Херем (священнический дар)
Часть серии статей о |
Священство в иудаизме |
---|
Священнический завет |
В Танахе термин «херем» (иврит חֵרֶם ḥêrem ) используется, среди других значений, для объекта или недвижимости, которая будет посвящена Богу, при этом Бог уполномочивает коэна (еврейского священника) быть его принимающим агентом. [ 1 ]
Этот закон является одним из двадцати четырех коханических даров и из этих двадцати четырех одним из десяти даров, данных священнику даже за пределами земли Израиля . [ 2 ]
По мнению аббы Хосе бен Ханана , нюансы законов херема (а также законов хекдеш и арахин и пяти других категорий законов) считаются «восемью столпами закона Торы », которые являются «принципами Галахи ». [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]На иврите прилагательное херем (ивр. חֵרֶם) означает «преданная вещь» или «вещь, посвященная разрушению». Этот термин используется 29 раз в масоретском тексте Танаха. Несвязанный омоним , существительное херем, означающее «рыбацкая сеть» (также חֵרֶם), используется еще 9 раз. [ 4 ] Прилагательное херем и ассоциированный глагол харам («преданный») происходят от семитского корня Ḥ-RM , имеющего родственные слова в сирийском и арабском языках .
Слово «преданный» ( херем ) понимается Маймонидом как «полный и тотальный переход» из одного статуса в другой. [ 5 ] Таргумы . определяют это слово как полное разделение [ 6 ] По мнению Самуэля бен Меира , это полный переход поместья или объекта из статуса хуллин (мирской) в статус кодеш (святой). [ 7 ]
Источники
[ редактировать ]Первый из двух источников заповеди изложен в книге Левит :
Несмотря ни на что, что человек посвятит Господу, все , что он имеет, от человека до скота, и от поля своего владения, должно быть продано или выкуплено: всякое посвящение [есть] наибольшая святыня для ГОСПОДИН .
- Левит 27:28, KJV
Однако второй источник прямо указывает, что посвященная вещь должна быть отдана священнику;
Все, что посвящено в Израиле, будет твоим.
- Числа 18:14
Чтобы примирить, казалось бы, несовместимые инструкции в библейских стихах, Тосефта объясняет, что они подробно описывают два типа посвященных вещей: гермей гавоа (предметы, специально посвященные их владельцем Храму в Иерусалиме ) и гермей коэним (вещи, посвященные священнику). , поскольку поместье или объект не были переданы его владельцем Храму в Иерусалиме ). [ 8 ]
«Посвященная собственность» на территории Джозефа
[ редактировать ]Мальбим , комментатор Библии XIX века, объяснил, что Иисус Навин 24:33 относится к практике херема . По его словам, колено Иосифа желало той заслуги, чтобы был Елеазар первосвященник похоронен на их территории. Таким образом, когда он умер, они объявили Гиват-Пинхас (современная Аварта ) поместьем - херемом; это должно быть передано священникам, в настоящее время исполняющим обязанности в соответствии с священническими подразделениями ), и рассчитано на то, чтобы предать гласности назначение херема во время цикла разделения, когда Пинхас находился на службе, тем самым увеличивая вероятность того, что Пинхас похоронит своего отца на территории херема , что в конечном итоге случилось. [ 9 ]
Идеи, лежащие в основе заповеди
[ редактировать ]« Сифра » описывает заповедь о посвящении вещей как возможность израильтянину выполнять заповедь с предметами, к которым в противном случае не была бы прикреплена заповедь, например, некошерное животное, кроме первенца осла; посредством того, что израильтянин сделал свое владение здесь, он возводит его в святость . [ 10 ]
Маймонид описывает акт создания «посвященного» поместья как достойный поступок, поскольку он противоречит греху нищеты . Кроме того, он также относит начало посвящения израильтянина к акту уважения и чести к Богу Израиля . [ 11 ]
Рая Мехемна (разговор между Моисеем и Илией, найденный как дополнение к Зогару ) описывает херем как исправление и исцеление негативной эмоции гнева, которой может обладать инициатор преданности собственности. [ 12 ]
Сифре утверждает , что право священников на херем является наградой Иохаведе (матери Аарона , первого священника) за спасение младенцев Израиля от указа фараона о детоубийстве израильских новорожденных:
«И Коц родил Онува, ГаЦовеву и семейство Ахархейла, сына Харума» [ 13 ] - «сын/дитя Харума» [ 14 ] относится к Иохаведе, как написано: «Вся земля в Израиле будет твоей». [ 15 ]
- Сифре к Числам 10:29
Раввинские законы
[ редактировать ]Необозначенный здесь
[ редактировать ]Мнения расходятся относительно того, что делать с херемом в тех случаях, когда инициатор херема не указал, посвящено ли имущество Храму или священникам ( стам херем ). Маймонид полагает, что этот неуказанный херем будет передан священникам по умолчанию. Маймонид далее утверждает, что необозначенная выделенная собственность считается мирской ( хуллин ) и может использоваться священниками для личных нужд. В этом отличие от случая, когда человек назначает свою херем для передачи священникам, и в этом случае херем сохраняет святое ( кодеш ) состояние и не может быть использован для личных нужд. [ 16 ]
Раздача мишмарота
[ редактировать ]Выделение здесь может зависеть от типа посвящённого объекта; будь то недвижимость или товары. По словам рава Шешета , посвящение недвижимости считается одним из четырех священнических даров, которые распределяются между обслуживающим священническим подразделением ( мишмар кехуна ), в то время как материальные посвященные блага присваиваются даже отдельному священнику, который в настоящее время не находится на активной храмовой службе. [ 17 ]
В наше время
[ редактировать ]Заповедь херема , хотя сегодня она практикуется нечасто, все же имеет галахическое значение и в наше время:
В диаспоре
[ редактировать ]Учитывая, что херем числится одним из десяти священнических даров, которые могут быть вручены священнику за пределами Иерусалима (аналогично Пидьон хаБен и дарованию плеча, щек и пасти ), некоторые поскимы отмечают, что оба типа посвященных вещей Как недвижимость, так и товары назначаются и передаются священнику по выбору бейт-дина . [ 18 ]
Соломон Лурия придерживается мнения, что посвятитель ерема должен указать, что имущество передается священнику, чтобы священник мог иметь право быть получателем. Что касается бейт-дина, выбирающего подходящего священника, раввин Лурия полагает, что статус-кво Коэн достаточен для того, чтобы получить посвященный предмет, и он должен быть «мирским» ( хуллин ). [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Левит 27:28 и др.
- ^ Тосефта Халла 2:8, Талмуд Бавли Хуллин
- ^ Тосефта Хагига 1:11
- ^ Браун Драйвер Бриггс Лексикон иврита
- ^ Рамбам л'ам, хилхот арахин в'ромин глава. 6 примечание 2. Моссад Харав Кук , Иерусалим.
- ^ Таргум Псевдо-Ионафан к Числам 18:13; Таргум Йонатан Исаии 43:28
- ^ Комментарий Самуэля бен Меира к Числам 21:2
- ^ Тосефта Арачин 4:13
- ^ Мальбим о Иисусе Навине 24:33
- ↑ Сифра 42б, цитируемая из Мидраша ха-Гадол в Левит 8:25.
- ^ Maimonides Mishneh Torah , hilkhot arakhin vehromim 8:12
- ^ Рая мехемна 3 с. 179а
- ^ 1 Паралипоменон 4:8
- ^ Здесь Мишна использует толкование имени «Харум», заменяя еврейскую букву ה на ח, поскольку они оба гортанно. произносятся
- ^ Числа 18:14
- ^ Maimonides Mishneh Torah , Hilkhot arakhin v-cheremin 6:1-4
- ^ Йерушалми Халла 27б.
- ↑ Mishneh Torah, Hilkhot arakhin v-hromin 8:11 (as per Ulla , quoted in Arakhin 29a)
- ↑ Соломон Лурия о Бава Камме, конец малой главы 35.