В Нингири
В Нингири | |
---|---|
Главный культовый центр | Энергия |
Генеалогия | |
Супруг | Я останавливаюсь |
Дети | я тебя ненавижу |
Нингирида была месопотамской богиней , считавшейся женой Ниназу и матерью Нингишзиды . О ее характере мало что известно, кроме ее отношения к этим двум богам.
Имя и характер
[ редактировать ]Правильное прочтение имени Нингирды опирается на слоговое написание периода Ура III. д Нин-ги-ри-да . [ 1 ] По мнению Уилфреда Г. Ламберта , элемент girid — это шумерское существительное, обозначающее тип заколки для волос, используемый женщинами, и поэтому не дает никакой информации о ее индивидуальном характере, кроме ее пола. [ 2 ] В мифе об Энки и Нинхурсаг это имя интерпретируется как «женщина, рожденная из носа». [ 3 ] д Нин-кири-э-ту , но это лишь народная этимология . [ 4 ]
Мало что известно об индивидуальной роли Нингириды, за исключением ее связей с божествами, считающимися членами ее семьи. [ 2 ] Джереми Блэк предположил, что она связана с преступным миром . [ 5 ] Она появляется вместе с Ниназу, начиная с периода Ура III. [ 6 ] Однако возможно, что доступны более старые свидетельства, поскольку божество д ГИРИД, известный с раннединастического периода, может соответствовать более позднему Нингириде. [ 1 ] Теофорные имена из Лагаша этого периода иногда содержат элемент д ГИРИД.КИ, что могло указывать на то, что название произошло от реального или мифического топонима , поскольку знак КИ мог выполнять функцию определителя , обозначающего топонимы. [ 7 ] [ 1 ]
Подтвержденное альтернативное имя той же богини — Нинсискурра. [ 8 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Нингирида считалась женой Ниназу. [ 9 ] Связь между ними прямо подтверждается мифом об Энки и Нинхурсаг , а также в гимне Ниназу (который обращается к ней как «Твоя жена, молодая девушка, прекрасная женщина, дама»), список богов Ан = Анум и так называемый Эмесала словарь . [ 10 ] Тем не менее, она не связана с северным культовым центром ее мужа, Эшнунной , что может указывать на то, что традиция, связанная с ней, была исключительно южной. [ 11 ]
Нингишзида , сын Ниназу, также считался сыном Нингириды. [ 12 ]
В одном списке богов первого тысячелетия до нашей эры Нингирида приравнивается к Гуле . [ 13 ] По словам Томаса Рихтера, связь между ней и другой богиней медицины, Нинисиной, засвидетельствована и в более ранние периоды. [ 14 ]
Никаких доказательств в пользу того, что Нингириду путали с Нингиримой , не существует, несмотря на сходство их имен. [ 15 ]
Поклонение
[ редактировать ]Нингирида уже появляется в списках подношений периода Ура III наряду с Ниназу и Нингишзидой. [ 4 ] Миф « Путешествие Нанны-Суэн в Ниппур» признает Энеги своим главным культовым центром. [ 4 ] единственное упоминание о том, что она и Ниназу получали подношения в Ниппуре . Известно [ 16 ] Согласно документу из Ура , она получает подношения вместе с Ниназу, Нингишзидой, Ниназимуа и Аллой . [ 17 ]
Канонический список храмов , датированный касситским периодом , [ 18 ] упоминает два храма Нингириды, но ни их местонахождение, ни церемониальные шумерские названия не сохранились. [ 19 ]
Мифология
[ редактировать ]В мифе об Энки и Нинхурсаг Нингирида появляется как одно из восьми божеств, созданных Нинхурсаг , чтобы передать Энки его боль, остальные семь — Абу , Нинсикила ( Мескилак [ 20 ] ), Нинкаси , Нанше , Азимуа , Нинти и Энсаг ( Инзак ). [ 21 ] Дина Кац отмечает, что эта группа божеств не отражает конкретную богословскую концепцию и была выбрана просто ради игры слов в названиях частей тела. [ 3 ] Используемое написание уникально и придает именам новое значение. [ 22 ] В конце концов, судьба провозглашается для каждого из божеств: удел Нингириды — выйти замуж за Ниназу. [ 23 ]
В «Путешествии Нанны-Суэн в Ниппур » Нигирида — одна из богинь, которые пытаются убедить Нанну , которая едет на встречу со своими родителями ( Энлилем и Нинлиль ), оставить свой груз в ее городе вместо того, чтобы отвезти его в Ниппур, но ей это не удается. [ 24 ] Ее резиденция в этом мифе – Энеги. [ 4 ]
В гимне Нингишзиде описывается, как Нингирида кормила его грудью в младенчестве. [ 25 ] Ссылки на богинь, воспитывающих своих детей, [ 25 ] и о детстве божеств в целом в месопотамской литературе очень редки. [ 26 ] Другое повествование, посвященное этому богу, в котором также упоминается его мать, — « Сошествие Нингишзиды в нижний мир» . [ 27 ] Она подкупает демонического «констебля» ( галлу ), сопровождающего ее сына серебром, и поручает ему использовать экзорцистическую формулу, чтобы получить разрешение Эрешкигаль вернуть его к жизни. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Креберник 1998 , с. 362.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 1990 , с. 296.
- ^ Jump up to: а б Кац 2008 , с. 336.
- ^ Jump up to: а б с д Креберник 1998 , с. 363.
- ^ Блэк 2006 , с. 368.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 331.
- ^ Зельц 1995 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 1990 , с. 295.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 43.
- ^ Коэн 1993 , стр. 465–467.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 42.
- ^ Кац 2003 , стр. 392–393.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 34.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 86.
- ^ Креберник 1998 , с. 365.
- ^ Коэн 1993 , с. 468.
- ^ Кац 2003 , с. 398.
- ^ Джордж 1993 , с. 6.
- ^ Джордж 1993 , с. 167.
- ^ Креберник 1997 , с. 94.
- ^ Кац 2008 , стр. 336–337.
- ^ Кац 2008 , с. 337.
- ^ Кац 2008 , с. 338.
- ^ Блэк 2006 , стр. 150–151.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 144.
- ^ Блэк 2006 , с. 250.
- ^ Блэк 2004 , с. 215.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Блэк, Джереми (2004). «Нингишзида и Ниназимуа» . Ориенталия . 73 (2). GBPressb - Григорианская библейская пресса: 215–227. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43076898 . Проверено 15 августа 2022 г.
- Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 15 августа 2022 г.
- Коэн, Марк Э. (1993). Культовые календари древнего Ближнего Востока . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-00-5 . ОСЛК 27431674 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-77-3 . OCLC 51770219 .
- Кац, Дина (2008). «Энки и Нинхурсага, часть вторая» . Восточная библиотека . 65 (3). Издательство Питерс: 320–342. дои : 10.2143/bior.65.3.2033365 . ISSN 0006-1913 .
- Креберник, Манфред (1997), «Мескилак, Месикила, Нинсикила» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 26 сентября 2022 г.
- Креберник, Манфред (1998), «Нин-гирида» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 15 августа 2022 г.
- Креберник, Манфред (1998a), «Нин-гирима I. Призыв богини» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 15 августа 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1990). «Новое вавилонское нисхождение в преисподнюю». Задержавшись на словах: исследования древней ближневосточной литературы в честь Уильяма Л. Морана . Брилл. дои : 10.1163/9789004369559_018 .
- Зельц, Гебхард (1995). Исследования пантеона древнего шумерского города-государства Лагаш (на немецком языке). Филадельфия: Музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-00-0 . OCLC 33334960 .
- Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на месопотамском медицинском рынке . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-51241-2 . OCLC 1312171937 .
- Виггерманн, Франс А.М. (1998), "Нин-азу" , Reallexikon der Assyriologie , получено 15 августа 2022 г.