Финеес

Согласно еврейской Библии , Финеес (также пишется Финес , / ˈ f ɪ n i ə s / ; иврит : פִּינְחָס , современный : Pīnhas , тиверийский : Pīnəḥās , древнегреческий : Φινεες [1] Phinees , латынь : Phinees ) [2] был священником время израильтян исхода во . Внук Аарона и сын Елеазара , первосвященника ( 6:25 ), он в юности отличился в Ситтиме ревностью . против ереси Феора Исход
Недовольный безнравственностью, с которой моавитяне и мадианитяне успешно соблазнили израильтян ( Числа 25:1–9 ) вступить в брак и поклоняться Ваал-Феору , Финеес лично казнил израильтянина и мадианитянку, когда они были вместе в шатер мужчины, пронзив копьем или копьем мужчину и чрево женщины, положив конец чуме, посланной Богом, чтобы наказать израильтян за сексуальное смешение с мадианитянами.
Бог хвалит Финееса в Числах 25: 10–13, а также царя Давида в Псалмах 105: 28–31 за то, что он остановил падение Израиля в идолопоклонство, начатое мадианитянками, а также за прекращение осквернения Божьего святилища. После входа в землю Израиля и смерти своего отца он был назначен третьим Первосвященником Израиля и служил в святилище Вефиля ( Судьи 20:28 ). [3]
Имя
[ редактировать ]Имя «Финеес», вероятно, происходит от египетского имени Панехаси ( pꜣ-nḥsj ). [4] [5] Согласно Oxford Companion to the Bible , «Библия также использует египетские и нубийские названия для обозначения земли и ее народа… Поскольку египтяне привыкли к этим цветовым вариациям, их южных соседей называли Нехеси, «южанин», которое в конечном итоге также стало означать «черный» или «нубиец». Этот египетский корень (nḥsj, с предформативом pʾ в качестве определенного артикля) появляется в Исходе 6.25 как личное имя внука Аарона, Финееса (= Па-нехас ). ". [6] В Богословском словаре Ветхого Завета это имя интерпретируется как «бронзовый». [7]
Ересь Пеора
[ редактировать ]
Это сообщение появляется сразу после истории о Валааме , который был нанят моавитянским вождем Валаком , чтобы проклясть израильтян. Валааму не удалось этого сделать, поскольку вместо этого Бог вложил в его уста слова благословения за Израиль (первая молитва, произносимая евреями в рамках их ежедневного молитвенного служения, происходит именно из этого текста). Не сумев проклясть их, Валаам ушел в свою страну. В Книге Чисел утверждается прямая связь между Валаамом и событиями в Пеоре, утверждая, что моавитяне «по совету Валаама заставили детей Израиля совершить преступление против Господа в вопросе Пеора». [8]
Моисей приказал убить всех идолопоклонников, однако Зимри , сын израильского князя Салу из колена Симеона , открыто бросил вызов Моисею и публично выразил свое мнение стоявшим у входа в скинию вместе с Моисеем, войдя к Козби , дочери мадианитянского князя Сура . В момент великой силы, рожденной святым рвением , Финеес погнался за ними и пронзил их копьем. Таким образом он «остановил чуму», вспыхнувшую среди народа и от которой уже погибло двадцать четыре тысячи из них. [9]
Бог заметил, что Финеес проявил преданность и храбрость Богу. Бог решил не уничтожать всех детей Израиля в гневе, потому что Финеес искупил их грехи. Бог заявил, что Финеес и сыновья его сыновей на всю вечность получат за это божественное признание; завет мира и завет вечного наследственного священства. [10]
Христианская книга Откровение отражает это мнение. [11] В Откровении описывается , как Иисус обращался к одной из семи христианских церквей: «Тем не менее, я имею немного против тебя: у вас там есть люди, которые придерживаются учения Валаама, который научил Валака соблазнять израильтян согрешить, употребляя в пищу идоложертвенную пищу . и совершая сексуальную безнравственность ».
Предлагая более подробную версию событий, романо-еврейский историк I века Флавий Иосиф Флавий утверждает, что Валаам послал за Валаком и князьями Мадиамскими и сказал им, что, если они хотят навлечь зло на Израиль, им придется заставить израильтян грех. Валаам посоветовал послать самых красивых женщин, чтобы они соблазнили израильтян к идолопоклонству. Эта стратегия увенчалась успехом, и вскоре многие израильтяне были соблазнены. [12]
Более поздняя деятельность
[ редактировать ]Позже Финеес повел 12-тысячную израильскую армию против мадианитян, чтобы отомстить за это событие. Среди убитых в походе были пять мадианитянских царей: Евий, Рекем, Цур, Хур и Рева, а также Валаам , сын Веора. [13] Согласно израильским перекличкам, израильтяне не потеряли в экспедиции ни одного человека.
Финеес, сын Елеазара, снова появляется в книге Иисуса Навина . Когда колена Рувима и Гада вместе с полуплеменем Манассии отправляются овладевать своими землями за Иорданом , они строят великий жертвенник на другой стороне ; Остальные израильтяне принимают это за сепаратистский шаг по созданию нового религиозного центра и отправляют Финееса для расследования. [14]
Согласно Иисусу Навину 24:33 , Финеесу принадлежала земля в горах Ефрема, где он похоронил своего отца. [15]
Помимо этих эпизодов, Финеес выступает в роли главного советника в войне с вениамитянами . Его память упоминается в Псалмах 106:28–31 . По мнению некоторых раввинских комментаторов, Финеас согрешил из-за того, что не воспользовался своим служением обучению Торы массам во время, предшествовавшее битве при Гиве . [16] Кроме того, он также не смог решить проблему освобождения Иеффая от его клятвы принести в жертву свою дочь. [17] Как следствие, первосвященство было отнято у него и временно передано потомкам Ифамара , по сути Илию и его сыновьям. [ нужен неосновной источник ]
Согласно 1 Паралипоменон 6:35–38 , его родство с Садоком следующее: Финеес родил Авишуа , Авишуа породил Букки , Букки породил Уззи , Уззи породил Зарахию , Зерахия породил Мерайофа , Мерайоф породил Амарию , Амария родил Ахитува, а Ахитуб породил Садока. . [18]
Согласно Первой Маккавейской книге , он является предком Матитияху . [19] [20]
Родословная по отцовской линии
[ редактировать ]Отцовское происхождение |
---|
В еврейской культуре
[ редактировать ]Пинехас — это название 41-го еженедельного парашаха или части ежегодного еврейского цикла чтения Торы и восьмого в книге Чисел . В начале этого парашаха рассказывается о суде Финееса, сына Елеазара; конец предыдущего парашаха повествует о его ревностном поступке.
Еврейское выражение «Тот, кто поступает как Зимри и просит награды, как если бы он был Финеесом» ( עושה מעשה זמרי ומבקש שכר כפנחס ) относится к лицемерам , просящим незаслуженных наград и почестей. Оно происходит из Вавилонского Талмуда ( Сота , гл.22, стр. 2), где оно приписывается хасмонейскому царю Александру Яннею (см. еврейскую Википедию). исполняет музыкальный номер и просит награду, как Пинхас ).
В некоторых традициях (например, в Таргуме Псевдо-Ионафана ) [21] Финеес отождествляется с Илией . Это отождествление, по-видимому, возникло в первом веке нашей эры. [22]
Финеес | |
---|---|
![]() | |
Праведник, Первосвященник Израиля | |
Заслуженный в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь |
Праздник | 1 июля, 1 марта (Католическая церковь), 12 марта, 25 марта (Восточная Православная Церковь) |
Почитание
[ редактировать ]- Восточная Православная Церковь поминает его как святого 12 марта. [24] и 25 марта. [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Прочитайте текст Библии:: Academic-bible.com» . www.academic-bible.com . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «Вульгата – Дуэ-Реймс – Библия Нокса бок о бок» . catholicbible.online . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ Баручи Унна А. (2015), «История ревности Финееса и плача собрания в Вефиле», Vetus Testum 65, стр. 505–515.
- ^ Брауна-Драйвера-Бриггса Еврейский и английский лексикон
- ^ Спенсер, Джон Р. (1992). «Финеес». В книге Дэвида Ноэля Фридмана, изд. Библейский словарь Anchor . Том 5, с. 346.
- ^ Мецгер, Брюс М .; Куган, Майкл Д. (1993). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета, США. п. 11 . ISBN 978-0-19-504645-8 .
- ^ Арчер, Глисон; Харрис, Р. Лэрд; Вальтке, Брюс (2003). Богословский словарь Ветхого Завета . Чикаго. п. 473.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Числа 31:16
- ^ Числа 25
- ^ Числа 25: 12–13.
- ^ см . Откр 2:14
- ↑ Иосифа Флавия «Иудейские древности» , Книга IV, Глава VI, Параграфы 6–12.
- ^ Олсон, Деннис Т. (2012). «Числа 31. Война против мадианитян: наказание за прошлый грех, предвкушение будущего завоевания» . Числа . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 176–180. ISBN 9780664238827 .
- ^ Ассис, Эли. «Ибо это будет свидетелем между нами: литературное чтение Иоша 22», Скандинавский журнал Ветхого Завета 18 (2004), 216–17.
- ^ Бен-Йосеф, Сефи (1980). «Аварта». Дэвид Гроссман (ред.). Путеводитель по Израилю - Северные долины, гора Кармель и Самария (Полезная энциклопедия для познания страны) (на иврите). Том. 8. Иерусалим: Издательство «Кетер». стр. 345–347. OCLC 745203905 .
Согласно еврейской традиции,... это место называется Гиват Финеес (холм Финеес), и именно здесь был похоронен первосвященник Елеазар бен Аарон (Иисус Навин 24:33).
- ^ Ялкут Шимони , 19,19.
- ^ Бытие Раба , 60,3
- ^ Альтер, Роберт. История Дэвида (Нью-Йорк: WW Norton, 2000), 15.
- ^ «Веб.генеалогия» . Архивировано из оригинала 24 января 2008 г. Проверено 12 ноября 2008 г.
- ^ Т. Стэнфорд Моммертс (11 апреля 2005 г.). «Древняя генеалогическая карта — Ансбертус» .
- ^ Ричард Бокэм (1 ноября 2007 г.). Свидетельство любимого ученика: повествование, история и богословие в Евангелии от Иоанна . Издательская группа Бейкер. стр. 210–11. ISBN 978-1-4412-0079-2 .
- ^ Мартин Хенгель (1989). «Рвение по закону в связи с преданием о Финеасе». Зилоты: исследования еврейского освободительного движения в период от Ирода I до 70 г. н.э. Перевод Дэвида Смита. Эдинбург: T&T Clark Ltd., с. 168 . ISBN 0-567-09372-7 .
- ^ Зенон. «Лексиконная статья для «Финис, С.». Полный словарь святых, том 4. Аугсбург…» www.zeno.org (на немецком языке) . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «Праведный Финес, внук Аарона» . www.oca.org . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ "Праведный Финее́с, первосвященник Израильский" . azbyka.ru (in Russian) . Retrieved 2021-07-24 .
Источники
[ редактировать ]- Истон, Мэтью Джордж (1897). . Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Финеес» в Еврейской энциклопедии