранические тиртхи: исследование их местного происхождения и трансформации (в основном на основе «Сканда-пураны») , Indian Historical Review, Vol. 34, выпуск 1, страницы 1–46.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Роше 1986 , с. 237.
- ^ Округ Колумбия Сиркар (1965). Индийская эпиграфика . Мотилал Банарсидасс. п. 63. ИСБН 978-81-208-1166-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Алекс Маккей (2015). Истории Кайласа: отказ от традиций и построение сакральной географии Гималаев . БРИЛЛ. стр. 134–143. ISBN 978-9004306189 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фред В. Клоти (1978). Многоликий Мурукан . Вальтер де Грютер. п. 224. ИСБН 9789027976321 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Роше 1986 , стр. 229–231.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ханс Баккер, изд. (2004). «Три главы шиваитского материала добавлены к самой ранней известной редакции Сканда Пураны» . Происхождение и рост корпуса пуранических текстов . Мотилал Банарсидасс. стр. 17–18. ISBN 9788120820494 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 г. Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ Баккер 2014 , стр. 3-4 со сносками.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ханс Баккер (2004). «Структура Варанасимахатмьи в Скандапуране 26–31» . Происхождение и рост корпуса пуранических текстов . Мотилал Банарсидасс. стр. 2–3. ISBN 9788120820494 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Юко Ёкоти (2004). «Связь между Скандапураной и Авантьакандой» . Происхождение и рост корпуса пуранических текстов . Мотилал Банарсидасс. п. 79. ИСБН 9788120820494 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 г. Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивен Джейкобс (2015). Фонд «Искусство Жизни» . Эшгейт. п. 139. ИСБН 9781472412683 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Джонатан П. Парри (1994). Смерть в Банарасе . Издательство Кембриджского университета. п. 272. ИСБН 9780521466257 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Джеффри Уоринг Мо (1997). Паломники на индуистской Святой Земле: Священные святыни индийских Гималаев . Книга сессий Trust. п. 7. ISBN 978-1-85072-190-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Шастри, П. (1995) Введение в Пураны , Нью-Дели: Раштрия санскрит Санстан, стр. 118–20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Роше 1986 , с. 229.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Роше 1986 , с. 230.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Роше 1986 , с. 231.
- ^ Роше 1986 , стр. 232–233.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роше 1986 , с. 233.
- ^ Юрген Нойсс, Оливер Хеллвиг, Реваканда из Ваюпураны. Архивировано 30 июня 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Мехта, Р.Н. (1968). Египет, Южная Каролина (ред.). «Нагаракханда - Исследование». Гуманитарные науки. Журнал Университета Махараджи Саяджирао в Бароде . XVII (1). Барода: 103–128.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Роше 1986 , с. 234.
- ^ Роше 1986 , с. 236-237.
- ^ Баккер 2014 , стр. 10–11.
- ^ Баккер 2014 , стр. 11–13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кенго Харимото (2011). «В поисках древнейшей непальской рукописи». Журнал востоковедения . 84 :85–90. ;
38-5 Саддхармапундарика (сутра). Архивировано 29 ноября 2020 г. в Wayback Machine , Гамбургский университет, Германия. - ^ М. Витцель (1986). «Об архетипе Махабхасьи Пантанджали». Индо-иранский журнал . 29 : 249–259.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Баккер, Ганс (2014). Мир Скандапураны . БРИЛЛ Академик. ISBN 978-90-04-27714-4 .
- Донигер, Венди, изд. (1993). Пурана Переннис: взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах . Олбани, Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 0-7914-1382-9 .
- Глюклих, Ариэль (2008). Шаги Вишну: индуистская культура в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-971825-2 .
- Роше, Людо (1986). Пураны Издательство Отто Харрасовица. ISBN 978-3447025225 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каур, Джагдиш (1979). «Библиографические источники по гималайским паломничествам и исследованиям туризма: Уттаракханд». Туристско-рекреационные исследования . 4 (1): 13–16. дои : 10.1080/02508281.1979.11014968 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Корректура Сканда Пураны (полный) английский перевод Г.В. Тагаре, 1950 г. (включая глоссарий и диакритические знаки IAST)
- Оригинальный санскритский текст
- Отрывки из Сканда Пураны
- Проект Скандапурана
- Скандапурана : Деванагари , Инициатива САРИТ, ПК Бишоп
- Полная Сканда Пурана. Полные 20 томов Сканда Пураны. Английский перевод Г. В. Тагаре, 1950 г.