उदासी
Основатель | |
---|---|
Шри Чанд | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Пенджаб , Синд , Уттаракханд | |
Религии | |
Индуизм , Сикхизм | |
Священные Писания | |
Гуру Грантх Сахиб |
Часть серии о |
Удасис |
---|
Удаси ( Гурмукхи : उदासी समपर्दा; удаси сапарада ) ( Деванагари : उदासी सम्पर्डाय), также пишется как удасины [1] , также известные как Нанак Путрас (что означает «сыновья Нанака»), [2] — религиозная секта аскетов садху- с центром в северной Индии , которые следуют традиции, известной как Удасипантх . [3] Став хранителями сикхских святынь в XVIII веке, [4] они были выдающимися интерпретаторами и распространителями сикхской философии . в то время [5] Однако их религиозные практики граничат с синкретизмом сикхизма и индуизма , и они не соответствуют стандартам Хальсы, установленным Гуру Гобинд Сингхом . [6] Когда реформаторы Лахора Сингх Сабхи , в которых доминировали сикхи Тат Хальса , возложили на них ответственность за участие в ритуальных практиках, противоречащих сикхизму, а также за личные пороки и коррупцию, маханты Удаси были изгнаны из сикхских святынь. [6] [7] [8]
Этимология
[ редактировать ]Удаси и Удасин происходят от санскритского слова Удасин , что означает того, кто безразличен к мирским привязанностям или пренебрегает ими, стоик или нищий. [9] [1] Слово Удаси происходит от санскритского слова удасин , [10] означает «отстраненное путешествие», отражающее подход к духовной и мирской жизни, [5] или от удас («отстраненность»), что означает безразличие к мирским заботам или отказ от них. [11]
История
[ редактировать ]Согласно мифу, секта была основана в эпоху Пуран , но исторически говоря, секта была основана и основана на учении Гуру Нанака старшего сына Шри Чанда (1494–1629, другие источники указывают год смерти 1643). [9] Шри Чанд, вопреки упору своего отца на участие в жизни общества, пропагандировал аскетическое отречение и целомудрие. [5] Другая сикхская традиция связывает Удаси с Бабой Гурдиттой , старшим сыном Гуру Харгобинда , и существует спор о том, произошли ли Удаси от Шри Чанда или Гурдитты. [12] Другая точка зрения состоит в том, что Шри Чанд был основателем секты и передал руководство Бабе Гурдитте как своему преемнику. [13]
Они поддерживают свою собственную параллельную линию гуру, начиная с Гуру Нанака, за которым следует Шри Чанд, а затем Гурдитта. [5] Впервые они приобрели известность в 17 веке. [10] и постепенно начал управлять сикхскими святынями и учреждениями в 18 веке, [4] откуда они поддержали модель сикхизма, которая значительно отличалась от модели Хальсы. [10] Они основали учреждения по всей Северной Индии вплоть до Бенареса, где идеологически присоединились к монашескому аскетизму. [10] Сочетание индуистских богов и сикхских религиозных текстов указывает на то, что секта развивалась с течением времени под многими историческими влияниями и условиями. [5] интерпретация послания Гуру Грантха Сахиба в монистических терминах Веданты . [14] [15] Первоначально они в основном базировались в городских центрах, где открывали свои заведения, или акхары , и только во время правления сикхов начали распространяться в сельские районы; [5] раньше у них было около дюжины центров; к концу правления Махараджи Ранджита Сингха их число увеличилось примерно до 250. [15] Удаси широко пропагандировали свою форму сикхской философии, и в течение 18 и начала 19 веков их учение привлекло в сикхское сообщество большое количество людей. [5] Согласно ранней литературе гур-билас и некоторым современным ученым, Гуру Гобинд Сингх нанял большое количество вооруженных воинственных аскетов-удаси до строительства фортов Анандпур Сахиб. Утверждалось, что Гуру Гобинд Сингх инициировал Хальсу, чтобы объединить верования ниргун-бхакти Рамананди и боевые традиции растущего числа вооруженных махантов. [16]
До возникновения движения Сингх Сабха в конце 19 века они контролировали важные сикхские святыни, в том числе Харимандир Сахиб . на короткое время [10] [11] Однако во время движения Акали в XX веке сикхи Тат Хальса изгнали их из сикхских святынь, обвинив в пороках и в совершении ритуальных практик, противоречащих учению сикхских гуру. Закон о реформе сикхской гурдвары 1925 года определил термин «сикх» таким образом, чтобы исключить синкретические группы, такие как Удаси, Нанакпантис и другие группы, которые сохраняли переходную идентичность. [6] Впоследствии удаси все чаще идентифицировали себя как индуисты, а не сикхи. [4]
Практики
[ редактировать ]Согласно описаниям 18-го века, они либо стригут, либо спутывают волосы под тюрбаном, а не завязывают их под тюрбаном, как Хальса, и вместо акцента Хальсы на одежде пандж каккар и спортивном оружии их дресс-код будет включать такие предметы, как в качестве шапки, хлопчатобумажного мешка, цветочных четок, сосуда из сушеной тыквы, цепи вокруг талии, пепла, который нужно намазывать на тело, и оленьей шкуры, на которой можно выполнять хатха-йогу , что приводит к чрезвычайно отличному внешнему виду от Хальсы. Сикхи в восемнадцатом веке. [10] Хальсы Помимо того, что они не считают Рехат Марьяду обязательной для них, [11] их образ мыслей и отношение к спасению также существенно различались. Хальса считали, что спасения можно достичь, принимая участие в жизни общества и преследуя светские цели, такие как политическая власть и накопление ресурсов, таких как аграрные земли, хотя это должно было быть достигнуто в рамках определенных верований и духовных практик, главным из которых была социальная порядок и структура Хальсы. Удаси считали светские занятия несовместимыми с личным спасением, которого можно было достичь только через отречение от мира. [10] поддерживая аскетизм и монашеский образ жизни путешественника. Удаси известны своими ахарасами наряду с сектой сикхизма Нирмала.
Удаси также поклоняются панчаятане , пяти индуистским божествам: Шиве , Вишну , Дурге , Ганеше и Сурье . [17]
Фракции
[ редактировать ]Внутри Удаси существуют различные подсекты, некоторые из них: [9]
- Алмазный дхуан
- Пхул дхуан
- Гойнд (или Гонда) дхуан
- Балу Хусна дхуан
- Нага (Нанга), последователи этой секты остаются обнаженными, за исключением медной цепи, которую носят на талии.
Обратите внимание: слово дхуан означает очаг.
Шишана Бах Секты
[ редактировать ]После четырех дхуан возникла еще одна разновидность удаси, известная Бахшишан как . Существовало шесть известных групп этого типа, а именно: [9]
- Бхагат Бхагвани (последователи Бхагат Бхагвана)
- Сутрашахи (последователи Сутраши)
- Сангат Сахиб (последователи Сангата Сахиба)
- Михан Шахи или Михалл Даси , названный так в честь Михана , титула, присвоенного Гуру Тег Бахадуром Рамдеву.
- Бахт Малли (последователи Бахт Молл)
- Джит Мэлли (последователи Jit Mall)
Места поклонения
[ редактировать ]Места поклонения, связанные с Удаси, известны как Ахарас или Дарбарс . [18] [19] Последний термин широко используется в Синде. [19] Титул лидера удаси ахара или дарбара – махант , но некоторые группы предпочитают использовать термин Гадди Нашин . [20] [19] Термин для последователя или ученика на сайте Удаси — чела . [19]
Ахара
[ редактировать ]Слово акхара традиционно ассоциируется с борьбой, но оно имеет другое значение, используемое сикхскими сектами, такими как удаси и нирмалы . [18] Другое слово, используемое для обозначения духовных центров Удаси, — дера . [18] Традиционно удаси заявляют, что Шри Чанд является основателем многих акхар, но исторически они впервые появились в середине 18 века, когда Махант Нирван Притам Дас основал Панчайти акхару в 1779 году, как утверждает сикхский историк Кан Сингх Набха в Махан Кош . [18] Махат Нирван Притам Дас также основал центры ахара в Каши Канхале ( Харидвар ) и других местах индийского паломничества . [18]
Традиционно существовало четыре центра Удаси ( акхары или дхуаны) . [ какой это язык? ] ) каждый контролирует определенную территорию проповеди; Нанакматта , Кашмир , Малва (Пенджаб) и Доаба . Удаси Ахара, названный Дера Баба Бхуман Шах, посвященный святому Удаси Бхуман Шаху, раньше находился в Белолпуре в Пакистане, но с тех пор был заброшен после раздела Индии в 1947 году . [2] [21]
Амритсар
[ редактировать ]насчитывалось в общей сложности 12 акхаров В какой-то момент в городе Амритсар Удаси . Они заключаются в следующем: [18] [22]
- Акхара Техал Дас, ныне заброшенный
- Акхара Махант Бала Нанд, основанный в 1775 году, перестроенный в 1888 году в трехэтажное здание Махантом Бхишамбаром Прашадом. это был центр изучения санскрита . До 1984 года [23]
- Акхара Каши Вала, основанный Махантом Нараином Дасом в 1795 году, расположен недалеко от Дарвазы Султанвинда.
- Акхара Шатте Вала, первоначально звавшийся Акхара Параг Дас
- Акхара Брахм Бута считается старейшей ахара города. Говорят, что Шри Чанд останавливался здесь, когда посещал город во время наставничества Гуру Рам Даса . С этой акхарой был связан Махант Нирбан Сантох Дас.
- Акхара Биббексар, основанный Махантом Балак Натхом, позже переехал в Харидвар.
- Акхара Каши Вала из Гео Манди, основанный Махантом Шараном Дасом в первой половине XIX века. Он был основан на земле, подаренной махараджей Ранджитом Сингхом и принадлежавшей деревне Тунг. Он остается активным духовным центром Удаси.
- Санглан Вала Ахара, основанный Махантом Притамом Дасом в 1788 году на базаре Май Севан.
- Акхара Читта, основанная Махантом Гангой Рамом Виакарани на базаре Май Севан в период сикхов Мисл.
- Акхара Гаманд Дас
- Акхара Махант Прем Дас
- Ахара Саригалвала
- Акхара Каришивала, недалеко от Дарваза Ги Манди
- Ахара Бабекшар
- Акхара Самадхиаривала
Структура и планировка
[ редактировать ]Деори — это ворота на сайт. [2] Дхуна йогическую или дхуан относится к очагу, где последователи Удаси практикуют деятельность и другие религиозные практики, такие как адхна и ягья . [18] Дхуни . означает костер, где горит священный огонь [1] В каждом месте поклонения Удаси есть флаг, называемый геруа , цвета красно-охры и увенчанный крыльями павлина. [18] Тара – это место , где читают священные стихи. [2] Дхарамсала — это гостевые дома, где останавливаются паломники и посетители. [2] Лангар хана относится к территории, где организована бесплатная кухня. [2]
Музыка
[ редактировать ]Термин Гавантарис относится к музыкантам удаси. [24] Часто используемым инструментом удаси является рог Нарасингхи , используемый для информирования общественности о религиозных процессиях. [24]
Литература
[ редактировать ]Святой Удаси и прямой потомок Гуру Нанака по имени Сухбаси Рам Беди (1758–1848) был автором литературного произведения в стихах под названием « Гуру Нанак Банс Пракаш», документирующего жизнь Гуру Нанака и его потомков. [25]
Распределение
[ редактировать ]Сегодняшние удаси преимущественно проживают на северо-западе Индии , особенно вокруг Пенджаба , Харьяны , Гуджарата и таких городов, как Харидвар и Нью-Дели ; они разделены на три основные группы:
- Ния (Новая) Удаси Панчаяти Акарда
- Бара (Большой) Удаси Панчаяти Акарда
- Нирмал Удаси Паначаяти Акарда
В Синде
[ редактировать ]В Синде проживает большое количество людей, которых лучше всего можно назвать удаси. [26] Особое влияние Удасипанта оказала территория северного Синда. [27] Храмы Удаси в Синде известны как дарбары . [27] [1] Говорят, что сам Шри Чанд посетил Татту в Синде, где в память о его пребывании проводится дарбар. [27] Шри Чанд отправился в Синд во второй половине XVI века во время правления династии Тарханов . [1] Он установил дхуни (костер) в Рохри и еще один в Факир Джо Готе, последний из которых находится примерно в 5 километрах от Татты . [1]
После кончины Гурдитты, второго лидера Удаси, руководство перешло к четырем проповедникам, одним из которых был Бхаи Алмаст. [1] Алмаст отправился в Синд, где вел миссионерскую деятельность и успешно обратил многих синдхов в удасипантх. [1] Его местом жительства был Рохри, дхуни, основанный Шри Чандом. [1] Новообращенные добавляли Рам или Дас . к своим именам [1] Маханты как (которые добавили приставку Бава или Бао, означающую «аскет» в начале своих имен, и называли свой титул лидера Гадхисаром ) Бабы Шри Чанда Дарбара (в просторечии известного как Радж Гаат) в Факир Джо Готе, такие первый махант, Бава Балкрам Дас, вел миссионерскую деятельность в этом районе и в далеких регионах (даже в таком отдаленном, как Непал), как и его преемники. [1] Два его преемника, Бава Пуран Дас и Бава Лахман Дас, были не только миссионерами, но и мастерами хатхи-йоги . [1] Сикхизм стал популяризирован в Синде благодаря миссионерской деятельности святых Удаси. [28] [3] [26] В храмах Удаси в Синде обычно находятся как Гуру Грантх Сахиб, так и изображения различных индуистских божеств. [29] [26] Говорят, что в каждом городе Синда есть храм Удаси, посвященный святому. [1] Во время правления Талпурских миров Хайпура (1783–1955) было построено множество дарбаров Удаси, и святым Удаси было разрешено поселиться в штате. [30]
Считается, что дарбар в Годху Шахе в Хайпуре (известный как Годху Шах Дарбар, Нанга Дарбар или Гурпота Дарбар) был основан внуком одного из сикхских гуру ( Гурпота ), который стал удаси под руководством маханта. , он связан с сектой Нанга Удаси. [30] Другим святым удаси, распространившим веру в Синде, был Рай Сахиб Гокал Сингх, основавший дарбар в Гокалпур Коте в Гархи Яшине. [19] Баба Васти Рам, святой Удаси, основал дарбар в городе Гархи Ясин. [19] Баба Васти Рам и его преемники, Баба Хуши Рам Сахиб (талантливый мистик), Баба Агья Рам (основал дарбар в деревне Аурангабад) и Баба Пияра Рам (основал дарбар в деревне Маари), распространяли учение Удаси в Шикарпуре. область. [19] Один выдающийся святой удаси, Банкханди , родом из Непала или недалеко от Дели, был основателем Садха Бело в Суккуре , Синд, в 1823 году. [31] [32] [33] [34]
В последнее время почитание народного божества Джулелала проникло в практику дарбаров Удаси в Синде. [1] Либеральное отношение мусульман-синдов, возможно, помогло удаси укорениться в Синде, а не вытеснить их из-за религиозной нетерпимости и преследований. [1]
Самые известные дарбары Удаси в Синде: [1]
- Баба Банкханди Дарбар в Садх Бело, Суккур
- Баба Саруп Дас Дарбар (псевдоним Халани Дарбар) в Наушеро Фероз
- Кхуши Рам Дарбар в Рохри
- Самад Удасин в Шикарпуре
- Чхат Дарбар в Шикарпуре
- Вади Дарбар в Пир Джо Гот
- Джумна Дас Дарбар
Лидеры
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении : Пожалуйста, добавьте больше лидеров секты Удаси. Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2023 г. ) |
Нет. | Имя (Рождение – Смерть) | Портрет | Срок | Ссылка(и) |
---|---|---|---|---|
1. | Шри Чанд (1494 – 1629) | 1494 – 1629 | [35] | |
2. | Баба Гурдитта (1613 – 1638) | 1629 – 1638 | [13] | |
3. | Алмаст , Пхул, Гойнд (или Гонда) и Балу Хусна (четыре главных проповедника, назначенные Бабой Гурдиттой на четыре новых монашеских места) | ? | [36] |
См. также
[ редактировать ]- Дханадева - древняя надпись, найденная в святилище Удаси.
- Секты сикхизма
- Секты индуизма
- Садх Бело
- Шри Чанд Дарбар
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Калхоро, Зульфикар Али (14 декабря 2018 г.). «Удаси-сикхские святые Синда» . Первоначально опубликовано в The Friday Times, переиздано на Academia.edu .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джабин, Азия; Мунир, Мажар (декабрь 2021 г.). «Реставрация Гурдвара Баба Бхуман Шах Дипалпур, район Окара» . Пакистанский журнал социальных исследований . 3 (4): 52–66. дои : 10.52567/pjsr.v3i4.279 . eISSN 2710-3137 . ISSN 2710-3129 .
- ^ Jump up to: а б Джетт, Захида. (2018). Преданность, преодолевающая региональные границы: исследование происхождения, адаптации и развития удасипанта в Синде. https://www.researchgate.net/publication/322343647_Devotion_Transcending_Regional_Boundaries_An_Exploration_of_the_Origin_Adaption_and_Development_of_Udasipanth_in_Sindh
- ^ Jump up to: а б с Джон Стрэттон Хоули; Гуриндер Сингх Манн (1993). Изучение сикхов: проблемы Северной Америки . СУНИ Пресс. п. 182. ИСБН 978-0-7914-1426-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сингх, Пашаура; Фенек, Луи Э., ред. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . ОУП Оксфорд. стр. 375–376. ISBN 978-0-19-100412-4 .
- ^ Jump up to: а б с Танвир Фазал (1 августа 2014 г.). «Национальное государство» и права меньшинств в Индии: сравнительный взгляд на мусульманскую и сикхскую идентичности . Рутледж. п. 113. ИСБН 978-1-317-75179-3 .
- ^ Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек, ред. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 542–543. ISBN 978-0-19-100412-4 .
- ^ Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек, ред. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 28–29, 73–76. ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Харбанс Сингх, изд. (1992–1998). Энциклопедия сикхизма . Том. 4. Патиала: Пенджабский университет. п. 377. ИСБН 0-8364-2883-8 . ОСЛК 29703420 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Оберой, Харджот (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. стр. 78–80. ISBN 978-0-226-61592-9 .
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Н. Лоренцен (1995). Религия бхакти в Северной Индии: общинная идентичность и политические действия . СУНИ Пресс. п. 57. ИСБН 978-0-7914-2025-6 .
- ^ Оберой 1994 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б Харбанс Сингх, изд. (1992–1998). Энциклопедия сикхизма . Том. 2. Патиала: Пенджабский университет. стр. 144–145. ISBN 0-8364-2883-8 . ОСЛК 29703420 .
- ^ Сингх и Фенек 2014 , с. 376.
- ^ Jump up to: а б Дж. С. Гревал (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. п. 116 . ISBN 978-0-521-63764-0 .
- ^ Фенек, Луи Э. (14 января 2021 г.). Заветная пятерка в истории сикхов . Издательство Оксфордского университета. п. 65. ИСБН 978-0-19-753286-7 .
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 61. ИСБН 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Теджа, Чаранджит Сингх; Кумар, Сунил (16 января 2021 г.). «Логово веры: Ахарас Амритсара» . Трибуна .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Калхоро, Зульфикар Али (04 марта 2023 г.). «Храмы и дарбары Гархи Ясина» . The Friday Times — Ная Даур . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Сингх, Бхупиндер (октябрь – декабрь 2020 г.). «Нанакпантис» . Тезисы сикхских исследований . XXII (4). Институт сикхских исследований.
- ^ Калра, Вириндер С.; Пуревал, Навтей К. (2019). За пределами религии в Индии и Пакистане: гендер и каста, границы и границы . Исследования Блумсбери в области религии, пола и сексуальности. Издательство Блумсбери. п. 59. ИСБН 9781350041769 .
Некоторые члены семьи Вату, крупные землевладельцы в этом районе, рассказали, как их старейшины посещали хавели Бхуман-шаха, который представлял собой большой Удааси-Ахара (хотя сейчас находится в состоянии руин), снова примерно в 40 километрах от Дауда Бандеги.
- ^ Сингх, Харбанс, изд. (1995). Энциклопедия сикхизма . Том. 1: н.э. Пенджабский университет, Патиала. стр. 413–416. ISBN 9788173801006 .
- ^ Канг, Канварджит Сингх (10 сентября 2017 г.). «Фрески Ахара жаждут глотка воздуха» . Трибуна .
- ^ Jump up to: а б Теджа, Чаранджит Сингх (27 июля 2019 г.). «Познакомьтесь с семьей, которая занимается изготовлением музыкальных инструментов на протяжении восьми поколений» . Трибуна . Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ Сингх, Бхупиндер (октябрь – декабрь 2019 г.). «Генеалогия Гуру Нанака» . Тезисы сикхских исследований . 21 (4). Институт сикхских исследований, Чандигарх.
- ^ Jump up to: а б с Калхоро, Зульфикар Али (26 мая 2013 г.). «Сикхи Синда» . Первоначально опубликовано в The Friday Times, переиздано на SikhChic .
- ^ Jump up to: а б с Сингх, Индерджит (24 марта 2017 г.). «Синдхи-индуисты и нанакпанти в Пакистане» . СикхНет . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Тахар, Опиндерджит Каур; Якобш, Дорис Р. (2023). Глобальные сикхи: истории, практики и идентичность . Рутледж Критические сикхские исследования. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000847352 .
В отличие от суфийских святынь, синдхский мандир ускользнул от академического внимания при отслеживании синкретических традиций до раздела, отчасти из-за географических границ сикхских и пенджабских исследований. История сикхизма в Синде и привлекательность определенных форм сикхизма среди синдхского мандира могут дать представление о сосуществовании сикхских и индуистских практик в синдхском мандире. Ричард Ф. Бертон в своей книге «Синд и расы, населяющие долину Инда» (1851 г.) «описывает любопытную смесь индуистских и сикхских практик среди синдхов-индуистов». Он отмечает, что «они демонстрируют общую тенденцию к вере Нанак Шаха и что многие касты настолько смешали религию сикхов с их первоначальным индуизмом, что мы едва можем различить демаркационную линию (1851 г.)». Историческая причина преобладания этих синкретических практик в Синде заключалась в том, что синдхи познакомились с сикхизмом благодаря панту Удаси, популяризированному сыном Гуру Нанака Шри Чандом, последователи которого известны в Синде как сикхи Нанакпанти. Нанакпантх относится к сикхам, которые следуют учению Гуру Нанака, не соблюдая пять К, предписанных для сикхов Хальсы, и не считают индуизм конфликтующим с сикхизмом. В отличие от Нанакпанти, которые следуют ритуалам индуизма, поклоняются идолам и являются индуистами, за исключением того, что они держали Гуру Грантха Сахиба в своих местах поклонения, новые категории сикхов в Синде, которые называют себя гурсикхами, заявляют, что склоняют головы только перед Гуру. Грант Сахиб.
- ^ Фальзон, Массачусетс (25 июля 2022 г.). Продажа чего угодно и где угодно: синдхи и глобальная торговля . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 978-93-5492-578-8 .
- ^ Jump up to: а б Калхоро, Зульфикар Али (21 декабря 2018 г.). «Миры и меньшинства» . Первоначально опубликовано в The Friday Times, переиздано на Academia.edu .
- ^ Мемон, Сарфараз (26 июня 2022 г.). «Храм Садх Бело в Синде» . Т-Журнал .
- ^ Рашид, Шейх Абдул (18 сентября 2017 г.). «Храм Садх Бело — самое посещаемое религиозное место» . Ежедневные Таймс . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Садху Бела: храмовый остров Пакистана, который вы не забудете» . www.gulfnews.com .
- ^ Джетт, Захида Рехман (12 июня 2018 г.). «Храм Садх Бело: обитель Удасипанта в Синде» . рассвет.com .
- ^ Харбанс Сингх, изд. (1992–1998). Энциклопедия сикхизма . Том. 4. Патиала: Пенджабский университет. стр. 377–379. ISBN 0-8364-2883-8 . ОСЛК 29703420 .
УДАСИ — аскетическая секта сикхов, основанная Шри Чандом (1494–1629), старшим сыном Гуру Нанака.
- ^ Калхоро, Зульфикар Али (18 февраля 2021 г.). «Самадхи Потохара» . The Friday Times — Ная Даур . Проверено 9 февраля 2023 г.
После смерти Бабы Шри Чанда пост гуру Удасипанта был передан Бабе Гурдитте, а затем четырем его ученикам Алмасту, Балу Хасне, Пхулу и Гойнде, которые проповедовали мысль и идеологию своего наставника в Пенджабе и Синде.