Арихант (джайнизм)
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Арихант ( джайнский пракрит : अरिहन्त , санскрит : अर्हत् архат , букв. «завоеватель») — это джива ( душа ), победившая внутренние страсти, такие как привязанность, гнев, гордость и жадность. Уничтожив четыре враждебные кармы , они осознают чистое «я». [1] Арихантов также называют кевалинами ( всеведущими существами), поскольку они обладают кевала-джняной (чистым бесконечным знанием). [2] [3] Ариханта (« победитель также называют джина »). В конце своей жизни ариханты уничтожают оставшиеся кармы , достигают мокши (освобождения) и становятся сиддхами . Ариханты имеют тело, а сиддхи — это бестелесный чистый дух. Мантра Намокара , основная молитва, посвященная Панча-Парамешхи (пяти верховным существам), начинается с Намо арихантанам , «поклонения арихантам».
Говорят, что кевалины — всеведущие существа — бывают двух видов. [2]
- Тиртханкара кевали : 24 человека-духовных наставника, которые после достижения всеведения учат пути к спасению. [4]
- Саманья кевали : Кевалины , озабоченные своим собственным освобождением.
По мнению джайнов, каждая душа имеет потенциал стать арихантом . Душа, которая уничтожает все кашайи , или внутренние враги, такие как гнев , эго, обман и жадность , ответственные за сохранение невежества, становится арихантом . [1]
Философия
[ редактировать ]Согласно джайнским текстам, всезнание достигается за счет разрушения четырех типов карм – вводящих в заблуждение, затуманивающих знание, затуманивающих восприятие и препятствующих карм – в указанном порядке. [5] свободны от следующих восемнадцати несовершенств: ариханты Говорят, что [6]
- джанма – (пере)рождение
- джара – старость
- триша – жажда
- кшудха – голод
- висмайя – изумление
- смотреть - неудовольствие
- kheda – regret
- рога – болезнь
- Шока – горе
- мада – гордость
- моха – заблуждение
- бхайа – страх
- нидра – сон
- чинта – тревога
- Сведа – пот
- рага – привязанность
- двеша – отвращение
- марана – смерть
Всезнание
[ редактировать ]В джайнизме всезнание считается бесконечным, всеохватывающим знанием, которое отражает, как бы в зеркале, все субстанции и их бесконечные виды, простирающиеся через прошлое, настоящее и будущее. [7] Согласно джайнским текстам, всеведение является естественным атрибутом чистых душ. Самодостигающее всеведение становится кевалином . Пандит Банарасидас в Самайсаар Натак описывает Всеведущую душу как: [8]
Jog dhaari Jog Saun разные,
Бесконечно умноженный Кевальжнани.Тасу хридаи-драхасаун никаси,Саритасам хай шрута-синдху самани.Йате Анант Наятам Лаччан, Описана теория истинной формы.Будда лакхай на лакхай дурбудда,
Сада джагмаанхи джагай джинвани ।।3।।
Значение : Всеведущий Господь обладает совершенным и полным знанием. У него есть физическая форма, но он отделил себя от материального тела. Из Его сердечного озера река вышла в форме духовных проповедей и слилась с океаном Священных Писаний. Поэтому такие доктрины называются окончательной истиной, охватывающей бесконечное количество частичных точек зрения. Стремящиеся души в конечном итоге признают такие принципы. Глупые, неверные люди не способны распознать такую истину. Да восторжествует во вселенной такое Всеведущее знание Арихантов!
Четыре бесконечности ( ананта чатуштайа ): [6]
- ананта-гьяна , бесконечное знание
- ананта даршана , совершенное восприятие вследствие разрушения всех карм даршанаварания
- ананта сукха , бесконечное блаженство
- ананта вирья – бесконечная энергия
Тиртханкарас
[ редактировать ]Тех арихантов , которые восстанавливают джайнскую веру, называют тиртханкарами . Тиртханкары оживляют сангху , четырехчленный порядок, состоящий из святых мужчин ( садху ), святых женщин ( садхви ), мужчин-домохозяев ( шравака ) и женщин-домохозяек ( шравика ).
Первым тиртханкарой текущего временного цикла был Ришабханатха , а двадцать четвертым и последним Тиртханкарой был Махавира , живший с 599 по 527 год до нашей эры.
В джайнских текстах упоминаются сорок шесть атрибутов арихантов или тиртханкаров . Эти атрибуты включают четыре бесконечности ( ананта чатуштая ), тридцать четыре чудесных события ( атишая ) и восемь великолепий ( пратихарья ). [6]
Восемь великолепий ( пратихарья ): [9]
- ашокаврикша – дерево Ашока
- симхасана – украшенный драгоценностями трон
- чатра – трехъярусный навес
- бхамадал – ореол непревзойденной яркости
- дивья дхвани – божественный голос Господа без движения губ
- пушпаварша – душ ароматных цветов
- камара – размахивание шестьюдесятью четырьмя величественными веерами
- дундубхи – приятный звук литавр и других музыкальных инструментов.
Освобождение
[ редактировать ]Во время нирваны (окончательного освобождения) арихант сбрасывает оставшиеся четыре агати-кармы :
- Нама (формирование физической структуры) карма
- Готра (формирование статуса) карма
- Ведния (причинение боли и удовольствия) карма
- Аюшья (определяющая продолжительность жизни) карма
Эти четыре кармы не затрагивают истинную природу души и поэтому называются агати-кармами .
Поклонение
[ редактировать ]В мантре Намокара, Намо Арихантанам, Намо Сиддханам , джайны поклоняются сначала арихантам, а затем сиддхам , хотя последние являются совершенными душами, уничтожившими все кармы, но ариханты считаются находящимися на более высокой духовной ступени, чем сиддхи . Поскольку сиддхи достигли окончательного освобождения, они, вероятно, не доступны напрямую, но могут быть достигнуты благодаря мудрости, которую они передали. Однако ариханты доступны для духовного руководства человеческим обществом вплоть до их нирваны. В « Дравьясамграхе» , главном джайнском тексте , говорится:
Уничтожив четыре враждебных вида кармы ( гхатия кармы ), обладая бесконечной верой, счастьем, знанием и силой и обосновавшись в наиболее благоприятном теле ( парамаударика шарира ), следует медитировать на эту чистую душу Мирового Учителя (Ариханта).
- Дравьясамграха (50) [10]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сангаве 2001 , с. 15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сангаве 2001 , с. 16.
- ^ Сангаве 2001 , с. 164.
- ^ Рэнкин 2013 , с. 40.
- ^ Джайн, Ю.А. (1960). Реальность . Вира Шасана Сангха. п. 282.
Отсутствие авторских прав
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джайн 2014 , с. 3.
- ^ Джайн 2014 , с. 2.
- ^ Банараши Дас. Самайасар Натак .
- ^ Джайн 2013 , с. 181.
- ^ Джайн 2013 , с. 177.
Ссылки
[ редактировать ]- Джайн, Виджай К. (2013). Дравьясамграха Ачарьи Немичандры . Принтеры Викальп. ISBN 9788190363952 .
Без авторских прав
- Джайн, Виджай К. (26 марта 2014 г.), «Истопадеша» Ачарьи Пуджьяпады – золотой дискурс , Vikalp Printers, ISBN 9788190363969
- Рэнкин, Эйдан (2013), «Глава 1. Джайнс-джайнизм и джайнизм», « Живой джайнизм: этическая наука» , John Hunt Publishing, ISBN 978-1780999111
- Сангаве, Вилас Адинатх (2001), Аспекты джайнской религии (3-е изд.), Бхаратия Джнанпитх, ISBN 81-263-0626-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Арихантом (джайнизмом) в Wikiquote