Бхактамара Стотра
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2016 г. ) |
Бхактамара Стотра | |
---|---|
Информация | |
Религия | Джайнизм |
Автор | Ачарья Манатунга |
Язык | санскрит |
Период | 7 век н.э. |
Стихи | 48 (первоначально 52) стихов согласно секте дигамбара и 44 стиха (первоначально согласно древним писаниям) согласно секте шветамбара. |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Бхактамара Стотра ( санскрит : भक्तामरस्तोत्र , латинизированный : bhaktāmara-stotra , букв. «Гимн бессмертного преданного») — джайнский религиозный гимн ( стотра ), написанный на санскрите . Его автором был Манатунга (7 век н. э.). [1] Дигамбары считают , что в нем 48 стихов, а шветамбары считают, что он состоит из 44 стихов. [2]
Гимн восхваляет Ришабханатху первого Тиртханкара джайнизма , в этом временном цикле.
Авторство
[ редактировать ]Бхактамара Стотра была написана Манатунгой в VI веке нашей эры. [3] Легенды дигамбаров связывают Манатунгу с правителем по имени Михира Бходжа . Однако Манатунга, вероятно, жил за несколько столетий до Бходжи. Некоторые ученые идентифицируют его как Кшапанаку, одного из Наваратн при дворе легендарного Викрамадитьи . Неопознанный санскритский поэт Матанга, составитель «Брахаддеши» по теории музыки, возможно, также был тем же человеком.
Бхактамара Стотра была написана где-то в период Гуптов или после Гуптов, что делает Манатунгу примерно современником других наваратн, таких как Калидаса и Варахамихира . Несколько мест возле Бхопала и Дхара традиционно ассоциируются с Манатунгой. [ нужна ссылка ]
Существует несколько легенд, представленных разными монахами Шветамбара . Самый популярный из них изображен в «Прабандхе Чинтамани», написанном Ачарьей Мерутунгасури в 1305 году нашей эры. Согласно легенде, два учёных Бана Пандит и Маюра Пандит были членами двора царя Бходжи. Говорят, что они сделали возможными сверхчеловеческие вещи благодаря своим мантрическим силам . Для иллюстрации этого утверждения приведем два примера. Маюра Пандит поклонялся Богу Солнца сочиненным им гимном, известным как Сурья Шатака. Он вылечился от проказы, которой страдал из-за проклятия сестры. Он был благословлен Богом Солнца, когда сочинил шестой стих. Завидуя ему, Бана Пандит отрубил ему руки и ноги и воспринял это как вызов заставить богиню Чанди благословить его в 6 буквах. Затем он сочинил Чанди Сатаку , и его конечности отросли еще до того, как он произнес шестую букву. Король был доволен ими обоими. После этого придворные сказали царю, что Шветамбара Джайн Ачарья не обладал такими мантрическими способностями. и что они должны быть изгнаны из королевства. В то время Ачарья Манатунгсури проповедовал джайнизм в этом регионе. Его вызвали ко двору короля и поставили задачу доказать величие Тиртханкараса или в противном случае покинуть королевство. Ачарья Манатунгсури ответил: «Наш Господь, свободный от любви и ненависти, не творит чудес. Однако это делают его помощники-полубоги». После этого Манатунгсури заковал себя в 44 цепи и встал за джинаалаем (джайнским храмом), лицом к его задней стороне. Затем он сочинил « Бхактамара Стотру» , и с каждым написанным им стихом срезались одни оковы. К тому времени, как он закончил все 44 стиха, храм повернулся лицом к Ачарье Манатунгсури. Он стоял лицом к лицу с храмом, и все оковы были сняты. Это необыкновенное зрелище подтвердило мантрические силы, которыми обладали монахи Шветамбары . Этот рассказ очень подробно описан в Ачарьи Мерутунгасури «Прабандх Чинтамани» . [4] [5]
Согласно дигамбарской легенде, Манатунга сочинил этот гимн, будучи закованным в цепи и заключенным в тюрьму царем Бходжей. Завершая каждый стих, он приближался к освобождению, например, к разрыву цепи или чудесному открытию тюремной двери. Манатунга был свободен, когда все стихи были закончены. [ нужна ссылка ]
Гимн признан как дигамбарской , так и шветамбарской сектами джайнизма. Дигамбары читают 48 стихов, а шветамбары – 44 стиха. Последние считают, что 4 стиха (стихи 32, 33, 34 и 35, как в версии из 48 стихов) были добавлены позже и называются вставными стихами. [6] Известно, что они не отказываются от их прочтения. Однако шветамбары считают, что Манатунгасури составил всего 44 стиха, а остальные были вставлены позже. Поэтому шветамбары включили их в приложение. [2]
Самая старая сохранившаяся рукопись на пальмовом листе (датированная 1332 годом нашей эры), иллюстрирующая эту стотру, находится в Библиотеке Патана . [2] По мнению шветамбарских муртипуджаков , он состоит всего из 44 стихов . Некоторые ученые полагают, что изначально в нем было 44 стиха, основываясь на том факте, что в секте Шветамбара всегда было больше святых и ученых, чем в их коллегах -дигамбарах , и что существует большая вероятность того, что они сохранили правильную версию.
Структура
[ редактировать ]Бхактамара Стотра имеет 44 строфы (вера Шветамбара) или 48 строф (вера Дигамбара). Каждая строфа состоит из четырех частей. В каждой части 14 букв. Полный панегирик состоит из 2464 (вера Шветамбара) или 2688 (вера Дигамбара) букв.
Бхактамара Стотра составлена размером васантатилака . Все четырнадцать слогов этого размера поровну разделены на короткие и длинные слоги, т.е. семь лагху и семь гуру, и это относится к группе размеров шаквари. [7]
Бхактамара Стотра читается как стотра (молитва) или поется как гимн , что несколько взаимозаменяемо.
Влияние
[ редактировать ]Бхактамара Стотра оказал влияние на другие джайнские молитвы, такие как Кальянамандира Стотра , посвященная двадцать третьему тиртханкаре , и Сваямбху Стотра , посвященная всем двадцати четырем Тиртханкарам. Дополнительные стихи здесь восхваляют всеведение Адинатхи . [8] [9]
Бхактамара Стотра широко изображен на картинах. [10] [11] Рукопись стотры на пальмовом листе 1332 года нашей эры, иллюстрирующая только 44 стиха (по мнению Шветамбараса ), хорошо сохранилась в библиотеке Патана. Считается, что это самая старая из сохранившихся рукописей. [2]
В храме Сангиджи в Санганере есть панель, иллюстрирующая каждый стих. В Бхарухе есть храм, часть которого посвящена Бхактамара Стотре и ее автору Манатунге. [12]
Преданные верят, что стихи Бхактамара Стотры мистическую диаграмму ( янтру обладают магическими свойствами, и связывают с каждым стихом ).
Современные переводы
[ редактировать ]Английский перевод был опубликован Виджаем К. Джайном в 2023 году. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джайн 2012 , с. xi.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Раджаяшасуришвара (1996). Бхактамара Даршан (на гуджарати). Шри Джайна Дхарма Пханда Пхедхи.
- ^ Орсини и Шофилд 1981 , с. 88.
- ^ Божественная Мистическая Джайнская Янтра Мантра Стотра (на санскрите). Харшадрейское наследие. 2004.
- ^ «Детали книги – электронная библиотека Джайн» . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ Джексон, Авраам Валентин Уильямс (1917). Индо-иранская серия .
- ^ Бхактамар Стотра: Песня спасения, ISBN 9788190082396
- ^ От А до Я джайнизма, ISBN 0810868210
- ^ Сваямбху Стотра: Поклонение двадцати четырех Тиртханкаров, ISBN 8190363972
- ^ «Бхактамар Мантры» . Архивировано из оригинала 24 января 2001 года . Проверено 19 марта 2007 г.
- ^ «Серия картин Сумант Шаха» . Greatindianarts.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2007 года.
- ↑ Шри Бхарух Тирт. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Джайн 2023 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Routledge , ISBN 0-415-26605-Х
- Джайн, Виджай К. (2012), Пурушартха Сиддхьюпая Ачарьи Амритчандры , Vikalp Printers, ISBN 9788190363945
- Джайн, Виджай К. (2023). Бхактамара Стотра Ачарьи Манатунги Бхактамара Стотра Ачарьи Манатунги Дехрадун: Принтеры Викальп. ISBN 978-93-5906-111-5 .
- Орсини, Франческа ; Шофилд, Кэтрин Батлер, ред. (1981), Рассказы и тексты: музыка, литература и выступления в Северной Индии , Издательство Open Book Publishers , ISBN 978-1-78374-105-2