Дивали (джайнизм)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2024 г. ) |
Дивали | |
---|---|
Наблюдается | Джайны |
Тип | Религиозный, Индия (национальный праздник) |
Значение | Мокша Махавира Свами |
Торжества | Посещение джайнского храма |
Обряды | Молитвы, религиозные ритуалы |
Дата | Амавасья Картики |
Частота | Ежегодный |
Связано с | Дивали , Банди Чхор Дивас , Тихар , Сванти , Сохрай , Бандна |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Дивали в джайнизме отмечает годовщину нирваны (окончательного освобождения) или освобождения души Махавиры , двадцать четвертого и последнего джайнского тиртханкары нынешней космической эпохи . Он отмечается одновременно с индуистским праздником Дивали . Дивали знаменует собой конец года для джайнов, а также отмечает кончину их двадцать четвертого Тиртханкара Махавиры и его достижение мокши. [1]
История
[ редактировать ]Махавира достиг мокши (освобождения) в этот день в Павапури 15 октября 527 г. до н.э., в , что Чатурдаши Картики подтверждено Тильяпаннатти из Ятивришабхи . [ нужна ссылка ]
Махавира, 24-й Тиртханкара этой эпохи, оживил джайнскую дхарму . Согласно традиции, главный ученик Махавиры , Ганадхара Гаутама Свами, также достиг всеведения, то есть абсолютного или полного знания ( Кевала Джняна ) в этот день, что сделало Дивали одним из самых важных джайнских праздников. [ нужна ссылка ]
Махавира достиг нирваны на рассвете амавасьи ( новолуния). Согласно Шветамбары тексту «Кальпасутра» , там присутствовало множество богов, освещающих тьму. [2] Следующая ночь была абсолютно черной, без света богов и луны. Чтобы символически сохранить свет знаний своего хозяина:
16 царей Ганы, 9 Малла и 9 Личчхави из Каси и Косала осветили свои двери. Они сказали: «Поскольку свет познания угас, мы пренебрегаем обычными материями» («गये भवुज्जोये, दव्वुज्जोयं करिस्सम ो»).
Дипавали упоминается в джайнских дата нирваны Махавиры книгах как . Фактически, самое старое упоминание Дивали — это родственное слово дипаликая, которое встречается в Харивамса-пуране , написанной Ачарьей Джинасеной. [3] и составлен в эпоху Шака Самват в 705 году.
Тогда мир каждый год отмечал знаменитую Дипалика-ятру в Индии.
Готов поклоняться Господу Джинов, получателю славы и преданности Джинандра-нирваны.
татастух локах пративаршам адарат
Прасиддха-дипаликая-атра бхарате
самудйатах пуджайитум джинешварам
джинендра-нирвана вибхути-бхактибхак
Перевод: В честь этого события боги осветили Паванагари лампами. С этого времени жители Бхарата отмечают знаменитый праздник «Дипалика», чтобы поклоняться Джинендре (то есть Господу Махавире) по случаю его нирваны.
Дипаликая примерно переводится как «свет, покидающий тело». [4] Дипалика, которую можно примерно перевести как «великолепный свет ламп», используется как синоним слова «Дивали». [ нужна ссылка ]
Джайнский Новый год
[ редактировать ]Джайнский год начинается с Пратипады, следующей за Дивали. Джайнский календарь известен как Вира Нирвана Самват , и их 2501 год начался с Дивали 1974 года. Джайнские бизнесмены традиционно начинают свой отчетный год с Дивали. Отношения между эпохами Вира и Шака даны в «Титтогали Паинная и Дхавалаа» Ачарьей Вирасеной :
Пять месяцев и пять жилищ подобны шести жилищам |
париниввуасс арихито и уппанно саго райя||
Таким образом, Нирвана произошла за 605 лет и 5 месяцев до эры Сак.
Праздник
[ редактировать ]Утром Дивали предлагается Нирван Ладу после молитвы Господу Махавире во всех джайнских храмах по всему миру. [4] Самый важный принцип джайнов — ахимса, или ненасилие; поэтому они стараются избегать петард во время Дивали, поскольку они могут нанести вред живым организмам. Дивали празднуется в атмосфере строгости, простоты, безмятежности, справедливости, спокойствия, благотворительности, филантропии и экологического сознания. Джайнские храмы, дома, офисы и магазины украшены огнями и диями. Родственники раздают друг другу сладости. Огни символизируют знание и устранение невежества. Светамбарские джайны соблюдают двухдневный пост в память об покаянии и жертвоприношении Махавиры. В храмах и домах преданные поют гимны и мантры из джайнских религиозных текстов во славу Тиртханкара, собираются для молитв и декламируют стихи из Уттарадхьяян-сутры, которые содержат последние учения Махавиры. В этот особый день джайны также посещают Павапури и Наланду в Бихаре, чтобы вознести свои молитвы. Джайнский год начинается с Пратипады, на следующий день после Дивали. [5]
Еще одна давняя традиция — покупать новые бухгалтерские книги или книги, чтобы принести удачу и процветание в новом году. [6]
Ссылки
[ редактировать ]Цитирование
[ редактировать ]- ^ Бхалла, Картар Синг (2005). Давайте узнаем фестивали Индии . Звездные публикации. п. 13. ISBN 9788176501651 . Проверено 6 мая 2017 г.
- ^ Якоби, Герман (1884). Священные книги Востока . Том. 22: Гаина-сутры, часть I.
- ^ Академи, Сахитья (1988). Энциклопедия индийской литературы . Том. 2. Сахитья Академия. ISBN 81-260-1194-7 .
- ^ Jump up to: а б Financial Express и Джайн Дивали .
- ^ «Дивали в джайнской дхарме» . Таймс оф Индия . 26 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2011 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ «Приходите на Дивали, торговцы заполняют этот магазин канцелярских товаров в Бангалоре» . Новый Индийский экспресс . Проверено 13 января 2023 г.
Источник
[ редактировать ]- Дар, Вайшали (27 октября 2019 г.). «Дивали 2019: джайны отмечают этот день как нирвану Господа Махавиры» . Финансовый экспресс . Проверено 7 ноября 2019 г.