Гибил
Гибил | |
---|---|
Бог огня | |
Другие имена | Гирра, Мубарра |
Главный культовый центр | Шуруппак , Эриду , Ниппур |
Обитель | Иригал |
Символ | факел |
Генеалогия | |
Супруг | Ниниригал |
Гибил ( 𒀭𒉈𒄀 ), также известный под аккадским именем Гирра , был месопотамским богом , связанным с огнем, как в его положительных, так и в отрицательных аспектах. Он также играл роль в ритуальном очищении . не обнаружено его изображений Текстовые источники указывают, что его символом был факел, хотя в месопотамском искусстве . Ему можно было присвоить несколько генеалогий. Список богов Ан = Анум указывает, что его супругой была Ниниригал . Его также часто связывали с такими божествами, как Шамаш , Нуска и Кусу . Впервые он упоминается в раннединастических текстах Шуруппака, таких как списки подношений. Он также был членом пантеона Эриду . В касситский период ему поклонялись в Ниппуре . Более поздние свидетельства доступны из Ассирии и Урука . Он также появляется в ряде литературных текстов.
Имена
[ редактировать ]Гибил ( д gibil 6 ) считается общепринятым прочтением теонима, написанного клинописью , как д NE-GI (variant: д GI-NE), хотя Джеремайя Петерсон отмечает, что это еще не полностью проверено первоисточниками. [ 1 ] Райан Д. Уинтерс также подчеркивает отсутствие прямых доказательств чтения Гибила, несмотря на его традиционный статус в ассириологической литературе. [ 2 ] Петерсон предполагает, что не исключено, что д Вместо этого NE-GI читалось как д гира х ги , что, предположительно, отражает происхождение от аккадского слова girru , «огонь». [ 1 ] Аккадская форма «гирра» произошла непосредственно от термина «гирру» . [ 3 ] Эти термины в конечном итоге происходят от корня *ḥrr , «гореть» или «опалять», как и другой теоним, Эрра . [ 4 ] Джереми Блэк и Энтони Грин считают, что имена Гибил и Гирра относятся к одному и тому же божеству. [ 3 ] Джоанна Тюдо утверждает, что изначально они были отдельными, но полностью слились друг с другом либо в старовавилонский период , либо вскоре после него, причем более поздние источники, такие как ассирийские копии списка богов Вейднера, указывают на то, что они использовались как взаимозаменяемые для обозначения одного фигура. [ 5 ] Гебхард Дж. Зельц описывает Гибила и Гирру как уже аналогичных друг другу в контексте корпуса текстов из Лагаша раннединастического периода . [ 4 ] Экземпляры д GIBIL 6 , используемый в качестве логограммы, которую следует читать как Гирра, известен из астрономических текстов. [ 6 ] Еще одно засвидетельствованное написание теонима Гибил: д ГИШ.БАР. [ 7 ] Зельц утверждает, что первоначально оно относилось к отдельному богу, Гишбару или Гишбарре, что засвидетельствовано в теофорных именах, таких как Ур-Гишбар-изипае периода Ура III , а затем объединено с Гибилом. [ 8 ]
В текстах Эмесала Гибил упоминался под вариантом имени Мубарра. [ 9 ] Дополнительные имена или эпитеты, приписываемые ему, включают Нунбаранна (или Нунбаруна; перевод неизвестен), известный из списка богов Ан = Анум (табличка II, строка 337), его древневавилонский предшественник и ряд заклинаний того же периода; [ 10 ] Нунбардада («принц с горящим белым телом»; Ан = Анум , табличка II, строка 339), [ 11 ] и Нунбаркус («принц со сияющим телом», присутствует как в предшественнике An = Anum , так и в An = Anum , табличка II, строка 340). [ 12 ] Петр Михаловский отмечает, что последнее из этих имен также появляется как синоним термина ziqtu , «факел», в лексических списках первого тысячелетия до нашей эры. [ 13 ]
Имя Гибил также использовалось для обозначения звезды в старовавилонский период, хотя его идентификация остается неопределенной и осложняется поздними астрономическими текстами, рассматривающими его как синоним планеты Марс . [ 6 ]
Характер
[ редактировать ]Гибил был богом огня . [ 14 ] Он мог представить этот элемент в его положительном аспекте, например, в сочетании с печами и печами . [ 3 ] и в этом контексте его можно рассматривать как божество-покровитель металлургов . [ 5 ] Однако он также представлял огонь как причину разрушения. [ 3 ] Намбурби — тип ритуального текста, направленный на предотвращение негативных последствий конкретных предзнаменований . [ 15 ] В документах говорится, что считалось, что ситуации, когда дома поджигались от удара молнии, считались проявлением гнева Гибила. [ 16 ] Его также можно обвинить в поджоге полей. [ 5 ] Как указано в серии заклинаний Маклу и Шурпу , еще одной функцией бога огня было отражение злонамеренной магии и неудачных событий, предсказанных кошмарами. [ 17 ] Он также играл роль в ритуальном очищении . [ 1 ] Утверждалось, что это была его основная функция в сфере культа . [ 18 ]
Хотя текстовые источники указывают, что символом Гибила был факел, никаких его иконографических изображений обнаружено не было. [ 5 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Семья и суд
[ редактировать ]По мнению Петра Михаловского, представления о происхождении Гибила отражали его связь с городом Эриду , известным из ранних источников, таких как один из гимнов Заме раннединастического Абу Салабиха , и его можно было считать «сыном Абзу » . [ 7 ] Согласно другой традиции, его отцом был Энлиль , о чем свидетельствует старовавилонский аккадский источник (BM 29383) и, возможно, шумерский литературный текст того же периода. [ 19 ] Вместо этого Маклу называет его «потомком» Ану (табличка II, строка 77). [ 20 ] В той же серии заклинаний он также упоминается как потомок Шалаша копия, где вместо этого в том же отрывке встречается Шала . (табличка II, строка 137), хотя была обнаружена и [ 21 ] упоминания о Нуске как о его отце. Известны также [ 22 ]
Список богов Ан = Анум богиня Ниниригал . (табличка II, строка 341) указывает на то, что супругой Гибила могла считаться [ 23 ] В том же тексте говорится, что его божественным помощником ( суккал ) был Наблум (табличка II, строка 342), «пламя», которое могло быть связано с ним, поскольку являлось божественным представлением результатов его деятельности, подобно тому, как погода бога Ишкура Суккалом был Нимгир , «молния». [ 24 ] Кроме того, он назначает ему двух советников, божественные изображения факела ( д ниг.на ) и цензор ( д gi.izi.lá ). [ 25 ]
Другие ассоциации
[ редактировать ]Как уже засвидетельствовано в тексте Ура III из Ниппура , Гибил был связан с богом солнца Шамашем (Уту), который, по словам Петра Михаловского, был божеством, с которым он чаще всего связывался в месопотамской традиции. [ 7 ] Иеремия Петерсон предполагает, что связь между ними была связана с верой, задокументированной в Маклю , согласно которой в некоторых ритуалах, возможно, которые имели место в течение месяца Абу, считалось, что бог огня ночью занимал место бога Солнца. . [ 26 ] Его обычно называли его «другом» или «товарищем» (аккадский таппу ). [ 7 ]
Гибил также был тесно связан с Нуской . [ 25 ] Они вместе засвидетельствованы в надписях на древневавилонских печатях из Сиппара . [ 27 ] Он также появляется после Нуски и его жены Садарнунны в списке богов Вейднера , и он явно связан с первым из этих двух божеств в надписи на пограничном камне времен правления Нациста-Марутташа . [ 28 ] Эндрю Р. Джордж отмечает, что он мог эффективно действовать как «агент» Нуски. [ 29 ] Однако их можно было отождествить и друг с другом, что привело к развитию традиции, в которой Нуска, обычно ассоциируемая с Энлилем, вместо этого изображалась как сын или помощник Ану. [ 30 ]
В поздних комментариях к религиозным текстам Гибил часто выступал в паре с Кусу , божеством очищения, связанным с кадильницами . [ 25 ] Их обоих можно было объединить в триаду с Нингиримой , божеством, также принадлежавшим к сфере ритуального очищения . [ 31 ]
Поклонение
[ редактировать ]Гибил относительно редко упоминается в месопотамских текстах, хотя, тем не менее, он известен из источников из разных периодов времени и мест. [ 1 ] Самые старые упоминания о нем встречаются в текстах раннединастического Шуруппака (Фара), где он, возможно, был относительно важным божеством, поскольку в списках он встречается рядом с основными членами местного пантеона. [ 7 ] В источниках из Лагаша того же периода он упоминается только под одним теофорным именем — Ур-Гибил. [ 32 ] Юлия Крул считает его членом местного пантеона Эриду . [ 30 ] Связь между ним и этим городом зафиксирована в раннединастическом зами гимне Абу Салабиха . [ 7 ] Иеремия Петерсон также предполагает, что, как и его супруга Ниниригал , он мог быть связан с Уруком и Куллабой. [ 33 ] В Адабе он встречается в единственном древнеаккадском списке жертвоприношений и в ряде теофорных имен, таких как Геме-Гибил и Ур-Гибил. [ 14 ]
Известен только один молитвенный дом, связанный с Гибилом. [ 5 ] Под именем Гирра ему поклонялись в Эмеламхуше («доме ужасающего сияния»), храме в Ниппуре Нуски , как засвидетельствовано в Каноническом списке храмов . [ 29 ] датируется касситским периодом . [ 34 ] Два теофорных имени, упоминающих его, появляются в текстах этого города того же периода. [ 35 ] Он также появляется в ассирийских текстах такульту как член группы божеств, связанных с Шамашем . [ 36 ]
Поздние свидетельства о боге огня известны из текстов Селевкидов ему там еще не поклонялись из Урука, хотя в нововавилонский период . [ 37 ] Скорее всего, как и в случае с Кусу и Кусибандой , его введение в местный пантеон отразило его роль в мастерстве и его важность в глазах духовенства ашипу и калу . [ 38 ] Несмотря на то, что ему активно поклоняются, он отсутствует в юридических текстах, и никакие теофорные имена, упоминающие его, не засвидетельствованы. [ 37 ]
Литература
[ редактировать ]Гибил имгида
[ редактировать ]Текст imgida , посвященный Гибилу, был обнаружен Иеремией Петерсоном на фрагментарной табличке из древневавилонского Ниппура . [ 26 ] Из-за его сохранности многое в его сюжете остается неопределенным, хотя на основе сохранившихся фрагментов можно установить, что он описывает его рождение в месте, называемом AB- gal , которое следует читать либо как iri 12 -gal , либо как eš 3. -гал . [ 39 ] Это место также описывается как его жилище в других источниках. [ 18 ] Петерсон в своем переводе предпочитает передать его как Иригал. [ 40 ] Он утверждает, что имеется в виду храм супруги Гибила Ниниригал в Уруке , а не подземный мир , поскольку последнее место можно назвать термином иригал . [ а ] обычно это писалось как AB✕GAL (ГАЛ) , тип AB (ГАЛ) или ИРИ-ГАЛ, в отличие от АБ- гал , в отличие от теонима Ниниригал, последовательно записываемого д нин -АБ- гал , начиная с периода Ура III . [ 41 ] В качестве альтернативы он предлагает термин «эшгал» использовать , поскольку он может обозначать многие храмы, например Экур . [ 33 ] Мнение о том, что Иригал, связанный с Гибилом, следует понимать как подземный мир, первоначально было сформулировано Петром Михаловским. [ 18 ] Другой отрывок из Имгиды описывает, как Гибил присоединяется к богу луны Нанне вечером в небе. [ 42 ] Очевидно, он отвечает за освещение рядом с собой ночью. [ 33 ] Возможно, что остальная часть текста первоначально описывала его посещения культовых центров других богов, так как во фрагменте упоминается Энлиль и его храм Экур, где Гибилу, по-видимому, приходилось очищать печь, а в другом упоминаются Инанна и город Забалам случается. [ 43 ]
Гирра и Эламатум
[ редактировать ]Фрагмент мифа, посвященного Гирре, условно названный « Миф о Гирре и Эламатуме» из-за отсутствия каких-либо ссылок на его первоначальное название, сохранился на древневавилонской табличке из Сиппара или близлежащего Телль-эд-Дера (BM 78962). хотя, судя по колофону, сохранившиеся фрагменты представляют собой лишь седьмую часть более длинной последовательности, состоящей из нескольких табличек, которая первоначально могла состоять в общей сложности примерно из трехсот пятидесяти строк. [ 44 ] Начальные строки невозможно расшифровать, но первый отрывок описывает Энлиля, провозглашающего судьбу, предопределенную Гирре после его победы над Эламатумом («эламской женщиной»), возможно, это либо сверхъестественное представление Элама как геополитического соперника месопотамских государств, либо олицетворение голода, болезни или колдовства, причем последняя из этих интерпретаций, возможно, поддерживается общей ролью бога огня как божества, противостоящего ему в заклинаниях. [ 45 ] Ее останки, по-видимому, превратились в объект, видимый в небе. [ 44 ] Это название появляется как обозначение неопознанной группы звезд в древневавилонской молитве среди многих лучше засвидетельствованных созвездий , но оно отсутствует в более поздних сборниках месопотамской астрономии . [ 46 ] Ее следует отличать от «Звезды Элама» (MUL.ELAM.MA). к ) отождествляется с Марсом . [ 47 ] Кристофер Уокер отмечает, что можно провести параллели между сохранившейся частью этого мифа и празднованием победы Нинурты в таких композициях, как «Лугал-э» или Мардука в «Энума Элиш» . [ 44 ]
Другие литературные тексты
[ редактировать ]В « Плаче по Шумеру и Уру» Гибил упоминается среди причин разрушений, описанных в этом сочинении. [ 48 ] Судя по всему, он несет ответственность за поджог камыша. [ 49 ] Как отмечает Нили Самет, прямая параллель описывающему это отрывку присутствует в мифе «Инанна и Эбих» , где одноименная богиня угрожает, что прикажет Гибилу совершить то же самое действие. [ 49 ]
В « Эпосе об Анзу » Гирра — один из трех богов, которые отказываются сражаться с одноименным существом, чтобы вернуть Скрижали Судьбы , двое других — Шара и Адад . [ 50 ]
В «Энума Элиш» Гибил — сорок шестое имя, данное Мардуку после победы над Тиамат . [ 51 ] [ б ] Функция, приписываемая Мардуку под этим именем, могла заключаться в том, чтобы «делать оружие твердым». [ 53 ] возможно, это ссылка на роль бога огня в металлургии , но этот отрывок неясен. [ 54 ]
Литературный текст, посвященный Салманасара III походу на Урарту. [ 55 ] вскользь упоминает Гирру как одного из двух богов, сопровождавших этого царя, вторым был Нергал . [ 56 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это обозначение могло быть источником более позднего термина Иркалла , который впервые засвидетельствован в среднеассирийский период . [ 18 ]
- ^ Уилфред Г. Ламберт в своем переводе вместо этого передает имя как Гирра. [ 52 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Петерсон 2014 , с. 302.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д Черное и зеленое 1992 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Зельц 1995 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тюдо 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б Горовиц и Вассерман 1996 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Михаловский 1993 , с. 156.
- ^ Зельц 1995 , с. 139.
- ^ Франкен 1971 , с. 383.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , стр. 614–615.
- ^ Cavigneaux & Krebernik 1998a , с. 615.
- ^ Кавинье и Креберник 1998b , с. 615.
- ^ Михаловский 1993 , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б Такой-Гутьеррес 2005 , с. 17.
- ^ Крул 2018 , с. 159.
- ^ Крул 2018 , с. 201.
- ^ Фостер 2005 , с. 660.
- ^ Перейти обратно: а б с д Михаловский 1993 , с. 157.
- ^ Петерсон 2014 , с. 311.
- ^ Абуш 2015 , с. 296.
- ^ Абуш 2015 , с. 299.
- ^ Ужас 2016 .
- ^ Петерсон 2014 , с. 308.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б с Крул 2018 , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2014 , с. 303.
- ^ Танрет 2010 , с. 103.
- ^ Джордж 1993 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б Крул 2018 , с. 151.
- ^ Михаловский 1993 , с. 159.
- ^ Зельц 1995 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б с Петерсон 2014 , с. 309.
- ^ Джордж 1993 , с. 6.
- ^ Варфоломей 2017 , с. 310
- ^ Франкен 1971 , с. 384.
- ^ Перейти обратно: а б Крул 2018 , с. 73.
- ^ Крул 2018 , с. 75.
- ^ Петерсон 2014 , стр. 303–304.
- ^ Петерсон 2014 , с. 306.
- ^ Петерсон 2014 , стр. 308–309.
- ^ Петерсон 2014 , с. 304.
- ^ Петерсон 2014 , с. 305.
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер 1983 , с. 145.
- ^ Уокер 1983 , стр. 145–146.
- ^ Уокер 1983 , стр. 146–147.
- ^ Уокер 1983 , с. 147.
- ^ Самет 2014 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б Самет 2014 , с. 107.
- ^ Фостер 2005 , с. 555.
- ^ Фостер 2005 , с. 482.
- ^ Ламберт 2013 , с. 130.
- ^ Ламберт 2013 , с. 131.
- ^ Ламберт 2013 , с. 491.
- ^ Фостер 2005 , с. 779.
- ^ Фостер 2005 , с. 780.
Библиография
[ редактировать ]- Абуш, Цви (2015). Магическая церемония Маклу . Брилл. ISBN 978-90-04-29170-6 .
- Бартельмус, Алекса (2017). «Боги касситского периода. Анализ их появления в современных текстовых источниках». Кардуняш. Вавилония под властью касситов . Де Грюйтер. стр. 245–312. дои : 10.1515/9781501503566-011 . ISBN 978-1-5015-0356-6 .
- Блэк, Джереми А.; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь . Остин. ISBN 0-292-70794-0 . ОСЛК 26140507 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Nun-bar-a/una» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 27 июня 2023 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998a), «Nun-barḫada» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 27 июня 2023 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998b), «Nun-barḫuš(a)» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 27 июня 2023 г.
- Фостер, Бенджамин Р. (2005). Перед музами: антология аккадской литературы . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-76-5 . OCLC 57123664 .
- Франкена, Ринтье (1971), "Girra und Gibil" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 27 июня 2023 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Горовиц, Уэйн; Вассерман, Натан (1996). «Еще одна древневавилонская молитва богам ночи» . Журнал клинописных исследований . 48 . Американские школы восточных исследований: 57–60. дои : 10.2307/1359770 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359770 . S2CID 163268684 . Проверено 26 июня 2023 г.
- Хорри, Рут (2016), «Нуска/Нуску (бог)» , Древние месопотамские боги и богини , Открытый богато аннотированный клинописный корпус, Академия высшего образования Великобритании
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943 . ISBN 9789004364936 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Ламберт, Уилфред Г.; Уинтерс, Райан Д. (2023). An = Anum и связанные списки . Мор Зибек. дои : 10.1628/978-3-16-161383-8 . ISBN 978-3-16-161383-8 .
- Михаловский, Петр (1993). «Факел и курильница». В Коэне, Марк Э.; Снелл, Дэниел С.; Вайсберг, Дэвид Б. (ред.). Табличка и свиток: Ближневосточные исследования в честь Уильяма В. Халло . CDL Пресс. ISBN 0-9620013-9-2 .
- Петерсон, Иеремия (2014). «Два новых шумерских текста, касающихся божеств Нумушды и Гибила» . Studia Mesopotamica: Ежегодник древней истории и культуры Ближнего Востока. Том 1 . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-076-0 . OCLC 952181311 .
- Самет, Нили (2014). Оплакивание о разрушении Ура . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575068831 . ISBN 978-1-57506-883-1 .
- Зельц, Гебхард Дж. (1995). Исследования пантеона древнего шумерского города-государства Лагаш (на немецком языке). Филадельфия: Музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-00-0 . OCLC 33334960 .
- Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670228 . Проверено 20 июня 2023 г.
- Танрет, Мишель (2010). Печать Санги . Брилл. ISBN 978-90-04-17958-5 .
- Тюдо, Джоанна (2013), «Гирра (бог)» , Древние месопотамские боги и богини , Открытый богато аннотированный клинописный корпус, Академия высшего образования Великобритании
- Уокер, Кристофер (1983). «Миф о Гирре и Эламатуме» . Анатолийские исследования . 33 . Британский институт в Анкаре: 145–152. дои : 10.2307/3642703 . ISSN 0066-1546 . JSTOR 3642703 . S2CID 163433662 . Проверено 24 июня 2023 г.
- Виггерманн, Франс AM (1987). «Посох Ниншубуры: Исследования вавилонской демонологии II» . Экс Ориенте Люкс . 29 . Брилл.