Рабство в Афганистане
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
![]() |
Рабство в Афганистане присутствовало в постклассической истории Афганистана , продолжалось в средние века и сохранялось до 1920-х годов.
Происхождение порабощенных людей в Афганистане менялось в разные периоды, и рабы в Афганистане никогда не имели какой-либо определенной этнической принадлежности. Рабство было официально отменено в 1923 году.
История
[ редактировать ]До Империи Дуррани (1747–1823 гг.) Афганистан часто принадлежал другим более крупным государствам, в первую очередь Персии. Таким образом, история Афганистана представляет собой историю рабства в более крупных государствах.
Работорговля
[ редактировать ]После исламского завоевания Персии регионы Персии и Афганистана, которые не обратились в ислам, считались регионами неверных, и в результате они считались законными целями набегов рабов, которые совершались из регионов, население которых обратилось в ислам: Например, Дайлам на северо-западе Ирана и горный район Шур в центральном Афганистане подвергались набегам рабов, совершавшимся из мусульманских регионов. [1]
Порабощение военнопленных считалось законным; во время афганской оккупации Персии (1722–1730), например, тысячи людей были порабощены, а белуджи совершали регулярные вторжения в Юго-Восточный Иран с целью захвата людей и превращения их в рабов. [2] Работорговля в Афганистане была особенно активной на северо-западе, где ежегодно продавалось от 400 до 500 рабов. [2]
Согласно отчету об экспедиции в Афганистан, опубликованному в Лондоне в 1871 году: [3]
Страна в целом между Каубулом ( Кабулом ) и Оксом , по-видимому, находится в состоянии крайнего беззакония; рабство распространено так же широко, как и прежде, и распространяется через Хазару , Бадахшан , Вахан , Сирикул , Кунджут ( Хунза ) и т. д. Раб, если сильный человек хорошо переносит работу, в Верхнем Бадахшане считается таким же ценным, как одна из больших собак страны или лошадь, и составляет примерно 80 рупий. рабыня оценивается от четырех лошадей и более, в зависимости от ее внешности и т. д.; мужчин, однако, почти всегда обменивают на собак. Когда я был в Малом Тибете ( Ладакхе вернувшийся раб, служивший в кашмирской ), в моем лагере укрылся армии; он сказал, что с ним обращались достаточно хорошо в отношении еды и т. д., но он никогда не мог смириться с тем, что его обменяли на собаку, и постоянно твердил на эту тему, поскольку человек, который его продал, очевидно, считал, что собака - лучшее животное из двух. В Нижнем Бадахшане и более отдаленных местах цены на рабов значительно повышены, и оплата производится монетами.
В ответ на восстание хазарейцев 1892 года афганский эмир Абдур Рахман-хан объявил « джихад » шиитам. Его большая армия разгромила восстание в его центре, в Орузгане , к 1892 году, а местное население подвергалось резне. По словам С.А. Мусави, «тысячи хазарейских мужчин, женщин и детей были проданы в рабство на рынках Кабула и Кандагара, а из побежденных повстанцев были изготовлены многочисленные башни из человеческих голов в качестве предупреждения другим, которые могли бросить вызов власти Амир». [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
В Южном Иране бедные родители продавали своих детей в рабство, и уже примерно в 1900 году вожди Южного Ирана проводили набеги на рабов. [2]
Невольничий рынок
[ редактировать ]Рынки для пленников из Южного Ирана часто находились в Аравии и Афганистане; «Большинство рабынь, нанятых прислугой в дворянских домах Кандагара, были привезены из окраин Гайна». [2]
Большинство рабов использовались в качестве сельскохозяйственных рабочих, домашних рабов и сексуальных рабов, в то время как другие рабы занимали административные должности. [11] Рабы в Афганистане обладали некоторой социальной мобильностью, особенно те рабы, которые принадлежали правительству. Рабство было более распространено в городах и поселках, потому что некоторые афганские племенные общины неохотно занимались работорговлей; Согласно некоторым источникам, децентрализованный характер афганских племен вынудил более урбанизированные районы импортировать рабов, чтобы восполнить нехватку рабочей силы. Большинство рабов в Афганистане были импортированы из Персии и Средней Азии. [11]
Британский врач Джон Альфред Грей, личный врач Амира Абдула Рехмана Хана, описал: [12]
В последнее время в Кабуле было обычным явлением видеть банду хазарейских женщин с открытыми лицами и в грязных, оборванных и грязных платьях, которую провожала по городу небольшая охрана солдат с примкнутыми штыками. По мере развития войны их становилось настолько много, что Его Высочество часто награждал верного слугу или офицера, даря ему одного или нескольких в качестве дополнения к своему гарему.
Еще в начале 20 века некоторые группы хазарейцев все еще жили в рабстве и продавались на невольничьем рынке Кабула. [13] [14] [15] [16] [6] [9] [10]
королевский гарем
[ редактировать ]Правители Афганистана обычно имели гарем из четырех официальных жен, а также большое количество неофициальных жен ради племенной брачной дипломатии. [17] помимо порабощенных женщин гарема, известных как каниз («рабыня» [18] ) и сурати или суррият («госпожа» или наложница) [18] ), охраняемый гулам бача ( евнухами ). [6]
Правители Афганистана обычно имели гарем из четырех официальных жен, а также большое количество неофициальных жен ради племенной брачной дипломатии. [17]
Кроме того, у них были порабощенные женщины из гарема, известные как каниз («рабыня» [19] ) и сурати или суррият («госпожа» [19] ), охраняемый гулам бача ( евнухами ). [6] Известно, что Хабибулла Хан (годы правления 1901–1919) имел по меньшей мере 44 жены и сотни рабынь (в основном хазарейцев ) в своем гареме во дворце Гарем Сара. Женщины королевского гарема одевались по западной моде еще во времена правления Хабибуллы-хана, но за пределами огороженной территории королевского дворца не показывались иначе, как полностью укрытыми.
Королевский гарем был впервые упразднен королем Амануллой Ханом , который в 1923 году освободил всех рабов королевского гарема, а также призвал свою жену, королеву Сорайю Тарзи , и других женщин королевской семьи раскрыть и вести общественную жизнь. [20] Хотя королевские женщины вернулись в пурду королевского комплекса после свержения Амануллы в 1929 году, он был распущен с окончательным открытием королевских женщин в 1959 году.
Отмена
[ редактировать ]Когда Аманулла Хан запретил рабство в 1920-х годах, [13] многие рабы на момент отмены рабства были хазарейцами. [14] [15] [16] [7] [8] [9] [10]
К моменту официальной отмены рабства в 1923 году в Кабуле насчитывалось около 700 порабощенных людей, которых называли нищими или внушенными рабочими. [6] Рабов младше двенадцати лет продавали по цене 50 рупий, а рабов старше двенадцати лет - 30 рупий; у большинства богатых семей было по крайней мере один или два раба, и их было принято обменивать в качестве подарков. [6] Рабов-мужчин часто называли гуламами , а женщин - канизами (домашними служанками) или сурриятами (имея в виду наложниц). [18]
Аманулла Хан запретил рабство в Афганистане Конституцией 1923 года. [21] но эта практика продолжалась неофициально еще много лет. [22] Шведка Аврора Нильссон , жившая в Кабуле в 1926–1927 годах, в своих мемуарах описала возникновение рабства в Кабуле: [23] а также о том, как немка, вдова афридица по имени Абдулла Хан, бежавшая в город с детьми от преемника покойного мужа, была продана на публичном аукционе и получила свободу, будучи куплена немецкой дипломатической миссией за 7000 марок. [23]
Современное рабство
[ редактировать ]В Афганистане одним из злодеяний, совершенных талибами, было порабощение афганских женщин для использования в качестве наложниц. [24] [25] В 1998 году очевидцы в Мазари-Шарифе сообщили, что боевики Талибана похитили сотни девочек-шиитов. [26] Один источник предполагает, что в этом участвовало до 400 афганских женщин. [27]
См. также
[ редактировать ]- Работорговля в Бухаре
- Хивинская работорговля
- Рабство в Иране
- История рабства в мусульманском мире
- История сожительства в мусульманском мире
- Рабство в Саудовской Аравии
- Рабство в Омане
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «БАРДА и БАРДА-ДАРИ III. В исламский период до монгольского нашествия » Энциклопедия Ираника 15 декабря , Получено 1 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «БАРДА и БАРДА-ДАРИ iv. От монголов к отмене рабства» . Энциклопедия Ираника . 15 декабря 1988 года . Проверено 12 октября 2022 г.
- ^ Монтгомери, ТГ (1871 г.). «Отчет об исследовании «Мирз» от Каубула до Кашгара» . Журнал Лондонского королевского географического общества . 41 : 132–193. дои : 10.2307/3698058 . ISSN 0266-6235 . JSTOR 3698058 .
- ^ История Афганистана Сирадж Аль Таварих Файза Мухаммеда Катиба Хазары, автор: Р.Д. Макчесни, М.М. Хоррами (пер., анн.)
- ^ Эмека Анвуна (Принцесса): Мировая история рабства
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эмади, Хафизулла (2002). Репрессии, сопротивление и женщины в Афганистане . Прегер. ISBN 0-275-97671-8 . OCLC 928478390 .
- ^ Jump up to: а б Хафизулла Эмади: Репрессии, сопротивление и женщины в Афганистане , стр. 60.
- ^ Jump up to: а б Ширин Бурки: Политика государственного вмешательства: гендерная политика в Пакистане, Афганистане… , стр. 102
- ^ Jump up to: а б с Ниаматулла Ибрагими: Хазарейцы и афганское государство: восстание, изоляция и борьба за ... , стр. 90
- ^ Jump up to: а б с Рагхав Шарма: Нация, этническая принадлежность и конфликт в Афганистане: политический ислам и ... , стр. 80-81.
- ^ Jump up to: а б Хопкинс, Б.Д. (2008). «Раса, секс и рабство: «принудительный труд» в Центральной Азии и Афганистане в начале 19 века» . Современные азиатские исследования . 42 (4): 629–671. дои : 10.1017/S0026749X0600271X . ISSN 0026-749X . JSTOR 20488036 . S2CID 145068664 .
- ^ Грей, Дж. А. (1895). При дворе эмира: Повествование. Storbritannien: Ричард Бентли и сын.
- ^ Jump up to: а б Жиль Дорронсоро: Бесконечная революция: Афганистан, с 1979 года по настоящее время с. 45-46
- ^ Jump up to: а б М. Назиф Шахрани: Современный Афганистан: последствия 40-летней войны
- ^ Jump up to: а б Ребекка Ста: Читая Халеда Хоссейни , стр. 75
- ^ Jump up to: а б С.А. Мусави: Хазарейцы Афганистана
- ^ Jump up to: а б Исмати, Масома (1987), Положение и роль афганских женщин в афганском обществе с конца 18 по 19 век; Кабул
- ^ Jump up to: а б с Катиб Хазара, Файз Мухаммад (2013–2016). История Афганистана: Сирадж ат-таварих Файза Мухаммада Катиба Хазары . Брилл. ISBN 978-90-04-23492-5 . OCLC 810773180 .
- ^ Jump up to: а б История Афганистана. Сирадж аль-Таварих Файза Мухаммеда Катиба Хазары. Авторы: Р. Д. Макчесни, М. М. Хоррами (пер., анн.)
- ^ Тимоти Нунан: Гуманитарное вторжение: глобальное развитие в Афганистане времен холодной войны
- ^ «Конституция Афганистана: 1923 год» . www.afghangovernment.com . Проверено 4 декабря 2011 г.
- ^ «История Афганистана: запуск воздушных змеев, запуск воздушных змеев и запрет на использование воздушных змеев. Мир Хекматулла Садат» . Афганский журнал.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 года . Проверено 4 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Рора Асим Хан (Аврора Нильссон): Андерс Форсберг и Питер Хюкстрём: Побег из гарема , Никопия, Стокгольм 1998. ISBN 91-86936-01-8 .
- ^ Али 2015a , с. 53–54.
- ^ Клаус, Diamond & Mills 2003 , стр. 7.
- ^ Навесы 2016 , с. 168.
- ^ Рашид 2010 , стр. 75–.
- Али, Кесия (21 декабря 2015a). Сексуальная этика и ислам: феминистские размышления о Коране, хадисах и юриспруденции . Публикации Oneworld. ISBN 978-1-78074-853-5 .
- Клаус, Питер Дж.; Даймонд, Сара; Миллс, Маргарет Энн (2003). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия: Афганистан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-93919-5 .
- Ноджуми, Н. (30 апреля 2016 г.). Подъем Талибана в Афганистане: массовая мобилизация, гражданская война и будущее региона . Пэлгрейв Макмиллан США. ISBN 978-0-312-29910-1 .
- Рашид, Ахмед (2010). Талибан . Издательство Йельского университета. стр. 75–. ISBN 978-0-300-16484-8 .