я фермер
я фермер | |
---|---|
Богиня заклинаний, змей, рыбы и воды. | |
Главный культовый центр | Мурум, Урук , Грима |
Символ | возможно, две бутылки и зубчатая корона |
Генеалогия | |
Братья и сестры | Энлиль |
Нингирима была месопотамской богиней , связанной с заклинаниями , что засвидетельствовано уже в раннединастический период . Она также ассоциировалась со змеями, рыбой и водой. Согласно списку богов Ан = Анум и другим источникам, она считалась сестрой Энлиля . Хотя предположения о том, что ее отождествляли с божеством мангустов Нинкилимом, можно найти в современной литературе, эта теория не находит прямой поддержки в первоисточниках.
Ее значение снизилось во втором тысячелетии до нашей эры, но в некоторых местах, таких как Ур , ей все еще поклонялись после Ахеменидами завоевания Месопотамии в первом тысячелетии до нашей эры.
Характер
[ редактировать ]Типичным ранним написанием имени, известным у Телля Фара , Абу Салабиха и Эблы, является д Нин -А.МУШ.ХА.ДУ, [ 1 ] означает «повелительница змеиной и рыбной воды» в переводе с шумерского . [ 2 ] Последовательность A.MUŠ.ḪA.DU можно прочитать как гирима . [ 3 ] Позже имя обычно писалось по слогам, например д Ни-ги-ри-ма . [ 4 ] В тексте из Лагаша она упоминается как «великая истинноокая небесная», иги-зи-гал-ан-на . [ 5 ]
Нингрима ассоциировался с заклинаниями, водой, рыбой и змеями. [ 2 ] На аккадском языке ее можно было бы назвать белат телилти , «госпожа очищения». [ 6 ] В одном древневавилонском заклинании она упоминается как «повелительница» змей, что указывает на то, что она, как полагали, имела контроль над этими животными. [ 7 ]
Положение Нингиримы в месопотамском пантеоне третьего тысячелетия до нашей эры было высоким, хотя в более поздние периоды ей приходилось конкурировать с такими божествами, как Асаллухи и Мардук, которые разделяли ее связь с заклинаниями. [ 3 ] В период Ура III , хотя большинство заклинаний, по-видимому, было составлено в Ниппуре , в этом жанре текстов начали преобладать божества, связанные с Эриду , такие как Асаллухи и Намма . [ 8 ] В результате роль Нинигримы была сведена к роли божественного очистителя, связанного с бассейнами со священной водой , а не к универсальному божественному экзорцисту. [ 8 ]
В астрономических текстах Нингрима ассоциировалась с так называемой звездой-скорпионом. [ 9 ]
Было высказано предположение, что изображения богини в так называемой «короне с зубцами» и держащей две бутылки можно идентифицировать как изображения Нингиримы. [ 9 ]
Поклонение
[ редактировать ]Муру, город недалеко от Бад-Тибира , был культовым центром Нингиримы. [ 10 ] В более поздние периоды это был также культовый центр бога Нинкилима мангустов и его жены Нин-Муру. [ 10 ] Надпись Лугалзагеси упоминает Нингириму и обращается к ней как к «госпоже Урука ». [ 11 ] Дополнительные свидетельства, связывающие ее с этим городом, включают список богов из Мари и литературные тексты из Фары ( Шуруппак ). [ 7 ] Ей поклонялись и в самой Фаре. [ 12 ] Возможно, что у нее также был культовый центр Гирим, расположенный в окрестностях Урука-Куллабы. [ 2 ] Хотя с ней не был связан Вавилон , но об этом городе известно и несколько отдельных упоминаний, в том числе описание обрядов, совершаемых в Е-карзагине, храме Эа . [ 13 ] Однако, несмотря на эти ассоциации, ей в основном поклонялись как божеству, не связанному с каким-либо конкретным местом. [ 2 ]
Нингирима упоминается в списках богов между раннединастическим и неоассирийским периодами, включая Фара, Мари, Ниппур, Вейднер , Султантепе , старовавилонский Ан = предшественник Анума. [ 1 ] и An = списки Anum. [ 3 ]
Один из ранних династических гимнов Заме [ 2 ] и один из саргонических храмовых гимнов посвящен Нингириме. [ 14 ] По неясным причинам Нингирима, называемый «перекрестком богов», также появляется в связи с Вавилоном в позднем синкретическом гимне Зарпаниту . [ 13 ]
Существование духовенства Нингиримы подтверждается формулами заклинаний из Фары и Эблы , а также административными текстами из Пузриш-Дагана , в которых упоминается гуду (тип жреца) этой богини. [ 7 ]
В заклинаниях Нингириму можно было призывать против змей , демонов и различных болезней. [ 15 ] Ей были посвящены ранние династические формулы экзорцизма. [ 2 ] Она засвидетельствована в текстах этого типа даже на западе, вплоть до Угарита . [ 16 ] В ритуальном тексте из Ниневии упоминается «сосуд со святой водой Нингиримы и Кусу ». [ 6 ] В сочетании с этим сосудом она встречается уже в периоды Ахеменидов и Селевкидов. [ 17 ]
Нинигрима уже появляется в теофорных именах третьего тысячелетия до нашей эры, одним из примеров является Ур-Нингирима. [ 4 ] Известны свидетельства периодов Фара и Ура III из Фары, Ура , Урука и, возможно, Забалама . [ 7 ] Единственное женское теофорное имя, вызывающее Нингириму, известно с нововавилонского периода. [ 18 ] Она также встречается в единственном позднем теофорном имени из Ура, Нингирима-илат, «Нигирима божественная», которое принадлежало женщине, жившей во времена правления Артаксеркса II . [ 19 ] Поль-Ален Болье предполагает, что ее присутствие в пантеоне этого города еще во времена Ахеменидов было результатом связи с Ниназу, чей культ был прочно утвердился в Уре. [ 20 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]В списке богов Ан = Анум Нингирима упоминается как сестра Энлиля . [ 3 ] Она также является его сестрой в неопубликованном в настоящее время шумерском заклинании. [ 21 ] По словам Уилфреда Г. Ламберта, упоминание о ней как о сестре Ану : также известно [ 22 ] но Фрэнк Саймонс отметил, что это могло быть основано на ошибочном прочтении поврежденной таблички, которая могла просто содержать еще одно свидетельство стандартных родственных отношений между Нингиримой и Энлилем. [ 23 ] В некоторых случаях из-за их пересекающихся функций ее можно было назвать сестрой Асаллухи и, следовательно, дочерью Энки . [ 16 ]
Нингирима, Нисаба и Кусу могли выступать в роли триады богинь очищения. [ 6 ] Другая троица состояла из нее, Кусу и Гирры . Эта группа засвидетельствована в обряде посвящения жрецов Энлиля, в различных заклинаниях и в царских надписях Асархаддона . [ 24 ] В некоторых заклинаниях она также могла быть связана с Наньше . [ 25 ]
В одном из ранних гимнов она сравнивается со змеиным богом Ирханом . [ 2 ] Поскольку они оба соответствуют одной и той же звезде, ее можно было ассоциировать с Ишхарой , которая также разделяла ее связь со змеями. [ 16 ] Манфред Креберник отмечает, что в списке богов Ан = Анум оба они принадлежат двору Энлиля. [ 3 ] В нескольких текстах, включая Шурпу и список богов Вейднера, Тишпак , Ниназу и Нингирима группируются вместе, всегда в этом порядке, исходя из их общего сходства со змеями. [ 3 ]
Другие божества с похожими названиями
[ редактировать ]Было предложено считать Нингириму и Нинкилим аналогичными на основании сходства их названий, общего культового центра (Мурум) и других факторов, но, по мнению Манфреда Креберника, это предложение неправдоподобно. [ 26 ] Он указывает на следующие различия: хотя Нингирима всегда женщина, Нинкилим можно рассматривать как мужское божество; их место в списках богов всегда разное; хотя оба были связаны со змеями, природа этой связи не была идентичной. [ 27 ]
Несмотря на ее связь с Ниназу, маловероятно, что ее когда-либо путали с его женой с таким же именем, Нингиридой . [ 3 ]
Нингириму не следует путать с божеством с таким же именем ( д Это-ги-рим-ма или д Эн-ги-рим-ма , прочтение первого знака неопределенное) кем звали Энки в роли бога-садовника. [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Креберник 1998 , с. 363.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Креберник 1998 , с. 365.
- ^ Перейти обратно: а б Креберник 1998 , с. 364.
- ^ Каннингем 1997 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б с д Креберник 1998 , с. 366.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 243.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 30.
- ^ Деньги 2011 , с. 133.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 110.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 61.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б с дель Ольмо Лете 2014 , с. 210.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 126.
- ^ Кузен и Ватай 2016 , с. 18.
- ^ Болье 2021 , стр. 170–171.
- ^ Болье 2021 , с. 171.
- ^ Саймонс 2018 , с. 139.
- ^ Ламберт 2013 , с. 432.
- ^ Саймонс 2018 , стр. 138–139.
- ^ Саймонс 2018 , с. 140.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 63.
- ^ Креберник 1998 , стр. 366–367.
- ^ Креберник 1998 , с. 367.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 367.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Гудник (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (2021). «Заметки о теофорических именах в поздневавилонских архивах Ура». Индивиды и институты на Древнем Ближнем Востоке . Де Грютер. стр. 163–178. дои : 10.1515/9781501514661-006 . ISBN 9781501514661 . S2CID 244620728 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Это ? -girima II" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 апреля 2022 г.
- Двоюродная сестра Лаура; Ватаи, Йоко (2016). «Ономастика женщин в Вавилонии в первом тысячелетии до нашей эры» . Ориент . 51 . Токио: Общество ближневосточных исследований в Японии (NIPPON ORIENTO GAKKAI): 3–27. дои : 10.5356/orient.51.3 . ISSN 0473-3851 . S2CID 166601142 .
- Каннингем, Грэм (1997). Избавь меня от зла: месопотамские заклинания, 2500–1500 гг . до н.э. Папа Istituto Biblico. ISBN 978-88-7653-608-3 . Проверено 12 апреля 2022 г.
- дель Ольмо Лете, Грегорио (2014). Заклинания и антиколдовские тексты из Угарита . Бостон: Де Грюйтер. ISBN 978-1-61451-627-9 . OCLC 948655744 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Креберник, Манфред (1998), «Нин-гирима I. Призыв богини» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Саймонс, Фрэнк (2018). «Богиня Кусу» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 112 (1). КЭРН: 123–148. дои : 10.3917/сборка.112.0123 . ISSN 0373-6032 .
- Ван, Сяньхуа (2011). Метаморфоза Энлиля в ранней Месопотамии . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-052-4 . OCLC 712921671 . }