Хадад
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2010 г. ) |
Хадад | |
---|---|
Бог погоды, ураганов, бурь, грома и дождя | |
![]() Ассирийские солдаты несут статую Адада | |
Обитель | Небеса |
Символ | Громовержец, бык, лев |
Генеалогия | |
Родители | Самая распространенная традиция: Син и Нингаль , или Дагон. |
Братья и сестры | Кишар , Инанна |
Супруга | Шала , Медимша |
Дети | Гибил или Гирра |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Зевс |
Римский эквивалент | Юпитер |
Ханаанский эквивалент | Ваал |
Египетский эквивалент | Гор |
Хурритский эквивалент | Тешуб |
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Хадад ( угаритский : 𐎅𐎄 , латинизировано: Хадду ), Хаддад , Адад ( аккадский : 𒀭𒅎 Д ИМ , произносится как Адад ), или Ишкур ( шумерский ) был богом бури и дождя в ханаанской и древней месопотамской религиях .Он был засвидетельствован в Эбле как «Хадда» в ок. 2500 г. до н.э. [1] [2] Из Леванта Хадад был завезен в Месопотамию амореями , где он стал известен как аккадский ( ассирийско - вавилонский ) бог Адад. [3] [4] [5] [6] Адад и Ишкур обычно пишутся с помощью логограммы 𒀭𒅎 д В [7] — тот же символ, который использовался для хурритского бога Тешуба . [8] Хадада называли также Пидар , Рапиу , Баал-Цефон , [9] или часто просто Баал (Господь), но этот титул использовался и для других богов. Бык был символическим животным Хадада. Он казался бородатым, [10] [11] часто держал в руках дубинку и молнию и носил головной убор с бычьими рогами. [12] [13] Хадада приравнивали к греческому богу Зевсу , римскому богу Юпитеру ( Юпитеру Долихену ), а также вавилонскому Белу. [ нужна ссылка ]
« Цикл Ваала» или «Эпос о Ваале» — это сборник рассказов о ханаанском Ваале, также известном как Хадад. Он был составлен между 1400 и 1200 годами до нашей эры и заново открыт при раскопках Угарита , древнего города на территории современной Сирии .
Бог грозы Адад и бог солнца Шамаш совместно стали богами-покровителями оракулов и гаданий в Месопотамии.
Адад в Аккаде и Шумере
[ редактировать ]На аккадском языке Адад также известен как Рамману («Громовержец»), родственный императорскому арамейскому : רעמא Рама и ивриту : רַעַם Рам , прозвищу Хадада. Многие ученые раньше считали Рамману независимым аккадским богом, но позже его отождествили с Хададом.
Хотя Адад родился в северной Месопотамии, он был идентифицирован по той же шумерограмме. д ИМ , обозначавший Ишкур на юге. [14] Поклонение ему получило широкое распространение в Месопотамии после правления Первой вавилонской династии . [15] Текст, датируемый периодом правления Ур-Нинурты, характеризует две стороны Адада/Ишкура как угрожающие в его бурной ярости и доброжелательные, дающие жизнь. [16]
Ишкур фигурирует в списке богов, найденных в Шуруппаке , но имел гораздо меньшее значение, возможно, потому, что в Шумере было мало штормов и дождей , а сельское хозяйство там зависело от ирригации. Боги Энлиль и Нинурта также имели черты бога бури, которые умаляли особую роль Ишкура, и иногда он появляется как помощник или компаньон этих более выдающихся богов.
Когда Энки распределил судьбы, он сделал Ишкура инспектором космоса. В одной ектении Ишкур снова и снова провозглашается «великим сияющим быком, имя тебе — небеса», а также называется сыном Ану , господином Каркары; брат-близнец Энки , повелитель изобилия, повелитель, оседлавший бурю, небесный лев.
В других текстах Адад/Ишкур иногда является сыном бога луны Нанны/Сина от Нингала и братом Уту /Шамаша и Инанны /Иштар. Его также иногда называют сыном Энлиля. [17]
Бык изображался как священное животное Адада/Ишкура, начиная с древневавилонского периода. [18] (начало II тыс. до н. э.).
Супругой Адада/Ишкура (как в ранних шумерских, так и в гораздо более поздних ассирийских текстах) была богиня зерна Шала , которую также иногда связывают с богом Дагану . ее также называли Губаррой В самых ранних текстах . Бог огня Гибил (Гирра на аккадском языке) иногда является сыном Ишкура и Шалы.
Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
![]() |
Его отождествляют с анатолийским богом бури Тешубом , которого митаннийцы обозначали той же шумерограммой. д В . [8] Иногда его отождествляют с аморейским богом Амурру . [ нужна ссылка ]
Вавилонским центром культа Адада/Ишкура была Каркара на юге, а его главным храмом был Э.Кар.кар.а ; его супруге Шале поклонялись в храме под названием Э.Дур.ку . В Ассирии Адад развивался вместе с его аспектом воина. Во времена Среднеассирийской империи , во времена правления Тиглатпаласара I (1115–1077 до н.э.), у Адада было двойное святилище с Ану в Ассуре , и эти двое часто ассоциировались в заклинаниях. Имя Адад и различные альтернативные формы ( Даду , Бир , Дадда ) часто встречаются в именах ассирийских царей.
Адад/Ишкур представляет два аспекта в гимнах, заклинаниях и вотивных надписях. С одной стороны, он приносит дождь в свое время, чтобы удобрить землю; с другой стороны, он посылает бури, сеющие хаос и разрушения. Он изображается на памятниках и цилиндрических печатях (иногда в рогатом шлеме ) с молнией и молнией (иногда в виде копья), а в гимнах преобладают его мрачные облики. Его связь с богом солнца Шамашем, с двумя божествами, поочередно контролирующими природу, имеет тенденцию наделять его некоторыми чертами солнечного божества.
По словам Альберто Грина, описания Адада, начиная с касситского периода и региона Мари, подчеркивают его разрушительный, бурный характер и его роль грозного божества-воина. [19] в отличие от более мирного и пасторального характера Ишкура. [20]
Шамаш и Адад совместно стали богами оракулов и гаданий, к которым призывали во всех церемониях для определения божественной воли: посредством осмотра печени жертвенного животного, действия масляных пузырьков в бассейне с водой или движения небесных светил. В королевских анналах и вотивных надписях к ним также обращаются как к беле бири (повелители гадания).
Хадад в Угарите
[ редактировать ]
В религиозных текстах Баал /Хадад — владыка неба, управляющий дождем и урожаем, повелитель плодородия и защитник жизни и роста. Его отсутствие приносит засуху, голод и хаос. Тексты Цикла Ваала из Угарита фрагментарны и требуют большого количества базовых знаний.
Верховный бог Эль обитает на горе Лель (Ночь?), где собирается собрание богов. В начале цикла появляется вражда между Эль и Баалом. Эль назначает одного из своих сыновей, которого называют принцем Яммом (Море) и судьей Нахаром (Река), царем над богами и меняет имя Ямма с yw на mdd 'il (любимый Эль). Эль говорит своему сыну, что ему придется прогнать Баала, чтобы закрепить за собой трон.
В этой битве Баал каким-то образом ослабевает, но божественный мастер Котар-ва-Хасис поражает Ямма двумя магическими дубинками, и Баал становится верховным. Аттарт провозглашает победу Баала и приветствует Баала/Хадада как lrkb 'rpt (Всадник на облаках) - фраза, которую редакторы современных английских Библий применяют к Яхве в Псалме 68.4. По настоянию Аттарта Баал «разбрасывает» Ямма и объявляет, что он мертв и тепло обеспечено.
В более позднем отрывке говорится о победе Баала над Лотаном , многоголовым морским драконом. Из-за пробелов в тексте неизвестно, является ли Лотан другим именем Ямма или персонажем аналогичной истории. Эти истории могли быть аллегориями посевов, которым угрожали ветры, штормы и наводнения со Средиземного моря.
Для Баала построен дворец из серебра, золота и кедрового дерева с горы Ливан и Сириона . В своем новом дворце Баал устраивает большой пир в честь других богов. По настоянию Котар-ва-Хасиса Баал неохотно открывает окно в своем дворце и посылает гром и молнии. Затем он приглашает Мота (Смерти, бога засухи и подземного мира), еще одного сына Эла, присоединиться к пиру.
Но Мот, пожиратель человеческой плоти и крови, оскорбляется, когда ему предлагают только хлеб и вино. Он угрожает разбить Баала на куски и проглотить его, и даже Баал не сможет противостоять Смерти. Пробелы здесь делают интерпретацию сомнительной. Похоже, что по совету богини Солнца Шапаш Баал спаривается с телицей и одевает получившегося теленка в собственную одежду в качестве подарка Моту, а затем сам готовится спуститься в подземный мир в образе беспомощного оттенок. Известие о очевидной смерти Баала заставляет оплакивать даже Эль. Сестра Баала Анат находит труп Баала, предположительно мертвого теленка, и хоронит тело, устраивая поминки. бог Аттар На место Баала назначен , но он — плохая замена. Тем временем Анат находит Мота, рассекает его мечом, сжигает огнем и бросает его останки птицам. Но земля все еще трескается от засухи, пока Шапш не возвращает Баала.
Семь лет спустя Мот возвращается и нападает на Баала, но битва прекращается, когда Шапш сообщает Моту, что Эль теперь поддерживает Баала. Мот сдается Баалу и признает его царем.
Хадад в Египте
[ редактировать ]![]() | Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( Март 2024 г. ) |
В папирусе Амхерстском Баал Зефон (Хадад) отождествляется с египетским богом Гором : «Пусть Баал из Зефона благословит тебя», Амхерстский папирус 63 , 7:3 и в 11:13–14: «и от Зефона пусть Гор поможет нам ". Классические источники переводят это имя как Зевс Касиос , поскольку в Пелусии статуя Зевса Касиоса считалась образом Гарпократа (Гора-младенца). [21] унаследовал некоторые черты от Аполлона Зевс Касий также . Они также вспоминают его конфликт с Тифоном из-за этой горы ( гора Касий на сирийско-турецкой границе или Касион возле Пелусия в Египте). Причина, по которой Ваала можно отождествить и с Гором, и с его соперником Сетом ; Причина в том, что в Египте стихия бури считалась чуждой, поскольку Сет был богом чужеземцев и посторонних, поэтому, поскольку у египтян не было лучшей альтернативы для отождествления своего родного бога Сета с другим соседним божеством, они предварительно связали его с Хададом, поскольку он был бог бури, но когда богу Ваалу (Хададу) не приписывают конкретно черты дождя и грома, а вместо этого воспринимают его как бога неба в общем, что и воплощается в его форме «Баал Цафон» как главного божество, проживающее на горе (например, в письме царя Угарита египетскому фараону XIV века Баал Цафон также назван эквивалентом Амона ), [22] в этом случае он больше похож на египетского Гора в этом качестве ( сравним с Баалшамином также ). Другая интерпретация также могла быть основана на том факте, что Сет был связан гиксосами с Хададом . Скорее всего, первоначально Сет относился к другому божеству, также обращавшемуся под титулом «Ваал» (одно из многих; примером может служить Баал из Тира ), которое проявляло черты, подобные шторму, особенно в Египте, поскольку они были чужеземными и такое должным образом подчеркнуто; вместо этого его погодные особенности, вероятно, не были так уж заметны в других культурах, которые поклонялись его эквивалентам, но учитывая, что единственным богом бури, которого можно было идентифицировать в семитской культуре, был Хадад и хеттский Сутех (бог войны, который, как предполагалось, быть альтернативным именем Тешуба , но остается неясным), черты соответствовали характеристикам египетского божества, и связь между ними считалась правдоподобной, что также обусловлено тем фактом, что и хетты , и семиты Гиксосы были чужеземцами на египетской земле, которые принесли с собой своих богов, и их главный бог проявлял черты, подобные буре, и также был связан с этими чужеземцами, пришедшими в Египет , что делало его похожим на представление о том, что египтяне имел Сета. Это еще раз перекликается с мифологическим мотивом предыдущего вождя Пантеона, которого заменяет новое поколение божеств, представленное младшим восходящим правителем и вновь назначенным главой богов, как и в случае с хеттским «Циклом Кумарби». » где Тешуб вытесняет ранее установленного отца богов Кумарби. В Амхерсте XII/15 снова указывается то же отождествление, что и раньше: «Ваал из Зефона, Гор» (BT mn Şpn Hr).
Хадад в Араме и древнем Израиле
[ редактировать ]![]() | В этом разделе используются тексты из религиозной или религиозной системы без ссылки на вторичные источники , которые их критически анализируют. ( Июль 2019 г. ) |

Во втором тысячелетии до нашей эры царь Ямхада или Халаба (современный Алеппо ), который утверждал, что он «возлюбленный Хадада», получил в дар статую Иштар от царя Мари , чтобы выставить ее в храме Хадада в Халабе. Цитадель. [23] [24] Хадад назван «богом Алеппо » на стеле ассирийского царя Салманасара I.
Элемент Хадад появляется во многих теофорических именах царей региона. Хадад, сын Бедада, разгромивший мадианитян в Моаве, был четвертым царем Эдома. Хададезер («Хадад-есть-помощь») — арамейский царь, побежденный Давидом . Более поздние арамейские цари Дамаска, похоже, обычно принимали титул Бен-Хадада (сына Хадада). Одним из них был Бен-Хадад , царь Арамейский, которого иудейский царь Аса послал вторгнуться в северное Израильское царство . [25] Вотивная базальтовая стела 9-го или 8-го века до нашей эры, найденная в Бредше к северу от Алеппо, посвящена Мелькарту и носит имя Бен-Хадада, царя Арама. [26] Седьмого из двенадцати сыновей Измаила также зовут Хадад.
Набор родственных имён включает арамейский rmn , древнеюжноарабский rmn , еврейский rmwn и аккадский Rammānu («громовержец»), предположительно первоначально произносимый как Raman на арамейском и иврите. Еврейское написание rmwn с масоретской вокализацией Rimmon. [27] идентично еврейскому слову, означающему « гранат », и может быть преднамеренной орфографической ошибкой и пародией на оригинал.
Слово Хадад-Риммон (или Адар-Риммон ) во фразе «оплакивание (или у) Хадад-Риммона », [28] вызвало много дискуссий. По мнению Иеронима и более старых христианских толкователей, траур происходит по чему-то, что произошло в месте под названием Хадад-Риммон ( Максимианополис ) в долине Мегиддо . Обычно этим событием считали смерть Иосии (или, как в Таргуме , смерть Ахава от рук Хададриммона). Но еще до открытия угаритских текстов некоторые подозревали, что Хадад-Риммон мог быть умирающим и воскресающим богом, подобным Адонису или Таммузу , возможно, даже тому же, что и Таммуз, и тогда намек мог быть на траур по Хададу, подобный тем, которые фестивалей Адониса. [29] Т. К. Чейн отметил, что Септуагинта читается просто «Риммон», и утверждает, что это может быть искажением Мигдона (Мегиддо) и, в конечном итоге, Таммуза-Адона. Он передавал стих: «В тот день будет великий плач в Иерусалиме , как плач женщин, оплакивающих Таммуза-Адона» ( Адон означает «господин»). [30] Никаких дополнительных доказательств, опровергающих подобные предположения, обнаружено не было.
В « Книгах царей» Иезавель – жена северного израильского царя Ахава пропагандировала культ Ваала в приемном ей народе. Джон Дэй утверждает, что Баал Иезавели, возможно, был Баал Шамем (Господь Небес), титул, который чаще всего применялся к Хададу. [31]
Санчуниатон
[ редактировать ]В рассказе Санчуниатона Хадада когда-то называли Адодосом, но чаще всего его зовут Демарус. Это загадочная форма, вероятно, от угаритского dmrn , которая появляется параллельно с Hadad, [32] или, возможно, греческое искажение Хадад Рамана . Хадад Санчуниатона - сын Неба от наложницы, которую затем отдали богу Дагону, когда она была беременна Небом. Похоже, это попытка объединить два рассказа о происхождении Хадада, одним из которых является угаритская традиция, согласно которой Хадад был сыном Дагона. [33] Родственного аккадского бога Адада также часто называют сыном Ану («Неба»). Соответствующий хеттский бог Тешуб также является сыном Ану (в некоторой степени).
По словам Санчуниатона, именно Скай первым сражается против Понта («Море»). Затем Скай вступает в союз с Хададом. Хадад берет на себя конфликт, но терпит поражение, после чего, к сожалению, по этому поводу больше ничего не говорится. Санчуниатион соглашается с угаритской традицией, создавая Мута, угаритского Мота, которого он также называет «Смерть», сына Эла.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сара Айлс Джонстон (2004). Религии Древнего мира: Путеводитель . Издательство Гарвардского университета. п. 173. ИСБН 9780674015173 .
- ^ Спенсер Л. Аллен (5 марта 2015 г.). Расколотое божество: исследование божественных имен Истара, Ваала и Яхве и божественной множественности на древнем Ближнем Востоке . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 10. ISBN 9781614512363 .
- ^ Альберт Т. Клей (1 мая 2007 г.). Происхождение библейских традиций: еврейские легенды в Вавилонии и Израиле . Wipf и Stock Publishers. п. 50. ISBN 9781597527187 .
- ^ Теофил Г. Пинчес (1908). Религия Вавилонии и Ассирии . Александрийская библиотека. п. 15. ISBN 9781465546708 .
- ^ Джозеф Эдди Фонтенроуз (1959). Питон: исследование дельфийского мифа и его истоков . Издательство Калифорнийского университета. п. 157. ИСБН 9780520040915 .
- ^ Грин (2003) , с. 166.
- ^ ORACC - Ишкур/Адад (бог)
- ^ Jump up to: а б Грин (2003) , с. 130.
- ^ Гибсон, Джон К. (1 апреля 1978 г.). Ханаанские мифы и легенды . Т&Т Кларк. п. 208. ИСБН 978-0567080899 .
- ^ Священный бык, святая корова: культурное исследование самого важного животного цивилизации. Дональд К. Шарпс – стр. 27
- ^ Исследования библейского и семитского символизма - страница 63. Морис Х. Фарбридж.
- ^ Академический мифологический словарь - страница 126. Рамеш Чопра
- ^ Новая Британская энциклопедия: Микропедия. Автор Британской энциклопедии, Inc. – страница 605.
- ^ Грин (2003) , стр. 51–52.
- ^ Грин (2003) , с. 52.
- ^ Грин (2003) , с. 54.
- ^ Грин (2003) , с. 59.
- ^ Грин (2003) , стр. 18–24.
- ^ Грин (2003) , стр. 59–60.
- ^ Грин (2003) , стр. 58–59.
- ^ Крамер 1984 , с. 266.
- ^ Ниер (1999) , с. 153.
- ^ Тревор Брайс (март 2014 г.). Древняя Сирия: трехтысячелетняя история . ОУП Оксфорд. п. 111. ИСБН 9780199646678 .
- ^ Ульф Ольденбург. Конфликт между Эль и Баалом в ханаанской религии . п. 67.
- ^ 1 Царств 15:18
- ↑ Национальный музей, Алеппо, инвентарный номер KAI 201.
- ^ 2 Царств 5:18
- ^ Захария 12:11
- ^ Хитциг к Захарии 12:2 , Исаии 17:8 ; Грузчики, фониканцы , 1196.
- ^ Т. К. Чейн (1903), Библейская энциклопедия IV «Риммон».
- ^ Дэй (2000) , с. 75.
- ^ Ольденбург, Ульф. Конфликт между Элем и Баалом в ханаанской религии . Архив Брилла. стр. 59–. GGKEY:NN7C21Q6FFA . Проверено 7 апреля 2013 г.
- ^ Швемер 2007 , с. 156.
Ссылки
[ редактировать ]- Дэй, Джон (2000). «Яхве и боги и богини Ханаана». Журнал для изучения Ветхого Завета . 265 . Шеффилд: Шеффилд Академик Пресс. ISBN 9781850759867 . .
- Драйвер, Годфри Роллес и Джон К. Л. Гибсон. Ханаанские мифы и легенды . Эдинбург: Кларк, 1978. ISBN 9780567023513 .
- Грин, Альберто Р.В. (2003). Бог Бури на Древнем Ближнем Востоке . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 9781575060699 .
- Хадад, Хусни и Мджаис, Салим (1993) Баал Хаддад, Исследование древней религиозной истории Сирии
- Хэнди, Лоуэлл К. (1994). Среди воинства небесного: сиро-палестинский пантеон как бюрократия . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 9780931464843 .
- Рабиновиц, Джейкоб (1998). Лики Бога: ханаанская мифология как еврейское богословие . Вудсток, Коннектикут: Весенние публикации. ISBN 9780882141176 . .
- Смит, Марк С. (2002). Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле . Уильяма Б. Эрдманс Publishing Co. ISBN издательства 978-0802839725 . .
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Адад ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Ниер, Х. (1999), «Ваал-Зафон» , Словарь божеств и демонов в Библии, 2-е изд. , Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс, стр. 152–154 .
- Крамер, Сэмюэл Ной (1984). Исследования литературы Древнего Ближнего Востока: посвящено Сэмюэлю Ною Крамеру . Американское восточное общество. ISBN 978-0-940490-65-9 .
- Швемер, Дэниел (2007). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования, часть I» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 7 (2): 121–168. дои : 10.1163/156921207783876404 . ISSN 1569-2116 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]




- Еврейская энциклопедия
- Британская онлайн-энциклопедия
- Текст в Интернете: Эпос о Баале (Хадад)
- Кадаш Кинаху: Полный каталог
- Ворота в Вавилон: Адад/Римон.
- Древние месопотамские боги и богини: Ишкур/Адад (бог)
- Британская онлайн-энциклопедия
- Месопотамские боги: Адад ( Ишкур )
- Стела с богом бури Ададом, размахивающим молниями. Архивировано 24 мая 2020 года в Wayback Machine.