Притхи Чанд
Баба Притхи Чанд | |
---|---|
Притхи Чанд | |
Глава Мина секты | |
Предшественник | Нет (основатель) |
Преемник | Манохар Дас |
Персональный | |
Рожденный | 1558 Гойндвал, Тарн Таран, Пенджаб |
Умер | Апрель 1618 г. Хехар, Пенджаб |
Религия | сикхизм |
Супруг | Кармо |
Родители |
|
Секта | Мина (Михарван) |
Родственники | Баба Махадев (брат) Гуру Арджан (младший брат) |
Религиозная карьера | |
Базируется в | Хехар, Пенджаб Котха Гуру, Батинда, Пенджаб [ 1 ] |
Часть серии о |
сикхизм |
---|
Притхи Чанд , [ 2 ] также пишется как Прития , [ 3 ] был старшим сыном Гуру Рам Даса — четвертого Гуру сикхизма , и старшим братом Гуру Арджана — пятого Гуру. [ 4 ] [ 5 ] Он основал еретическую Мина . секту сикхизма [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Он хотел унаследовать должность сикхского гуру от своего отца, который вместо этого отдал предпочтение своему младшему сыну, 18-летнему Арджану Деву, и назначил его следующим гуру. Чанд был озлоблен и стал основателем одной из основных сект раннего сикхизма. стали называть эту подгруппу Минас , буквально «беспринципными негодяями». Его конкуренты [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Согласно Британской энциклопедии , Притхи Чанд был «явно враждебно» настроен по отношению к назначению своего брата Гуру. Его недобросовестные действия и поддержка злодеяний, совершенных империей Великих Моголов, не нашли одобрения у Гуру Рам Даса, который даровал пост Гуру Арджану. [ 7 ] Современные ученые называют его движение одной из неортодоксальных сект, возникших в истории сикхизма. [ 8 ]
Чанд был опытным религиозным поэтом, однако он не использовал свои таланты во благо. [ 8 ] Он создал параллельное писание, в которое вошли гимны ранних Гуру и его собственные стихи. Его духовные беседы использовали учения сикхских гуру, но были направлены на привлечение его собственных последователей и официальную поддержку Империи Великих Моголов . Его последователи силой и тайными методами получили контроль над священным городом сикхов Амритсаром и соседним регионом, а Гуру Харгобинд – шестой гуру сикхизма – был вынужден переместить свое гуру в предгорья Гималаев Шивалик. [ 9 ] Чанд и его последователи пытались основать свое собственное гуру, противостоя Гуру Арджану и Гуру Харгобинду как официальным последователям Гуру Нанака – основателя сикхизма. [ 4 ] Считается, что его поэтические способности и использование гимнов Гуру Нанака в своих скрытых целях, вероятно, побудили Гуру Арджана составить официальную первую рукопись Ади Грантха . [ 8 ]
Притхи Чанд и его последователи предприняли ожесточенную попытку противостоять Гуру Арджану на протяжении трех поколений. Он вступил в сговор с Чанду Шахом , чиновником из Лахора, против Гуру по предложению его жены Кармо. [ 10 ] В современном сикхизме последователи и движение, возглавляемые Притхи Чандом, считаются «инакомыслящими». [ 5 ] В житиях и истории сикхов Чанд обвиняется в попытке отравить Харгобинда, когда тот был маленьким мальчиком. Он и его потомки - его сын Манохар Дас (Мехарбан) и сын Мехрбана Харджи (Хариджи) вступили в сговор с мусульманскими лидерами, такими как Сулахи Хан, чтобы причинить вред и положить конец более поздним сикхским гуру, а также помешать им войти в Амритсар. [ 4 ] [ 5 ] [ 8 ] Однако литература Минаса не поддерживает эти обвинения, напротив, представляя Чанда как преданного сторонника Гуру Арджана и предполагая вероятную «предвзятость» против Чанда. [ 8 ]
Смерть и преемник
[ редактировать ]Притхи Чанд основал свою гуру в Котха-Гуру (около 35 километров к северо-востоку от Батинды ). Он умер там в 1618 году. [ 8 ] Его сын Манохар Дас, широко известный как Мехарбан, был привязан как к своему отцу Притхи Чанду, так и к своему дяде Гуру Арджану. Мехарбан стал преемником общины сикхов, возглавляемой Чандом. Он также обладал литературным талантом и «светилой среди средневековых сикхских и пенджабских литераторов», как утверждает Сьян, и сочинял гимны под псевдонимом Притхи Чанд. [ 8 ] Притхи Чанд и его ранняя сикхская секта утверждали, что у них есть « Гуру Харсахай поти» , самое раннее составленное сикхское писание со времен Гуру Нанака. [ 11 ] Согласно литературе сикхов Михарвана, поти был подарен Притхи Чанду Гуру Арджаном, и отчасти это было причиной, по которой они заявляли о подлинности своих гимнов и движения. [ 12 ]
Мехарбан был ответственен за подстрекательство императора Великих Моголов Шаха Джахана против Гуру Харгобинда, что привело к Ранним Моголо-сикхским войнам , так же, как его отец до него подстрекал императора Джахангира против Гуру Арджана. [ 13 ]
Наследие
[ редактировать ]Войны Гуру Гобинд Сингха против мусульманских командиров и возвышение братства Хальса в конечном итоге положили конец контролю над Амритсаром последователей Притхи Чанда. После этого его движение и секта «Минас» практически вымерли. [ 5 ] По словам Гуриндера Сингха Манна, содхи Гуру Харсахай (35 километров к западу от Фаридкота ) и региона малва являются потомками движений Притхи Чанд и Михарван. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энциклопедия сикхизма, Том 3 . Патиала: Пенджабский университет. 1992–1998 гг. п. 371. ИСБН 978-8173801006 .
- ^ «ПРИТИ ЧАНД, БАБА» . Сикхская энциклопедия . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ Диллон, Далбир Сингх (1998). Сикхизм, происхождение и развитие . Atlantic Publishers & Distri. п. 102.
- ^ Jump up to: а б с д и Хардип Сингх Сян (2014). Пашаура Сингх и Луи Э. Фенек (ред.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 171–172. ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Минас, Масандс, Дхир Малиас, Рам Райяс , Обзор мировых религий, PHILTAR, Университет Камбрии (2011)
- ^ История сикхов из персидских источников: переводы основных текстов . Дж. С. Гревал, Ирфан Хабиб, Конгресс истории Индии. Сессия. Нью-Дели: Тулика. 2001. с. 5. ISBN 81-85229-17-1 . OCLC 47024480 .
Автор «Дабистана» обращает внимание на притязания Притхи Чанда и его потомков. Фактически он говорит, что после смерти Гуру Арджана его брат Притья стал Гуру, а его последователи называли его «Гуру Михарбан». На самом деле, Притхи Чанду наследовал его сын Михарбан в качестве седьмого Гуру. На момент написания Дабистана «Гуру Харджи» был преемником Михарбана. Преемники и последователи Притхи Чанда считали себя бхагатами или преданными Бога, но последователи Гуру Харгобинда, который тоже претендовал на пост гуру вместо своего отца, называли их мина, что было упреком. Бхаи Гурдас смотрит на Притхи Чанда и его преемников как на «бунтовщиков» и «ложных гуру»; он осуждает мины в самых ярких выражениях во всем Вааре.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Притхи Чанд: лидер сикхских повстанцев , Британская энциклопедия
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хардип Сингх Сян (2013). Сикхская воинственность в семнадцатом веке: религиозное насилие в Моголов и Индии раннего Нового времени . ИБТаурис. стр. 49–55. ISBN 978-1-78076-250-0 .
- ^ Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 638–639. ISBN 978-0-19-100411-7 .
- ^ СИНХ, КУЛДЖИТ. СИНГХ, ХАРДЖИНДЕР (2018). ШРИ ГУРУ АРДЖАН ДЕВ ДЖИ – КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ . [Sl]: ИЗДАТЕЛЬСТВА АКААЛ. стр. 60–61. ISBN 978-1-9996052-0-9 . OCLC 1253473111 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Арвинд-Пал С. Мандейр; Кристофер Шекл; Гурхарпал Сингх (2013). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Тейлор и Фрэнсис. стр. 20–22. ISBN 978-1-136-84634-2 .
- ^ Jump up to: а б Гуриндер Сингх Манн (2001). Создание сикхских писаний . Издательство Оксфордского университета. стр. 33–35. ISBN 978-0-19-513024-9 .
- ^ Диллон, Далбир Сингх (1988). Сикхизм: зарождение и развитие . Atlantic Publishers & Distributors Pvt Limited. стр. 118–125.