Энкимду
Энкимду | |
---|---|
Бог земледелия и ирригации | |
Главный культовый центр | возможно, Умма |
Энкимду (𒀭𒂗𒆠𒅎𒁺) был месопотамским богом , связанным с сельским хозяйством и ирригацией . Он наиболее известен по поэме «Думузи и Энкимду» , но в плачах он вместо этого был связан с богом Марту , которого, как и Думузи, можно было описать и изобразить пастухом.
Характер
[ редактировать ]Энкимду был богом земледелия. [ 1 ] Его называли «повелителем насыпей и рвов». [ 2 ] Теоним Лугал-эпара, «повелитель рвов и дамб», засвидетельствованный в списке богов Ан = Анум без объяснения причин, может быть другим именем Энкимду из-за значения, аналогичного указанному эпитету. [ 3 ] Также засвидетельствована аккадская форма названия: bēl iki u palgi . [ 3 ] В том же списке богов Энкимду фигурирует как один из «земледельцев» ( аб-шим ) Набу . [ 4 ] Однако в древневавилонском предшественнике этого текста он вместо этого помещен среди божеств, представляющих различные профессии, в разделе, посвященном Энки и его окружению. [ 5 ] Его персонаж сравнивают с Энбилулу . персонажем [ 4 ] Было высказано предположение, что в Умме ему поклонялись как олицетворению ирригационной системы, хотя свидетельств мало. [ 6 ]
В плачах Энкимду мог ассоциироваться с Амурру . [ 7 ] Один двуязычный текст этого жанра, в котором перечислено ровно сто божеств, помещает его в конец списка рядом с такими, как Шумуган , Месанга-Унуг, Марту (Амурру), Губарра ( Ашратум ) и Латарак . [ 8 ] Другой, датированный [старовавилонским периодом, перечисляет Энкимду, Марту, Шумуган, Нумушду и Иштаран . [ 8 ]
Мифология
[ редактировать ]Энкимду и Думузи
[ редактировать ]
Энкимду появляется в мифе «Энкимду и Думузи» . [ 1 ] Первоначально текст был опубликован Сэмюэлем Ноем Крамером под названием предпочитает фермера» « Инанна в 1944 году. [ 9 ] Первоначально предполагалось, что все закончится тем, что Инанна выберет Энкимду, но от этой интерпретации отказались после того, как были составлены новые издания. [ 9 ] Вначале брат Инанны Уту убеждает ее выбрать Думузи, но ее это не убеждает. [ 10 ] Энкимду упоминает множество подарков, которые он может ей подарить, связанных со сферой его влияния, но Думузи отвечает на каждое предложение одним из своих. [ 11 ] В конце концов их спор заканчивается, и они становятся друзьями. [ 1 ] Роль Энкимду описывается как в основном пассивная. [ 12 ] Было отмечено, что завершение этого повествования, краткое восхваление Инанны, имеет сходство с жанром поэм-диспутов, распространенным в шумерской литературе, в которых божество, которому поручено выбрать победителя, аналогичным образом восхваляется в заключительных строках каждого из них. текст. [ 13 ] Однако надписи на известных копиях указывают на то, что она считалась балбале , разновидностью песни. [ 14 ]
Было отмечено, что Думузи не появляется ни в одном из текстов, где Энкимду встречается рядом с Марту, что может указывать на то, что в этом случае последний должен был служить богом-пастухом, в отличие от Энкимду аналогичным образом. [ 8 ] Якоб Кляйн также отмечает, что существует сходство между успешным обращением Думузи к Инанне и победой Марту в мифе « Женитьба Марту» , в котором он хочет добиться руки дочери Нумушды. [ 15 ]
Другие тексты
[ редактировать ]В мифе «Энки и мировой порядок» Энкимду поручается подготовка различных сельскохозяйственных построек. [ 16 ] Его также называют «земледельцем Энлиля ». [ 6 ]
Гимн, посвященный царю Ур-Намму, сравнивает его с Энкимду. [ 17 ] В «Смерти Ур-Намму» бог прекращает выполнять свои задачи, узнав о смерти одноименного короля. [ 2 ]
Текст «Песни о пашущих быках» включает диалог между Энкимду и второй стороной, по мнению Мигеля Сивила, возможно, Нинуртой или королем, в котором первый объясняет второму, как он орошает поля. [ 18 ]
Современная актуальность
[ редактировать ]Механизм моделирования, разработанный в рамках проекта MASS (Моделирование древних систем поселений) Института Востока Чикагского университета, называется ENKIMDU. [ 19 ] В его основу легли технологии, разработанные Аргоннской национальной лабораторией . [ 20 ] Он призван предоставить модели развития обществ Древнего Ближнего Востока в период с конца четвертого по третье тысячелетие до нашей эры, с особым упором на производство основных сельскохозяйственных культур. [ 19 ] Тематическим исследованием проекта был Телль-Бейдар в Сирии . [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Черный 2006 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Флюкигер-Хокер 1999 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 1987 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 486.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Коэн 1993 , с. 184.
- ^ Кляйн 1997 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с Кляйн 1997 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Миттермайер 2015 , с. 383.
- ^ Блэк 2006 , с. 87.
- ^ Миттермайер 2015 , с. 387.
- ^ Миттермайер 2015 , с. 395.
- ^ Аяли-Даршан 2020 , с. 87.
- ^ Аяли-Даршан 2020 , стр. 87–88.
- ^ Кляйн 1997 , с. 109.
- ^ Ванстифут 1997 , с. 117.
- ^ Флюкигер-Хокер 1999 , стр. 46.
- ^ Гражданский 2017 , стр. 396.
- ^ Jump up to: а б с Хритц 2014 , с. 242.
- ^ Уилкинсон, Кристиансен и Ур 2007 , стр. 58.
Библиография
[ редактировать ]- Аяли-Даршан, Нога (2020). «Заключительный гимн угаритского цикла Ваала (KTU 1.6 VI 42–54): месопотамская история?» . Мир Востока . 50 (1). Ванденхук и Рупрехт (GmbH & Co. KG): 79–96. ISSN 0043-2547 . JSTOR 26977754 . Проверено 20 мая 2022 г.
- Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 20 мая 2022 г.
- Гражданский, Мигель (2017) [1976]. «Песня о пашущих волах». Исследования шумерской цивилизации. Избранные сочинения Мигеля Сивила . Публикации и издания Университета Барселоны. ISBN 978-84-9168-237-0 . OCLC 1193017085 .
- Коэн, Марк Э. (1993). Культовые календари древнего Ближнего Востока . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-00-5 . ОСЛК 27431674 .
- Флюкигер-Хокер, Эстер (1999). Урнамма Ура в шумерской литературной традиции . Ванденхук и Рупрехт . Проверено 18 мая 2022 г.
- Хритц, Кэрри (2014). «Вклад ГИС и дистанционного зондирования со спутников в ландшафтную археологию на Ближнем Востоке» . Журнал археологических исследований . 22 (3). Спрингер: 229–276. ISSN 1059-0161 . JSTOR 24018073 . Проверено 20 мая 2022 г.
- Кляйн, Джейкоб (1997). «Бог Марту в шумерской литературе». В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Лугал-епара» , Reallexikon der Assyriologie , получено 20 мая 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Ламберт, Уилфред Г.; Уинтерс, Райан Д. (2023). An = Anum и связанные списки . Мор Зибек. дои : 10.1628/978-3-16-161383-8 . ISBN 978-3-16-161383-8 .
- Миттермайер, Кэтрин (2015). «Состязание Думузи и Энкимду» (PDF) . Вавилон и Библия . 8 . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575063553-015 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 мая 2022 г. Проверено 20 мая 2022 г.
- Ванстифут, Герман LJ (1997). «Почему Энки организовал мир?». В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Уилкинсон, Ти Джей; Кристиансен, Дж. Х.; Ур, Дж. (2007). «Урбанизация в динамичной среде: моделирование сообществ бронзового века в Верхней Месопотамии» . Американский антрополог . 109 (1). Американская антропологическая ассоциация: 52–68. ISSN 0002-7294 . JSTOR 4496588 . Проверено 20 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Думузид и Энкимду в электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Песня пашущих волов в Электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Смерть Ур-Наммы в электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Энки и мировой порядок в электронном текстовом корпусе шумерской литературы