Династия Зенгидов
Зенгидское государство Зенгидское государство | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1127–1250 | |||||||||||||||||
Статус | Атабегата империи Сельджуков (1127-1194 гг.) Эмират (1194-1250) | ||||||||||||||||
Капитал | Дамаск | ||||||||||||||||
Общие языки | Огузский тюркский арабский ( нумизматика ) [2] | ||||||||||||||||
Религия | Суннитский ислам Шиитский ислам | ||||||||||||||||
Султан | |||||||||||||||||
• 1118–1157 | Ахмад Санджар | ||||||||||||||||
• 1176–1194 | Выборы III | ||||||||||||||||
Эмир | |||||||||||||||||
• 1127–1146 | Имад ад-Дин Зенги (первый) | ||||||||||||||||
• 1241–1250 | Махмуд аль-Малик аль-Захир (последнее сообщение) | ||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||
• Учредил | 1127 | ||||||||||||||||
• Упразднено | 1250 | ||||||||||||||||
Валюта | Динар | ||||||||||||||||
|
Династия Зенгидов созданной или Зангидов, атабеги Мосула ( арабский : الدولة الزنكية, латинизированный : ад-Даула аз-Зинкия ) была атабегатом Империи Сельджуков, в [3] Образовалась туркменская династия суннитов мусульман- . [4] который правил частями Леванта и Верхней Месопотамии и в конечном итоге захватил контроль над Египтом в 1169 году. [5] [6] В 1174 году государство Зенгидов простиралось от Триполи до Хамадана и от Йемена до Сиваса . [7] [8] Имад ад-Дин Зенги был первым правителем династии.
Зенгидский атабегат прославился в исламском мире своими успехами в борьбе с крестоносцами , а также тем, что был атабегатом , из которого произошел Саладин . [9] После упадка династии Сельджуков в 1194 году Зенгиды в течение нескольких десятилетий сохраняли статус одного из «государств-преемников Сельджуков» до 1250 года. [10]
История
[ редактировать ]1127 году, после убийства Аксункура аль-Бурсуки , атабега Мосула В , империя Сельджуков решила назначить Зенги , сына Ак Сункура аль-Хаджиба , сельджукского губернатора Алеппо , новым сельджукским атабегом Мосула . [11] [3] До этого назначения Зенги был успешным сельджукским генералом в Ираке , где он стал шихной , или губернатором всего региона. [12] [13]
Зенги быстро стал главным тюркским правителем в Северной Сирии и Ираке, отвоевав Алеппо у ссорящихся Артукидов в 1128 году и захватив графство Эдесса у крестоносцев после осады Эдессы в 1144 году. Этот последний подвиг сделал Зенги героем в мусульманском мире. но он был убит рабом два года спустя, в 1146 году. [14] После смерти Зенги его территории были разделены: Мосул и его земли в Ираке перешли к его старшему сыну Саиф ад-Дину Гази I , а Алеппо и Эдесса перешли к его второму сыну, Нур ад-Дину, атабегу Алеппо .
Конфликт с крестоносцами
[ редактировать ]Нур ад-Дин оказался таким же компетентным, как и его отец. В 1146 году он разгромил крестоносцев при осаде Эдессы . В 1149 году он победил Раймунда Пуатье , принца Антиохийского , в битве при Инабе , а в следующем году завоевал остатки графства Эдесса к западу от Евфрата . [15] В 1154 году он завершил эти успехи захватом Дамаска тюркской династии Буридов . у правившей им [16]
Теперь, правя из Дамаска, успех Нур ад-Дина продолжился. Другой принц Антиохии, Рейнальд Шатийонский, был взят в плен, и территории Антиохийского княжества сильно сократились.
Завоевания
[ редактировать ]После поражений Сельджукской империи в Хорасане и смерти сельджукского правителя Ахмада Санджара в 1157 году Зенгиды номинально остались под сюзеренитетом Сельджуков, но на практике стали по существу независимыми. [3]
В 1160-х годах внимание Нур ад-Дина было в основном сосредоточено на соперничестве с иерусалимским королем Амальриком Иерусалимским за контроль над Фатимидским халифатом в Египте. С 1163 по 1169 год Ширкух , военачальник на службе династии Зенгидов, принял участие в ряде походов на Фатимидский Египет под предлогом помощи фатимидскому визирю Шавару вернуть себе трон у его соперника Диргама , а также в противовес вторжение крестоносцев в Египет . [18] В 1164 году латинский патриарх Антиохии Эймери Лиможский направил письмо королю Франции Людовику VII , в котором описывал события в государствах крестоносцев: «[Ширкух] овладев Дамаском, последний вошел в Египет с огромными силами Турки, чтобы завоевать страну». [19]
В 1163 году визирь фатимидского . халифа аль-Адида Шавар был изгнан из Египта своим соперником Диргамом , членом могущественного племени Бану Рузаик Он попросил военной поддержки у Нур ад-Дина, который подчинился и в 1164 году послал Ширкуха помочь Шавару в его походе против Диргама. Племянник Ширкуха Саладин , 26 лет, пошел вместе с ними. [20] После того, как Шавар был успешно восстановлен в должности визиря, он потребовал, чтобы Ширкух вывел свою армию из Египта за сумму в 30 000 золотых динаров , но Ширкух отказался, настаивая на том, что Нур ад-Дин хотел, чтобы он остался. [21]
В 1167 году Зенгиды предприняли новый поход в Египет. Они разграбили Бильбаис , и крестоносно-египетские силы и армия Ширкуха должны были участвовать в битве при аль-Бабейне на пустынной границе Нила , к западу от Гизы . Силы крестоносцев добились раннего успеха против войск Ширкуха, но местность была слишком крутой и песчаной для их лошадей, и командующий Хью Кесарийский был взят в плен во время атаки на отряд Саладина. [22] Битва закончилась победой Зенгида, одной из «самых выдающихся побед в зарегистрированной истории», по словам Ибн аль-Асира . Саладин и Ширкух двинулись в сторону Александрии, где их встретили, дали деньги и оружие и предоставили базу. [23] Столкнувшись с превосходящими силами крестоносцев и египтян, пытавшимися осадить город, Ширкух разделил свою армию. Он и основная часть его войск отошли из Александрии, а Саладину осталась задача охранять город. [24]
В 1168 году армия Зенгидов была в третий раз вызвана в Египет, поскольку крестоносцы осаждали Каир . [18] Крестоносцы сняли осаду и ушли. [18] В 1169 году Ширкух заманил визиря в засаду и убил его, после чего захватил Египет во имя своего господина Нур ад-Дина, став новым фатимидским визирем и эмиром аль-Джуюшем с одобрения халифа аль-Адида , и поэтому приведя Египет под формальное владычество Зенгидов. его сменил его племянник Саладин Ширкух умер в том же году, и на посту визиря . [18] [6] [5]
В период правления Нур ад-Дина (1146-1174) Триполи , Йемен и Хиджаз . к государству Зенгидов были присоединены [7] Артукиды стали вассалами Зенгидов. [25] Нур ад-Дин также взял под свой контроль анатолийские земли до Сиваса. Его государство простиралось от Триполи до Хамадана и от Йемена до Сиваса . [8]
Племянник Ширкуха Саладин был назначен визирем последним фатимидским халифом аль-Адидом и губернатором Египта в 1169 году. Аль-Адид умер в 1171 году, и Саладин воспользовался этим вакуумом власти, фактически взяв под свой контроль страну. Захватив власть, он переключил Египет на сторону базирующегося в Багдаде халифата Аббасидов, который придерживался суннитского ислама, а не традиционной фатимидской шиитской практики.
Потеря Египта и Сирии Саладином (1175–1176 гг.)
[ редактировать ]В начале лета 1174 года Нур ад-Дин собирал армию, отправляя призывы в Мосул, Дияр Бакр и Джазиру , очевидно, готовясь к нападению на Египет Саладина. Когда стало известно об этих приготовлениях, Айюбиды провели совет, чтобы обсудить возможную угрозу, и Саладин собрал свои войска за пределами Каира. [27]
15 мая 1174 года Нур ад-Дин умер после того, как заболел на предыдущей неделе, и его власть перешла к его одиннадцатилетнему сыну Ас-Салиху Исмаилу аль-Малику . Его смерть предоставила Саладину политическую независимость, и в письме ас-Салиху он пообещал «действовать как меч» против своих врагов и назвал смерть своего отца «потрясением от землетрясения». [27] После смерти Нур ад-Дина Саладин испытал искушение аннексировать Сирию, прежде чем она могла попасть в руки соперника, но он опасался, что нападение на землю, которая раньше принадлежала его хозяину, запрещено исламскими принципами, согласно которым он верил — мог изобразить его лицемером, что сделало бы его непригодным для руководства войной против крестоносцев. [28]
Ас-Салих в августе 1174 года укрылся в Алеппо , которым правил до 1181 года, когда умер от болезни и его сменил его двоюродный брат Имад ад-Дин Зенги II . Опека над ним взял на себя Гумуштыгин , эмир города и капитан ветеранов Нур ад-Дина. Эмир Гумуштигин готовился свергнуть всех своих соперников в Сирии и Джазире, начиная с Дамаска. В этой чрезвычайной ситуации эмир Дамаска обратился к Саиф ад-Дину из Мосула (двоюродному брату Гумуштигина) за помощью в борьбе с Алеппо, но тот отказался, вынудив сирийцев обратиться за помощью к Саладину, который подчинился. [29] Саладин проехал через пустыню с 700 отборными всадниками, пройдя через Аль-Керак и достиг Босры . По его собственным словам, к нему присоединились «эмиры, солдаты и бедуины — эмоции их сердец были видны на их лицах». [30] 23 ноября он прибыл в Дамаск под всеобщее одобрение и отдыхал там в старом доме своего отца до ворот Цитадели Дамаска . [29] чей командир Райхан первоначально отказался сдаться, были открыты Саладину четыре дня спустя, после непродолжительной осады его братом Тухтакином ибн Айюбом . [31] Он поселился в замке и получил почести и приветствия от жителей. [32]
Оставив своего брата Тухтакина ибн Айюба губернатором Дамаска, Саладин приступил к уменьшению других городов, которые принадлежали Нур ад-Дину, но теперь были практически независимыми. Его армия завоевала Хаму относительно легко , но избежала нападения на Хомс из-за прочности его цитадели. [33] Саладин двинулся на север, в сторону Алеппо, и осадил его 30 декабря после того, как Гумуштигин отказался отречься от престола. [34] Ас-Салих, опасаясь захвата Саладином, вышел из своего дворца и обратился к жителям с призывом не сдавать его и город вторгшимся силам. Один из летописцев Саладина утверждал, что «народ попал под его чары». [35]
Тем временем соперники Саладина в Сирии и Джазире вели против него пропагандистскую войну, утверждая, что он «забыл свое собственное положение [слуга Нур ад-Дина]» и не выказал никакой благодарности своему старому хозяину, осадив его сына, поднявшись «в восстании против его Господь». Вскоре Саладин вошел в Хомс и в марте 1175 года захватил его цитадель, после упорного сопротивления ее защитников. [36]
Битва при Рогах Хамы (1175 г.)
[ редактировать ]Успехи Саладина встревожили Саиф ад-Дина , зенгидского правителя Мосула. Как глава Зенгидов , он считал Сирию и Месопотамию своим родовым поместьем и был возмущен, когда Саладин попытался узурпировать владения своей династии. Саиф ад-Дин собрал большую армию и отправил ее в Алеппо, защитники которого с нетерпением их ждали. Объединенные силы Мосула и Алеппо выступили против Саладина в Хаме. Сильно превосходя их численностью, Саладин сначала попытался договориться с Зенгидами, отказавшись от всех завоеваний к северу от провинции Дамаск , но они отказались, настаивая на том, чтобы он вернулся в Египет. Видя, что конфронтация неизбежна, Саладин приготовился к битве, заняв превосходящую позицию у Рогов Хамы , холмов у ущелья реки Оронт . 13 апреля 1175 года войска Зенгида двинулись в атаку на его войска, но вскоре оказались в окружении ветеранов Саладина Айюбидов, которые разгромили их. Сражение закончилось решительной победой Саладина, преследовавшего беглецов Зенгида до ворот Алеппо, вынудив советников ас-Салиха признать контроль Саладина над провинциями Дамаск, Хомс и Хама, а также рядом городов за пределами Алеппо. такой как Маарат ан-Нуман . [38]
После победы над Зенгидами Саладин провозгласил себя королем и исключил имя ас-Салиха в пятничных молитвах и исламских монетах. С тех пор он как суверенный король заказывал молитвы во всех мечетях Сирии и Египта и чеканил на Каирском монетном дворе золотые монеты, носящие его официальный титул — аль-Малик ан-Насир Юсуф Айюб, аля гая «Царь, сильный, готовый помочь». , Иосиф, сын Иова; да будет возвышено знамя». Халиф Аббасидов в Багдаде милостиво приветствовал приход к власти Саладина и объявил его «султаном Египта и Сирии». Битва при Хаме не положила конец борьбе за власть между Айюбидами и Зенгидами, и финальное противостояние произошло весной 1176 года. Саладин собрал огромные подкрепления из Египта, в то время как Саиф ад-Дин набирал войска среди мелких государств Диярбакыра. и Аль-Джазира. [39] Когда Саладин переправился через Оронт, оставив Хаму, солнце затмилось. Он посчитал это предзнаменованием, но продолжил свой марш на север. Он достиг Кургана Султана , примерно в 25 км (16 милях) от Алеппо, где его войска столкнулись с армией Саиф ад-Дина. Завязалась рукопашная схватка, и зенгидам удалось пропахать левый фланг Саладина, оттеснив его перед собой, когда сам Саладин атаковал голову зенгидской стражи. Силы Зенгида запаниковали, и большинство офицеров Саиф ад-Дина в конечном итоге были убиты или взяты в плен - Саиф ад-Дину чудом удалось спастись. Лагерь армии Зенгидов, лошади, багаж, палатки и припасы были захвачены Айюбидами. зенгидским военнопленным Однако были вручены подарки и освобождены. Вся добыча после победы Айюбидов была передана армии, Саладин ничего себе не оставил. [40]
Саладин продолжил путь в сторону Алеппо, который все еще закрыл для него свои ворота, остановившись перед городом. По пути его армия взяла Бузаа, а затем захватила Манбидж . Оттуда они направились на запад, чтобы осадить крепость Азаз . 15 мая [41] Азаз капитулировал 21 июня 1176 года, и затем Саладин поспешил со своими войсками в Алеппо, чтобы наказать Гумуштигина. Его нападения снова встретили сопротивление, но ему удалось обеспечить не только перемирие, но и взаимный союз с Алеппо, в котором Гумуштигину и ас-Салиху было разрешено продолжать удерживать город, а взамен они признали Саладина сувереном. над всеми завоеванными им владениями. Артукидские Мардина эмиры , мусульманские союзники Алеппо, также признали и Кейфы Саладина королём Сирии. Когда договор был заключен, младшая сестра ас-Салиха пришла к Саладину и потребовала вернуть крепость Азаз; он подчинился и сопроводил ее обратно к воротам Алеппо с многочисленными подарками. [41]
Правитель Зенгиса Ас-Салих Исмаил аль-Малик продолжал править Алеппо как вассал Саладина до 1181 года, когда он умер от болезни и его заменил его двоюродный брат Имад ад-Дин Зенги II .
Потеря Джазиры Саладину (1182 г.)
[ редактировать ]Зангидский правитель Сайф ад-Дин Гази II умер в июне 1181 года, и его брат Изз ад-Дин унаследовал руководство Мосулом. [43] наследный принц Зенгидов ас-Салих 4 декабря в Алеппо скончался . Перед своей смертью он заставил своих старших офицеров принести клятву верности Изз ад-Дину, поскольку он был единственным правителем Зенгида, достаточно сильным, чтобы противостоять Саладину. Изз ад-Дина приветствовали в Алеппо, но обладание им и Мосулом слишком сильно напрягало его способности. Таким образом, он передал Алеппо своему брату Имаду ад-Дину Занги в обмен на Синджар . Саладин не выступил против этих сделок, чтобы соблюдать договор, который он ранее заключил с Зенгидами. [44]
После поражения зенгидов при Хаме и продолжающегося отсутствия какой-либо объединяющей фигуры типа Нур ад-Дина Кукбари ( Музаффар ад-Дин Гекбори ), зенгидский правитель Харрана , осознал, что власть зенгидов в Сирии идет на убыль, и Он и Джазира приняли важное решение перейти на сторону Саладина в 1182 году. Он пригласил Саладина занять регион Джазира, составляющий северную Месопотамию. Саладин подчинился, и перемирие между ним и Зенгидами официально закончилось в сентябре 1182 года. [45] Перед его походом на Джазиру напряженность между зенгидскими правителями региона возросла, в первую очередь из-за их нежелания оказывать почтение Мосулу. [46] Прежде чем пересечь Евфрат , Саладин в течение трех дней осаждал Алеппо, давая понять, что перемирие закончилось. [45]
Как только Саладин достиг Биры, недалеко от реки, к нему присоединились Кукбари и Нур ад-Дин из Хисн Кайфы , и объединенные силы захватили города Джазира один за другим. Сначала пала Эдесса , за ней Сарудж , затем Ракка , Киркесия и Нусайбин . [47] Ракка была важным перевалочным пунктом и удерживалась Кутб ад-Дином Иналом, который уступил Манбидж Саладину в 1176 году. Увидев большую численность армии Саладина, он не приложил особых усилий для сопротивления и сдался при условии, что сохранит свою собственность. . Из Ракки Саладин двинулся, чтобы завоевать аль-Фудайна, аль-Хусейна, Максима, Дурайна, Арабана и Хабура — все они присягнули ему на верность. [48]
Саладин приступил к захвату Нусайбина, который не оказал сопротивления. Город средних размеров Нусайбин не имел большого значения, но располагался в стратегическом положении между Мардином и Мосулом и в пределах легкой досягаемости от Диярбакыра . [49] Тем временем в Алеппо эмир города Занги совершил набег на города Саладина на севере и востоке, такие как Балис, Манбидж, Сарудж, Бузаа, аль-Карзайн. Он также разрушил свою собственную цитадель в Азазе, чтобы не допустить ее использования Айюбидами в случае их завоевания. [49]
Битва за Мосул (1182-1183 гг.)
[ редактировать ]Когда Саладин подошел к Мосулу, он столкнулся с проблемой захвата большого города и оправдания своих действий. [54] Зенгиды Мосула обратились к ан-Насиру , халифу Аббасидов в Багдаде, чей визирь поддержал их. Ан-Насир послал Бадра аль-Бадра (высокопоставленного религиозного деятеля) в качестве посредника между двумя сторонами. Саладин прибыл в город 10 ноября 1182 года. Изз ад-Дин не принял его условия, поскольку считал их неискренними и обширными, и Саладин немедленно осадил хорошо укрепленный город. [55]
После нескольких мелких стычек и тупика в осаде, инициированной халифом, Саладин намеревался найти способ отступить без ущерба для своей репутации, сохраняя при этом некоторое военное давление. Он решил напасть на Синджар , который удерживал брат Изз ад-Дина Шараф ад-Дин. Он пал после 15-дневной осады 30 декабря. [56] Солдаты Саладина нарушили дисциплину, разграбив город; Саладину удалось защитить губернатора и его офицеров, лишь отправив их в Мосул. Создав гарнизон в Синджаре, он ждал коалиции, собранной Изз ад-Дином, состоящей из его войск из Алеппо, Мардина и Армении . [57] Саладин и его армия встретились с коалицией в Харране в феврале 1183 года, но, узнав о его приближении, последний отправил к Саладину гонцов с просьбой о мире. Каждая армия вернулась в свои города, и аль-Фадил написал: «Они [коалиция Изз ад-Дина] продвигались вперед, как мужчины, а как женщины, они исчезли». [58]
С точки зрения Саладина, с точки зрения территории, война против Мосула шла хорошо, но ему все же не удалось достичь своих целей, и его армия сокращалась; Таки ад-Дин отвел своих людей обратно в Хаму, а Насир ад-Дин Мухаммад и его войска ушли. Это побудило Изз ад-Дина и его союзников перейти в наступление. Предыдущая коалиция перегруппировалась в Харзаме, примерно в 140 км от Харрана. В начале апреля, не дожидаясь Насир ад-Дина, Саладин и Таки ад-Дин начали наступление против коалиции, беспрепятственно продвигаясь на восток к Рас-эль-Эйну. [61] К концу апреля, после трех дней «настоящих боев», по словам Саладина, Айюбиды захватили Амид . Он передал Нур ад-Дину Мухаммаду город вместе с его запасами, состоявшими из 80 000 свечей, башни, полной наконечников стрел, и 1 040 000 книг. В обмен на диплом, дающий ему город, Нур ад-Дин присягнул Саладину, пообещав следовать за ним в каждой экспедиции войны против крестоносцев и возместить ущерб, нанесенный городу. Падение Амида, помимо территории, убедило Иль-Гази Мардина поступить на службу Саладину, ослабив коалицию Изз ад-Дина. [62]
Саладин попытался заручиться поддержкой халифа ан-Насира против Изз ад-Дина, отправив ему письмо с просьбой предоставить документ, который дал бы ему юридическое обоснование для захвата Мосула и его территорий. Саладин стремился убедить халифа, утверждая, что, пока он завоевал Египет и Йемен под флагом Аббасидов, зенгиды Мосула открыто поддерживали сельджуков ( соперников халифата) и приходили к халифу только в случае необходимости. Он также обвинил силы Изз ад-Дина в срыве мусульманской «Священной войны» против крестоносцев , заявив, что «они не согласны не сражаться, но они мешают тем, кто может». Саладин защищал свое поведение, утверждая, что он прибыл в Сирию, чтобы сражаться с крестоносцами, положить конец ереси ассасинов и остановить злодеяния мусульман. Он также пообещал, что если Мосул будет отдан ему, это приведет к захвату Иерусалима, Константинополя , Грузии и земель Альмохадов в Магрибе , «пока слово Божие не станет верховным и халифат Аббасидов не сотрет с лица земли мир». очистить, превратив церкви в мечети». Саладин подчеркнул, что все это произойдет по воле Бога, и вместо того, чтобы просить у халифа финансовой или военной поддержки, он захватит и отдаст халифу территории Тикрит , Дакук , Хузестан , остров Киш и Оман . [63]
Падение Зенгида Алеппо (1183 г.)
[ редактировать ]Саладин переключил свое внимание с Мосула на Алеппо, отправив своего брата Тадж аль-Мулук Бури захватить Телль-Халид в 130 км к северо-востоку от Алеппо. Была установлена осада, но губернатор Телль-Халида сдался по прибытии самого Саладина 17 мая до того, как осада могла состояться. По словам Имад ад-Дина, после Телля Халида Саладин пошел в обход на север, к Айнтабу , но овладел им, когда его армия повернулась к нему, что позволило ему быстро отойти назад еще на ок. 100 км в сторону Алеппо. 21 мая он разбил лагерь за городом, расположившись к востоку от Цитадели Алеппо , в то время как его войска окружили пригород Банакуса на северо-востоке и Баб-Джанан на западе. Он разместил своих людей в опасной близости от города, надеясь на скорый успех. [65]
Занги не оказал длительного сопротивления. Он был непопулярен среди своих подданных и хотел вернуться в свой Синджар , город, которым он управлял ранее. Были проведены переговоры об обмене, согласно которому Занги передаст Алеппо Саладину в обмен на восстановление своего контроля над Синджаром , Нусайбином и Раккой . Занги будет владеть этими территориями как вассалами Саладина с точки зрения военной службы. 12 июня Алеппо официально перешел в руки Айюбидов. [66] Жители Алеппо не знали об этих переговорах и были застигнуты врасплох, когда над цитаделью водрузили знамя Саладина. Два эмира , в том числе старый друг Саладина Изз ад-Дин Джурдук, приветствовали его и пообещали ему свою службу. Саладин заменил ханафитские суды шафиитской администрацией, несмотря на обещание, что он не будет вмешиваться в религиозное руководство города. Хотя у него было мало денег, Саладин также позволил уходящему Занги забрать все запасы цитадели, с которыми он мог путешествовать, и продать остаток, который Саладин купил сам. Несмотря на его прежние колебания по поводу обмена, он не сомневался в своем успехе, заявив, что Алеппо является «ключом к землям», а «этот город — глаз Сирии, а цитадель — ее ученик». [67] Для Саладина захват города ознаменовал конец более чем восьмилетнего ожидания с тех пор, как он сказал Фарруху-Шаху, что «нам нужно только доить, и Алеппо станет нашим». [68]
Окончательный упадок (1183-1250)
[ редактировать ]Саладин завоевал Алеппо в 1183 году, положив конец правлению Зенгидов в Сирии. Саладин начал свое последнее наступление на Мосул в конце 1185 года, надеясь на легкую победу над предположительно деморализованным Зенгид-эмиром Мосула Масудом , но потерпел неудачу из-за неожиданно жесткого сопротивления города и серьезной болезни, которая заставила Саладина отступить в Харран . При поддержке Аббасидов Саладин и Масуд в марте 1186 года заключили договор, по которому Зенгиды оставляли контроль над Мосулом, но с обязательством предоставлять Айюбидам военную поддержку, когда они об этом попросят. [71] [72]
и преемник Саладина, айюбидский правитель Аль-Адиль I , отправил армию под предводительством своего собственного сына аль-Ашрафа Харранского В 1204 году брат в сопровождении своего брата -Авхада Айюба , чтобы освободить зенгидского эмира Синджара Кутба . Аль ад-Дина от нападения его двоюродного брата Нур ад-Дина Арслана Шаха I из Мосула , главного эмира Зенгидов . В апреле 1204 года коалиция Айюбидов быстро разбила силы Нур ад-Дина при Нусайбине , преследуя их обратно в Мосул, где они атаковали несколько окрестных деревень. К сентябрю Айюбиды заключили мир с Нур ад-Дином. [73]
В 1207 году Айюбиды под предводительством Аль-Авхада Айюба , начав со своей базы в Майяфарикине , захватили Ахлат в Анатолии , положив конец Ахлатшахам . [74]
Аль-Адиль I снова попытался аннексировать государства Зенгидов в 1209 году и осадил Синджар . Зенгидский правитель Мосула Нур ад-Дин Арслан Шах I объединился с Муззафар ад-Дином Кукбури , правителем Эрбиля , и оказал сопротивление наступлению Айюбидов. Они достигли перемирия, согласно которому аль-Адид мог сохранить за собой завоеванные им земли в Синджаре (впоследствии которыми правили «Айюбиды Майяфарикина и Джебель Синджара », сыновья аль-Адида аль-Ашрафа и Аль-Авхада Айюба ), и Арслан Шах признал сюзеренитет Айюбидов на своих монетах. [75] Поскольку здоровье Арслан-шаха ухудшалось, а его сыновья были еще молоды, он выбрал командующего армией Бадр ад-Дина Лу'лу защитником своих сыновей и повысил его до атабега после его смерти в 1211 году. [75] Сын и два внука Арслан-шаха в детстве продолжали править Северным Ираком в качестве эмиров Мосула и Синджара до 1234 года, когда Бадр ад-Дин Лу'лу формально вступил во владение, возможно, после убийства последнего зангидского эмира Мосула Насира ад- Дин Махмуд . [75] Он правил от своего имени с 1234 года до своей смерти в 1259 году, приняв сюзеренитет монголов после 1243 года. [75] [76]
Северный Ирак ( регион аль-Джазира ) продолжал находиться под властью Зенгида до 1250 года, с его последним эмиром Махмудом аль-Малик аль-Захиром (1241–1250, сын Муизза ад-Дина Махмуда ). В 1250 году аль-Джазира попала под власть Ан-Насира Юсуфа , айюбидского эмира Алеппо, что ознаменовало конец правления Зенгидов.
Следующий период ознаменуется приходом монголов: в 1262 году Мосул был разграблен монголами Хулагу после почти годичной осады, положившей конец недолгому правлению сыновей Бадр ад-Дина Лу. лу'.
Военный
[ редактировать ]Войска Зенгидов, как и других Атабегатов , продолжали традиции Сельджукской империи . [77] Профессиональные Аскара и Гулама были объединены с наемниками и вспомогательными элементами туркменских и курдских племен. войска [77] [78] [79] середины 13 века Лучшее описание этих войск содержится в Варка ва Гульшахе , где изображено многочисленное оружие, такое как дротики, копья, мечи, луки, булавы и арканы. [77] Защитное снаряжение может быть довольно тяжелым, включая шлемы и кольчуги . [77] Широко использовались луки и стрелы, а плотные залпы могли пробить броню или даже крестоносцев . иногда остановить атаку [77] Против регулярных армий широко использовались туркменские методы преследования. [77]
Зенгиды, в частности, сыграли важную военную роль против крестоносцев, возглавляемых такими крупными военными деятелями, как Имад ад-Дин Зенги или Нур ад-Дин Зенги . [77] Армия Нур ад-Дина в основном состояла из туркменских конных лучников и курдских всадников с копьями, а также профессиональных гуламов и бедуинской вспомогательной конницы, а также крупных пехотных элементов. [77] Они также были опытными в осадной войне. [77] правителя Численность была не очень велика: войска аскаров насчитывали от 1000 до 3000 человек, к которым добавлялись вспомогательные войска численностью от 10000 до 15000 человек. [77] Модель Зенгида также использовала Саладин и его преемники. [77]
Металлообработка
[ редактировать ]В 13 веке в Мосуле процветала промышленность по производству роскошных латунных изделий, богато инкрустированных серебром. [80] : 283–6 Многие из этих предметов сохранились до наших дней; Фактически, из всех средневековых исламских артефактов на медных изделиях Мосула больше всего эпиграфических надписей. [81] : 12 Однако единственным упоминанием об этой отрасли в современных источниках является рассказ Ибн Саида , андалузского географа, путешествовавшего по региону около 1250 года. [80] : 283–4 Он писал, что «в городе много ремесел, особенно инкрустированных латунных сосудов, которые вывозятся (и дарятся) правителям». [80] : 284 Это были дорогие предметы, которые могли себе позволить только самые богатые, и только в начале 1200-х годов в Мосуле появился спрос на их крупномасштабное производство. [80] : 285 Мосул был тогда богатой и процветающей столицей сначала Зенгидов, а затем Бадр ад-Дина Лу'лу. [80] : 285
Истоки индустрии инкрустированных изделий из латуни в Мосуле неясны. [81] : 52 В конце 10 века в городе существовала металлургическая промышленность, когда аль-Мукаддаси записал, что он экспортировал железо и изделия из него, такие как ведра, ножи и цепи. [81] : 52 Однако ни о каких сохранившихся металлических предметах из Мосула до начала 13 века не известно. [81] : 52 Инкрустация металла в исламском мире была впервые развита в Хорасане в 12 веке серебряными мастерами, столкнувшимися с нехваткой серебра. [81] : 52–3 К середине XII века Герат , в частности, приобрел репутацию благодаря своим высококачественным инкрустированным металлическим изделиям. [81] : 53 Практика инкрустации «требовала относительно небольшого количества инструментов», и эта техника распространилась на запад, возможно, благодаря переезду мастеров Хорасани в другие города. [81] : 53
К началу XIII века техника инкрустации серебром и латунью достигла Мосула. [81] : 53 Пара гравированных латунных флабеллей, найденных в Египте и, возможно, изготовленных в Мосуле, датирована сирийской надписью 1202 годом, что делает их самыми ранними известными мосульскими латунными изделиями с определенной датой (хотя они ничем не инкрустированы). [81] : 49–50 Один из сохранившихся предметов может быть еще старше: инкрустированный кувшин работы мастера Ибрагима ибн Мавалии , дата которого неизвестна, но Д.С. Райс подсчитала, что он был изготовлен около 1200 года. [81] : 53 Производство инкрустированных изделий из латуни в Мосуле, возможно, началось еще до начала века. [81] : 53–4
В 1220-е годы объем металлоконструкций Мосула значительно расширился - с этого десятилетия известно несколько подписанных и датированных предметов, что, по словам Джулиана Раби, «вероятно, отражает растущий статус и производство этого ремесла». [81] : 54 За два десятилетия, примерно с 1220 по 1240 год, в латунной промышленности Мосула произошли «быстрые инновации в технике, отделке и композиции». [81] : 54 Ремесленников вдохновляли миниатюрные картины, созданные в районе Мосула. [81] : 54
Мосул, похоже, стал преобладающим среди мусульманских центров обработки металлов в начале 13 века. [81] : 53 Доказательства являются частичными и косвенными - относительно мало объектов, на которых прямо указано, где они были созданы, существуют, а в остальных случаях это зависит от нисбахов . [81] : 53 Однако аль-Маусили, безусловно, является наиболее распространенным нисбахом ; засвидетельствованы только два других: аль-Ис'ирди (имеется в виду кто-то из Сиирта ) и аль-Багдади. [81] : 53 Однако есть некоторые научные инструменты, инкрустированные серебром, которые были изготовлены в Сирии в этот период, причем самый ранний из них относится к 1222/3 (619 г. хиджры). [81] : 53
Нестабильность после смерти Бадр ад-Дина Лулу в 1259 году и особенно монгольская осада и захват Мосула в июле 1262 года, вероятно, вызвали упадок металлообрабатывающей промышленности Мосула. [81] : 54 Известных металлических изделий из Джазиры конца 1200-х годов относительно мало; обилие металлических изделий из мамлюкской Сирии и Египта того же периода. между тем, засвидетельствовано [81] : 54 Однако это не обязательно означает, что производство в Мосуле прекратилось, и некоторые сохранившиеся предметы этого периода, возможно, были изготовлены в Мосуле. [81] : 54–5
Литература
[ редактировать ]На территории, включающей Сирию, Джазиру и Ирак, в период с 12 по 13 века наблюдался «взрыв изобразительного искусства», особенно в области декоративного искусства и иллюстрированных рукописей. [83] [84] Это произошло, несмотря на религиозные осуждения изображения живых существ на том основании, что «оно предполагает подобие творческой деятельности Бога». [83]
Истоки этой новой изобразительной традиции неясны, но арабские иллюстрированные рукописи, такие как « Макамат аль-Харири», имели много общего с христианскими сирийскими иллюстрированными рукописями, такими как сирийские Евангелия (Британская библиотека, Add. 7170) . [85] Этот синтез, кажется, указывает на общую изобразительную традицию, существовавшую примерно с 1180 года н.э. в регионе и находившуюся под сильным влиянием византийского искусства . [85] [86]
Рукопись Китаб ад-Дирьяк ( араб . كتاب الدرياق , латинизированная : Китаб ад-дирьяк , «Книга Териака »), или Книга андитодов псевдо-Галена , представляет собой средневековый манускрипт, предположительно основанный на сочинениях Галена («псевдо-Галена») . -Гален»). В нем описывается использование Териака , древнего лекарственного соединения, первоначально использовавшегося как лекарство от укусов ядовитых змей. Сохранились два издания, украшенные прекрасными миниатюрами, раскрывающими социальный контекст времени их публикации. [87] Самая ранняя рукопись была опубликована в 1198-1199 годах н.э. в Мосуле или районе Джазира и сейчас находится в Национальной библиотеке Франции (MS. Arabe 2964). [87] [88]
Китаб аль-Агани был создан в 1218-1219 годах в Мосуле во времена зенгидского атабегата Бадр ад-Дина Лу'лу (в то время ему было 40 лет) и имеет несколько фронтисписов, богато иллюстрированных придворными сценами. [26]
- Китаб ад-Дирьяк , 1198-1199, лист 24. Деталь королевского двора, правитель в тюркском одеянии, в шапке шарбуш . [90]
- Фигуры в тюркском платье, с акбия тюркийя пальто тираза , повязками , сапогами и шапкой -шарбушем . Китаб ад-Дирьяк , Джазира , 1198–1199 гг. н.э. [91]
- Воин в шарбуше , мантии длиной в три четверти и сапогах. De Materia Medica Диоскорида , Ирак, 1224 год . Гарвардский художественный музей. [92]
Архитектура
[ редактировать ]Зенгиды известны многочисленными постройками от Сирии до северного Ирака. Цитадель Алеппо была укреплена Зенгидами во время крестовых походов . Имад ад-Дин Зенги , за которым следовал его сын Нур ад-Дин (правил в 1147–1174 гг.), объединили Алеппо и Дамаск и удержали крестоносцев от их неоднократных нападений на города. В дополнение к своим многочисленным работам как в Алеппо, так и в Дамаске, Нур ад-Дин восстановил городские стены Алеппо и укрепил цитадель. Арабские источники сообщают, что он также сделал несколько других улучшений, таких как высокий входной пандус с кирпичными стенами, дворец и ипподром, вероятно, покрытый травой. Нур ад-Дин дополнительно восстановил или перестроил две мечети и подарил сложный деревянный михраб мечети Авраама (молитвенную нишу). В цитадели были заключены несколько знаменитых крестоносцев, в том числе граф Эдесский , Жослен II , умерший там, Рейнальд Шатийонский и король Иерусалима Балдуин II , продержавшийся под стражей два года. [93]
Медресе Нур ад-Дин — погребальное медресе в Дамаске , Сирия . Он был построен в 1167 году Нур ад-Дином Занги , атабегом Сирии, который похоронен здесь. В комплекс входят мечеть , медресе и мавзолей основателя. Это был первый подобный комплекс, построенный в Дамаске. [94] [95] Нур ад-Дин Бимаристан — крупный мусульманский средневековый бимаристан («больница») в Дамаске , Сирия . Он был построен и назван в честь Нур ад-Дина Занги в 1154 году. [96]
Великая мечеть ан-Нури в Мосуле также была построена Нур ад-Дином Занги в 1172–1173 годах, незадолго до его смерти. [97] [98]
- Купола медресе Нур ад-Дин в Дамаске
- Фасад Нур ад-Дина Бимаристана , 1154 год.
- Великая мечеть ан-Нури перед разрушением в 2017 году.
- Михраб из мечети ан-Нури в Мосуле, Ирак, построенный Нур ад-Дином Зенги, Музей Ирака
- Мост Зенгид Айн Дивар . Построен при Кутб ад-Дине Маудуде с 1146 по 1163 год нашей эры. Джизре . [99]
Христианство при Зенгидах
[ редактировать ]Христианство на Ближнем Востоке продолжало испытывать общий упадок в контексте арабизации и исламизации, а также конфликта крестовых походов . [100] Тем не менее, сирийское христианство оставалось активным при Зенгидах и даже пережило фазу «сирийского возрождения», когда дискриминационные правила в отношении христиан были отменены, особенно после смерти консерватора Нур ад-Дина Зенги в 1174 году. [100] Несколько важных христианских рукописей были созданы в Мосуле в конце зенгидского периода, особенно при атабагате Бадр ад-Дина Лу'лу (1211–1234), а затем во время его независимого правления (1234–1259). [101] Один из них, Якобитско-сирийский Лекционарий Евангелий , был создан в монастыре Мар Маттай в 20 км к северо-востоку от города Мосула, ок. 1220 г. (Библиотека Ватикана, г-жа Сир. 559). [102] Это Евангелие с изображением многих военных фигур в доспехах считается полезным справочником по военным технологиям классического ислама того периода. [103] Еще одно такое Евангелие — г-жа Дополнительная 7170, Британская библиотека , также созданное около 1220 года в районе Мосула. [101]
- Миниатюра сирийского Евангелия из окрестностей Мосула , ок. 1220 ( BL г-жа 7170 ). Бадр ад-Дин Лу'лу был терпим к христианской религии. [101]
- Деталь ф.139р, Распятие. Библиотека Ватикана, г-жа Сир. 559.
- Деталь ф.18р, Резня невинных. Библиотека Ватикана, г-жа Сир. 559.
- Фрагмент ф.29в, Усекновение главы Иоанна Крестителя. Библиотека Ватикана, г-жа Сир. 559.
Зенгидские правители
[ редактировать ]Зенгиды распространились в нескольких регионах между Сирией и Ираком. [104]
Зенгид Атабеги и эмиры Мосула
[ редактировать ]- Зенги , 1127–1146 гг.
- Сайф ад-Дин Гази I , сын Зенги, 1146–1149 гг.
- Кутб ад-Дин Маудуд , сын Зенги, 1149–1170 гг.
- Сайф ад-Дин Гази II , сын Кутб ад-Дина Маудуда, 1170–1180 гг.
- Изз ад-Дин Масуд , сын Кутб ад-Дина Маудуда, 1180–1193 гг.
- Нур ад-Дин Арслан Шах I , сын Изз ад-Дина Масуда, 1193–1211 гг.
- Изз ад-Дин Масуд II , сын Нур ад-Дина Арслан Шаха I, 1211–1218 (регентство Бадр ад-Дина Лулу' )
- Нур ад-Дин Арслан Шах II , сын Изз ад-Дина Масуда II, 1218–1219 (регентство Бадр ад-Дина Лулу')
- Насир ад-Дин Махмуд , сын Изз ад-Дина Масуда II, 1219–1234 (регентство Бадр ад-Дина Лулу')
Мосул захватил Бадр ад-Дин Лулу , атабег Насир ад-Дина Махмуда, которого он убил в 1234 году.
Зенгид Эмиры Алеппо
[ редактировать ]- Зенги , 1128–1146 гг.
- Нур ад-Дин , сын Зенги, 1146–1174 гг.
- Ас-Салих Исмаил аль-Малик , сын Нур ад-Дина, 1174–1174 гг.
- Имад ад-Дин Зенги II , 1182 г.
Алеппо был завоеван Саладином в 1183 году и правил Айюбидами до 1260 года.
Зенгидские эмиры Дамаска
[ редактировать ]- Нур ад-Дин , сын Зенги, 1154–1174 гг.
- Ас-Салих Исмаил аль-Малик , сын Нур ад-Дина,
Дамаск был завоеван Саладином в 1174 году и правил Айюбидами до 1260 года.
Зенгид Эмиры Синджара
[ редактировать ]- Имад ад-Дин Зенги II , сын Кутб ад-Дина Маудуда , 1171–1197 гг.
- Кутб ад-Дин Мухаммад , сын Зенги II, 1197–1219 гг.
- Имад ад-Дин Шаханшах , сын Кутб ад-Дина Мухаммада, 1219–1220 гг.
- Джалал ад-Дин Махмуд (соправитель), сын Кутб ад-Дина Мухаммада, 1219–1220 гг.
- Фатх ад-Дин Умар (соправитель), сын Кутб ад-Дина Мухаммада, 1219–1220 гг.
Синджар был взят Айюбидами в 1182 году. [106] и правил аль-Ашраф Муса в 1220 году, Айюбидский эмир Дияра Бакра. Позже он перешел под контроль Бадр ад-Дина Лулу , правителя Мосула, начиная с 1234 года.
Зенгидские Эмиры Аль-Джазиры (в Северном Ираке)
[ редактировать ]- Муизз ад-Дин Санджар Шах , сын Сайф ад-Дина Гази II , 1180–1208 гг.
- Муизз ад-Дин Махмуд , сын Муизз ад-Дина Санджара Шаха, 1208–1241 гг.
- Махмуд аль-Малик аз-Захир , сын Муизза ад-Дина Махмуда, 1241–1250 гг.
В 1250 году аль-Джазира попал под власть ан-Насира Юсуфа , Айюбидского эмира Алеппо.
Зенгидские Эмиры Шахразура
[ редактировать ]Эмиры Шахризора в Курдистане :
Саладин завоевывает все земли Шахразура и за пределами меньшего Заба в 1185 году. Таким образом, Айюбиды стали правителями большей части Южного Курдистана . [107]
Флаг
[ редактировать ]Флаг Саладина (желтый, украшенный орлом), очевидно, был унаследован от Зенгидов. [108] Особенно желтый цвет оставался символическим цветом для правителей Айюбидов и мамлюков. [108]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райли-Смит, Джонатан Саймон Кристофер (1991). Атлас крестовых походов . Нью-Йорк: факты в архиве. п. 59. ИСБН 978-0-8160-2186-4 .
- ^ Кэнби и др. 2016 , с. 69.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эль-Ажари 2019 , с. 311.
- ^ Босворт 1996 , с. 191.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Легитимизация завоевания Египта: новый взгляд на франкскую кампанию 1163 года . Эрик Бёме. Расширение веры. Том 14. 1 января 2022. Страницы 269 – 280.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Суад, Мера и Тахрауи Рамдан. 2018. « ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ИСЛАМЕ: АЙЮБИДЫ (569/966 г.х.) (1174/1263 г. н.э.) ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ В ЕГИПТЕ КАК ПРИМЕР ». Аль-Шаджара: Журнал Международного института исламской мысли и цивилизации (ISTAC), январь, 245–75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Генктюрк, К. « ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЕЛАХАДДИНОМ ЭЙЮБИ И НУРЕДДИНОМ МАХМУДОМ ». Международный журнал социальных наук Анкары 1 (2018): 51-61.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ЭЮБИС . Оглавление. Проф. Доктор Рамазан ШЕШЕН. Университет Мимара Синана.
- ^ Эль-Ажари 2019 , с. 316.
- ^ Эль-Ажари 2019 , с. 312.
- ^ Аялон 1999 , с. 166.
- ^ АЛЬПТЕКИН, ЦОЖКУН (1972). Правление Занги (PDF) . Лондонский университет. стр. 38–44.
- ^ Кючюксипахиоглу, Бирсель (30 июня 2020 г.). «Мусул ве Халеп Валиси Имадеддин Зенгинин Хачлыларла Мукаделеси» . Журнал востоковедения (36): 104. doi : 10.26650/jos.2020.005 .
Оставаясь в Мосуле до смерти султана Мухаммада Тапара в 1118 году, Занги затем поступил на службу к сыну султана и новому сельджукскому правителю Махмуду (1118-1119), оставшись верным ему до конца. С началом новой эры, когда султан Махмуд потерпел поражение в битве при Саве, он вступил в бой со своим дядей Санджаром в 1119 году, что открыло Санджару (1119-1157) путь к восхождению на трон империи Великих Сельджуков. Сельджукский султанат (1119-1131), продолжавший там свое правление. В 1124 году султан Махмуд подарил город Васит Имаду ад-Дину Занги в качестве икты и в 1127 году даровал ему военный губернатор Басры вместе с Багдадом и Ираком. Причиной таких назначений была попытка помешать Аббасидскому халифу аль- Мустаршид (1118-1135), который тогда хотел добиться мирового господства. Действительно, усилия Занги в борьбе Махмуда, которого Санджар срочно отправил в Багдад, против халифа обеспечили победу султану, и он способствовал усилиям по нанесению ущерба притязаниям халифа на единоличную власть и господство. После смерти губернатора Мосула Ак-Сункура эль-Порсуки и его преемника и сына Масуда в том же 1127 году Занги был назначен губернатором Мосула. Он также отвечал за Аль-Джазиру и Северную Сирию, и султан Махмуд одобрил назначение его атабегом двух своих сыновей, Фаррух-шаха и Альпарсалана. Так было образовано Атабегство Мосула.
- ^ Ирвин 1999 , с. 227.
- ^ Хуньяди и Ласловский 2001 , с. 28.
- ^ Асбридж 2012 , с. 1153.
- ^ «Блакас кувшин Британский музей» . www.britishmuseum.org .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джива, Шаинул (26 января 2023 г.). Фатимиды 2: Правило из Египта . Издательство Блумсбери. стр. 198–199. ISBN 978-0-7556-4675-3 .
- ^ «Письмо Эмерика, Патриарха Антиохийского, Людовику VII, королю Франции (1164 г.)» . Де Ре Милитари . 4 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лайонс и Джексон 1982 , стр. 6–7.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 8.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 14.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 15.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 16.
- ^ Босворт, CE (1 июня 2019 г.). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. стр. 195–196. дои : 10.1515/9781474464628 . ISBN 978-1-4744-6462-8 .
Возвышение Зангидов остановило экспансионистские планы Артукидов, и им пришлось стать вассалами Нур ад-Дина. Затем Айюбиды еще больше сократили свою власть и уступили им Хисн Кайфу, Амид и Майяфарикин. В начале тринадцатого века они какое-то время были вассалами Румских сельджуков и хорезм-шаха Джалал ад-Дина Менгибирти. В конце концов, выжила только линия Мардлина, а Кара Арслан подчинился монгольскому хану II Хулагу.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Райс, Д.С. (1953). «Миниатюры Агани и религиозная живопись в исламе» . Журнал Берлингтон . 95 (601): 130. ISSN 0007-6287 . JSTOR 871101 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лайонс и Джексон 1982 , стр. 73–74.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лейн-Пул 1906 , с. 136.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 81.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 83.
- ^ Лейн-Пул 1906 .
- ^ Лейн-Пул 1906 , с. 13.
- ^ Лейн-Пул 1906 , с. 137.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 87.
- ^ Лейн-Пул 1906 , с. 140.
- ^ «Медные сплавы Сайфа ад-Дина Гази II ибн Маудуда, аль-Мавсил, 569 хиджры, 1949.163.169» . нумизматика.org . Американское нумизматическое общество .
- ^ Лейн-Пул 1906 , с. 141.
- ^ Лейн-Пул 1906 , стр. 141–143.
- ^ Лейн-Пул 1906 , с. 144.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лейн-Пул, 1906 , стр. 144–146.
- ^ Уилан Тип II, 181-2; S&S Тип 63.1; Альбом 1863.2
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 149.
- ^ Лейн-Пул 1906 , стр. 164–165.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лейн-Пул 1906 , стр. 169–170.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 164.
- ^ Лейн-Пул 1906 , стр. 169–70.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 176.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лайонс и Джексон 1982 , с. 177.
- ^ Контадини, Анна (2010). Арабская живопись: текст и изображение в иллюстрированных арабских рукописях . БРИЛЛ. п. 11. ISBN 978-90-04-18630-9 .
Ярким примером является эмалированная мензурка Айюбидов, известная как Кубок Палмера.
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (1 января 2024 г.). «Глава 12: Платье мамлюков между текстом и изображением». Одежда и дресс-код в средневековом Каире: одержимость мамлюков . стр. 172–173. дои : 10.1163/9789004684980_013 . ISBN 9789004684980 .
- ^ Контадини, Анна (1998). Поэзия на эмалированном стекле: Кубок Палмера в Британском музее». В: Уорд Р. (ред.), Позолоченное и эмалированное стекло с Ближнего Востока . Издательство Британского музея. стр. 58–59.
- ^ Контадини, Анна (2017). Текст и изображение на предметах Ближнего Востока: Кубок Палмера в контексте (в книге «Ренессанс Ротшильдов: новый взгляд на завещание Уоддесдона в Британском музее») . Публикации исследований Британского музея. п. 130.
Иконография ее фигур очень похожа на иконографию на Кубке Палмера, по рисунку их одежд, по головным уборам (шарбушу) и по способу изображения шагающих фигур, с одной ногой прямой, а другой слегка согнутой, с тонкой ногой, слегка приподнятой над землей. Хотя на подсвечнике нет даты, его можно точно датировать началом 13 века, поскольку он явно принадлежит к группе металлических изделий, которые сейчас установлены в этот период и происходят из Мосула или района Северного Джазирана. Эти элементы также подтверждают дату создания Кубка Палмера в начале 13 века и дополнительно подтверждают регион происхождения.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 178.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 179.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , стр. 180–181.
- ^ Лейн-Пул 1906 , с. 171.
- ^ Лейн-Пул, Стэнли (1903). Саладин и падение Иерусалимского королевства . Рипол Классик. п. 172. ИСБН 978-5-87674-321-3 .
- ^ «Ящик для ручек Британского музея» . www.britishmuseum.org .
- ^ Николь, Дэвид (1997). Солдаты, серия 171 - Саладин и сарацины (PDF) . Издательство Оспри. п. 14.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 188.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 191.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , стр. 192–194.
- ^ С/С 79,3; Эдем -; Альбом 1879.2.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 195.
- ^ Лейн-Пул 1906 , стр. 172–173.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , с. 199.
- ^ Лайонс и Джексон 1982 , стр. 198–201.
- ^ Шпенглер, Уильям Ф.; Сэйлс, Уэйн Г. (1992). Туркменские фигурные бронзовые монеты и их иконография: Артуквиды . Кабинет Клио. п. 113. ИСБН 978-1-879080-02-7 .
Но кто же был «Нур ад-Дин Атабег», изображенный на аверсе большинства монет этого типа, и почему его тоже узнавали? На монетах он больше не идентифицирован, но наиболее логичным кандидатом представляется Нур ад-Дин Арслан Шах I, Зенгидский атабег Мосула (589-607/1193-1210), единственный атабег с лакабом Нур аль- Известно, что Дин действовал в то время. Эта идентификация была впервые предложена Митчинером в 1977 году и повторена Хеннекеном в Парижском каталоге.
- ^ Кюнкер, Фриц Рудольф. Künker Auktion 137 - Коллекция средневековых монет Де Вита, 1000 лет европейской чеканки, Часть III: Англия, Ирландия, Шотландия, Испания, Португалия, Италия, Балканы, Ближний Восток, государства крестоносцев, жетоны и гири . Нумизматический Верлаг Кюнкер. п. 391.
Но кто же был «Нур ад-Дин Атабег», изображенный на аверсе большинства монет этого типа, и почему его тоже узнавали? Это Нур ад-Дин Арслан Шах I, Зенгидский атабег Мосула (1193-1210), который был обнаружен Митчинером в 1977 году. Почему Артукид Юлук Арслан из Мардина должен ставить имя своего соперника на своих монетах, не совсем ясно.
- ^ Хамфрис 1991 , с. 781
- ^ Хамфрис, Стивен (14 октября 2004 г.). Ласкомб, Дэвид; Райли-Смит, Джонатан (ред.). Новая Кембриджская средневековая история . Издательство Кембриджского университета. п. 744. дои : 10.1017/CHOL9780521414111 . ISBN 978-1-139-05403-4 .
Две осада Мосула (1182, 1185) провалились, и Саладину пришлось довольствоваться обещанием Изз ад-Дина по первому требованию послать войска для войны против неверных. Хотя Мосул превратился почти в государство-сателлит, он оставался городом Зенгидов как из-за упорного сопротивления Изз ад-Дина Масуда, так и из-за почти смертельной болезни осенью 1185 года, которая вынудила Саладина прекратить свою кампанию. Однако после двенадцати лет неустанной борьбы Саладин осуществил свое стремление восстановить империю Нур ад-Дина.
- ^ Хамфрис, 1977, с. 128.
- ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 82. ИСБН 978-1-107-16756-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Паттон, Дуглас (1991). «Бадр ад-Дин Лулу и создание правительства мамлюков в Мосуле» . Студия Исламика (74): 81. doi : 10.2307/1595898 . ISSN 0585-5292 . JSTOR 1595898 .
- ^ Публичи, Лоренцо (2021). Монгольский Кавказ. Вторжения, завоевания и управление приграничным регионом Евразии тринадцатого века (1204–1295) . Брилл. п. 145. ИСБН 978-90-04-50355-7 .
1243 (...) С большой проницательностью Хетум I , не дожидавшийся прихода монголов, сразу же объявил себя подданным и вассалом нойонов Угедея. Он вошел под защиту монголов и сумел осуществлять свой суверенитет точно так же, как он это делал до сих пор, и платил монголам дань. Аналогичной стратегии придерживался атабег Мосула, который охотно принял защиту монголов и сохранил жизни своего народа.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Николь, Дэвид (1997). Солдаты, серия 171 - Саладин и сарацины (PDF) . Издательство Оспри. стр. 9–12.
- ^ Тайерман, Кристофер (2019). Мир крестовых походов . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-24545-5 .
- ^ Мортон, Николас (15 апреля 2020 г.). Государства крестоносцев и их соседи: военная история, 1099–1187 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-882454-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Райс, Д.С. (1957). «Инкрустированные латуни из мастерской Ахмада ад-Дхаки аль-Мавсили» . Арс Ориенталис . 2 : 283–326. JSTOR 4629040 . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Раби, Джулиан (2012). «Принцип бережливости и проблема «Мосульской школы металлообработки» ». В Портере, Венеция; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Металлообработка и материальная культура в исламском мире (PDF) . Издательство Блумсбери. стр. 11–85. ISBN 978-0-85773-343-6 . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ «Блакас кувшин Британский музей» . www.britishmuseum.org .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж, Ален (февраль 2012 г.). «Устность, письмо и изображение в макамате: арабские иллюстрированные книги в контексте». История искусств . 35 (1): 10–37. дои : 10.1111/j.1467-8365.2011.00881.x .
В двенадцатом-тринадцатом веках исламский мир стал свидетелем расцвета фигурального искусства. (...) Изготовление его запрещено ни при каких обстоятельствах, потому что оно предполагает подобие творческой деятельности Бога.
- ^ Снелдерс 2010 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи, 843–1261 гг. н.э. Метрополитен-музей. 1997. стр. 384–385. ISBN 978-0-87099-777-8 .
- ^ Снелдерс 2010 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Панкаролу, Оя (2001). «Общественная медицина: иллюстрации Китаб ад-дирьяка» . Мукарнас . 18 : 155–172. дои : 10.2307/1523306 . ISSN 0732-2992 . JSTOR 1523306 .
- ^ Снелдерс, Бас (2010b). Идентичность и христианско-мусульманское взаимодействие: средневековое искусство сирийских православных из района Мосула . Питерс. стр. Извлечение . ISBN 978-90-429-2386-7 .
Мосул, по-видимому, был одним из главных центров производства иллюстрированных рукописей на Ближнем Востоке в конце двенадцатого и тринадцатого веков252 наряду с другими крупными городами, такими как Багдад, Дамаск и Каир. Том «Китаб Сувар аль-Кавакиб аль-Табита» ас-Суфи («Трактат о созвездиях»), скопированный неким Фарахом ибн Абдаллахом аль-Хабаши, был выпущен в Мосуле в 1233 году. Рукописи приписываются городу или, в более широком смысле, Джазире. , включают два экземпляра «Китаб ад-Дирьяк» («Книга териаков», обычно называемая «Книгой противоядий»), медицинского трактата об противоядиях, используемых в качестве средства против змеиного яда. Бадр ад-Дин Лу'лу , который, как известно, заказал несколько литературных текстов, возможно, также активно участвовал в финансировании иллюстрирования рукописей. Принято считать, что первоначально 20-томный комплект «Китаб аль-Агани» («Книга песен») был изготовлен для Лу'лу в период между 1217 и 1219 годами. На некоторых фронтисписах изображен правитель с повязкой на руке, которая начертано его имя.
- ^ Кэнби и др. 2016 , с. 59.
- ^ Шахбази, Шапур (30 августа 2020 г.). «ОДЕЖДА» . Энциклопедия Ираника Онлайн . Брилл.
То, что эти узоры не просто представляют собой керамические условности, ясно видно из изображения одежды на фрагментарных настенных росписях и в иллюстрациях к уже упомянутому экземпляру Варка ва Голша, а также на фронтисписах к томам «Кетаб аль» Абуль-Фараджа Эсфахани. -aḡānī от 614-16/1217-19 и к двум экземплярам «Кетаб ад-дерьяк» («Книга противоядий») Псевдо-Галена, датированных 596/1199 и отнесенных ко второй четверти VII/XIII веков соответственно (Обзор персидских Арт V, табл. 554А-Б, табл. 1/3, 6/16, 18; Д.С. Райс, 1953, рис. 14–19; Последние три рукописи, все из которых относятся к северной Месопотамии, показывают, что жесткое пальто с диагональной застежкой и повязками на рукавах также носили в этом регионе с конца VI-XII веков.
- ^ Шахбази, Шапур (30 августа 2020 г.). «ОДЕЖДА» . Энциклопедия Ираника Онлайн . Брилл.
Тем не менее, наиболее отличительной чертой мужской одежды позднего и постсалджукского периода была популярность узорчатого текстиля для этой одежды. (...) То, что эти узоры не просто представляют собой керамические условности, ясно видно из изображения одежды на фрагментарных настенных росписях и в иллюстрациях из уже упомянутой копии Варка ва Голша, а также на фронтисписах к томам Абу'ла. -Кетаб аль-ахани Фараджа Исфахани, датированная 614-16/1217-19 гг., и два экземпляра Кетаб ад-дерьяк (Книга противоядий) Псевдо-Галена, датированные 596/1199 г. и относимые ко второй четверти VII/XIII веков. соответственно (Обзор персидского искусства V, табл. 554A-B; Атеш, табл. 1/3, 6/16, 18; DS Rice, 1953, рис. 14-19; Ettinghausen, 1962, стр. 65, 85, 91). ). Последние три рукописи, все из которых относятся к северной Месопотамии, показывают, что жесткое пальто с диагональной застежкой и повязками на рукавах также носили в этом регионе с конца VI-XII веков.
- ^ Контадини, Анна (2012). Мир зверей: иллюстрированная арабская книга тринадцатого века о животных (Китаб Нат аль-Хаяван) в традиции Ибн Бахтишу . Лейден Бостон: Брилл. п. 127, рис.65 б. ISBN 978-90-04-20100-2 .
С.126: «Официальные» турецкие деятели носят стандартную комбинацию шарбуша, халата длиной в три четверти и ботинок. У арабских фигур, напротив, другой головной убор (обычно тюрбан), халат либо в полный рост, либо, если длина составляет три четверти, с мешковатыми брюками внизу, и они обычно носят туфли на плоской подошве или (...) ходят босиком. (...) P.127: Уже упоминалось сочетание сапог и шарбуша как маркеров официального статуса (...) сочетание является стандартным, даже отражено в коптских картинах тринадцатого века, и служит для различения , в формулировке Грабаря, мир турецкого правителя и мир араба. (...) Тип, который носили официальные лица в Макамате 1237 года, изображенный, например, на л. 59r,67 состоит из золотой шапки, увенчанной небольшой круглой вершиной и меховой отделкой, образующей треугольную область спереди, которая либо показывает золотую шапку, либо представляет собой отдельную бляшку. Особенно впечатляющим примером в этой рукописи является массивный шарбуш. с гораздо большим количеством меха, чем обычно, который носит княжеский чиновник на правом фронтисписе на л. 1в. (...) Они относятся к еще одному типу и идентичны тем, что изображены на чиновнике слева, держащем копье, на картине «Пурпурная бетония» Диоскорида 1224 года (рис. 65б)
- ^ Гонелла 2005 , стр. 14–19.
- ^ «Медраса ан-Нурия аль-Кубра (Дамаск)» . Архнет . Проверено 19 ноября 2020 г.
- ^ «Медресе Нурия аль-Кубра » Мадайн Проект Получено 1 мая.
- ^ Аллен, Терри. Классическое возрождение . п. 57 и след.
- ^ «Знаменитая Большая мечеть ан-Нури в иракском Мосуле «взорвана» » . Аль Джазира . 21 июня 2017 года . Проверено 21 июня 2017 г.
- ^ «Битва за Мосул: ИГ «взрывает» мечеть ан-Нури» . Би-би-си . 21 июня 2017 года . Проверено 21 июня 2017 г.
- ^ Николь, Дэвид (30 апреля 2014 г.). «Зангидский мост Газирата ибн Умара (Айн Дивар/Джизре): новый взгляд на резное панно с изображением всадника в доспехах» . Bulletin d'études orientales (на французском языке) (62): 223–264. дои : 10.4000/beo.1404 . ISSN 0253-1623 .
Вопреки информации, которая все еще встречается в некоторых неакадемических публикациях, мост, который либо перекинулся, либо должен был перекинуться через реку Тигр в нескольких километрах ниже по течению от того места, где сейчас находится турецкий приграничный город Джизре, не является римской постройкой. Также нет реальных доказательств того, что в этом месте когда-либо был построен какой-либо доисламский мост. Арабские исторические источники ясно показывают, что существующий, в значительной степени разрушенный или, возможно, так и не достроенный мост датируется периодом между 541 г. хиджры (1146/7 г. н.э.) и 559 г. хиджры (1163/4 г. н.э.) 1163 г. н.э. Он был построен по приказу или при поддержке Шамал ад-Дина Мухаммада аль-Исфахани ибн Али ибн Аби Мансура, вазира или главного министра Кутб ад-Дина Маудуда ибн Занги, зангидского правителя Мосула.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Снелдер, Б. (2010). Идентичность и христианско-мусульманское взаимодействие: средневековое искусство сирийских православных из района Мосула . Лейденский университет. п. Глава 2.
«5 Перемена к лучшему наступила со смертью Нур ад-Дина Занги в 1174 году. В случае с Мосулом консервативный режим, установленный там Нур ад-Дином, быстро рухнул и в конечном итоге был заменен более либеральным и толерантная администрация, которая отменила дискриминационные меры против христиан». (...) «Несмотря на прогрессирующую арабизацию и исламизацию всех уровней ближневосточного общества, а также внутреннюю борьбу за церковную власть, описанную выше, Сирийская Православная Церковь, как церковная организация, продолжала расти под властью мусульман» (.. .) «При Бадр ад-Дине Лу'лу (1211-1259), который был удивительно терпимым и беспристрастным правителем, местные христиане восстановили большую часть своего доверия и даже смогли в полной мере принять участие в том, что, как оказалось, То же самое справедливо и для восточно-христианских общин, живших в Сирии под властью франков или Айюбидов, особенно в относительно мирный период, который начался около 1204 года, когда между франками и Айюбидами было подписано перемирие, которое продолжалось. до монгольского нашествия 1260 года».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Снелдерс, Бас (2010). Идентичность и христианско-мусульманское взаимодействие: средневековое искусство сирийских православных из района Мосула . Питерс. стр. Извлечение . ISBN 978-90-429-2386-7 .
Паттон утверждает, что помимо того, что Бадр ад-Дин Лу'лу приказал и спонсировал создание многочисленных социальных и религиозных учреждений в Мосуле, его энергичное покровительство искусству, вероятно, было частью сознательной политики, направленной на обеспечение лояльности населения. население города и обеспечение того, чтобы они не отвернулись от него в пользу одного из его противников. Это эгалитарное отношение к мусульманам-суннитам и шиитам, безусловно, следует рассматривать в этом свете, а также его сравнительно терпимое отношение к большой христианской общине Мосула. Как утверждает Паттон, умение «Лу'лу» сохранять поддержку всех групп, не отдавая особого предпочтения ни одной из них, является выдающимся достижением, которое объясняет не только продолжительность его правления, но, вероятно, также и великий расцвет искусств в его правление. . Однако после смерти Бадр ад-Дина Лулу в 1259 году период процветания и культурного расцвета в районе Мосула вскоре подошёл к концу.
- ^ Истмонд, Энтони (2017). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781316711774 . ISBN 9781316711774 .
- ^ Николь, Дэвид (2008). Военная техника классического ислама . Издательство Эдинбургского университета. п. Том 3, рисунки 306 (AF).
- ^ Босворт 1996 , с. 190, (Отрывок:)
"1. Основная линия в Мосул и Алеппо:- 521/1127 Занги I р. Касим ад-Давла Ак Сункур, Имад ад-Дин
- 541/1146 Гази I б. Занги I, Сайф ад-Дин
- 544/1149 Маудуд б. Занги I, Кутб ад-Дин (...)
- 541/1147 Махмуд б. Занги, Абу '1-Касим аль-Малик аль-Адиль Нур ад-Дин в Алеппо, а затем в Дамаске (...)
- 566/1171 Занги II р. Маудуд, также правитель Алеппо 577-9/1181-3
- 594/1197 Мухаммад б. Занги II, Кутб ад-Дин
- 616/1219 Шаханшах б. Мухаммад, Имад ад-Дин
4. Очередь в Джазире- 576/1180 Санджар Шах б. Гази II б. Маудуд, Муизз ад-Дин
- 605/1208 Махмуд б. Санджар Шах, аль-Малик аль-Муаззам Муизз ад-Дин
- 639-48/1241-50 Масуд б. Махмуд аль-Малик аз-Захир
- 648/1250 Господство Айюбидов
- -630?-1233? Занги III б. Арслан Шах II, Имад ад-Дин
- 630-49/1233-51 11 Арслан б. Занги III, Нур ад-Дин"
- 521/1127 Занги I р. Касим ад-Давла Ак Сункур, Имад ад-Дин
- ^ «Дирхам из медного сплава Кутб ад-Дина Маудуда ибн Зенги, аль-Мавсил, 556 г. хиджры 1917.215.1000» . нумизматика.org . Американское нумизматическое общество .
- ^ Лайонс, Малкольм Кэмерон; Джексон, Депутат (1984). Саладин: Политика Священной войны . Издательство Кембриджского университета. п. 181. ИСБН 978-0-521-31739-9 .
- ^ Минорский, В. (1953). Исследования по истории Кавказа: I. Новый взгляд на шаддадидов Гянджи II. Шаддадиды Ани III. Предыстория Саладина . Архив Кубка. п. 147. ИСБН 978-0-521-05735-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хэтэуэй, Джейн (1 февраля 2012 г.). Повесть о двух фракциях: миф, память и идентичность в Османском Египте и Йемене . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 97. ИСБН 978-0-7914-8610-8 .
Айюбиды и мамлюки, пришедшие на смену Фатимидам в Египте и Сирии, сохранили ассоциацию желтого цвета с правителем. Салах ад-Дин (Саладин), основатель династии Айюбидов, нес желтый флаг с изображением орла, предположительно унаследованный от династии Зангидов, протеже которой он был. Желтый также был официальным цветом султана мамлюков, а султанские знамена мамлюков были желтыми.
Источники
[ редактировать ]- Асбридж, Томас (2012). Крестовые походы: Война за Святую Землю . Саймон и Шустер.
- Аялон, Дэвид (1999). Евнухи, халифы и султаны: исследование властных отношений . Еврейский университет Магнес Пресс.
- Босворт, CE (1996). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Кэнби, Шейла Р.; Беязит, Дениз; Руджади, Мартина; Пикок, ACS (27 апреля 2016 г.). Двор и космос: Великая эпоха сельджуков . Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-589-4 .
- Эль-Ажари, Таиф (1 августа 2019 г.). «Сельджуки от Сирии до Ирана: эпоха хатунов и атабегов». Королевы, евнухи и наложницы в исламской истории, 661–1257 гг . Издательство Эдинбургского университета. стр. 285–348. doi : 10.3366/edinburgh/9781474423182.003.0007 . ISBN 978-1-4744-2318-2 .
- Гонелла, Джулия (2005). Цитадель Алеппо и храм Бога погоды . Рема-Верлаг, Мюнстер. ISBN 978-3-930454-44-0 .
- Хамфрис, Стивен (1977). От Саладина до монголов: Айюбиды Дамаска, 1193–1260 гг . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-87395-263-7 .
- Хамфрис, Р.С. (1991). «Масуд б. Маудуд б. Занги» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 780–782. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Хуньяди, Жолт; Ласловский, Йожеф (2001). Крестовые походы и военные ордена . Центральноевропейский университет.
- Ирвин, Роберт (1999). «Ислам и крестовые походы 1096–1699». В Райли-Смит, Джонатан (ред.). Оксфордская история крестовых походов . Издательство Оксфордского университета.
- Лейн-Пул, Стэнли (1906). Саладин и падение Иерусалимского королевства . Герои народов. Лондон: Сыновья ГП Патнэма . Проверено 26 марта 2014 г.
- Лайонс, Малкольм Кэмерон; Джексон, Депутат (1982). Саладин: Политика Священной войны . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521317398 .
- Стивенсон, Уильям Бэррон (1907). Крестоносцы на Востоке . Издательство Кембриджского университета.
- Таиф Эль-Ажарии (2006). Зенги и ответ мусульман на крестовые походы , Рутледж, Абингтон, Великобритания.
- Династия Зенгидов
- Средневековая история Сирии
- Средневековая история Иордании
- Сельджукская империя
- Атабеги
- Мусульмане Второго крестового похода
- Бывшие вассальные государства
- Штаты и территории, основанные в 1127 году.
- Государства и территории упразднены в 1250 году.
- Сирийский народ турецкого происхождения
- Иракцы турецкого происхождения
- Заведения XII века в империи Сельджуков
- Заведения XII века в Азии
- 1250 закрытий в Азии
- Ближневосточные династии