мескилак
мескилак | |
---|---|
Богиня Дилмуна | |
Генеалогия | |
Супруг | Инзак |
Мескилак или Месикила [ 1 ] был одним из двух главных божеств, которым поклонялись в Дилмуне . Другим хорошо засвидетельствованным членом пантеона этой области был Инзак , которого обычно считали ее супругом. Происхождение ее имени является предметом научных споров. Она также засвидетельствована в текстах из Месопотамии , где ее имя было переинтерпретировано как Нинсикила . Другое божество, также называемое Нинсикила , было супругой Лисина и, возможно, стало рассматриваться как богиня, а не бог, из-за сходства имен. Под своим месопотамским именем Мескилак появляется в мифах «Энки и Нинхурсаг» и «Энки и мировой порядок» , в которых она связана с Дилмуном.
В Дилмуне
[ редактировать ]Предполагается, что Мескилак был одним из двух главных божеств Дилмуна , вторым был Инзак . [ 2 ] исследователи часто интерпретируют его как ее супруга. [ 3 ] Альтернативное предположение состоит в том, что он был ее сыном. [ 4 ] Засвидетельствованный вариант имени Мескилака - Месикила. [ 1 ] Происхождение теонима Мескилак не установлено, и исследователи высказывали различные предположения. [ 5 ] По мнению Джанни Маркези, поскольку контакты между Месопотамией и Дильмуном восходят к периоду Убайда, можно предположить, что оно было шумерским по происхождению и может быть переведено как ме-сикил-ак , «она чистого меня» . " [ 6 ] Петр Штейнкеллер также считает возможным, что ее имя произошло от этого языка, и предполагает, что она могла сложиться в период Урука , во время «расширения Урука». [ 7 ] Вместо этого Жан-Жак Гласснер утверждает, что засвидетельствованные месопотамские объяснения ее имени представляют собой древние примеры игры слов или реинтерпретаций, призванных соответствовать местной теологии, и не обязательно отражают их фактическую этимологию. [ 8 ] По мнению Джоан Гудник Вестенхольц , знак ак в имени Мескилака, хотя иногда и интерпретируется как окончание родительного падежа , скорее всего, является указанием на нешумерское происхождение, как в случаях с Тишпаком , Инзаком или Латараком . [ 9 ] Предложенная шумерская этимология ее имени также была отвергнута Халедом ан-Нашефом . [ 10 ]
храм Экарра ( по-шумерски : «дом, возвышенная пристань »), посвященный Мескилаку и Инзаку. Согласно месопотамским источникам, включая список храмов и другие тексты, где-то в Дильмуне существовал [ 11 ] Он упоминается в надписи с острова Файлака, приписываемой нововавилонскому царю Навуходоносору II , согласно которой месопотамскому богу Шамашу (из Ларсы ). там также поклонялись [ 12 ]
Мескилак и д PA.NI.PA
[ редактировать ]По мнению Манфреда Креберника, божество д ПА.НИ.ПА, который засвидетельствован в текстах с острова Файлака, может быть аналогом Мескилака. [ 13 ] Чтение ее имени не является достоверным, [ 8 ] хотя такие возможности, как д Па-ли-хат [ 13 ] а также фонетическое чтение Панипа. [ 14 ] Жан-Жак Гласснер предполагает, что она и Мескилак были двумя отдельными богинями, которые выполняли одну и ту же роль по отношению к Инзаку в двух разных местах. [ 15 ] д ПА.НИ.ПА засвидетельствовано теофорным именем , начертанным на лазуритовой печати из Файлаки, Ла'у-ла- д ПА.НИ.ПА, «воистину умелый — это д ПА.НИ.ПА», который, скорее всего, принадлежал принцессе Дилмунитов. [ 16 ] Другой похожий объект называет ее «той, которая знает семя Инзака из Агарума ». [ 17 ] Сама Мескилак (или под своим основным именем, если идентификация с д PA.NI.PA принято) присутствует и в источниках с этого острова. [ 13 ]
В Месопотамии
[ редактировать ]Мескилак появляется в источниках из Месопотамии . и [ 4 ] В текстах этого региона ее имя можно было бы записать как Нинсикила, написанное д Нин-сикил-а («чистая дама»). [ 18 ] ) на одном из цилиндров Гудеа и д Нин-сикил-ла в мифе об Энки и Нинхурсаг . [ 19 ] Божество с одноименным именем, Нинсикила , было супругом месопотамской богини Лисин , и возможно, что сходство его имени с именем Мескилака отчасти было причиной того, что позже его стали рассматривать как богиню. [ 20 ]
Надпись на одном из цилиндров Гудеа — старейшее известное упоминание о Мескилаке в месопотамском источнике. [ 18 ] В нем говорится, что по приказу месопотамского бога Нингирсу три вида древесины — Халуб , черное дерево и «дерево морское» ( гиш-аб-ба-би она доставила вышеупомянутому правителю для строительства Энинну ) . [ 21 ]
Божества Дилмуна, Мескилака и Инзака упоминаются в формулах приветствия в письмах, которыми обменивались Энлиль-кидинни (также известный под именем Или-лия), во время правитель Ниппура правления касситских царей Бурнабуриаша II и Куригалзу II , и Или. -иппашра , [ 22 ] возможно, месопотамец, приехавший поселиться в Дилмуне. [ 23 ] В этих документах обоим божествам предлагается охранять жизнь жителя Ниппура. [ 24 ]
Мескилак также появляется в серии заклинаний Шурпу , где она является одним из божеств, вызываемых в отрывке, который начинается с призывания бога Лугалааббы , «повелителя моря», и заканчивается ею. [ 25 ] Остальные три божества, присутствующие в нем, — это Лугалидда, Лагуда и Инзак. [ 19 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Манфред Креберник утверждает, что уравнение между Инзаком и Набу в позднем списке богов Ан = Ануша амели может указывать на аналогичное уравнение между их женами, Мескилак и Ташметум . [ 19 ] В двуязычном гимне Мескилак рассматривается как мужское божество, идентичное Инзаку, и идентифицируется как аналог Набу и супруга богини по имени Шулухитум. [ 26 ] Было высказано предположение, что она могла произойти как аккадский аналог Мескилак, основываясь на переосмыслении ее имени как Нинсикила, которое следует понимать как «то, что связано с обрядами очищения». [ 27 ] хотя эта точка зрения не является общепринятой. [ 28 ] Имя Нинтилмун, «госпожа Дилмуна», упомянутое в разделе «Инанна» списка богов Ан = Анум , также может правдоподобно относиться к Мескилаку. [ 29 ] Связь между ней и Лахамуном еще более неопределенна. [ 30 ] Последнее божество встречается в списках богов как альтернативное имя Зарпанита, которое, как объясняют, происходит из Дилмуна. [ 31 ]
Возможно, что сами дилмуниты связывали Мескилак с Дамгалнунной , аналогично связи между их супругами Энки и Инзаком. [ 28 ]
Мифология
[ редактировать ]Мескилак появляется в мифе об Энки и Нинхурсаг под именем Нинсикила. [ 19 ] В начале повествования она представлена как богиня Дилмуна и просит Энки о помощи, поскольку земля, которой она управляет и которую он ей поручил, представляет собой пустыню. [ 32 ] Хотя иногда предполагается, что в этом отрывке она является синонимом Нинхурсаг , эта интерпретация не является общепринятой. [ 33 ] Энки обещает обеспечить Дилмуну чистой водой и впоследствии так и делает. [ 34 ] что, скорее всего, призвано подчеркнуть его роль божества, связанного с водой. [ 35 ] Раннее предположение о том, что Дилмун представлен в этом разделе мифа как рай, первоначально выдвинутое Сэмюэлем Ноем Крамером в 1940-х годах, больше не считается правдоподобным. [ 4 ] [ 36 ] Джанни Маркези отмечает, что вариант текста, известный из Ура и датированный периодом правления Рим-Сина I, подчеркивает характер Дильмуна как торгового центра через дополнительный отрывок, в котором Энки благословляет Мескилак и заявляет, что ее земля будет местом назначения. за драгоценные ресурсы из разных отдаленных мест, включая Тукриш , Маган , Мелухху , Элам и Мархаси . [ 37 ] Утверждалось, что перечисленные топонимы отражают «современные коммерческие горизонты Вавилонии » . [ 38 ] Вся часть мифа, посвященная Мескилаку, могла изначально представлять собой отдельное повествование. [ 39 ]
Богиня также по имени Нинсикила впоследствии снова появляется как одно из восьми божеств, которым предназначено избавить Энки от боли, которую он испытывал. [ 40 ] По мнению Дины Кац, возможно, что в данном случае имелось в виду другое божество, чем Мескилак, возможно, Нинсики, которая ассоциировалась с шерстью, которая появляется рядом с Лахаром в списках богов, хотя копия Энки и Нинхурсаг из Ниппура, по ее словам, «действительно создать впечатление, что две [Нинсикилы] — одна и та же богиня». [ 40 ] Манфред Креберник также предполагает, что последний Нинсикила — это Мескилак. [ 19 ] упомянутые в том же отрывке, — это Абу , Нингирида , Нинкаси , Нанше , Азимуа , Нинти и Инзак. Другие семь божеств, [ 41 ] Имя Нинсикила переводится как «женщина с волосами», чтобы отразить проблему, с которой ей предстояло справиться. [ 40 ] После того, как Энки исцеляется, всем божествам назначаются новые роли, и ей поручают управлять Маган. [ 42 ] Этот топоним относился к территории, соответствующей современному Оману в третьем и втором тысячелетиях до нашей эры, хотя в первом тысячелетии до нашей эры он вместо этого стал обозначать Египет , а новым названием прежнего места стал Каду. [ 43 ]
Мескилак также появляется как Нинсикила в мифе «Энки и мировой порядок» , в котором одноименный бог поручает ей поддерживать Дилмун. [ 44 ] По мнению Дины Кац, этот отрывок мог повлиять на роль, которую она играет в начале мифа об Энки и Нинхурсаг . [ 45 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Креберник 1997 , с. 93.
- ^ Поттс 1993 , с. 162.
- ^ Креберник 1997 , стр. 93–94.
- ^ Jump up to: а б с Черное и зеленое 1992 , с. 66.
- ^ Аль-Нашеф 2012 , стр. 343–344.
- ^ Маркези 2014 , с. 51.
- ^ Стейнкеллер 2018 , стр. 198.
- ^ Jump up to: а б Гласснер 2009 , с. 241.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 381.
- ^ Аль-Нашеф 2012 , с. 344.
- ^ Джордж 1993 , с. 107.
- ^ Джордж 1993 , стр. 107–108.
- ^ Jump up to: а б с Креберник 2005 , с. 294.
- ^ Маркези 2017 , с. 429.
- ^ Гласснер 2009 , с. 240.
- ^ Маркези 2017 , стр. 429–430.
- ^ Маркези 2017 , стр. 431–432.
- ^ Jump up to: а б Аль-Нашеф 2012 , с. 343.
- ^ Jump up to: а б с д и Креберник 1997 , с. 94.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 103.
- ^ Эдзард 1997 , с. 78.
- ^ Поттс 1986 , с. 169.
- ^ Ховард-Картер 1987 , с. 62.
- ^ Олейдам 1997 , с. 200
- ^ Далли 2013 , с. 181.
- ^ Креберник 2013 , с. 288.
- ^ Аль-Нашеф 2012 , с. 365.
- ^ Jump up to: а б Аль-Нашеф 2012 , с. 348.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 505.
- ^ Аль-Нашеф 2012 , с. 347.
- ^ Ламберт 1983 , с. 431.
- ^ Кац 2007 , стр. 570–571.
- ^ Постгейт 2010 , с. 242.
- ^ Кац 2007 , с. 586.
- ^ Кац 2007 , с. 588.
- ^ Кац 2007 , стр. 577–578.
- ^ Marchesi 2014a , с. 52.
- ^ Кац 2007 , с. 587.
- ^ Аль-Нашеф 2012 , с. 345.
- ^ Jump up to: а б с Кац 2008 , с. 336.
- ^ Кац 2008 , стр. 336–337.
- ^ Кац 2008 , с. 338.
- ^ Гласснер 2009 , с. 237.
- ^ Постгейт 2010 , с. 238.
- ^ Кац 2007 , с. 571.
Библиография
[ редактировать ]- Аль-Нашеф, Халед (2012) [1986]. «Божества Дильмуна» . В Аль-Халифе – Шейха Хайя Али; Райс, Майкл (ред.). Бахрейн сквозь века: археология . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-14178-2 . Проверено 26 сентября 2022 г.
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Британский музей * Пресс. ISBN 0714117056 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нин-Тильмун» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 25 сентября 2022 г.
- Дэлли, Стефани (2013). «Боги северо-восточной и северо-западной Аравии в клинописных текстах Первой Силендской династии и клинописной надписи из Телль-эн-Набеха, около 1500 г. до н. э.». Арабская археология и эпиграфика . 24 (2). Уайли: 177–185. дои : 10.1111/aae.12005 . ISSN 0905-7196 .
- Эдзард, Дитц-Отто (1997). Гудеа и его династия Торонто Буффало: Университет Торонто Press. ISBN 0-8020-4187-6 . OCLC 809041550 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Гласснер, Жан-Жак (2009) [1996]. «Дилмун, Маган и Мелухха: некоторые наблюдения о языке, топонимике, антропонимике и теонимии». В Риде, Джулиан (ред.). Индийский океан в древности . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-15531-4 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- Ховард-Картер, Тереза (1987). «Дилмун: в море или не в море? Обзорная статья» . Журнал клинописных исследований . 39 (1). Американские школы восточных исследований: 54–117. дои : 10.2307/1359986 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359986 . S2CID 163963264 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- Кац, Дина (2007). «Энки и Нинхурсага. Часть первая, История Дилмуна» . Восточная библиотека . 64 (5). Издательство Питерс: 568–589. дои : 10.2143/БИОР.64.5.2028852 .
- Кац, Дина (2008). «Энки и Нинхурсага, часть вторая» . Восточная библиотека . 65 (3). Издательство Питерс: 320–342. дои : 10.2143/bior.65.3.2033365 . ISSN 0006-1913 .
- Креберник, Манфред (1997), «Мескилак, Месикила, Нинсикила» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 сентября 2022 г.
- Креберник, Манфред (2005), " д PA.NI.PA" , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 2 сентября 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013), «Šuluḫḫtum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 25 сентября 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1983), «Лахамун» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 26 сентября 2022 г.
- Маркези, Джанни (2014), «Тильмун А. Филологический · Тильмун А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 25 сентября 2022 г.
- Маркези, Джанни (2014a). «От шумерской грамматики до налогов Тильмуна: интерпретация é GÚ kar-ra kalam-ma-ka в мифе об Энки и Нинсикиле» . КАСКАЛ. Журнал истории, окружающей среды и культуры Древнего Ближнего Востока . 11 . Флоренция: издательство LoGisma. ISSN 1971-8608 .
- Маркези, Джанни (2017). «Приложение 5. Надписи из королевских курганов Аали (Бахрейн) и родственные тексты» . Королевские курганы Аали в Бахрейне: возникновение королевской власти в раннем Дильмуне . Публикации Ютландского археологического общества. Том. 100. Издательство Орхусского университета. ISBN 978-87-93423-16-9 . OCLC 1019551153 .
- Олейдам, Эрик (1997). «Ниппур и Дилмун во второй половине четырнадцатого века до нашей эры: переоценка писем Или-иппашры» . Материалы семинара по арабистике . 27 . Археопресс: 199–203. ISSN 0308-8421 . JSTOR 41223599 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- Постгейт, Николас (2010). «Расчленение Энки и Нинхурсаги». Ваша похвала сладка. Мемориальный том Джереми Блэка от студентов, коллег и друзей (PDF) . Лондон: Британский институт изучения Ирака. ISBN 978-0-903472-28-9 . OCLC 612335579 .
- Поттс, Дэниел Т. (1986). «Ниппур и Дилмун в XIV веке до нашей эры» Труды семинара по арабистике . 16 . Археопресс: 169–174. ISSN 0308-8421 . JSTOR 41223243 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- Поттс, Дэниел Т. (1993). «Поздний доисторический, протоисторический и ранний исторический периоды в Восточной Аравии (ок. 5000–1200 до н. э.)» . Журнал мировой предыстории . 7 (2). Спрингер: 163–212. дои : 10.1007/BF00975450 . ISSN 0892-7537 . JSTOR 25800631 . S2CID 161909722 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- Штейнкеллер, Петр (2018). «Рождение Элама в истории» . Эламский мир . Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-315-65803-2 . OCLC 1022561448 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вестенхольц, Джоан Г. (2010). «Нинкаррак – аккадская богиня в шумерском обличье». О богах и людях . Брилл. стр. 377–405. дои : 10.1163/9789004187474_020 . ISBN 9789004187481 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энки и Нинхурсаг в электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Энки и мировой порядок в электронном текстовом корпусе шумерской литературы