Гуру Харгобинд
Гуру Харгобинд | |
---|---|
Гуру Харгобинд | |
![]() Современная живопись шестого сикхского гуру, Гуру Харгобинда. Провинциальная школа Великих Моголов, Декан, середина 17 века. | |
Шестой гуру сикхов | |
Персональный | |
Рожденный | Харгобинд 19 июня 1595 г. |
Умер | 28 февраля 1644 г. [1] | (48 лет)
Религия | сикхизм |
Супруг | Мата Нанаки , Мата Дамодари и Мата Марвахи. |
Дети | Баба Гурдитта (1613–1638) Баба Сурадж Мал (1618–1698) Баба Ани Рай (1633–1678) Баба Атал Рай (1619–1627) Гуру Тех Бахадур (1621–1675) Биби Виро (1628–1705) |
Родители) | Гуру Арджан и Мата Ганга |
Известный |
|
Другие имена | Шестой Мастер Сачча Паатшах Мастер Мири Пири Шестой Нанак |
Подпись | ![]() |
Военная служба | |
Битвы/войны | Войны: Участие в следующих битвах:
|
Религиозная карьера | |
Предшественник | Мастер Арджан |
Преемник | Мастер Хар Рай |
Часть серии о |
сикхизм |
---|
![]() |
Гуру Харгобинд ( Гурмухи : ਗੁਰੂ ਹਰਿਗੋਬਿੰਦ, произношение: [gʊɾuː ɦəɾᵊgoːbɪn̯d̯ᵊ] l 19 июня 1595 - 28 февраля 1644) был шестым из десяти Гуру сикхской религии . Он стал Гуру в возрасте одиннадцати лет, после казни своего отца, Гуру Арджана , императором Моголов Великих Джахангиром . [2]
Гуру Харгобинд представил процесс милитаризации сикхизма , вероятно, как ответ на казнь своего отца и для защиты сикхской общины. [3] [4] Он символизировал это, нося два меча, олицетворяющие двойную концепцию мири и пири (временной власти и духовной власти). Перед Хармандир-Сахибом в Амритсаре Харгобинд построил Акал Тахт ( трон вневременного ). Акал Тахт сегодня представляет собой высшую земную власть Хальсы ( коллективного органа сикхов).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Гуру Харгобинд родился в Гуруки Вдали 19 июня 1595 года в семье Содхи Кхатри в деревне в 7 километрах (4,3 мили) к западу от Амритсара. [1] [5] единственный сын Гуру Арджана , пятого сикхского Гуру. В детстве он переболел оспой. [6]
Согласно сикхским житиям, Гуру Харгобинд пережил две попытки отравления, предпринятые его дядей Притхи Чандом и его женой Кармо, а также еще одно покушение на его жизнь, когда кобру . Притхи Чанд бросил в него [6] Первая попытка отравления заключалась в том, что Кармо отправила свою личную медсестру, чтобы она притворилась, что заинтересована в уходе за ребенком Харгобиндом. [6] Однако медсестра поместила яд вокруг ее соска, что должно было навредить Харгобинду, когда он кормил ее грудью, но мальчик отказался взять ее на грудь, и, таким образом, план медсестры провалился, и она сама заболела от яда. [6] Второй план отравления заключался в том, что Притхи Чанд и его жена послали заклинателя змей убить молодого Харгобинда, выпустив на него змею, но, как говорят, мальчик схватил змею в руке за голову и сжал ее до тех пор, пока она не умер. [6] Третье покушение на его жизнь было совершено брамином, снова направленным Притхи Чандом и его женой. Брамин планировал смешать яд с творогом и накормить им ребенка Харгобинда, но когда он попытался это сделать, Харгобинд выбил творог из брамина. схватили и оно упало на пол, где стояла собака по кличке Писта; затем съел немного и умер, обнаружив его опасное содержимое. [6] Затем брамин умер от заболеваний живота. [6]
Гуру Харгобинд изучал религиозные тексты у Бхаи Гурдаса и обучался фехтованию и стрельбе из лука у Бабы Будды . [1] Его также обучали различным языкам, религиозной философии, астрономии, медицине, верховой езде и управлению. [6] Харгобинд провел большую часть своих ранних лет, поглощенный гимнами, которые исполнялись в комплексе Хармандир Сахиб в Амритсаре. [6]
Наставничество
[ редактировать ]25 мая 1606 года Гуру Арджан, за пять дней до своей смерти, выбрал своего сына Харгобинда своим преемником и поручил сыну начать военную традицию защиты сикхского народа и всегда держать себя в окружении вооруженных сикхов для защиты. [7] Вскоре после этого Арджан был арестован, подвергнут пыткам и убит по приказу императора Великих Моголов Джахангира. [7] [8] Церемония преемственности Гуру Харгобинда состоялась 24 июня 1606 года. [2] [5] Он надел два меча: один указывал на его духовную власть ( пири ), а другой — на его светскую власть ( мири ). [2] [9] Он последовал совету своего отца-мученика и всегда находился в окружении вооруженных сикхов для защиты. Число пятьдесят два было особенным в его жизни, а свита его состояла из пятидесяти двух вооруженных людей. [1] Таким образом, он основал военную традицию сикхской веры. [2] [7]
У Харгобинда было три жены: Дамодари, Нанаки и Марвахи. [1] [10] У него были дети от трех жен. Двое его старших сыновей от первой жены умерли при его жизни. Гуру Тех Бахадур , его сын из Нанаки, стал девятым сикхским Гуру. [11] Содхи Анандпура Сахиба [12] являются потомками Бабы Сураджа Мал Содхи, одного из сыновей Гуру Харгобинда. [13]
Гуру был мастером боевых искусств ( шастарвидья ); он призывал людей поддерживать физическую форму и держать свое тело готовым к физическому бою. У него был свой дарбар (суд) . Начались вооружение и обучение некоторых из его преданных последователей. У Гуру стало семьсот лошадей, а его рисалдари (кавалерия) выросла до трехсот всадников и шестидесяти мушкетеров. [14]
Отношения с другими правителями
[ редактировать ]
Гуру Харгобинд возглавил борьбу сикхов против власти Великих Моголов после казни Гуру Арджана. Он номинально принял власть Шаха Джахана , но сопротивлялся исламским преследованиям, ведя четыре войны против армий Шаха Джахана. Его попытки преобразовать сикхскую общину привели его к конфликту с властью Великих Моголов. [4] [15] [16]
Джахангир
[ редактировать ]Помимо казни гуру Арджана Дева императором Великих Моголов Джахангиром, Гуру Харгобинд с самого начала был преданным врагом правления Великих Моголов. Он посоветовал сикхам вооружиться и сражаться с Моголами. [9] Смерть его отца от рук Джахангира побудила его подчеркнуть военный аспект сикхской общины. Он символически носил два меча, которые символизировали Мири Пири . Он основал Акал Сена , первую сикхскую армию. Он построил форт для защиты Рамдаспура и создал формальный суд Акал Тахт . [17]
В ответ Джахангир заключил в тюрьму 14-летнего Гуру Харгобинда в форте Гвалиор в 1609 году под предлогом того, что штраф, наложенный на Гуру Арджана, не был уплачен сикхами и Харгобиндом. [18] Неизвестно, сколько времени он провел в заключении. Годом его освобождения, судя по всему, был либо 1611, либо 1612 год, когда Харгобинду было около 16 лет. [18] Персидские записи, такие как Дабестан-э Мазахеб , предполагают, что он содержался в тюрьме в течение двенадцати лет, в том числе в 1617–1619 годах в Гвалиоре, после чего Джахангир содержал его и его лагерь под наблюдением мусульманской армии. [1] [19]
Непонятно, почему его отпустили. Ученые предполагают, что Джахангир более или менее вернулся к толерантной политике Акбара примерно к 1611 году после того, как он почувствовал себя в безопасности на своем троне, а придворные чиновники суннитов и накшбанди при дворе Великих Моголов впали в его немилость. Другая теория гласит, что Джахангир обнаружил обстоятельства и почувствовал, что Гуру Харгобинд безвреден, поэтому приказал его освободить. [17] [18] [20]
По словам Сурджита Сингха Ганди, 52 раджа (короля), которые были заключены в форте в качестве заложников за «миллионы рупий» и за противодействие империи Великих Моголов, были встревожены, поскольку теряли духовного наставника. Гуру Харгобинд попросил освободить вместе с ним и раджей и поручился за их лояльное поведение. Джахангир также приказал их освободить. Харгобинд сшил специальное платье с 52 краями . Когда Харгобинд покинул форт, пленные короли подхватили края плаща и вышли вместе с ним. [21]
После своего освобождения Гуру Харгобинд более осторожно усилил сикхскую армию и вновь объединил сикхскую общину. [18] Его отношения с Джахангиром оставались в основном дружескими. Он сопровождал Джахангира в Кашмир и Раджпутану и подчинил Тару Чанда из Налагарха , который долгое время продолжал открытое восстание, и все попытки подчинить его потерпели неудачу. [22] [23] [24] Во время правления Джахангира Харгобинд сражался против Великих Моголов при Рохилле . Битва была ответом на милитаризацию сикхов. Моголы во главе с губернатором Абдул-ханом потерпели поражение от сикхов. [25]
Шах Джахан
[ редактировать ]Во время правления сына и преемника Джахангира Шаха Джахана , начавшегося в 1627 году, отношения снова обострились. Шах Джахан был нетерпим. Он уничтожил сикхских баоли в Лахоре . [26] В 1628 году охотничий отряд Шаха Джахана разграбил часть имущества Гуру Харгобинда, что спровоцировало первый вооруженный конфликт. [27]
Армия Харгобинда сражалась с армиями Великих Моголов Шаха Джахана в Амритсаре , Картарпуре и в других местах. Харгобинд разбил войска Великих Моголов возле Амритсара в битве при Амритсаре в 1634 году. Гуру снова подвергся нападению провинциального отряда Великих Моголов, но нападавшие были разбиты, а их лидеры убиты. [28] Гуру Харгобинд также повел свои армии против провинций Моголов губернаторов . [29] Гуру ожидал возвращения более крупных сил Великих Моголов, поэтому отступил в холмы Шивалик , чтобы укрепить свою оборону и армию, разместив базу в Киратпуре , где он продолжал оставаться до своей смерти. [27]
Пейнде Хан был назначен Шахом Джаханом лидером провинциальных войск и двинулся на Гуру. На Харгобинда напали, но он выиграл и эту битву. [28] Он также участвовал в битве при Картарпуре . Чанду Шах , отдавший приказ о смерти Гуру Арджана, был убит посредством пыток сикхами Гуру Харгобинда: ему на нос надели толстое железное кольцо и его тащили по полу до тех пор, пока не появился человек, пытавший Арджана и с тех пор ставший сикхом. , вылил на него горячий песок из того же ковша, который использовали на Арьяна. [30] [31]
Гуру Харгобинд потерял своего старшего сына Бабу Гурдитту в 1638 году. Шах Джахан попытался политическими средствами подорвать сикхскую традицию, разделяя и влияя на преемственность. [27] Правитель Великих Моголов предоставил землю старшему сыну Гурдитты Дхиру Малу, живущему в Картарпуре, и попытался убедить сикхов признать Дхир Мала законным преемником Харгобинда. Дхир Мал выступил с заявлениями в пользу государства Великих Моголов и критиковал своего деда. Харгобинд умер в Киратпуре , Рупнагаре , Пенджабе , 28 февраля 1644 года, но перед смертью он отверг политику своего старшего внука Дхира Мала и вместо этого назначил Гуру Хар Рая (младшего брата Дхира Мала) своим преемником на посту Гуру. [27] Модель повторилась, когда Гуру Хар Рай выбрал своим преемником второго сына вместо старшего сына.
Самарт Рамдас и Гуру Харгобинд
[ редактировать ]
Согласно сикхской традиции, основанной на старой пенджабской рукописи «Панджа Сакхиан», Самарт Рамдас встретил Гуру Харгобинда в Сринагаре , на холмах Гарвал . Встреча, подтвержденная источником на маратхи, «Бахаром» Рамдаса Хануманта Свами, написанным в 1793 году, вероятно, произошла в начале 1630-х годов во время паломничества Самарта Рамдаса на севере и путешествия Харгобинда в Нанакмату на востоке. Говорят, что когда они встретились лицом к лицу, Харгобинд только что вернулся с охоты. Он был полностью вооружен и ехал на лошади. «Я слышал, что вы заняли Гадди Гуру Нанака», — сказал маратхский святой Рамдас и спросил, что за садху он . Харгобинд ответил: «Внутренне отшельник, а внешне принц. Оружие означает защиту бедных и уничтожение тирана. Гуру Нанак не отрекся от мира, но отрекся от Майи ». [32]
Смерть
[ редактировать ]Он назначил своего внука своим преемником на посту седьмого Гуру Хар Рая . Он умер в 1644 году в Киратпур-Сахиб , городе на берегу реки Сатледж , и был кремирован на берегу реки, где сейчас стоит Гурдвара Паталпури-Сахиб. [1]
Бои и стычки
[ редактировать ]- Битва при Сангране (1628 г.)
- Битва при Рохилле (1630 г.)
- Битва при Амритсаре (1634 г.)
- Битва при Лахире , 1634 г.
- Битва за Махам
- Битва при Падиале
- Битва при Киратпуре
- Битва при Картарпуре , 1635 г.
- Битва при Пхагваре , 1635 г. [33]
Популярная культура
[ редактировать ]Анимационный пенджабский фильм « Дастаан-э-Мири Пири» рассказывает о Гуру Харгобинде и его вкладе в сикхскую веру и сообщество. [34]
История жизни и учения Гуру Харгобинда повлияли на тему сезона 2023 года и оформление футбольной команды Dallas Cowboys . [35] [36] [37]
Галерея
[ редактировать ]- Гуру Арджан (сидит в центре) с юным Харгобиндом (слева).
- Гуру Харгобинд изображен рядом с Ани Рай и Атал Рай.
- Гуру Харгобинд катается верхом.
- Бхаи Рупа Чанд (справа) с Гуру Харгобиндом (слева).
- Фреска Гуру Харгобинда (сидит).
- Древняя картина Гуру Харгобинда
- Портрет Гуру Харгобинда, держащего хищную птицу, середины 17 века.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фауджа Сингх (2009). «ХАРГОБИНД, ГУРУ (1595–1644)» . Энциклопедия сикхизма . Пенджабский университет, Патиала . Проверено 8 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д HS Syan (2013), Сикхская воинственность в семнадцатом веке, IB Tauris, ISBN 978-1780762500 , страницы 48–55.
- ^ Джон Ф. Ричардс (1995). Империя Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. стр. 97–98, 177–178. ISBN 978-0-521-56603-2 .
- ^ Jump up to: а б Харгобинд: Сикхский Гуру , Британская энциклопедия, Цитата: «Гуру Харгобинд, шестой сикхский Гуру, который создал сильную сикхскую армию и придал сикхской религии военный характер, в соответствии с указаниями своего отца, Гуру Арджана (1563–1606), первый сикхский мученик, казненный по приказу императора Великих Моголов Джахангира."; «После смерти Джахангира (1627 г.) новый император Великих Моголов, Шах Джахан, серьезно преследовал сикхскую общину. Сикхи под командованием Харгобинда Сахиба четыре раза разгромили армии Шаха Джахана, разрушив миф о непобедимости Великих Моголов. К сикхским идеалам его предшественника, Гуру Таким образом, Харгобинд добавил еще одно: право и обязанность сикхов защищать свою веру мечом, если это необходимо».
- ^ Jump up to: а б Х.С. Сингха (2009), Сикхские исследования, Книга 7, Hemkunt Press, ISBN 978-8170102458 , страницы 18–19.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сингх, Притхи Пал (2006). История сикхских гуру . Лотос Пресс. стр. 69–70. ISBN 9788183820752 .
- ^ Jump up to: а б с Пашаура Сингх (2005), Понимание мученичества Гуру Арджана. Архивировано 20 июня 2010 г. в Wayback Machine , Journal of Philosophical Society, 12 (1), стр. 29–62.
- ^ Луи Э. Фенек, Мученичество в сикхской традиции, Oxford University Press, страницы 118–121.
- ^ Jump up to: а б В.Д. Махаджан (1970). Мусульманское правление в Индии . С. Чанд, Нью-Дели, стр.223.
- ^ Фенек и МакЛеод (2014), Исторический словарь сикхизма, 3-е издание, Rowman & Littlefield, ISBN 978-1442236004 , стр. 145.
- ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало. п. 88. ИСБН 978-0-8108-6344-6 .
- ^ Фенек, Луи Э.; Маклеод, Вашингтон (11 июня 2014 г.). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-3601-1 .
- ^ «Сурадж Мал — СикхиВики, бесплатная сикхская энциклопедия» . www.sikhiwiki.org . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Гревал, Дж. С. История сикхов из персидских источников: переводы основных текстов ISBN 978-8185229171 , с. 62 «Гуру Харгобинд, сын Гуру Арджана, ел мясо и занимался охотой. Большинство их [Гуру] последователей переняли его практику».
- ^ ХС Сян (2013). Сикхская воинственность в семнадцатом веке . ИБ Таурис. стр. 48–49, 98. ISBN. 978-1780762500 .
- ^ История сикхов из персидских источников: переводы основных текстов . Дж. С. Гревал, Ирфан Хабиб, Конгресс истории Индии. Сессия. Нью-Дели: Тулика. 2001. с. 4. ISBN 81-85229-17-1 . OCLC 47024480 .
Даже Гуру Харгобинд был отправлен в качестве пленника в форт Гвалиор из-за задолженности по штрафу, наложенному на Гуру Арджана. Однако это была не единственная причина трудностей Гуру Харгобинда. Он начал носить меч и принял облик солдата; он охотился и содержал прислугу. Он вступил в вооруженный конфликт с гумаштами (чиновниками) Шаха Джахана и был вынужден покинуть Рамдаспур и отправиться в Картарпур в Джаландхар-Доабе. Там ему также пришлось провести немало сражений, прежде чем он двинулся в Пхагвару, а затем в Киратпур на территории непокорного вождя холмов Тары Чанда. Там же Гуру Харгобинд содержал в своих конюшнях семьсот лошадей, триста всадников и шестьдесят мушкетеров. Его штаб служил местом убежища для непокорных людей. Таким образом, «Дабистан» предоставляет чрезвычайно полезные свидетельства об изменении отношения императоров Великих Моголов к Гуру и изменении отношения Гуру Харгобинда к Государству.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Филлис Дж. Джестис (2004). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия, Том 1 . АВС-КЛИО . стр. 345, 346. ISBN. 9781576073551 .
- ^ Jump up to: а б с д Арвинд-Пал Сингх Мандаир (2013). Сикхизм: Путеводитель для растерянных . А&С Черный . п. 48. ИСБН 9781441117083 .
- ^ Сикхское обозрение, тома 42–43, выпуски 491–497 . Сикхский культурный центр. 1994. стр. 15–16.
- ^ Радж Пал Сингх (2004). Сикхи: их пятисотлетнее путешествие . Пентагон Пресс. стр. 22, 23. ISBN. 9788186505465 .
- ^ Сурджит Сингх Ганди (2007). Пересказ истории сикхских гуру: 1606–1708 гг . н.э. Atlantic Publishers & Dist. п. 52. ИСБН 9788126908585 .
- ^ Джасбир Сингх Сарна (2014). Сикхские святыни в Джамму и Кашмире . п. 28. ISBN 9788186741306 .
- ^ Сурджит Сингх Ганди (2007). Пересказ истории сикхских гуру: 1606-1708 гг . н.э. Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 506. ИСБН 9788126908592 .
- ^ Джозеф Дэйви Каннингем , HLO Garrett (2012). История сикхов от происхождения нации до битв при Сатледже . Азиатские образовательные услуги . п. 57. ИСБН 9788120609501 .
- ^ Жак, Тони (2007). Словарь сражений и осад . Издательская группа Гринвуд. п. 860. ИСБН 978-0-313-33536-5 . Проверено 31 июля 2010 г.
- ^ Происхождение и развитие сикхизма. Далбир Сингх Диллон, стр. 121 «В 1632 году нашей эры Шах Джахан возобновил свою религиозную политику и издал ... в соответствии с его политикой Гурдвара и Баоли в Лахоре были разрушены, а на их месте была возведена мечеть. "
- ^ Jump up to: а б с д Арвинд-Пал Сингх Мандаир (2013). Сикхизм: Путеводитель для растерянных . А&С Черный . стр. 48–49. ISBN 9781441117083 .
- ^ Jump up to: а б Каннингем, Джозеф Дэйви. История сикхов (изд. 1853 г.). Лондон: Джон Мюррей. п. 55.
- ^ Каннингем, Джозеф Дэйви. История сикхов (изд. 1853 г.). Лондон: Джон Мюррей. п. 53.
- ^ Гуджрал, Маниндер С. (19 декабря 2000 г.). «ЧАНДУ ШАХ» . Сикхская энциклопедия . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ «Чанду Шах — СикхиВики, бесплатная сикхская энциклопедия» . www.sikhiwiki.org . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Сингх, Сангат (2010). Сикхи в истории (2-е изд.). Братья Сингх. п. 48. ИСБН 978-8172052768 .
- ^ Харбанс Каур Сагу (2001). Банда Сингх Бахадур и суверенитет сикхов . Глубокие и глубокие публикации. п. 38. ISBN 9788176293006 .
- ^ «Купи-мой Пири» . IMDB .
- ^ Моне, Джаз (7 сентября 2023 г.). «Carpe omnia: Даллас Ковбойз намерены «захватить все» в 2023 году» . Внутри Звезды . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ Каур, Камалджит (7 сентября 2023 г.). «Команда «Даллас Ковбойз» Национальной футбольной лиги Америки поместила на футболку изображение генерала Хари Сингха Налуа» [Команда «Даллас Ковбойз» Национальной футбольной лиги Америки поместила на футболку изображение генерала Хари Сингха Налуа]. Представитель Розаны (на пенджаби) . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ Гелькен, Майкл (7 сентября 2023 г.). «Что такое Carpe Omnia? Тема «Ковбоев» Майка Маккарти на 2023 год — о захвате всего» . Далласские новости . Проверено 8 сентября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доктор Харджиндер Сингх Дилгир (2012), ИСТОРИЯ СИКХА в 10 томах , Sikh University Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гуру Харгобинд (в архиве)