Книга Иисуса Навина
Еврейская Библия (иудаизм) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ветхий Завет (христианство) | |||||
Библейский портал | |||||
Книга Иисуса Навина ( иврит : , Сефер Йохошуа тиверийский : Сепер Йошуа ); [1] Греческий : Ιησούς του Ναυή ; Латинское : Liber Iosue ) — шестая книга еврейской Библии и Ветхого Завета , а также первая книга девтерономической истории , истории Израиля от завоевания Ханаана до вавилонского изгнания . [2] : 42 В нем рассказывается о походах израильтян в центральный, южный и северный Ханаан, об уничтожении их врагов и разделе земли между Двенадцатью коленами , обрамленном двумя стандартными речами, первая из которых Бог повелевает завоевать земли, и, в конце, второе предупреждение Иисуса Навина о необходимости верного соблюдения Закона ( Торы ), открытого Моисею . [3]
Ученые сходятся во мнении, что Книга Иисуса Навина не имеет особой исторической ценности для раннего Израиля и, скорее всего, отражает гораздо более поздний период. [4] Самыми ранними частями книги, возможно, являются главы 2–11, рассказывающие историю завоевания; эти главы позже были включены в раннюю форму Иисуса Навина, вероятно, написанную в конце правления царя Иосии (годы правления 640–609 до н.э.), но книга была завершена только после падения Иерусалима под властью Нововавилонской империи в 586 году до н.э. и, возможно, только после возвращения из вавилонского изгнания в 539 г. до н.э. [5] : 10–11
Содержание
[ редактировать ]Структура
[ редактировать ]I. Передача руководства Иисусу Навину (1:1–18)
- А. Божье поручение Иисусу Навину (1:1–9)
- Б. Наставления Иисуса Навина народу (1:10–18)
II. Вход в Ханаан и его завоевание (2:1–12:24)
- А. Вхождение в Ханаан
- 1. Разведка Иерихона (2:1–24)
- 2. Переправа через реку Иордан (3:1–17).
- 3. Обоснование в Галгале (4:1–5:1)
- 4. Обрезание и Пасха (5:2–15)
- Б. Победа над Ханааном (6:1–12:24)
- 1. Разрушение Иерихона (6)
- 2. Неудача и успех в Гае (7:1–8:29)
- 3. Обновление завета на горе Гевал (8:30–35)
- 4. Другие кампании в центральном Ханаане. Обман Гаваонитян (9:1–27)
- 5. Походы в южном Ханаане (10:1–43)
- 6. Походы в северном Ханаане (11:1–15)
- 7. Краткое описание завоеванных земель (11:16–23)
- 8. Краткий список побежденных царей (12:1–24)
III. Раздел земли между коленами (13:1–22:34)
- А. Божьи указания Иисусу Навину (13:1–7)
- Б. Племенные наделы (13:8–19:51)
- 1. Восточные племена (13:8–33)
- 2. Западные племена (14:1–19:51)
- В. Города-убежища и города левитации (20:1–21:42)
- D. Итоги завоевания (21:43–45)
- E. Упразднение восточных колен (22:1–34)
IV. Заключение (23:1–24:33)
- А. Прощальное обращение Иисуса Навина (23:1–16)
- Б. Завет в Сихеме (24:1–28)
- C. Смерть Иисуса Навина и Елеазара ; захоронение костей Иосифа (24:29–33) [3]
Повествование
[ редактировать ]Божье поручение Иисусу Навину (глава 1)
[ редактировать ]Глава 1 начинается «после смерти Моисея ». [6] и представляет первый из трех важных моментов Джошуа, отмеченных важными речами и размышлениями главных героев; здесь сначала Бог , а затем Иисус Навин произносят речи о цели завоевания Земли Обетованной ; в главе 12 рассказчик вспоминает завоевание; а в главе 23 Иисус Навин произносит речь о том, что необходимо сделать, чтобы Израиль жил в мире на этой земле. [7] : 49
Бог поручает Иисусу Навину завладеть землей и предупреждает его хранить веру в завет с Моисеем . Речь Бога предвосхищает основные темы книги: переход реки Иордан и завоевание земли, ее распределение и настоятельная необходимость послушания Закону. Непосредственное повиновение самого Иисуса Навина видно в его речах перед израильскими военачальниками и трансиорданскими племенами, а утверждение трансиорданцами лидерства Иисуса Навина перекликается с Яхве в победе. уверениями [8] : 175
Вступление в землю и завоевание (главы 2–12)
[ редактировать ]Раав , ханаанская женщина из Библии , начинает вход израильтян в Ханаан. [9] Чтобы избежать повторения неудачных попыток Моисея заставить известных людей Израиля предсказать вероятность успеха входа в Ханаан, упомянутую в книге Чисел , Иисус Навин поручает двум обычным мужчинам войти в Иерихон в качестве шпионов. Они приходят в дом Раав и ночуют. Царь Иерихона, узнав о возможных израильских шпионах, требует, чтобы Раав раскрыла этих людей. Она говорит ему, что не знает об их местонахождении, хотя на самом деле она спрятала их на своей крыше под льном. На следующее утро Раав исповедует перед мужчинами свою веру в Бога и признает свою веру в то, что Ханаан с самого начала был зарезервирован Богом для израильтян. Благодаря действиям Раав израильтяне смогли войти в Ханаан. [9]
Израильтяне переходят реку Иордан посредством чудесного вмешательства Бога с Ковчегом Завета и подвергаются обрезанию в Гивеаф-Гааралоте (в переводе — холм крайней плоти ), переименованном Галгал в память в . Гилгал звучит как Галлоти , «Я удалил», но скорее переводится как «круг стоящих камней». Завоевание начинается с битвы при Иерихоне , за которым следует битва при Гае (центральный Ханаан), после чего Иисус Навин строит жертвенник Яхве на горе Эвал в северном Ханаане и возобновляет Завет в церемонии с элементами божественной церемонии дарования земли, подобной церемонии, известные из Месопотамии . [8] : 180
Затем повествование переключается на юг. Гаваонитяне обманом заставляют израильтян вступить с ними в союз , говоря, что они не хананеи . Несмотря на это, израильтяне решают сохранить союз, вместо этого поработив их. Союз аморейских царств во главе с ханаанейским царем Иерусалима нападает на гаваонитян, но они терпят поражение благодаря чудесной помощи Яхве , остановившей Солнце и Луну и посыпавшей большие градины (Иисус Навин 10:10–14). Вражеские короли в конечном итоге были повешены на деревьях. Автор Второзакония недавнюю кампанию ассирийского царя Сеннахирима в Иудейском царстве , возможно, использовал в качестве модели в 701 г. до н. э.; повешение пленных царей соответствует ассирийской практике VIII века до нашей эры. [10]
После завоевания юга повествование переходит к северной кампании. Мощная многонациональная (точнее, многонациональная) коалиция во главе с царем Асора , важнейшего северного города, терпит поражение в битве на водах Мерома с помощью Яхве. Затем сам Хацор захватывается и уничтожается. В главе 11:16–23 суммируются масштабы завоевания: Иисус Навин захватил всю землю, почти полностью благодаря военным победам, и только гаваонитяне согласились на мирные условия с Израилем. Тогда земля «отдохнула от войны» (Иисус Навин 11:23, повторено в 14:15). В главе 12 перечислены побежденные цари по обе стороны реки Иордан : два царя, правившие к востоку от Иордана и потерпевшие поражение под предводительством Моисея (Иисус Навин 12:1–6; ср. Числа 21), и 31 царь на берегу реки Иордан. к западу от Иордана, которые потерпели поражение под предводительством Иисуса Навина (Иисус Навин 12:7–24). Список 31 короля представляет собой квазитаблицу:
- царь Иерусалимский – один; царь Хеврона – один ;
- король Ярмута – один; царь Лахиша один ; (и т. д.; Иисус Навин 12:10–11).
Раздел земли (главы 13–22)
[ редактировать ]Описав, как израильтяне и Иисус Навин выполнили первое из повелений своего Бога, повествование теперь переходит ко второму: «отдать народу во владение землей». К этому времени Джошуа уже «стар, преклонных (или преклонных) лет». [12]
Такое распределение земли является «заветным даром земли»: Яхве , как царь, раздает каждому племени свою территорию. [8] : 183 « Города-убежища » и города Левита прикрепляются к концу, поскольку племенам необходимо получить свои дары, прежде чем они передадут их части другим. Трансиорданские племена распускаются, подтверждая свою верность Яхве.
В книге подтверждается выделение Моисеем земли к востоку от Иордана коленам Рувима и Гада , а также половине колена Манассии . [13] а затем описывает, как Иисус Навин разделил недавно завоеванную землю Ханаанскую на участки и по жребию распределил их между коленами . [14] В книге Иисуса Навина 14:1 также упоминается роль священника Елеазара (перед Иисусом Навином) в процессе распределения. [15] Описание выполняет богословскую функцию, показывая, как обещание земли было реализовано в библейском повествовании; его происхождение неясно, но описания могут отражать географические отношения между названными местами. [16] : 5
Формулировка Иисуса Навина 18: 1–4 предполагает, что колена Рувима, Гада, Иуды , Ефрема и Манассии получили свою землю незадолго до того, как «оставшиеся семь колен» [17] и экспедиция в составе 21 участника отправилась обследовать остальную часть земли с целью организовать выделение ее коленам Симеона , Вениамина , Ашера , Неффалима , Завулона , Иссахара и Дана . Впоследствии было выделено 48 городов с окружающими их землями колену Левия . [18]
опущено В масоретском тексте , но присутствует в Септуагинте утверждение, которое:
Иисус Навин завершил раздел земли в ее пределах, и дети отдали часть Иисусу Навину по повелению Господню. И дали ему город, о котором он просил, Фамнат Сарах дал ему на горе Ефремовой, и Иисус Навин построил город и поселился в нем. И взял Иисус каменные ножи, которыми он обрезал сынов Израилевых, которые были на дороге в пустыне, и положил их в Тамнат-Сарахе. [19]
К концу 21-й главы повествование свидетельствует о том, что исполнение Божьего обещания о земле, покое и превосходстве над врагами израильтян было завершено. [20] Племенам, которым Моисей даровал землю к востоку от Иордана, разрешено вернуться домой в Галаад (здесь используется в самом широком смысле для всей Трансиорданской области). [21] добросовестно «сдержав заряд» [22] поддержки племен, оккупировавших Ханаан. им даются «богатства… с очень большим количеством скота, с серебром , с золотом , с бронзой , с железом и с очень большим количеством одежды». В награду [23]
Прощальные речи Джошуа (главы 23–24)
[ редактировать ]Иисус Навин в преклонном возрасте и осознает, что «идет путем всей земли», [24] собирает лидеров израильтян вместе и напоминает им о великих делах Яхве для них и о необходимости любить Яхве. [25] Израильтянам сказано – так же, как было сказано самому Иисусу Навину. [26] – что они должны соблюдать «все, что написано в Книге Закона Моисея», [27] ни «отклоняться от него ни вправо, ни влево» (т. е. добавляя к закону или уменьшая его). [28]
Иисус Навин снова встречается со всеми жителями Сихема в 24 главе и обращается к ним во второй раз. Он рассказывает историю формирования Богом израильского народа, начиная с « Фарры , отца Авраама и Нахора , [который] жил за рекой Евфрат и поклонялся другим богам». [29] Он предложил израильтянам сделать выбор между служением Господу, избавившему их из Египта , или богам, которым служили их предки по ту сторону Евфрата, или богам аморреев, на земле которых они теперь жили. Люди решили служить Господу, и это решение Иисус Навин записал в Книге Закона Божьего. Затем он установил памятный камень «под дубом, который был у святилища Господня» в Сихеме. [30] Дуб связан с дубом Море , где Аврам разбил лагерь во время своего путешествия по этой местности. [31] [ нужна ссылка ] Таким образом, «Иисус Навин заключил завет с народом», буквально «заключил завет», фраза, общая для еврейского , греческого и латинского языков. Оно происходит от обычая жертвоприношения , при котором жертвы разрезались на куски и предлагались божеству, призванному для подтверждения помолвки. [32]
Затем люди вернулись к своему наследству, т. е. к выделенным им землям. [33]
Закрытие пунктов
[ редактировать ]Книга Иисуса Навина завершается тремя заключительными пунктами (называемыми в Иерусалимской Библии «Двумя дополнениями»): [34]
- Смерть Иисуса Навина и его погребение в Тимнат-Саре [35]
- Погребение костей Иосифа в Сихеме [36]
- Смерть Елеазара и погребение его на земле Финееса в горах Ефремовых. [37]
Потомкам Аарона в Ефреме не было левитских городов, поэтому богословы Карл Фридрих Кейль и Франц Делич предположили, что эта земля могла находиться в Геве на территории колена Вениамина : «ситуация «на горах Ефремовых» , не противоречит этой точке зрения, поскольку эти горы простирались, согласно Суд. 4:5 и т. д., далеко в пределы земли Вениамина». [38]
В некоторых рукописях и изданиях Септуагинты есть дополнительный стих, касающийся отступничества израильтян после смерти Иисуса Навина.
Состав
[ редактировать ]Авторство и дата
[ редактировать ]Книга Иисуса Навина является анонимным произведением . Вавилонский Талмуд , написанный в III-V веках н. э., приписывал ее самому Иисусу Навину , но эта идея была отвергнута как несостоятельная Жаном Кальвином (1509–1564 ) , а ко времени Томаса Гоббса (1588–1679) она была признана что книга, должно быть, была написана намного позже того периода, который в ней изображен. [7] : 26–30 В настоящее время существует общее мнение, что она была составлена как часть более крупного труда — « Девтерономической истории» , простирающейся от Книги Второзакония до Книги Царств . [8] : 174 впервые составленный при дворе царя Иосии в конце VII века до нашей эры и значительно переработанный в VI веке до нашей эры. [7] : 63
Историчность
[ редактировать ]Преобладающая среди ученых точка зрения состоит в том, что Иисус Навин не представляет собой фактическое описание исторических событий. [4] [39] [40] : 4 Очевидная ситуация с Иисусом Навином в 13 веке до нашей эры. [40] подтверждается крахом бронзового века , который действительно был временем повсеместного разрушения городов. Однако, за некоторыми исключениями ( Асор , Лахис ), разрушенные города — это не те города, которые Библия связывает с Иисусом Навином, а те, которые связывают с ним, практически не имеют признаков того, что они были оккупированы в то время. [41] : 71–72 Археологические данные показывают, что Иерихон и Гай не были заселены в ближневосточный период поздней бронзы . [42]
Впервые Ай была раскопана Джудит Марке-Краузе . [43] Согласно Библейскому словарю Эрдмана , история завоевания представляет собой националистическую пропаганду царей 8-го века до н. э. иудейских и их притязаний на территорию Израильского царства ; [39] включен в раннюю форму Иисуса Навина, написанную в конце правления царя Иосии (годы правления 640–609 до н. Э.). Книга Иисуса Навина, вероятно, была переработана и завершена после падения Иерусалима под властью Нововавилонской империи в 586 г. до н.э. и, возможно, после возвращения из вавилонского изгнания в 538 г. до н.э. [5] : 10–11
В 1930-х годах Мартин Нот резко критиковал полезность Книги Иисуса Навина для истории. [44] Нот был учеником Альбрехта Альта , который подчеркивал критику формы (пионером которой был Герман Гункель в 19 веке) и важность этиологии . [44] [45] Альт и Нот постулировали мирное перемещение израильтян в различные районы Ханаана, что противоречит библейскому повествованию. [46] Американский археолог Уильям Ф. Олбрайт поставил под сомнение «упорство» этиологий, которые сыграли ключевую роль в анализе Нотом кампаний Джошуа.
Археологические данные 1930-х годов показали, что город Ай , ранняя цель завоевания в предполагаемом рассказе Иисуса Навина, существовал и был разрушен, но в 22 веке до нашей эры. [44] Были предложены некоторые альтернативные места для Ай, такие как Хирбет эль-Макатир или Хирбет Нисья, которые частично могли бы устранить несоответствие в датах, но эти места не получили широкого признания. [47] В 1951 году Кэтлин Кеньон показала, что Иерихон принадлежал к среднему бронзовому веку (ок. 2100–1550 до н.э.), а не к позднему бронзовому веку (ок. 1550–1200 до н.э.). Кеньон утверждал, что ранняя израильская кампания не может быть подтверждена исторически, а скорее объяснена этиологией местоположения и представлением израильского поселения. [48] [49]
В 1955 году Дж. Эрнест Райт обсудил корреляцию археологических данных с ранними израильскими кампаниями, которые он разделил на три этапа согласно Книге Иисуса Навина. Он указал на две группы археологических находок, которые «по-видимому, предполагают, что библейское описание в целом верно относительно природы конца тринадцатого и двенадцатого-одиннадцатого веков в стране» (т.е. «периода огромного насилия»). [50] Он придает особое значение недавним раскопкам в Хацоре, проведенным Игаэлем Ядином . [50]
Археолог Амнон Бен-Тор из Еврейского университета в Иерусалиме , который сменил Ядина на посту руководителя раскопок в Хацоре в 1990 году, считал, что недавно обнаруженные доказательства насильственного разрушения путем сожжения подтверждают библейское повествование о завоевании города израильтянами. [51] В 2012 году группа под руководством Бен-Тора и Шэрон Цукерман обнаружила сгоревший дворец 13-го века до нашей эры, в складских помещениях которого они обнаружили 3400-летние кувшины с сгоревшими зернами. [52] Шэрон Цукерман не согласилась с теорией Бен-Тора и заявила, что поджог стал результатом того, что многочисленные группировки города противостояли друг другу с чрезмерной силой. [53]
В своем комментарии к серии «Вестминстерский библейский компаньон» Кэролин Пресслер предложила читателям книги Джошуа отдавать приоритет ее богословскому посланию («чему отрывки рассказывают о Боге») и осознавать, что они значили бы для аудитории в VII и VI веках. до нашей эры. [54] : 5–6 Ричард Нельсон объяснил, что потребности централизованной монархии предпочитали единую историю происхождения, сочетающую в себе старые традиции исхода из Египта , веру в национального бога как «божественного воина» и объяснения разрушенных городов, социального расслоения и этнических групп, а также современные племена. [55] : 5
Рукописи
[ редактировать ]Фрагменты Иисуса Навина, относящиеся к периоду Хасмонеев, были найдены среди свитков Мертвого моря (4QJosh а и 4QДжош б , найден в Кумранской пещере 4 ). [56] [57] Септуагинта (V век н.э. (греческий перевод) встречается в таких рукописях, как Вашингтонский манускрипт I ), а сокращенная версия текста Септуагинты находится в иллюстрированном свитке Джошуа . [58] [59] Самая ранняя полная копия книги на иврите находится в Кодексе Алеппо (10 век н.э.). [60] [61]
Темы
[ редактировать ]Вера и гнев
[ редактировать ]Основная богословская тема девтерономической истории — верность и милость Божья, а также их противоположности — неверие и гнев Божий. В Книге Судей , Книгах Самуила и Книгах Царств израильтяне становятся неверными , и Бог в конечном итоге показывает свой гнев, отправляя свой народ в изгнание. [62] Но в Иисусе Навине Израиль послушен, Иисус Навин верен, и Бог выполняет свое обещание и в результате дает им землю. [54] : 3–4 Военная кампания Яхве в Ханаане подтверждает право Израиля на эту землю [63] : 158–159 и представляет парадигму того, как Израиль должен был там жить: двенадцать колен с назначенным лидером, объединенные заветом в войне и поклонении одному Яхве в одном святилище, все в повиновении повелениям Моисея , как они найдены в Книге Второзаконие . [64] : 162
Бог и Израиль
[ редактировать ]Книга Иисуса Навина развивает тему Второзакония об Израиле как о едином народе, поклоняющемся Яхве на земле, которую дал им Бог. [63] : 159 Яхве, как главный герой книги, берет на себя инициативу в завоевании земли, и сила Яхве побеждает в битвах. Например, стены Иерихона падают, потому что Яхве сражается за Израиль, а не потому, что израильтяне демонстрируют превосходные боевые способности. [5] : 7–8 Потенциальная разобщенность Израиля является постоянной темой, самая большая угроза разобщения исходит от племен к востоку от Иордана. В главе 22:19 даже намекается, что земля за Иорданом нечиста и что племена, живущие там, имеют второстепенный статус. [5] : 9
Земля
[ редактировать ]Земля – центральная тема Иисуса Навина. [40] : 11 Во введении к Второзаконию вспоминается, как Яхве отдал землю израильтянам, но затем забрал дар, когда Израиль проявил страх и только Иисус Навин и Халев доверились Богу. [65] : 33 Земля принадлежит Яхве, который может дать или удержать ее, и тот факт, что Он пообещал ее Израилю, дает Израилю неотъемлемое право забрать ее. Для читателей, живших в изгнании и после изгнания , эта земля была одновременно знаком верности Яхве и неверности Израиля, а также центром их этнической идентичности. В девтерономическом богословии «покой» означал беспрепятственное владение Израилем этой землей, достижение которой началось с завоеваний Иисуса Навина. [55] : 15–16
Враг
[ редактировать ]Иисус Навин «проводит систематическую кампанию против мирного населения Ханаана – мужчин, женщин и детей – что равносильно геноциду ». [66] Эта практика была известна как херем , как описано во Второзаконии 20:17, и не влекла за собой никаких договоров с врагом, никакой милости и смешанных браков . [8] : 175 «Истребление народов прославляет Яхве как воина и способствует притязаниям Израиля на эту землю», в то время как их дальнейшее выживание «исследует темы непослушания и наказания и с нетерпением ожидает истории, рассказанной в «Судьях и царях». [55] : 18–19 Божественный призыв к резне в Иерихоне и других местах можно объяснить с точки зрения культурных норм (Израиль был не единственным государством железного века , практиковавшим здесь резню ) и богословия (например, для обеспечения чистоты Израиля, выполнения Божьего обещания, осуждения хананеев за их «сексуальную жизнь»). проступок") [67] [8] : 175 но Патрик Д. Миллер в своем комментарии к Второзаконию отмечает: «Не существует реального способа сделать такие сообщения приемлемыми для сердец и умов современных читателей и верующих». [65] : 40–41 Ниссим Амзаллаг видит сходство между завоеванием Иисуса Навина и возвращением иудейских изгнанников в Ездре-Неемии, но по сравнению с первым, иудеи просто воздерживались от смешанных браков с «хананеями». Эти «хананеи», скорее всего, были не изгнанными иудеями, подвергшимися «иностранному влиянию». [68]
Послушание
[ редактировать ]Послушание против непослушания – постоянная тема произведения. [69] : 79 Узы послушания при переходе через Иордан, разгроме Иерихона и Гая , обрезании и Пасхе, а также публичном показе и чтении Закона. Непослушание появляется в истории об Ахане ( побитом камнями за нарушение повеления херема ), гаваонитянах и жертвеннике, построенном трансиорданскими племенами. Два последних обращения Иисуса Навина призывают Израиль будущего (читателей этой истории) подчиняться самой важной заповеди из всех – поклоняться Яхве и никаким другим богам. Таким образом, Иисус Навин иллюстрирует центральное послание Второзакония о том, что послушание ведет к успеху, а непослушание – к гибели. [55] : 20
Моисей, Иисус Навин и Иосия
[ редактировать ]Девтерономическая история проводит параллели в правильном руководстве между Моисеем , Иисусом Навином и Иосией . [55] : 102 Поручение Бога Иисусу Навину в первой главе оформлено как царское установление. Клятва народа на верность Иисусу Навину как преемнику Моисея напоминает царские обычаи. Церемония обновления завета, проводимая Иисусом Навином, была прерогативой царей Иудеи. Божье повеление Иисусу Навину размышлять над «книгой закона» день и ночь соответствует описанию Иосии во 4 Царств 23:25 как царя, исключительно озабоченного изучением закона. У этих двух фигур были одинаковые территориальные цели; Иосия умер в 609 г. до н.э. при попытке присоединить бывший Израиль к своему Иудейскому царству. [70]
Некоторые параллели с Моисеем можно увидеть в следующем, но не исчерпывающем списке: [8] : 174
- Иисус Навин послал соглядатаев разведать землю возле Иерихона, точно так же, как Моисей послал соглядатаев из пустыни разведать землю обетованную. [71]
- Иисус Навин вывел израильтян из пустыни в Землю Обетованную, переправившись через реку Иордан, как посуху. [72] подобно тому, как Моисей вывел израильтян из Египта через Красное море , которое они пересекли, как посуху. [73]
- Перейдя реку Иордан , израильтяне отпраздновали Пасху так же, как и непосредственно перед Исходом. [74]
- Видение Иисуса Навина «вождя армии Яхве» напоминает божественное откровение Моисею в горящем кусте. [75]
- Иисус Навин успешно ходатайствует за израильтян, когда Яхве гневается за их неспособность полностью соблюдать «запрет» ( херем ), точно так же, как Моисей часто убеждал Бога не наказывать народ [76]
- Иисус Навин и израильтяне смогли победить народ в Гае, потому что Иисус Навин последовал божественному указанию и протянул свой меч. [77] точно так же, как народ мог победить амаликитян , пока Моисей протягивал руку, держащую посох Божий [78]
- Иисус Навин «стар, преклонных лет» в то время, когда израильтяне могут начать заселять землю обетованную, точно так же, как Моисей был стар, когда умер, увидев, но не войдя в землю обетованную. [79]
- Иисус Навин служил посредником в обновленном завете между Яхве и Израилем в Сихеме, [80] точно так же, как Моисей был посредником завета Яхве с народом на горе Синай / горе Хорив .
- Перед смертью Иисус Навин обратился к израильтянам с прощальной речью: [81] точно так же, как Моисей произнес свою прощальную речь. [82]
- Моисей дожил до 120 лет [79] а Иисус Навин дожил до 110 лет. [83]
Моральные и политические интерпретации
[ редактировать ]Книга Иисуса Навина посвящена завоеванию Земли Израиля и ее заселению, которые являются политически окрашенными проблемами в израильском обществе . В своей статье «Взлет и падение Книги Иисуса Навина в народном образовании в свете идеологических изменений в израильском обществе» израильская библеистка Лия Мазор анализирует историю книги и раскрывает сложную систему отсылок к ней, выраженную в широкий спектр ответов, часто крайних, от ограниченного восхищения через смущение и громовое молчание до горькой и острой критики. [84] Она показывает, что изменения в статусе Книги Иисуса Навина являются проявлением продолжающегося диалога израильского общества со своим культурным наследием, своей историей, с сионистской идеей и с необходимостью переопределить свою идентичность.
Давид Бен-Гурион видел в военном повествовании Иисуса Навина идеальную основу для объединяющего национального мифа о Государстве Израиль, созданном против общего врага – арабов . [85] Он встретился с политиками и учеными, такими как библеист Шемарьягу Талмон, чтобы обсудить предполагаемые завоевания Джошуа, а затем опубликовал книгу стенограмм встреч; На лекции в доме Бен-Гуриона археолог Игаэль Ядин приводил доводы в пользу историчности израильской военной кампании, указывая на завоевания Асора , Вефиля и Лахиша . [85] Палестинский писатель Нур Масалха утверждал, что сионизм представил арабо-израильскую войну 1948 года (в ходе которой было создано Государство Израиль ) как «чудесное» очищение земли, основанное на Иешуа, а Библию – как мандат на изгнание палестинского народа. Палестинцы. [86]
Библейское повествование о завоеваниях использовалось как инструмент критики сионизма. Например, Майкл Прайор критикует использование кампании Джошуа в поддержку «колониальных предприятий» (в целом, не только сионизма), которые интерпретируются как оправдание этнических чисток . Он утверждает, что Библия использовалась для того, чтобы сделать жестокое обращение с палестинцами более приемлемым с моральной точки зрения. [87] Соответствующее моральное осуждение можно увидеть в «Политическая сакрализация имперского геноцида: контекстуализация книги Тимоти Дуайта «Завоевание Ханаана »». книге Билла Темплера [88] Такая критика не нова; Джонатан Боярин отмечает, как Фредерик Тернер Израиля обвинил монотеизм в самой идее геноцида, которую Боярин нашел «упрощенной», хотя и имела прецеденты. [89] Во время своего пребывания на посту министра образования израильский левый политик Шуламит Алони часто жаловалась на центральное место книги Иисуса Навина в учебных программах, в отличие от вторичности гуманных и универсальных принципов, обнаруженных в Книгах Пророков . Ее попытка изменить программу изучения Библии не увенчалась успехом. [90]
См. также
[ редактировать ]- Раскопанная Библия
- « Скрытые тайны Библии »
- Эд (библейская ссылка)
- Трансиордания (Библия)
- Йом ХаАлия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хан, Джеффри (2020). Тиверийская традиция произношения библейского иврита, Том 1 . Открытое книжное издательство. ISBN 978-1-78374-676-7 .
- ^ МакНатт, Паула (1999). Реконструкция общества Древнего Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22265-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ахтемайер, Пол Дж; Бораас, Роджер С. (1996). Библейский словарь Харпер Коллинз . Харпер Сан-Франциско. ISBN 978-0-06-060037-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Киллебрю 2005 , с. 152: «Почти все без исключения ученые согласны с тем, что рассказ Иисуса Навина не имеет особой исторической ценности по сравнению с ранним Израилем и, скорее всего, отражает гораздо более поздние исторические времена. 15 "
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Крич, Джером Ф.Д. (2003). Джошуа . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-23738-7 .
- ^ Иисус Навин 1:1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Де Пюри, Альберт ; Ромер, Томас (2000). «Девтерономистическая историография (DH): история исследований и обсуждаемых вопросов» . Ин де Пюри, Альберт; Ромер, Томас; Макки, Жан-Даниэль (ред.). Израиль конструирует свою историю: девтерономистическая историография в недавних исследованиях . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-0-567-22415-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Младший, К. Лоусон-младший (2003). «Джошуа» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фраймер-Кенский, Тиква Симоне. (2002). Чтение женщинам Библии (1-е изд.). Нью-Йорк: Schocken Books. ISBN 978-0-8052-4121-1 . OCLC 49823086 .
- ^ Нааман, Надав (2005). Древний Израиль и его соседи: Сборник очерков . Том. 2. Айзенбрауны. п. 378. ИСБН 978-1-57506-113-9 .
- ^ Норденшельд, Адольф Эрик (1889). Факсимиле-атлас ранней истории картографии: с репродукциями важнейших карт, напечатанных в XV и XVI веках . Краус. стр. 51, 64 – через книги Google.
- ^ Иисус Навин 13:1
- ^ Иисус Навин 13: 8–32; ср. Числа 32:1–42
- ^ Хирш, Эмиль Г. (1906). «Иисус Навин, Книга» . Еврейская энциклопедия .
- ^ Маклер, Г.Ф. (1897). Иисус Навин 14 в Кембриджской Библии для школ и колледжей . Издательство Кембриджского университета – через BibleHub.
- ^ Дорси, Дэвид А. (1991). Дороги и шоссе Древнего Израиля . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-3898-9 .
- ^ Иисус Навин 18: 1–4.
- ^ Иисус Навин 21: 1–41 , ср. Числа 35:7
- ^ Спенс-Джонс, HDM; Экселл, Джозеф С., ред. (1919). «Джошуа 21» . Комментарий кафедры . Библейский хаб.
- ^ Иисус Навин 21: 43–45.
- ^ Барнс, Альберт (1834). Заметки о Библии: Иисус Навин 22 . Библейский хаб.
- ↑ Иисус Навин 22:3, английская исправленная версия.
- ^ Иисус Навин 22: 1–9.
- ^ Иисус Навин 23:14
- ^ Иисус Навин 23:11
- ^ Иисус Навин 1:7
- ^ Иисус Навин 23:6
- ^ Пул, Мэтью (1853). «Джошуа 23» . Комментарий к Библии . Роберт Картер и братья – через Bible Hub.
- ^ Иисус Навин 24:2
- ^ Иисус Навин 24: 1–27.
- ^ Бытие 12:6
- ^ Спенс-Джонс, HDM; Экселл, Джозеф С., ред. (1919). «Джошуа 24» . Комментарий кафедры . БиблияХаб.
- ^ Джошуа 24:28
- ^ Иерусалимская Библия , заголовок Иисуса Навина 24: 29–33.
- ^ Иисус Навин 24: 29–31.
- ^ Джошуа 24:32
- ^ Джошуа 24:33
- ^ Кейл, Карл Фридрих; Делич, Франц (1878). Библейский комментарий к Ветхому Завету: Иисус Навин 24 . БиблияХаб.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кут, Роберт Б. (2000). «Завоевание: Библейское повествование» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. стр. 275–276. ISBN 978-90-5356-503-2 .
Короче говоря, библейское завоевание Ханаана, хотя и использовало более древние формы, мотивы и традиции, возникло как отражение реваншистских реформ Езекии и Иосии. Эпизоды об Иерихоне, Гае и Гаваоне, составляющие основную часть рассказа о завоевании, [...] представляют собой сложные повествования, в которых затрагиваются многочисленные проблемы, но их главная цель - запугать потенциальных противников централизации Давида.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с МакКонвилл, Гордон; Уильямс, Стивен (2010). Джошуа . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2702-9 .
- ^ Миллер, Джеймс Максвелл; Хейс, Джон Харалсон (1986). История Древнего Израиля и Иудеи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-21262-9 .
- ^ Бартлетт, Джон Р. (2006). «3: Археология». В Роджерсоне, JW; Лью, Джудит М. (ред.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 63 . ISBN 978-0-19-925425-5 .
- ^ Уэйджмейкеры, Барт (28 февраля 2014 г.). Археология в «Земле теллов и руин»: история раскопок на Святой Земле, вдохновленная фотографиями и рассказами Лео Бура . Книги Оксбоу. п. 47. ИСБН 978-1-78297-246-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Олбрайт, ВФ (1939). «Израильтянское завоевание Ханаана в свете археологии». Бюллетень американских школ восточных исследований . 74 (74): 11–23. дои : 10.2307/3218878 . JSTOR 3218878 . S2CID 163336577 .
- ^ Ноорт, Эд. 1998. «4QJOSHª и история традиций в Книге Иисуса Навина», Журнал северо-западных семитских языков , 24 (2): 127–144.
- ^ Рендсбург, Гэри А. (1992). «Дата Исхода и завоевания/поселения: аргументы в пользу 1100-х годов». Ветус Заветум . 42 (4): 510–527. дои : 10.2307/1518961 . JSTOR 1518961 .
- ^ Хокинс, Ральф (2013). Как Израиль стал народом . Абингдон. п. 109. ИСБН 978-1-4267-5487-6 . Проверено 26 января 2017 г.
- ^ Кеньон, Кэтлин М. (1967). «Иерихон». Археология . 20 (4): 268–275. JSTOR 41667764 .
- ^ Кеньон, Кэтлин М. (2013) [1951]. «Некоторые заметки по истории Иерихона во втором тысячелетии до нашей эры». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 83 (2): 101–138. дои : 10.1179/peq.1951.83.2.101 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райт, Г. Эрнест (1955). «Археологические новости и взгляды: Асор и завоевание Ханаана». Библейский археолог . 18 (4): 106–108. дои : 10.2307/3209136 . JSTOR 3209136 . S2CID 165857556 .
- ^ «Проект раскопок Асора» . unixware.mscc.huji.ac.il. Архивировано из оригинала 07 мая 2019 г. Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ Бен-тор, Амнон (1 января 2013 г.). «Кто уничтожил ханаанский Асор?» . БАР .
- ↑ Тайна возрастом 3400 лет: Кто сжег дворец ханаана Хацора , Гаарец
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пресслер, Кэролайн (2002). Джошуа, Судьи и Руфь . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25526-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Нельсон, Ричард Д. (1997). Джошуа . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22666-4 .
- ^ «Свитки Мертвого моря – Джошуа, 4-й квартал» . Свитки Мертвого моря – Джошуа, 4-й квартал .
- ^ Фельдман, Ариэль (2014). Переписанные свитки Иисуса Навина из Кумрана: тексты, переводы и комментарии . Де Грютер. ISBN 978-3-11-029005-9 .
- ^ «Расхождения в рукописях показывают, как ветхозаветные переписчики редактировали Книгу Иисуса Навина» . Университет Хельсинки . 29 января 2018 г.
- ^ Рёзель, Мартин (1 января 2002 г.). «Септуагинта-версия книги Иисуса Навина». Скандинавский журнал Ветхого Завета . 16 (1): 5–23. дои : 10.1080/09018320210000329 . S2CID 161116376 – через Тейлора и Фрэнсиса+NEJM.
- ^ «Ученые ищут страницы древней еврейской Библии» . Лос-Анджелес Таймс . 28 сентября 2008 г.
- ^ «Кодекс Алеппо» . www.aleppocodex.org . Архивировано из оригинала 15 января 2012 г. Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ Лаффи, Элис Л. (2007). «Девтерономическая история» . В Орландо О. Эспин; Джеймс Б. Николофф (ред.). Вводный словарь богословия и религиоведения . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5856-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакКонвилл, Гордон (2001). «Джошуа» . У Джона Бартона; Джон Маддиман (ред.). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-875500-5 .
- ^ Куган, Майкл Д. (2009). Краткое введение в Ветхий Завет . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миллер, Патрик Д. (1990). Второзаконие . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-664-23737-0 .
- ^ Девер, Уильям (2003). Кем были первые израильтяне и откуда они пришли? . Эрдманс. п. 38. ISBN 978-0-8028-0975-9 .
- ^ Строун, Брент А. (2012). «О рвоте: Левит, Иона, Эа(а)рт» . Католический библейский ежеквартальный журнал . 74 (3): 445–464. JSTOR 43727983 – через JSTOR.
- ^ Амзаллаг, Ниссим (2018). «Авторство Ездры и Неемии в свете различий в их идеологическом фоне» . Журнал библейской литературы . 137 (2): 271–291 – через JSTOR.
- ^ Кертис, Адриан Х.В. (1998). Джошуа . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-1-85075-706-1 .
- ^ Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер (2001). Раскопанная Библия . Свободная пресса. п. 95. ИСБН 978-0-7432-2338-6 .
- ^ Число. 13; Втор. 1:19–25
- ^ Исход 3:16
- ^ Исход 14:22
- ^ Исход 12
- ^ Исход 3: 1–6.
- ^ Пр. 32:11–14, Числ. 11:2, 14:13–19
- ^ Иисус Навин 8:18
- ^ Исход 17: 8–13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Второзаконие 34:7
- ^ Иисус Навин 8: 30–35; 24
- ^ Джошуа 23–24
- ^ Второзаконие 32–33.
- ^ Иисус Навин 24:29
- ^ Франкель, М.Л.; Дитчер, А., ред. (2004). Понимание Библии сегодня: Проблемы ее преподавания, Очерки еврейского образования (на иврите). стр. 21–46.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гаврелок 2013 .
- ^ Выпуск 2014 года .
- ^ Прайор, Майкл (2002). «Этническая чистка и Библия: моральная критика». Журнал исследований Святой Земли и Палестины . 1 (1): 37–59. дои : 10.3366/hls.2002.0003 .
- ^ Темплер, Билл (1 декабря 2006 г.). «Политическая сакрализация имперского геноцида: контекстуализация книги Тимоти Дуайта «Завоевание Ханаана»». Постколониальные исследования: культура, политика, экономика . 9 (4): 358–391. дои : 10.1080/13688790600993230 . S2CID 154858344 .
- ^ Боярин, Джонатан (1996). «2: Чтение Исхода в истории» . Палестина и еврейская история: критика на границах этнографии . Университет Миннесоты Пресс. п. 42. ИСБН 978-1-4529-0029-2 .
- ^ «Книга Иисуса Навина: Глава 12» . Национальные новости Израиля . 30 января 2012 года . Проверено 12 января 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бриггс, Питер старший. (2005). «Проверка действительности повествования о завоевании Гая в Книге Иисуса Навина» . В Карнаджи, Гленн А.; Карнаджи, Гленн-младший; Шовилл, Кейт Н. (ред.). За Иорданом: исследования в честь В. Гарольда Маре . Випф и сток. стр. 157–196. ISBN 978-1-59752-069-0 .
- Брайт, Джон (2000). История Израиля (4-е изд.). Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22068-6 .
- Брюинз, Хендрик Дж.; ван дер Плихт, Йоханнес (1995). «Скажите Эс-Султану (Иерихон): результаты радиоуглеродного анализа…» (PDF) . Радиоуглерод . 37 (2): 213–220. дои : 10.1017/S0033822200030666 .
- Кэмпбелл, Энтони Ф (1994). «Мартин Нот и девтерономическая история» . В Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (ред.). История традиций Израиля: наследие Мартина Нота . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-0-567-23035-5 .
- ———; О'Брайен, Марк (2000). Развертывание девтерономической истории: истоки, обновления, современный текст . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-1368-7 .
- Дэй, Джон (2002). Яхве и боги и богини Ханаана . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-0-8264-6830-7 .
- ден Брабер, Марике; Весселиус, Ян-Вим (ноябрь 2008 г.). «Единство Иисуса Навина 1–8, его связь с историей царя Керета и литературная подоплека историй об исходе и завоеваниях». Скандинавский журнал Ветхого Завета . 22 (2): 253–274. дои : 10.1080/09018320802661218 . S2CID 162220089 .
- Фарбер, Зев (2016). Образы Иисуса Навина в Библии и их восприятие . Вальтер де Грютер. ISBN 978-3-11-038366-9 .
- Голдингей, Джон (2023). Джошуа . Комментарий Бейкера к Ветхому Завету: Исторические книги. Книги Бейкера. ISBN 978-1-4934-4005-4 .
- Дьемант, Ладислав (2003). «Историографические взгляды на расселение еврейских племен в Ханаане» . Сакра Скрипта . Я (1): 26–30. ISSN 1584-7624 .
- Харстад, Адольф Л. (2005). Джошуа . Сент-Луис, Миссури: Паб Concordia. Дом. ISBN 978-0-570-06319-3 .
- Хаврелок, Рэйчел (2013). «Поколение Иисуса Навина: завоевание и земля обетованная». Критические исследования религии . 1 (3): 309. дои : 10.1177/2050303213506473 . S2CID 144093420 .
- Хоук, Л. Дэниел (13 марта 2012 г.). «Правда о завоевании: Иисус Навин как история, повествование и Священное Писание». Интерпретация: Журнал Библии и теологии . 66 (2): 129–140. дои : 10.1177/0020964311434872 . S2CID 145540152 .
- Хесс, Ричард С. (2008). «Иерихон и Гай Книги Иисуса Навина». В Гессе, Ричард С.; Клингбейл, Джеральд А.; Рэй, Пол младший (ред.). Критические вопросы ранней истории Израиля . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. стр. 33–46. ISBN 978-1-57506-804-6 .
- Джейкобс, Пол Ф. (2000). «Иерихон» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Джафет, Сара (1979). «Завоевание и поселение в хрониках». Журнал библейской литературы . 98 (2): 205–218. дои : 10.2307/3265510 . JSTOR 3265510 .
- Киллебрю, Энн Э. (2005). Библейские народы и этническая принадлежность: археологическое исследование египтян, хананеев и раннего Израиля, 1300–1100 гг . до н.э. Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-097-4 .
- Масалха, Нур (2014). Сионистская Библия: библейский прецедент, колониализм и стирание памяти . Рутледж. ISBN 978-1-317-54465-4 .
- Менденхолл, Джордж Э. (1962). «Еврейское завоевание Палестины». Библейский археолог . 25 (3): 66–87. дои : 10.2307/3210957 . JSTOR 3210957 . S2CID 165615750 .
- Мур, Меган Бишоп; Келле, Брэд Э. (2011). Библейская история и прошлое Израиля . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6260-0 .
- Патон, Льюис Бэйлс (1913). «Завоевание Израилем Ханаана: обращение президента на ежегодном собрании, 27 декабря 1912 года». Журнал библейской литературы . 32 (1): 1–53. дои : 10.2307/3259319 . JSTOR 3259319 . S2CID 165671881 .
- Пиенаар, Даан (1 января 2004 г.). «Некоторые наблюдения по поводу отчетов о завоеваниях в Книге Иисуса Навина». Журнал северо-западных семитских языков . 30 (1). hdl : 10520/EJC101285 . ISSN 0259-0131 .
- Прайор, Майкл (сентябрь 2002 г.). «Этническая чистка и Библия: моральная критика». Исследования Святой Земли . 1 (1): 37–59. дои : 10.3366/hls.2002.0003 .
- Томпсон, Леонард Л. (1981). «Переход через Иордан: Идкот Яхве и строительство мира». Журнал библейской литературы . 100 (3): 343–58. дои : 10.2307/3265959 . JSTOR 3265959 .
- Ван Сетерс, Джон (январь 1990 г.). «Поход Иисуса Навина в Ханаан и ближневосточная историография». Скандинавский журнал Ветхого Завета . 4 (2): 1–12. дои : 10.1080/09018329008584943 .
- Ван Сетерс, Джон (2000). «Второзаконие от Иисуса Навина до Самуила» . В Кнопперсе, Гэри Н.; МакКонвилл, Дж. Гордон (ред.). Переосмысление Израиля и Иуды: недавние исследования девтерономической истории . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-037-8 .
- Вазана, Нили (2014). «Глава 1: «Все исполнилось» против «Земли, которая еще осталась» ». В Бертло, Кателл; Дэвид, Джозеф Э.; Хиршман, Марк (ред.). Дар земли и судьба хананеев в еврейской мысли . Издательство Оксфордского университета. стр. 13–35. ISBN 978-0-19-995982-2 .
- Уэнам, Гордон Дж. (1971). «Девтерономическое богословие Книги Иисуса Навина». Журнал библейской литературы . 90 (2): 140–148. дои : 10.2307/3263755 . JSTOR 3263755 . S2CID 17518822 .
- Вуд, В. Карлтон (1916). «Религия Ханаана: от древнейших времен до еврейского завоевания (завершение)». Журнал библейской литературы . 35 (3/4): 163–279. дои : 10.2307/3259942 . JSTOR 3259942 .
- Зевит, Зиони (1983). «Археологическая и литературная стратиграфия в книге Иисуса Навина 7–8». Бюллетень американских школ восточных исследований . 251 (251): 23–35. дои : 10.2307/1356824 . JSTOR 1356824 . S2CID 163691750 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст на иврите и английском языке:
- Иисус Навин Иегошуа - ( иврит - английский на Mechon-Mamre.org, перевод Еврейского издательского общества)
- Еврейские переводы:
- Джошуа (Judaica Press) Перевод Раши на сайте chabad.org с комментарием
- Христианские переводы
- Интернет-Библия на сайте HospitalHall.org.
- Джошуа в Wikisource (авторизованная версия короля Иакова)
- Аудиокнига Джошуа, являющаяся общественным достоянием, на LibriVox Различные версии