Кастовая система на Мальдивах
Кастовая система на Мальдивах — это система социального расслоения, характерная для этнических групп островов.
История расслоения мальдивской социальной структуры полностью не документирована. Однако французский исследователь Франсуа Пирар де Лаваль , который провел пять лет на Мальдивах после кораблекрушения в 1602 году, написал отчет об островах в начале 17 века и упомянул о существовании кастовых группировок (статусных групп) на Мальдивах. Мальдивская культура. Основные сведения о ранних кастах или кастоподобных группировках можно увидеть из сочинений Карла Вильгельма Россе (1887), материалов поездки Дж. Гардинера и ряда работ Г. К. П. Белла . [1] В своей книге «Реха» Ибн Батута говорит, что как высшие, так и низшие касты Мальдивских островов ходят босиком, что является свидетельством кастового существования. [2] Среди стран Южной Азии кастовая система упоминается в Пакистане, Бангладеш, Непале, Шри-Ланке, на Мальдивах и Бутане. [3]
В прошлом на Мальдивах существовала кастовая система: равери , или сборщики пальмового сока, принадлежали к низшей касте. Однако кастовые различия никогда не были так распространены на Мальдивах, как в других странах. Различию между знатью ( бейфулхунва ) и простыми людьми в обществе на Мальдивах уделялось больше внимания, чем в ведической кастовой системе. В социокультурной модели Мальдив больше нет никаких традиционных различий, а также нет брачных ограничений. [4]
Мальдивское общество служит примером социальной структуры, которая в последнее время избавилась от многих характеристик, связанных со стратификацией, но, возможно, все еще сохраняет определенные остатки бывшего кастового общества. [1] Любопытно, что социальные группы, составляющие высший социальный класс в современном обществе — аристократия , а также группы низших каст, такие как Раавери, — являются местом, где обнаруживаются наиболее выраженные пережитки. [1]
Возможно, самое впечатляющее доказательство важности социальной иерархии можно найти в мальдивском языке . Он поддерживает довольно сложную систему почетных степеней, которая объединяет обычную речь с этой сложной социальной стратификацией. Различные формы имеют множество вариантов, которые выбираются исходя из социального положения участников диалога. [1]
Учет кастовой системы в 1885 г.
[ редактировать ]В 1885 году во время своего визита в Мале К.В. Россе заметил, что кровати в этом регионе были сделаны из разных материалов в зависимости от касты. Высшие касты использовали латунные цепи, средние — железные, а низшие — свернутые веревки для подвешивания кроватей. [5]
Постельные принадлежности разных каст в Мале различаются по материалам и качеству. Высшие касты использовали красный шелк для матрасов и подушек, средние касты использовали хлопчатобумажные простыни, а низшие касты спали на соломе. Кроме того, циновка, используемая для покрытия соломенного матраса, была разработана с учетом рисунка и качества, которые определяются кастой владельца. [5]
К.В. Россет упоминает, что несколько раз, когда он посещал дома представителей низших каст, женщины дома участвовали в разговоре, всегда оставаясь невидимыми в своем доме. [5]
К.В. Россет упоминает в своем дневнике во время своего визита в 1885 году, что низшая каста составляла 60 процентов населения Мальдивских островов. [6]
Кастовое разделение строго поддерживалось в Мале даже в 1885 году. [5]
Отмена кастовой системы в 1968 году.
[ редактировать ]Эта кастовая система была полностью ликвидирована после основания республики в 1968 году; на данный момент осталось лишь несколько его остатков. [1]
Кастовая сегрегация
[ редактировать ]Профессиональная сегрегация на Мальдивах, где остров одного ремесла был изолирован от других, является ярким доказательством существования каст. [7]
Ремесленники, такие как ткачи, ювелиры, слесари, кузнецы, ткачи циновок, гончары, токари, плотники и другие, все расположены на разных островах. Другими словами, их мастера не смешиваются; у каждого корабля есть свой остров. И люди тоже придерживались этого правила. [7]
Острова Ринбудху , Хулхудели и атолл Ниланде расположены на атолле Ниланде. Рааверины (пушники) живут на Такандху , Улигане , Беримаду и Тиффарду, трех островах провинции Тиладхунмати . [7]
Структура фамилии и имени
[ редактировать ]Три части составляют традиционное мальдивское имя, например, Маакана Кудатутту Диди или Дхундейри Али Маникфан. [8]
Фамилия была первым элементом, а имя — или любовное слово, такое как Тутту, Куда или Дон — или комбинация термина и имени, как Куда Хусейн или Дон Мариямбу, — было вторым элементом. [8]
Третий компонент, который был необязательным, обозначал статус и/или когномен по принадлежности или рождению. [8]
Традиционные ранги рождения и когномены включали Маниппулу, Гома, Калаа, Камбаа, Рахаа, Маникфан, Диди, Сиди, Ситти, Манику, Манике, Такуруфан, Тхакуру, Кало, Сору, Мандже и другие. [8]
Семейная фамилия передавалась преимущественно по отцовской линии. Однако матрилинейный перенос фамилий не был чем-то необычным. Это определяло то, у кого из родителей было лучшее социальное и экономическое положение. Мальдивцы, исторически материалистичные, дали бы детям фамилию матери, если бы мать имела больше материальных благ и лучшие связи, чем отец. [8]
Наследование имени
[ редактировать ]На службе у королей и знати рабов часто продвигали на важные должности. [8] Иногда имена их предков-рабов перенимались их потомками в качестве фамилий. [8] Например, семья по имени Яагут произошла от раба с таким же именем, который работал рабом у султана Диямигили в восемнадцатом веке. [8] Африканский негр-раб по имени Хейна, принадлежавший султану Мохамеду Имадуддину IV в девятнадцатом веке, был предком семьи с таким именем. [8]
Должности и титулы
[ редактировать ]Должности были более практичны, чем титулы, и не передавались пожизненно. [8] Фурадана . занимали высшие должности [8]
Откройте его
[ редактировать ]Большинство титулов килиге и должностей фурадаана имели общие названия, с единственным отличием, заключающимся в удалении суффикса килиге ( фаан ). [8]
Фаарханаа, Раннабандейри, Дорхимейна, Фаамуладейри, Маафай и Хандейгири или Хандейгирин были среди офисов Фурадана . [8] Одним из фурадаана обычно был премьер-министр (Боду Визирь). [8]
Однако было несколько случаев, когда премьер-министры либо были килегами , либо не имели других должностей. [8]
Фаарханаа, Раннабандейри или Хандейгирин были бы наиболее вероятными кандидатами на пост премьер-министра среди фурадаана . [8]
Обычно Дорхимейна занимал должность главнокомандующего вооруженными силами. [8]
Вазири
[ редактировать ]Вазиеруны , или министры , занимали место ниже фурадааны при дворах султанов и султанш. Граница, отделяющая министров от фурадааны, в последующие годы иногда стиралась. [8]
Термины фурадаана и министры часто использовались как синонимы, при этом боду мускулин заменял термин фурадаана в обычной речи. [8]
Главным адмиралом и министром иностранных дел был Велаана (или Велаана-Шахбандар), министром общественных работ — Хакура, главным казначеем — Бодубандейри, а главой дворцового персонала — Маабандейри, известный как Каттири Муди, а командующим сухопутными войсками был Дахара (или Дахарада). [8]
Руководители подразделений
[ редактировать ]Ниже министров существовал ряд более мелких должностей, таких как Меерубахуру, который курировал иммиграцию и порт Мале . [8]
Был также Файлиа, который отвечал за ведение учета государственных дел. [8]
Главный судья
[ редактировать ]Уттама Фандиару, или главный судья, имел власть над фурадааной . [8] Главный судья отвечал за церковное и гражданское правосудие, а также за содержание мечетей, кладбищ, благотворительных фондов, религиозных обрядов, а также за одобрение браков и разводов. [8]
Он также отвечал за хранение Тариха, официальной книги по истории. [8] Бандаара Наибу, или генеральный прокурор, и главный судья разделяли ответственность за уголовное правосудие. [8]
Губернаторы
[ редактировать ]Атолуверин . , или региональные губернаторы, выполняли функции султана или султанши в отдаленных провинциях («атоллах») слово атолл ( атолу На мальдивском языке, из которого заимствовано ), атолл ( атолу ) относится к провинции, а не к коралловому рифу, окружающему лагуну. [8]
Английский аналог атолла на Мальдивах — этеревари . [8]
Катиб , который был ( и является сейчас) главной светской и духовной властью, служил султаном или представителем султанши на каждом конкретном населенном острове или поселении. В интересах бодубандейри , или главного казначея, атолуверин и катибы осуществляли уголовное правосудие и собирали ваару (подушный налог) и варуваа (земельный налог). [8]
В Мале авархуверин Хенвейру, Маафанну, Макчанголи и Галоллу носил временные обязанности региональных катибов , а также задачи атолуверина . [8] В Мале авархуверины отвечали за содержание государственных земель, поддержание правопорядка и отправление уголовного правосудия. [8] Мале Катибы были исключительно религиозными чиновниками. [8]
ветеран
[ редактировать ]На каждом острове был найбу (теперь известный как Кади или Гази), который выполнял функции представителя главного судьи. [8] Наибу . отвечал за отправление уголовного, а также гражданского и религиозного правосудия [8]
Он также одобрил брак и развод, а также управление благотворительными фондами, известными как вакф . [8] На каждом острове был мудиму , который был представителем главного судьи и отвечал за содержание мечетей и кладбищ. [8]
Килеге
[ редактировать ]Килеге была высшей наградой , оказываемой султанами и султанами Мальдивских островов. На протяжении предыдущих четырех-пяти столетий монархии были присвоены следующие титулы: Рас Килеге, как мужчинам, так и женщинам. [8]
Все следующие килеги доступны исключительно мужчинам: Фаарханаа Килеге, Раннабандейри Килеге, Дорхимейна Килеге, Фаамуладейри Килеге, Маафай Килеге, Кауланнаа Килеге, Олигинаа Килеге, Дахарада Килеге, Куда Раннабандейри Килеге и Куда Дорхимейна Килеге. [8]
Женщинам были вручены только Рани Килеге, Мааваа Килеге, Камбаади Килеге и Маанаяа Килеге. [8]
За последние несколько сотен лет термин « килеге» приобрел необязательный и почетный суффикс « фаан ». [8]
Король-султан или королева-султанша по должности были Рас Килеге. Других килегов , которых также называли эмирами или полководцами королевства, не следует путать с калейгефаном (или калейфаном ), что является либо термином низкого статуса, либо почетным методом обращения или обращения к святым людям. [8]
Человек и его или ее ближайшие родственники возводятся в аристократию, когда им дается титул килеге , который, однако, не был унаследованным титулом. [8]
Как будто
[ редактировать ]Термин « кангати » был меньшим названием. [8] Их часто дарили известным региональным деятелям, а иногда и представителям среднего класса Мале. [8]
В отличие от дворян- килеге , награжденные не признавались аристократами. [8]
Маафахаи, Мейна, Ранахаманти, Гадахамаанти, Хирихамаанти, Фенна, Ватабандейри, Кааннаа, Дааннаа и Фандиайи были некоторыми из титулов кангати . [8]
Ни одного случая получения женщиной титула кангати не зарегистрировано. [8]
Звания
[ редактировать ]Имена кангати обладателей титулов и официальных лиц , от уттама фандияару до катиб и мудиму , ставились перед их именами. При обычном использовании к нему добавлялся бы когномен, обозначающий статус по рождению; эта практика, предположительно, была заимствована из кастовых систем доисламских цивилизаций. [8]
Эти когномены могли включать в себя все: названия их должностей имели префикс Маникфан для Сидисов, детей и внуков килегов , членов предыдущих королевских династий, Такуруфан или Такхан для людей среднего класса и Калейфан или Калейге для низших классов. -классовые личности. [8]
Например, если бы главный судья по имени Ибрагим родился в высшем классе, его бы носили имена Ибрагим Уттама Фандиаару Маникфан и Ибрагим Уттама Фандиаару Калейгефан. [8] Независимо от места его происхождения, во всех королевских ордерах, приказах и церемониях к нему обращались как к Ибрагиму Уттама Фандиаару, или к Верховному судье Ибрагиму. [8]
Килеги ; были исключением из этого правила к их именам добавлялись только титулы килиге , независимо от статуса при рождении. [8] Получатель и его или ее семья возводились в ряды аристократии благодаря титулу килиге , который превосходил любой статус, достигнутый по рождению. [8]
члены королевской семьи
[ редактировать ]Имена членов королевской семьи начинались с префикса Маниппулу, если они были принцами, и Гома, если они были принцессами, или, что чаще, с такими прозвищами, как Тутту, Дон, Титти или Дори. [8] Термин « маниппулу » был новым термином. [8]
называли гома . Принцев и принцесс до начала восемнадцатого века [8] На самом деле принца звали Калаа, а принцессу — Камбаа. [8]
Королевская (отцовская) линия правящей семьи не занимала никаких государственных должностей до недавних времен монархии. [8]
Рабы
[ редактировать ]Рабы составляли большую часть населения Мальдив к 14 веку, когда впервые появилось одно из древнейших свидетельств об островах, записанное известным арабским путешественником Ибн Батутой . [1] Большинство из них было перевезено на арабских лодках на Мальдивы. [1] Африканцы-рабы в целом мирно расселились в северных и центральных провинциях. Смешанные браки не были чем-то необычным, и рабы часто вступали в брак с местными жителями. Рабы в конечном итоге были поглощены несколькими социальными группами или кастами, но в основном низшими кастами, такими как раавери , которые работали в основном на кокосовых плантациях. [1]
Антропометрические характеристики потомков африканских рабов все еще можно увидеть среди коренного населения, особенно в столице Мале и в северных провинциях Мальдив. [1]
Несмотря на наличие определенных антропометрических черт, указывающих на то, что они произошли от африканцев, рабы постепенно ассимилировались с обществом, в основном с представителями низших каст. В субконтинентальной Индии также не является чем-то необычным явление, когда (бывшие) рабы смешиваются с низшими кастами. [1]
Бабуру рабы
[ редактировать ]Рабов африканского происхождения называли бабуру , что означало негр . на Мальдивах [1]
Рабство было хорошо известно на Мальдивах, прежде всего в столице страны Мале и на островах, где проживало значительное количество представителей знати. [1]
Арабские суда доставили большую часть рабов на Мальдивы через работорговлю в Индийском океане . Большинство этих маршрутов работорговли начиналось в Восточной Африке и продолжалось через работорговлю на Занзибаре и оманский порт Маскат. По имеющимся данным, султан Хасан III разрешил покупку большого количества рабов в портовом городе Саудовской Аравии Джидде в середине 15 века. Нежелание этого султана позволить наказать раба за убийство мальдивца является причиной того, что он снова упоминается в историческом повествовании Тариха. [1]
Рабы имели доступ к множеству профессий, помимо работы в низших кастах. Некоторые из них работали в гвардии султана. Только африканцы по существу подвергались рабству. [1]
Число рабов, отправляемых на Мальдивы после 18 века, резко сократилось, а к началу 19 века и без того скудное количество африканских рабов практически исчезло. [1]
Бабуру Амина Фулу, скончавшаяся в 1940-х годах, была последней рабыней на Мальдивах в первом поколении. [1]
Рабы Чарукейси
[ редактировать ]Рабы из Восточной Европы были известны как Чарукейси ( Черкесы ). [1]
Местные рабы
[ редактировать ]В средние века несколько аристократических семей использовали местных простолюдинов в качестве рабов, а иногда даже продавали их. Во время правления султана Мухаммеда ибн аль-Хаджа Али Туккалаа (годы правления 1692–1701) ситуация изменилась. [1]
Фулу
[ редактировать ]Фулху был рангом по принадлежности. Название предполагало владение человеком благородного происхождения. Другими словами, Ахмед Фулху в качестве примера мог бы быть либо рабом, либо предком раба, либо слугой королевской семьи. [8]
Фулху - это титул, присваиваемый лицам с самым низким статусом, которые присоединились к королевскому дому для работы или иностранных рабов, купленных великими дворянами и привезенных обратно на Мальдивы с невольничьих рынков Аравии. [8] Этими рабами обычно были африканцы. [8]
Низкая каста
[ редактировать ]Люди Гираавару
[ редактировать ]Наиболее заметные остатки старой кастовой системы можно увидеть среди немногих групп, находящихся на дне социального порядка. Гираварус — одна из таких групп. [1]
Жители Гираавару были вынуждены покинуть свой остров в 1968 году. Их перевезли в Мале и разместили в нескольких кварталах на мелиорированных территориях в районе Маафану. [1] [9] Они были ассимилированы с другими социальными группами Мале. [1]
Рааверин
[ редактировать ]Работая в основном как Рааверины, или хранители кокосовых плантаций, рабы в конечном итоге были поглощены несколькими социальными группами или кастами, в первую очередь Раавери. [1]
Имена низших каст
[ редактировать ]Имена с суффиксом Кало и Фулху относились к низшему классу и не приветствовались бы в присутствии монарха и знати, если бы они не были слугами или чиновниками. [8]
Маловероятно, чтобы человеку с суффиксом имени Кало когда-либо разрешили появиться в присутствии королевской семьи. [8]
Имя с суффиксом Манику принадлежало к низшему среднему классу. [8] если только они не унаследовали имя от высшего класса. [7]
Высшая каста
[ редактировать ]Сложная структура социальной элиты и существование потомственной знати являются отличительными чертами мальдивского общества, которые также представляют собой остатки прежней кастовой системы. [1]
Несмотря на то, что аристократия была полностью видна только в столице, где жил султан, она присутствовала и на южных Мальдивах. [1]
Имена высших каст
[ редактировать ]Если носители имен с суффиксом Сиди и Диди были женаты на членах королевской семьи или дворянах Килеге, или если они были дворянами Килеге или происходили от них, то их имена могли считаться принадлежащими к более высокому социальному классу. В остальном люди с такими именами принадлежали к высшему среднему классу. [8]
Имена с суффиксом Диди или Маникуфану в южных провинциях были дворянскими. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Куликов, Л.И. (2014). «Следы каст и других социальных слоев на Мальдивах: пример социальной стратификации в диахронической перспективе (этнографические, исторические и лингвистические данные)» . Zeitschrift für Ethnologie . 139 (2): 199–213 [205]. hdl : 1887/32215 .
- ^ Батута, Ибн. «Реха». Мальдивские острова : 200.
- ^ «Каста существует не только в Индии или в индуизме – она широко распространена во многих религиях Южной Азии и диаспоры» . Разговор .
- ^ Ромеро-Фриас, Ксавьер. «Мальдивы-этнография». Мальдивско-этнографический сайт . 1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Россе, Карл Вильгельм. «Мальдивские острова» . Графика 16 октября 1886 года .
- ^ Россет, CW (1887). «На Мальдивских островах особенно уделяют внимание атолу Мале» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 16 : 164–174. дои : 10.2307/2841795 . JSTOR 2841795 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Франсуа, Пирар. «Путешествие Франсуа Пирара Лаваля в Ост-Индию, Мальдивы, Молуккские острова и Бразилию». Путешествие Франсуа Пирара .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм «Мальдивы: древние титулы, должности, звания и фамилии» .
- ^ «Исчезновение коренного населения» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Путешествие Франсуа Пирара Путешествие Франсуа Пирара Лаваля в Ост-Индию, на Мальдивы, Молуккские острова и в Бразилию, т.1
Следы каст и других социальных слоев на Мальдивах : исследование социальной стратификации в диахронической перспективе.
Мальдивы: древние титулы, должности, звания и фамилии Королевская семья Мальдив