Jump to content

Латарак

Латарак
Бог-защитник, хранитель дверных проемов
Главный культовый центр возможно, Баб-Латарар [ 1 ]
Оружие хлыст
Животные лев

Латарак ( Латарак [ 2 ] ) был месопотамским богом . Скорее всего, его изображали в виде фигуры, одетой в львиную шкуру, или, возможно, в виде львиноподобного монстра. Его считали божеством-защитником, которого призывали защищать дверные проемы и отражать болезни. Он был тесно связан с Лулалом , хотя отношения между ними варьируются в зависимости от доступных первоисточников: некоторые приравнивают их, а другие рассматривают их как пару похожих, но не идентичных божеств. Ему поклонялись в месопотамских городах, таких как Урук , Ниппур и Ассур . Также возможно, что существовал город, названный в его честь Баб-Латарак, но прочтение этого топонима не является достоверным. За пределами Месопотамии он упоминается в религиозных текстах Эмара и в трехъязычном списке богов из Угарита .

Имя и характер

[ редактировать ]

По мнению Уилфреда Г. Ламберта , имя Латарака следует интерпретировать как отрицательную инфинитивную форму неопознанного аккадского слова, аналогично имени Лагамаля . [ 3 ] Единственный неопубликованный комментарий к списку богов Вейднера объясняет его как комбинацию слов («не») и tarāku («переключать кнут»), дополнительно переводимую как naṭû («бить»), но, по словам Франса Виггермана, эта древняя попытка этимологизация его грамматически неверна. [ 4 ] Хотя суффикс -ак мог быть окончанием родительного падежа в шумерском языке , по мнению Джоан Гудник Вестенхольц, имя Латарак считается одним из случаев, когда такая интерпретация неправдоподобна, подобно таким теонимам , как Тишпак , Инзак и Мескилак . [ 2 ] Лексические списки объясняют имя Латарака как urgulu , «лев», и было высказано предположение, что он обладал львиными чертами. [ 5 ] Предполагается, что его можно отождествить с фигурой, облаченной в львиный наряд, известной из месопотамского искусства . [ 6 ] Шкура льва, скорее всего, призвана обозначить его как божество, ответственное за покорение зла. [ 4 ] На изображениях фигуры в львиной одежде он держит кнут. [ 7 ] Альтернативное предложение состоит в том, что Латарак изображался как львиноподобное чудовище, а не как человек в львиной шкуре. [ 8 ]

Предполагается, что Латарак был связан со степью, [ 4 ] хотя эта интерпретация не является общепринятой. [ 9 ] В аккадском гимне Шамашу, известном в двух экземплярах, одном из Ассура и другом из Хаттусы , он упоминается как «хозяин открытой страны» ( шар ше-ри-им ). [ 10 ] Фрагмент аккадского гимна Латараку подчеркивает его связь с домашними животными. [ 3 ] Он также засвидетельствован как божественный защитник дверных проемов и как бог, способный отогнать болезни. [ 8 ] Хотя были предприняты попытки классифицировать его как одно из божеств, представляющих обожествленных предков, подобных Якруб-Элу или Итур-Меру , по мнению Джека М. Сассона, эта точка зрения неверна. [ 11 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Латарак был тесно связан с Лулалом . [ 3 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что, возможно, первое было второстепенным именем второго. [ 12 ] В «Эмаре » имя Лулала использовалось как логографическое изображение имени Латарака. [ 13 ] Возможно, еще один подобный пример присутствует в единственной древневавилонской надписи. [ 9 ] Франс Виггерманн отмечает, что этих двух богов обычно отождествляли, но они также засвидетельствованы как пара двух отдельных фигур, имеющих схожие характеристики. [ 14 ] По мнению Манфреда Креберника, их можно рассматривать как братьев-близнецов. [ 15 ] Они появляются отдельно в астрономических текстах и ​​апотропных ритуалах. [ 16 ] Фрагментарный нововавилонский текст (CT 51 102) с инструкциями по неопознанному ритуалу предписывает изготовление пары фигур, изображающих Латарака и Лулала. [ 17 ] Поздняя традиция объясняет эту пару Сином и Нергалом в астрономическом контексте. [ 16 ] Латарак также может быть в паре с Лугалединной, божеством, согласно Ламберту, аналогичным Лулалу, и они вместе появляются в списках асакку . [ 16 ] в котором их можно было сгруппировать с такими фигурами, как Мухра, Шулак или Лугалаабба . [ 18 ] Они также появляются вместе в серии заклинаний Маклу . [ 16 ] в котором содержится формула «Лугалединна(и)Латарак - грудь моя» (табличка VI, строка 7). [ 19 ]

Было высказано предположение, что Латарак принадлежал к кругу божеств, связанных с Иштар . [ 13 ] Также известны упоминания о нем как о привратнике Гулы , что может отражать их общую способность предотвращать болезни. [ 8 ]

Эммануэль Ларош предположил, что имя Ильтары (Эльтары), одного из хурритских « первобытных богов », произошло от Латарака. [ 20 ] Однако современный консенсус заключается в том, что этот бог, скорее всего, является отражением угаритского Эль , где -тара в данном случае является усиливающим суффиксом . [ 21 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Латараку поклонялись в Уруке случай переноса его культа из этого города в Киш в связи с переездом в этот северный город урукийской семьи в старовавилонский период . , и известен [ 22 ] В Ниппуре он засвидетельствован под двумя теофорными именами касситского периода . [ 23 ] Кроме того, в лексическом списке этого города древневавилонского периода упоминается топоним , который можно читать как Баб-Латарак или Ка-Лулал, возможно, культовый центр божества, в честь которого он был назван. [ 1 ] В средневавилонском административном документе (TMH NF 5 29) упоминается, что некий Амурру-насир, идентифицированный как врач ( асу ), получил ячмень, необходимый для должности, связанной с поклонением Латараку, паршу . [ 8 ]

Единственное свидетельство о Латараке имеется в документе из Мари, описывающем празднование, посвященное Иштар . [ 13 ] В нем говорится, что во время утреннего ритуала он сидел слева от этой богини рядом с божествами, называемыми Дингиргуббу. [ 24 ]

Латараку также поклонялись в Ассирии, свидетельства доступны еще в неоассирийский период, хотя его культ имел второстепенное значение в этой области. [ 14 ] существовал совместно посвященный ему и Мишару храм , известный под церемониальным названием Урсасумкудда. В Ассуре, в вестибюле Эшарры, [ 25 ] храмовый комплекс Ашура . [ 26 ] Также возможно, что неоассирийское письмо намекает на ритуал, во время которого Латарак был призван прогнать Ламашту . [ 5 ]

Заклинание из корпуса Бит Месери указывает на то, что фигуры Латарака и Лулала были помещены в ворота, чтобы предотвратить проникновение зла. [ 27 ] Шеп Лемутти предписывает приготовить две фигурки Латарака и украсить их «черной пастой». [ 28 ] неопознанное вещество, представленное клинописными знаками ИМ.ГИ 6 . [ 29 ] Было отмечено, что более темные пигменты обычно использовались для фигур богов, а другие примеры засвидетельствованы в аналогичных источниках, включая Месламтею , Себитти и Нарунди , и более светлые для изображений других сверхъестественных существ, таких как мифические гибриды или апкаллу . [ 30 ] Аналогичным образом, раздел текста, озаглавленный « Обращение Мардука к демонам» Уилфреда Г. Ламберта (K 4656 + K 9741), предписывает размещать его в дверях вместе с рядом других божеств, включая Лулала, Тишпака , Себитти и Иштар. . [ 31 ]

За пределами Месопотамии

[ редактировать ]

Латараку поклонялись в Эмаре , где единственный документ упоминает его среди божеств, связанных с городом Туттул . [ 13 ] В ритуальном календаре упоминается трехдневное шествие, проводимое в его честь после новолуния, завершающего месяц Аби . [ 32 ] Его именем названы ворота, а также посвященная ему «великая магистраль» (КАСКАЛ- ну ГАЛша ). д LÚ.LÀL), возможно, также засвидетельствована дорога, ведущая к нему. [ 13 ]

В трехъязычном издании списка богов Вейднера из Угарита Латарак соответствует Шаррани в хурритской колонке и лишь частично сохранившемуся теониму, восстановленному Аароном Тугендхафтом как Нид[а-] в угаритском . [ 33 ] Однако этот текст, скорее всего, не отражает религиозную практику того периода. [ 34 ] Более того, многие записи в последних двух столбцах не подтверждены иным образом. [ 35 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Гленн и Петерсон 2018 , с. 170.
  2. ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 381.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1987 , с. 163.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Виггерманн 2010 , с. 346.
  5. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1992 , с. 64.
  6. ^ Виггерманн 1992 , с. 187.
  7. ^ Виггерманн 2010 , с. 345.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 239.
  9. ^ Перейти обратно: а б Гленн и Петерсон 2018 , с. 169.
  10. ^ Ламберт 2013 , с. 518.
  11. ^ Сассон 2001 , с. 413.
  12. ^ Ламберт 2013 , с. 250.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Флеминг 2000 , с. 180.
  14. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 2010 , с. 344.
  15. ^ Креберник 2002 , с. 20.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Ламберт 1987 , с. 164.
  17. ^ Виггерманн 1992 , с. 37.
  18. ^ Ламберт 2013 , с. 210.
  19. ^ Абуш 2015 , с. 349.
  20. ^ Архи 1990 , с. 121.
  21. ^ Полвани 2008 , с. 619.
  22. ^ Сиббин-Плантхольт, 2022 , стр. 87.
  23. ^ Варфоломей 2017 , с. 311
  24. ^ Сассон 2015 , с. 243.
  25. ^ Джордж 1993 , с. 156.
  26. ^ Джордж 1993 , с. 145.
  27. ^ Виггерманн 1992 , с. 111.
  28. ^ Виггерманн 1992 , с. 15.
  29. ^ Виггерманн 1992 , с. 54.
  30. ^ Виггерманн 1992 , с. 55.
  31. ^ Виггерманн 1992 , с. 117.
  32. ^ Флеминг 2000 , с. 177.
  33. ^ Тугендхафт 2016 , с. 175.
  34. ^ Тугендхафт 2016 , с. 181.
  35. ^ Тугендхафт 2016 , с. 177.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b3ac774efd4d6188ba96e4d881c887d9__1681966080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/d9/b3ac774efd4d6188ba96e4d881c887d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Latarak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)