Рабство в Корее
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Рабство в Корее существовало в различных формах: от его зарождения в древности более 2000 лет назад до его постепенной отмены в конце периода Чосон, начиная с 18 века и достигая кульминации в 1894 году.
Природа системы ноби широко обсуждается: учёные сходятся во мнении, что она представляла собой форму крепостного права, по крайней мере, до периода Корё (ок. 918–1392 гг.), но не согласны с тем, представляла ли она собой рабство, крепостное право или и то, и другое в период Чосон (1392–1392 гг.). 1897). На корейский «раб» переводится как «нойэ», которые представляли собой класс людей, не имевших юридических прав, в отличие от «ноби», которые имели право на частную собственность, прожиточный минимум и были связаны договорными обязательствами в виде долгов. [1] Династия Чосон представляла собой стратифицированное общество, главным образом управляемое классом янбан , в котором богатство измерялось владением землей и ноби . [2] В этот период ноби большинства «нерезидентных» групп владели землей, [3] а у некоторых даже были контракты ноби , [4] тем самым усложняя определение «рабства», поскольку рабы в международном контексте обычно не имели таких юридических прав.
Рабство не было широко распространено в периоды Троецарствия и Объединенной Силлы . [5] До периода Чосон рабы/крепостные составляли не более 10 процентов населения. [6] Система ноби была основным институтом в период Чосон и важной частью экономики. Система ноби достигла своего пика между 15 и 17 веками, а затем пришла в упадок в 18 и 19 веках. [7] составляли В период с 15 по 17 века ноби не менее 30 процентов населения. [8] Гораздо более многочисленны они были в южной половине страны, где их численность, возможно, достигала 40 процентов, и гораздо менее многочисленны в северной половине страны, где их статус не передавался по наследству. [9] Население ноби было значительным в столице Сеуле, где 1729 из 2374 человек, или 73 процента, были зарегистрированы как ноби в ходжоке с 1663 года. [10] [11] Термин меосеум , или «наемный слуга», использовался вместо термина ноби в северной половине страны. [12] Династия Чосон подорвала систему ноби в 1731, 1744, 1783 и 1801 годах. [13] К 1858 году популяция ноби сократилась до 1,5%. [4] Система ноби была официально отменена в 1894 году, но ее остатки сохранялись до середины 20 века. [14]
В современной Южной Корее рабство, или, в более широком смысле, торговля людьми , по состоянию на 2018 год существует около 99 000 рабов (около 0,195% населения) , является незаконным, хотя, согласно оценкам Глобального индекса рабства . [15] В Северной Корее рабство до сих пор практикуется режимом страны. [16] [17] [18] Согласно Глобальному индексу рабства , по состоянию на 2018 год около 10,4% населения Северной Кореи фактически порабощено. [19]
Терминология
[ редактировать ]Термин ноби часто переводится на английский как «раб», «крепостной» или «слуга». [20] Однако ведутся споры о том, какой перевод является наиболее подходящим, учитывая исторические факты и поскольку существующие английские слова наполнены западными коннотациями, которые имеют значение для сравнительной истории. [21] Похоже, что большинство учёных вообще предпочитают не переводить, а просто используют термин «ноби» . [21] [22] [23] [ неправильный синтез? ] По словам Кичунг Кима: «Среди корейских исследователей ноби до сих пор нет единого мнения относительно английского слова, наиболее эквивалентного корейскому слову ноби ». [24]
История
[ редактировать ]Рабство в Корее существовало еще до периода Троецарствия Кореи , примерно 2000 лет назад. [25] Самым ранним свидетельством о рабстве в Корее являются « Восемь запретов , Старого Чосона» записанные в «Хрониках Трех Королевств» . [26] Рабство или крепостное право описывалось как «очень важное в средневековой Корее, вероятно, более важное, чем в любой другой стране Восточной Азии , но к 16 веку рост населения сделал [это] ненужным». [27] Важно отметить, что корейское рабство было бы более эквивалентно европейскому крепостному праву, за исключением того, что корейские рабы или «ноби» технически имели больше юридических прав, чем европейские крепостные. По словам ученого-корееведа Марка А. Петерсона из Университета Бригама Янга , в Корее существует самая длинная непрерывная цепь кабального рабства среди всех обществ в истории (охватывающая около 1500 лет), отчасти из-за того, что социальная структура была одной из Самый стабильный в мировой истории с единым государством, существовавшим со времен Силлы до Чосон. [28] [29] который он приписывает долгой истории мирных преобразований и стабильного общества в Корее. [30] Петерсон называет это «доказательством того, что история Кореи была на удивление мирной и стабильной до 20 века». [30]
Рабство полностью развилось в период Трех Королевств Кореи. [25] Институт рабства, вероятно, ослабел, когда Силла объединила Корейский полуостров. [25] Рабы были массово освобождены в 956 году династией Корё. [25] Кванджон из Корё провозгласил Закон о рабстве и земле , закон, который «лишал дворян большую часть их рабочей силы в виде рабов и очищал старую знать, достойных подданных и их потомков, а также военные родословные в больших количествах». [31] Сведения о рабстве в средний период Корё отсутствуют. [25] И Ый-мин был рабом, ставшим самым могущественным человеком в Корее. [32] Рабство усилилось, и в конце династии Корё произошло множество восстаний рабов. [25]
Ранний период Чосон
[ редактировать ]Сорт | хангыль | Ханджа | Статус |
---|---|---|---|
Янбан | дворянин | Две смены | дворянский класс |
Юнга | в ходе выполнения | посредник | промежуточный класс |
Санмин | Санмин | обычные люди | простые люди |
Чхонмин | человек скромного происхождения | неприкасаемый | люди низкого происхождения ( ноби , пэкчон , мудан , кисэн и др.) |
Рабы были освобождены в больших масштабах в начале династии Чосон. [25] В период Чосон представители класса рабов были известны как ноби . Ноби социально не отличались от свободных людей (то есть среднего и простого класса), кроме правящего класса янбан , и некоторые из них обладали правами собственности, юридическими лицами и гражданскими правами. [33] Поэтому некоторые ученые утверждают, что называть их «рабами» неуместно. [33] в то время как некоторые ученые описывают их как крепостных . [1] [34] Корейское слово, обозначающее раба в западном понимании, — нойе , а не ноби . [34] Некоторые ноби владели собственными ноби. [4] По словам Бок Рэ Кима: «Подводя итог, на экономическом, судебном и социокультурном уровнях очевидно, что ноби эпохи [Чосон] не были « социально мертвыми » и что система ноби находилась в своем зените между пятнадцатым веком а семнадцатый век можно определить как «крепостное право, возникшее в условиях рабства». [35]
Домашние ноби служили личными слугами и домашней прислугой, и большинство из них получали ежемесячную зарплату, которая могла быть дополнена заработками, полученными в нерабочее время. [36] [37] Приезжие ноби проживали на расстоянии и мало чем отличались от фермеров-арендаторов или простолюдинов. [36] Они были официально зарегистрированы как независимые семейные единицы и владели собственными домами, семьями, землей и состоянием. [38] Приезжих ноби было гораздо больше, чем домашних ноби. [37] В системе чаккэ ноби выделялись два участка сельскохозяйственной земли, при этом продукция с первой земли выплачивалась хозяину, а продукция со второй земли оставлялась ноби для потребления или продажи. Чтобы обрести свободу, ноби могли купить ее, заработать военной службой или получить в качестве услуги от правительства. [36] Численность ноби могла колебаться примерно до одной трети населения, но в среднем ноби составляли около 10% от общей численности населения. [25]
Считалось, что иерархические отношения между мастером янбан и ноби эквивалентны конфуцианским иерархическим отношениям между правителем и подданным или отцом и сыном. [39] Ноби считались продолжением тела хозяина, и развивалась идеология, основанная на покровительстве и взаимных обязательствах. В « Анналах короля Тэджона» говорится: «Ноби — такой же человек, как и мы, поэтому разумно относиться к нему щедро» и «В нашей стране мы любим наших ноби как часть нашего тела». [40]
В 1426 году Седжон Великий издал закон, предоставлявший государственным женщинам ноби 100-дневный отпуск по беременности и родам после родов, который в 1430 году был продлен на один месяц перед родами. В 1434 году Седжон также предоставил мужьям 30-дневный отпуск по уходу за ребенком. [41]
Работорговля в Японии и Португалии
[ редактировать ]в 1592–1598 годах Во время японского вторжения в Корею корейские рабы были вывезены из Кореи в Японию, причем первая партия была доставлена в октябре 1592 года. [42] Тема роли Японии в корейском рабстве вызывает споры: учёных как Японии, так и Кореи обвиняют в намеренном завышении или недооценке количества рабов. [43] Таким образом, само число является неопределенным: цифры варьируются от десятков тысяч до более 100 000. [44] 100 000 человек составляли около 1% от общей численности населения Кореи в то время. [45]
Однако захват рабов осуществлялся не только Японией; Португальские невольничьи корабли вывозили рабов из Кореи. [45] в торговле также участвовали корейские перебежчики и простолюдины. [46] Японский город Нагасаки стал центром корейского рабства. [47] Там стало такое изобилие корейских рабов, что цены на рабов резко упали. [42] Правовой статус этих рабов отличался от статуса до Имиджинской войны; японские похитители часто лишали их каких-либо законных прав. [48] В период с 1592 по 1597 год португальцам продавалось от одной до двух тысяч корейских рабов в год. [49]
Корея отправила в Японию пять дипломатических миссий ( Чосон Тонгсинса ), в ходе которых они просили вернуть рабов. Эти миссии произошли в 1607, 1616, 1624, 1636 и 1643 годах. [50] Некоторое количество рабов несколько раз возвращалось или сбегало, при этом в « Истинных записях династии Чосон» зафиксированы следующие цифры: [51]
Год | # репатриированных рабов |
---|---|
1600 | 481 |
1601 | 251 |
1602 | 229 |
1603 | 199 |
1605 | 4390 |
1606 | 120 |
1607 | 1240 |
1608 | 6 |
1613 | 1 |
1617 | 346 |
1625 | 146 |
1630 | 9 |
1643 | 14 |
Некоторые рабы застряли в Японии, например, знаменитый корейский самурай Вакита Наоката (Ким Ё-чоль). [52] Большинство из них работали фермерами, а некоторые — ремесленниками у японских мастеров. [53] Женщины пользовались большим спросом, и их заставляли работать в публичных домах . [54] В некоторых редких случаях корейские рабы работали переводчиками, а в Хирадо засвидетельствован этнический корейский переводчик английского языка по имени «Мигель» . [55] Есть записи о тысячах крещений, совершенных над ними португальцами. [56] некоторые продолжают обращать других корейских рабов. Некоторые из них были причислены к лику святых в 17 веке ( «205 мучеников Японии »). [57]
Некоторые рабы были отправлены в другие места, в том числе в португальский Макао . [42] Соответственно, есть запись о рабе Мигеле Карвалью , который родился у матери-корейки в Макао в 1593 году. Возможно, он был первым или одним из первых корейцев Макао. [42] образовалась община из нескольких тысяч корейских рабов Около церкви Святого Павла . [58] Других рабов отправили в Манилу на Испанских Филиппинах . [59] хоть один в Гоа , [60] Антониу Кореа был отправлен во Флоренцию и Рим , [59] и, вероятно, один на остров Амбон , где он был убит во время резни в Амбойне в 1623 году . [61] Известно, что корейских принудительных проституток покупали и отправляли за границу. [62] Пик закупок корейских рабов португальцами пришелся на 1598 год, поскольку их цена была очень низкой. Их поместили в тесные корабли, многие умерли от голода. [63]
Международная торговля корейскими рабами пришла в упадок вскоре после окончания японского вторжения из-за ряда факторов. Правительство Нагасаки протестовало против рабства и вывоза людей из Японии в целом, а католическая церковь начала отлучать от церкви людей, торговавших рабами в Японии. 26 января 1607 года королю Филиппу II наконец удалось заставить Гоа соблюдать ограничения на работорговлю. Примерно в это же время международный поток рабов из Японии практически прекратился, хотя рабский труд продолжал использоваться. [64]
Поздний период Чосон и упадок
[ редактировать ]Система ноби пришла в упадок в 18 и 19 веках. [65] С самого начала династии Чосон и особенно начиная с 17 века среди выдающихся мыслителей Кореи существовала резкая критика системы ноби. Даже внутри правительства Чосон были признаки изменения отношения к ноби. [66] Король Ёнджо проводил политику постепенного освобождения в 1775 году. [27] и он и его преемник король Чонджо внесли множество предложений и разработок, которые уменьшили бремя ноби, что привело к освобождению подавляющего большинства правительственных ноби в 1801 году. [66] Кроме того, рост населения, [27] многочисленные беглые рабы, [25] растущая коммерциализация сельского хозяйства и рост независимого класса мелких фермеров способствовали снижению численности ноби примерно до 1,5% от общей численности населения к 1858 году. [67] Система наследственной ноби была официально отменена примерно в 1886 и 1887 годах. [25] [4] а остальная часть системы ноби была отменена реформой Габо 1894 года. [25] [68] Однако система ноби сохранялась в некоторых частях страны в течение японского периода с 1910 по 1945 год до Корейской войны 1950 года. [69]
Современное рабство
[ редактировать ]Во время японского правления Кореей во время Второй мировой войны некоторые корейцы использовались японцами на принудительных работах в условиях, которые можно было сравнить с рабством. [25] [70] В их число входили женщины, которых Императорская японская армия принуждала к сексуальному рабству до и во время Второй мировой войны, известные как « женщины для утешения ». [25] [70]
Северная Корея
[ редактировать ]Северная Корея, насчитывающая 1 100 000 человек в современном рабстве (посредством принудительного труда), занимает первое место в мире по проценту населения, находящегося в современном рабстве: согласно организацией Walk Free Foundation за 2018 год, составленному Глобальному индексу рабства , 10,4 процента находятся в рабстве . [19] [71] Северная Корея — единственная страна в мире, которая не ввела явную уголовную ответственность за любую форму современного рабства. [72] В докладе Организации Объединенных Наций рабство было названо одним из преступлений против человечности, совершаемых в Северной Корее. [17] Доходы, полученные от рабского труда Северной Кореи, также направляются на финансирование и развитие программы создания ядерного оружия в стране. [73] [ нужен лучший источник ]
Южная Корея
[ редактировать ]В сообщениях СМИ за 2015 год жестокое обращение и эксплуатация людей с ограниченными возможностями на сельских островных соляных фермах в округе Синан были описаны как рабство. [74] [75]
По количеству людей, находящихся в современном рабстве , в абсолютных цифрах Южная Корея заняла 137-е место в Глобальном индексе рабства 2018 года , при этом, по оценкам, в рабстве находится около 99 000 человек. [76]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ким 2003 , стр. 155–156.
- ^ Ким 2003 , с. 155.
- ^ Ким 2003 , стр. 156–157.
- ^ Jump up to: а б с д Ким 2003 , с. 166.
- ^ Кай 2021 , стр. 295.
- ^ Кай 2021 , стр. 296–297.
- ^ Ким 2003 , стр. 159–160.
- ^ Ким, Сун Джу (2023), Паргас, Дамиан А.; Шил, Джулиана (ред.), «Рабство в Корее Чосон», Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории , Cham: Springer International Publishing, стр. 319–338, doi : 10.1007/978-3-031-13260-5_18 , ISBN 978-3-031-13260-5
- ^ Кай 2021 , стр. 302–303.
- ^ Но Джу Сок (21 декабря 2018 г.). «Феодальная система янбан Чосона, поддерживаемая рабами… 367 рабов с острова Тогье оставили после себя документы» . Сеул& (на корейском языке). Ханкёре .
- ^ Чо Сон Гван (23 марта 2018 г.). «Ли Ён Хун, бывший профессор Сеульского национального университета, который переосмыслил короля Седжона» . Еженедельный Чосон (на корейском языке). Chosun News Press.
- ^ Кай 2021 , стр. 303.
- ^ Ким 2003 , с. 165.
- ^ Ким 2004 , с. 60.
- ^ «Глобальный индекс рабства» . Идите бесплатно . Проверено 6 февраля 2024 г.
- ^ «Корея занимает 49-е место в глобальном индексе рабства» . Корейский вестник . 20 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «ООН раскрывает пытки, изнасилования и рабство в Северной Корее» . Таймс . 15 февраля 2014 г.
- ^ Смит, Никола (19 июля 2018 г.). «В Северной Корее проживает больше всего современных рабов в мире, говорится в докладе, поскольку нарушения прав человека обнажаются» . Телеграф . Архивировано из оригинала 19 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Карты | Глобальный индекс рабства» . www.walkfree.org . Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^ «Корейское рабство — The Korea Times» . 2023-12-26. Архивировано из оригинала 26 декабря 2023 г. Проверено 6 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ри и Ян 2010 .
- ^ Ким, К. (2003). Неуслышанные голоса: жизнь ноби в «Свамироке» О Хви-муна . Корееведение, 27 (1), 108–137. doi:10.1353/ks.2005.0009
- ^ Сын Б. Ге: Конфуцианские взгляды на эгалитарную мысль в традиционной Корее . Международный журнал корейской истории, Vol. 12 августа 2008 г.
- ^ Ким 2003a , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Родригес 1997 , стр. 392–393.
- ^ раб . Энциклопедия корейской культуры (на корейском языке). Академия корееведения . Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Мартин А. Кляйн (4 сентября 2014 г.). Исторический словарь рабства и отмены рабства . Издательство Rowman & Littlefield. п. 13. ISBN 978-0-8108-7528-9 .
- ^ Петерсон, Марк А.; Маргулис, Филипп (2010). Краткая история Кореи . Издательство информационной базы. п. 47. ИСБН 9781438127385 . Проверено 22 августа 2020 г.
Несмотря на монгольское вторжение в 13 веке и японцев в 16 веке, социальных потрясений никогда не было достаточно, чтобы свергнуть рабовладельческую систему. Скорее, наследственное рабовладение в течение нескольких династий стало частью самой длинной непрерывной цепи рабства в любой стране на Земле.
- ^ «Гарвардский корейский ученый говорит, что Корея — страна с мирной историей?! Мирная Корея — Введение» . Ютуб .
- ^ Jump up to: а б Петерсон, Марк А. (10 мая 2020 г.). «Корейское рабство» . «Корея Таймс» . Южная Корея. Архивировано из оригинала 22 августа 2020 г. Проверено 22 августа 2020 г.
И это первый ключ (хотя в моем списке он номер девять) того, что в Корее что-то происходит в отношении мирного перехода, стабильного общества, и так было на протяжении веков.
- ^ Брейкер, Ремко Э. (2010). Создание плюралистического общества в средневековой Корее, 918-1170: история, идеология и идентичность династии Корё . БРИЛЛ. п. 150. ИСБН 978-90-04-18325-4 .
- ^ Кай 2021 , стр. 299.
- ^ Jump up to: а б Ри и Ян 2010 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Пале, Джеймс Б. (1998). Взгляды на социальную историю Кореи . Институт современных корееведения Университета Ёнсей. п. 50. ISBN 9788971414415 . Проверено 15 февраля 2017 г. .
Еще одной целью его критики является утверждение о том, что рабы (ноби) в Корее, особенно во времена династии Чосон, были ближе к крепостным (нонгно), чем к настоящим рабам (нойэ) в Европе и Америке, наслаждаясь большей свободой и независимостью, чем обычно имел бы раб. быть разрешено.
- ^ Ким 2003 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б с Сет, Майкл Дж. (16 октября 2010 г.). История Кореи: от древности до наших дней . Издательство Rowman & Littlefield. п. 168. ИСБН 9780742567177 . Проверено 16 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Ким 2003 , с. 157.
- ^ Ким 2003 , стр. 157–158.
- ^ Ким, Ёнмин; Петтид, Майкл Дж. (ноябрь 2011 г.). Женщины и конфуцианство в Корее Чосон: новые перспективы . СУНИ Пресс. п. 140. ИСБН 9781438437774 . Проверено 16 февраля 2017 г.
- ^ Ким 2003 , с. 158.
- ^ Йи, Пэ Ён (2008). Женщины в истории Кореи Женщины в истории Кореи . Издательство женского университета Ихва. п. 267. ИСБН 9788973007721 . Проверено 18 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Де Соуза 2019 , с. 92.
- ^ Де Соуза 2019 , с. 93.
- ^ Де Соуза 2019 , стр. 93–94.
- ^ Jump up to: а б Сон, Хочхоль (19 ноября 2019 г.). «Думая о корейских рабах, привезенных в Португалию» . Прессиан (на корейском языке) . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ Де Соуза 2019 , стр. 92–93.
- ^ Де Соуза 2019 , с. 110.
- ^ Де Соуза 2019 , стр. 288–289.
- ^ Де Соуза 2019 , стр. 541–542.
- ^ Де Соуза 2019 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Де Соуза 2019 , с. 178.
- ^ Де Соуза 2019 , с. 105.
- ^ Де Соуза 2019 , стр. 104–105.
- ^ Де Соуза 2019 , стр. 111–112.
- ^ Де Соуза 2019 , с. 106.
- ^ Де Соуза 2019 , стр. 106–107.
- ^ Де Соуза 2019 , с. 122.
- ^ Де Соуза 2019 , стр. 127–128.
- ^ Jump up to: а б Де Соуза 2019 , стр. 128–129.
- ^ Де Соуза 2019 , с. 144.
- ^ Де Соуза 2019 , стр. 130–131.
- ^ Де Соуза 2019 , с. 112.
- ^ Де Соуза 2019 , стр. 114–115.
- ^ Де Соуза 2019 , стр. 180–181.
- ^ Ким 2003 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б Ким, Ёнмин; Петтид, Майкл Дж. (ноябрь 2011 г.). Женщины и конфуцианство в Корее Чосон: новые перспективы . СУНИ Пресс. стр. 140–141. ISBN 9781438437774 . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ Ким 2003 , стр. 165–166.
- ^ История Кореи: открытие ее особенностей и развития . Холлим. 1 января 2004 г. с. 14. ISBN 978-1-56591-177-2 .
- ^ Ким 2004 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Хелен Тирни (1 января 1999 г.). Энциклопедия женских исследований . Издательская группа Гринвуд. п. 277. ИСБН 978-0-313-31071-3 .
- ^ "Северная Корея" . www.walkfree.org . Фонд Walk Free. 2023 . Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^ «Азиатско-Тихоокеанский регион» . Глобальный индекс рабства 2016 . Фонд Миндеру. 2016. Архивировано из оригинала 28 сентября 2017 г. Проверено 12 октября 2016 г.
- ^ Ким, Джозеф (16 августа 2020 г.). «Почему ужасы, которые я видел в северокорейском лагере для военнопленных, имеют значение для Америки» . «Утренние новости Далласа» . Техас . Проверено 17 августа 2020 г. .
«[R]доходы от рабско-трудовых лагерей финансируют ядерную программу Ким Чен Ына».
- ^ «Бывший южнокорейский раб соли описывает «живой ад», который он пережил перед побегом» . Бизнес-инсайдер . 2 января 2015 г.
- ^ « Ад» для рабов на соляных фермах отдаленных островов Южной Кореи» . Новости CBS . 2 января 2015 г.
- ^ «Южная Корея» . www.walkfree.org . Фонд Walk Free . Проверено 10 ноября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Де Соуза, Лусио (21 января 2019 г.). Португальская работорговля в Японии раннего Нового времени: торговцы, иезуиты и японские, китайские и корейские рабы . Брилл. ISBN 978-90-04-38807-9 .
- Ким, Кичунг (2003a), «Неуслышанные голоса: жизнь ноби в О Хви-муна Свамироке », Корееведение , 27 (1), University of Hawai'i Press: 108–137, doi : 10.1353/ks.2005.0009 , S2CID 161283466
- Ким, Бок Рэ (август 2003 г.), « Ноби : корейская система рабства», «Рабство и отмена » , 24 (2), Тейлор и Фрэнсис : 155–168, дои : 10.1080/01440390308559162 , S2CID 144807099
- Ким, Бок-Рэ (август 2004 г.), «Корейское сопротивление ноби при династии Чосон (1392–1910)», Рабство и отмена рабства , 25 (2), Тейлор и Фрэнсис : 48–62, doi : 10.1080/0144039042000293036 , S2CID 144479998
- Кай, Сын Б. (2021), «Рабство в средневековой Корее», Перри, Крейг; Элтис, Дэвид; Энгерман, Стэнли Л.; Ричардсон, Дэвид (ред.), Кембриджская всемирная история рабства: Том 2: 500–1420 гг. Н.э. , Cambridge University Press, стр. 295–312, ISBN 978-0-521-84067-5
- Ри, Ён Хун; Ян, Донхю (январь 2010 г.), «Корейский ноби и американское черное рабство: сравнительное эссе», Millennial Asia , 1 (1): 5–39, doi : 10.1177/097639961000100102 , S2CID 143045976
- Родригес, Юниус П. (1997), Историческая энциклопедия мирового рабства , ABC-CLIO, ISBN 978-0-87436-885-7
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эллен Салем (1978). Рабство в средневековой Корее . Колумбийский университет. , кандидатская диссертация
- Эллен Дж. Ким (1991). Устойчивый институт: пример рабства в традиционной Корее . Гарвардский университет. , Диссертация AB
- Хаген Ку (1993). Государство и общество в современной Корее . Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-8106-6 .
- Пале, Джеймс Б. (1984). «Рабство и рабовладельческое общество в период Корё». Журнал корееведения . 5 (1): 173–190. дои : 10.1353/jks.1984.0006 . S2CID 144729639 .
- Ли Ин Чхоль (март 2003 г.). Роль рабов и рабского труда в древнем корейском обществе Раб и роль рабского труда в Древней Корее. Журнал древней истории Кореи (на корейском языке). 29 . Общество древней истории Кореи.
- Винтон, CC «Рабство и феодализм в Корее», Korean Repository, II (1895), стр. 366–372.