Гилман
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Гилман единственное арабское : гулам , ( [ примечание 1 ] во множественном числе гильман ) [ примечание 2 ] были солдатами-рабами и/или наемниками в армиях всего исламского мира . Исламские государства с начала 9-го века до начала 19-го века постоянно использовали рабов в качестве солдат - явление, которое было очень редким за пределами исламского мира. [ 1 ]
В Коране упоминается гильман ( غِلْمَان ) как мальчик-служитель, который является одним из удовольствий рая /неба ислама в стихе 52:24 (считается, что в стихе 56:17 также говорится о гильмане). [ 2 ] [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Слова гильман ( غِلْمَان ) и его единственный вариант гулам ( غلام ) имеют арабское происхождение и означают мальчиков или слуг . Оно происходит от арабского корня ḡ-lm ( غ ل م ). [ 4 ] [ 5 ]
История
[ редактировать ]Гильманами были рабы-солдаты , взятые в качестве военнопленных из завоеванных областей или приграничных зон, особенно из числа тюркских народов Средней Азии и кавказских народов ( тюркский : Кёлемен ). Они воевали бандами и требовали высокую плату за свои услуги. [ 6 ]
Использование солдат-рабов в исламском мире восходит к 625 году, когда упоминаются африканские солдаты-рабы, служившие при Мухаммеде и Халифате Рашидун . Славяне и берберы также использовались при халифах Омейядов . Однако крупномасштабное использование стало распространенным только в середине 9 века. [ 7 ] Первым мусульманским правителем, сформировавшим армию из солдат-рабов, до халифов Аббасидов, по-видимому, был Ибрагим I ибн аль-Аглаб (800–812 гг.), Основатель Аглабидов Ифрикии, где уже существовало большое количество сельскохозяйственных рабов. и доступ к обширным сетям работорговли по всей пустыне Сахара. [ 8 ]
Гилманы были представлены Аббасидскому халифату во время правления аль-Мутасима (годы правления 833–842), который оказал им большое расположение и полагался на них в качестве своей личной охраны. В отчетах указывается, что их число в доме халифа увеличилось, поскольку Мутасим пытался справиться с придворной фракционностью. [ 9 ] Этим рабам-солдатам противостояло коренное арабское население, и восстания против них в Багдаде в 836 году вынудили Мутасима перенести свою столицу в Самарру .
Использование гильмана достигло своей зрелости при аль-Мутадиде , и их обучение было задумано и вдохновлено благородной фурусийей . [ 10 ] Из раба гулам достиг свободы после завершения периода формирующего обучения и присоединился к элитному корпусу в качестве конного воина. [ 10 ] Гильманы » в 860- х быстро набирали силу и влияние, и при слабых правителях, следовавших за Мутасимом, они стали создателями королей: они несколько раз восставали во время так называемой « анархии в Самарре годах и убили четырех халифов. В конце концов, начиная с Ахмада ибн Тулуна в Египте, некоторые из них стали автономными правителями и основали собственные династии, что привело к роспуску Аббасидского халифата к середине 10 века.
В Омейядской Испании солдаты-рабы «сакалиба» (славяне) использовались со времен Аль-Хакама I , но стали крупной профессиональной силой только в десятом веке, когда набор солдат-рабов переместился в христианскую Испанию, особенно в Королевство Омейядов. Леон. [ 11 ]
Гулам обучался и получал образование за счет своего хозяина и мог заслужить свободу своим самоотверженным служением. Гилманы были обязаны жениться на тюркских рабынях, которых выбрали для них их хозяева. [ 12 ] Некоторые гилманы, похоже, вели целомудренный образ жизни. Отсутствие семейной жизни и потомства, возможно, было одной из причин того, что гилманам, даже когда они пришли к власти, обычно не удавалось основать династии или провозгласить свою независимость. Однако из этого правила есть несколько исключений, например, династия Газневидов в Афганистане и династия Ануштегинов пришедшая на смену .
Солдаты-рабы стали ядром исламских армий, поскольку бедуины , святые воины Гази и призывники-хашарии не были столь надежными, в то время как от Гилмана ожидалось, что они будут лояльны, поскольку у них не было личных связей с остальным обществом. Однако гилманы часто не оставались такими лояльными, как ожидалось. [ 7 ]
С 10-го века хозяева раздавали земельные наделы для откупного земледелия ( икта ) для поддержки их рабских армий. гильманам [ 7 ]
Буиды Тахириды и, вероятно, также построили армии из турецких солдат-рабов. Саффариды привлекли солдат - рабов из турок, индийцев и африканцев. Династия Газневидов, произошедшая от солдат-рабов Саманидов, также построила свою армию вокруг солдат-рабов, сначала турков, а затем индийцев.
Турецкие сельджуки и их преемники Гуриды и тюркская династия Хорезмиев также продолжали иметь армию, состоящую в основном из турецких солдат-рабов. Каждый из региональных сельджукских князей находился под опекой рабов-солдат-опекунов (атабаков), которые сформировали свои собственные династии. После непродолжительного перерыва под властью монголов учреждение вернулось под власть Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу туркмен . Различные иранские династии (Сефевиды, Афшариды, Каджары) привлекали солдат-рабов с Кавказа, таких как грузины , черкесы и армяне . [ 13 ] (В отличие от сельджуков, которые быстро отказались от своих племенных воинов ради увеличения сил рабов-солдат, монголы не приняли институт рабов-солдат). [ 14 ]
Делийский султанат также широко использовал турецкую кавалерию-гильман в качестве своих основных ударных войск. После того, как Центральная Азия пала под властью монголов, они перешли к захвату индуистских мальчиков, чтобы превратить их в исламских солдат-рабов. [ 15 ]
и берберами, происходили жестокие этнические конфликты . турками, славянами, нубийцами Между различными группами гильманов, в частности [ 7 ]
Тактика и снаряжение
[ редактировать ]Исламские халифы часто нанимали солдат-рабов из тюркских народов Центральной Азии из-за их выносливости в условиях пустыни и опыта верховой езды. Гилман в халифате Аббасидов сражался в основном как конная ударная группа, целью которой было ослабить врага быстрыми и стремительными атаками до того, как союзная пехота будет отправлена в бой. У них было копье, которым можно было легко пронзить вражескую пехоту, и круглый деревянный щит, укрепленный шкурой животного или тонкими металлическими пластинами. Эти гильманы также носили меч на поясе, откуда его было легче вытащить, а не на спине или на груди. [ 16 ]
Небеса
[ редактировать ]В Коране упоминается гильман в стихе 52:24 : «Для них будет циркулировать среди них гильман , как если бы они были хорошо защищенной жемчужиной». Гилманов традиционно называют мальчиками-слугами, специально предназначенными для верующих на небесах. В стихе 56:17 : «И будут ходить среди них [верных на небесах] юноши, ставшие вечными» — «они» относятся к верным на небесах, а «юноши, ставшие вечными» — к гилману . [ 2 ] [ 3 ] В описаниях гилманов богословами десятого и шестнадцатого веков особое внимание уделялось их красоте. В их комментариях также утверждается, что вневременные параметры Рая, в котором обитают молодые слуги, также распространяются на них, чтобы они не старели и не умирали. [ 17 ]
Некоторые предполагают, что гомосексуализм может применяться на небесах, где нет необходимости в деторождении, и что гильман может быть мужским эквивалентом знаменитых красивых женщин- гурий , на которых верующие женятся на небесах. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Другие стандартизированные транслитерации : ġulām / ḡulām . IPA: [æʊˈlæːm, ɣoˈlæːm] .
- ^ Другие стандартизированные транслитерации: ġilmān / ḡilmān . МФА: [ɣelˈmæːn] .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дэниел Пайпс (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы . Дэниел Пайпс. стр. 35, 45. ISBN. 0300024479 .
- ^ Перейти обратно: а б Эль-Руайхеб, Халед (2005). До гомосексуализма в арабо-исламском мире, 1500–1800 гг . Издательство Чикагского университета. стр. 131–136.
- ^ Перейти обратно: а б с Афари, Джанет (9 апреля 2009 г.). «Коран и гомосексуализм в мусульманском мире» . Сексуальная политика в современном Иране . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107394353 . Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ «Гулам» . Этимология турецкого (на турецком языке) . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ «Гилман» . Этимология турецкого (на турецком языке) . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ «Гулам - Оксфордские исламские исследования онлайн» . Oxfordislamicstudies.com. 06 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хит, Ян (2015). Армии темных веков . Лулу.com. стр. 59–60. ISBN 978-1326233327 .
- ^ Йоханнес Прейзер-Капеллер, Лучиан Райнфандт и Яннис Стурайтис (2020). Миграционные истории средневековой афро-евразийской переходной зоны Аспекты мобильности между Африкой, Азией и Европой, 300-1500 гг . н.э. ОЧКИ. стр. 419–422. ISBN 9789004425613 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Шоме, Аян (2014). Диалог и кинжалы: понятие власти и легитимности в раннем Делийском султанате (1192 г. – 1316 г. н. э.) . Quills Ink Pvt Ltd. с. 101. ИСБН 978-93-84318-44-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Кутзи, Дэниел; Эйстурлид, Ли В. (2013). Философы войны: эволюция величайших военных мыслителей в истории [2 тома]: эволюция величайших военных мыслителей в истории . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. стр. 63–64. ISBN 9780275989774 .
- ^ Хью Кеннеди (2014). Мусульманская Испания и Португалия Политическая история Аль-Андалуса . Тейлор и Фрэнсис. п. 117. ИСБН 9781317870418 .
- ^ Косман, Мадлен Пелнер; Джонс, Линда Гейл (2009). Справочник по жизни в средневековом мире, набор из трех томов — Мадлен Пелнер Косман, Линда Гейл Джонс — Google Книги . Информационная база. ISBN 9781438109077 . Проверено 12 февраля 2016 г.
- ^ «БАРДА и БАРДА-ДАРИ против военного рабства в исламском Иране» . Проверено 15 апреля 2014 г.
- ^ Бруно Де Никола, Чарльз Мелвилл (2016). Преемственность и трансформация монголов на Ближнем Востоке в Ильханидском Иране . БРИЛЛ. п. 47. ИСБН 9789004314726 .
- ^ Рой, Кошик (2015). «3». Военная сила, армии и война в Южной Азии . Рутледж. стр. 48–49. ISBN 978-1317321279 .
- ^ «Халифы были во власти своих солдат-рабов». Титин Кувалехти - История (на финском языке). Хорошо. 15/2018. Осло, Норвегия: Bonnier Publications International. 11 октября 2018. стр. 40.
- ^ Гюнтер, Себастьян; Лоусон, Тодд (2016). Дороги в рай: эсхатология и концепции будущей жизни в исламе (2 тома): Том 1: Основы и формирование традиции. Размышления о будущей жизни в Коране и исламской религиозной мысли / Том 2: Преемственность и изменения. Множественность эсхатологических представлений в исламской мировой мысли (СЕТ) . Лейден: БРИЛЛ. п. 301. ИСБН 978-90-04-33095-5 .