Jump to content

Финеес

Финеес убивает Зимри и Козби Мадианитянина, картина Иеремиас ван Винге

Согласно еврейской Библии , Финеес (также пишется Финес , / ˈ f ɪ n i ə s / ; иврит : פִּינְחָס , современный :   Pīnhas , тиверийский :   Pīnəḥās , древнегреческий : Φινεες [1] Phinees , латынь : Phinees ) [2] был священником время израильтян исхода во . Внук Аарона и сын Елеазара , первосвященника ( 6:25 ), он в юности отличился в Ситтиме ревностью . против ереси Феора Исход

Недовольный безнравственностью, с которой моавитяне и мадианитяне успешно соблазнили израильтян ( Числа 25:1–9 ) вступить в брак и поклоняться Ваал-Феору , Финеес лично казнил израильтянина и мадианитянку, когда они были вместе в шатер мужчины, пронзив копьем или копьем мужчину и чрево женщины, положив конец чуме, посланной Богом, чтобы наказать израильтян за сексуальное смешение с мадианитянами.

Бог хвалит Финееса в Числах 25: 10–13, а также царя Давида в Псалмах 105: 28–31 за то, что он остановил падение Израиля в идолопоклонство, начатое мадианитянками, а также за прекращение осквернения Божьего святилища. После входа в землю Израиля и смерти своего отца он был назначен третьим Первосвященником Израиля и служил в святилище Вефиля ( Судьи 20:28 ). [3]

Имя «Финеес», вероятно, происходит от египетского имени Панехаси ( pꜣ-nḥsj ). [4] [5] Согласно Oxford Companion to the Bible , «Библия также использует египетские и нубийские названия для обозначения земли и ее народа… Поскольку египтяне привыкли к этим цветовым вариациям, их южных соседей называли Нехеси, «южанин», которое в конечном итоге также стало означать «черный» или «нубиец». Этот египетский корень (nḥsj, с предформативом pʾ в качестве определенного артикля) появляется в Исходе 6.25 как личное имя внука Аарона, Финееса (= Па-нехас ). ". [6] В Богословском словаре Ветхого Завета это имя интерпретируется как «бронзовый». [7]

Ересь Пеора

[ редактировать ]
Миниатюра из рукописи 9-го века Parisinus Graecus 923, изображающая Финееса, убивающего Зимри и Козби.

Это сообщение появляется сразу после истории о Валааме , который был нанят моавитянским вождем Валаком , чтобы проклясть израильтян. Валааму не удалось этого сделать, поскольку вместо этого Бог вложил в его уста слова благословения за Израиль (первая молитва, произносимая евреями в рамках их ежедневного молитвенного служения, происходит именно из этого текста). Не сумев проклясть их, Валаам ушел в свою страну. В Книге Чисел утверждается прямая связь между Валаамом и событиями в Пеоре, утверждая, что моавитяне «по совету Валаама заставили детей Израиля совершить преступление против Господа в вопросе Пеора». [8]

Моисей приказал убить всех идолопоклонников, однако Зимри , сын израильского князя Салу из колена Симеона , открыто бросил вызов Моисею и публично выразил свое мнение стоявшим у входа в скинию вместе с Моисеем, войдя к Козби , дочери мадианитянского князя Сура . В момент великой силы, рожденной святым рвением , Финеес погнался за ними и пронзил их копьем. Таким образом он «остановил чуму», вспыхнувшую среди народа и от которой уже погибло двадцать четыре тысячи из них. [9]

Бог заметил, что Финеес проявил преданность и храбрость Богу. Бог решил не уничтожать всех детей Израиля в гневе, потому что Финеес искупил их грехи. Бог заявил, что Финеес и сыновья его сыновей на всю вечность получат за это божественное признание; завет мира и завет вечного наследственного священства. [10]

Христианская книга Откровение отражает это мнение. [11] В Откровении описывается , как Иисус обращался к одной из семи христианских церквей: «Тем не менее, я имею немного против тебя: у вас там есть люди, которые придерживаются учения Валаама, который научил Валака соблазнять израильтян согрешить, употребляя в пищу идоложертвенную пищу . и совершая сексуальную безнравственность ».

Предлагая более подробную версию событий, романо-еврейский историк I века Флавий Иосиф Флавий утверждает, что Валаам послал за Валаком и князьями Мадиамскими и сказал им, что, если они хотят навлечь зло на Израиль, им придется заставить израильтян грех. Валаам посоветовал послать самых красивых женщин, чтобы они соблазнили израильтян к идолопоклонству. Эта стратегия увенчалась успехом, и вскоре многие израильтяне были соблазнены. [12]

Более поздняя деятельность

[ редактировать ]

Позже Финеес повел 12-тысячную израильскую армию против мадианитян, чтобы отомстить за это событие. Среди убитых в походе были пять мадианитянских царей: Евий, Рекем, Цур, Хур и Рева, а также Валаам , сын Веора. [13] Согласно израильским перекличкам, израильтяне не потеряли в экспедиции ни одного человека.

Финеес, сын Елеазара, снова появляется в книге Иисуса Навина . Когда колена Рувима и Гада вместе с полуплеменем Манассии отправляются овладевать своими землями за Иорданом , они строят великий жертвенник на другой стороне ; Остальные израильтяне принимают это за сепаратистский шаг по созданию нового религиозного центра и отправляют Финееса для расследования. [14]

Согласно Иисусу Навину 24:33 , Финеесу принадлежала земля в горах Ефрема, где он похоронил своего отца. [15]

Помимо этих эпизодов, Финеес выступает в роли главного советника в войне с вениамитянами . Его память упоминается в Псалмах 106:28–31 . По мнению некоторых раввинских комментаторов, Финеас согрешил из-за того, что не воспользовался своим служением обучению Торы массам во время, предшествовавшее битве при Гиве . [16] Кроме того, он также не смог решить проблему освобождения Иеффая от его клятвы принести в жертву свою дочь. [17] Как следствие, первосвященство было отнято у него и временно передано потомкам Ифамара , по сути Илию и его сыновьям. [ нужен неосновной источник ]

Согласно 1 Паралипоменон 6:35–38 , его родство с Садоком следующее: Финеес родил Авишуа , Авишуа породил Букки , Букки породил Уззи , Уззи породил Зарахию , Зерахия породил Мерайофа , Мерайоф породил Амарию , Амария родил Ахитува, а Ахитуб породил Садока. . [18]

Согласно Первой Маккавейской книге , он является предком Матитияху . [19] [20]

Родословная по отцовской линии

[ редактировать ]
Отцовское происхождение
  1. Авраам
  2. Исаак
  3. Джейкоб
  4. Леви
  5. Кехат
  6. Амрам
  7. Аарон
  8. Елеазар
  9. Финеес

В еврейской культуре

[ редактировать ]

Пинехас — это название 41-го еженедельного парашаха или части ежегодного еврейского цикла чтения Торы и восьмого в книге Чисел . В начале этого парашаха рассказывается о суде Финееса, сына Елеазара; конец предыдущего парашаха повествует о его ревностном поступке.

Еврейское выражение «Тот, кто поступает как Зимри и просит награды, как если бы он был Финеесом» ( עושה מעשה זמרי ומבקש שכר כפנחס ‎) относится к лицемерам , просящим незаслуженных наград и почестей. Оно происходит из Вавилонского Талмуда ( Сота , гл.22, стр. 2), где оно приписывается хасмонейскому царю Александру Яннею (см. еврейскую Википедию). исполняет музыкальный номер и просит награду, как Пинхас ).

В некоторых традициях (например, в Таргуме Псевдо-Ионафана ) [21] Финеес отождествляется с Илией . Это отождествление, по-видимому, возникло в первом веке нашей эры. [22]

Финеес
Праведник, Первосвященник Израиля
Заслуженный в Католическая церковь
Восточная Православная Церковь
Праздник 1 июля, 1 марта (Католическая церковь),
12 марта, 25 марта (Восточная Православная Церковь)
  • Католическая церковь поминает его как святого 1 июля и 1 марта. [23]

Почитание

[ редактировать ]
  1. ^ «Прочитайте текст Библии:: Academic-bible.com» . www.academic-bible.com . Проверено 24 июля 2021 г.
  2. ^ «Вульгата – Дуэ-Реймс – Библия Нокса бок о бок» . catholicbible.online . Проверено 24 июля 2021 г.
  3. ^ Баручи Унна А. (2015), «История ревности Финееса и плача собрания в Вефиле», Vetus Testum 65, стр. 505–515.
  4. ^ Брауна-Драйвера-Бриггса Еврейский и английский лексикон
  5. ^ Спенсер, Джон Р. (1992). «Финеес». В книге Дэвида Ноэля Фридмана, изд. Библейский словарь Anchor . Том 5, с. 346.
  6. ^ Мецгер, Брюс М .; Куган, Майкл Д. (1993). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета, США. п. 11 . ISBN  978-0-19-504645-8 .
  7. ^ Арчер, Глисон; Харрис, Р. Лэрд; Вальтке, Брюс (2003). Богословский словарь Ветхого Завета . Чикаго. п. 473. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Числа 31:16
  9. ^ Числа 25
  10. ^ Числа 25: 12–13.
  11. ^ см . Откр 2:14
  12. Иосифа Флавия «Иудейские древности» , Книга IV, Глава VI, Параграфы 6–12.
  13. ^ Олсон, Деннис Т. (2012). «Числа 31. Война против мадианитян: наказание за прошлый грех, предвкушение будущего завоевания» . Числа . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 176–180. ISBN  9780664238827 .
  14. ^ Ассис, Эли. «Ибо это будет свидетелем между нами: литературное чтение Иоша 22», Скандинавский журнал Ветхого Завета 18 (2004), 216–17.
  15. ^ Бен-Йосеф, Сефи (1980). «Аварта». Дэвид Гроссман (ред.). Путеводитель по Израилю - Северные долины, гора Кармель и Самария (Полезная энциклопедия для познания страны) (на иврите). Том. 8. Иерусалим: Издательство «Кетер». стр. 345–347. OCLC   745203905 . Согласно еврейской традиции,... это место называется Гиват Финеес (холм Финеес), и именно здесь был похоронен первосвященник Елеазар бен Аарон (Иисус Навин 24:33).
  16. ^ Ялкут Шимони , 19,19.
  17. ^ Бытие Раба , 60,3
  18. ^ Альтер, Роберт. История Дэвида (Нью-Йорк: WW Norton, 2000), 15.
  19. ^ «Веб.генеалогия» . Архивировано из оригинала 24 января 2008 г. Проверено 12 ноября 2008 г.
  20. ^ Т. Стэнфорд Моммертс (11 апреля 2005 г.). «Древняя генеалогическая карта — Ансбертус» .
  21. ^ Ричард Бокэм (1 ноября 2007 г.). Свидетельство любимого ученика: повествование, история и богословие в Евангелии от Иоанна . Издательская группа Бейкер. стр. 210–11. ISBN  978-1-4412-0079-2 .
  22. ^ Мартин Хенгель (1989). «Рвение по закону в связи с преданием о Финеасе». Зилоты: исследования еврейского освободительного движения в период от Ирода I до 70 г. н.э. Перевод Дэвида Смита. Эдинбург: T&T Clark Ltd., с. 168 . ISBN  0-567-09372-7 .
  23. ^ Зенон. «Лексиконная статья для «Финис, С.». Полный словарь святых, том 4. Аугсбург…» www.zeno.org (на немецком языке) . Проверено 24 июля 2021 г.
  24. ^ «Праведный Финес, внук Аарона» . www.oca.org . Проверено 24 июля 2021 г.
  25. ^ "Праведный Финее́с, первосвященник Израильский" . azbyka.ru (in Russian) . Retrieved 2021-07-24 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Израильские религиозные титулы
Предшественник Первосвященник Израиля
Годы неизвестны
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e7f74dc1c5f82ac706b343e57428022c__1720313160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/2c/e7f74dc1c5f82ac706b343e57428022c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phinehas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)