Банди Чхор Дивас
Банди Чхор Дивас | |
---|---|
![]() Праздничный фейерверк в гурдваре Хармандир Сахиб на острове Банди Чхор. | |
Наблюдается | сикхи |
Тип | Религиозный |
Значение | Освобождение Гуру Харгобинда и 52 королей из контролируемого Великими Моголов форта Гвалиор |
Обряды | Освещение Дия , фейерверки, молитвы, нагар-киртан , лангар |
Дата | Амавасья Картики |
Дата 2023 года | 12 ноября |
Частота | Ежегодный |
Связано с | Дивали , Дивали (джайнизм) , Тихар , Сванти , Сохрай , Бандна |
Часть серии о |
сикхизм |
---|
![]() |
Банди Чхор Дивас ( панджаби : ਬੰਦੀ ਛੋੜ ਦਿਵਸ ( Гурмукхи ) ; что означает «День освобождения» ) — сикхский праздник, посвященный дню, когда шестой гуру сикхов, Гуру Харгобинд и 52 индуистских короля были освобождены из форта Гвалиор , которые были заключены в тюрьму Император Великих Моголов Джахангир . Император Джахангир несколько месяцев держал 52 короля в форте Гвалиор.Гурдвара Дата Банди Чхор Сахиб находится на месте интернирования Гуру в Форте. Этот день приходится на осень и часто совпадает с индуистским Дивали , фестивалем огней, который отмечается в Пенджабе и остальной части Индии . Исторически сложилось так, что со времен третьего сикхского Гуру Амар Даса сикхи и индуисты того времени использовали Дивали, Вайсакхи и другие подобные фестивали, чтобы собираться в резиденции Гуру. [1] [2] [3] В 2003 году сикхские религиозные лидеры и комитет Широмани Гурдвара Парбандхак во главе с профессором Кирпалом Сингхом Бадунгаром официально включили этот день в календарь Нанакшахи . [4]
Банди Чхор Дивас отмечается освещением домов и гурдваров , праздничными шествиями ( нагар-киртан ) и лангаром (общей кухней). Это важный сикхский праздник наряду с Вайсакхи , Хола Мохаллой и Гурпурабом . [4] [5]
Описание
[ редактировать ]Банди Чхор Дивас отмечался, когда Гуру Харгобинд был освобожден из тюрьмы Гвалиора с 52 заключенными и принцами, державшимися за его одежду или плащ 52 веревками. Гуру вывел всех 52 невинных правителей в безопасное место без каких-либо признаков войны или сражения. В дополнение к Нагар Киртану (уличному шествию) и Акханд Паатху (непрерывному чтению Гуру Грантха Сахиба ), Банди Чхор (Шодх) Дивас отмечается фейерверком. Шри Хармандир Сахиб, как и весь комплекс, украшен тысячами мерцающих огней. Гурдвара организует непрерывное пение киртанов и приглашает специальных музыкантов. Сикхи считают это событие важным временем для посещения Гурдвара и проведения времени со своими семьями. [6]
История и значение
[ редактировать ]
Отец Гуру Харгобинда Сахиба, Гуру Арджан Дев, был арестован по приказу императора Великих Моголов Джахангира , и ему было предложено принять ислам. [7] [8] Его отказ привел к его пыткам и казни в 1606 году нашей эры. [7] [9] Это событие является определяющим моментом в истории Индии и сикхов, как мученическая смерть Гуру Арджана. [7] [10] После казни Гуру Харгобинд сменил своего отца на посту следующего Гуру сикхов. [7] [11] [12]
Гуру Харгобинд 24 июня 1606 года в возрасте 11 лет был коронован как шестой сикхский гуру. [13] [14] На церемонии преемственности он надел два меча: один указывал на его решимость сохранить духовную власть ( пири ), а другой — на его светскую власть ( мири ). [15] Из-за казни Гуру Арджана императором Великих Моголов Джахангиром Гуру Харгобинд выступил против притеснения правления Великих Моголов. Он посоветовал сикхам и индусам вооружиться и сражаться. [16] Смерть его отца от рук Джахангира побудила его подчеркнуть военный аспект сикхской общины. [17]
Существуют разные версии того, как Джахангир заключил Гуру в тюрьму в форте Гвалиор. Одна из версий предполагает, что когда Муртаджа Хан, наваб Лахора, заметил, что Гуру построил Шри Акал Тахат Сахиб, «Трон Всемогущего», в Амритсаре, а также усиливает свою армию, он сообщил об этом императору Великих Моголов Джахангиру. . Он также подчеркнул, что сикхский гуру готовился отомстить за пытки и мученическую смерть своего отца. Когда Джахангир узнал об этом, он сразу же послал Вазир-хана и Гунча-бека в Амритсар, чтобы арестовать Гуру Харгобинда.
Но Вазир Хан, который оказался поклонником Гуру Харгобинда, вместо того, чтобы арестовать его, попросил Гуру сопровождать их в Дели, сказав ему, что император Джахангир хочет встретиться с ним. Молодой Гуру принял приглашение и вскоре добрался до Дели, где Джахангир интернировал его в форте Гвалиор в 1609 году. Другая версия говорит о заключении Гуру Харгобинда в тюрьму под предлогом того, что штраф, наложенный на Гуру Арджана, не был уплачен сикхами и Гуру Харгобиндом. [18] Неизвестно, сколько времени он провел в заключении. Годом его освобождения, судя по всему, был либо 1611, либо 1612 год, когда Гуру Харгобинду было около 16 лет. [18] Персидские записи, такие как Дабистан и Мазахиб, предполагают, что он содержался в тюрьме между 1617 и 1619 годами в Гвалиоре, после чего Джахангир держал его и его лагерь под наблюдением мусульманской армии. [19] [20] По некоторым данным, Гуру Харгобинд после освобождения отправился в Амритсар, где люди праздновали праздник Дивали. Это важное событие в истории сикхов теперь называется фестивалем Банди Чхор Дивас . [21]
Галерея
[ редактировать ]- Гурдвара Шри Дата Банди Чхор Сахиб в форте Гвалиор .
- Сохранившаяся чола Гуру Харгобинда в деревне Гудани Калан, которую он, как полагают, носил. У него 52 хвостика или угла, соответствующие описанию в истории его выпуска.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильям Оуэн Коул; Пиара Сингх Самбхи (1995). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. стр. 135–136. ISBN 978-1-898723-13-4 . [ постоянная мертвая ссылка ] , Цитата: «Со времен Гуру Амар Даса у сикхов было принято собираться перед своим Гуру во время трех самых важных индуистских праздников - Вайсакхи, Дивали и Маха Шиваратри».
- ^ Кэтлин Койпер (2010). Культура Индии . Издательская группа Розен. п. 127. ИСБН 978-1-61530-149-2 .
- ^ Элеонора Несбитт (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 28–29, 59. ISBN. 978-0-19-874557-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Элеонора Несбитт (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 6, 122–123. ISBN 978-0-19-874557-0 .
- ^ Взгляды на сикхизм майора Нахара Сингха Джаванды.
- ^ Никки-Гуниндер Каур Сингх (2011). Сикхизм: Введение . ИБТаурис. п. 86. ИСБН 978-0-85773-549-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Пашаура Сингх (2005), Понимание мученичества Гуру Арджана. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , Журнал Философского общества, 12 (1), страницы 29–62.
- ^ Кулатунгам, Лиман (2012). Квест: Христос среди поисков . Випф. стр. 175–177. ISBN 978-1-61097-515-5 .
- ^ Джахангир, император Индостана (1999). Джахангирнама: Мемуары Джахангира, императора Индии . Перевод Такстона, Уиллер М. Издательство Оксфордского университета. п. 59. ИСБН 978-0-19-512718-8 .
- ^ Луи Э. Фенек, Мученичество в сикхской традиции, Oxford University Press, стр. 118-121.
- ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало Пресс. п. 20 (Смерть Арьяна). ISBN 9780810863446 .
Правители Великих Моголов Пенджаба, очевидно, были обеспокоены ростом Панта, и в 1605 году император Джахангир сделал запись в своих мемуарах « Тузук-и-Джахангири » о поддержке Гуру Арджаном его мятежного сына Хосро. Он писал, что слишком много людей убедились в его учении, и если Гуру не станет мусульманином, Пантх придется уничтожить. Джахангир считал, что Гуру Арджан был индусом, который притворялся святым, и что он уже давно подумывал о том, чтобы заставить Гуру Арджана принять ислам, иначе его ложное ремесло должно быть прекращено в течение длительного времени. Власти Великих Моголов, похоже, несут ответственность за смерть Арьяна под стражей в Лахоре, и это можно принять как установленный факт. Наступила ли смерть в результате казни, в результате пыток или утопления в реке Рави, остается невыясненным. Для сикхов Арджан – первый мученик Гуру.
- ^ WH Маклеод (1989). Сикхи: история, религия и общество . Издательство Колумбийского университета. стр. 26–51 . ISBN 978-0231068154 .
- ^ Луи Э. Фенек, Мученичество в сикхской традиции, Oxford University Press, страницы 118-121
- ^ HS Singha (2009), Сикхские исследования, Книга 7, Hemkunt Press, ISBN 978-8170102458 , страницы 18-19.
- ^ HS Syan (2013), Сикхская воинственность в семнадцатом веке, IB Tauris, ISBN 978-1780762500 , страницы 48-55.
- ^ В.Д. Махаджан (1970). Мусульманское правление в Индии . С. Чанд, Нью-Дели, стр.223.
- ^ Филлис Дж. Джестис (2004). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия, Том 1 . АВС-КЛИО . стр. 345, 346. ISBN. 9781576073551 .
- ^ Перейти обратно: а б Арвинд-Пал Сингх Мандаир (2013). Сикхизм: Путеводитель для растерянных . А&С Черный . п. 48. ИСБН 9781441117083 .
- ^ Фауджа Сингх. Харбанс Сингх (ред.). ХАРГОБИНД ГУРУ (1595-1644) . Пенджабский университет Пенджаби. ISBN 978-8173802041 . Проверено 7 декабря 2015 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Сикхское обозрение, тома 42–43, выпуски 491–497 . Сикхский культурный центр. 1994. стр. 15–16.
- ^ Элеонора Несбитт (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 28–29, 59, 120–131. ISBN 978-0-19-874557-0 .