Судьи 1
Судьи 1 | |
---|---|
глава 2 → | |
![]() Начало судей в Кодексе Алеппо X века н.э. , еврейской рукописи | |
Книга | Книга судей |
Часть еврейской Библии | Невиим |
Порядок в еврейской части | 2 |
Категория | Бывшие Пророки |
Христианская часть Библии | Ветхий Завет ( Семикнижие ) |
Порядок в христианской части | 7 |
Книга Судей 1 — первая глава Книги Судей , седьмой книги еврейской Библии или Ветхого Завета , священного текста в иудаизме и христианстве . За исключением первого стиха, ученые уже давно признали и изучили параллели между главой 1 Книги Судей и главами с 13 по 19 предыдущей Книги Иисуса Навина . [ 1 ] Оба предоставляют схожие сведения о предполагаемом завоевании Ханаана древними израильтянами . Судьи 1 и Иисус Навин 15–19 и представляют два описания медленного, постепенного и лишь частичного завоевания отдельными израильскими племенами, омраченного поражениями, что резко контрастирует с 10-й 11 -й главами Книги Иисуса Навина , которые изображают быстрое и полное завоевание. победа объединенной израильской армии под командованием Иисуса Навина . [ 2 ]
Текст
[ редактировать ]Эта глава изначально была написана на иврите . Оно разделено на 36 стихов.
Текстовые свидетели
[ редактировать ]Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы на иврите , относятся к традиции масоретских текстов , в которую входят Кайренский кодекс (895 г.), Алеппский кодекс (10 век) и Ленинградский кодекс (1008 г.). [ 3 ] Фрагменты, содержащие части этой главы на иврите, были найдены среди свитков Мертвого моря, включая XJudges (XJudg, X6, 4QJudg с ?; 50 г. до н. э.) с дошедшими до нас стихами 10–12. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Сохранившиеся древние рукописи перевода на греческий койне, известный как Септуагинта (первоначально сделанный в последние несколько столетий до нашей эры), включают Ватиканский кодекс ( B ; Б ; IV век) и Александрийский кодекс ( A ; А ; V век). [ 7 ] [ а ]
Анализ
[ редактировать ]Содержание
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Книга Судей 1 повествует о том, как колено Иуды , которое позже основало южное Иудейское царство , взяло на себя инициативу и добилось наибольшего успеха в завоевании земель у хананеев, в то время как особенно те племена, которые позже образовали северное царство Израиля, пережили несколько неудач, с Хананеи отражают нападения израильтян на их города. [ 1 ] [ 9 ] Стихи 17–36 Книги Судей 1 включают список ханаанских городов, которые были или не были захвачены в результате неудач и успехов военных кампаний различных израильских племен в их попытках завоевать Ханаан. В большинстве случаев неудачи Судьи 1 говорят, что израильские племена позже поработили хананеев принудительным трудом . [ примечание 1 ] Согласно Книгам Судей 2:1–5 и далее, израильский бог Яхве нанес последующие бедствия в книге «Судьи» (северным) израильтянам частично потому, что им не удалось полностью истребить ханаанскую расу, несмотря на его несколько геноцидный приказ об обратном. [ 1 ] [ 9 ] [ 10 ] По сравнению с другими племенами иудеи [ примечание 2 ] изображаются как чрезвычайно способные завоеватели, и даже там, где Иуда терпит неудачу, дается оправдание – у оккупантов были железные колесницы . Таким образом, многие библейские критики рассматривают этот список как предвзятую и частично преднамеренную пропаганду, составленную автором родом из Иудейского царства. [ 1 ] [ 9 ]
Упомянутые племена
[ редактировать ]Любопытной особенностью списка является то, что в нем упоминаются одиннадцать израильских колен, а именно Каин ( кинеи ), Симеон, Иуда, Халев, Вениамин, Манассия, Ефрем, Завулон, Ашер, Наффалим и Дан. Этот набор из одиннадцати не только противоречит традиционному представлению о существовании Двенадцати колен Израиля , но также и тому факту, что Каин и Калеб никогда не признавались сыновьями Иакова и не фигурируют ни в каких других списках израильских колен. или. [ 11 ] В книге Судей 1 не указывается общее число колен, не упоминаются (обычно включаемые) колена Левия (безземельный класс священников), ни Иссахара , ни Гада , ни Рувима . Тот факт, что рехавиты и иерахмеильтяне также представлены как израильские племена в других местах еврейской Библии, привел таких ученых, как Макс Вебер (в «Древнем иудаизме» ) и Рональд М. Глассман (2017), к выводу, что никогда не было фиксированного количества колен. Вместо этого идею о том, что всегда существовало двенадцать колен, следует рассматривать как часть израильского национального мифа : число 12 было не реальным числом, а идеальным числом, которое имело символическое значение в ближневосточных культурах с двенадцатеричными системами счета, от из которого, среди прочего, современные 12-часовые часы . получены [ 11 ]
Завоевание Иерусалима
[ редактировать ]Еще одной необычной особенностью является завоевание Иерусалима, описанное в книге Судей 1:7–8: иудеи захватывают Адони-Везека и уводят его в Иерусалим, все находящиеся там были убиты, а город сожжен дотла. Напротив, в Судей 1:21 сообщается, что Иерусалим не был завоеван и в нем находятся иевусеи по сей день (подтверждено Иисусом Навином 15:63). В книге Судей 19:11–12 снова утверждается, что это город иевусеев, в котором нет израильтян. Позже, во 2 Царств 5:6–10, Давиду даже пришлось отвоевать Иерусалим у иевусеев, чтобы сделать его своей столицей. [ 12 ] На протяжении веков различные христианские издания Библии пытались решить эту проблему разными способами, в том числе подразумевая, что в стихе 8 говорится о более раннем успешном нападении иудеев на Иерусалим, но позже город снова был захвачен иевусеями; или что стих 8 описывает просто осаду, а не захват; или что иудеи захватили только гражданскую часть города, а иевусеи держались в замке или крепости Иерусалима, пока Давид наконец не взял ее. [ 12 ]
В то время как Иисус Навин 5:13–6:27 повествует о битве при Иерихоне как о знаковой первой победе в завоевании Ханаана, Книга Судей 1 даже не упоминает Иерихон , хотя в некоторых переводах Библии упоминается «Город Пальм», упомянутый в Судей 1:16. с Иерихоном. Тем не менее, в этом стихе не указывается, что город был взят военной силой, и это не первый город, завоеванный израильтянами согласно Судьи 1, который начинается с поражения царя Адони-Везека в неопознанном месте «Везек» (Судьи 1). :4–7), после чего Иерусалим предположительно был взят и разграблен (Суд. 1:8). [ 13 ]
Еврейско-греческое противоречие в Судей 1:18.
[ редактировать ]
Согласно масоретскому тексту на иврите (MT) Судей 1:18: «Иуда взял Газу и пределы ее, Аскелон и пределы его, и Акрон и пределы его». ( Версия короля Якова ). [ примечание 4 ] Однако греческая Септуагинта (LXX) передает Судей 1:18 следующим образом: «Но Иуда не унаследовал ни Газу, ни пределы ее, ни Аскалон, ни пределы ее, ни Аккарон, ни пределы ее, ни Азот, ни земли вокруг нее». ( Перевод Септуагинты Брентона ). [ 15 ] [ примечание 3 ]
Это противоречие озадачило ученых, поскольку греческий текст не только добавляет Ашдод (Азотус) к списку городов, но и прямо отрицает, что иудеи завоевали (буквально «унаследовали») эти города, в то время как еврейский текст утверждает, что они это сделали. [ 17 ] [ 18 ] Хотя английские переводы Библии в целом следуют масоретскому тексту, утверждая, что иудеи захватили три города, [ 19 ] некоторые ученые утверждают, что греческую версию следует рассматривать как лучшую, если жителей этих четырех прибрежных городов приравнять к «народу равнин» в следующем стихе, который отразил иудеев благодаря своим железным колесницам. [ 20 ] Таким образом, Септуагинта может «исправить» еврейский текст, поскольку другие текстовые свидетельства, похоже, также указывают на то, что города перешли к израильтянам гораздо позже. [ 17 ] [ 21 ] Чарльз Элликотт отметил, что у Иосифа Флавия было другое решение, утверждая в «Иудейских древностях» (том 2, параграф 4), что «Аскелон и Ашдод были взяты в ходе войны, но что Газа и Экрон бежали, потому что их положение на равнине позволило им используйте свои колесницы; однако в 3, § 1 он говорит, что хананеи вновь завоевали Аскелон и Экрон». [ 17 ]
Состав и историчность
[ редактировать ]Дэвид М. Ганн (2018) отметил, что ранние еврейские и христианские толкователи мало обращали внимания на Судей 1–2 , но к 18 веку учёные начали считать расхождения между книгами Иисуса Навина и Судей проблемой. [ 12 ] В то время как Иисус Навин 10–11 изображает объединенных израильтян Иисуса Навина как полностью уничтоживших всех хананеев и захвативших или разрушивших все их города, Книга Судей 1 показывает, что многие из этих городов все еще стоят и населены хананеями, которые часто успешно отражали различные израильские племена. [ 12 ] Например, Вольтер (1776), ссылаясь на более ранние наблюдения Томаса Вулстона , утверждал, что либо Книга Иисуса Навина, либо Книга Судей должны быть ложными, поскольку «эта масса противоречий неустойчива». [ 12 ]
Джордж Фут Мур (1895) утверждал, что рассказ Судьи 1 о завоевании Израилем Ханаана «имеет гораздо большую историческую ценность», чем , поскольку Иисус Навин 10–11 «постепенное и частичное» подчинение земли согласовывалось со всем остальным, известным о последующих событиях. История Израиля и Ханаана в последующие столетия, тогда как «вся политическая и религиозная история этих столетий была бы непонятной, если бы мы представляли, что она началась с такого завоевания Ханаана, как описано в Книге Иисуса Навина». [ 2 ] Г. Эрнест Райт (1946) заявил, что в его время текстологи обычно считали, что Книга Судей 1, вероятно, была написана в основном в 10 или 9 веке до нашей эры (с добавлением стиха 1 «После смерти Иисуса Навина...» гармоническим редактором») и «подкрепляется утверждениями в книге Навина 15–19 Иисуса », в то время как книга Иисуса Навина 10 была написана намного позже Второзаконником ( ок. 6 века до н.э.) и поэтому считалась ненадежной. [ 2 ] Однако Райт утверждал, что его коллеги слишком легко списали главы Иисуса Навина 10–11 как неисторические из-за того, что сосредоточили внимание на стихах 10:40–41: «Несомненно, было бы преувеличением сказать, что каждый житель был убит. (...) Сведите это утверждение к географии, и все, что оно утверждает, — это то, что Иисус Навин захватил Иудейскую горную страну с Негебом и Шефелой». [ 2 ] Он также обвинил Мура и других ученых в чрезмерном упрощении достоверности Книги Судей 1, поскольку она часто фрагментарна, противоречива и «не находится в таком абсолютном противоречии с Иисусом Навином и точкой зрения Второзакония, как это обычно предполагается». [ 2 ]
А. Грэм Олд (1998) пришел к выводу, что Книга Судей 1 не была ранним документом, а была составлена на основе нескольких примечаний, разбросанных по всей Книге Иисуса Навина , и что автор связывает беспокойную историю северных племен с их неудачами в период завоевания. . [ 10 ] Аналогичным образом, К. Лоусон Янгер (1995) утверждал, что состав Судей 1 зависел от текста, взятого из Книги Иисуса Навина 13–19 и повторно использованного для собственных целей автора: «Судьи 1 резюмируют, переделывают и расширяют историю процесса Израиль овладевает землей Ханаанской. материалы из книги Иисуса Навина (особенно Иисус Навин 13–19 В нем используются ) с некоторыми расширениями, чтобы явно отразить общий успех Иуды и растущую неудачу других израильских колен, особенно Дана». [ 1 ] Поэтому Янгер предостерег от того, чтобы считать книгу Судей 1 исторически достоверной только потому, что она кажется более достоверной, чем глава Книги Иисуса Навина 10–11, поскольку в книге Судей 1 имеются явные признаки намеренного искажения материала Книги Книги Навина 13–19 Иисуса в пользу Иуды и Иосифа за счет других. израильских племен и приписывает неудачи последних моральному вырождению. [ 1 ]
Потенциальная проиудейская предвзятость
[ редактировать ]Некоторые ученые, такие как Марк Цви Бреттлер, пришли к выводу, что Книга Судей 1 является проиудейской. [ примечание 2 ] редакция книги , но Иисуса Навина 13–19 К. Лоусон Янгер отметил, что даже Иуда тонко критикуется в книге Судей 1, а остальная часть Книги Судей изображает Иуду в такой же негативной манере, как и все другие колена, и это выглядело для него как первые три главы «Судей» являются неотъемлемыми частями книги, не добавленными более поздними редакторами. [ 1 ] Грегори Т.К. Вонг (2005) выдвинул аргумент против широко цитируемых доказательств проиудейской полемики во всех книгах «Судьи», но Серж Фролов (2007) попытался опровергнуть его интерпретации, заключив: «В первой главе книги «Судьи» Иуда представлен как уникально способный человек. организации успешных военных действий от имени всего Израиля (...). В целом, по мнению судей, Иуда обладает высшей квалификацией для того, чтобы руководить политическим образованием, включающим все колена Израиля, другими словами, израильской монархией. Эта позиция, в свою очередь, согласуется с девтерономической политической философией, основанной на идее о том, что только иудейская династия Давида имеет право править в Израиле ( 2 Царств 7 ), и рассматривающей Северное царство (оплотом которого был дом Иосифа) как ренегатская провинция (см. особенно 17 , 21–23 Царств 4 ). [ 9 ]
Список городов
[ редактировать ]- Это не список археологических находок на современном Ближнем Востоке . Здесь обсуждается конкретный список, присутствующий в Библии.
Успехи
[ редактировать ]Колено Иуды взяло:
- Гористая местность, Негев и западные предгорья (Судей 1:9; Судей 1:19).
- Газа , Аскалон и Экрон (согласно еврейскому масоретскому тексту Судей 1:18, см. выше). [ 17 ] )
- Хеврон (Кириаф-Арба), где Халев изгоняет трех сыновей Анака (Судьи 1:20)
- Давир (Кириаф Сефер), взятый Гофониилом (Судьи 1:11–13)
Колено Симеона вместе с коленом Иуды уничтожает:
Колена Иосифа (состоящие из двух «полуплемен»: колена Ефрема и колена Манассии ) взяли:
- Вефиль , убив всех жителей, кроме человека и его семьи, которые показали им, как попасть в город (1:22–26)
Неудачи
[ редактировать ]Поскольку у жителей были железные колесницы , колену Иуды не удалось взять:
- Газа , Аскалон , Экрон и Ашдод (согласно греческой Септуагинты , см. выше). версии Судей 1:18 [ 17 ] )
- Равнины (Судьи 1:19)
Племену Вениамина не удалось изгнать жителей:
- Иерусалим (также известный как Иевус ) (Судьи 1:21). Однако в Судей 1:8 сообщается, что иудеи (уже?) захватили Иерусалим, убили всех, кто находился внутри, и сожгли его. [ 12 ]
Колену Манассии не удалось изгнать хананеев из:
Колено Ефрема не смогло изгнать хананеев из:
- Газер (Судьи 1:29)
Колено Завулона не смогло изгнать хананеев из:
Колено Асира не смогло изгнать хананеев из:
- Акко (Судьи 1:31)
- Сиддон (Судьи 1:31)
- Ахлаб (Судьи 1:31)
- Ациб (Судьи 1:31)
- Хелба (Судьи 1:31)
- Афек (Судьи 1:31)
- Рехов (Судьи 1:31)
Колено Неффалима не смогло изгнать хананеев, живших в:
Колено Дана в горной местности было ограничено амореями и не могло захватить:
- Гора Херес (Судьи 1:34–35)
- Аиалон (Судьи 1:34–35)
- Шаальбим (Судьи 1:34–35).
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Судей 1:28 делает общее утверждение: «Когда Израиль стал сильным, они принудили хананеев к принудительным работам, но никогда не изгоняли их полностью». (NIV) В стихах 30, 33 и 35 упоминаются конкретные примеры ханаанских племен, которые подвергались принудительному труду.
- ^ Jump up to: а б Термины «иудеи» и «иудеи» являются синонимами прилагательных слова «иуда». Первое основано на еврейском Иехуда (см. Иудейское царство ), а второе происходит от латинизированной формы Иудея (см. Иудея (римская провинция) ). Ученые предпочитают термин «иудеи», когда речь идет о доримском периоде.
- ^ Jump up to: а б и Иуда не наследовал ни Газана, ни пределов его, ни Ашкелона, ни пределов его, ни Аккарона, ни пределов его, ни Азотона, ни предместий его. ( Свита «Септуагинта» ). Слово « οὐκ » означает «не», «ἐκληρονομησεν» (родственное современному греческому глаголу κλερονομό ) означает «наследовать», а « οὐδὲ » означает «ни». [ 16 ]
- . Я хорошо провожу время и много времени ( Вестминстерский Ленинградский кодекс ). [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вся книга Судей отсутствует в дошедшем до нас Синайском кодексе . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Младший, К. Лоусон (1995). «Настройка предварительных судебных разбирательств: судьи 1.1–2.5 и ее зависимость от Книги Иисуса Навина» . Журнал для изучения Ветхого Завета . 20 (68). Издательство SAGE : 75–87. дои : 10.1177/030908929502006805 . S2CID 170339976 . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Райт, Г. Эрнест (1946). «Литературно-историческая проблема Иисуса Навина 10 и Судей 1» . Журнал ближневосточных исследований . 5 (2). Издательство Чикагского университета : 105–114. дои : 10.1086/370775 . JSTOR 542372 . S2CID 161249981 . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 35–37.
- ^ Ульрих 2010 , стр. 254.
- ^ Свитки Мертвого моря - Судьи
- ^ Фитцмайер 2008 , с. 162.
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 73–74.
- ^
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Синайский кодекс ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Jump up to: а б с д Фролов, Серж (2007). «Огонь, дым и Иуда в судьях: ответ Грегори Вонгу» . Скандинавский журнал Ветхого Завета . 21 (1). Тейлор и Фрэнсис: 127–138. дои : 10.1080/09018320601171005 . S2CID 159653915 . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кляйн, Ральф В. (2001). «Пересказ Джошуа: Синоптические перспективы А. Грэма Олда» . Журнал библейской литературы . 120 (4). Общество библейской литературы : 747. doi : 10.2307/3268272 . JSTOR 3268272 . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Глассман, Рональд М. (2017). «Союз израильских племен входит в Ханаан» . Истоки демократии в племенах, городах-государствах и национальных государствах . Чам: Спрингер. п. 632. дои : 10.1007/978-3-319-51695-0_60 . ISBN 978-3-319-51695-0 . Проверено 25 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ганн, Дэвид М. (18 января 2016 г.). «Судьи 1–3: Начало» . Судьи . стр. 17–33. дои : 10.1002/9781118710746.ch1 . ISBN 9781118710746 . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ «Судьи 1 НИВ» . biblehub.com . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ «Судьи 1:18 Анализ текста на иврите» . Biblehub.com . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ «Перевод Септуагинты судьи 1 Брентона» . Biblehub.com . 1844 год . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ «Судья 1 Септуагинта Света» . Biblehub.com . 1930 год . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Комментарии Судей 1:18» . Biblehub.com . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Бруг, Джон Фредерик (1978). Литературное и археологическое исследование филистимлян, выпуски 265–266 . Британские археологические отчеты. п. 6. ISBN 9780860543374 . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ «Судей 1:18 Параллельно» . Biblehub.com . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Журнал Американского исследовательского центра в Египте, тома 22-24 . Американский исследовательский центр в Египте. 1985. с. 212 . Проверено 24 мая 2021 г.
Судьи 1:18-19 могут быть указанием, особенно если версия Септуагинты Судей 1:18 считается превосходящей масоретский текст, т.е. что израильтяне не смогли захватить долины и города, особенно Газу, Ашкелон и Экрон, потому что у хананеев были железные колесницы.
- ^ Дотан, Труде; Дофан, Моше (1992). Люди моря: В поисках филистимлян . Макмиллан. п. 235. ИСБН 9780025322615 . Проверено 24 мая 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Куган, Майкл Дэвид (2007). Куган, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия, выпуск 48 (дополненное 3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195288810 .
- Фитцмайер, Джозеф А. (2008). Путеводитель по свиткам Мертвого моря и сопутствующей литературе . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 9780802862419 .
- Галлей, Генри Х. (1965). Библейский справочник Галлея: сокращенный библейский комментарий (24-е (переработанное) изд.). Издательство Зондерван. ISBN 0-310-25720-4 .
- Хейс, Кристина (2015). Введение в Библию . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300188271 .
- Нидич, Сьюзен (2007). «10. Судьи». В Бартоне, Джон ; Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий (первое издание (в мягкой обложке)). Издательство Оксфордского университета. стр. 176–191. ISBN 978-0199277186 . Проверено 6 февраля 2019 г.
- Ульрих, Евгений, изд. (2010). Библейские кумранские свитки: транскрипции и текстовые варианты . Брилл.
- Вюртвейн, Эрнст (1995). Текст Ветхого Завета . Перевод Роудса, Эрролла Ф. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-0788-7 . Проверено 26 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейские переводы:
- Шофтим - Судьи - Глава 1 (Judaica Press) . Текст на иврите и английский перевод [с Раши ] на Chabad.org комментарием
- Христианские переводы:
- Интернет-Библия на сайтеGospelHall.org (ESV, KJV, Darby, американская стандартная версия, Библия на базовом английском языке)
- Судьи, глава 1. Библейские ворота