Jump to content

Харидвар Кумбха Мела

Координаты : 29 ° 57'29 "N 78 ° 10'16" E  /  29,958 ° N 78,171 ° E  / 29,958; 78.171

Харидвар Кумбха Мела
Паломники собираются на третью Шахи Снан («королевскую баню») в Хар ки Паури в Харидваре 14 апреля 2010 г.
Статус активный
Жанр Ярмарка, Религиозное собрание
Частота Каждые 13 лет
Место проведения Берега Ганга
Местоположение(а) Харидвар , Уттаракханд
Координаты 29 ° 57'29 "N 78 ° 10'16" E  /  29,958 ° N 78,171 ° E  / 29,958; 78.171
Страна Индия
Предыдущее событие 2021
Следующее событие 2033
Участники Ахарас , паломники и торговцы
Спонсор Правительство Индии,Правительство Уттаракханда
Веб-сайт Кумбхмелахаридвар

Харидвар Кумбха Мела — это мела , связанная с индуизмом и проводимая в городе Харидвар , Индия, проводимая каждые 12 лет. Точная дата определяется согласно индуистской астрологии : Мела проводится, когда Юпитер находится в Водолее , а Солнце входит в Овен . [1] Это событие имеет глубокое религиозное значение для индуистов , а также для других духовных искателей. Исторически это было важное коммерческое мероприятие, и его посещали купцы даже из Аравии . [2]

Харидвар Кумбха Мела проходила с 1 по 30 апреля 2021 года в разгар пандемии COVID-19 . [3] Ардх Кумбха («Полукумбха») Мела проводится через шесть лет после Кумбха Мелы. Последняя Ардх Кумбха Мела состоялась в 2016 году. [4]

Ранние записи

[ редактировать ]

Харидвар — одно из четырех мест проведения Кумбха Мелы, остальные — Праяг (Аллахабад), Тримбак (Нашик) и Удджайн . [5] Хотя в древнеиндийской литературе есть несколько упоминаний о фестивалях купания на берегу реки, точный возраст Кумбха Мелы неизвестен. [ нужна ссылка ]

Ярмарка в Харидваре, по-видимому, является оригинальной Кумбха Мелой, поскольку она проводится в соответствии с астрологическим знаком Кумбха (Водолей) и потому что есть несколько упоминаний о ее 12-летнем цикле. [6] Харидвар Кумбха Мела датируется по крайней мере началом 1600-х годов. Самые ранние дошедшие до нас тексты, в которых используется название «Кумбха Мела», - это Хуласат-ут-Таварих (1695 г.) и Чахар Гульшан (1789 г.). В обоих этих текстах термин «Кумбха Мела» используется для описания только ярмарки Харидвара, хотя они упоминают аналогичные ярмарки в Аллахабаде (ежегодная Магх Мела) и Нашике ( Симхастха ). [7] Кумбха Мела в трех других местах, по-видимому, является адаптацией Кумбха Мелы Харидвара к уже существовавшим местным фестивалям. [8]

Мусульманский завоеватель Тимур вторгся в Харидвар в 1398 году и убил несколько паломников, возможно, на Кумбха Меле. [9]

эпоха Великих Моголов

[ редактировать ]

Дабестан-э Мазахеб (ок. 1655 г.) из Мохсина Фани упоминает битву в Харидваре между конкурирующими акхарами в 1640 году, возможно, на Кумбха Меле. [10] [11]

Хуласат -ут-Таварих (1695 г.) упоминает мелу в описании Дели- суба Империи Великих Моголов. В нем говорится, что каждый год, когда Солнце входило в Овен во время Вайсакхи , люди из близлежащих сельских районов собирались в Харидваре. Раз в 12 лет, когда Солнце входило в Водолей (Кумбха), в Харидваре собирались люди издалека. В этом случае купание в реке, раздача милостыни и бритье волос считалось делом заслуг. Люди бросали кости своих мертвецов в реку ради спасения умерших. [12]

В «Чахар Гульшане» (1759 г.) также говорится, что мела в Харидваре проводится в месяц Байсах , когда Юпитер входит в Водолей. В нем особо упоминается, что ярмарка называлась Кумбха Мела и что ее посетили тысячи мирян, факиров и саньяси . В нем говорится, что местные саньяси напали на факиров Праяг, пришедших на мелу. [13]

К середине 18 века Харидвар Кумбха Мела стала крупным коммерческим событием на северо-западе Индии. [10]

эпоха маратхов

[ редактировать ]

1760: Резня вайшнавитов.

[ редактировать ]

На фестивале 1760 года произошло ожесточенное столкновение между шиваитами -госайнами и вайшнавами- байрагами (аскетами). После столкновения 1760 года садху-вайшнавам не разрешалось купаться в Харидваре в течение многих лет, пока британцы не взяли фестиваль под свой контроль и не разоружили шиваитов. [14] Согласно отчету 1808 года географа Ост-Индской компании капитана Фрэнсиса Рэпера, 18 000 байрагов были убиты в столкновении 1760 года. Рэпер заявил об этом, подчеркнув важность присутствия на мероприятии сил безопасности. [15] В 1888 году окружной судья Аллахабада написал, что число смертей «несомненно, было сильно преувеличено» Рэпером. [16] По мнению историка Майкла Кука , это число могло достигать 1800 человек. [17]

1783: Эпидемия холеры.

[ редактировать ]

Эпидемия холеры разразилась во время Кумбха Мелы 1783 года в Харидваре. [18] В этом году ярмарку посетило около 1–2 миллионов посетителей. Из них более 20 000 умерли от холеры в течение первых восьми дней. Эпидемия ограничилась городом Харидвар и завершилась ярмаркой. В соседней деревне Джвалапур (ныне город), которая находилась примерно в 8 милях от города, не было зарегистрировано ни одного случая холеры. [19]

1796: Резня шиваитов.

[ редактировать ]

Первым рассказом британского очевидца о Кумбха-меле стала статья капитана Томаса Хардвика в журнале Asiatick Researches . В это время Харидвар был частью территории маратхов. На основании реестра налогов, взимаемых с паломников, Хардвик оценил масштабы мелы в 2–2,5 миллиона человек. По словам Хардвика, шиваитские госайны были наиболее доминирующими «с точки зрения численности и силы». Следующей по силе сектой были вайшнавы-байраги. Госайны носили мечи, щиты и управляли всей Мелой. Их маханты ежедневно проводили советы, чтобы выслушать и принять решение по всем жалобам. Госайны взимали и собирали налоги и не переводили никаких денег в казну маратхов. [20]

Сикхский , контингент на меле включал большое количество аскетов -удаси которых сопровождало около 12 000–14 000 кавалеристов Хальсы . Кавалерию возглавляли Сахиб Сингх из Патиалы , Рай Сингх Бханги и Шер Сингх Бханги. Сикхские солдаты расположились лагерем в Джвалапуре, а удаси выбрали для своего лагеря место недалеко от места проведения фестиваля. Вождь удаси установил свой флаг на выбранном месте, не получив разрешения от маханта Госайна. Обиженные этим, госайны сняли флаг удаси и прогнали их. Когда Удаси оказал сопротивление, Госайны ответили яростно и разграбили лагерь Удаси. Затем вождь удаси пожаловался Сахибу Сингху. Три вождя сикхов провели встречу и послали вакила (агента) к махантам Госайна с требованием возмездия за награбленные материалы, а также свободного доступа к реке. Вождь Махант согласился с требованиями сикхов, и в течение следующих нескольких дней между двумя группами не было конфронтации. Однако около 8 часов утра 10 апреля 1796 года (последний день Мелы) сикхи напали на госайнов и других паломников, не принадлежащих к удаси. До этого они перевезли женщин и детей из своего лагеря в деревню недалеко от Харидвара. Сикхи убили около 500 госаинов, в том числе Маунпури, одного из махантов. Многие утонули при переходе через реку, пытаясь спастись от резни. Британский капитан Мюррей, чей батальон дислоцировался в одном из гатов, послал две роты сипаев, чтобы остановить продвижение сикхской кавалерии. Сикхи ушли к 15:00; в бою они потеряли около 20 человек. На следующее утро паломники вознесли молитвы за англичан, которые, по их мнению, сыграли важную роль в рассеянии сикхов. [20] [21] [22]

Правила компании

[ редактировать ]

В 1804 году маратхи уступили округ Сахаранпур (частью которого в то время входил Харидвар) Ост-Индской компании . До правления Компании Кумбха Мела в Харидваре управлялась акхарами (сектами) индуистских аскетов, известных как садху . Маратхи облагали налогом транспортные средства и товары, поступающие во все другие мелы, но во время Кумбха Мелы они временно передали всю власть акхарам. [23] Садху были и торговцами, и воинами. Помимо сбора налогов, они также выполняли полицейские и судебные функции. Администрация Компании жестко ограничила роль торговцев-воинов садху, которые все больше сводились к попрошайничеству. [24]

1808 Кумбха Мела
Географ Ост-Индской компании капитан Фрэнсис Рэйпер опубликовал отчет о Кумбхе 1806 года в журнале Asiatick Researches . Чтобы предотвратить повторение насилия 1796 года, был развернут вооруженный отряд «большей силы, чем обычно». [25] Махараджа Ранджит Сингх должен был посетить Кумбху в апреле 1808 года, и Компания направила своего посланника в Лахоре Чарльза Меткалфа, чтобы встретить его в Харидваре. Однако Сингх отменил свой визит. [26]
1814 Ард Кумбха Мела
Баптистский миссионер Джон Чемберлен, который служил Бегум Самру в Сирдхане , проповедовал на Ардх Кумбхе 1814 года. Он провел в Харидваре 14 дней; за первые 4–5 дней он привлек несколько сотен индусов. К десятому дню его прихожане увеличились как минимум до 8 тысяч. [27] Он проповедовал на хинди , который, по его словам, как бенгальцы , так и носители хиндустани понимали ; но ему было трудно общаться с сикхами, говорящими на пенджаби . [28]
Чемберлен упомянул, что ярмарку посетило «множество представителей всех религиозных конфессий», и что многие посетители пришли туда из «торговых соображений». Он был особенно удивлен, увидев большое количество сикхов , которые, по его словам, превосходили по численности индусов. Он также видел нескольких европейцев, которые приехали верхом на слонах ради новизны. [28] Согласно миссионерским отчетам, в Харидваре собралось около 500 000 человек. [27]
Секретарь правительства г-н Рикеттс пожаловался правительству на проповедь Чемберлена туземцам, опасаясь, что это может привести к неприятностям. Правительство попросило Бегум Сумру уволить Чемберлена со службы. Бегум предприняла попытки удержать его, но в конце концов выполнила требование правительства. [29]
1820 Кумбха Мела
Во время мела 1820 года в результате давки погибло 430 человек. Впоследствии правительство Компании провело масштабные и дорогостоящие ремонтные работы в гатах для купания. Сообщается, что этот шаг произвел впечатление на туземцев. « Азиатский журнал» цитирует одного паломника: «Да будет благословенно ваше правление! Пусть ваше правление продлится на века! Вы создали великолепную кумбху! Вы превратили Кали-югу в эпоху истины и справедливости!». [16]

Британский Радж

[ редактировать ]
Харидвар Кумбха Мела английского художника Дж. М. У. Тернера . Гравюра на стали, 1850-е гг.

После восстания 1857 года Ост-Индская компания была распущена, а ее территории перешли под контроль британской короны. Британский государственный служащий Роберт Монтгомери Мартин в своей книге «Индийская империя» (1858) заметил, что «трудно передать адекватное представление о величии и красоте» Кумбха Мелы в Харидваре. По его словам, среди посетителей ярмарки были люди самых разных рас и регионов. Помимо священников, солдат и религиозных нищих, на ярмарке присутствовало большое количество торговцев: торговцы лошадьми , торговцы слонами, торговцы зерном ( баниас ), кондитеры ( халваи ), торговцы тканями и продавцы игрушек. Торговцы лошадьми приезжали из Бухары , Кабула , Туркестана , Аравии и Персии . Помимо лошадей и слонов, на ярмарке продавались и другие животные, в том числе «медведи, леопарды, тигры, олени всех видов, обезьяны, персидские борзые, красивые кошки и редкие птицы». Европейцы также продавали на ярмарке свои товары. На ярмарке также присутствовали танцовщицы , выступавшие перед богатыми гостями. [2]

несколько индуистских раджей , мусульманских навабов Ярмарку также посетили и членов королевской семьи сикхов. Бегум Самру из Сардханы часто приходила на ярмарку со своей свитой из 1000 всадников и 1500 пехотинцев. Несколько христианских миссионеров также посетили Мелу и распространили экземпляры Библии, переведенные на «различные диалекты Востока». [2]

Мартин упоминает, что брамины собирали налоги, но не выполняли никакой священнической роли в обрядах омовения, которые совершались без каких-либо жреческих церемоний. Он утверждает, что в предыдущие годы несколько человек погибли в давках, когда преданные бросились к берегу реки. Однако опасность давок уменьшилась после того, как правительство построило новый гхат и расширило дорогу, ведущую к нему. [2]

Для поддержания правопорядка были задействованы полиция и гражданские судьи. Сирмурский батальон солдат - гуркхов из Дехрадуна был задействован для поддержания мира. [2]

1867: Улучшение санитарии и управления дорожным движением.

[ редактировать ]

Лагерь паломников Мелы 1867 года располагался на 9-мильной полосе земли вдоль реки, а ширина в разных местах варьировалась от 2 до 6 миль. Согласно приблизительной переписи лагеря паломников, проведенной британцами в ночь на 9 апреля 1867 года, число паломников составило 2 855 966 ​​человек. Общее количество паломников, включая тех, кто посетил лагерь до и после 9 апреля, оценивается примерно в 3 миллиона человек. [30]

Х.Д. Робертсон, магистрат Сахаранпура, возглавил управление Мела. Администрация строго контролировала поставки продовольствия, чтобы не допустить завышения цен, и приказала уничтожить зараженные продукты, чтобы предотвратить вспышки болезней. [23] Кумбха Мела 1867 года была первой ярмаркой, в которой официально участвовал санитарный департамент правительства Британской Индии. Местные полицейские были задействованы для выявления случаев инфекционных заболеваний, которые люди скрывали, чтобы избежать карантина и изоляции от своих родственников. В соответствии с Законом об инфекционных заболеваниях полицейские также выслеживали незарегистрированных проституток и заставляли их проходить медицинское обследование. Общественные туалеты и траншеи для удаления отходов были построены во время Мелы 1867 года. Однако они не пользовались большой популярностью среди паломников, многие из которых продолжали открыто испражняться возле места ярмарки и в близлежащем лесу. Нескольким полицейским было поручено выполнять «охрану», которая заключалась в предотвращении дефекации людей на открытом воздухе и сгоне их в туалеты. Многие паломники, особенно женщины, воздерживались от справления нужд во время своего 2-3-дневного пребывания на ярмарке. [31]

Как и на предыдущих Мелах, на Меле 1867 года были зарегистрированы случаи холеры, но эпидемию удалось предотвратить. 9 апреля газонокосилка, принадлежащая станции 14-го бенгальского кавалерийского полка недалеко от Канхала, заболела холерой. Благодаря лечению он быстро выздоровел. 13 апреля в паломническом лагере было зарегистрировано 8 случаев заболевания холерой. К 15 апреля число случаев возросло до 19, но это было небольшое число по сравнению с 20 000 смертей от холеры в 1783 году. Хотя санитарные условия и возможности для удаления отходов улучшились, сдерживание потенциальной эпидемии холеры может быть Это связано с тем, что к моменту начала болезни церемонии в основном уже закончились. Паломники начали отправляться в полдень 12 апреля, а к 15 апреля палаточный лагерь освободился. [30] Вполне возможно, что некоторые из уехавших паломников были инфицированы и распространили болезнь по северной Индии. В ходе последующих Меласов произошло большое количество смертей, связанных с холерой. [32]

Мела 1867 года также была известна улучшенным управлением дорожным движением. Были построены специальные мосты, чтобы обеспечить беспрепятственный поток паломников из лагерей в гхат для купания. Для входа в гхат и обратно были обозначены отдельные маршруты, и во избежание давки поддерживалось одностороннее движение. Впервые в день Шахи снана в город не пускали животных . Во время следующей Кумбха-мелы в 1879 году порядок дорожного движения еще больше контролировался. Полиция «выстроила паломников в упорядоченные ряды». Во время ярмарки Ард Кумбх 1885 года полицейские установили барьеры на входе в гаты, чтобы избежать давок. [31]

Вспышки холеры

[ редактировать ]
Смертельные случаи, связанные с холерой, в Кумбха Мела в Харидваре [32] [33]
Год Мела Количество смертей
1879 Кумбха 35,892
1885 Ард Кумбх 63,457
1891 Кумбха 169,013
1897 Ард Кумбх 44,208
1903 Кумбха 47,159
1909 Ард Кумбх 21,823
1915 Кумбха 90,508
1921 Ард Кумбх 149,667
1927 Кумбха 28,285
1933 Ард Кумбх 1,915
1938 Кумбха 70,622
1945 Ард Кумбх 77,345

Следующие несколько Кумбха-мел сыграли важную роль в распространении вспышек и пандемий холеры . Массовые купания, а также практика паломников, приносивших воду из Ганги (которая была загрязнена) для питья родственниками, широко способствовали распространению болезни. Хотя Вальдемар Хавкин разработал вакцину от холеры , британское правительство Индии долгое время отвергало предложения об обязательной вакцинации, опасаясь возможных общественных протестов и политических последствий. После очередной вспышки холеры в 1945 году на Харидварской Кумбх Меле 1945 года была проведена обязательная вакцинация от холеры. [32]

1891 г. Кумбха Мела - рассеяние из-за вспышки холеры.
В 1891 году в Индии произошла массовая вспышка холеры, унесшая жизни 724 384 человек. [34] Санитарные условия в Меле были улучшены. 332 полицейских, в том числе 126 констеблей и 206 чаукидаров , были задействованы в «охранной» обязанности по предотвращению дефекации людей на открытом воздухе. [31] Однако на ярмарке разразилась эпидемия холеры, и правительство Северо-Западных провинций запретило ярмарку, чтобы предотвратить ее распространение. Более 200 000 паломников попросили покинуть этот район, а железнодорожным властям было приказано не выдавать билеты в Харидвар. [34] По итогам Мелы в Харидваре было зарегистрировано 169 013 смертей, связанных с холерой. [32] В 1892 году толпа на фестивале Махаваруни, еще одной ярмарке на берегу реки, также была насильственно разогнана из-за опасений, связанных с холерой. [35] По словам Леонарда Роджерса , после ярмарки эпидемия холеры распространилась на Европу через Пенджаб , Афганистан, Персию и юг России; что привело к Шестой пандемии холеры (1899–1923) . [32] [36]
Гауракшини сабха , возглавлявшая движение защиты коров , организовала свое второе собрание в Меле. Разгон паломников британским правительством вызвал недовольство многих ортодоксальных индуистов, которые считали это посягательством на свою религиозную практику. [34] [37]
1915 Кумбха Мела
Делегаты региональных индуистских сабх учредили Всеиндийскую индуистскую сабху, которая в 1921 году сменила название на Ахил Бхаратия Хинду Махасабха . [38] Махараджа Дарбханги Рамешвар Сингха сформировал Всеиндийский Санатан Дхарма Саммелан. [39]

Независимая Индия

[ редактировать ]
Нага Садху на Кумбха Меле 1998 года.
Купание гхата на Ганге во время Кумбха-мелы 2010 года.

1986 Кумбха Мела

[ редактировать ]

Около сорока семи человек погибли в давке 14 апреля во время Кумбха Мелы 1986 года. В течение двух часов около 20 000 паломников ждали в полицейском кордоне, чтобы пересечь мост возле острова Пант Двип и отправиться в Хар Ки Паури . Когда некоторые из них двинулись вперед, полиция прибегла к мягкому наказанию . Давка началась, когда человек поскользнулся возле Pant Dweep. [14] [40]

Тем не менее, Индерджит Бхадвар из India Today похвалил общие меры Мелы, заявив, что Харидвар был «чище и гигиеничнее, чем когда-либо». Администрация, возглавляемая окружным судьей Аруном Кумаром Мишрой, наняла 5000 подметальных машин для очистки 35-километровой территории. 2 Район Мела ежедневно. тысячи писсуаров и надворных построек Были построены . Администрация построила 20 мостов и несколько временных дорог. Были созданы палаточные колонии, которые сдавались в аренду по 5 пайсов за квадратный фут. Было построено десять фильтрующих скважин, мощность перекачки воды увеличена до 69 миллионов литров в сутки. Мощность электроэнергии увеличена вдвое за счет 100 км электропроводки и резервных генераторов. восемьдесят новых продуктовых магазинов Было открыто и более сотни молочных киосков. Было создано 40 пунктов первой помощи с 85 врачами. Для поддержания правопорядка было задействовано 10 000 полицейских, включая отряды коммандос и разведывательные отряды. [40] [ необходимы дополнительные ссылки ]

1998 Кумбха Мела

[ редактировать ]

Правительство Индии использовало Кумбха Мелу для развития туризма. В газетных объявлениях это описывалось как «редкая возможность получить опыт очищения души». [41] В Меле были представлены роскошные палатки, предлагаемые частными предприятиями, рестораны, площадки для бадминтона, места для костров, рафтинг и выставка тираннозавров-рексов . [42]

2010 Кумбха Мела

[ редактировать ]

В Харидваре прошла мела Пурна Кумбха от Макара Санкранти (14 января 2010 г.) до Шах Пурнима Снан (28 апреля 2010 г.). посетили миллионы индуистских паломников Мелу . Только 14 апреля 2010 года в реке Ганг искупались около 10 миллионов человек . [43] По данным чиновников, к середине апреля с 14 января 2010 года купались около 40 миллионов человек. [44] Сотни иностранцев присоединились к индийским паломникам на фестивале, который считается крупнейшим религиозным собранием в мире. [44] [45] Для размещения большого количества паломников Индийские железные дороги запустили специальные поезда. [46] По меньшей мере 5 человек погибли в давке после столкновений между святыми и верующими. [47]

Индийская организация космических исследований сделала спутниковые снимки толпы в надежде улучшить проведение фестиваля в будущем. [48]

Несмотря на улучшение состояния окружающей среды, мела Махакумбха оставалась крайне антисанитарным мероприятием. [49] [50] [51]

2021 Кумбха Мела

[ редактировать ]

Харидвар Кумбха Мела 2021 года проводилась во время пандемии COVID , что вызвало опасения, что большое скопление людей будет способствовать росту случаев заболевания COVID, что сделает это мероприятие суперраспространителем . Правительство отказалось отменить или сократить мероприятие. [52] [53] 5 апреля 2021 года правительственные чиновники выразили обеспокоенность тем, что мероприятие может стать массовым. [54] [55] Когда об этом сообщили в прессе, Министерство здравоохранения и благополучия семьи ответило твитом, что это «фейковые новости». [55]

Министерство здравоохранения Союза опубликовало список стандартных операционных процедур для предотвращения распространения COVID во время мероприятия, включая обязательный отрицательный отчет о тестировании RT-PCR для участников. [56] Однако многие посетители отказались следовать рекомендациям, отказавшись носить маски и соблюдать социальное дистанцирование. [57]

14 апреля 2021 года 943 452 человека искупались в реке Ганг. [58] С 5 по 15 апреля 2021 года 68 провидцев в Харидваре дали положительный результат на COVID-19. [58] С 10 по 14 апреля 1701 участник дал положительный результат на COVID. [59] [60] Неназванный высокопоставленный чиновник Уттаракханда сказал: «Это уже суперраспространитель, потому что в переполненном городе нет места для тестирования сотен тысяч человек, а у правительства нет ни оборудования, ни рабочей силы». [61] [62] Махамандалешвар Капил Дев Дас, глава одного из индуистских акада, или аскетических советов, скончался 15 апреля 2021 года от COVID-19. [58] [63] [55] Согласно отчету из Мадхья-Прадеша, 59 из 60 вернувшихся на Кумбха Мелу из Харидвара дали положительный результат на COVID-19, а 22 паломника не удалось отследить. [64]

Ниранджани Акхара вышла из Шахи Снан, запланированного на 27 апреля, из-за роста случаев заболевания COVID в Уттаракханде. [3] После того, как несколько садху дали положительный результат, премьер-министр Нарендра Моди обратился по телефону к Ачарье Махамандлешвару Свами Авдхешананду Гири, старейшему и крупнейшему из Джуна Акхара , и к участникам с призывом сохранить Кумбха Мелу символической. После чего, всего через несколько часов после разговора с премьер-министром, Свами Авдешананд Гири объявил о закрытии Кумбха Мелы, отдавая дань уважения призыву премьер-министра и веря, что спасение жизней – это святое дело. [65] [66] [67] [68] Обычно Кумбха Мела длится четыре месяца; В апреле 2021 года Кумбха Мела в Харидваре была ограничена 30 днями. [58]

  1. ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 380. ИСБН  978-0-8239-3179-8 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Роберт Монтгомери Мартин (1858). Индийская империя . Том. 3. Лондонская типография и издательство. стр. 4–5.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Пока Ковид преследует Кумбху, Ниранджани Акхара уходит из следующего Шахи Снана и просит своих провидцев уйти» . Индийский экспресс . 16 апреля 2021 г. Проверено 16 апреля 2021 г.
  4. ^ «Ард Кумбх: Государство просит центральную помощь в размере 500 рупий» . Пионер . 26 ноября 2015 г.
  5. ^ «Кумбха Мела | Значение, фестиваль и история» . Британская энциклопедия . Проверено 12 мая 2021 г.
  6. ^ Викрам Доктор (10 февраля 2013 г.). «Как показывают исследования, Кумбха Мела восходит к середине 19 века» . Экономические времена .
  7. ^ Джеймс Дж. Лохтефельд (2008). «Шествие Фестиваля Кумбха Мела» . В Кнуте А. Якобсене (ред.). Религии Южной Азии на выставке: религиозные шествия в Южной Азии и в диаспоре . Рутледж. п. 70. ИСБН  9781134074594 .
  8. ^ Маклин 2008 , с. 88.
  9. ^ Субас Рай (1993). Кумбха Мела: история и религия, астрономия и космобиология . Ганга Кавери. п. 63. ИСБН  978-81-85694-01-6 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Дэвид Ладден (1 апреля 1996 г.). Оспаривание нации: религия, сообщество и политика демократии в Индии . Издательство Пенсильванского университета. п. 154. ИСБН  978-0-8122-1585-4 .
  11. ^ Кнут А. Якобсен (2008). Религии Южной Азии на выставке: религиозные шествия в Южной Азии и в диаспоре . Рутледж. стр. 32–34. ISBN  9781134074594 .
  12. ^ Джадунатх Саркар (1901). Индия Аурангзиба . Киннера. стр. xv–xvi, 19–20.
  13. ^ Джадунатх Саркар (1901). Индия Аурангзиба . Киннера. п. 124 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Бхагат, Дхирен (23 мая 1986 г.). «Жизнь и смерть в Кумбхе» . Зритель : 15. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года. {{cite journal}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  15. ^ Маклин 2008 , с. 24.
  16. ^ Перейти обратно: а б Маклин 2008 , с. 61.
  17. ^ Майкл Кук (2014). Древние религии, современная политика: случай ислама в сравнительной перспективе . Издательство Принстонского университета. п. 236. ИСБН  978-1-4008-5027-3 .
  18. ^ Диман Баруа; Уильям Б. Гриноу III (2013). Холера Springer Science & Business Media. п. 6. ISBN  978-1-4757-9688-9 .
  19. ^ Джон Макферсон (1872 г.). Летопись холеры: от древнейших периодов до 1817 года . Ранкен. стр. 144–145 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Томас Хардвик (1801 г.). Рассказ о путешествии в Сиринагур . стр. 314–319.
  21. ^ Хари Рам Гупта (2001). История сикхов: Содружество сикхов или Взлет и падение сикхских мислов (Том IV) . Издательство Мунширам Манохарлал. п. 175. ИСБН  978-81-215-0165-1 .
  22. ^ Отношения с другими мисалами
  23. ^ Перейти обратно: а б Кэтрин Прайор (1990). «Британская администрация индуизма в Северной Индии, 1780–1900» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2015 года . Проверено 14 декабря 2015 г. - через CORE .
  24. ^ Маклин 2008 , с. 57–58.
  25. ^ Маклин 2008 , с. 23.
  26. ^ Раджмохан Ганди (14 сентября 2013 г.). Пенджаб: история от Аурангзеба до Маунтбеттена . Книжная компания Алеф. п. 122. ИСБН  978-93-83064-41-0 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Миссионерский реестр . Сили, Джексон и Холлидей. 1817. с. 36.
  28. ^ Перейти обратно: а б Чемберлен и Йейтс 1826 , стр. 346–348.
  29. ^ Чемберлен и Йейтс 1826 , с. 355.
  30. ^ Перейти обратно: а б Генри Уолтер Беллью (1885). История холеры в Индии в 1862-1881 гг . Трюбнер. стр. 517–519 .
  31. ^ Перейти обратно: а б с Бисвамой Пати; Марк Харрисон (2008). Социальная история здравоохранения и медицины в колониальной Индии . Рутледж. стр. 68–71. ISBN  978-1-134-04259-3 .
  32. ^ Банерджеа AC. Примечание о холере в Соединенных провинциях (Уттар-Прадеш) . Индийский J Med Res. 1951;39(1):17-40.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Джордж К. Кон (2007). Энциклопедия чумы и мора: с древнейших времен до наших дней . Издательство информационной базы. п. 173. ИСБН  978-1-4381-2923-5 .
  34. ^ Маклин 2008 , с. 82.
  35. ^ Роджерс, Л. (1926). Условия, влияющие на заболеваемость и распространение холеры в Индии . Труды Королевского медицинского общества, 19 (Sect Epidemiol State Med), 59–93.
  36. ^ Джон Р. Маклейн (8 марта 2015 г.). Индийский национализм и ранний Конгресс . Издательство Принстонского университета. стр. 298–299. ISBN  978-1-4008-7023-3 .
  37. ^ Прабху Бапу (2013). Индуистская Махасабха в колониальной Северной Индии, 1915-1930: построение нации и истории . Рутледж. стр. 17–20. ISBN  978-0-415-67165-1 .
  38. ^ Лиз МакКин (15 мая 1996 г.). Божественное предприятие: гуру и индуистское националистическое движение . Издательство Чикагского университета. п. 67. ИСБН  978-0-226-56009-0 .
  39. ^ Перейти обратно: а б Индерджит Бхадвар (15 мая 1986 г.). «Кумбха Мела: Нектар Богов» . Индия сегодня .
  40. ^ Лохтефельд 2009 , с. 213.
  41. ^ Лохтефельд 2009 , с. 256.
  42. ^ Ярдли, Джим; Кумар, Хари (14 апреля 2010 г.). «Священное погружение, по одной волне человечества за раз» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 апреля 2010 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б Миллионы людей окунаются в Ганг на крупнейшем в мире фестивале , Agence France-Presse , 13 апреля 2010 г.
  44. Иностранцы присоединяются к огромным толпам на фестивале священной реки в Индии. Архивировано 2 июля 2010 г. в Wayback Machine , The Gazette , 14 апреля 2010 г.
  45. ^ «Больше поездов во время Кумбха Мелы» . Таймс оф Индия . 11 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года . Проверено 16 апреля 2010 г.
  46. Пятеро погибли в давке на фестивале индуистских купаний , BBC , 14 апреля 2010 г.
  47. ISRO делает спутниковые снимки МахаКумбха Мелы , Press Trust of India , 13 апреля 2010 г.
  48. ^ Шарма, Виджай; Бхадула, Сушил; Джоши, Б.Д. (2012). «Влияние массового купания на качество воды реки Ганга во время Маха Кумбхи-2010» . Природа и наука . 10 (6): 1–5.
  49. ^ Мадан, С.; Паллави (2010). «Оценка шумового загрязнения в городе Харидвар штата Уттаракханд, Индия, во время Кумбха-мелы 2010 года и его влияние на здоровье человека» . Журнал прикладных и естественных наук . 2 (2): 293–295. дои : 10.31018/jans.v2i2.137 .
  50. ^ Шридхар, Шрути; Готре, Филипп; Бруки, Филипп (2015). «Комплексный обзор Кумбха Мелы: выявление рисков распространения инфекционных заболеваний» . Клиническая микробиология и инфекции . 21 (2): 128–133. дои : 10.1016/j.cmi.2014.11.021 . ПМЦ   7128512 . ПМИД   25682278 .
  51. ^ «Кумбха Мела не будет сокращена, говорят официальные лица» . НДТВ . 14 апреля 2021 г.
  52. ^ « Суперраспространитель: более 1000 случаев заражения COVID на Кумбха Мела в Индии» . Новости Аль-Джазиры . 14 апреля 2021 г.
  53. ^ Радж, Ашок (6 апреля 2021 г.). «Кумбх может стать «суперраспространителем» COVID-19: чиновник центрального правительства выразил опасения на обзорном совещании» . Новости АНИ .
  54. ^ Перейти обратно: а б с «Лидеры прислушивались к астрологам, поэтому Харидвар Мела произошла через 11 лет, а не через 12» . Проволока (Индия) . 23 апреля 2021 г.
  55. ^ «Отрицательный отчет о тесте RT-PCR обязателен для входа в Кумбха Мела; Министерство здравоохранения выпускает рекомендации по предотвращению заражения коронавирусом в Меле» . Всеиндийское радио. 13 апреля 2021 г.
  56. ^ «Кумбха Мела: Тысячи людей нарушают нормы Covid-19, окунаются в Гангу на фоне всплеска вируса» . Мята. 12 апреля 2021 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б с д «Ковид на Кумбха Меле: главный провидец умирает, Ниранджани Ахада объявляет об уходе — ключевые события» . Времена Индии . 16 апреля 2021 г. Проверено 16 апреля 2021 г.
  58. ^ «За последние 5 дней в Харидвар Кумбха Мела выявлен 1701 случай Covid-19» . Индия сегодня . 15 апреля 2021 г.
  59. ^ «2167 положительных случаев COVID-19 в Харидваре за последние пять дней; Кумбха Мела продолжится» . Экономические времена . 15 апреля 2021 г.
    10 апреля: 254, 11 апреля: 386, 12 апреля: 408: 13 апреля: 594, 14 апреля: 525
  60. ^ « Суперраспространитель: более 1000 случаев заражения COVID на Кумбха Мела в Индии» . Аль Джазира . 14 апреля 2021 г.
  61. ^ Арора, Неха; Фаднавис, Анушри (14 апреля 2021 г.). « Суперраспространитель» вспыхивает, когда набожные индусы собираются на индийском фестивале» . Рейтер .
  62. ^ Панди, Нилам; Сирур, Симрин (16 апреля 2021 г.). «Кумбха Мела будет отстранена? Ахарас ведет переговоры, поскольку число Covid растет, главный провидец умирает, БДП «подталкивает» » . Печать . Проверено 17 апреля 2021 г.
  63. ^ «Мадхья-Прадеш: 99% вернувшихся из Кумбха дали положительный результат на COVID-19; 22 паломника не найдены» . www.timesnownews.com . 2 мая 2021 г.
  64. ^ «Премьер-министр Моди: Кумбха Мела теперь должна быть только символической: премьер-министр Моди обращается к Свами Авдхешананду | Новости Индии – Times of India» . Таймс оф Индия . 17 апреля 2021 г. Проверено 17 апреля 2021 г.
  65. ^ Сен, Мегна (17 апреля 2021 г.). «Премьер-министр Моди говорит, что «Кумбха Мела теперь должна быть только символической, чтобы усилить борьбу с Covid» » . мята . Проверено 17 апреля 2021 г.
  66. ^ «Пусть Кумбха Мела будет символом, учитывая ситуацию с Covid, — говорит премьер-министр Нарендра Моди» . www.news18.com . 17 апреля 2021 г. Проверено 17 апреля 2021 г.
  67. ^ «Премьер-министр звонит Ачарье Махамандалешвару Пуджье Свами Авдхешананду Гири Джи» . pib.gov.in. ​Проверено 26 июля 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2a8e9bb06a447d90d630545f5d725057__1717769580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/57/2a8e9bb06a447d90d630545f5d725057.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haridwar Kumbh Mela - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)