Преследование езидов


Преследование езидов продолжается, по крайней мере, с 12 века. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Езиды эндогамны . и в основном на курманджи говорят [ 5 ] меньшинство, коренное Курдистана население . [ 6 ] Религия езидов рассматривается мусульманами и исламистами как «поклонение дьяволу» . [ 1 ] [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ] Езиды подвергались преследованиям со стороны окружающих мусульман со времен средневековья, особенно со стороны Сефевидов. [ нужна ссылка ] , османы , соседние мусульманские арабские и курдские племена и княжества. [ 1 ] [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ] После в Синджаре резни тысяч езидов , организованной ИГИЛ в 2014 году , которая положила начало этническому, культурному и религиозному геноциду езидов в Ираке , [ 1 ] Езиды по-прежнему сталкиваются с дискриминацией со стороны правительства Ирака и регионального правительства Курдистана .
Раннее преследование
[ редактировать ]После того, как некоторые курдские племена стали исламизированными в 10 веке, они присоединились к преследованию езидов в горах Хаккари . [ 3 ] [ 11 ] Из-за своей религии курды-мусульмане с особой жестокостью преследовали и нападали на езидов. [ 3 ] [ 2 ] [ 11 ] [ 12 ] Иногда во время этих массовых убийств курды-мусульмане пытались заставить езидов принять ислам . [ 13 ] [ 14 ] [ 11 ] Почти все езидское население было практически уничтожено в результате резни, устроенной курдами-мусульманами и турками в 19 веке. [ 15 ] [ 16 ]
13 век
[ редактировать ]В 1254 году шейха Ади внучатый племянник аль-Хасан б. 'Ади вместе с 200 его сторонниками был казнен Бадр ад-Дином Лу'Лу , армянином, принявшим ислам , и зангидским губернатором Мосула , затем была осквернена могила шейха Ади в Лалише .
15 век
[ редактировать ]В 1415 году шафитский богослов Изз ад-Дин аль-Хулвани при военной поддержке курдов -суннитов племени Синди и правителя Хишн Кайфы напал на Лалиш и сжег храм. Позже езиды восстановили свой храм и могилу шейха Ади. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

16 век
[ редактировать ]В 1585 году езиды на горе Синджар подверглись нападению курдов-суннитов из Бохтана . [ 21 ]
19 век
[ редактировать ]В 1832 году около 70 000 езидов были убиты курдскими принцами-суннитами Бедир-хан-бегом и Мухаммад-пашой из Равандуза . [ 22 ] Во время своих исследовательских поездок в 1843 году русский путешественник и востоковед Илья Березин упоминал, что 7000 езидов были убиты курдами Равандиза на холмах Ниневии близ Мосула незадолго до его прибытия. [ 23 ] По многим историческим данным [ который? ] Резня Бедир-хана сегодня может быть классифицирована как геноцид . [ 24 ]
В 1831 году Мухаммад-паша устроил резню жителей деревни Келлек. Затем он двинулся на север и напал на всю населенную езидами предгорную страну, расположенную к востоку от Мосула. Некоторым езидам удалось укрыться в соседних лесах и горных крепостях, а некоторым из них удалось уйти в отдаленные места. [ 25 ]

В 1832 году Мухаммад-паша и его войска совершили резню езидов в Хатаре . Впоследствии они напали на езидов в Шехане и убили многих из них. [ 27 ] В ходе другой попытки он и его войска оккупировали более 300 езидских деревень. Эмир похитил более 10 000 езидов, отправил их в Равандиз и поставил им ультиматум: принять ислам или быть убитыми. Большинство из них обратились в ислам, а те, кто отказался принять ислам, были убиты. [ 28 ]
В 1832 году Бедир-хан-бек и его войска устроили резню езидов в Шехане. Его люди чуть не убили все езидское население Шехана. Некоторые езиды пытались бежать в Синджар . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Когда они попытались бежать в сторону Синджара, многие из них утонули в реке Тигр . Те, кто не умел плавать, были убиты. Около 12 000 езидов были убиты на берегу реки Тигр людьми Бедир-хан-бека. Были также похищены езидские женщины и дети. [ 32 ]
В 1833 году езиды, жившие в районе Акры, снова подверглись нападению Мухаммад-паши и его солдат. Преступники убили 500 езидов в Большом Забе . После этого Мухаммад-паша и его войска напали на езидов, живших в Синджаре, и убили многих из них. [ 33 ]
В 1844 году Бедир-хан-бек и его люди устроили резню езидов в районе Тур-Абдин . Его люди также захватили многих езидов и заставили их принять ислам. Все жители семи езидских деревень были вынуждены принять ислам. [ 32 ]

Многие езиды также защищались от нападений. То же самое сделал и Али Бег, лидер езидов в Шейхане. Лидер езидов Али-бек мобилизовал свои силы, чтобы противостоять Мухаммад-паше, который мобилизовал курдские племена, жившие в окружающих горах, чтобы начать нападение на езидов. Войска Али-бека были в меньшинстве, он был схвачен и убит Мухаммад-пашой. [ 26 ]
Конец 19 века
[ редактировать ]После того, как в 1849 году османы предоставили езидам определенный правовой статус посредством неоднократного вмешательства Стратфорда Каннинга и сэра Остина Генри Лейарда , [ 34 ] они послали своего османского генерала Омара Вахби-пашу (позже известного как «Ферик-паша» в память о езидах) [ 34 ] в 1890 году [ 35 ] или 1892 год [ 34 ] из Мосула к езидам в Шайхане и вновь предъявил езидам ультиматум о переходе в ислам. Когда езиды отказались, районы Синджара и Шейхана были оккупированы, и среди жителей была совершена еще одна резня. Османские правители мобилизовали кавалерию Хамидие , позже основанную в 1891 году, для действий против езидов. Многие езидские деревни подверглись нападению кавалерии Хамидие, и жители были убиты. Езидские деревни Башика и Бахзани также подверглись набегам, а многие езидские храмы были разрушены. Езид Мир Али Бег был схвачен и удерживался в Кастамону . Центральная святыня езидов Лалиш была преобразована в школу Корана. Такое состояние продолжалось двенадцать лет, пока езиды не смогли отвоевать свою главную святыню Лалиш. [ 35 ]
20 век
[ редактировать ]Во время геноцида армян многие езиды были убиты кавалерией Хамидие . [ 36 ] По словам Азиза Тамояна , вместе с армянами было убито до 300 тысяч езидов, а остальные бежали в Закавказье . [ 37 ]
Несмотря на то, что езиды спрятали 20 тысяч христиан от османов в горах Синджар во время геноцида армян [ 38 ] и многие езиды нашли убежище в Армении, бежав от курдов и турок, [ 37 ] Езиды подвергались дискриминации в Армении. Дети-езиды, как правило, скрывали свою личность в школах, чтобы не подвергаться дискриминации. [ 39 ] Более того, термин «езид» часто используется неезидами как оскорбление. [ 40 ]
В 1921 году езиды в Королевстве Ирак под британским правлением подверглись притеснениям и нападениям со стороны британской армии. Британская армия атаковала езидские деревни в период с 1925 по 1935 год, убив более 100 езидов, включая езидского лидера. [ 41 ] По словам Арбеллы Бет-Шлимон, в 1935 году иракская армия атаковала одиннадцать езидских деревень, ввела в Синджаре военное положение, а затем приговорила многих заключенных-езидов к смертной казни или к длительным срокам заключения за то, что они сопротивлялись обязательному призыву на военную службу; некоторых заключенных даже выставили напоказ перед насмехающейся толпой в Мосуле, которая убила одного из пленников. [ 42 ]
21 век
[ редактировать ]В 21 веке езиды столкнулись с целенаправленным насилием со стороны повстанцев во время войны в Ираке , включая резню в апреле 2007 года , в результате которой погибло 23 человека, и взрывы в езидских общинах в 2007 году , в результате которых погибло 796 человек. Отряды сопротивления Синджара (YBŞ) были созданы для защиты езидов в 21 веке. последствия этих нападений. [ 43 ]

Геноцид езидов со стороны ИГИЛ , начавшийся с резни в Синджаре в 2014 году , привел к изгнанию, бегству и фактическому изгнанию езидов с их исконных земель в Синджаре . Тысячи езидских женщин и девочек были принуждены к сексуальному рабству суннитского фундаменталистского большинства ИГИЛ арабской террористической группировкой , а тысячи мужчин-езидов были убиты. [ 44 ] Пять тысяч мирных жителей-езидов были убиты [ 45 ] во время так называемой « кампании по принудительному обращению » [ 46 ] [ 47 ] проводимые ИГИЛ в Северном Ираке. Геноцид , в РПК начался после вывода ополчения Пешмерга результате чего езиды остались беззащитными. [ 48 ] [ 49 ] Среди причин отступления пешмерга было нежелание находящихся в рядах суннитов сражаться с собратьями-мусульманами в защиту езидов. [ 50 ] Преследование езидов со стороны ИГИЛ привлекло международное внимание и привело к очередной интервенции под руководством США в Ирак , которая началась с авиаударов США по ИГИЛ. Затем боевики Рабочей партии Курдистана , Отрядов народной самообороны и Сирийского военного совета открыли гуманитарный коридор к горам Синджар . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
С 2016 года многие езиды Сирии бежали из региона Африн в относительную безопасность светской Автономной администрации Северной и Восточной Сирии . [ 55 ] из-за опасений преследований со стороны поддерживаемой Турцией Сирийской национальной армии , состоящей преимущественно из суннитского ополчения. [ 56 ] [ 57 ]
Курдистан
[ редактировать ]Согласно отчету Human Rights Watch , курдские власти применили жесткую тактику против езидов и были обвинены в похищении и избиении двух мужчин-езидов, принадлежащих к Езидскому движению за реформы и прогресс, которые критиковали действия властей. После того, как курдские власти похитили их, они предложили им два варианта: либо они признают, что они курды, либо признаются, что они «террористы». Кроме того, курдских офицеров спросили, на каком языке они говорят. Когда езиды ответили «езиды», их подвергли дальнейшим пыткам. [ 58 ]
в районах с большинством езидов также произошли некоторые демографические изменения После падения Саддама . В районе Шейхана, который считается историческим оплотом езидов, курдские власти предположительно поселили курдов-суннитов, чтобы подкрепить свои претензии на включение этого региона в состав Курдистана . [ 59 ] В наше время Курдистан обвиняют в захвате традиционных езидских поселений. [ 59 ] [ 60 ]
По сообщениям езидских активистов, с 2003 года около 30 езидских женщин и девушек были похищены и насильно выданы замуж за сотрудников курдских сил безопасности Асайиш . [ 61 ]
Идеологическая основа
[ редактировать ]Все массовые убийства езидов были совершены мусульманской стороной. [ нужна ссылка ] На протяжении своей истории езиды в основном находились под давлением своих мусульманских соседей, что время от времени приводило к насилию и массовым убийствам.
Курдские муфтии придали преследованию езидов религиозный характер и узаконили его. [ 25 ] Также курдские муллы , такие как Махмуд Баязиди, считали езидов неверующими. [ 2 ]
Езидский взгляд на преследования
[ редактировать ]Память о преследованиях является центральной частью езидской идентичности. [ 62 ] Езиды говорят о 74 геноцидах со своей стороны за свою историю и называют эти геноциды «Фарман». Число 72 Фармана можно получить из устных традиций и народных песен езидов. [ 63 ] [ 64 ] Последний фарман имеет номер 74 и обозначает геноцид езидов террористами ИГ. [ 65 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 66 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Эллисон, Кристина (25 января 2017 г.). «Езиды» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.254 . ISBN 9780199340378 . Архивировано из оригинала 11 марта 2019 года . Проверено 15 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Асатрян, Гарник С. ; Аракелова, Виктория (2014). «Часть I: Единый Бог — Малак-Тавус: Лидер Триады» . Религия ангела-павлина: езиды и их духовный мир . Гностика. Абингдон, Оксфордшир : Рутледж . стр. 1–28. дои : 10.4324/9781315728896 . ISBN 978-1-84465-761-2 . OCLC 931029996 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Наби, Иден (2009). «Езиды». В Эспозито, Джон (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780195305135 . Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года.
- ^ Аджикылдиз, Биргуль (20 августа 2014 г.). Езиды: история общины, культуры и религии . Академик Блумсбери. ISBN 978-1-78453-216-1 .
- ^ Эллисон, Кристина (20 февраля 2004 г.). «Езиды и: Генерал» . Энциклопедия Ираника . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ Нелида Фуккаро (1999). Другие курды: езиды в колониальном Ираке . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. п. 9. ISBN 1860641709 .
- ^ ван Брюнессен, Мартин (1992). «Глава 2: Курдское общество, этническая принадлежность, национализм и проблемы беженцев» . В Креенбруке, Филип Г.; Сперл, Стефан (ред.). Курды: современный обзор . Лондон : Рутледж . стр. 26–52 . ISBN 978-0-415-07265-6 . ОСЛК 919303390 .
- ^ Джалаби, Рая (11 августа 2014 г.). «Кто такие езиды и почему ИГИЛ охотится на них?» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Гость (12 ноября 2012 г.). Выживание среди курдов . Рутледж. ISBN 978-1-136-15736-3 .
- ^ Эвлия Челеби, Интимная жизнь османского государственного деятеля: Мелек Ахмед-паша (1588–1662), перевод Роберта Данкоффа , 304 стр., SUNY Press, 1991; ISBN 0-7914-0640-7 , стр. 169–171
- ^ Перейти обратно: а б с д Кизилхан, Ян Ильхан; Нолл-Хуссонг, Майкл (2017). «Индивидуальная, коллективная и трансгенерационная травматизация у езидов» . БМК Медицина . 15 (1): 198. дои : 10.1186/s12916-017-0965-7 . ISSN 1741-7015 . ПМК 5724300 . ПМИД 29224572 .
- ^ Перейти обратно: а б Хоссейни, С. Беназ (2020). Травма и реабилитация женщин, ставших жертвами торговли людьми: опыт выживших езидов . Рутледж. ISBN 978-1-000-07869-5 .
- ^ Восточный институт, немецкий; Франц, Эрхард (1994). Демографическая политика в Турции: планирование семьи и миграция в период с 1960 по 1992 год . Немецкий институт Востока. п. 332. ИСБН 9783891730348 .
На протяжении всей истории не было недостатка в попытках курдских мусульман насильственно обратить езидов в ислам.
- ^ Негосударственные акторы насилия и организации общественных движений: влияние, адаптация и изменения . Издательство Изумрудной группы. 26 апреля 2017 г. п. 75. ИСБН 9781787147287 .
- ^ Трэвис, Ганнибал (2010). Геноцид на Ближнем Востоке: Османская империя, Ирак и Судан . Каролина Академик Пресс. ISBN 9781594604362 .
Езиды были практически уничтожены в резне, устроенной против них турками и курдами.
- ^ Гариб, Эдмунд А.; Догерти, Бет (18 марта 2004 г.). Исторический словарь Ирака . Пугало Пресс. п. 248 . ISBN 9780810865686 .
Резня, устроенная турками-османами и курдскими принцами, почти полностью уничтожила езидов в 19 веке.
- ^ Аджикылдиз, Биргуль (20 августа 2014 г.). Езиды: история общины, культуры и религии . ИБТаурис. п. 45. ИСБН 9781784532161 .
- ^ «Религиозная община езидов: горе тому, кто не верит в адский огонь — Qantara.de» . Qantara.de - Диалог с исламским миром (на немецком языке). 30 августа 2007 г.
- ^ Эллисон, Кристина (25 января 2017 г.), «Езиды» , Оксфордская исследовательская энциклопедия религии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780199340378.013.254 , ISBN 978-0-19-934037-8 , получено 29 мая 2021 г.
- ^ «Объяснитель: Кто такие езиды?» . Новости СБС .
- ^ «Езиды - Оксфордские исламские исследования онлайн» . www.oxfordislamicstudies.com . Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Стейнворт, Дэниел (22 декабря 2016 г.). «Охота на ангела-павлина | НЗЗ» . Neue Zürcher Zeitung (на швейцарском верхненемецком языке). ISSN 0376-6829 . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Филд, Генри (1951). «Приложение А: Визит Ильи Березина к езидам в 1843 году в «Антропологии Ирака» . iiif.lib.harvard.edu . п. 76 . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Кинг, Дайан Э. (31 декабря 2013 г.). Курдистан на глобальной арене: родство, земля и община в Ираке . Издательство Университета Рутгерса. п. 187. ИСБН 978-0-8135-6354-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Джвайде, Вади (19 июня 2006 г.). Курдское национальное движение: его истоки и развитие . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-3093-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Лейард, Остин Генри (1849). Ниниве и ее руины: с отчетом о посещении халдейских христиан Курдистана и езидов, или поклонников дьявола: и исследование нравов и искусств древних ассирийцев . Мюррей.
- ^ Джвайде, Вади (2006). Курдское национальное движение: его истоки и развитие . Издательство Сиракузского университета. ISBN 9780815630937 .
- ^ НЕБЕЗ, Джемаль (14 августа 2017 г.). Курдский принц МЕР МУХАММАД АР-РАВАНДИЗИ назвал МЕР-И КОРА: Вклад в курдскую историю (на немецком языке). электронная публикация. ISBN 9783745011258 .
- ^ Барбара Хеннинг (2018). Рассказы об истории османско-курдской семьи Бедирхани . Университет Бамберга Пресс. п. 99. ИСБН 978-3863095512 .
- ^ Аджикылдиз, Биргуль (20 августа 2014 г.). Езиды: история общины, культуры и религии . ИБТаурис. п. 52. ИСБН 9781784532161 .
- ^ Лескот, Роджер (1938). Обзор езидов Сирии и Джебель-Синджара [микроформа] (на французском языке). Интернет-архив. Бейрут: [Французский институт Дамаска]. п. 125.
- ^ Перейти обратно: а б Тагай, Сефик; Ортак, Серхат. «Езиды и езиды - история и настоящее религии, находящейся под угрозой исчезновения» (PDF) (на немецком языке). стр. 49–50.
- ^ Атеш, Сабри (21 октября 2013 г.). Османско-иранское пограничье: установление границы, 1843-1914 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107033658 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эллисон, Кристина. «Езиды» (PDF) . п. 4 . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аджикылдиз, Биргуль (20 августа 2014 г.). Езиды: история общины, культуры и религии . Академик Блумсбери. п. 56. ИСБН 978-1-78453-216-1 .
- ^ Мейзель, Себастьян (30 июня 2018 г.). Курды: энциклопедия жизни, культуры и общества . АВС-КЛИО. п. 266. ИСБН 9781440842573 .
- ^ Перейти обратно: а б Резвани, Бабак (15 марта 2014 г.). Этно-территориальный конфликт и сосуществование на Кавказе, в Средней Азии и Ферейдане: диссертация . Издательство Амстердамского университета. п. 145. ИСБН 9789048519286 .
- ^ Лескот, Роджер (1938). Обзор езидов Сирии и Джебель-Синджара [микроформа] (на французском языке). Интернет-архив. Бейрут: [Французский институт Дамаска]. стр. 127–128.
- ^ «Отчет о свободе вероисповедания в Армении за 2019 год» (PDF) . Государственный департамент США . п. 7.
- ^ «Альтернативный отчет о выполнении Арменией Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации» (PDF) . Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . п. 8.
- ^ Суха, Хазим Хасен (2016). «Расследование сексуального и гендерного насилия как оружия войны и инструмента геноцида против коренных езидских женщин и девочек со стороны ИГИЛ в Ираке» . Университет штата Орегон . п. 17.
- ^ Бет-Шлимон, Арбелла (октябрь 2022 г.). «Военное государство: Ирак сталкивается с продолжающимся кризисом суверенитета спустя 90 лет после обретения независимости» . История сегодня .
- ^ «На уязвимой земле» . Хьюман Райтс Вотч . 10 ноября 2009 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Каллимачи, Рукмини (16 августа 2018 г.). «В результате авиаудара Турции по территории Ирака погиб лидер курдских боевиков» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 21 октября 2018 года.
- ^ Четорелли, Валерия (9 мая 2017 г.). «Оценки смертности и похищений езидов в районе горы Синджар, Ирак, в августе 2014 года: ретроспективный опрос домохозяйств» . ПЛОС Медицина . 14 (5): e1002297. дои : 10.1371/journal.pmed.1002297 . ПМК 5423550 . ПМИД 28486492 .
- Из Синджарской резни : Четорелли, Валерия (9 мая 2017 г.). «Оценки смертности и похищений езидов в районе горы Синджар, Ирак, в августе 2014 года: ретроспективный опрос домохозяйств» . ПЛОС Медицина . 14 (5): e1002297. дои : 10.1371/journal.pmed.1002297 . ПМК 5423550 . ПМИД 28486492 .
- ^ Арраф, Джейн (7 августа 2014 г.). «Преследование Исламским государством езидского меньшинства равнозначно геноциду, заявляет ООН» . Христианский научный монитор . Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года . Проверено 8 августа 2014 г.
- ^ Блэр, Дэвид (6 июня 2015 г.). «Видео «массового обращения езидов» ИГИЛ не может скрыть жестокое принуждение» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 23 августа 2014 года . Проверено 24 августа 2014 г.
- Из Синджарской резни : Блэр, Дэвид (6 июня 2015 г.). «Видео «массового обращения» езидов ИГИЛ не может скрыть жестокое принуждение» . Лондон: Телеграф . Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ Филлипс, Дэвид Л. (29 ноября 2018 г.). Великое предательство: как Америка отказалась от курдов и потеряла Ближний Восток . Издательство Блумсбери. ISBN 9781786735768 .
- ^ Мурад, Надя (07.11.2017). Последняя девушка: моя история плена и моей борьбы с Исламским государством . Корона/Архетип. ISBN 9781524760458 .
- ^ «Освобождение езидских женщин: борьба с проектом возрождения рабства в 21 веке | Центр Вильсона» . www.wilsoncenter.org . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Филлипс, Дэвид Л. (05 июля 2017 г.). Курдская весна: новая карта Ближнего Востока . Рутледж. ISBN 9781351480369 .
- ^ «Террор ИГИЛ: битва одного езида, чтобы запечатлеть смерть народа» . MSNBC. 23 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2016 г. Проверено 17 марта 2016 г.
- ^ Тагай, Сефик; Айхан, Доган; Катани, Клаудия; Шнайдер, Ульрих; Тойфель, Мартин (2017). «Геноцид езидов 2014 года и его влияние на езидскую диаспору». Ланцет . 390 (10106): 1946. doi : 10.1016/S0140-6736(17)32701-0 . ПМИД 29115224 . S2CID 40913754 .
- ^ «Ассирийцы в Курдистане вооружаются» . Nationalia (на каталонском языке) . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ «Сотни езидов были перемещены из-за вторжения Турции в северо-восточную Сирию | Голос Америки – английский» . www.voanews.com . 16 октября 2019 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ «Езиды в Ираке и Сирии опасаются новых преследований после наступления Турции» . Время . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Пир, Хади (17 октября 2019 г.). «Мнение | Уход Трампа из Сирии ставит езидов под угрозу» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ «На уязвимой территории | Насилие в отношении меньшинств на спорных территориях провинции Ниневия» . Хьюман Райтс Вотч . 10 ноября 2009 г.
В одном случае в мае 2007 года офицеры курдской разведки арестовали двух езидских активистов, Халила Рашу Алиаса и Вагида Мендо Хаму. Эти двое рассказали Хьюман Райтс Вотч, что курдские власти заключили их в тюрьму почти на шесть месяцев и пытали их за сопротивление тем, кого они называли курдскими. колонизация своей территории в Синджаре.
- ^ Перейти обратно: а б Документация, Австрийский центр исследований стран происхождения и убежища и (2017-10-02). «Ответ на запрос по Ираку: положение езидов, особенно в провинции Найнава [a-10353]» . www.ecoi.net (на немецком языке) . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ Шанкс, Келси (19 ноября 2015 г.). Образование и этнополитика: защита идентичности в Ираке . Рутледж. ISBN 9781317520429 .
- ^ Документация, Австрийский центр исследований стран происхождения и убежища и (27 июня 2012 г.). «Ответ на запрос по Ираку: Положение езидов в Мосуле; IFA [a-8101]» . www.ecoi.net (на немецком языке) . Проверено 26 декабря 2020 г.
- ^ «Езиды, пережившие изнасилование ИГИЛ, сказали детям, что это нежелательно | Стивен Квиллен» . ОУ . Проверено 5 декабря 2020 г.
- ^ Савуку, Халил (10 октября 2016 г.). Езиды в Германии: религиозная община между традициями, интеграцией и ассимиляцией (на немецком языке). Научные издательства Tectum. ISBN 978-3-8288-6547-1 .
- ^ Картал, Селалеттин (22 июня 2016 г.). Немецкие езиды: история, современность, прогнозы (на немецком языке). Научные издательства Tectum. ISBN 978-3-8288-6488-7 .
- ^ «Иракские езиды: «забытые» люди незабываемой истории» . Новости Би-би-си . 04.09.2018 . Проверено 5 декабря 2020 г.
- ^
- фон Йоден-Форги, Элиза; МакГи, Томас (1 ноября 2019 г.). «Введение редакции: Палимпсестский геноцид в Курдистане» . Международное исследование геноцида . 13 (1): 1–9. дои : 10.3138/gsi.13.1.01 . ISSN 2291-1847 . S2CID 208687918 .
- Сикс-Хоэнбалкен, Мария (1 ноября 2019 г.). «72-й фирман езидов: «скрытый геноцид» во время Первой мировой войны?» . Международное исследование геноцида . 13 (1): 52–76. дои : 10.3138/gsi.13.1.04 . S2CID 208688838 .