Гуру Хар Кришан
Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( Октябрь 2023 г. ) |
Гуру Хар Кришан | |
---|---|
Гуру Хари Кришна | |
Персональный | |
Рожденный | Кишан Дас Содхи 7 июля 1656 г. [1] |
Умер | 30 марта 1664 г. [1] Дели , Империя Великих Моголов | (7 лет)
Причина смерти | оспа |
Религия | сикхизм |
Родители |
|
Другие имена |
|
Подпись | |
Религиозная карьера | |
Период пребывания в должности | 1661–1664 |
Предшественник | Мастер Хар Рай |
Преемник | Гуру Тег Бахадур |
Часть серии о |
сикхизм |
---|
Гуру Хар Кришан ( Гурмухи : गुरु है क्रिशन, произношение: [ɡʊruː həɾ kɾɪʃən] ; 7 июля 1656 г. - 30 марта 1664 г. [1] ) был восьмым из десяти сикхских гуру . По словам доктора Харджиндера Сингха Дилгира (национального профессора истории сикхов), Гуру Харкришан родился 20 июля 1652 года. [2] 7 октября 1661 года в возрасте пяти лет он стал самым молодым гуру сикхизма. [1] стал преемником своего отца, Гуру Хар Рая . [3] Он заразился оспой в 1664 году и умер, не дожив до восьми лет. Говорят, что он умер, потому что заразился оспой, успешно вылечивая своих последователей. [4]
Он также известен как Бал Гуру (Детский Гуру ). [3] и иногда пишется в сикхской литературе как Хари Кришан Сахиб . [4] [5] В сикхской традиции его помнят за то, что перед смертью он произнес «Баба Бакале», что сикхи интерпретировали как идентификацию его двоюродного дедушки Гуру Тег Бахадура как следующего преемника. [3] [4] У Гуру Хар Кришана было самое короткое правление на посту Гуру: всего два года, пять месяцев и 24 дня.
Биография
[ редактировать ]Хар Кришан родился в Киратпур-Сахиб ( холмы Шивалик ) на северо-западе Индийского субконтинента в семье Кришен Деви (Мата Сулахни) и Гуру Хар Рай . Его семья принадлежала к Содхи клану Хатриса . Его отец, Гуру Хар Рай, поддерживал умеренного суфийского влияния Дара Шико, а не консервативного суннитского влияния Аурангзеба , когда два брата вступили в войну за престолонаследие трона Империи Великих Моголов. [6] После того, как Аурангзеб выиграл войну за престолонаследие в 1658 году, он вызвал Гуру Хар Рая в 1660 году, чтобы объяснить свою поддержку казненного Дара Шико. Гуру Хар Рай послал своего старшего сына Рам Рая представлять его. Аурангзеб держал в заложниках 13-летнего Рам Рая и расспрашивал Рам Рая о стихе из Ади Грантха – священного текста сикхов. Аурангзеб заявил, что это унижает мусульман. [7] [8] Рам Рай изменил стих, чтобы умилостивить Аурангзеба, вместо того, чтобы придерживаться сикхских писаний, за что Гуру Хар Рай отлучил от церкви своего старшего сына и назначил младшего Хар Кришана на пост следующего гуру сикхизма. [7] [9]
Урок смирения
[ редактировать ]сикхские гуру Известно, что при жизни давали уроки смирения. Один из таких известных случаев, отмеченный Маколиффом в книге «Религия сикхов – Том 4», взят из жизни Гуру Хар Кришана. Однажды по пути в Дели из Пенджаба Гуру Хар Кришан остановился в Панджокхаре, недалеко от современной Амбалы . Сейчас на этом месте находится Гурудвара Панджокхра Сахиб. Очень образованный пандит по имени Лал Чанд, заметив, что имя гуру похоже на имя Господа Кришны, пришел в гости с намерением проверить его знание Бхагавад-гиты , спросив значение нескольких шалок . Гуру, намереваясь излечить его от гордыни, сказал, что Лалу Чанду не нужен гуру для этой задачи и что это может сделать любой. Услышав это, Лал Чанд привел немого и невежественного водоноса по имени Чхаджу. Гуру положил свою палку на голову Чхаджу. Маколифф пишет: « Брахман и водонос соответственно начали дискутировать, и водонос дал такие ученые ответы, что Брахман стоял в изумленном молчании перед Гуру». Соответственно, он попросил у Хар Кришана прощения за свою ошибку и стал учеником Гуру. [10]
Просьба о встрече с Аурангзебом
[ редактировать ]Тем временем Аурангзеб наградил Рам Рая, покровительствуя ему грантами на землю в районе Дехрадун в Гималаях. Через несколько лет после того, как Гуру Хар Кришан взял на себя роль сикхского лидера, Аурангзеб вызвал молодого Гуру ко двору через Раджу Джай Сингха с очевидным планом заменить его своим старшим братом Рам Раем в качестве сикхского Гуру. [11] Однако по прибытии в Дели Хар Кришан заразился оспой, и его встреча с Аурангзебом была отменена. Некоторые источники утверждают, что он наотрез отказался встретиться с императором Великих Моголов , поскольку предсказал, что Аурангзеб потребует от него творить чудеса, показывать которые в сикхизме запрещено. [11] На смертном одре Хар Кришан произнес: «Баба Бакале» и умер в 1664 году. Сикхская религиозная организация истолковала эти слова как означающие, что следующего Гуру можно найти в деревне Бакале, которую они назвали Гуру Тег Бахадуром , девятым Гуру. сикхизма. [6] [4] Это провозглашение расстроило Аурангзеба, который очень хотел, чтобы Рам Рай был назначен следующим сикхским гуру, чтобы он мог контролировать общину. [11]
Посещение Раджи Джай Сингха и смерть
[ редактировать ]Один из самых известных гурдваров сикхов в Северной Индии, Гурдвара Бангла Сахиб был в то время резиденцией ( бангла — индийский термин, обозначающий бунгало) Раджи Джай Сингха из Дели . Раджа Джай Сингх смиренно попросил Гуру приехать в Дели, чтобы он и сикхи Гуру могли увидеть его. [12] [11]
Из-за юного возраста Гуру жена раджи тоже захотела проверить его духовные силы. Переодевшись горничной, она села среди служанок. Однако Гуру мгновенно опознал ее и сел к ней на колени, провозгласив: «Это Рани », тем самым убедив ее в своих духовных силах. [13] [14]
Именно во время его пребывания здесь в городе Дели распространилась смертельная болезнь оспа и холера. Когда люди узнали о присутствии там Гуру Хар Кришана, они обратились к нему за прибежищем и защитой. Гуру Хар Кришан попросил их искупаться в колодце в бунгало, чтобы вылечиться. Предположительно, любой, кто принимал там ванну, выздоравливал. [15]
Последние моменты
[ редактировать ]Кави Сантох Сингх пишет о последних минутах жизни Гуру:
«Выступая перед собранием, Шри Гуру Харкришан Джи сказал: «У меня есть несколько причин покинуть это тело, но зацикливаться на них бесполезно». [16] Гадди (трон) Гуру Нанака Дев Джи непрерывен, его великолепие будет продолжать расти и никогда не уменьшится. Просьбы будут выполнены теми, кто сидит на этом троне, ищет беседу Гуру и практикует ее. [16] Грант будет вашим Гуру. Те, кто желает увидеть меня, могут сделать это, совершив даршан (взгляд) Грантха Сахиба. Кто бы ни смотрел на Гуру Грантха Сахиба с преданностью, его грехи будут немедленно удалены. [16] «Те, кто желает поговорить со мной, могут сделать это, читая и слушая Гуру Грантха Сахиба. Те, кто практикует то, что написано в Грант Сахиб, обретут 4 сокровища этого мира. [16] «Любой, кто приходит с намерением или беспокойством, ищет прибежище Гуру Грантха Сахиба, и их проблемы будут решены мгновенно».29. Все принадлежит тем, кто действительно предан, нет ничего подделкам. Это тело временное, поэтому Грант должен быть Гуру.30. Сделайте даршан (увидьте) его своими глазами, поклонитесь ему и получите его знание, чтобы просветлить себя. Услышав это от Гуру Джи, у всех на глазах выступили слезы. 31. Сангат чувствует безнадежность и отчаяние. Этот даршан (видение) Сат Гуру Джи будет последним и теперь стал еще более драгоценным. [16] Прошло 96 минут, солнце село, Гурбакш и другие изложили свое сокровенное желание Гуру Харкришану Джи.9. Повторяя имена всех предыдущих Гуру, они просили великодушного Гуру выслушать их просьбу.10. Шри Гуру Хар Рай Джи не считал их старшего сына достойным быть гуру и затем отлучил его от общины.11.(с.373) [16] «Благослови сангат таким, как ты, чтобы сикхи могли продолжать процветать. Если вы не продолжите эту линию, она пойдет вразрез с тем, что установил Гуру Нанак Дев15. Сангат будет в замешательстве относительно того, за кем следовать, некоторые последуют за Дхирмалом, некоторые последуют за Рам Раем. 16. Другие последуют за людьми линии Содхи. Сангат распадется без такого Гуру, как Ты, как армия без командира. 17. Гуру Харкришан Джи слушал, думая про себя, что Гуру не может покинуть землю вот так. Гуру подобен Солнцу, которое заходит ночью, но восходит на следующий день.24. Они попросили купить им кокос и 5 пайсаев (денег) и попросили сангата сесть. «Следующий Гуру будет могущественным и величественным, перед которым не будет фальшивых Гуру».25. «Миллионы станут Его преданными, те, кто ищет Его святилище, будут освобождены. Он будет стойким, как земля, и доброжелательным, как солнце.26. Он укрепит Сикхи, и те, кто сбился с пути, будут искать Его святилища. Его великолепие будет сиять по всему миру. Он превратит сикхи во что-то новое и лучшее».27. [16] «Сложив руки и закрыв глаза, Гуру Харкришан сказал: « Баба басай дже грамм бикале ». Вся присутствовавшая община услышала это.36. [16]
Историография
[ редактировать ]Подлинная литература с более подробной информацией о жизни и временах Гуру Хар Кришана немногочисленна и плохо записана. [17] Некоторые биографии Гуру Хар Кришана, особенно о том, кем была его мать, были написаны в 18 веке, например, Кесаром Сингхом Чиббером, а также в 19 веке, и они крайне противоречивы. [18]
Галерея
[ редактировать ]- Гурудвара Бангла Сахиб , где умер Гуру
- История Гурудвары Панджокхры Сахиба, Харьяна
- Фреска Гуру Хар Кришана ок. 1745 г.
- Около 1700–1750 гг. Картина, на которой Гуру Харкришан (слева) обмахивается слугой.
- Миниатюрная живопись Гуру Хар Кришана.
- Гуру Хар Кришану поклоняются его последователи.
- Оригинальная структура Гурдвара Шри Шиш Махал Сахиб, Киратпур Сахиб . Это было место рождения Гуру.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Мохиндар Пал Кохли (1992). Гуру Тег Бахадур: Свидетельство совести . Академия Сахитья. стр. 12–13. ISBN 978-81-7201-234-2 .
- ^ История сикхов в 10 томах.
- ^ Jump up to: а б с Х. С. Сингха (2009), Энциклопедия сикхизма, Hemkunt Press, ISBN 978-8170103011 , страницы 96–97.
- ^ Jump up to: а б с д Луи Э. Фенек; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Издательство Rowman & Littlefield. п. 148. ИСБН 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 951. ИСБН 978-0-19-100412-4 .
- ^ Jump up to: а б Арвинд-Пал Сингх Мандаир (2013). Сикхизм: Путеводитель для недоумевающих . Академик Блумсбери. стр. 50–51. ISBN 978-1-4411-0231-7 .
- ^ Jump up to: а б Хар Рай: сикхский гуру , Британская энциклопедия (2015)
- ^ Дж. С. Гревал (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. стр. 67–69 . ISBN 978-0-521-63764-0 .
- ^ Уильям Оуэн Коул; Пиара Сингх Самбхи (1995). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. стр. 33–34. ISBN 978-1-898723-13-4 .
- ^ Маколифф (1909). Сикхская религия – Том 4 с. 321 . Оксфорд. стр. 321–322.
- ^ Jump up to: а б с д Тахар, Опиндерджит Опиндерджит; Якобш, Дорис Р. (2023). Глобальные сикхи: истории, практики и идентичность . Рутледж Критические сикхские исследования. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000847352 .
И снова император вызвал Гуру Хар Кришана в Дели через Раджу Джай Сингха, который принял молодого Гуру в своем бунгало. Предвидя, что император будет настаивать на том, чтобы он продемонстрировал чудесные подвиги, Гуру отказался встретиться с ним лично. Тем временем в городе Дели свирепствовала эпидемия оспы, и Гуру вышел из бунгало Раджи Джай Сингха, чтобы ухаживать за больными. Во время служения исцеления больной Гуру Хар Кришан сам заболел оспой, которая опустошила его тело. Он объявил о назначении своего преемника «Баба Бакале», что означает, что следующего Гуру можно будет найти в городе Бакала. В частности, он имел в виду своего двоюродного дедушку Тегха Бахадура (младшего сына Гуру Харгобинда), который жил в то время в городе Бакала. Его дальновидное решение в очередной раз сорвало попытки Аурангзеба взять под контроль основную сикхскую общину. Гуру Хар Кришан скончался 30 марта 1664 года.
- ^ Маколифф (1909). Сикхская религия – Том 4 с. 320 . Оксфорд. п. 320.
- ^ Маколифф (1909). Сикхская религия – Том 4 с. 324 . Оксфорд. п. 324.
- ^ «Гуру Харкришен и Гурдвара Бангла Сахиб» . epaper.timesgroup.com .
- ^ Маколифф (1909). Сикхская религия – Том 4 с. 323 . Оксфорд. п. 323.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сингх, Сантох (2009). Г-н (PDF) (на панджаби) (1-е изд.). Нортридж, Калифорния, США: Бальджиндер Сингх 16914 Лассен-стрит, Нортридж, Калифорния 91343 США. стр. 368–377.
- ^ Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 41. ИСБН 978-0-19-969930-8 .
- ^ Сурджит Сингх Ганди (2007). Пересказ истории сикхских гуру: 1606–1708 гг . н.э. Атлантические издательства. стр. 590–591 с примечанием 2. ISBN. 978-81-269-0858-5 .