Севапанти
Основатель | |
---|---|
Брат Канхайя | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Пенджаб • Синд | |
Религии | |
сикхизм | |
Священные Писания | |
Гуру Грантх Сахиб |
Часть серии о |
сикхизм |
---|
Севапанти ( панджаби : सेवापांथी; что означает «сообщество служения»). [1] ), альтернативно пишется как Севапанти , а также известный как Адданшахи , [2] это традиционная секта сикхов [3] или орден ( сампарда ), который был основан Бхаем Канхайей , личным последователем девятого сикхского Гуру, Гуру Тегха Бахадура . [4] [5] Гуру поручил Канхайе выйти и служить человечеству, что он и сделал, основав Дхармсалу в районе Атток в Пенджабе и служа без разбора. [6] Сева Пантис также известны как «Аддан Шахи». Это имя происходит от имени одного из учеников Бхаи Канхайи, Аддан Шаха.
История
[ редактировать ]У Гуру Тех Бахадура был последователь, известный как Канхайя Лал , Дхамман (Дхиман) Кхатри , родившийся в 1648 году в городе Сохадара, ныне в Пакистане . Он стал чердаком воды для лошадей Гуру. В награду Гуру дал Канхайе сели топи. [4]
Как только 10-й Гуру, Гуру Гобинд Сингх , вознесся на гургадди , Бхаи Канхайя стал следовать за ним. Предположительно, Гуру освободил Канхайю и его последователей от военной службы и велел им продолжать выполнять обязанность, возложенную на него его преподобным Гуру Тег Бахадуром, — служение всем живым существам. [6]
В битве при Анандпуре Бхаи Канхайя подавал воду без разбора раненым солдатам на поле боя, включая оппозицию ( Моголов ). [4] [6] За этот поступок разгневанные сикхские воины, обвинившие его в измене, привели его к Гуру. Когда он спросил его, почему он помогает раненому врагу, Канхайя ответил, что не может отличить друга от врага, так как во всем видит только Вахегуру . [6] Гуру был очень доволен и не только приказал Канхайе продолжать, но и подарил ему аптечку. Затем он благословил его, сказав, что после него будет сикхский орден. [7]
Лангарный находился под зал при строительстве Золотого Храма надзором святых Севапанти. [8]
Севапанти чрезвычайно малочисленны и сегодня почти не существуют.
Философия и практики
[ редактировать ]Основное внимание секты уделяется бескорыстному служению другим, отсюда и их название. [9] Сикхи Севапанти обычно носят чисто белую одежду и держат кеш (нестриженные волосы). Их деры и дхарамсалы часто располагались в таких местах, как Пенджаб, Пакистан и другие высокомусульманские поселения. Многие из последователей секты были этническими синдхами- сикхами. [1] В связи с этим знакомство с суфийскими текстами и исламской литературой исторически было обычным явлением среди севапанти. [10] Сева Пантис — пацифисты . [10] Хотя они не говорят, что человеку неправильно защищаться, сами севапантисы воздерживаются от всех форм насилия. [10] Таким образом, многие севапанти отказываются от пахула , или посвящения в боевой орден Хальса .
Одеяния севапанти белые, и они отказываются причинять вред другим формам жизни в стремлении стать воплощением шаант рас и оставаться в саттва-гуне . [10] Несмотря на это, они не полностью отошли от боевого духа, изложенного Гуру Гобинд Сингхом. В принципе, они поддерживают необходимые насильственные действия, требуемые от Хальсы для защиты дхармы.
Традиционно севапанти не живут жизнью гришти ( домохозяев), а сохраняют целомудрие . [10] [1] [9] Они посвящают всю свою жизнь сева, или самоотверженному служению панту . [9] Многие севапанти были/есть сехадждхари.
Многие севапанти соблюдали сахадждхари и поэтому не носили кеш (нестриженные волосы). [11] Это позволило им избежать многих преследований, с которыми столкнулись более известные сикхи. [11]
Хотя говорят, что святые Севапанти испытывают отвращение к женщинам, известно, что они помогают женщинам, попавшим в беду. [9]
Когда новый лидер назначается главой тиканы ( центра секты), ему дарят метлу и миску. [9] Метла олицетворяет чистоту, а чаша — служение другим. [9]
Эта секта отвечала за подготовку чернил, используемых для написания рукописей сикхских писаний еще в то время, когда такие писания записывались вручную вручную, до появления технологии массовой печати. Чернила, приготовленные сектой, были известны как «Рошанай» или «Чернила Адданшахи». [8]
Традиция рассказывания историй
[ редактировать ]В то время как основные сикхи называют свои традиционные истории сакхи , севапанти называли свою традицию историй парчаи Севапанти , которые представляют собой истории из жизни, связанные с махатмами . [11]
Места поклонения
[ редактировать ]Храм Севапантхи известен как Тикана (термин также используется для Нанакпантхи ). храмов [9] [12] Они широко распространены в Синде, [13] где можно наблюдать религиозный синкретизм между индуизмом и сикхизмом, а четкие религиозные границы становятся размытыми и нечеткими. [14] [15] На тикане обычно находится копия основного сикхского писания «Гуру Грантх Сахиб» рядом с изображениями индийских божеств . [15] [16]
Соединение Удаси
[ редактировать ]Между этими двумя сампардами существуют прочные исторические связи. [10] Бхаи Ханайя был удаси. Бхаи Аддан Шах изначально был удаси и учеником Бабы Гурдаса Дакхани. Эта тесная связь сохранилась и по сей день.
Лидеры
[ редактировать ]Ранние лидеры
[ редактировать ]Нет. | Имя (Рождение – Смерть) | Портрет | Срок | Ссылка(и) |
---|---|---|---|---|
1. | Брат Канхайя (1648 – 1718) | 1705 – 1718 | [5] [17] | |
2. | Аренда Рам (1658 – 1728) | 1718 – 1728 | [18] [17] [19] | |
3. | Аддан Шах (1688-26 апреля 1757 г.) | 1728 – 1757 | [20] [21] [22] | |
4. | Бхалла Рам (1778 – 1854) | [21] [23] [19] | ||
5. | Делиться [примечание 1] (1798 – 1868) | [21] [24] [23] [19] |
Более поздние лидеры
[ редактировать ]Тикана Бхаи Джагат
[ редактировать ]Нет. | Имя (Рождение – Смерть) | Портрет | Срок | Ссылка(и) |
---|---|---|---|---|
Махантс сменит Джагату [примечание 2] | ||||
6. | Хазари Рам (1813 – 1883) | [24] [23] [19] | ||
7. | Сахай Рам (1825 – 1901) | [23] [19] | ||
8. | Ralya Ram (1842 – 1927) | [23] [19] | ||
9. | Лахми Дас (1928 – 1965) | [23] [19] | ||
10. | Гулаб Сингх (1881 – 1950) | [23] | ||
11. | Аса Сингх (9 декабря 1893 г. - 1 января 1974 г.) | [23] [19] | ||
12. | Тират Сингх (12 февраля 1925 - ?) | 14 января 1974 г. - ? | [23] [17] | |
13. | Кахан Сингх | [25] |
Другие
[ редактировать ]Выдающиеся святые
[ редактировать ]- Баба Шам Сингх [28] [8]
- Сант Амир Сингх [28]
- Баба Джанда Сингх [8]
- Баба Хараг Сингх из Бир-Сахиба [8]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Сингх, Джаградж (2009). Полное руководство по сикхизму . Чандигарх, Индия: Unistar Books. п. 249. ИСБН 978-81-7142-754-3 . OCLC 319683249 .
Сева Панти Сампардай: Буквально сева Панти Сампардай означает товарищество в служении. Он был основан Бхаи Гахнайей, который во время осады Анандпура объезжал поле битвы, разнося воду и подавая ее как друзьям, так и врагам. Сева Панти - это в основном синдхи-сикхи, соблюдающие целомудрие и очень немногие. Они основали большое дэра в Гониана-Манди в округе Батинда и теперь помимо проповеди сикхизма занимаются главным образом вопросами образования.
- ^ Хира, Бхагата Сингха (1988). Бхаи Канхайя, маяк гуманитарной службы и апостол мира . Публикации Сева Джьоти. стр. 83–84, 94.
- ^ Догра, Р.К. (1995). Энциклопедия сикхской религии и культуры . Гобинд Сингх Мансухани. Нью-Дели: паб Vikas. Дом. п. 426. ИСБН 0-7069-8368-8 . OCLC 32242463 .
- ^ Перейти обратно: а б с Каур, Сухдип. «СЕКТА НИРАНКАРИ В 19 ВЕКЕ».
- ^ Перейти обратно: а б Дилагира, Хараджиндара Сингха (1997). Сикхский справочник (1-е изд.). Эдмонтон, Алабама, Канада: Сикхский образовательный фонд Сикхского университетского центра, Дания. п. 602. ИСБН 0-9695964-2-1 . OCLC 37769917 .
СЕВА ПАНТИ: - Этот термин иногда используется для обозначения соратников Бхаи Ганайя Сингха, лидера Сикхского Красного Креста. Буквально: Сева Панти — это человек, чья жизнь посвящена служению (нации сикхов).
- ^ Перейти обратно: а б с д Махал, Рамандип. «Бхай Канхайя джи: Гуманитарная душа».
- ^ Таак, Сангита, Суганда Сони и Мадея Маджид. «Сикхизм и международное гуманитарное право». -19 ИГИЛ YB Международный человек. и Беженец Л. 18 (2018): 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ниранкари, Маан Сингх (2008). Сикхизм, перспектива . Под редакцией Нилама Мана Сингха Чоудри. Чандигарх: Unistar Books. п. 154. ИСБН 978-81-7142-621-8 . ОСЛК 289070938 .
Сикхи Адданшахи Сехадждхари зарабатывают себе на жизнь выполнением религиозных обязанностей. Чернила, которыми пользовались древние писатели, были приготовлены членами секты Адданшахи и были известны как чернила Рошанай или «Аддан Шахи». Эта секта внесла большой вклад в пропаганду сикхской религии, основав множество религиозных центров. В результате многие люди попали под лоно сикхов Сехадждхари. Некоторыми потомками этой секты были Сант Баба Шам Сингх из Амритсара, Баба Джанда Сингх и Баба Кхараг Сингх из Бир Сахиба, которые взяли на себя строительство общественной кухни Шри Гуру Рам Даса в Дарбар Сахибе.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сингх, Р.Н. (2003). Историческое развитие сикхизма: от религии к политике . Энциклопедия сикхского наследия. Содружество. стр. 81–82. ISBN 9788171697038 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сидху, Сумаил Сингх. «Оспоряющее видение сикхской идентичности в Пенджабе: 1800-1930». Неопубликованная докторская диссертация (Нью-Дели: Университет Джавахарлала Неру, 2007) : 172.
- ^ Перейти обратно: а б с Айяппапаниккар, К. Айяппа Паникер (1997). Средневековая индийская литература: Обзоры и избранные . Том 1 средневековой индийской литературы: антология, Сахитья Академи. Том. 1. Айяппаппаниккар, Академия Сахитья. Нью-Дели: Сахитья Академи. п. 451. ИСБН 81-260-0365-0 . OCLC 40418059 .
Парчаи, еще одна форма жизнеописаний, также была популярна в Индии. Цветущая традиция парчаи о жизни таких бхакт, как Трилочан, Дханна, Райдас, Кабир, Намдева и Пипа, возникла в лингвистическом стиле Брадж-Садхукари. Похоже, что вартакары перемещают свои варты вокруг сагуна-бхакт, а парчаи - вокруг ниргуна-сантс. В Пенджабе многие писатели переняли стиль парчаи и написали то, что на пенджаби называется парчи. Эти парчи на пенджаби были написаны на языке Брадж-Садхукари в форме стихов (Сухаджрам: Парчиан Севарам), а также в пенджабской прозе (Севадас Удаси: Парчиан Гуру Гобинд Сингх). Точно так же, как сакхи относятся к жизни гуру и их сикхов, так и парчи относятся к жизни Севапанти махатм. Севапантх — это ветвь самого сикхского Панта. Севапанти были сикхами-сахадждхарами, то есть теми, кто верит в догмы гуру, но не сохраняет внешнего вида, особенно нестриженых волос. Из-за того, что по внешней форме их было нелегко отличить от несикхов, они были избавлены от тирании правителей Великих Моголов, которой приходилось подвергаться сикхам с их легко идентифицируемой внешней формой. Использование номенклатуры парчи в отличие от сакхи и джанамсакхи, по-видимому, связано с относительно самобытной идентичностью севапанти. Несмотря на то, что они также имеют повествовательную форму и духовный контекст, как и другие роды, они все же отражают отличительные черты севапанти традиции Адданшахи. В средние века сохранение самобытности, возможно, было обязательным условием для различных традиций. Было ли это каким-то образом связано с инстинктом социального выживания? Возможно, парчи также были их наиболее распространенной стратегией, направленной на выживание в критические времена.
- ^ Фальзон, Марк-Энтони (2004). Космополитические связи: диаспора синдхов, 1860–2000 гг . Международные сравнительные социальные исследования. Том. 9. Лейден: Брилл. стр. 73–74. ISBN 978-90-04-14008-0 .
- ^ Рэми, Стивен В. (2008). Индуисты, суфии или сикхи: оспариваемые практики и идентификация индуистов-синдхов в Индии и за ее пределами (1-е изд.). Спрингер. стр. 180–81. ISBN 9780230616226 .
- ^ Малхи, Гобинд (1998). Садху Хирананд: Человек и его миссия . Национальная биография. Национальный книжный фонд, Индия. п. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Фальзон, Массачусетс (2022). «Глоссарий». Продажа чего угодно и где угодно: синдхи и глобальная торговля . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 9789354925788 .
Тикана: мандир, который обычно включает в себя как сикхского Гуру Грантха Сахиба, так и изображения индуистских божеств.
- ^ Арментраут, Дональд С.; Норман, Корри Э. (2005). Религия на современном Юге: изменения, преемственность и контекст . Ноксвилл, Теннесси: Univ. из Теннесси Пресс. п. 220. ИСБН 978-1-57233-361-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Якобсен, Кнут А.; Кумар, Пратап (2018). Жители Южной Азии в диаспоре: истории и религиозные традиции . БРИЛЛ. п. 342. ИСБН 9789047401407 .
- ^ Сингх, Харбанс (1992–1998). Энциклопедия сикхизма . Том. 3, М–Р. Патиала: Пенджабский университет. п. 299. ИСБН 0-8364-2883-8 . ОСЛК 29703420 .
ПАРЧИ БХАЛ СЕВА РАМ — это биографический очерк в пенджабских стихах Бхаи Сева Рама, который возглавил секту Севапанти после смерти ее основателя Бхаи Канхайи, ученика Гуру Гобинд Сингха.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Исследования сикхизма и сравнительного религиоведения . Том. 19. Фонд Гуру Нанака. 2000. с. 44.
Его преемники, которые продолжили преемственность традиции Бхаи Канхайя служения другим и посвятили свою жизнь служению больным и раненым, дожили до 70 лет (Сева Рам, 1728 г.), 158 лет (Бхалла Рам, 1879 г.), 71 года (Джагта, 1811), 70 (Хазури, 1826), 76 (Сахаи Рам, 1844), 85 (Ралая Раам, 1870), 73 (Лакшми Дасс, 1908), 79 (Гулаб Сингх, 1950), 81 (Аса Сингх, 1974).
- ^ Кохли, Суриндар Сингх (1993). История пенджабской литературы . Дели: Национальный книжный магазин. п. 100. ИСБН 81-7116-141-3 . OCLC 29595565 .
После Бхаи Мани Сингха следующим важным прозаиком этого периода является Аддан Шах. Сант Аддан Шах, один из лидеров сикхов Севапанти, был хорошим знатоком индуизма и ислама. Его имя связано с «Парас Бхаг», который не является оригинальным произведением. Это пенджабская версия работы Имама Газали...
- ^ Перейти обратно: а б с Хира, Бхагата Сингха (1992). Великие сикхские святые . Национальный книжный магазин. стр. 150–170, 235. ISBN. 9788171161515 .
- ^ Сингх, Харбанс (1995). Энциклопедия сикхизма . Том. 1: A – D (2-е изд.). Патиала: Пенджабский университет. п. 7. ISBN 978-81-7380-100-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Сингх, Чаман. Сева Панти Тикана Бхаи Джагта Джи Сахиб Гониана Манди (Бхатинда) (PDF) (на пенджаби). Джани Балвант Сингх Джи Котха Гуру.
- ^ Перейти обратно: а б Хира, Бхагата Сингха (1986). Бхаи Джагта Сахиб: Биографический очерк . Публикации Сева Джьоти, Тикана Бхаи Джагта Сахиб. стр. 108–109.
- ^ «Организован бесплатный лагерь по проверке зрения» . Трибуна . 12 февраля 2012 г.
- ^ «Махант Карамджит Сингх избран президентом «специального комитета» органа управления гурдвары Харьяны » . Индийский экспресс . 21 декабря 2022 г.
- ^ Сингх, Джаскаран (21 декабря 2022 г.). «Махант Карамджит Сингх из секты Севапанти назначен новым президентом временного HSGMC, Дадувал уходит в знак протеста» . Таймс оф Индия .
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, Трилочан (1994). Эрнест Трампп и У.Х. Маклеод как исследователи сикхской истории, религии и культуры . Международный центр сикхских исследований. п. 194.
Баба Шам Сингх и выдающийся богослов Сант Амир Сингх были Святыми Сева Панти и великими учеными.