Эдом
Царство Эдом 𐤀𐤃𐤌 | |
---|---|
в. 13 век до н.э. – ок. 553 г. до н. э. [1] | |
Статус | Монархия |
Капитал | Бозра |
Общие языки | Эдомитянин |
Религия | Ханаанская религия |
История | |
• Учредил | в. 13 век до н.э. |
• Завоеван вавилонским царем Набонидом. | в. 553 г. до н. э. [1] |
Сегодня часть |
История Иордании |
---|
Предыстория |
Древняя история |
Классический период |
Исламская эпоха |
Эмират и мандат |
Пост-независимость |
Иорданский портал |
Эдом ( / ˈ iː d ə m / ; [2] [3] Эдомитянин : 𐤀𐤃𐤌 ʾDM ; Иврит : אֱדוֹם ʾĔḏōm , букв.: «красный»; Аккадский : 𒌑𒁺𒈪 Údumi , 𒌑𒁺𒈬 Údumu ; [4] Древнеегипетский : jdwmꜥ ) [5] было древним королевством в Трансиордании , расположенным между Моавом на северо-востоке, Аравией на западе и Аравийской пустыней на юге и востоке. [6] Большая часть ее бывшей территории теперь разделена между нынешней южной Иорданией и Израилем . Эдом появляется в письменных источниках, относящихся к позднему бронзовому веку и железному веку в Леванте .
Эдомитяне фигурируют в нескольких древних источниках, в том числе в списке египетского фараона Сети I ок. 1215 г. до н. э., а также в хронике похода Рамсеса III (годы правления 1186–1155 до н. э.), и Танахе . [6] Археологические исследования показали, что нация процветала между 13 и 8 веками до нашей эры и была разрушена вавилонянами после периода упадка в 6 веке до нашей эры. [6] После падения Эдомского царства идумеи были вытеснены на запад, в сторону южной Иудеи , кочевыми племенами, пришедшими с востока; среди них были арабы -набатеи , которые впервые появились в исторических анналах IV века до нашей эры и уже к первой половине II века до нашей эры основали собственное царство на территории бывшего Эдома. [6] Более поздние раскопки показывают, что процесс заселения Эдомитов в южных частях Иудейского царства и некоторых частях Негева вплоть до Тимны начался еще до разрушения царства Навуходоносором II в 587/86 г. до н.э., как путем мирного проникновения, так и путем мирного проникновения. военным путем и воспользовавшись и без того ослабленным государством Иуды. [7] [8]
Вытесненные со своей территории, идумеи в персидский период поселились на территории, охватывающей южные холмы Иудеи вплоть до района к северу от Беэр-Шевы . [9] [10] Люди появляются под греческой формой своего старого имени, как идумейцы или идумеи , а их новая территория называлась Идумея или Идумея ( греч . Ἰδουμαία, Idoumaía ; латынь : Idūmaea ), термин, который использовался в эллинистический и римский периоды. также упоминается в Новом Завете . [11] [12] до нашей эры идумеи были насильно обращены в иудаизм хасмонеями Во II веке и включены в состав еврейского населения . [13] Другие ученые полагают, что ассимиляция была добровольной. [14]
Эдом и Идумея — два родственных, но разных термина; они относятся к исторически смежному населению, но к двум отдельным, хотя и смежным, территориям, которые идумеяне/идумейцы занимали в разные периоды своей истории. Эдомитяне сначала основали царство («Едом») в южной части современной Иордании , а затем мигрировали в южные части Иудейского царства («Идумея», современная гора Хеврон ). [ сомнительно – обсудить ] когда Иудея была сначала ослаблена, а затем уничтожена вавилонянами в VI веке до нашей эры. [15] [16]
Имя
[ редактировать ]Еврейское « слово Едом» означает «красный», и еврейская Библия связывает его с именем его основателя Исава , старшего сына еврейского патриарха Исаака , потому что он родился «весь красный». [17] Будучи молодым человеком, он продал свое первородство своему брату Иакову за порцию «красной похлебки». [18] Танах описывает идумеян как потомков Исава. [19]
История
[ редактировать ]Эдом
[ редактировать ]
| |||||||
jdwmꜥ Эдом [5] | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Эра : Новое Королевство (1550–1069 до н. э.) | |||||||
Эдомитяне, возможно, были связаны с шасу и шуту , кочевниками-налетчиками, упомянутыми в египетских источниках. Действительно, письмо египетского писца из пограничной крепости в Вади Тумилат во время правления Мернептаха сообщает о перемещении кочевых «шасу-племен Эдома» к водопоям на территории Египта. [20] Самые ранние поселения железного века — возможно, лагеря по добыче меди — датируются 11 веком до нашей эры. [21] Поселение активизировалось к концу 8-го века до нашей эры, и основные раскопки, раскопанные к настоящему времени, датируются 8-6 веками до нашей эры. Последнее недвусмысленное упоминание об Эдоме — это ассирийская надпись 667 г. до н.э. Эдом прекратил свое существование как государство, когда его завоевал Набонид в VI веке до нашей эры. [22]
Эдом упоминается в ассирийских клинописных надписях в форме 𒌑𒁺𒈪 Údumi и 𒌑𒁺𒈬 Údumu ; [4] из одного и того же источника известны три его царя: Каус-Малака во времена Тиглатпаласара III (ок. 745 г. до н. э.), Ая-раму во времена Сеннахирима (ок. 705 г. до н. э.) и Каус-Габри во времена время Асархаддона (ок. 680 г. до н. э.). Согласно египетским надписям, «Адума» временами расширяли свои владения до границ Египта. [23]
Существование Эдомского царства было подтверждено археологами во главе с Эзрой Бен-Йосефом и Томом Леви с использованием методологии, называемой моделью прерывистого равновесия в 2019 году . Археологи в основном взяли образцы меди из долины Тимна и Файнана в иорданской долине Арава , датированные 1300 годом. -800 г. до н.э. По результатам анализа исследователи пришли к выводу, что Шошенк I фараон египетский (библейский « Шишак »), напавший на Иерусалим в X веке до нашей эры, поощрял торговлю и производство меди вместо того, чтобы разрушать регион. Профессор Тель-Авивского университета Бен Йосеф заявил: «Наши новые результаты противоречат мнению многих археологов о том, что Арава была населена рыхлым союзом племен, и они согласуются с библейской историей о том, что здесь существовало Эдомитское царство». [24] [25] [26]
Идумея
[ редактировать ]После завоевания Иуды вавилонянами идумеи поселились в районе Хеврона . Они процветали в этой новой стране, названной греками и римлянами «Идумея» или «Идумея», на протяжении более четырех столетий. [27] Страбон , писавший примерно во времена Иисуса , считал, что идумейцы, которых он идентифицировал как набатейцев по происхождению, составляли большинство населения Западной Иудеи , где они смешались с иудеями и переняли их обычаи. [28] Эта точка зрения не обязательно разделяется современными научными работами. [29] [30] [31] [32]
Еврейская Библия
[ редактировать ]Согласно еврейской Библии, первоначальная страна идумеев простиралась от Синайского полуострова до Кадес-Варни . Он достигал юга до Эйлата , который был морским портом Эдома. [33] На севере от Эдома находилась территория Моава . [34] Границей между Моавом и Эдомом был поток Зеред . [35] Древней столицей Эдома был Воцра . [36] Согласно Бытию, потомки Исава поселились на этой земле после того, как вытеснили хорреев . [37] Ее еще называли землей Сеира; Гора Сеир , по-видимому, была тесно связана с ними и могла быть культовым местом. Согласно библейскому повествованию, во времена Амасии (838 г. до н. э.) Села была его главным оплотом. [38] Эйлат и Эцион-Гебер, его морские порты . [39]
В Бытии 36:31-43 перечислены цари Эдома «до того, как воцарился какой-либо израильский царь»:
Это цари, которые правили землей Эдома до того, как царь стал править детьми Израиля. И Бела бен Беор правил в Эдоме, и имя его города было Динхаба . И умер Бела , и Иовав бен-Зера из Восора правил вместо него . И умер Иовав , и Хушам из земли Темани правил вместо него . И умер Хушам , и правил вместо него Хадад бен Бедад , который поразил Мадиама на поле Моава , и имя его городу было Авиф . И умер Хадад, и Самла из Масреки вместо него правил . И Самла умер Саул из Реховота, что на реке , и правил вместо него . И умер Саул , и Баал-Ханан бен Ахбор правил вместо него . И умер Баал-Ханан бен Ахбор, и правил вместо него Хадар , и имя города его было Пау , а имя жены его Мехетабель бат Матред бат Мезахав. И вот названия родов Исава по Тимна родам их, по местам их, по именам их: род , род Альва , род Иефет , род Оголивама Ила , , род род Пинон , род Кеназ , род Теман , род Мибзар , род Магдиэль, клан IramГнев [40]
Еврейское слово, переведенное как «лидер клана», — «алуф» , оно используется исключительно для описания князей Эдома и Моава в первых пяти книгах Моисея . Однако начиная с книг более поздних пророков это слово используется для описания иудейских полководцев, например, в пророчествах Захарии дважды (9:7, 12:5–6) оно эволюционировало для описания еврейских военачальников, это слово также используется несколько раз как общий термин для обозначения учителя или наставника, например, в Псалме 55:13. [41] Алупф, используемый для обозначения учителя или наставника, от идумейского слова «герцог» используется в Танахе 69 раз.
Если принять это за чистую монету, то царствование Эдома, по крайней мере в ранние времена, не было наследственным . [42] возможно, факультативно . [43] В первой книге Паралипоменон упоминаются и царь, и вожди . [44] Моисей и израильский народ дважды апеллировали к своему общему предку и просили царя Эдома пройти через его землю, по «Царской дороге», по пути в Ханаан , но царь отказал в разрешении. [45] Соответственно, они разъезжали по стране из-за его демонстрации силы [46] или потому, что Бог приказал им сделать это, а не вести войну ( Второзаконие 2:4–6 ). Царь Эдома не нападал на израильтян , хотя и готовился противостоять агрессии.
Больше ничего об идумеянах не упоминается в Танахе до их поражения от царя Саула израильского в конце 11 века до нашей эры ( 1 Царств 14:47 ). Сорок лет спустя царь Давид и его полководец Иоав разгромили идумеян в « Соляной долине » (вероятно, недалеко от Мертвого моря ; 2 Царств 8:13–14 ; 3 Царств 9:15–16 ). Идумейский князь по имени Хадад спасся и бежал в Египет , а после смерти Давида вернулся и попытался поднять восстание, но потерпел неудачу и отправился в Сирию ( Арамею ). [47] С этого времени Эдом оставался вассалом Израиля. Давид поставил над идумеянами израильских правителей или префектов, [48] и эта форма правления, по-видимому, сохранялась и при Соломоне . Когда Израиль разделился на два царства, Эдом стал зависимым государством Иудейского царства . Во времена Иосафата (ок. 870–849 до н. э.) в Танахе упоминается царь Эдома , [49] который, вероятно, был израильским депутатом, назначенным царем Иудеи . В нем также говорится, что жители горы Сеир вторглись в Иудею вместе с Аммоном и Моавом, и что захватчики обратились друг против друга и все были уничтожены ( 2 Паралипоменон 20:10–23 ). Эдом восстал против Иорама и избрал собственного царя ( 4 Царств 8:20–22 ; 2 Паралипоменон 21:8 ). Амасия напал на идумеян и разбил их, захватив Села, но израильтяне так и не покорили Эдом полностью ( 4 Царств 14:7 ; 2 Паралипоменон 25:11–12 ).
Во времена Навуходоносора II идумеи, возможно, помогали грабить Иерусалим и убивать иудеев в 587 или 586 году до нашей эры ( Псалмы 137:7 ; Авдия 1:11–14 ). Некоторые полагают, что именно по этой причине пророки осудили Эдома ( Исайя 34:5–8 ; Иеремия 49:7–22 ; Авдий пассим ). Факты также позволяют предположить, что в то время Едом, возможно, был вовлечен в договорное предательство Иуды. [50] По словам пророков, с народом Эдома будет покончено во время правления Мессии. [51] Несмотря на это, многие идумеи мирно переселились в южную Иудею, что продолжалось даже во времена правления Набонида . [52] Что касается территории Эдома, в книге Иеремии говорится, что «никто не будет жить там, и никто из людей не будет жить в ней». [53]
Хотя идумейцы контролировали земли к востоку и югу от Мертвого моря, израильтяне презирали их народы. Поэтому в Книге Псалмов говорится: «Моав — мой умывальник; над Едомом я выброшу обувь мою». [54] Согласно Торе , [55] собрание не могло принимать потомков от брака между израильтянином и идумеянином до четвертого поколения. Этот закон был предметом разногласий между Шимоном бен Йохаем , который сказал, что он применим только к потомкам мужского пола, и другими таннаимами , которые сказали, что потомки женского пола также исключены. [56] на протяжении четырех поколений. На их основе некоторые ранние законы обращения в Галаху были выведены .
Классическая Идумея
[ редактировать ]Персидский период
[ редактировать ]Бывший Эдом
[ редактировать ]По сравнению с соседними моавитянами и аммонитянами название «Едом» полностью исчезло из местности к востоку от Аравы . Территорию контролировали кедариты , а затем набатеи, тем самым обеспечив конец Эдома железного века. [52]
«Идумея» на юге Иудеи
[ редактировать ]Согласно остракам из мест в Идумее, то есть южной Иудее, после падения царства вавилонянам, датируемым в основном IV веком до нашей эры, разнообразное население арабов, идумеев, а также иудеев и финикийцев населяло этот район в позднеперсидский период. . [57]
Культурная преемственность
[ редактировать ]Страбон отождествляет идумейцев с набатеями, изгнанными в южную Иудею после мятежа. Однако есть свидетельства культурной преемственности между Эдомом и Идумеей железного века, основанные на моделях расселения и религиозных практиках. [ нужны разъяснения ] . [52]
Эллинистический период
[ редактировать ]В эллинистический период и евреи, и идумеяне говорили на арамейском языке и использовали его в литературных и юридических документах. [58] Идумейский брачный контракт Мареши, датируемый 176 г. до н. э., очень напоминает кетуббот , используемый евреями. [59] [58] Однако, несмотря на это культурное сходство, некоторые евреи сохраняли четкую границу между собой и идумеянами. Это очевидно в Бен-Сире 50:25–26, где выражается презрение к трем «народам», включая «жителей Сеира», имея в виду эдомитян/идумеян. [58]
Маккавейское восстание
[ редактировать ]Во время восстания Маккавеев против царства Селевкидов (начало 2 века до н. э.) II Маккавеи называет селевкидского генерала по имени Горгий «правителем Идумеи»; был ли он греком или эллинизированным идумеянином, неизвестно. Некоторые ученые утверждают, что упоминание Идумеи в этом отрывке является вообще ошибкой. [ нужна ссылка ] Иуда Маккавей завоевал их территорию примерно в 163 году до нашей эры. [60]
Обращение в иудаизм
[ редактировать ]Около 110 г. до н. э. хасмонейский вождь Иоанн Гиркан I завоевал Идумею. Согласно нескольким древним источникам, в том числе Иосифу Флавию и Птолемею, он насильно обратил их в иудаизм . [61] и включил их в состав еврейской нации : [62] [43]
Гиркан также захватил идумейские города Адору и Марису и, покорив всех идумеян, разрешил им оставаться в своей стране до тех пор, пока они сами будут обрезаны и готовы соблюдать иудейские законы. И поэтому, из-за привязанности к земле своих отцов, они подчинились обрезанию и привели свой образ жизни во всех других отношениях в соответствие с образом жизни евреев. И с этого времени они продолжают оставаться евреями. [63]
Некоторые ученые оспаривают утверждение о насильственном обращении в другую веру и полагают, что идумеяне добровольно ассимилировались с иудейским обществом. Принудительное обращение было редкостью в ближневосточных и эллинистических обществах, при этом некоторые идумеяне сохраняли свою исконную идентичность. Другие внесли свой вклад в религиозные нововведения, которые были приняты в фарисейском иудаизме . Кроме того, это объясняет, почему идумейская территория была поглощена Иудеей в течение одного поколения по сравнению с другими неиудейскими территориями (например, самаритянскими территориями), которые оставались обособленными. Причины быстрой ассимиляции включают их культурную близость к иудаизму, оппозицию эллинизму и аниконические тенденции. [52]
Династия Иродианов
[ редактировать ]Антипатр Идумеянин , прародитель династии Ирода наряду с иудейскими прародителями, правившими Иудеей после римского завоевания, был идумейского происхождения. [64] При Ироде Великом провинцией Идумея управляла от его имени ряд правителей, среди которых были его брат Иосиф бен Антипатр и его зять Костобар .
В целом влияние Ирода на Иудею, Иерусалим и Храм было значительным. Однако это было затемнено более поздними вариантами иудаизма Второго Храма и раввинистического иудаизма. [65] Например, меньшинство современных евреев утверждало, что Ирод не может быть евреем из-за своего генеалогического происхождения. Этим убеждениям способствовали такие произведения, как «Юбилеи» и «4QMMT» , которые имели ессейское , хасидское или саддукейское происхождение. [66] [67] Эти евреи не выражали открыто свои взгляды, потому что Ирод жестоко подавлял критиков. [68]
Иви Гасснер считала, что мудрецы унижали Ирода, потому что он поддерживал саддукеев, выступавших против фарисеев. [69]
Границы
[ редактировать ]Иосиф Флавий , говоря о Верхней Идумее, говорит о городах и деревнях непосредственно к югу и юго-западу от Иерусалима: [70] такие как Хеврон ( Ант . 12.8.6, Войны 4.9.7), Халхул , по-гречески называемый Алур ( Войны 4.9.6), Бефсура ( Ант . 12.9.4), Бегабрис ( Войны 4.8.1.), [71] Дура (Адораим) ( Antiq . 13.9.1, Wars 1.2.5), Кафетра ( Wars 4.9.9), Вифлетефон ( Wars 4.8.1), Текоа ( Wars 4.9.5) и Марисса ( Antiq . 13.9.1, Войны 1.2.5), последний был главным городом Идумеи после притока идумеян в район горы Хеврон , вскоре после упадка Иудейского царства и иудейского изгнания в VI веке до нашей эры. [15]
Страбон описывает западную Иудею как населённую идумейцами, которые смешались с иудеями и переняли их обычаи. [72]
Археологические данные, полученные из Мареши , хотя в основном идумейского происхождения, свидетельствуют о том, что этот регион находился под влиянием греческой культуры , а также набатейской/арабской, финикийской , пальмиренской и еврейской культуры. [73]
В Евангелии от Марка говорится, что идумеяне присоединились к иудеям , иерусалимцам , тирянам , сидонянам и восточным иорданцам во встрече с Иисусом у Галилейского моря . [74] Мишна . называет раввина Измаила жилище в Кфар-Азизе «недалеко от Эдома» [75]
Первая иудейско-римская война
[ редактировать ]К 66 году нашей эры, во время Первой еврейско-римской войны , фанатиков лидер Симон бар Гиора напал на новообращенных евреев Верхней Идумеи и почти полностью разрушил окружающие деревни и сельскую местность в этом регионе. [76] Это было частью его более широкого плана по нападению на Иерусалим и захвату власти. [77]
По словам Иосифа Флавия , во время осады Иерусалима в 70 году нашей эры Титом 20 000 идумеян под предводительством Иоанна, Симона, Финееса и Иакова присоединились к зелотам, осаждавшим Храм . [78] Идумейский фанатизм, возможно, отражал их попытки «доказать» свое еврейство. [68]
После иудейско-римских войн идумейцы исчезают из письменной истории, хотя географический регион «Идумея» все еще упоминается во времена Иеронима . [43]
Религия
[ редактировать ]Природа религии Эдомитян в значительной степени неизвестна до их обращения в иудаизм Хасмонеями . Эпиграфические данные свидетельствуют о том, что национальным богом Эдома был Каус (קוס) (также известный как «Кауш», «Кауш», «Каус», «Кос» или «Каус»), поскольку Каус упоминается в формуле благословения буквами и буквами. появляются в личных именах, найденных в древнем Эдоме. [79] Будучи близкими родственниками других левантийских семитов и арабов , они, по-видимому, поклонялись таким богам, как Эль , Ваал и Узза . [13] [80] В некоторых еврейских традициях, восходящих к Талмуду, потомками Исава являются римляне (и в большей степени все европейцы). [81] [82] [83]
Хуан Мануэль Тебес утверждает, что Квас — бог, подобный Яхве . Квас, по-видимому, произошел от культурного наследия, общего между идумеянами и евреями, при этом поклонение как идумеянам Квасу, так и Богу израильтян описывалось египтянами. Популярность Кваса в персидский и эллинистический периоды, по мнению Тебеса, заставила якобы прояхвистских авторов Книги Паралипоменон изображать нескольких эдомитян как «благочестивых левитов ». Подсказки об их эдомитянском происхождении, похоже, скрыты в их теофорных именах. [84]
Иосиф Флавий утверждает, что Костобар, назначенный Иродом наместником Идумеи и Газы, происходил от жрецов «Козе, которым идумеяне раньше служили богом». [85]
Виктор Сассон описывает идумейский текст, аналогичный Книге Иова , который дает представление о языке, литературе и религии Эдома. [86]
Экономика
[ редактировать ]Царство Эдом черпало большую часть средств к существованию за счет караванной торговли между Египтом, Левантом , Месопотамией и южной Аравией по « Дороге благовоний» . По обе стороны Царской дороги идумеи были одним из нескольких государств региона, для которых торговля была жизненно важна из-за нехватки пахотных земель. Говорят также, что морские пути вели торговлю вплоть до Индии , а корабли отправлялись из порта Эцион-Гебер . Из-за расположения Эдома на южном нагорье у него оставалась лишь небольшая полоска земли, на которой было достаточно дождей для ведения сельского хозяйства. [ нужна ссылка ] Эдом, вероятно, экспортировал соль и бальзам для изготовления духов и храмовых (использовавшиеся в древнем мире благовоний) из региона Мертвого моря . [ нужна ссылка ]
Хирбат-эн-Нахас — это крупный объект по добыче меди, раскопанный археологом Томасом Леви на территории современной южной Иордании. Масштаб добычи полезных ископаемых на этом месте в десятом веке считается свидетельством сильного централизованного Эдомитского царства в 10 веке до нашей эры. [87]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Левин, Игаль (2015). «Формирование идумейской идентичности» . Арам . 27 . Лондон: 187–202.
- ^ "Эдом" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Churchofjesuschrist.org: «Руководство по произношению Книги Мормона» (получено 25 февраля 2012 г.), IPA - с «ē´dum»
- ^ Перейти обратно: а б Парпола, Симо (1970). Неоассирийские топонимы . Кеваелер: Бутзон и Беркер. стр. 364–365.
- ^ Перейти обратно: а б Готье, Анри (1925). Словарь географических названий, содержащихся в иероглифических текстах . Полет. 1. п. 126.
- ^ Перейти обратно: а б с д Негев и Гибсон (ред.), 2001, Эдом; Эдомитяне , стр. 149–150.
- ^ Профессор Ицхак Бейт-Арье (декабрь 1996 г.). «Идумеяне продвигаются в Иудею» . Обзор библейской археологии . Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ Ян Гунневег; Т.е. Бейер; У. Диль; Д. Ламбрехт; Х. Моммзен (август 1991 г.). « Эдомитская, негбитская и мадианитовая керамика из пустыни Негев и Иордании: результаты инструментального нейтронно-активационного анализа» . Археометрия . 33 (2). Оксфорд, Великобритания: Оксфордский университет: 239–253. дои : 10.1111/j.1475-4754.1991.tb00701.x . Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ Негев и Гибсон (ред.), 2001, Идумеа , стр. 239–240.
- ^ Бен-Йосеф (1979), с. 25
- ^ Шарль Леон Сувей, изд. (1910). «Идумея» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ «Эдом» . Британская энциклопедия . Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Левин, Игаль (24 сентября 2020 г.). «Религия Идумеи и ее связь с ранним иудаизмом» . Религии . 11 (10): 487. дои : 10.3390/rel11100487 . ISSN 2077-1444 .
- ^ Левин, Игаль (24 сентября 2020 г.). «Религия Идумеи и ее связь с ранним иудаизмом» . Религии . 11 (10): 487. дои : 10.3390/rel11100487 . ISSN 2077-1444 .
- ^ Перейти обратно: а б Лепински, Надав (nd). «Скажи Мареше». В Бен-Йосефе, Сефи (ред.). Путеводитель по Израилю - Иудея (Полезная энциклопедия для познания страны) (на иврите). Том. 9. Иерусалим: Издательство «Кетер» при Министерстве обороны Израиля. п. 325. OCLC 745203905 .
- ^ Эфал, Израиль (1998). «Изменения в Палестине в персидский период в свете эпиграфических источников» . Израильский журнал исследований . 48 (1/2): 115. JSTOR 27926503 .
- ^ Бытие 25:25
- ^ Бытие 25: 29–34.
- ^ Бытие 36:9 : Это родословная Исава, отца идумеян.
- ^ Редфорд, Египет, Ханаан и Израиль в древние времена , Princeton Univ. Пресс, 1992. с.228, 318.
- ^ Кроуэлл 2021 , с. 47.
- ^ Тебес 2022 , с. 651.
- ^ Мюллер, Азия и Европа, с. 135.
- ^ «Израильские исследователи идентифицируют библейское царство Эдом – Новости Израиля – Иерусалим Пост» . www.jpost.com . 19 сентября 2019 года . Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ Аманда Боршель-Дан. «Кочевники-идумеи библейской эпохи на самом деле были знатоками высокотехнологичной меди» . www.timesofisrael.com . Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ Леви, Томас Э.; Наджар, Мохаммед; Тирош, Офир; Ягель, Омри А.; Лисс, Брэди; Бен-Йосеф, Эрез (18 сентября 2019 г.). «Древние технологии и периодические изменения: обнаружение возникновения Эдомитского царства в Южном Леванте» . ПЛОС ОДИН . 14 (9): e0221967. Бибкод : 2019PLoSO..1421967B . дои : 10.1371/journal.pone.0221967 . ISSN 1932-6203 . ПМК 6750566 . ПМИД 31532811 .
- ^ Птолемей, «География», т. 16.
- ^ Страбон , География Bk.16.2.34
- ^ «Ирод | Биография и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 13 октября 2018 г.
- ^ Рецо, Январь (04 июля 2013 г.). Арабы в древности: их история от ассирийцев до Омейядов . Рутледж. ISBN 9781136872891 .
- ^ Ченси, Марк А. (23 мая 2002 г.). Миф о языческой Галилее . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139434652 .
- ^ Шахид, Ирфан; Шахид, Ирфан (1984). Рим и арабы: Пролегомен к изучению Византии и арабов . Думбартон-Оукс. ISBN 9780884021155 .
- ^ Второзаконие 1:2 ; Второзаконие 2:1–8
- ^ Судей 11:17–18 ; 2 Царств 3:8–9
- ^ Второзаконие 2: 13–18.
- ^ Бытие 36:33 ; Исаия 34:6 , Исаия 63:1 и др.
- ^ Тоби, Йосеф Юваль [на иврите] (2019). «Библия как история: Саадия Гаон, Йефет бен Эли, Самуил бен Хофни и Маймонид о генеалогии Исава и Царства Эдома (Бытие 36)». В Поллиаке, Мейра; Бреннер-Идан, Аталия (ред.). Еврейская библейская экзегеза из исламских стран (PDF) . Общество библейской литературы (SBL Press). стр. 101–120. дои : 10.2307/j.ctvrs8z1w . S2CID 243304416 .
- ^ 2 Царств 14:7
- ^ 3 Царств 9:26
- ^ Бытие 36: 31–43.
- ^ Все они
- ^ Гордон, Брюс Р. «Едом (Идумея)» . Царская хронология . Архивировано из оригинала 29 апреля 2006 г. Проверено 4 августа 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ричард Готтейл , Макс Селигсон (19 июня 1901 г.). «Едом, Идумея» . Еврейская энциклопедия . Том. 3. Фанк и Вагналлы. стр. 40–41. LCCN 16014703 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2007 г. Проверено 25 июля 2005 г.
- ^ 1 Паралипоменон 1: 43–54.
- ↑ Числа 20:14–20 , Версия короля Иакова 1611 г.
- ^ Числа 20:21
- ^ 2 Царств 9: 14–22 ; Иосиф Флавий , Еврейские древности viii. 7, С 6
- ^ 2 Царств 8:14
- ^ 2 Царств 3: 9–26.
- ^ Дайкхаус, Джейсон (2013). «Библейские свидетельства из Авдия и 137-го псалма о предательстве Иудеи по Эдомитскому договору в шестом веке до нашей эры» Antiguo Oriente . 11 : 75–122.
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Числа 24:14, Числа 24:17–18, Исаия 11:14, Амос 9:11–12 — Новая американская стандартная Библия» . Библейский шлюз . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Левин, Игаль (24 сентября 2020 г.). «Религия Идумеи и ее связь с ранним иудаизмом» . Религии . 11 (10): 487. дои : 10.3390/rel11100487 . ISSN 2077-1444 .
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Иеремия 49: 17-18 - Новая американская стандартная Библия» . Библейский шлюз . Проверено 29 июня 2021 г.
- ^ Псалмы 60:8 и Псалмы 108:9.
- ^ Второзаконие 23: 8–9.
- ^ Евамот 76б
- ^ Клонер, Амос ; Стерн, Ян (2007). «Идумея в позднеперсидский период (четвертый век до н.э.)». В Липшице, Одеде ; Кнопперс, Гэри Н .; Альбертц, Райнер (ред.). Иуда и иудеи в четвертом веке до нашей эры . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 139–143. ISBN 9781575065809 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гудблатт, Дэвид, изд. (2006), «Теоретические соображения: национализм и этническая принадлежность в древности» , «Элементы древнего еврейского национализма » , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 21–22, doi : 10.1017/cbo9780511499067.002 , ISBN 978-0-521-86202-8 , получено 14 июня 2024 г.
- ^ Эшель, Эстер; Клонер, Амос (1996). «Арамейский остракон брачного контракта идумеянина из Мареши, датированный 176 годом до нашей эры» Israel Exploration Journal . 46 (1/2): 1–22. ISSN 0021-2059 .
- ^ Иосиф Флавий, «Муравей». xii. 8, §§ 1, 6
- ^ один. xiii. 9, § 1; xiv. 4, § 4
- ^ Вайцман, Стивен (1999). «Принудительное обрезание и меняющаяся роль неевреев в хасмонейской идеологии» . Гарвардское теологическое обозрение . 92 (1): 37–59. дои : 10.1017/S0017816000017843 . ISSN 0017-8160 . JSTOR 1510155 . S2CID 162887617 .
- ^ Иосиф Флавий, Еврейские древности , 13.257-58.
- ^ Маршак, Адам Колман (1 января 2012 г.). «Возвышение идумеян: этническая принадлежность и политика в Иродовой Иудее» . Еврейская идентичность и политика между Маккавеями и Бар-Кохбой : 117–129. дои : 10.1163/9789004218512_008 . ISBN 9789004218512 .
- ^ Левин, Игаль (2020). «Религия Идумеи и ее связь с ранним иудаизмом» . Религии . 11 (10): 487. дои : 10.3390/rel11100487 .
- ^ Макгуайр, Дж. Аманда (2011). «Священные времена: Книга юбилеев в Кумране» . Бумаги . 2 – через Digital Commons @ Университет Эндрюса.
- ^ Шиффман, Лоуренс Х., Возвращение свитков Мертвого моря: их истинное значение для иудаизма и христианства , Справочная библиотека Библии Anchor (Doubleday), 1995.
- ^ Перейти обратно: а б Тиссен, Мэтью (2011). Оспаривание обращения: генеалогия, обрезание и идентичность в древнем иудаизме и христианстве . Издательство Оксфордского университета. стр. 87–110. ISBN 9780199914456 .
- ^ Гасснер, Иви (2019). «Насколько евреем был Ирод?» . TheTorah.com .
- ^ Марчак, Майкл (2017). «Идумея и идумеяне в истории эллинистически-раннеримской Палестины Иосифа Флавия (ант. XII-XX)» Аевум 91 (1). Жизнь и мысль: 171–193. JSTOR 26477573 .
- ^ Робинсон, Э .; Смит, Э. (1856). Библейские исследования в Палестине и прилегающих регионах. Журнал путешествий 1838 года . Том. 2. Лондон/Бостон: Крокер и Брюстер . п. 67 (примечание 7) . OCLC 425957927 . , цитируя Реланда , который, в свою очередь, цитирует Тиранния Руфина в своем латинском переводе Иосифа Флавия « Иудейская война » (4.8.1.).
- ^ Страбон , География Bk.16.2.34
- ^ Амелинг, Уолтер; Коттон, Ханна М.; Эк, Вернер ; Экер, Авнер; Исаак, Бенджамин (2018). Корпусные надписи Иудеи/Палестины . Том. 4 (Иудея/Идумея). Берлин/Мюнхен: Де Грюйтер. п. 939. ИСБН 9783110544213 .
- ^ Марка 3:8
- ^ Мишна Килаим 6:4; Ктувот 5:8
- ^ Иосиф Флавий, De Bello Judaico ( Еврейская война ) IV, 514 ( Еврейские войны 4.9.3 ) и De Bello Judaico ( Еврейская война ) IV, 529 ( Еврейские войны 4.9.7 )
- ^ Иосиф Флавий, Иудейские войны, Книга IV.
- ^ Иосиф Флавий, Еврейская война IV. 4, § 5
- ^ Ахитув, Шмуэль. Отголоски прошлого: еврейские и родственные надписи библейского периода . Иерусалим, Израиль: Хартия, 2008, стр. 351, 354.
- ^ М. Лойенбергер (2017). «Происхождение ЯХВЕ с юга» . В Дж. ван Оршоте; М. Витте (ред.). Истоки яхвизма . Берлин/Бостон: Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110447118 .
- ^ «Основало ли Рим идумеянское племя Магдиил? | AskNoah.org» . 13 января 2011 г.
- ^ «Эдомитяне» .
в раввинских источниках слово «Едом» было кодовым названием Рима.
- ^ «Исав, предок Рима — TheTorah.com» . www.thetorah.com . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Тебес, Хуан Мануэль (2022). «Почему Библия ничего не говорит о Косе, идумейском боге» . TheTorah.com . Архивировано из оригинала 23 февраля 2024 года.
- ^ Иудейские древности , Книга 15, глава 7, раздел 9.
- ^ Виктор Сассон (2006). «Идумейский текст Иобана с библейской параллелью Иобана». Журнал исследований Ветхого Завета . 117 (4). дои : 10.1515/zatw.2006.117.4.601 . S2CID 170594788 .
- ^ Короли противоречий Роберт Дрейпер National Geographic , декабрь 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Тебес, Хуан Мануэль (2022). «Едом и Южный Иордан в железном веке» . В Кеймере, Кайл Х.; Пирс, Джордж А. (ред.). Древний израильский мир . Тейлор и Фрэнсис. стр. 639–654. ISBN 978-1-000-77324-8 .
- Кроуэлл, Брэдли Л. (2021). Эдом на краю империи: социальная и политическая история . СБЛ Пресс. ISBN 978-0-88414-528-8 .
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Эдом» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Негев, Авраам ; Гибсон, Шимон , ред. (2001). Археологическая энциклопедия Святой Земли . Нью-Йорк и Лондон: Континуум. ISBN 0-8264-1316-1 . Проверено 26 июля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Спенсер, Ричард (24 сентября 2019 г.). «Ученые обнаружили состояние Эдома, которое, по их мнению, было библейской историей» . Таймс . Проверено 24 сентября 2019 г.
- Статья UCSD о возрасте Эдома