Эфрозиновый путь
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2024 г. ) |

Эуфросин Потека ( Румынское произношение: [ˌe.ufroˈsin poˈteka] ; урожденный Раду Потека ; 1786 — 10 декабря 1858) — румынский философ , теолог и переводчик, профессор Академии Святого Саввы в Бухаресте . [1] Позже он выступал против рабства. Он был дедушкой румынского философа Константина Рэдулеску-Мотру .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Потека родился Раду Потека в 1786 году в деревне Нукшоара , уезд Прахова , в Валахии , в семье крестьян.
Начальное образование он начал у священника деревенской церкви и продолжил обучение в грекоязычной школе. Чтобы продолжить свое образование, он сначала отправился в монастырь Кэлдарушани , а затем в монастырь Нямц , место, где Паисий Величковский заложил основу сильной исихастской монашеской жизни. Именно там в 1806 году он принял монашество и принял имя «Евфросин». В 1808 году он переехал в Бухарест. 28 марта 1809 года он был рукоположен в иеродиакона , а 21 января 1813 года пострижен во иеромонаха .
Исследования
[ редактировать ]С 1813 по 1816 год он учился у Константиноса Вардалахоса , известного профессора того времени, в грекоязычной Княжеской академии Бухареста . С 1816 по 1818 год Потека был преподавателем догматики в той же академии, которой тогда руководил Неофитос Дукас . В 1818 году, когда Вениамин Лесвиос был директором грекоязычной академии, Георге Лазэр начал читать лекции на румынском языке в монастыре Святого Саввы, основав таким образом румыноязычную академию. Евфросин Потека стал профессором географии в этой академии между 1818 и 1820 годами.
Еуфросин Потека был одним из четырех студентов, отправленных Эфорией (офисом) школ за границу для обучения в западных университетах, поскольку в национальных школах ощущалась потребность в румыноязычных профессорах. Между 1820 и 1823 годами он учился в Пизанском университете (итальянский, латынь, философия, теология, история, политика, литература, экспериментальная химия), а между 1823 и 1825 годами учился в Парижском университете .
Профессорство
[ редактировать ]Вернувшись в Валахию в октябре 1825 года, он был назначен профессором философии Академии Святого Саввы , где преподавал до 1828 года, когда Бухарест был оккупирован русской армией. В 1828–1829 годах он отправился в Буду , где напечатал свой перевод Иоганна Готлиба Хайнекциуса работы Elementa Philosophiae Rationalis et Moralis (1726), справочника по истории философии, логики и этики. В Университете Пешта он ассистировал на лекциях Яноша Имре , философа-эклектика, который пропагандировал «критико-рациональный синтетизм», философию, которая сделала метафизику возможной против Канта, утверждая, что большинство метафизических суждений являются «аналитическими априори », суждения незатронутыми. кантовской критикой метафизики.
В 1830 году Потека был вынужден уйти в отставку генералом Киселевым под предлогом того, что он слишком стар. Фактически, Потека в своих выступлениях откровенно заявлял, что рабство должно быть отменено, поскольку оно противоречит как христианской религии, так и естественному праву. Для Потека учения Иисуса Христа были идентичны учениям природы, и их можно было синтезировать в Золотом правиле ; или наличие рабов противоречит этому моральному принципу. Валахские бояре были против его мнения и решили устранить Потеку, если он продолжит; митрополит не одобрял Потека, потому что возмущался постом, теологией смерти и даже безбрачием. Это были истинные причины, по которым Потека был изгнан в монастырь Гура Мотрулуй в Олтении .
Более поздние дни
[ редактировать ]Начиная с 1832 года, в этом монастыре провел жизнь Евфросин Потека, будучи его игуменом . Там он продолжал свою культурную деятельность, переводя и публикуя произведения западных авторов. У него были отношения с женой местного священника (православные священники могут жениться, они не обязаны хранить целомудрие), от которых родился сын Раду Попеску. Его сын, личность которого не разглашается, работал его личным секретарем. Другой сын, Константин Рэдулеску-Мотру , был важным румынским философом. Евфросин Потека скончался в этом монастыре, где и похоронен, 10 декабря 1858 года.
Избранная библиография
[ редактировать ]Оригинальные работы
[ редактировать ]- Панегирические и моральные беседы , Бухарест, 1826 г.
- «Размышление о совершенствовании православного духовенства» (1838), в Noua Revistă Română , т. 3, 1901, вып. 26, стр. 99–102.
- Справочник религиозного и нравственного катехизиса, содержащий догмы и таинства нашей Церкви , Бузэу, 1839 г.
- «История монастырей или правящих князей Валахии, особенно религиозные вопросы, в хронологическом порядке, от воеводы Раду Негру до наших дней» (1846), в Г. Дем. Теодореску, Еуфросин Потека Мотренул , Бухарест, Типография Гутенберга, Йозеф Гёбль, 1899 г.
- «Маленький катехизис, содержащий догматы и тайны Церкви Востока, для образования детей» , опубликованный Константином Рэдулеску-Мотру, Бухарест, 1940 г.
- Проповеди и речи , вступительное исследование и заметки архим. Ваниамин Микле, Типография монастыря Бистрица, 1993 г.
- Автобиографические записки , редакция А. Мичидуцэ, Крайова, Айус, 2005 г.
Переводы и адаптации
[ редактировать ]- Пролегомены к познанию Бога путем исследования существующего , перевод из произведения Димитриоса Дарвариса , Буда , 1818 г.
- «Элементы метафизики» (1826 г.), в значительной степени основанные на Франческо Соаве ( « Учреждениях метафизики» издание в Пизе , 1814 г.), в Biserica Orientală Romană , XCIX, 1981, № 5-6, стр. 675–689
- «Философия дискурса и морали, или Элементарная логика и этика, предваряемая историей философии», перевод Хейнекциуса « Elements Philosophiae Rationalis et Moralis» (1726), дополненный несколькими оригинальными текстами Потека, Буда , 1829; второе издание 2006 г., Крайова, Айус, критическое издание, вводное исследование и примечания А. Мичидуцэ (это издание дополнено письмами, документами, речами и другими текстами Потека, не вошедшими в первое издание).
- Привычки израильтян и христиан , перевод Клода Флёри Israelites » «Les moeurs des (1681 г.) и «Les moeurs des Chrétiens» (1682 г.), Бухарест, 1845 г.
- Маленький пост, или Избранные проповеди , перевод Жана-Батиста Массильона » «Petit Carême (1718 г.), Бухарест, 1846 г.
- «Рассуждение о всеобщей истории» , перевод « Боссюэ Рассуждения о всеобщей истории» (1681 г.), Бухарест, 1855 г.