Рабство в Румынии
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
![]() |
Рабство движимого имущества существовало на территории современной Румынии с момента основания княжеств Валахии и Молдавии в 13–14 веках, пока оно не было отменено поэтапно в 1840-х и 1850-х годах перед румынской войной за независимость и образованием Соединенных Штатов. Княжества Молдавия и Валахия в 1859 году, а также до 1783 года в Трансильвании и Буковине (части Габсбургской монархии ). Большинство рабов были цыганами по национальности . В частности, в Молдавии были также рабы татарской национальности, вероятно, пленные, захваченные в войнах с ногайцами и крымскими татарами . [1] [2]
Цыганские рабы принадлежали боярам (аристократам), православным монастырям или государству. Их использовали в качестве кузнецов, ювелиров и сельскохозяйственных рабочих, но когда княжества были урбанизированы, они также служили слугами.
Отмена рабства была достигнута в результате кампании молодых революционеров, находящихся под влиянием идей Просвещения. Михаил Когэлничану , который разработал законопроект об отмене рабства в Молдове, остается именем, связанным с этой отменой. В 1843 году Валашское государство освободило своих рабов, а в 1856 году в обоих княжествах были освобождены рабы всех сословий. Многие ранее порабощенные цыгане в Румынии уехали в Соединенные Штаты и стали цыганами-американцами . [3]
После отмены были попытки (как со стороны государства, так и со стороны частных лиц) расселить кочевников и интегрировать цыган в румынское общество, но их успех был ограниченным.
Происхождение
[ редактировать ]Точные истоки рабства в Дунайских княжествах неизвестны. Историк Николае Йорга связал прибытие цыган с монгольским вторжением в Европу в 1241 году и с набегами крымско-ногайских рабов в Восточную Европу , забрав цыган у монголов в качестве рабов и сохранив их статус. [4] Другие историки считают, что они попали в рабство, находясь в плену во время битв с татарами. [4] Практика порабощения пленных, возможно, также была перенята у монголов. [4] Этническая принадлежность «татар-рабов» неизвестна, они могли быть пленными татарами Золотой Орды . [5] Половцы , или рабы татар и половцев. [4]
Хотя возможно, что некоторые цыгане были рабами или вспомогательными войсками монголов или татар, основная их часть прибыла с юга от Дуная в конце 14 века, через некоторое время после основания Валахии . К тому времени в Молдавии уже был установлен институт рабства, порабощавшего в то время румын . [6] но прибытие цыган сделало рабство широко распространенной практикой. Меньшие по численности татарские рабы в конечном итоге были слиты с цыганским населением. [7]
Цыганский историк Виорел Ахим также пояснил, что «рабство не было явлением, характерным только для Валахии и Молдавии. В средние века рабы были и в соседних странах: и в Византийской империи, и в Османской империи, и в славянских странах к югу от Дуная. Причем рабство в нашей стране старше прихода цыган. Известно, например, о татарских рабах, которые старше цыганских рабов, и до определенного времени существовало две вполне определенные категории даже с юридической точки зрения. : Татарские рабы, цыганские рабы. Но были и румыны, имевшие статус рабов». [8] [ нужна полная цитата ]
было обычной практикой в Восточной Европе Рабство в то время ( см. Рабство в средневековой Европе ). Нехристиан, в частности, брали в рабство в христианской Европе: в Венгерском королевстве сарацины ( мусульмане ) и еврейские хазары содержались в качестве рабов, пока их не заставили принять христианство в 13 веке; Русские поработили пленных, захваченных у татар ( см. Холоп ), но их статус со временем слился с статусом крепостных . [9]
Христиане из Восточной Европы были порабощены Крымскотатарским ханством , Османской империей и Ногайской Ордой .
Ведутся споры о том, приезжали ли цыгане в Валахию и Молдавию в качестве рабов или нет. В Византийской империи они были рабами государств Болгарии и Сербии , пока их социальная организация не была разрушена османским завоеванием, что позволяет предположить, что они пришли как рабы, у которых произошла смена «собственности». [10] Альтернативное объяснение, предложенное румынским ученым П. П. Панайтеску , заключалось в том, что после крестовых походов через румынские государства проходил важный торговый путь с востока на запад, и местные феодалы поработили цыган ради экономической выгоды из-за отсутствия других мастеров. Однако эта теория подрывается тем фактом, что рабство существовало до того, как торговый путь приобрел значение. [10]
Легенда гласит, что цыгане пришли в румынские княжества по приглашению молдавского правителя Александра Доброго , который пожаловал в грамоте 1417 года «землю и воздух для жизни, огонь и железо для работы», но найдено самое раннее упоминание о ней. в трудах Михаила Когэлничану, и ни одного устава обнаружено не было.
Историк Джувара выдвигает выдвинутые гипотезы относительно происхождения румын , например, выдвигает теорию о том, что подавляющее большинство дворянства в средневековых государствах, составлявших территорию современной Румынии, было половецкого происхождения, а не румынского: «Румын называли черные половцы». [11]
Самый первый документ, подтверждающий присутствие цыган в Валахии, датируется 1385 годом и упоминает эту группу как aţigani (от athinganoi , греческого слова, означающего « еретики », и происхождения румынского термина ţigani , который является синонимом с «Цыганкой»). [12] В документе, подписанном принцем Даном I , монастырю Тисмана было передано 40 селашей (деревень или жилищ) ацигани , что стало первым зарегистрированным таким грантом. [13] В Молдавии институт рабства был впервые засвидетельствован в молдавском документе 1470 года, в котором молдавский князь Стефан Великий освобождает Оану, татарского раба, бежавшего в Ягеллонскую Польшу . [14]
Антрополог Сэм Бек утверждает, что происхождение цыганского рабства легче всего объяснить практикой взятия военнопленных в рабство, монгольской практикой, имеющей долгую историю в регионе, и что первоначально свободные и порабощенные цыгане сосуществовали на территории, которая впоследствии стала Румынская территория. [15]
Есть сведения, что некоторые рабы-цыгане были захвачены во время войн. Например, в 1445 году Влад Дракул силой увез из Болгарии в Валахию около 11 000–12 000 человек, «похожих на египтян », предположительно цыган. [15]

Состояние рабов
[ редактировать ]Общая характеристика и категории рабов
[ редактировать ]Дунайские княжества на протяжении большей части своей истории были единственной территорией в Восточной и Центральной Европе , где рабство цыган было законодательно закреплено, и местом, где оно было наиболее распространено. [16] Вследствие этого британский социолог Уилл Гай описывает Румынию как «уникальный случай» и одну из основных «моделей развития» в том, что касается групп рома в регионе (наряду с теми, которые присутствуют в странах, которые в последнее время прошлом принадлежали Османской империи, Австро-Венгрии и Российской империи ). [16]
Традиционно рабов-цыган делили на три категории. Самый маленький принадлежал господарям и носил румынское название śigani domneşti («Цыгане, принадлежащие господину»). [11] Две другие категории включали igani mănănăstireşti («цыгане, принадлежащие к монастырям»), которые были собственностью румынских православных и греческих православных монастырей, и igani boieresti («цыгане, принадлежащие боярам»), которые были порабощены землевладельцами. [17] Статус цыганских домнештей был выше, чем у боярских или монастырских рабов, и многие рабы, отданные князем частным владельцам или монастырям, бежали и присоединились к общинам княжеских рабов. [18]


Каждая из категорий рабов делилась на две группы: ватраши и лэиеши ; первые были оседлой категорией, тогда как последним было позволено сохранить свой кочевой образ жизни . [19] Категория лэеши включала несколько профессиональных подгрупп: наряду с калдэрари калдерашами или «медниками»), лэутари («игроки на струнных инструментах»), бояшами ( «лингурари» или «изготовители ложек») и урсари («обработчики медведей»), [20] все из которых развились как отдельные этические подгруппы, они включали фиерари («кузнецы»). [21] В течение длительного периода времени цыгане были единственными кузнецами и торговцами скобяными изделиями в Валахии и Молдавии. [22] Среди фиерари более ценились специализированные потковари (« ковари »). [13] Боярские женщины часто нанимались горничными в услужение боярыням. [23] и им, и некоторым порабощенным мужчинам можно было поручить административные задачи в поместье. [13] С самого начала истории рабства в Румынии многих других рабов заставляли работать на соляных шахтах . [13]
Другой категорией были аурари или рудари ( золотодобытчики ), которые были рабами князя, которые в теплое время года мыли золото в горных реках Карпат, а зимой оставались на равнине, вырезая деревянную утварь . Золотодобытчики по добыче золота приносили в казну гораздо больший доход, чем другие виды рабов, и первоначально они были в большом количестве, но по мере истощения месторождений их число сокращалось. К 1810 году в Валахии было всего 400 аурари, занимавшихся мытьем золота. [24]
В XIV и XV веках в городах было очень мало рабов. Лишь с начала 16 века в городах стали открываться монастыри и привозили с собой рабов-ромов и вскоре бояре и даже горожане стали использовать их для различных задач. [25] Салаши включая рабов-цыган были расселены на окраинах, и вскоре почти во всех городах появился такой район, причем самый большой из них находился в крупнейших городах, Тырговиште , Рымник или Бухарест . [25]
Средневековое общество допускало определенную степень социальной мобильности, о чем свидетельствует карьера Штефана Рэзвана , валашского раба-рома, который смог дослужиться до звания боярина, был отправлен с официальной обязанностью в Османскую империю и, после того как вступил в союз с поляки и казачьи группы стали молдавским князем (апрель – август 1595 г.). [26]
Статус и обязательства
[ редактировать ]Цыгане считались личной собственностью боярина, [27] кому было разрешено заставлять их работать, продавать их или обменивать на другие товары, а имущество рабов также находилось в усмотрении хозяина, эта форма рабства отличалась от руманов , которых можно было продать только вместе с рабами. земля. Боярину разрешалось наказывать своих рабов физически, через побои или тюремное заключение, но он не имел над ними власти над жизнью и смертью, единственной обязанностью господина было одевать и кормить рабов, работавших в его имении. [28]

Социальный престиж рабовладельца часто был пропорционален количеству и видам квалифицированных рабов, которыми он владел, а выдающиеся повара и вышивальщицы использовались для символической демонстрации высокого статуса боярских семей. [29] Хорошие музыканты, вышивальщицы или повара ценились и получали более высокие цены: например, в первой половине XVIII века обычный раб стоил около 20–30 леев , повар — 40 леев. [30]
Однако Джувара, который основывает свою аргументацию на ряде современных источников, также отмечает, что рабы были исключительно дешевы по любым меркам: в 1832 году в контракте, предполагавшем приданое боярки , указано, что тридцать рабов-ромов были обменены на одну карету, а Британский работорговля дипломат Уильям Уилкинсон отметил, что была полутайным делом и что рабы ватраши могли принести скромную сумму в пять или шестьсот турецких курушей . [31] По оценке Джувары, лэеш мог стоить лишь половину суммы, подтвержденной Уилкинсоном. [31]
В княжествах рабами действовало общее право . [14] К 17 веку появились самые ранние письменные законы, в которых упоминалось рабство. Валашские Правила де ла Говора (1640 г.) и Правила луи Матей Басараб (1652 г.) и Молдавская Carte Românească de Învăçătură (1646 г.), которые, среди прочего, регулировали рабство, были основаны на византийском законе о рабстве и на общем праве. затем в использовании. Однако обычное право ( obiceiul pământului ) почти всегда использовалось на практике. [14]
Если бы раб владел собственностью, ему пришлось бы платить те же налоги, что и свободным людям. Обычно не было налога на рабов, находящихся в частной собственности, за исключением короткого периода в Молдавии: между 1711 и 1714 годами -фанариот князь Николай Маврокордатос ввел циганит («цыганский налог»), налог в размере двух гальбени (стандартных золотых монет) с каждого раба. рабовладельческий. [32] И бояре, и монастыри нередко регистрировали своих крепостных как «цыган», чтобы они не платили налоги, которые были наложены на крепостных. [18]
Рабы -домнешти (некоторые из которых были странствующими ремесленниками) должны были платить ежегодный налог, называемый даждие . [32] Точно так же боярские лайеши должны были собираться в доме своего хозяина один раз в год, обычно на осенний праздник Святого Димитрия. [23] (в настоящее время совпадает с празднованием 26 октября по православному календарю ). В этом случае каждый человек старше 15 лет должен был заплатить сумму от тридцати до сорока пиастров. [23]
Рабовладелец имел право освободить своих рабов за хорошую службу либо при жизни, либо по своему завещанию, но такие случаи были довольно редки. Бывало и наоборот: свободные цыгане продавались монастырям или боярам, чтобы заработать на жизнь. [33]
Юридические споры и нарушение традиционного образа жизни
[ редактировать ]
Первоначально и вплоть до 15 века цыгане и татарские рабы были сгруппированы в самоуправляющиеся салаше ( старославянский язык , челядь : челѣдь ), которые историки по-разному описывали как расширенную семью , домашнее хозяйство или даже общину. [34] Их лидеры, сами рабы, были известны как cneji , juzi или vătămani , и, помимо разрешения юридических споров, собирали налоги и организовывали труд для владельцев. [13] Со временем споры между двумя рабами-цыганами обычно решались лидерами общины, которые стали известны как булибаши . [35] Иногда более крупные общины рабов избирали себя башбулибашами , которые превосходили булибаши и отвечали за разрешение наиболее вызывающих разногласия или сложных конфликтов внутри соответствующей группы. [36] Система оставалась нерегулируемой, что часто приводило к жестоким конфликтам между рабами, что, в одном таком случае, засвидетельствованном в XIX веке, привело к вмешательству бояр и порке ногами тех, кто был признан виновным в неподчинении. [36]
Споры с нерабами и дела о непредумышленных убийствах рассматривались государственной судебной системой. [32] Рабам не разрешалось защищаться или давать показания в суде. [37] но они также не несли ответственности за ущерб, причиненный свободным людям, владелец нес ответственность за любой такой ущерб, а компенсацией иногда был отказ от права собственности на раба в пользу другой стороны. [32] Раба, убившего другого раба, приговаривали к смертной казни, но ее могли отдать и хозяину мертвого раба. Свободный человек, убивший раба, также подлежал смертной казни, а боярину не разрешалось убивать своих рабов, но такой приговор не засвидетельствован. [32] Однако считается, что такие убийства действительно происходили в значительном количестве. [38]
Православная Церковь ( Вселенский Константинопольский Патриархат ), сама являвшаяся крупным рабовладельцем, не оспаривала институт рабства. [39] хотя среди первых сторонников отмены был священник Потека . Евфросин [40] Время от времени члены церковной иерархии вмешивались, чтобы ограничить злоупотребления в отношении рабов, которыми она не владела: валашский митрополит Доситей требовал от князя Константина Ипсилантиса отговорить его слуг от преследования молодой цыганской девушки по имени Домница. [41] Молодую женщину называли одной из рабынь- домнештей , хотя к тому моменту она уже была освобождена. [42]
Как и многие крепостные в двух княжествах, рабы были склонны бежать из поместий и искать лучшей жизни в других владениях или за границей, что заставляло бояр организовывать поисковые отряды и прилагать усилия к их возвращению. [43] Беглые рабы селились за границей, в Венгрии, Польше, землях казачества, Османской империи, Сербии или от Молдавии до Валахии и наоборот. [44] Администрации двух государств поддержали поиск и возвращение беглых рабов своим хозяевам. Изредка господары организовывали экспедиции за границу с целью найти беглецов или посредством дипломатии обращались к правителям земель, где селились беглецы. Например, в 1570 году логофата послал Богдан IV Молдавский Драгана к королю Польши с просьбой вернуть 13 селашей рабов. [44]
В 16 веке обязанности по сбору десятины во время войны и возвращению беглецов выполняла категория под названием «глоничи» , многие из которых также были рабами. [13] Начиная с 17 века, большая часть населения Калдераша покинула регион и поселилась на юге, на Балканах , а позже также перебралась в другие регионы Европы. [45]
Небольшой части коренного населения рома удалось избежать системы (либо потому, что изначально не были порабощены как группа, либо путем перегруппировки беглых рабов). [36] Они жили изолированно, на обочине общества, и имели тенденцию селиться в местах, куда доступ был затруднен. Местным жителям они были известны как нетоти (букв. «неполные», пренебрежительный термин, обычно используемый для обозначения людей с психическими расстройствами или проявляющих недальновидность). [36] Примерно в 1830 году они стали объектом регулярной охоты, а пойманных превратили в ţigani domneşti . [36]
Особая проблема касалась вэтраси , чей образ жизни был серьезно нарушен из-за принудительного поселения и требования к ним выполнять черную работу. [46] Традиционно эта категория старалась избегать сельскохозяйственных работ на службе у своих хозяев. Джувара утверждает, что это произошло потому, что их экономическая модель находилась на стадии охотников-собирателей . [11] Кристина Рейнхард, интеллектуалка начала XIX века и жена французского дипломата Шарля-Фредерика Рейнхарда , записала, что в 1806 году член молдавской семьи Стурдза группу вэтраси нанял на свою фабрику . По общему мнению, проект был заброшен после того, как Стурдза понял, что причиняет сильные страдания своим сотрудникам. [11]
Цыганским ремесленникам иногда разрешалось заниматься своим ремеслом вне боярского двора в обмен на собственный доход. Так было с Лэутари , которые регулярно присутствовали на ярмарках и в публичных домах как независимые тарафы . [23] Рабы могли владеть большим количеством крупного рогатого скота, но часть других доходов собирал хозяин. [38] Параллельно считается, что лэши часто прибегали к краже имущества крестьян. [23] По словам Джувары, цыганские горничные часто избавлялись от тяжелой работы, особенно в тех случаях, когда количество рабов на домохозяйство обеспечивало более справедливое разделение труда . [23]
Правила бракосочетания
[ редактировать ]Брак между двумя рабами разрешался только с одобрения двух владельцев, обычно посредством финансового соглашения, которое приводило к продаже одного раба другому владельцу или путем обмена. [47] Когда соглашение не было достигнуто, пара была разделена, а дети, появившиеся в результате брака, были разделены между двумя рабовладельцами. [47] Рабовладельцы вели строгий учет своих лэешских рабов и, по словам Джувары, особенно беспокоились из-за того, что родители детей-рабов могли продать свое потомство другим хозяевам. [23]
Рабовладельцы разлучали цыганские пары при продаже одного из супругов. Эта практика была запрещена Константином Маврокордатосом в 1763 году и не одобрялась Православной церковью, которая в 1766 году постановила, что «хотя они и называются цыганами [т.е. рабами], Господь создал их, и неприлично разделять их, как скот». [48] Тем не менее, в XIX веке развод супругов был обычным явлением. [49]
Брак между свободным человеком и рабом изначально был возможен только в том случае, если свободный человек стал рабом. [50] хотя в дальнейшем свободный человек мог сохранить свой социальный статус и дети, появившиеся в результате брака, были свободными людьми. [51]
В течение нескольких периодов истории этот вид общения был категорически запрещен:
В Молдавии в 1774 году князь Александр Мурусис запретил браки между свободными людьми и рабами. Подобный хризобулл был издан указом Александру Маврокордата Фирариса в 1785 году, который не только запретил такие браки, но и признал недействительным любой такой существующий брак. [52]
В Валахии Александр Ипсилантис (1774–1782) запретил смешанные браки в своем своде законов, но дети от таких браков должны были рождаться свободными. [48] В 1804 году Константин Ипсилантис приказал насильственно развестись одной из таких пар и издал приказ о том, чтобы священники, скрепляющие этот тип союзов, подвергались наказанию со стороны своего начальства. [53]
Брачные отношения между цыганами и этническим румынским большинством населения были редки из-за разницы в статусе и, как отмечает Джувара, из-за возникающей формы расовых предрассудков . [42] Тем не менее внебрачные связи между рабовладельцами-мужчинами и рабынями, а также изнасилования цыган их владельцами были широко распространены, а сами внебрачные дети содержались в качестве рабов в поместье. [54]
Трансильвания, Буковина и Бессарабия.
[ редактировать ]
Рабство цыган на границе с Трансильванией наблюдалось особенно в феодальных владениях и территориях, находящихся под влиянием Валахии и Молдавии, причем эти территории сохраняли практику рабства даже после того, как они больше не находились под контролем Валахии или Молдавии. [55] Самое раннее упоминание о цыганах в Трансильвании относится примерно к 1400 году, когда было зарегистрировано, что боярин владел 17 жилищами цыган в Фэгараше , территории, принадлежавшей в то время Валахии. Социальная организация Фэгэраша была такой же, как и в Валахии, рабы-цыгане были рабами бояр, институт рабства сохранялся в Трансильванском воеводстве в составе Венгерского королевства и в автономном Княжестве Трансильвания и был отменен только с Начало господства Габсбургов в 18 веке. Например, в 1556 году венгерская королева Изабелла Ягайло подтвердила владения некоторых бояр Речи , в том числе рабов-цыган. Акт был также подтвержден в 1689 году князем Михаилом I Апафи . [55]
В поместьях, принадлежащих замку Бран, также проживало большое количество рабов, около 1500 человек в начале 16 века, причем право быть рабовладельцем, вероятно, было унаследовано с тех пор, как замок принадлежал Валахии. [56] В районах, находящихся под влиянием Молдавии, также содержались рабы: например, известно, что молдавский князь Петру Рареш купил семью цыган у мэра Бистрицы и что другие бояре также покупали рабов в Трансильвании. [56] Однако лишь меньшинство трансильванских цыган были рабами, большинство из них были «королевскими крепостными», находившимися под прямой властью короля, от которых требовалось только платить определенные налоги и выполнять некоторые услуги для государства, а некоторым группам рома предоставлялись разрешение свободно путешествовать по стране. [57]
В 1775 году Буковина , место событий 1821 года, была аннексирована Габсбургами у Молдавии и унаследовала практику рабства, тем более что во многих монастырях региона содержалось большое количество рабов-цыган. Численность цыган, проживавших на Буковине, оценивалась в 1775 г. в 800 семей, или 4,6% населения. [58] Иосиф II, император Священной Римской империи, издал приказ об отмене рабства 19 июня 1783 года в Черновицах , аналогичный другим приказам, отдаваемым по всей Империи против рабства ( см. Жозефинизм ). Приказ встретил сопротивление крупных рабовладельцев: румынских православных монастырей и боярства. Бояре громко отстаивали свою позицию перед властями Буковины и Галичины , утверждая, что запрет рабства является нарушением автономии и традиций провинции, что рабство является подходящим состоянием для цыган и что оно было для их же блага. [59] Прошло еще несколько лет, прежде чем приказ был полностью выполнен, но к концу 1780-х годов рабы официально пополнили ряды безземельного крестьянства. Многие из «новых крестьян» (как их называли в некоторых документах) остались работать в поместьях, рабами которых они были, и освобождение не принесло немедленных изменений в их жизнь. [59]
После того, как восточная половина Молдавии, известная как Бессарабия , была аннексирована Российской империей в 1812 году и позже преобразована в Бессарабскую губернию , статус рабов для цыган был сохранен. Рабство было законодательно закреплено в акте «Учреждение организации Бессарабской губернии» 1818 года, согласно которому цыгане представляли собой социальную категорию, разделенную на государственных рабов и частных рабов, принадлежавших боярам, духовенству или торговцам. [60] Власти Империи пытались оседлать кочевых государственных рабов, превратив их в крепостных государств . Два села были созданы в Южной Бессарабии , Каир и Фараоновка (теперь оба на Украине ) путем заселения 752 цыганских семей. Однако все пошло не так, как ожидалось, состояние деревень «опустилось до плачевного уровня», а их жители отказались платить какие-либо налоги. [61] По переписи 1858 года в Бессарабии насчитывалось 11 074 раба-рома, из них 5 615 принадлежали государству и 5 459 боярам. Рабство вместе с крепостным правом было отменено только эмансипационными законами 1861 года . В результате рабы становились крестьянами, продолжая работать на своих бывших хозяев или присоединяясь к кочевым цыганским мастерам и музыкантам. [61]
Оценки рабского населения
[ редактировать ]Рабы-цыгане не включались в налоговые переписи, и поэтому достоверной статистики о них нет, за исключением рабов, принадлежащих государству. Тем не менее, существовало несколько оценок XIX века. По словам Джувары, оценки численности рабов обычно составляют около 150 000–200 000 человек, что, как он отмечает, эквивалентно 10% населения двух стран. [31] На момент отмены рабства в двух княжествах проживало от 200 000 до 250 000 цыган, что составляло 7% от общей численности населения. [62]
Год | Источник | Молдавия | Валахия |
---|---|---|---|
1819 | Дионисия Фотино | – | 120,000 [63] |
1837 | Михаил Когэлничану | 200,000 [64] | |
1838 | Феликс Колсон | 139,255 [62] | 119,910 [62] |
1844 | Фердинанд Нейгебауэр | – | 180,000 [62] |
1849 | Поль Батайяр | 250,000 [62] | |
1857 | Жан Александр Вайан | 137,000 [62] | 125,000 [62] |
1857 | Жан Анри Абдолоним Убичини | 100,000 [62] | 150,000 [62] |
1859 | перепись (освобожденных рабов) | 250,000 [65] |
Возникновение аболиционистского движения
[ редактировать ]Моральные и социальные проблемы, связанные с рабством цыган, были впервые осознаны в эпоху Просвещения , в первую очередь западноевропейскими посетителями этих двух стран.
Эволюция румынского общества и отмена крепостного права в 1746 году в Валахии и в 1749 году в Молдавии не оказали никакого влияния на цыган, которые в XIX веке находились в тех же условиях, в которых они находились на протяжении веков. И только после смены режима фанариотов , вскоре после 1821 года, румынское общество начало модернизироваться и были проведены различные реформы ( см. Regulamentul Organic ). Однако рабство цыган не считалось приоритетом и игнорировалось большинством реформаторов. [66]
Тем не менее, администрация Дунайских княжеств все же попыталась изменить статус государства цыган, предприняв попытку оседлости кочевников. Были составлены два приложения к Regulamentul Organic : «Положение об улучшении положения государственных цыган» в Валахии в апреле 1831 года и «Положение о расселении цыган» в Молдавии. Постановления были направлены на оседлость цыган и их обучение земледелию, поощряя их селиться в частных поместьях. [67]
К концу 1830-х годов либеральные и радикальные бояре, многие из которых учились в Западной Европе, особенно в Париже, [67] сделали первые шаги к цели борьбы с рабством. В этот период Ион Кымпиняну , как и братья-землевладельцы Николае и Штефан Голеску , освободил всю свою рабскую свиту, [68] в то время как боярин Эманоил Бэлэчану освободил своих рабов и организовал для них Скэеньскую фаланстерию , утопическое социалистическое сообщество. [69] В 1836 году валашский принц Александру II Гика освободил 4000 рабов- домнешей и заставил группу землевладельцев записать их в качестве оплачиваемой рабочей силы, одновременно инициируя политику, посредством которой государство приобретало частных рабов и освобождало их. [68]
Освобождение рабов, принадлежащих государству и румынским православным и греко-православным монастырям, упоминалось в программе конфедеративного заговора Леонте Раду 1839 года в Молдавии, предоставив им равные права с румынами. В Валахии в меморандуме, написанном Митикэ Филипеску, предлагалось положить конец рабству, позволив рабам купить себе свободу. [70] Поколение 1848 года, учившееся в Западной Европе, особенно в Париже , возвратилось в свои страны с прогрессивными взглядами и желанием модернизировать их по примеру Запада. Рабство было отменено в большей части «цивилизованного мира», и поэтому либеральная румынская интеллигенция рассматривала свое рабство как варварскую практику с чувством стыда. [71]
В 1837 году Михаил Когэлничану опубликовал книгу о цыганах, в которой выразил надежду, что она послужит аболиционистам . В 1840-х годах интеллектуалы начали кампанию, направленную на то, чтобы убедить рабовладельцев освободить своих рабов. Валашский Цезарь Боллиак опубликовал в своей книге Foaie pentru Minte, Inimăşi Literatură призыв к интеллектуалам поддержать дело аболиционистского движения. [70] Всего лишь несколько голосов, выступавших в защиту аболиционизма в 1830-х, в 1840-х годах, превратились в предмет больших дискуссий в румынском обществе. [70] Политическая власть находилась в руках консервативных бояр , которые также были владельцами большого количества рабов и поэтому не соглашались на любые реформы, которые могли их затронуть. [70]
Страна | Состояние рабы |
Церковь рабы |
Частный рабы |
---|---|---|---|
Валахия | 1843 | 1847 | 1856 |
Молдавия | 1844 | 1844 | 1855 |
Законы об отмене смертной казни
[ редактировать ]

Самый ранний закон, освободивший определенную категорию рабов, был принят в марте 1843 года в Валахии и передал контроль над государственными рабами, принадлежащими тюремным властям, местным властям, что привело к их оседлости и превращению в крестьян. Год спустя, в 1844 году, молдавский князь Михаил Стурдза предложил закон об освобождении рабов, принадлежащих церкви и государству. [73] В 1847 году в Валахии закон князя Георгия Бибеску, принятый Диваном, освободил рабов, принадлежавших церкви, и остальных рабов, принадлежавших государственным учреждениям. [73]
Во время Валашской революции 1848 года в повестку дня недолговечного Временного правительства входило освобождение ( дезробире ) цыган как одно из главных социальных требований. [74] Правительство постановило о полном освобождении цыган путем выплаты компенсаций владельцам и создало комиссию (в составе трех членов: Боллиак, Иоасаф Знаговану и Петраке Поэнару ), которая была призвана выполнить указ. Некоторые бояре освобождали своих рабов, не требуя компенсации, а другие решительно боролись против идеи отмены смертной казни. Тем не менее, после того, как революция была подавлена османскими и российскими императорскими войсками, рабы вернулись к своему прежнему статусу. [75]
К 1850-м годам, после того как его принципы получили интенсивную популяризацию, движение получило поддержку почти всего румынского общества. аболиционисты считали «аморальным»). [76]
В Молдавии в декабре 1855 года по предложению князя Григоре Александру Гики законопроект, разработанный Михаилом Когэлничану и Петре Маврогени Диван принял ; закон эмансипировал всех рабов до статуса налогоплательщиков (то есть граждан). Эта мера была вызвана личной трагедией: Гика и общественное мнение в целом были возмущены, когда Динке, рабу и незаконнорожденному ребенку боярина из Кантакузино , не разрешили жениться на своей французской любовнице и выйти на свободу, что привело его к убийству. своего возлюбленного и убить себя. [77] Владельцы получат компенсацию в размере 8 галбенов за лингурари и вэтраси и 4 галбена за лэеши , причем деньги будут обеспечены налогами, уплаченными ранее освобожденными рабами. [78]
В Валахии всего два месяца спустя, в феврале 1856 года, аналогичный закон был принят Национальным собранием . [79] выплата компенсации в размере 10 гальбени за каждого раба поэтапно в течение нескольких лет. [80] Освобожденные рабы должны были поселиться в городе или деревне и остаться там не менее чем на две переписи, а также платить налоги в компенсационный фонд. [80]
Положение цыган после отмены
[ редактировать ]
Румынские аболиционисты дискутировали о будущем бывших рабов как до, так и после принятия законов. Этот вопрос стал взаимосвязанным с «крестьянским вопросом», важной целью которого было устранение барщины и превращение крепостных в мелких землевладельцев. [81] Урсари (кочевые дрессировщики медведей) были наиболее сдержанными к идее осесть, потому что они считали, что осесть снова стать рабами владельца земли, на которой они поселились. [81] Сами аболиционисты считали превращение бывших рабов в крепостных нежелательным, поскольку они неизбежно снова попадали в зависимость. Тем не менее, спор закончился после того, как румынские княжества приняли либеральное капиталистическое законодательство о собственности, ликвидировав барщину и разделив землю между бывшими боярами и крестьянами. [82]
Многие аболиционисты поддерживали ассимиляцию ромов в составе румынской нации, Когэлничану отмечал, что существовали оседлые рабы-цыгане, которые отказались от своих обычаев и языка, и их нельзя было отличить от румын. [83] Среди методов социальной инженерии, предложенных для ассимиляции, были: расселение цыган по румынским деревням (внутри деревни, а не на ее окраинах), поощрение межэтнических браков, запрет на использование цыганского языка и обязательное образование для их детей. [84] После эмансипации государственные учреждения первоначально избегали использования слова цыган (цыган), когда это было необходимо (например, в случае налоговых льгот), официальный термин - эмансипат . [84]
Несмотря на добрую волю многих аболиционистов, социальная интеграция бывших рабов была осуществлена лишь для части из них, причем многие цыгане остались вне социальной организации валашского, молдавского, а позднее и румынского общества. Реализация политики социальной интеграции , как правило, оставлялась на усмотрение местных властей. В некоторых частях страны кочевые цыгане были расселены в деревнях под надзором местной полиции, но по всей стране кочевничество ромов не было ликвидировано. [85]
Наследие
[ редактировать ]Поддержка аболиционистов нашла отражение в румынской литературе середины 19 века. Проблема рабства цыган стала темой в литературных произведениях различных либеральных и романтических интеллектуалов, многие из которых были активными членами аболиционистского лагеря. Сезар Боллиак опубликовал такие стихи, как Fata de boier şi fata de ţigan («Дочь боярина и дочь цыгана», 1843 г.), Ţiganul vândut («Проданный цыган», 1843 г.), O ţigancă cu pruncul său la Statuia Libertăţii («Цыган женщина с младенцем у Статуи Свободы», 1848 г.), Ион Хелиаде Рэдулеску написал рассказ под названием «Юпан Ион» (примерно «Мастер Джон», из румынской версии « Жупан » ; 1844 г.), Василе Александри также написал короткий рассказ рассказ Istoria unui Galbân («История золотой монеты», 1844 г.), а Георге Асаки написал пьесу «Цыганы» («Цыгане», 1856 г.). [86] и В. А. Урекия - роман «Колиба Мариукай» («Хижина Мариука», 1855). [87] Поколение спустя судьба Штефана Рэзвана послужила источником вдохновения для «Разван и Видра пьесы Богдана Петричейку Хасдеу » («Разван и Видра», 1867) . Тема цыганского рабства снова была поднята в искусстве в начале XXI века, будучи предметом исследования в фильме Раду Джуде 2015 года «Аферим!». Действие происходит в Валахии начала XIX века. [88]
На румынское аболиционистское движение также повлияло гораздо более широкое движение против рабства чернокожих в Соединенных Штатах через сообщения в прессе и через перевод книги Гарриет Бичер-Стоу « Хижина дяди Тома» . Переведено Теодором Кодреску и впервые опубликовано в Яссах в 1853 году под названием Coliba lui Moşu Toma sau Viaţa negrilor în sudul Statelor Unite din America (что переводится как «Хижина дяди Томы, или Жизнь чернокожих на юге Соединенных Штатов Америки »). ), это был первый американский роман, опубликованный на румынском языке, и он включал в себя предисловие Михаила Когэлничану о рабстве. [71] Текст Бичер-Стоу также послужил главным источником вдохновения для романа Урекии 1855 года. [87]
Влияние рабства на румынское общество стало темой историографического интереса спустя десятилетия после румынского государственного переворота 1989 года . В 2007 году премьер-министр Кэлин Попеску-Тэричану одобрил создание Comisia pentru Studierea Robiei Romilor («Комиссии по изучению рабства ромов»), которая представит свои выводы в отчете и даст рекомендации для румынской системы образования и по продвижению история и культура цыган. [89] Комиссия под председательством Неагу Джувара также будет рекомендовать создание музея цыган, исследовательского центра, дня памяти цыганского рабства и строительства мемориала, посвященного цыганскому рабству. [90]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рошу, Фелиция, изд. (29 ноября 2021 г.). Рабство в Причерноморье, 900–1900 гг . Брилл . ISBN 9789004470897 – через Google Книги .
- ^ Бек 1989 , стр. 53–61.
- ^ «Цыганское рабство в Румынии – история» . 7 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ахим 2004 , стр. 27–28.
- ^ Ахим (2004) , стр. 27–28; Штефанеску (1991) , стр. 42.
- ^ Ахим (2004) , стр. 29; Штефанеску (1991) , стр. 41, 42.
- ^ Ахим 2004 , с. 29.
- ^ История.ro
- ^ Ахим 2004 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Ахим 2004 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б с д Истодор и Джувара 2007 , стр. 267.
- ^ Истодор и Джувара (2007) , стр. 267; Штефанеску (1991) , стр. 42.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Штефанеску 1991 , стр. 42.
- ^ Jump up to: а б с Ахим 2004 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Бек 1989 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Гай 2001 , с. 44.
- ^ Истодор и Джувара (2007) , стр. 267; Гай (2001) , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б Марушьякова и Веселин, с. 103
- ^ Истодор и Джувара (2007) , стр. 267–268; Гай (2001) , стр. 43–44.
- ^ Истодор и Джувара 2007 , стр. 267–268.
- ^ Истодор и Джувара (2007) , стр. 268; Штефанеску (1991) , стр. 42.
- ^ Марушьякова и Весселин, с. 105
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Истодор и Джувара 2007 , стр. 268.
- ^ Марушьякова и Весселин, с. 107
- ^ Jump up to: а б Радван, Лаурентиу (2010). На границах Европы: средневековые города в румынских княжествах . Брилл . стр. 213. ISBN 9789004180109 .
- ^ Ахим 2004 , с. 41.
- ^ Ахим (2004) , стр. 35; Истодор и Джувара (2007) , стр. 270, 272; Гай (2001) , стр. 44; Штефанеску (1991) , стр. 42.
- ^ Ахим (2004) , стр. 35; Истодор и Джувара (2007) , стр. 270, 272; Штефанеску (1991) , стр. 43.
- ^ Бек (1989) , стр. 60; Истодор и Джувара (2007) , стр. 268.
- ^ Бек 1989 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с Истодор и Джувара 2007 , стр. 270.
- ^ Jump up to: а б с д и Ахим 2004 , с. 37.
- ^ Марушьякова и Весселин, с. 97-98
- ^ Костэчел, Панайтеску и Казаку (1957) , стр. 143. См. также Штефанеску (1991) , стр. 42.
- ^ Ахим (2004) , стр. 37; Истодор и Джувара (2007) , стр. 268–269.
- ^ Jump up to: а б с д и Истодор и Джувара 2007 , стр. 269.
- ^ Костэчел, Панайтеску и Казаку 1957 , стр. 159.
- ^ Jump up to: а б Штефанеску 1991 , стр. 43.
- ^ Ахим (2004) , стр. 97; Истодор и Джувара (2007) , стр. 270–271.
- ^ Ахим 2004 , с. 97.
- ^ Истодор и Джувара 2007 , стр. 270–271.
- ^ Jump up to: а б Истодор и Джувара 2007 , стр. 271.
- ^ Штефанеску 1991 , стр. 42, 43.
- ^ Jump up to: а б Костэчел, Панайтеску и Казаку 1957 , стр. 162.
- ^ Гай 2001 , стр. 43–44.
- ^ Истодор и Джувара 2007 , стр. 267, 272.
- ^ Jump up to: а б Ахим (2004) , стр. 38–39; Истодор и Джувара (2007) , стр. 268.
- ^ Jump up to: а б Марушьякова и Веселин, с. 99
- ^ Михаил Когэлничану , wikisource:ro:Раскрепощение цыган, стирание дворянских привилегий, освобождение крестьян
- ^ Ахим (2004) , стр. 38–39; Истодор и Джувара (2007) , стр. 271.
- ^ Ахим 2004 , стр. 38–39.
- ^ Марушьякова и Весселин, с. 99-100
- ^ Истодор и Джувара 2007 , стр. 271–272.
- ^ Истодор и Джувара 2007 , стр. 272–275.
- ^ Jump up to: а б Ахим 2004 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Ахим 2004 , с. 43.
- ^ Ахим 2004 , стр. 43–44.
- ^ Ахим 2004 , стр. 127–128.
- ^ Jump up to: а б Ахим 2004 , с. 128.
- ^ Ахим 2004 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Ахим 2004 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ахим 2004 , стр. 94–95.
- ^ Ахим (2004) , стр. 94–95; Истодор и Джувара (2007) , стр. 269.
- ^ Ахим (2004) , стр. 94–95; Истодор и Джувара (2007) , стр. 269–270.
- ^ Ахим 2004 , с. 23.
- ^ Ахим 2004 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Ахим 2004 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Истодор и Джувара 2007 , стр. 275.
- ^ Марушякова и Весселин, стр.22.
- ^ Jump up to: а б с д Ахим 2004 , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б Ахим 2004 , с. 98.
- ^ Ралука Тома, «Румынский аболиционизм в 1848 году. Влияние, особенности», в Revista istorică , том XX, 2009, вып. 1–2, стр. 47–61.
- ^ Jump up to: а б Ахим (2004) , стр. 108–109; Истодор и Джувара (2007) , стр. 275.
- ^ Ахим (2004) , стр. 96, 110; Истодор и Джувара (2007) , стр. 275.
- ^ Ахим (2004) , стр. 110; Истодор и Джувара (2007) , стр. 275.
- ^ Ахим 2004 , стр. 101–102.
- ^ Истодор и Джувара 2007 , стр. 275–278.
- ^ Ахим 2004 , с. 111.
- ^ Ахим (2004) , стр. 110; Истодор и Джувара (2007) , стр. 278.
- ^ Jump up to: а б Ахим 2004 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Ахим 2004 , с. 27.
- ^ Ахим 2004 , стр. 27–29.
- ^ Ахим 2004 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Ахим 2004 , стр. 31–32.
- ^ Ахим 2004 , с. 34.
- ^ Ахим 2004 , стр. 100–101.
- ^ Jump up to: а б Марсель Корнис-Поуп, «В поисках современного проблематизирующего исторического сознания: румынская историческая фантастика и семейные циклы», в книге Марселя Корнис-Поупа, Джона Нойбауэра (ред.), « История литературных культур Восточной и Центральной Европы» , Vol. Я, Джон Бенджаминс , Амстердам и Филадельфия, 2004 г., стр. 500. ISBN 90-272-3452-3
- ^ Жилле, Кит (8 сентября 2015 г.). « Аферим!» Претендент на Оскар, исследует порабощение цыган» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 5 сентября 2016 г.
- ^ (на румынском языке) «Тэричану поручает изучить рабство цыган» , в Гындуле , 21 февраля 2007 г.
- ^ (на румынском языке) «Комиссия по изучению рабства цыган – на первом заседании, прежде чем подойти к спорной теме» , пресс-релиз Национального агентства по делам ромов , 28 августа 2007 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ахим, Виорел (2004). Рома в истории Румынии . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета . ISBN 963-9241-84-9 .
- Бек, Сэм (1989). «Истоки цыганского рабства в Румынии» . Диалектическая антропология . 14 (1). Спрингер : 53–61. дои : 10.1007/BF00255926 . JSTOR 29790296 . S2CID 143205329 .
- Костэчел, В.; Панайтеску, ПП ; Казаку, А. (1957). Феодальная жизнь в Валахии и Молдавии (14–16 вв. ( ) на румынском языке). Бухарест: Научное издательство.
- Гай, Уилл (2001). Между прошлым и будущим: цыгане Центральной и Восточной Европы . Хэтфилд: Издательство Хартфордширского университета . ISBN 1-902806-07-7 .
- Истодор, Евгений; Джувара, Нягу (20 июня 2007 г.). «Революция Джувары: «Румын называли черными половцами» » . Ежедневная газета (на румынском языке) . Проверено 19 июня 2007 г.
- Стефанеску, Стефан (1991). история Средневековая Румынии (на румынском языке). Том I. Бухарест: Издательство Бухарестского университета.
Источники
[ редактировать ]- Виорел Ахим, «Румынские аболиционисты о будущем эмансипированных цыган», в Transylvanian Review , Vol. XIX, Приложение №. 4 (2010) с. 22-36
- Елена Марушякова , Веселин Попов. 2009. «Цыганское рабство в Валахии и Молдавии». В: Камуселла, Томаш и Кшиштоф Яскуловски, ред. Национализм сегодня . Оксфорд: Питер Лэнг, ISBN 9783039118830 с. 89-124. [1]
- Джувара, Неагу (1995). Между Востоком и Западом. Румынские страны в начале современной эпохи [ Между Востоком и Западом. Румынские страны в начале современной эпохи ] (на румынском языке). Бухарест: Humanitas . ISBN 973-28-0523-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с рабством в Румынии, на Викискладе?