Цензура

Херем ( иврит : חֵרֶם ḥērem ) — высшая церковная порицание в еврейской общине . Это полное исключение человека из еврейской общины. Это форма избегания , похожая на » vitandus « отлучение от церкви в католической церкви . Родственные термины в других семитских языках включают арабские термины харам «запрещенный, табу, запретный или аморальный» и харам «отделенный, святилище», а также геэзское слово irm «проклятый».
Краткое содержание
[ редактировать ]Хотя отлучение и возникло на основе библейского запрета, оно, как оно применялось раввинами во времена Талмуда и в средние века, стало раввинским институтом, целью которого было сохранение еврейской солидарности. [ нужна ссылка ] Раввинами постепенно была разработана система законов, посредством которых эта власть была ограничена, так что она стала одним из способов законного наказания раввинских судов. Хотя оно и не утратило полностью своего произвольного характера, поскольку отдельным лицам было разрешено объявить о запрете отлучения от церкви в определенных случаях, оно стало главным образом юридической мерой, к которой прибегал судебный суд за определенные установленные преступления. [ нужна ссылка ]
Этимология и родственные термины
[ редактировать ]Три термина « » — все это английские транслитерации одного и херем»: «порицание, отлучение», «преданность врагов посредством уничтожения» в Танахе и «предание собственности коэну того же еврейского существительного. Это существительное происходит от семитского корня Ḥ-RM . Существует также омоним херем «рыбацкая сеть», который встречается в масоретском тексте Танаха девять раз и не имеет этимологической связи с херемом . [1]
Талмудическое использование херема для отлучения от церкви можно отличить от использования херема, описанного в Танахе во времена Иисуса Навина и ранней еврейской монархии, которое представляло собой практику посвящения путем полного уничтожения. [2] по повелению Бога осуществлено против таких народов, как мадианитяне , амаликитяне и все население Иерихона . Неспособность Саула выполнить такое повеление, данное Самуилом, привело к тому, что ему на замену был выбран Давид .
Преступления
[ редактировать ]Талмуд говорит о двадцати четырех правонарушениях, которые теоретически наказывались формой ниддуи или временным отлучением от церкви. Маймонид (как и более поздние авторитеты) перечисляет двадцать четыре следующим образом: [3]
- оскорбление ученого человека, даже после его смерти;
- оскорбление судебного посланника;
- называть еврея «рабом»;
- отказ явиться в суд в назначенное время;
- легкомысленно относиться к любым раввинским или Моисеевым заповедям;
- отказ подчиниться решению суда;
- держать при себе животное или предмет, который может нанести вред другим людям, например, дикую собаку или сломанную лестницу;
- продажа своей недвижимости нееврею без принятия на себя ответственности за любой ущерб, который нееврей может причинить своим соседям;
- давать показания против своего соседа-еврея в нееврейском суде и тем самым заставлять этого соседа терять деньги, которых он не потерял бы, если бы дело было решено в еврейском суде;
- коэн шохет (мясник) [4] который отказывается отдать переднюю ногу, щеки и пасть кошерно забитого скота другому коэну;
- нарушение второго дня праздника, хотя его соблюдение является лишь обычаем;
- выполнение работы во второй половине дня накануне Пасхи;
- произнося имя Божие напрасно;
- заставлять других осквернять имя Бога;
- заставлять других есть святое мясо за пределами Иерусалима;
- составление календаря и установление соответствующих праздников за пределами Израиля;
- ставящий камень преткновения на пути слепого, то есть искушающий другого на грех ( Лифней ивер );
- препятствование сообществу совершать какие-либо религиозные действия;
- продажа запрещенного (« терефа ») мяса как разрешенного («кошерного» мяса);
- отказ шохета показать свой нож раввину для осмотра;
- намеренно доводить себя до эрекции;
- ведение бизнеса с разведенной женой, что приведет к их контакту друг с другом;
- стать предметом скандала (в случае раввина);
- объявление необоснованного отлучения от церкви.
Ниддуи
[ редактировать ]Запрет ниддуи иврит ( . : נידוי ) обычно налагался сроком на семь дней (в Израиле на тридцать дней) Если преступление было совершено по денежным причинам, преступника сначала публично предупреждали («хатраа») три раза, в понедельник, четверг и понедельник подряд, во время регулярной службы в синагоге. В период ниддуи никому, кроме членов его семьи, не разрешалось общаться с преступником, сидеть на расстоянии четырех локтей от него или есть в его компании. Ожидалось, что он наденет траур и воздержится от купания, стрижки волос и ношения обуви, и он должен был соблюдать все законы, относящиеся к скорбящему. Его нельзя было учитывать в миньяне . Если он умирал, на его катафалк клали камень, а родственники не были обязаны соблюдать традиционные еврейские траурные церемонии .
Суд был во власти уменьшить или увеличить суровость ниддуи. Суд мог даже сократить или увеличить количество дней, запретить любые половые сношения с правонарушителем и исключить его детей из школ и его жену из синагоги до тех пор, пока он не смирится и не захочет покаяться и подчиниться постановлениям суда. Согласно одному мнению (записанному на имя Сефера Агуды ), возможность того, что преступник мог покинуть еврейскую общину из-за суровости отлучения от церкви, не помешала суду усилить строгость наказаний, чтобы сохранить свое достоинство и авторитет. . [5] Это мнение категорически оспаривается в Таз. [5] который цитирует более ранних авторитетов того же мнения ( Махаршала ; Махарама ; Махари Минца ) и представляет доказательство своей позиции из Талмуда. При этом «Таз» отмечает, что его издание « Сефер Агуда» не содержит цитируемой позиции.
Область
[ редактировать ]Если преступление было связано с денежными вопросами или если наказание было применено отдельным лицом, законы были более мягкими, а главное наказание заключалось в том, что люди не могли общаться с правонарушителем. По истечении срока запрет был снят судом. Однако если отлученный не выказывал никаких признаков раскаяния или раскаяния, ниддуи мог возобновляться снова и снова, и, наконец, мог быть объявлен «херем», самая строгая форма отлучения. Это продолжалось на неопределенный период, и никому не разрешалось учить преступника, работать на него или приносить ему какую-либо пользу, кроме тех случаев, когда он нуждался в самом необходимом для жизни. [ нужна ссылка ]
И Зифах
[ редактировать ]Более мягкой формой, чем ниддуи или херем, был запрет незифа . (На современном иврите незифа обычно означает «разоблачение» или «зачитывание (кому-либо) акта массовых беспорядков», т. е. строгий словесный упрек.) Обычно этот запрет длился всего один день. В это время преступник не смел предстать перед тем, кому он не угодил. Ему пришлось удалиться в свой дом, мало говорить, воздерживаться от дел и развлечений и проявлять свое сожаление и раскаяние. Однако от него не требовалось отделяться от общества, и он не был обязан извиняться перед человеком, которого он оскорбил; за его поведение в день незифа было достаточным извинением. Но когда ученый или выдающийся человек действительно произносил формальный ниддуи тому, кто пренебрегал им, применялись все законы ниддуи. Однако мудрецы очень не одобряли эту процедуру, так что для раввина было делом настоящей гордости иметь возможность сказать, что он никогда не объявлял запрета на отлучение. Этими словами Маймонид завершает главу о законах отлучения от церкви:
Хотя ученому дано право отлучить от церкви человека, который пренебрег им, не похвально, если он будет использовать этот метод слишком часто. Ему лучше закрыть уши от слов невежд и не обращать на них внимания, как сказал Соломон в своей мудрости: «И не обращайте внимания на все слова, которые говорят» ( Еккл. 7:21 ). Таков был обычай первых благочестивых людей, которые не отвечали, когда слышали, что их оскорбляют, но прощали дерзких… Но это смирение следует практиковать только тогда, когда оскорбление происходит наедине; когда ученого публично оскорбляют, он не смеет простить; и если он простит, он должен быть наказан, ибо тогда оскорблением Торы будет то, что он должен мстить до тех пор, пока обидчик смиренно не извинится. [6]
Случаи
[ редактировать ]Вероятно, самый известный случай херема произошел с Барухом Спинозой , философом семнадцатого века. [7] [8]
Другой известный случай — это херем, которым Виленский Гаон вынес решение против ранних хасидских групп в 1777 году, а затем снова в 1781 году по обвинению в вере в панентеизм . [9] [10]
За исключением редких случаев в харедимских и хасидских общинах, херем прекратил свое существование после Хаскалы , когда местные еврейские общины утратили политическую автономию, а евреи были интегрированы в языческие народы, в которых они жили. [11]
- В августе 1918 года, когда Украиной управлял Павла Скоропадского , Второй Гетманат под оккупацией немецкой императорской армии , ортодоксальные еврейские раввины Одессы находясь объявили херем против Льва Троцкого , Григория Зиновьева и других еврейских большевиков . [12] [13]
- В 1945 году раввин Мордехай Каплан , основатель реконструктивистского иудаизма (еврейского религиозного движения, стремящегося отделить иудаизм от веры в личное божество), был официально отлучен от церкви Союзом харедим ортодоксальных раввинов ( Агудат ха-Рабоним ). [14]
- В 2004 году Высокий суд ЮАР оставил в силе иск против бизнесмена из Йоханнесбурга за то, что он отказался платить бывшей жене алименты , как того требовал бетдин . [15] [16]
- херем против членов «Нетурей Карта» , присутствовавших на Международной конференции по рассмотрению глобального видения Холокоста . Многие религиозные лидеры харедим объявили [17] включая лидеров Сатмара [18] и хасидские группы Хабада .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брауна Драйвера Бриггса Лексикон иврита , записи здесь 1, здесь 2
- ^ Дженкинс, Филип; Войн», автор книги «Иисус. «Библия более жестокая, чем Коран?» . NPR.org .
{{cite web}}
:|first2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Талмуд Тора – Глава шестая» . www.chabad.org .
- ↑ Равия — главе Чуллина. 1225, Меир Ротенбургский, ответ 7 (Моссад Хорав Кук, том 2, стр. 11)
- ^ Перейти обратно: а б Шулхан Арух , Йоре Деа 334:1, Рамы толкование
- ↑ Мишне Тора , Талмуд Тора, 7:13.
- ^ Кареш, Сара Э.; Гурвиц, Митчелл М. (2005). Энциклопедия иудаизма . п. 205. ИСБН 9780816069828 .
- ^ Агус, Джейкоб Бернард (март 1997 г.). Существенный Агус: сочинения Джейкоба Б. Агуса . п. 252. ИСБН 9780814746929 .
- ^ Ари Яшар (2 января 2014 г.). «Обнародован редкий антихасидский указ об отлучении от церкви» . Архивировано из оригинала 7 июля 2017 года.
- ^ «Является ли Хабад ересью?» . 2 января 2013 г. Архивировано из оригинала 8 августа 2013 г.
- ^ Гэл Бекерман (12 ноября 2018 г.). «Американские евреи стоят перед выбором: создать смысл или исчезнуть» . Нью-Йорк Таймс .
- ↑ Зиновьев цинично отозвался об этом в своей панегирике Урицкому (начальнику Петроградской ЧК, убитому 30 августа 1918 года):
Когда мы читаем, что в Одессе, при Скоропадском , раввины собрались на особый совет, и там эти представители богатых евреев официально, перед всем миром, отлучили от еврейской общины таких евреев, как Троцкий и я, ваш покорный слуга, и другие – ни у кого из нас от горя ни один волос не поседел».
— Zinoviev, Sochineniia, 16:224, quoted in Bezbozhnik [The godless], no. 20 (12 September 1938). - ^ «Письмо: время отлучения» . Еврейский журнал . 4 апреля 2019г.
в 1918 году одесские раввины отлучили от церкви Льва Троцкого.
- ^ «Профессор Мордехай М. Каплан «отлучен» от церкви ортодоксальными раввинами, его молитвенник сожжен» . 14 июня 1945 года.
- ^ Эстель Эллис. «Судья поддерживает право евреев на отлучение» . Архивировано из оригинала 15 января 2006 года.
- ^ «Южноафриканский суд поддержал дело Бейс Дин Чейрем» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2006 года.
- ^ Коэн, Дуди (13 декабря 2006 г.). «Раввин Мецгер: Бойкотируйте участников Иранской конференции Нетурей Карта» . Инетньюс .
- ^ Села, Нета (15 декабря 2006 г.). «Суд Сатмара раскритиковал Нетурей Карта» . Инетньюс .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Еврейская энциклопедия 1901 года: Анафема
- Еврейская энциклопедия 1901 года: Запрет
- «Высокий суд Южной Африки поддерживает право евреев произносить херем» . Архивировано из оригинала 14 марта 2013 года.