Социальная смерть
Социальная смерть — это состояние людей, которые не принимаются обществом как полноценные люди. Это относится к тому, когда с кем-то обращаются так, как будто он мертв или не существует. [1] Его используют такие социологи, как Орландо Паттерсон и Зигмунт Бауман , а также историки рабства и Холокоста для описания роли правительственной и социальной сегрегации в этом процессе. [2] [3] Социальная смерть определяется «тремя аспектами: утратой социальной идентичности, утратой социальных связей и потерями, связанными с распадом тела». [4]
Примеры социальной смерти:
- Расовая и гендерная изоляция, преследования, рабство и апартеид . [5] [6] [7]
- Правительства могут исключать отдельных лиц или группы из общества. Примеры: группы протестантских меньшинств в Европе раннего Нового времени ; остракизм в Древних Афинах ; далиты в Индии ; преступники; проститутки, преступники [8] [9]
- Институционализация и сегрегация лиц, страдающих психическими заболеваниями .
- Изменение личности человека. Это была главная тема эпохи Возрождения.
Рабство и социальная смерть
[ редактировать ]Главным сторонником взаимосвязи между социальной смертью и рабством является Орландо Паттерсон , который излагает свои выводы в своей книге 1982 года « Рабство и социальная смерть: сравнительное исследование» . Паттерсон впервые определяет рабство как «одну из наиболее крайних форм отношений господства, приближающуюся к пределам тотальной власти с точки зрения господина и полного бессилия с точки зрения раба». [10] Социальная смерть имела как внутренние, так и внешние последствия для порабощенных людей, меняя их взгляды на себя и то, как к ним относилось общество. Рабство и социальная смерть могут быть связаны во всех цивилизациях, где существовало рабство, включая Китай, Рим, Африку, Византию, Грецию, Европу и Америку. [11]
Начало социальной смерти происходит из первоначального процесса порабощения, которое, скорее всего, произойдет в результате захвата во время битвы. Пленника спасли от смерти и создали раба, хотя это была условная замена, поскольку смерть приостанавливалась только до тех пор, пока раб подчинялся своему бессилию. Это прощение от смерти было заменено социальной смертью, которая проявлялась как физически, так и психологически. [12]
Внешне рабы теряли свою идентичность из-за таких практик, как замена имен, клеймение, указывающее на их социальное положение, при наличии определенного дресс-кода, который еще больше устанавливал их как рабов для публики, кастрации и бритья голов. [13] Каждое из этих действий отчуждало рабов от их прежней идентичности и символизировало потерю ими свободы и власти, а также их полную зависимость от воли хозяина. Психологический процесс социальной смерти включал в себя эффект отвержения как члена общества и генеалогической изоляции из-за утраты наследия и права передать свое происхождение своим детям. [14] Фактически, все социальные связи считались незаконными, если они не были утверждены хозяином (однако он также упоминает, что «большаяряд работ продемонстрировали, что рабы как в древности, так и в современностивремена имели сильные социальные связи между собой», эти связи были «неформальными»). Порабощенным людям было отказано в независимой социальной структуре и даже не считалось полностью людьми, поскольку они рассматривались только как представители своего хозяина и не имели ни чести, ни власти. свои собственные. [15] Степень распространения этих практик определялась двумя способами социальной смерти: навязчивой и вытесняющей. В интрузивном режиме разрабатывались ритуалы включения внешнего врага в культуру в качестве раба. При экструзивном способе развивались традиции включения в статус рабов тех, кто «попал в рабство» изнутри общества. [16] Оба эти режима обеспечили процесс институционализации социально мертвых индивидов.
Власть играла важную роль в отношениях между рабом и хозяином, а насилие часто считалось необходимым компонентом рабства. Считалось, что раб не имеет никакой ценности. У них не было ни собственного имени, ни чести. Вместо этого их ценность и честь передавались мастеру и давали ему повышенный социальный статус среди сверстников. [17] Насилие в отношениях считалось необходимым из-за низкой мотивации порабощенных людей, а также было фактором социальной смерти и осуществления власти над рабами. Порка была не только методом наказания, но и сознательно выбранным символическим приемом, призванным напомнить рабам об их статусе. [18] Это физическое насилие имело и другие психологические последствия, постепенно создавая чувство самообвинения и признание полного контроля, которым обладал хозяин. Интервью с бывшими американскими рабами включали такие утверждения, как «рабы получают хозяев, которых они заслуживают» и «Я был так плох, что мне нужна была порка», демонстрируя оправдание того, что рабы не имели права ожидать доброты или сострадания из-за своего статуса в обществе и разрушительные психические последствия социальной смерти. [19]
Эти эффекты продемонстрировали ожидания поведения раба, пережившего социальную смерть. Личности, рассматриваемые как окончательные рабы, дворцовые евнухи из Византии и Китая, были, по сути, парадоксом. Этим рабам доверяли императоры, и они могли иметь чрезвычайное влияние. От них ожидалось, что они будут лояльными, храбрыми и послушными, однако общество по-прежнему считало их низкими и униженными, и общество их избегало. [20]
Хотя Орландо Паттерсон дает наиболее обширное исследование рабства и социальной смерти, его анализ критикуется несколькими критиками. Тем, кто рецензировал книгу, не понравился его отказ определить рабов как собственность, потому что под это определение могли подойти и другие группы, включая женщин и детей. [21] Паттерсон также не сравнивает обращение с рабами с другими социально маргинализированными группами, такими как проститутки, преступники и наемные слуги. [22] Третья критика, высказанная в адрес книги Паттерсона, связана с отсутствием первоисточников. Комментаторы отметили, что аргумент в книге «Рабство и социальная смерть» был бы намного сильнее, если бы Паттерсон использовал свидетельства порабощенных людей об их взглядах и значениях чести, господства и сообщества. [23]
Другие определения
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
В контексте здоровья может произойти социальная смерть, когда у больного человека больше нет сознания, чтобы общаться с другими. [24] [25] Социальная смерть наступает во время прогрессирования болезни Альцгеймера и у пациентов, находящихся в бессознательном состоянии посредством паллиативной седации (вид ухода в конце жизни ), чтобы уменьшить боль перед неминуемой смертью. [26] [27]
Социальная смерть также может быть следствием эйджизма . Пожилые люди изолированы от других возрастных групп из-за проблем со здоровьем (например, во время пандемии COVID-19 ), и их физическая смерть рассматривается как менее трагическая, чем другие. [28]
Сотрудники, уходящие на пенсию, могут испытать еще один пример социальной смерти из-за их исключения из повседневной трудовой жизни коллег, причем выход на пенсию представляет собой форму изоляции для тех, кто не имеет внешней социальной поддержки. [29]
См. также
[ редактировать ]- Цензура
- Теория размежевания
- Враг народа
- Отлучение от церкви
- Изгнание
- Остракизм
- Избегание
- Социальные детерминанты здоровья
- Социальные детерминанты здоровья в условиях бедности
- Социальные детерминанты психического здоровья
- Социальная изоляция
- Тюремное заключение
- Виктимология
- Гражданская смерть
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боргстрем, Эрика (20 октября 2016 г.). «Социальная смерть» . QJM: Международный медицинский журнал . 110 (1): 5–7. doi : 10.1093/qjmed/hcw183 . ПМИД 27770051 .
- ^ Клаудия Кард, Геноцид и социальная смерть, Гипатия, Том. 18, № 1 (зима 2003 г.)
- ^ БРОДБЕР, ЭРНА (декабрь 2012 г.). «История и социальная смерть». Карибский ежеквартальный журнал . 58 (4): 111–115. дои : 10.1080/00086495.2012.11672459 . S2CID 159886790 .
- ^ Кралова, Яна (3 июля 2015 г.). «Что такое социальная смерть?» . Современные социальные науки . 10 (3): 235–248. дои : 10.1080/21582041.2015.1114407 .
- ^ Семейные и психосоциальные аспекты смерти и умирания афроамериканцев, Ключевые темы ухода за афроамериканцами в конце жизни, Институт Дьюка по уходу в конце жизни и Инициатива по улучшению паллиативной помощи афроамериканцам
- ^ Джон Эдвин Мейсон, Социальная смерть и воскресение: рабство и эмансипация в Южной Африке, ISBN 0-8139-2178-3
- ^ Паттерсон 2000 .
- ^ Яап В. Оуверкерк и др., Как избежать социальной смертной казни: угроза остракизма и сотрудничество в социальных дилеммах, 7-й ежегодный Сиднейский симпозиум по социальной психологии: Социальный изгой: остракизм, социальная изоляция, отторжение и издевательства, март. 16-18, 2004 г. (Альтернативная ссылка)
- ↑ Мателита Рагого, «Социальная смерть — часть трагедии СПИДа», говорит ВИЧ-положительный адвокат, Agence France Presse, 9 сентября 2002 г.
- ^ Паттерсон 2000 , с. 3.
- ^ Паттерсон 2000 , с. 8.
- ^ Паттерсон 2000 , с. 38.
- ^ Паттерсон 2000 , с. 55.
- ^ Паттерсон 2000 , с. 58.
- ^ Паттерсон 2000 , с. 67.
- ^ Паттерсон 2000 , с. 71.
- ^ Паттерсон 2000 , с. 72.
- ^ Паттерсон 2000 , с. 85.
- ^ Паттерсон 2000 , с. 92.
- ^ Паттерсон 2000 , с. 89.
- ^ В. П. Франклин. Обзор рабства и социальной смерти Орландо Паттерсона. Журнал истории негров, стр. 212.
- ^ Майкл Феллман. Обзор рабства и социальной смерти Орландо Паттерсона. The International History Review, стр. 329.
- ^ Майкл Кратон. Обзор рабства и социальной смерти Орландо Паттерсона. Журнал американской истории, стр. 862.
- ^ Дебора К. Рейди, Стигма - это социальная смерть: потребители психических заболеваний / пережившие их люди говорят о стигме в своей жизни, Интернет для потребителей психического здоровья на Аляске
- ^ Стюарт Уолдман, Пережить судьбу хуже смерти: тяжелое положение пожилых людей, оставшихся дома, потери, горе и уход: Журнал профессиональной практики, том. Т. 6, № 4 (14 мая 1993 г.), ISSN 8756-4610.
- ^ Брайан Гаравалья, Как избежать тенденции к медикализации процесса скорби: примирение, а не разрешение, Новый социальный работник в Интернете, лето 2006 г.
- ^ Триш Уильямс, Смерть, умирание и скорбь, Потеря Тома: документальный фильм
- ^ Башир, Наджуа Саэль; Соланхо, Габриэла Сульцбах; Баракат, Ана Каролина Коэльо; Мекабо, Алиса; Гальвани, Джована Нисияма; Крисджованни, Фабио Луиджи; Родержан, Аманда Кастер; Гирро, Урсула Буэно ду Прадо (2023). «Социальная смерть пожилых людей усилилась во времена пандемии» . Журнал Биоэтика . 31 . дои : 10.1590/1983-803420233407en .
- ^ Грёдем, Энн Скевик; Киттерёд, Рагни Хеге (24 марта 2021 г.). «Пожилые работники, мечтающие о выходе на пенсию: крах свободы воли или наконец-то свобода?». Старение и общество . 42 (10). Издательство Кембриджского университета (CUP): 2304–2322. дои : 10.1017/s0144686x20002044 . HDL : 11250/2757550 . ISSN 0144-686X .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клаудия Кард, Геноцид и социальная смерть , Гипатия, Том. 18, № 1 (зима 2003 г.)
- Семейные и психосоциальные аспекты смерти и умирания афроамериканцев , Ключевые темы ухода за афроамериканцами в конце жизни, Институт Дьюка по уходу в конце жизни и Инициатива по улучшению паллиативной помощи афроамериканцам
- Брайан Гаравалья, Как избежать тенденции к медикализации процесса скорби: примирение, а не разрешение , The New Social Worker Online, лето 2006 г.
- Джон Эдвин Мейсон, Социальная смерть и воскресение: рабство и эмансипация в Южной Африке , ISBN 0-8139-2178-3
- Яап В. Оуверкерк и др., Как избежать социальной смертной казни: угроза остракизма и сотрудничество в социальных дилеммах , 7-й ежегодный Сиднейский симпозиум по социальной психологии: Социальный изгой: остракизм, социальная изоляция, отторжение и издевательства, 16 марта -18, 2004 ( Альтернативная ссылка )
- Орландо Паттерсон (1985). Рабство и социальная смерть: сравнительное исследование . ISBN 0-674-81082-1 .
- Мателита Рагого, « Социальная смерть — часть трагедии СПИДа», говорит ВИЧ-положительный адвокат , Agence France Presse, 9 сентября 2002 г.
- Дебора К. Рейди, Стигма — это социальная смерть: потребители психических заболеваний/пережившие их говорят о стигме в своей жизни , Интернет для потребителей психического здоровья на Аляске
- Стюарт Уолдман, Пережить судьбу хуже смерти: тяжелое положение пожилых людей, оставшихся дома , потери, горе и забота: Журнал профессиональной практики, том. Т. 6, № 4 (14 мая 1993 г.), ISSN 8756-4610.
- Триш Уильямс, Смерть, умирание и скорбь , Потеря Тома: документальный фильм