Экаллатум
Экаллатум ( аккадский : 𒌷𒂍𒃲𒈨𒌍, ПРЕИМУЩЕСТВА E 2 .GAL.MEŠ, Ekallātum, «Дворцы») — древний аморейский город-государство и царство в Верхней Месопотамии . [1] [2]

Экаллатум, чье имя означает «дворцы», стал столицей династии амореев , связанной с Вавилоном , которая играла важную роль в период 19 и 18 веков до нашей эры. История верхней Месопотамии в этот период задокументирована в архивах Мари, Сирия .
Богами города были Адду ( Хадад ), проживавший в Экаллатуме, и Истар из Раданы, время от времени посещавший город. [3]
История
[ редактировать ]Его первым известным царем был аморей Ила-кабкабу , который, по-видимому, вступил в конфликт с Ягитлимом Марийским. Его сын Шамши-Адад I взошел на трон около 1810 г. до н. э., продолжая конфликт и пытаясь распространиться в долину вдоль реки Хабур . Он был то союзником, то врагом Дадуши Эшнунны (второй год которого назывался «Год, в котором Дадуша победил армию Экаллатума») в региональных конфликтах. Его экспансия была остановлена сыном Ягитлима, Иахдунлимом , и вскоре после этого он потерпел поражение от Нарам-Сина из Эшнунны , брата и преемника Дадуши, что заставило его бежать в Вавилон , город, основанный и управляемый другими амореями. [4] Он вернулся после смерти Нарам-Сина. Вскоре после этого последовала серия военных побед Шамши-Адада, и он захватил всю Верхнюю Месопотамию, основав то, что историки теперь называют Королевством Верхней Месопотамии. [5] Кампания включала аннексию близлежащего Ассура. Он основал собственную столицу в Шубат-Энлиле , доверив Экаллатум своему старшему сыну Ишме-Дагану I. (Его другой сын, Ясмах-Адад , в то время был возведен на трон Мари.) Ишме-Даган, по-видимому, был способным военачальником, но когда его отец умер примерно в 1775 году, он оказался неспособным сохранить все королевство. ; тем не менее, он сохранил Экаллатум, а его брат потерял Мари и был убит.
Правление Ишме-Дагана было хаотичным, часто он был вовлечен в военный конфликт с Нурругумом (местоположение неизвестно). [6] Не сумев восстановить власть в городе, несмотря на свои многочисленные попытки, он стал целью близлежащих военачальников, в частности, Зимрилима из Мари. [7] Когда эламиты взяли Экаллатум в 1765 году, он искал убежища у своего традиционного союзника — Хаммурапи Вавилонского, — который помог ему вернуть трон. Его время в Вавилоне, возможно, было больше похоже на плен, чем на союзника:
«Что касается новостей о прибытии Ишме-Дагана в Экаллатум, которые постоянно слышит мой господин: он, конечно, не [поднимался] в Экаллатум. Дела, касающиеся его, произошли, и они (люди в Вавилоне?) начали преследовать его. Ответчик (апилум) бога Мардука стоял у ворот дворца и неоднократно кричал: «Ишме-Даган не ускользнет от руки Мардука. Он (Мардук) завяжет узел И ради него перейдет границу». Об этом он неоднократно кричал у ворот дворца, и никто ему ничего не говорил». [8]
Впоследствии Экаллатум стал вассальным городом, подвластным царю Вавилона Хаммурапи (год назывался «Год Хаммурапи, царь подчинил земли области Субарту, Экаллатум, Бурунда и землю Замласа от берегов Тигра до канал Сиппар»), который пришел под контроль всей Месопотамии. После смерти Ишме-Дагана его сын Мут-Ашкур . ему наследовал [9] Он был последним известным царем Экаллатума. Позже Экаллатум попал под контроль империи Митанни и в конечном итоге перешел к хеттам при Шуппилулиуме I (1344–1322 до н.э.). [10]
Надпись утверждает, что царь Вавилона Мардук-надин-аххе (ок. 1095–1078 до н.э.) захватил Экаллатум. [11]
Неоассирийский правитель Сеннахирим (705–681 до н.э.) сообщил, что он вернул богов (их культовые статуи) «Адад и Шалу» в Экаллатум через 418 лет, утверждая, что они были депортированы вавилонским правителем Мардук-Надин-аххе (ок. 1095–1078 гг. до н. э.). [12]
Расположение
[ редактировать ]Один исследователь предположил, что первоначальное название Экаллатума было Хамази , измененное после того, как оно было разрушено Ишби-Эррой из Исина после падения империи Ура III. [13]
Экаллатум упоминается в текстах древневавилонского периода Мари как расположенный к западу от реки Тигр в регионе Хабур-Трингл . [14] Один выдающийся исследователь предположил, что марийские тексты содержат два города под названием Экаллатум: один на берегу Тигра, а другой был столицей Шамси-Адада в верховьях притока реки Хабур, на современном месте «Хуэйлтла». [15] [16]
В длинном древневавилонском маршруте от Эмара и обратно (части на табличке утеряны) Экаллатум является первой остановкой на северном маршруте после Ассура и последней остановкой перед Ассуром на обратном пути. [17] [18]
В Тель-Хазоре был найден фрагмент таблички, на которой указан предполагаемый торговый путь из Хацора в Мари, а затем в Экаллатум. [19]
Было высказано предположение, что Экаллатум находится в нескольких днях пути от Ассура, скорее всего, в Телль-Хайкале (Тулул-эль-Хайкал), в 15 километрах к северу от Ассура, на восточном берегу Тигра. [6] [20] Совсем недавно некоторые исследователи не приняли во внимание это место и вместо этого предложили Телль-Акру в двадцати километрах к востоку от Ассура, также на восточном берегу Тигра. [21] [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стибинг, Уильям Х. младший (июль 2016 г.). Древняя история и культура Ближнего Востока . Рутледж. п. 95. ИСБН 978-1-315-51116-0 .
- ^ Бак, Мэри Э. (16 сентября 2019 г.). Аморейская династия Угарита: исторические последствия лингвистических и археологических параллелей . БРИЛЛ. п. 88. ИСБН 978-90-04-41511-9 .
- ^ Д. Шарпен и Ж. М. Дюран, «Ашшур до Ассирии», MARI 8 (1997), стр. 367-91, 1997 г.
- ^ Роллингер, Роберт, «Стела Дадуши и спорный вопрос об определении главных действующих лиц на рельефе», Ирак, том. 79, стр. 203–12, 2017 г.
- ^ Михаловски, Петр и Аднан Мисир, «Клинописные тексты из Казане Хёюк», Журнал клинописных исследований, том. 50, стр. 53–58, 1998 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бейцель, Барри Дж., «Военные действия Ишме-Дагана в Джезире: географическое исследование», Ирак, том. 46, нет. 1, стр. 29–42, 1984 г.
- ^ Сассон, Дж. М., «Марш Зимри-Лима к победе», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 66, нет. 2, с. 177–78, 1972 г.
- ^ Хеймпель, В., «Письма королю Мари: новый перевод с историческим введением, примечаниями и комментариями», Mesopotamian Civilizations 12, Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 2003
- ^ Рид, Джулиан, «Списки ассирийских царей, царские гробницы Ура и происхождение Инда», Журнал ближневосточных исследований, том. 60, нет. 1, стр. 1–29, 2001 г.
- ^ Бешар, Шломит, «Глава 1. Введение», в книге «Политические изменения и материальная культура в Ханаане среднего и позднего бронзового века», Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 1-35, 2022 г.
- ^ Привет, WW, «Аккадские апокалипсисы», Israel Exploration Journal, том. 16, нет. 4, стр. 231–42, 1966 г.
- ^ Зая, Шана, «Спонсируемое государством святотатство: «божество» и пропуски в неоассирийских надписях», Журнал древней истории Ближнего Востока, том. 2, нет. 1, стр. 19–54, 2015 г.
- ^ Стейнкеллер, Петр, «Историческая справка Уркеша и начало хурритов в Северной Месопотамии», стр. 75–98 в книге «Уркеш и хурриты: том в честь Ллойда Котсена», изд. Джорджио Буччеллати и Мэрилин Келли-Буччеллати. BibMes 26. Малибу: Ундена, 1998.
- ^ Шарпен Д. и Зиглер Н., «Мари и Ближний Восток в аморейский период: очерк политической истории», FM 5, Париж: Общество изучения древнего Ближнего Востока, Софи Демар-Лафон, 2003 г.
- ^ [1] Фрейн, Дуглас, «К исторической географии региона треугольника Хабур во времена Старого Вавилона. Часть 1», Журнал Канадского общества исследований Месопотамии 7, стр. 33-45, 2012 г.
- ^ Фрейн, Дуглас Р., «К исторической географии Хабура».Треугольная область во времена Старого Вавилона, часть II», CSMSJ 9/10, стр. 17–65, 2014–2015 год
- ^ Гетце, Альбрехт, «Древний вавилонский маршрут», Журнал клинописных исследований, том. 7, нет. 2, стр. 51–72, 1953 г.
- ^ Привет, Уильям В., «Дорога к Эмару», Журнал клинописных исследований, том. 18, нет. 3, стр. 57–88, 1964 г.
- ^ Горовиц, Уэйн и Натан Вассерман, «Старое вавилонское письмо от Асора с упоминанием Мари и Экаллатума», Israel Exploration Journal, том. 50, нет. 3/4, стр. 169–74, 2000 г.
- ^ М. Биро, «Новые эпиграфические открытия в Марийском дворце (зал 115)», Сирия 50, стр. 1–11, 1973 г.
- ^ Диттманн, Р., «Описания руин равнины Махмур из поместья Вальтера Бахмана», в Finkbeiner, Dittmann и Hauptmann (ред.), стр. 87-102, 1995 г.
- ^ Эйдем, Дж. и Ф. Хойлунд, «Возвращение к Ассирии и Дильмуну», в Х. Вацольдте и Х. Гауптманне (редакторы), Ассирия на протяжении веков, Гейдельбергские исследования Древнего Востока 6, стр. 25-31, 1997
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Д. Шарпен, «Телль Мунбака, Экаллатум-сюр-Л'Ефрат», НАБУ 32, 1993 г.
- Горовиц В. и Н. Вассерман, «От Асора до Мари и Экаллатума: недавно обнаруженное древневавилонское письмо от Асора», в книге «Кочевники и оседлые люди на Древнем Ближнем Востоке: отчет XVI-й Международной ассириологической встречи», Париж, июль. 10–13, 2000, изд. Кристоф Николь. Амурру 3. Париж: Издания «Исследование цивилизаций», стр. 335–44, 2004 г.