Третья династия Ура
Ур III династия 𒋀𒀕𒆠 УРИМ 2 К | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 2112 г. до н.э. – ок. 2004 г. до н.э. | |||||||||||
Капитал | Ур | ||||||||||
Общие языки | шумерский , аккадский | ||||||||||
Религия | шумерская религия | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Область | |||||||||||
• в. 2112–2095 до н.э. ( MC ) | Ур-Намму (первый) | ||||||||||
• в. 2028 –2004 до н.э. (MC) | Ибби-Син (порок) | ||||||||||
Историческая эпоха | Бронзовый век | ||||||||||
• Учредил | в. 2112 г. до н.э. (MC) | ||||||||||
в. 2004 БК (МК) | |||||||||||
• Упразднено | в. 2004 БК (МК) | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть |
Третья династия Ура , также называемая Неошумерской империей правящей династии, жившей в 22–21 веках до нашей эры ( средняя хронология ), , относится к шумерской базирующейся в городе Ур и недолговечному территориально-политическому государству, которое некоторые историки считают была зарождающейся империей.
обычно называют Третью династию Ура Уром III Историки, изучающие этот период, . Его нумерация относится к предыдущим династиям, таким как Первая династия Ура (26-25 века до н.э.), но, похоже, когда-то предполагаемая Вторая династия Ура никогда не упоминалась. [1]
Третья династия Ура была последней шумерской династией, которая пришла к выдающейся власти в Месопотамии . Оно началось после нескольких столетий контроля, осуществлявшегося сначала Аккадской империей , а затем, после ее падения, кутианскими и независимыми шумерскими царями-полисами. Он контролировал города Исин , Ларса и Эшнунна и простирался на север до Верхней Месопотамии .
История
[ редактировать ]Третья династия Ура возникла спустя некоторое время после падения династии Аккад . Период между последним могущественным царем Аккадской династии Шар-Кали-Шарри и первым царем Ура III Ур-Намму недостаточно документирован, но большинство ассириологов утверждают, что за ним последовал краткий «темный век». борьба за власть между наиболее могущественными городами-государствами. В списках царей за Шар-Кали-Шарри следуют еще два царя Аккада и шесть царей Урука; однако ни для одного из них не сохранилось ни названий годов, ни даже каких-либо артефактов, подтверждающих, что какое-либо из этих правлений было историческим - за исключением одного артефакта для Дуду из Аккада (непосредственного преемника Шар-Кали-Шарри в списке). Вместо этого первенство Аккада, похоже, было узурпировано кутианскими захватчиками с гор Загрос , чьи цари правили в Месопотамии в течение неопределенного периода (124 года согласно некоторым копиям списка царей , только 25 согласно другим). Их правление не способствовало сельскому хозяйству и ведению учета, и к тому времени, когда они были изгнаны, регион страдал от сильного голода и стремительного роста цен на зерно. [ нужна ссылка ] Их последний король, Тириган , был изгнан Уту-хенгалом из Урука .
После правления Уту-Хенгала Ур-Намму (первоначально генерал) основал Третью династию Ура, но точные события, связанные с его возвышением, неясны. В « Списке шумерских царей» говорится, что Уту-Хенгал правил семь лет (или 426, или 26 в других копиях), хотя из записей известен только один год его правления — год его вступления на престол, что предполагает более короткое правление.
Не исключено, что изначально его губернатором был Ур-Намму. обнаружены две стелы В Уре , которые включают эту деталь в надпись о жизни Ур-Намму.
Ур-Намму приобрел известность как король-воин, когда сокрушил правителя Лагаша в битве, убив самого короля. После этой битвы Ур-Намму, похоже, заслужил титул «царя Шумера и Аккада».
Господство Ура над неошумерской империей было закреплено знаменитым Кодексом Ур-Намму , вероятно, первым подобным сводом законов для Месопотамии со времен Урукагины из Лагаша столетиями ранее.
в империи произошло много значительных изменений Во время правления Шульги . Он предпринял шаги по централизации и стандартизации процедур империи. Ему приписывают стандартизацию административных процессов, архивной документации, налоговой системы и национального календаря. Он захватил город Сузы и прилегающую область, свергнув эламского царя Кутика-Иншушинака , а остальная часть Элама попала под контроль династии Шимашки . [2]
Военные и завоевания Ура III
[ редактировать ]Считается, что в последнем веке III тысячелетия до нашей эры цари Ура развязали несколько конфликтов вокруг границ царства. Считается, что на эти конфликты повлиял царь Аккада. Поскольку свидетельств о том, как короли организовывали свои силы, мало, неясно, находились ли оборонительные силы в центре или за пределами королевства. Что известно, так это то, что второй правитель династии, Шульги, добился некоторой экспансии и завоеваний. Их продолжили трое его преемников, но со временем их завоевания стали менее частыми. [3]
В самый разгар экспансии Ура они захватили территорию от юго-восточной Анатолии (современная Турция ) до иранского побережья Персидского залива, что является свидетельством силы династии. Существуют сотни текстов, объясняющих, как армии Ура III захватили сокровища и вернули их в королевство после многих побед. В некоторых текстах также говорится, что кампании Шульги были наиболее прибыльными для королевства, хотя вполне вероятно, что цари и храмы Ура были в первую очередь теми, кто извлекал выгоду из военных трофеев. [3]
Конфликты с северо-восточными горными племенами
[ редактировать ]Правители Ура III часто вступали в конфликты с горными племенами горной области Загрос , обитавшими в северо-восточной части Месопотамии. Самыми важными из этих племен были племенные королевства Симуррум и Лулуби . [4] [5] Они также часто конфликтовали с Эламом .
Военные правители Мари
[ редактировать ]В северной части Мари семитские военные правители, называемые Шакканаккус, очевидно, продолжали править одновременно с Третьей династией Ура или, возможно, в период, который только что ей предшествовал. [6] с такими правителями, как военные губернаторы, такие как Пузур-Иштар , который, вероятно, был современником Амар-Сина . [7] [8]
Хронология правителей
[ редактировать ]Ассирологи используют множество сложных методов для установления максимально точных дат этого периода, но споры до сих пор существуют. Как правило, ученые используют либо традиционную (среднюю, обычно предпочтительную), либо низкую (короткую) хронологию. Они заключаются в следующем:
Правитель | Средняя хронология | Краткая хронология | |
---|---|---|---|
( Уту-хенгал ) | в. 2119 – ок. 2112 г. до н.э. | в. 2055 – ок. 2048 г. до н.э. | |
Ур-Намму | в. 2112 – ок. 2094 г. до н.э. | в. 2048 – ок. 2030 г. до н.э. | |
Шульги | в. 2094 – ок. 2046 г. до н.э. | в. 2030 – ок. 1982 г. до н.э. | |
Амар-Син | в. 2046 – ок. 2037 г. до н. э. | в. 1982 – ок. 1973 г. до н.э. | |
Шу-Син | в. 2037 – ок. 2028 г. до н.э. | в. 1973 – ок. 1964 г. до н.э. | |
Ибби-Син | в. 2028 – ок. 2004 г. до н.э. | в. 1964 – ок. 1940 г. до н.э. |
Список царей Третьей династии Ура с указанием продолжительности их правления содержится в клинописном документе, в котором перечислены цари Ура и Исина , «Список правления царей Ура и Исина» (MS 1686). В списке поясняется: «18 лет Ур-Намма [был] царём, 48 лет Шульги [был] царём, 9 лет Амар-Суэн , 9 лет Су-Суэн , 24 года Ибби-Суэн ». [11]
Падение Ура III
[ редактировать ]Могущество неошумеров шло на убыль. Ибби-Син в XXI веке предпринял военные походы на Элам , но далеко проникнуть в страну не сумел. В 2004/1940 году до нашей эры (средняя/короткая хронология соответственно) эламиты в союзе с народом Сузы и во главе с Киндатту , царем эламской династии Шимашки , смогли окружить Ур и сумели разграбить Ур (в начале лета?) [12] и увести Ибби-Сина в плен, положив конец третьей династии Ура . После этой победы эламиты разрушили царство и правили посредством военной оккупации в течение следующего 21 года. [13] [14]
Затем Месопотамия попала под влияние амореев . Аморейские цари династии Исина сформировали государства-преемники Ура III, начиная период Исина-Ларсы . Им удалось изгнать эламитов из Ура, восстановить город и вернуть статую Нанны , которую разграбили эламиты. Амореи были кочевым племенем из северного Леванта , говорящим на северо-западном семитском языке, в отличие от коренных аккадцев южной Месопотамии и Ассирии , которые говорили на восточно-семитском языке . Примерно к 19 веку до нашей эры большая часть южной Месопотамии была оккупирована амореями. Амореи поначалу не занимались земледелием, предпочитая полукочевой образ жизни, выпас овец. Со временем аморейские торговцы зерном приобрели известность и основали свои собственные независимые династии в нескольких южно-месопотамских городах-государствах, в первую очередь в Исине , Ларсе , Эшнунне , Лагаше , а позже основав Вавилон как государство.
Системы знакомств
[ редактировать ]Когда правили цари Третьей династии Ура, у них были конкретные даты и имена для каждого периода их правления. Одним из примеров был «год царя Ур-Намму», который ознаменовал коронацию Ур-Намму. Еще одним важным временем был год, названный «Обмолоченное зерно Ларгаса». Название этого года отсылает к событию, когда Ур-Намму напал на территорию Ларгаса и забрал зерно обратно в Ур. Еще одно открытое название года — это год, когда дочь Ур-Намму стала эном бога Нанны и была переименована в имя жрицы Эн-Ниргал-ана. Это обозначение как «эн Нанны» делает определение года почти несомненным. [15]
Социально-политическая организация
[ редактировать ]Политическая организация
[ редактировать ]Государство Ур III придерживалось родовой системы. Государство было организовано в виде иерархической пирамиды домохозяйств, на вершине которой находился королевский дом. По описанию Стейнкеллера, это была сеть домохозяйств, связанных взаимными правами и обязанностями. Все ресурсы государства принадлежали исключительно королевскому двору. Все низшие домохозяйства считались иждивенцами более высоких. Низшие домохозяйства вносили барщинный труд в королевский дом и получали взамен экономическую поддержку, землю и защиту. [16] [17] [18]
В каждой провинции административная и экономическая ответственность была разделена между двумя домохозяйствами: одно возглавлялось губернатором (энси), а другое - генералом (Шагина), который представлял корону.
В каждой провинции был центр перераспределения, куда все провинциальные налоги, называемые бала , отправлялись в столицу. Налог бала действовал поочередно, и одновременно королевство поддерживала только одна провинция. Каждая провинция будет поддерживать королевство в течение периода времени, определяемого размером их экономики. Налоги можно было платить в различных формах: от урожая до скота и земли. [16] [19] Затем правительство будет распределять товары по мере необходимости, включая финансирование храмов и раздачу продовольственных пайков нуждающимся.
Город Ниппур и его значение
[ редактировать ]Город Ниппур был одним из важнейших городов Третьей династии Ура. Ниппур считается религиозным центром Месопотамии. Здесь находился храм Энлиля , повелителя всех богов. Именно здесь бог Энлиль произносил имя царя и призывал царя к его существованию. Это использовалось как легитимность для каждого короля, чтобы обеспечить власть. Согласно некоторым табличкам, найденным недалеко от города, город также считается местом, где люди часто спорили. В политическом отношении трудно сказать, насколько значительным был Ниппур, поскольку город не имел статуса династической или военной державы. Однако тот факт, что Ниппур никогда по-настоящему не давал королям каких-либо реальных политических или военных преимуществ, позволяет некоторым предположить, что он так и не был по-настоящему завоеван. Сам город скорее рассматривался как «национальный культовый центр». Поскольку на это смотрели таким образом, считалось, что любое завоевание города подвергнет месопотамских правителей неприемлемому политическому риску. Кроме того, поскольку город считался священным местом, это позволило Ниппуру пережить многочисленные конфликты, уничтожившие многие другие города в регионе. [20]
Социальная система
[ редактировать ]Это область, в которой у ученых есть много разных точек зрения. Долгое время считалось, что обычный рабочий был не чем иным, как крепостным, но новый анализ и документы показывают возможную иную картину. Банды рабочих можно разделить на различные группы.
Некоторые группы действительно работают по принуждению. Другие работают, чтобы сохранить имущество или получить пайки от государства. Другие рабочие были свободными мужчинами и женщинами, для которых была возможна социальная мобильность. Многие семьи путешествовали вместе в поисках работы. Такие рабочие могли накопить частную собственность и даже получить повышение на более высокие должности. Это совершенно иная картина жизни рабочих, чем прежнее убеждение, что им не предоставлена возможность выйти из социальной группы, в которой они родились.
Рабы также составляли важную группу рабочей силы для государства. Один ученый [ ВОЗ? ] По оценкам, 2/5 рабов движимого имущества, упомянутых в документах, не родились рабами, а стали рабами из-за накопления долгов, продажи членами семьи или по другим причинам. Однако одна удивительная особенность этого периода заключается в том, что рабы, похоже, смогли накопить некоторые активы и даже собственность в течение своей жизни, чтобы они могли купить себе свободу. Сохранившиеся документы содержат подробную информацию о конкретных сделках по свободе рабов, заключенных с рабовладельцами.
Ранний свод законов
[ редактировать ]Одной из характерных особенностей Ура III является создание одного из самых ранних известных сводов законов, Кодекса Ур-Намму . Он очень похож на знаменитый Кодекс Хаммурапи , напоминающий его пролог и телесное устройство. Сохранившиеся копии, написанные на древневавилонском языке , существуют в Ниппуре , Сиппаре , а также в самом Уре . Хотя в прологе упоминается Ур-Намму , автор все еще остается предметом споров; некоторые ученые приписывают это его сыну Шульги . [22]
Пролог к своду законов, написанный от первого лица, провозгласил короля маяком справедливости для своей страны - роль, которую предыдущие короли обычно не играли. Он утверждает, что хочет справедливости для всех, включая традиционно несчастные группы населения королевства, такие как вдовцы или сироты.
Большинство юридических споров рассматривалось на местном уровне правительственными чиновниками, называемыми мэрами, хотя их решение могло быть обжаловано и в конечном итоге отменено губернатором провинции. Иногда юридические споры публично транслировались со свидетелями, присутствовавшими в таких местах, как городская площадь или перед храмом. Однако образ короля как верховного судьи страны прижился, и этот образ появляется во многих литературных произведениях и стихах. Граждане иногда писали королю молитвенные письма, как в настоящем, так и в прошлом.
Промышленность и торговля
[ редактировать ]Цари Ура III курировали множество важных государственных проектов, включая сложные ирригационные системы и централизацию сельского хозяйства. Огромная рабочая сила была накоплена для работы в сельском хозяйстве, особенно в ирригации, сборе урожая и посеве.
В то время текстильная промышленность была особенно важной отраслью промышленности в Уре. Текстильная промышленность находилась в ведении государства. Многие мужчины, женщины и дети были заняты производством шерстяной и льняной одежды . Подробные документы администрации того периода демонстрируют поразительную степень централизации; некоторые ученые зашли так далеко, что утверждают, что ни один другой период в истории Месопотамии не достиг такого уровня.
Торговля с регионом Персидского залива
[ редактировать ]Торговля была очень важна для династии Ура, потому что это был способ гарантировать, что у империи будет достаточно способов увеличить свое богатство и заботиться о тех, кем правил Ур. Одной из областей, с которыми торговала Месопотамия, была зона Персидского залива, где торговали в основном сырьем, таким как металл, дерево, слоновая кость, а также полудрагоценные камни. Одним из видов предметов, которыми торговали в этих двух регионах, были раковины. Они были изготовлены мастерами, которые превратили их в лампы и чашки, относящиеся к третьему тысячелетию. Их находили в могилах, дворцах, храмах и даже жилых домах. Тот факт, что этот предмет в основном находили в среде высшего сословия, может указывать на то, что только богатые люди в то время имели доступ к этому предмету. Кроме того, Ур в значительных количествах потреблял украшения, инкрустации, резьбу и цилиндрические печати. Высокий спрос на эти товары свидетельствует о тесных торговых отношениях с регионом Персидского залива. [23]
Торговые отношения с Индом
[ редактировать ]Свидетельства импорта из Инда в Ур можно найти примерно с 2350 г. до н.э. [24] Различные предметы, изготовленные из видов раковин, характерных для побережья Инда, в частности Trubinella Pyrum и Fasciolaria Trapezium , были найдены в археологических памятниках Месопотамии, датируемых примерно 2500-2000 гг. до н.э. [25] Несколько печатей Инда с хараппским письмом также были найдены в Месопотамии, особенно в Уре и Вавилоне . [26] [27] [28] [29] Около двадцати печатей было найдено на стоянках Аккада и Ура III, которые связаны с Хараппой и часто используют индийское письмо . [30]
Эти обмены прекратились с упадком цивилизации долины Инда примерно после 1900 г. до н.э. [31]
Искусство и культура
[ редактировать ]Шумерский язык доминировал в культурной сфере и был языком юридических, административных и экономических документов, тогда как признаки распространения аккадского языка можно было увидеть и в других местах. Практически все новые города, возникшие в этот период, получили аккадские названия. Культура также процветала благодаря множеству различных видов искусства.
Литература
[ редактировать ]Шумерские тексты производились массово в период Ура III; однако слова «возрождение» или «ренессанс» для описания этого периода вводят в заблуждение, поскольку археологические данные не содержат свидетельств предыдущего периода упадка. [33] Вместо этого шумерский язык начал принимать другую форму. Поскольку семитский аккадский язык стал общим разговорным языком, шумерский продолжал доминировать в литературе, а также в административных документах. Правительственные чиновники учились писать в специальных школах, где использовалась только шумерская литература.
Некоторые ученые полагают, что урукский эпос о Гильгамеше был записан в этот период в своей классической шумерской форме. Династия Ура III попыталась установить связи с первыми королями Урука, заявив, что они являются их семейными родственниками.
Например, цари Ура III часто называли божественных родителей Гильгамеша, Нинсуна и Лугальбанду , своими собственными, вероятно, чтобы вызвать сравнение с эпическим героем.
Другой текст этого периода, известный как «Смерть Урнамму», содержит сцену подземного мира, в которой Ур-Намму осыпает «своего брата Гильгамеша» подарками.
- Клинописная табличка с цилиндрической печатью. Прием коз, гр. 2040 год до нашей эры . Неошумерский (рисунок). [35]
- Административная табличка, Третья династия Ура, 2026 г. до н.э.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Так называемая Вторая династия Ура является фантомом и не записана в СКЛ» в Фрейн, Дуглас (2008). Досаргонический период: Ранние периоды, Том 1 (2700–2350 до н.э.) . Университет Торонто Пресс. п. 910. ИСБН 978-1-4426-9047-9 .
- ^ Энциклопедия Ираника: Элам - династия Симашек, Ф. Валлат
- ^ Jump up to: а б Лафон, Бертран. «Армия царей Ура: текстовые свидетельства». Журнал клинописной цифровой библиотеки .
- ^ Эйдем, Джеспер (2001). Архив Шемшары 1: Письма . Королевский Датское общество наук. стр. 24. ISBN 9788778762450 .
- ^ Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. стр. 707 и далее. ISBN 9780802058737 .
- ^ Томас, Ариана; Поттс, Тимоти (2020). Месопотамия: Начало цивилизации . Публикации Гетти. п. 14. ISBN 978-1-60606-649-2 .
- ^ Лейк, Гвендолин (2002). Кто есть кто на Древнем Ближнем Востоке . Рутледж. ISBN 978-1-134-78796-8 .
- ^ Дюран, ML (2008). Дополнение к Библейскому словарю: СКАЖИТЕ ХАРИРИ/МАРИ: ТЕКСТЫ (PDF) . п. 227.
- ^ Jump up to: а б «Цилиндровая печать Хаш-Хамер Ур-Намму» . Британский музей .
- ^ Бартон, Джордж А. (Джордж Аарон) (1918). Разные вавилонские надписи . Нью-Хейвен, издательство Йельского университета. стр. 45–50.
- ^ Джордж, AR Списки шумеро-вавилонских царей и списки дат (PDF) . стр. 206–210.
- ^ Абрам (PDF) . Кэри Кук. 2007. с. 1.
- ^ Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: Ближний Восток от раннего бронзового века до падения Персидской империи . Рутледж. п. 221. ИСБН 9781134159079 .
- ^ Д.Т. Поттс (12 ноября 2015 г.). Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. п. 133. ИСБН 978-1-107-09469-7 .
- ^ Фрейн, Дуглас (1997). III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . Канадская электронная библиотека.
- ^ Jump up to: а б Штайнкеллер, Петр (март 2021 г.). «Империи Саргонии и Ура III». Оксфордская всемирная история империй: Том второй: История империй . Издательство Оксфордского университета. стр. 43–72. ISBN 9780197532799 .
- ^ Нотиция, Пальмиро (2019). «КАК «ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ» ДОМОХОЗЯЙСТВО В УР III ИРСУ/ЛАГАШ: ПРИМЕР ДОМА УР-ДУН» . Журнал клинописных исследований . 71 : 11–12. дои : 10.1086/703851 . JSTOR 48569340 .
- ^ Гарфинкл, Стивен (2008). «Было ли государство Ура III бюрократическим? Патримониализм и бюрократия в период Ура III». Рост раннего государства в Месопотамии: исследования администрации Ура III . Мадрид: Высший совет научных исследований. стр. 55–61.
- ^ Подани, Аманда (декабрь 2013 г.). «Третья династия Ура, 2193–2004 гг. до н.э.». Древний Ближний Восток: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 58–61.
- ^ Фиш, Т. (1938). «Шумерский город Ниппур в период Третьей династии Ура». Ирак . 5 : 157–179. дои : 10.2307/4241631 . JSTOR 4241631 . S2CID 193037384 .
- ^ Джон Бэгнелл Бери; и др. (1925). Кембриджская древняя история . Издательство Кембриджского университета . п. 607. ИСБН 0-521-07791-5 .
- ^ Поттс, Д.Т. (1999). Археология Элама . Издательство Кембриджского университета. п. 132. ИСБН 9780521564960 .
- ^ Иденс, Кристофер. «Динамика торговли в древней месопотамской «мир-системе» ». Американский антрополог . Новая серия: 22.
- ^ Рид, Джулиан Э. (2008). Переосмысление отношений между Индом и Месопотамией (Г. Элизабет во время Касперса) . Археопресс. стр. 14–17. ISBN 978-1-4073-0312-3 .
- ^ Геншаймер, Т.Р. (1984). «Роль ракушек в Месопотамии: свидетельства торгового обмена с Оманом и долиной Инда». Палеориент . 10 : 71–72. дои : 10.3406/палео.1984.4350 .
- ^ «Индская печать найдена в Уре БМ 122187» . Британский музей .
«Индская печать обнаружена в Уре BM 123208» . Британский музей .
«Индская печать обнаружена в Уре BM 120228» . Британский музей . - ^ Гэдд, Дж.Дж. (1958). Печати древнеиндийского стиля, найденные в Уре .
- ^ Подани, Аманда Х. (2012). Братство королей: как международные отношения сформировали древний Ближний Восток . Издательство Оксфордского университета. п. 49. ИСБН 978-0-19-971829-0 .
- ^ Джоан Аруз; Рональд Валленфельс (2003). Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. п. 246. ИСБН 978-1-58839-043-1 .
Индские печати квадратной формы из обожженного стеатита были найдены в нескольких местах в Месопотамии.
- ^ Макинтош, Джейн (2008). Древняя долина Инда: новые перспективы . АВС-КЛИО. стр. 182–190. ISBN 9781576079072 .
- ^ Стибинг, Уильям Х. (2016). Древняя история и культура Ближнего Востока . Рутледж. п. 85. ИСБН 9781315511160 .
- ^ «Сидящая фигура, к которой приближается богиня, ведущая поклоняющегося» . www.metmuseum.org .
- ^ Купер, Джеррольд С. (2016). «Шумерская литература и шумерская идентичность». Проблемы каноничности и формирования идентичности в Древнем Египте и Месопотамии . Ким Рихольт, Гойко Барьямович, Университет Копенгагена, Дания) Проблемы каноничности и формирования идентичности в Древнем Египте и Месопотамии (2010: Копенгаген, Дания) Литература и формирование идентичности (2010: Копенгаген. Копенгаген. С. 1–18. ISBN) 978-87-635-4372-9 . OCLC 944087535 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Стела Летающих ангелов» . Музейный журнал .
- ^ Jump up to: а б Спар, Ира (1988). Клинописные тексты в Метрополитен-музее, том I Таблички, конусы и кирпичи Третьей династии Ура (PDF) . Метрополитен-музей. п. 38, № 35.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джейкоб Л. Даль, «Правящая семья Ура III Уммы. Просопографический анализ элитной семьи в Южном Ираке 4000 лет назад», Нидерландский институт Ближнего Востока, 2007 г.
- Фрейн, Дуглас (1997). III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. ISBN 9781442623767 – через ProQuest Ebook Central.
- Робертсон, Джон Ф. (1984). «Внутренняя политическая и экономическая структура древневавилонского Ниппура: Геннаккум и его «дом» ». Журнал клинописных исследований . 36 (2): 145–190. дои : 10.2307/1360054 . JSTOR 1360054 . S2CID 156528750 .
- Саллабергер, Вальтер; Вестенхольц, Оге (1999). Месопотамия. Период Аккаде и период Ура III . Orbis Biblicus et Orientalis. Том 160/3. Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN 3-525-53325-Х .
- Ван де Миеруп, Марк (2007). История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000–323 гг. до н.э. Второе издание . Блэквелл История древнего мира. Молден: Блэквелл. ISBN 978-1-4051-4911-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Третья династия Ура
- Государства и территории, основанные в 3 тысячелетии до нашей эры.
- Государства и территории, упраздненные в 3-м тысячелетии до нашей эры.
- Государства и территории, упраздненные в 20 веке до нашей эры.
- Шумер
- Ур
- Королевские семьи Ближнего Востока
- Заведения XXII века до нашей эры
- Бывшие империи в Азии
- Бывшие монархии