Ислам и джайнизм
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
ислам и другие религии |
---|
Авраамические религии |
Другие религии |
Ислам и... |
Ислам и джайнизм взаимодействовали друг с другом на Индийском субконтиненте после частых исламских вторжений, а затем исламского завоевания и правления субконтинента, начиная с двенадцатого века нашей эры, когда большая часть северо-запада, севера и центральной Индии перешла под власть Делийского султаната. , а позднее Моголы ( народ Великих Моголов ) тюрко-монгольского происхождения.
Джайнизм и ислам имеют разные богословские предпосылки. [1] и их взаимодействие было неоднозначным: от религиозных преследований до взаимного признания. Джайны подвергались преследованиям во время и после мусульманских завоеваний Индийского субконтинента . [2] [3] Были существенные исключения, такие как император Акбар (1542–1605), чья предполагаемая религиозная терпимость из уважения к джайнам приказала освободить птиц из клеток и запретить убийство животных на джайнском фестивале Парьюсан. [4]
Джайнизм при мусульманских правителях
[ редактировать ]Мусульманские завоеватели и джайнские институты
[ редактировать ]Первая мечеть, построенная в Дели, «Кувват аль-Ислам» (недалеко от Кутб-Минара ), была построена после того, как джайнские храмы, построенные ранее при династии Томара, были насильственно преобразованы в мечети Мусульманским султанатом. [5] 27 джайнских храмов были снесены, чтобы построить эту мечеть, название которой переводится как «мощь ислама». Остатки храма были использованы как строительный материал для мечети. [6] Точно так же Джами Масджид в Кхамбате была построена на руинах джайнских храмов. [7]
В 782 году город Валлабхи , являвшийся важным джайнским центром, был разрушен тюркскими правителями Синда. [8] Махмуд Газни (1001 г.), Мохаммад Гори (1175 г.) и Алауд-дин Мухаммед Шах Халджи (1298 г.) имели интересные отношения с джайнской общиной. [9]

Храм Ибрагима в Бхадрешваре в Гуджарате, построенный в 1160 году нашей эры, был построен до исламского завоевания. На основании археологических данных Мехрдад Шокухи считает мусульманские памятники в Бхадрешваре самыми ранними мусульманскими памятниками в Индии. [10] с архитектурой, похожей на джайнские храмы на горе Абу. [ нужна ссылка ]
Джайнизм в Делийском султанате
[ редактировать ]Основатели и правители Делийского султаната, такие как Мохаммад Гори (1175 г.) и Алауддин Халджи (1298 г.), имели известные связи с джайнской общиной. [3]
Джинапрабха Сури (ум. 1333) пишет в своей « Вивидхатиртхакальпе » («Путеводитель по различным местам паломничества») о своих отношениях с Мухаммадом бин Туглуком (годы правления 1325–1351), султаном Дели . В двух главах, в которых обсуждаются его отношения с султаном (одна из которых на самом деле была написана его учеником), Джинапрабха отправляется в Дели, чтобы вернуть изображение, взятое из храма. Произведя впечатление на султана своим поэтическим чутьем и глубоким знанием различных религиозных и философских школ Индии. Во второй главе Джинапрабху вызывают обратно в Дели, чтобы уладить для султана некоторые религиозные вопросы. Получив изображение из сокровищницы султана, Джинапрабху проносят по городу на слоне в знак своего превосходства в дебатах. Он сопровождает султана в его военных кампаниях, а по возвращении получает в дар квартал города Туглукабад для джайнской общины, включая зал, в котором Джинапрабха будет преподавать. На фоне большой помпы и празднования джайнская община объявляется нашим автором процветающей и «так же, как когда правили индусы и времена были не такие плохие, славный Джинапрабхасури учил всех, кто к нему приходил, даже иноверцев, и все спешили служить ему». [11] Джинапрабха также добился указов (фирманов), позволяющих джайнам совершать паломничество целыми и невредимыми и без уплаты налогов (там же). Хотя храмы были осквернены, Джинапрабха говорит, что эти инциденты произошли из-за власти Темного века ( Кали-юги ), в котором такие вещи будут происходить. Он также говорит об этих осквернениях как о возможности заработать «бесконечные заслуги», восстанавливая храмы, что миряне делали с удовольствием. [12]
В дигамбарской традиции основание традиции Бхаттарака в ее современной форме (как монаха в оранжевых одеждах) часто приписывается Прабхачандре из Мула Сангха , Балаткара Гана Сарасвати Гаччха , который путешествовал из Паттаны (Гуджарат) в Дели , где он был помазан на церемонии первым Бхаттаракой Дели. Его пригласил правитель Дели, которого зовут Мухаммад бин Туглак . [13]
Джайнизм в период Великих Моголов
[ редактировать ]Будучи банкирами и финансистами, джайны имели значительное влияние на мусульманских правителей, но им редко удавалось вступить в политический дискурс, построенный на исламских категориях. [14]
некоторые джайнские обычаи и персонажи, повлиявшие на двор Великих Моголов в Акбаре Были задокументированы . Акбар почтил Хиравиджаю , лидера Шветамбара Тапа Гачча . [15] Они убедили императора запретить на шесть месяцев убой животных в Гуджарате, отменить конфискацию имущества умерших лиц, налог суджиджа ( джизья ) и сулку (возможно, налог на паломников), а также освободить птиц и заключенных в клетках. Говорят, что Акбар отказался от охоты и навсегда отказался от мяса, поскольку оно стало ему отвратительным. [15] Акбар также объявил «Амари Госана» запретом убийства животных во время джайнского фестиваля Парьюшаны и Махавира Джанмы Кальянака . Он отменил джизью из мест паломничества джайнов, таких как Палитана . Эти фермерские монеты также выпускались в 1592, 1594 и 1598 годах. [15] Джайнские монахи завоевали уважение императора Великих Моголов Джахангира. [16] и Шах Джахан . Акбар запретил убой животных вблизи важных джайнских мест во время Парьюшаны . [17]
В 1645 году могольский принц Аурангзеб , после того как был назначен губернатором Гуджарата, приказал зарезать корову в храме Чинтамани Паршванатх Джайн, построенном джайнским ювелиром и банкиром Шантидасом Джавери , по словам французского путешественника Жана де Тевено (1666 г.). [18] Затем Аурангзеб устроил осквернение носов всех резных фигур в храме, а затем превратил это место в мечеть под названием Куввал-уль-Ислам («Мощь ислама»). [18] Шантидас, вероятно, пожаловался отцу Аурангзеба, императору Шах-Джахану . Несколько лет спустя, в 1648 году, Шах Джахан издал фирман, будет построена стена, в котором объявил, что между михрабами чтобы разделить мусульманскую территорию и территорию джайнов, а джайнская часть будет возвращена Шантидасу, чтобы джайны могли совершать богослужения в этой части. Фирман также заявил , что размещенных в здании мусульманских факиров следует удалить, а вынесенные из храма материалы следует восстановить. [18] [19] Однако Шантидас и джайнская община удалили основные изображения из оскверненного здания и установили их в других джайнских храмах, не пытались его восстановить, и храм практически исчез. [18] [20]
Сходства
[ редактировать ]И джайнизм, и ислам придают большое значение ритуальному посту. Аскетические практики и праздники в джайнизме предполагают пост. В исламе Саум (мусульманский пост в Рамадан) — это месячный обязательный ритуальный пост мусульман. [21] Одно из основных отличий заключается в том, что во время поста Саум в исламе пост ограничивается дневными часами, а мусульмане прекращают пост после захода солнца. У джайнов пост продолжается днем и ночью, а джайны прекращают пост через 48 минут после восхода солнца того дня, когда пост заканчивается. Еще одно отличие состоит в том, что джайнская практика не является обязательной и определяется предпочтениями джайна в любое время года. Напротив, месячный пост в исламе является частью обязательных пяти столпов исламской практики, установленных исламским календарем. [21]
Различия
[ редактировать ]бог-творец
[ редактировать ]Джайны, в отличие от мусульман, не верят в Бога-творца. Джайнизм верил, что индивидуальная душа достигнет мокши с помощью интенсивной медитации, самодисциплины и принесения в жертву даже еды и воды, чтобы достичь мокши, то есть состояния, свободного от цикла рождения и кармы, что душа сольется с природой и обретет окончательный мир и вечность вопреки времени. и космос. [22] [23] [1]
Теология
[ редактировать ]В джайнизме, в отличие от ислама, нет ни вечного рая, ни вечного ада, ни судного дня. Они верят, что только карма может помочь человеку. [24] [25] [26] Джайнизм признает множество божеств (богов и богинь), которые являются частью циклов перерождения. [23] в то время как ислам строго монотеистичен. [27]
Права животных и еда
[ редактировать ]Доктрина ненасилия в джайнизме способствовала развитию строгой вегетарианской джайнской культуры. [28] Ислам учит, что мясо — это дар Божий, как, например, в стихах 6:141–142 Корана. [29] [ Коран 6:142 ]
Мусульмане, как правило, не вегетарианцы и едят только халяльное мясо. [30] Они строго избегают употребления свинины и алкоголя. [31] Джайны выступают против любого убийства животных. Мусульмане ритуально совершают крупномасштабный забой животных на мясо, например, во время праздника Курбан-байрам , но также запрещают причинение вреда любому животному. [29]
Судный день против циклического возрождения
[ редактировать ]Исламские писания отвергают любую идею реинкарнации человека или Бога. [32] [33] [34] Он учит линейной концепции жизни, согласно которой у человека есть только одна жизнь, и после смерти он судится Богом, а затем награждается на небесах или наказывается в аду. [32] [35] Ислам учит окончательному воскресению и Судному дню. [33] но перспективы перевоплощения человека в другое тело или существо нет. [32] Напротив, доктрина реинкарнации (возрождения), наряду с ее теориями сансары и кармы, занимает центральное место в джайнских теологических основах, о чем свидетельствует обширная литература по ней в основных сектах джайнизма и их идеи по этим темам с самых ранних времен. времена джайнской традиции. [36] [37] Реинкарнация в современных традициях джайнизма — это вера в то, что мирская жизнь характеризуется непрерывными перерождениями и страданиями в различных сферах существования, и что духовная и этическая жизнь является средством прекращения страданий и перерождений. [38] [37] [39]
Аскетизм и монашество
[ редактировать ]Аскетизм прославляется и является важной частью джайнской теологии и процесса спасения. [40] [41] В господствующем исламе отсутствует аскетизм, за исключением суфийского меньшинства. [42] [43]
Монашество ценится в джайнизме. [44] Монашество запрещено в исламе . [45]
Отступничество
[ редактировать ]Отступничество, то есть отказ мусульманина от ислама и обращение в другую религию или атеизм, является религиозным преступлением в исламской юриспруденции, караемым смертью. Коран обещает ужасные последствия в загробной жизни тем, кто «отвернется», «откажется» или «не поверит после того, как уверовал». [46] [47] Согласно хадисам , утверждает Джон Эспозито, выход из ислама наказывается «обезглавливанием, распятием или изгнанием», а шариат (исламский правовой кодекс) традиционно требует смерти от меча взрослого здравомыслящего мужчины, добровольно оставившего ислам. [46] Однако, добавляет Эспозито, современные мыслители выступают против казни как наказания за отступничество от ислама, ссылаясь на аят Корана 2:257. [46]
Джайнизм допускает свободу совести и отступничество. Обращение джайнов в другие религии, а также брак индуистского короля и джайнской королевы, в котором каждый продолжал следовать своей религии и строить храмы обеих религий, были задокументированы в истории джайнов. [48] [49] В некоторых сочинениях дигамбара-джайнов Будда представлен как человек, который присоединился к джайнской сангхе Махавиры, но стал отступником и основал свою собственную религию, которая теперь называется буддизмом . [48] Это историческое взаимодействие подтверждается ранними буддийскими текстами, в которых Махавира называется Нигантха Натапутта . [50] [51] [52]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б фон Глазенапп 1925 , стр. 241–242.
- ^ Дандас 2002 , стр. 145–146, 124, 220–221.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б фон Глазенапп, 1925 , стр. 74–75.
- ^ Дандас 2002 , с. 146.
- ^ Маулана Хаким Сайид Абдул Хай «Хиндустан Ислами Ахад Мейн» (Индустан под исламским правлением), Eng Trans, автор Маулана Абдул Хасан Надви
- ^ ПЕТЕРСЕН, ЭНДРЮ. (2002). Словарь исламской архитектуры . Лондон: Рутледж. ISBN 0-203-20387-9 стр.241
- ^ ПЕТЕРСЕН, ЭНДРЮ. (2002). Словарь исламской архитектуры . Лондон: Рутледж. ISBN 0-203-20387-9 стр.102
- ^ Дандас 2002 , с. 145
- ^ фон Глазенапп 1925 , стр. 74–75.
- ^ Бхадрешвар: старейшие исламские памятники Индии. Мехрдад Шокухи при участии Мании Баяни-Вулперт и Натали Х. Шокухи. (Исследования исламского искусства и архитектуры. Дополнения к Мукарнасу, Том II.) Лейден, Э.Дж. Брилл, 1988, стр. 7
- ^ (Филлис Гранофф, Говоря о монахах (Оуквилл, Онтарио: Mosaic Press, 1992)
- ↑ См. статьи Джона Корта и Филлис Гранофф в книге «Умная прелюбодейка: Сокровищница джайнских историй » (Оквилл, Онтарио: Mosaic Press, 1990).
- ^ Мулсангхия Бхаттарак Прабхачандра и Падмананди из Дели Патта, Пармананд Джайн, Агарчанд Нахта Абхинандан Грантх, часть 2, 1977, стр. 191-197
- ^ Джон Э. Корт 1998 , с. 86.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ваши, Ашиш (23 ноября 2009 г.). «Ахмадабад превратил Акбар в вегетарианца» . Таймс оф Индия . Проверено 23 ноября 2009 г.
- ^ <Клятва ненасилия Джахангира, Эллисон Б. Финдли, Журнал Американского восточного общества, Vol. 107, № 2 (апрель-июнь 1987 г.), стр. 245-256.
- ^ Акбар, отраженный в современной джайнской литературе в Гуджарате, Ширин Мехта, социолог, Том. 20, № 9/10 (сентябрь-октябрь 1992 г.), стр. 54-60.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Комиссариат МС, изд. (1996) [1931]. Путешествие Мандельсло по Западной Индии (переиздание, иллюстрированное издание). Азиатские образовательные услуги. стр. 101–102. ISBN 978-81-206-0714-9 .
- ^ Справочник президента Бомбея: Ахмедабад . Центральная правительственная пресса. 1879. с. 285 .
- ^ Карл Олсон (2015). Индийский аскетизм: сила, насилие и игра . Издательство Оксфордского университета. п. 177. ИСБН 978-0-19-022533-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Натана Делонг-Бас (2010). Пять столпов ислама: онлайн-исследовательский справочник Oxford Bibliographies . Издательство Оксфордского университета. стр. 3, 15. ISBN 978-0-19-980414-6 .
- ^ Дандас 2002 , стр. 90–99, 104–105, 229–233.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джайни 1998 , стр. 162–165, 295–296.
- ^ Джеффри М. Шоу; Тимоти Дж. Деми (2017). Война и религия: Энциклопедия веры и конфликтов . АВС-КЛИО. п. 635. ИСБН 978-1-61069-517-6 .
- ^ Роберт С. Соломон; Кэтлин М. Хиггинс (1998). Страсть к мудрости: очень краткая история философии . Издательство Оксфордского университета. стр. 11–22. ISBN 978-0-19-511209-2 .
- ^ Томас Р. Макфол (2006). Будущее мира и справедливости в глобальной деревне: роль мировых религий в XXI веке . Издательство Гринвуд. стр. 27–40. ISBN 978-0-275-99313-9 .
- ^ «Из статьи о Таухиде в Oxford исламских исследованиях онлайн» . Oxfordislamicstudies.com. 6 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 г. . Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ Маргарет Пушкар-Пасевич (2010). Культурная энциклопедия вегетарианства . АВС-КЛИО. п. 93. ИСБН 978-0-313-37557-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Катарина Раудвере (2014). Ислам: Введение . ИБТаурис. п. 198. ИСБН 978-1-84885-084-2 .
- ^ Риаз, Миан; Чаудри, Мухаммад М. (2004). Производство халяльной еды . ЦРК Пресс. стр. 1–2, 17, 195–196. ISBN 978-1-58716-029-5 .
- ^ Эспозито, Джон (2011). Что каждый должен знать об Исламе . Издательство Оксфордского университета. п. 119. ИСБН 978-0-19-979413-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джейн Идельман Смит; Ивонн Язбек Хаддад (2002). Исламское понимание смерти и воскресения . Издательство Оксфордского университета. стр. 23–24. ISBN 978-0-19-028880-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норман К. Макклелланд, 2010 , стр. 122–123.
- ^ Джон Л. Эспозито (2004). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. стр. 137, 249. ISBN. 978-0-19-975726-8 .
- ^ Норман Л. Гейслер; Абдул Салиб (2002). Ответ исламу: полумесяц в свете креста . Бейкер Академик. п. 109. ИСБН 978-0-8010-6430-2 .
- ^ Джайни 1998 , стр. 217–236.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дандас 2002 , стр. 14–16, 102–105.
- ^ Джайни 1998 , стр. 226–228.
- ^ Тара Сетия (2004). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Мотилал Банарсидасс. стр. 30–31. ISBN 978-81-208-2036-4 .
- ^ Дандас 2002 , с. 177-180.
- ^ У. Дж. Джонсон (1995). Безобидные души: кармическое рабство и религиозные изменения в раннем джайнизме с особым упором на Умасвати и Кундакунду . Мотилал Банарсидасс. стр. 196–197. ISBN 978-81-208-1309-0 .
- ^ Спенсер К. Такер (2010). Энциклопедия войн на Ближнем Востоке . АВС-КЛИО. п. 1176. ИСБН 978-1-85109-948-1 .
- ^ Эрик О. Хэнсон (2006). Религия и политика в международной системе сегодня . Издательство Кембриджского университета. С. 102–103 . ISBN 978-0-521-61781-9 .
- ^ Дандас 2002 , стр. 55–59, 177–182.
- ^ Мализ Рутвен (2006). Ислам в мире . Издательство Оксфордского университета. п. 153. ИСБН 978-0-19-530503-6 . Цитата: «Знаменитый хадис : «В исламе нет монашества, монашество ( рахбания ) моей общины – это джихад».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эспозито, Джон (2003). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 22. ISBN 978-0-19-512559-7 .
- ^ Али, Кесия (2008). Ислам: ключевые понятия . Рутледж. стр. 10–11. ISBN 978-0-415-39638-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дандас 2002 , стр. 4–5, 120–123.
- ^ Т. К. Тукол (1980). Джайнизм в Южной Индии, в Сборнике джайнизма . Архив Гарвардского университета. OCLC 8964694 .
- ^ Сангаве 2001 , с. 21.
- ^ Пол Дандас (2003). Джайнизм и буддизм, в Басвелле, Роберт Э. изд. Энциклопедия буддизма, Нью-Йорк: Справочная библиотека Macmillan. ISBN 0028657187 ; п. 383
- ^ Дэмиен Киоун; Чарльз С. Пребиш (2013). Энциклопедия буддизма . Рутледж. стр. 127–130. ISBN 978-1-136-98588-1 .
Ссылки
[ редактировать ]
- фон Глазенапп, Хельмут (1925), Джайнизм: индийская религия спасения , Дели: Мотилал Банарсидасс (Перепечатка: 1999), ISBN 81-208-1376-6
- Джон Э. Корт , изд. (1998), Открытые границы: джайнские сообщества и культуры в истории Индии , SUNY Press , ISBN 0-7914-3785-Х
- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Routledge , ISBN 0-415-26605-Х
- Джайни, Падманаб С. (1998), Путь очищения джайнов , Дели : Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1578-5
- Норман К. Макклелланд (2010), Энциклопедия реинкарнации и кармы , МакФарланд, ISBN 978-0-7864-5675-8
- Сангаве, Вилас Адинатх (2001), Грани джайнологии: избранные исследовательские статьи о джайнском обществе, религии и культуре , Мумбаи : Популярный Пракашан , ISBN 978-81-7154-839-2