Катакомбная культура
Географический диапазон | Понтийская степь |
---|---|
Период | Бронзовый век |
Даты | ок. 2500–1950 гг. до н.э. |
Предшественник | Ямная культура |
С последующим | Абашевская культура , Лолинская культура , Культура многокоронной посуды , Срубная культура |
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Катакомбная культура ( русский язык : Катакомбня культура , латинизированный : Катакомбная культура , украинский : Катакомбна культура , латинизированный : Катакомбна культура ) была культурой бронзового века , которая процветала в Понтийской степи в 2500–1950 годах до нашей эры. [1]
Зародившись в южной степи как продукт ямной культуры , катакомбная культура охватила большую территорию. Вероятно, это был индоевропейский язык, и некоторые лингвисты связывали его с тохарским языком . [2] Предполагается, что влияние катакомбной культуры можно найти в Италии, Греции и Сирии. [3] Она породила культуру многокоронной посуды , на смену которой со временем пришла срубная культура .
Происхождение
[ редактировать ]Катакомбная культура возникла в южной части Понтийской степи в 2500 г. до н. э. [1] как западный потомок ямной культуры . [4] [5] Влияние Запада, по-видимому, сыграло решающую роль в формировании катакомбной культуры. [6]
Помимо ямной культуры, катакомбная культура обнаруживает связи с более ранней среднестогской культурой , афанасьевской культурой и полтавской культурой . [7] [8] [9]
Распределение
[ редактировать ]Катакомбная культура была распространена в Причерноморской степи — территории, ранее занятой ямной культурой. Это была большая территория, и на основе керамических стилей и погребальных практик были обнаружены региональные варианты. На этом основании катакомбная культура некоторыми была обозначена как «культурно-историческая область», а региональные варианты классифицировались как отдельные культуры в своем собственном отношении. [4]
На востоке катакомбная культура соседствовала с полтавской культурой, которая была восточным потомком ямной культуры. [4] [11] Катакомбная культура оказала влияние на развитие полтавской культуры. [12] [13] [14] На протяжении всего своего существования катакомбная культура распространялась на восток и север. [15]
Елена Ефимовна Кузьмина предполагает, что феномен Сейма-Турбино возник в результате взаимодействия абашевской культуры , катакомбной культуры и ранней андроновской культуры . [16]
Доказательства катакомбного влияния были обнаружены далеко за пределами Понтийской степи. Его погребальные камеры, металлические профили и статуэтки очень похожи на те, что встречаются в Италии и восточном Средиземноморье , а булавка в виде головки молотка, характерный орнамент катакомбной культуры, была найдена в Центральной Европе и Италии. На основании этих сходств были высказаны предположения о миграции или культурном распространении катакомбной культуры в эти области. [4] Сходство между катакомбной культурой и микенской Грецией особенно поразительно. К ним относятся типы наконечников копий с вставками, типы псалий для лошадей и обычай изготовления масок для мертвых. [17]
Характеристики
[ редактировать ]Захоронения
[ редактировать ]Катакомбная культура названа в честь своих захоронений. Они дополнили шахтную могилу ямной культуры с погребальной нишей в ее основании. Это так называемые катакомбы. [4] Такие могилы были также найдены в Микенской Греции и некоторых частях Восточной Европы . [а]
Умерших катакомбных людей обычно хоронили в согнутом положении на правом боку. Их часто сопровождали украшения, такие как серебряные кольца, и оружие, такое как каменные и металлические топоры, стрелы, кинжалы и булавы. [4]
Жертвоприношения животных, включая головы и копыта коз, овец, [21] лошади [22] и крупный рогатый скот встречаются примерно в 16% катакомбных могил. [4] Жертвоприношения скота в катакомбной культуре более часты, чем в ямной культуре. [23] Подобные конские погребения появлялись и в более ранней хвалынской культуре , и в полтавской культуре. [24]
Катакомбные захоронения изредка перекрыты курганными стелами . Такая практика была распространена и в ямной культуре. [25] Найдено около трехсот стел ямной и катакомбной культур. [26]
Катакомбные захоронения иногда сопровождаются колесной техникой. Такие повозочные захоронения засвидетельствованы в более ранней ямной культуре, а позднее у иранских народов ( скифов ), кельтов , италийских народов . [27]
Аспекты погребального обряда катакомбной культуры выявлены в бишкентской культуре южного Таджикистана . [28]
В некоторых случаях черепа умерших катакомбников моделировались из глины. Это включало заполнение рта, ушей и носовой полости глиной и моделирование поверхностных черт лица. Эта практика связана со статусными захоронениями, содержащими престижные предметы. Практику проводили на мужчинах, женщинах и детях. Было высказано предположение, что эти глиняные маски могли служить прототипом более поздних золотых масок, найденных в Микенской Греции. [4]
Экономика
[ редактировать ]Экономика катакомбной культуры основывалась главным образом на скотоводстве. Были найдены останки крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей и некоторых свиней. следы пшеницы, например однозернянки и полбы Остатки растений чрезвычайно редки, но обнаружены . В катакомбных захоронениях были найдены деревянные плуги, что указывает на то, что здесь практиковалось земледелие. [4]
Типы инструментов, которыми пользовались катакомбные люди, позволяют предположить, что в эту культуру входили несколько специалистов-ремесленников, в том числе ткачей, мастеров по бронзе и производителей оружия. [4] [31] Подобные металлы катакомбной культуры позже появляются и среди абашевской культуры. [32]
Поселения
[ редактировать ]Свидетельств существования катакомбных поселений обнаружено мало. В основном это сезонные турбазы, расположенные вблизи источников воды. [4]
Более крупное поселение обнаружено в Матвеевке на южном Буге . Он состоит из трех больших построек с каменным фундаментом. На острове Байда на реке Днепр найдена каменная крепость позднего катакомбного периода с окружающим рвом. [4]
Керамика
[ редактировать ]Катакомбная керамика более сложна, чем керамика ямной культуры. Считается, что низкие сосуды на ножках, обнаруженные в женских захоронениях, использовались в ритуалах, включавших употребление наркотических веществ, таких как конопля . [4]
Катакомбная керамика, видимо, оказала влияние на керамику абашевской культуры. [32] и синташтинская культура . [33]
Оружие
[ редактировать ]Свидетельства существования ранних составных луков были получены в катакомбной культуре. Также были найдены колчаны, вмещающие от десяти до двадцати стрел. [34] Его наконечники стрел, возможно, повлияли на наконечники синташтинской культуры. [35]
Кремневые наконечники стрел с полым основанием подобны таковым среднеднепровской культуры . [36] Каменные боевые топоры катакомбной культуры аналогичны фатьяново -балановской культуре . [37]
Нож ок. 2500 г. до н.э., приписываемый катакомбной культуре Донца, имел рукоять из мышьяковой бронзы и клинок из железа. [26]
Другие характеристики
[ редактировать ]Колесные транспортные средства были обнаружены в катакомбных захоронениях. [38] [39] [40]
Бронзовые бородавчатые бусы катакомбной культуры аналогичны бусам синташтинской культуры. [35]
Определенные варианты катакомбной культуры, особенно те, что сосредоточены на Донце , по-видимому, практиковали черепную деформацию. Возможно, это был эстетический прием или этнический маркер. Около 9% катакомбных черепов имели просверленные отверстия. Вероятно, это было связано с ритуалом или медицинской практикой. [4]
На стоянках катакомб обнаружены останки медведей. [41]
Галерея
[ редактировать ]- Топоры и наконечники копий с отверстиями для вала
- Бронзовые инструменты и оружие
- Каменные топоры и булавы
- Керамические курильницы и металлические изделия
- Катакомбная керамика
- Различные артефакты
Демография
[ редактировать ]По оценкам, катакомбная культура насчитывала около 50 000–60 000 человек. [4]
Физический тип
[ редактировать ]Катакомбные люди были массово построены европеоидами/европеоидами . Их черепа аналогичны черепам потаповской культуры . [б] Потаповские черепа менее долихоцефальные, чем у фатьяново-балановской культуры , абашевской культуры , синташтинской культуры , срубной культуры и андроновской культуры . Физический тип потаповки, по-видимому, возник в результате смешения сильно долихоцефального типа синташты и менее долихоцефального типа ямной культуры и полтавской культуры . [с]
Люди катакомбной культуры описываются как «более коренастые и имеющие больше брахицефальных черепов», чем люди, принадлежащие к ямной культуре». [44] [45]
Генетика
[ редактировать ]Пашник и др. (2014) проанализировали ДНК останков 28 катакомбных особей. Их материнские гаплогруппы U5 и U4 встречались с большей частотой, чем в предшествующей ямной культуре. Гаплогруппы U5 и U4 типичны для западных охотников-собирателей и восточных охотников-собирателей . Более того, было обнаружено родовое сходство между катакомбными людьми и северными охотниками-собирателями, в частности людьми культуры каменной керамики южной Скандинавии . Было высказано предположение, что катакомбные люди и ямные люди не были настолько генетически смешаны, как считалось ранее. Интересно, что современное население Украины оказалось более близким к людям ямной культуры, чем к людям катакомбной культуры. [47]
Аналогично, Никитин и др. (2017) и Джурас и др. (2018) обнаружили гаплогруппы U5 и U5a . [48] [49] Эти и другие субклады гаплогруппы U часто встречались среди ранних охотников-собирателей Северной и Восточной Европы . С мезолита они появляются среди популяций Причерноморской степи, включая среднестогскую культуру , ямную культуру, культуру шнуровой керамики , андроновскую культуру, срубную культуру и скифов. Это предполагает преемственность мтДНК среди популяций Понтийской степи, начиная, по крайней мере, с бронзового века. [49]
В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports в 2018 году, были проанализированы останки двух особей катакомбной культуры. Было обнаружено, что оба принадлежат к гаплогруппе X4 . Это первые древние особи, принадлежащие к этой линии, что очень редко встречается среди современных популяций. [49]
В исследовании февраля 2019 года, опубликованном в журнале Nature Communications , были проанализированы останки пяти человек, отнесенных к катакомбной культуре. Было обнаружено, что трое мужчин являются носителями R1b1a2 . Что касается мтДНК , все пять человек несли различные субклады гаплогруппы U (особенно U5 и U4 ). [50]
Лингвистика
[ редактировать ]Дэвид Энтони (2007: 306) предполагает, что катакомбная культура была индоевропейскоязычной . [51] Иногда его считали предком индоиранского языка. [52] [53] [12] или фракийский . [4] Другие ученые предположили, что эта культура послужила общей основой для греческого , армянского и индоиранского языков. [4] [17] хотя генетические результаты исключают индоиранцев, поскольку их главная гаплогруппа Y-ДНК была R1a1, а не R1b1.
Гус Кроонен и др. 2022 год свидетельствует о возможной связи между катакомбной культурой и ранними тохарскими языками перед распространением на восток. [54]
Преемники
[ редактировать ]Срубная культура была преемницей катакомбной культуры. [55] [53] [56] [57] [58] Высказывалось предположение, что абашевская культура частично произошла от катакомбной культуры. [32] Часть ареала катакомбной культуры оказалась занята абашевской культурой, а затем и срубной культурой. [53] [59] Культура многокорпусной посуды была восточной преемницей катакомбной культуры. [60] [61] [62] Это, в свою очередь, могло сыграть роль в возникновении потаповской культуры. [63] и синташтинская культура, [64] [42] [15] [65] [66] и тем самым на формирование андроновской культуры. [67] [53] [58] Морфологические данные позволяют предположить, что синташтинская культура могла возникнуть в результате смешения степных предков полтавской культуры и катакомбной культуры с предками неолитических лесных охотников-собирателей . [д]
См. также
[ редактировать ]Бронзовый век |
---|
↑ Энеолит |
↓ Железный век |
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Катакомбная культура представляла собой региональную разновидность с глубокими могилами в форме катакомб, некоторые из которых также были найдены в Восточной Европе и Греции». [20]
- ^ Черепа из Потаповских могильников относятся к массивному протоевропейскому типу, сходны с более ранними Катакомбными и генетически следуют Срубному и западноандроновскому, но отличаются от Абашевских. [42]
- ^ "[М]ассивный широколицый протоевропеоидный тип - черта постмариупольских культур, Среднестогской, а также ямной культуры левобережья Днепра, Донца и Дона... В период В период срубной культуры население Украины было представлено средним типом между долихоцефальным узколицым населением культуры многовалковой керамики (бабино) и более массовым широколицым населением срубной культуры Поволжье... Антропологические данные подтверждают существование толчка из Поволжья на Украину в формировании срубной культуры. На белозерском этапе преобладающим стал долихокраниальный узколицый тип. среди черепов срубной, белозерской и скифской культур Понтийских степей, с одной стороны, и тех же культур лесостепного региона, с другой... Это доказывает генетическую преемственность между ираноязычным скифским населением и предыдущим населением срубной культуры на Украине... Наследницей неолитической днепро-донецкой и среднестогской культур стала ямная культура. Ее население обладало отчетливыми европеоидными чертами, было высоким ростом, с массивными черепами... Племена абашевской культуры появляются в лесостепной зоне почти одновременно с полтавской культурой. Абашевцы отличаются долихоцефалией и узкими лицами. Это население имело свои корни в балановской и фатьяновской культурах Среднего Поволжья и Центральной Европы... [Т] раннее срубное население (потаповское) население возникло в результате смешения разных компонентов. Один тип был массивным, а его предшественником был ямно-могильно-полтавский тип. Вторым типом был долихоцефальный европеоидный тип, генетически родственный синташтинскому населению... Еще одним участником этнокультурных процессов в степях были племена покровского типа. Это были долихоцефальные узколицые европеоиды, родственные абашевцам и отличные от потаповцев... Черепа большинства срубных культур долихокранные со среднеширокими лицами. Они свидетельствуют о значительной роли ямного и полтавского компонентов в составе населения срубной культуры... Можно предположить генетическую связь популяций срубной культуры Уральского региона с алакульской культурой Урала и Западный Казахстан относится к долихоцефальному узколицому типу с населением синташтинской культуры... Западная часть населения андроновской культуры относится к долихокранному типу, родственному типу срубной культуры. [43]
- ^ "Морфологические данные позволяют предположить, что как федоровские, так и алакульские скелеты могут быть связаны с синташтинскими группами, что, в свою очередь, может отражать примесь неолитических лесных ХГ и степных скотоводов, потомков катакомбной и полтавской культур". [68]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Парпола, Аско (2012). «Формирование индоевропейских и уральских (финно-угорских) языковых семей в свете археологии: пересмотренные и интегрированные «тотальные» корреляции» , в Mémoires de la Société Finno-Ougrienne, Хельсинки, стр. 138.
- ^ Кроонен, Гус; Якоб, Энтони; Палмер, Аксель И.; Слуис, Паулюс ван; Вигман, Эндрю (12 октября 2022 г.). «Индоевропейская терминология зерновых предполагает родину основных индоевропейских языков в Северо-Западном Причерноморье» . ПЛОС ОДИН . 17 (10): e0275744. Бибкод : 2022PLoSO..1775744K . дои : 10.1371/journal.pone.0275744 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 9555676 . ПМИД 36223379 .
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Мэллори и Адамс 1997 , стр. 91–92.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 653.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 170.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 4.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 214.
- ^ Kuzmina 2007 , pp. 252.
- ^ Ван, Чуан-Чао (2016). «Древние данные по геному человека за 3000-летний интервал на Кавказе соответствуют эколого-географическим регионам» . Природные коммуникации .
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , стр. 439–440.
- ^ Перейти обратно: а б Kuzmina 2007 , p. 305.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 349.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 351.
- ^ Перейти обратно: а б Kuzmina 2007 , p. 221.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 253.
- ^ Перейти обратно: а б Энтони 2007 , с. 369.
- ^ «Ранние скотоводы евразийской степи» . Журнал Penn Museum Expedition, том 43, выпуск 1 . 2001.
- ^ Чечушков И.В.; Епимахов, А.В. (2018). «Евразийские степные колесницы и социальная сложность в эпоху бронзы» . Журнал мировой предыстории . 31 (4): 435–483. дои : 10.1007/s10963-018-9124-0 . S2CID 254743380 .
Энтони заявил, что колесницы были изобретены в степях Южного Урала (Энтони 2009); однако важно подчеркнуть тот факт, что двухколесные транспортные средства Синташта-Петровка представляют собой уже разработанную технологию и не имеют известных местных прототипов. Даже самые ранние типы щитовидных псалий обладают очень развитыми характеристиками и демонстрируют длительную предшествующую эволюцию. Поскольку весь синташтинский феномен, вероятно, развивался не на Урале, а в других местах, технология колесниц, вероятно, также развивалась до 2000 г. до н.э. на родине Синташты, то есть в междуречье Дона и Волги. Ориентиром могут служить двухколесные повозки катакомбной культуры, предшественницы Синташты, датированные кал. 2400–2200 гг. до н.э. Возможно, это прообразы более позднего синташтинско-петровского колесничного комплекса.
- ^ Аллентофт 2015 .
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 512.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 279.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 138.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 330.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 327.
- ^ Перейти обратно: а б Энтони 2007 , с. 336.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 152.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 277.
- ^ Либрадо, Пабло (2021). «Происхождение и распространение домашних лошадей из степей Западной Евразии» . Природа . 598 (7882): 634–640. Бибкод : 2021Natur.598..634L . дои : 10.1038/s41586-021-04018-9 . ПМЦ 8550961 . ПМИД 34671162 .
- ^ «Первые в мире всадники найдены у Черного моря» . физ.орг . Март 2023.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б с Энтони 2007 , с. 383.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 83.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Kuzmina 2007 , p. 20.
- ^ Энтони 2007 , с. 380.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 197.
- ^ Kuzmina 2007 , pp. 107–108.
- ^ Холм, Ханс JJG (2019): Самые ранние находки колес, их археология и индоевропейская терминология во времени и пространстве, а также ранние миграции по Кавказу. Серия Minor 43. Будапешт: ARCHAEOLINGUA ALAPÍTVÁNY. ISBN 978-615-5766-30-5 .
- ^ Шишлина Н.И.; Ковалев Д.С.; Ибрагимова, Э.Р. (июнь 2014 г.). «Повозки катакомбной культуры евразийских степей» . Античность . 88 (340): 378–394. дои : 10.1017/S0003598X00101061 . S2CID 163634120 .
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Kuzmina 2007 , pp. 169–170.
- ^ Kuzmina 2007 , pp. 383–385.
- ^ Очир-Горяева Мария Александровна; Корниенко Игорь Владимирович; Фалеева Татьяна Г.; Арамова Ольга Ю.; Махоткин Михаил А.; Кекеев, Эрдни А.; Буратаев Евгений Георгиевич; Куканова Виктория Владимировна; Сидоренко Юрий С.; Чартье, Дуэйн Р.; Шурр, Теодор Г.; Татаринова Татьяна В. (1 июня 2021 г.). «Происхождение и идентичность в захоронениях катакомбной культуры бронзового века: метасказка о могилах, скелетах и ДНК» . Журнал археологической науки: отчеты . 37 : 102894. Бибкод : 2021JArSR..37j2894O . дои : 10.1016/j.jasrep.2021.102894 . ISSN 2352-409X . S2CID 233547954 .
- ^ Худавердян, Анаит (14 сентября 2011 г.). «Искусственная модификация черепов и зубов из древних погребений Армении» . Антропос . 106 (2): 602–609. дои : 10.5771/0257-9774-2011-2-602 . ISSN 0257-9774 .
- ^ Ван, Чуан-Чао; Рейнхольд, Сабина; Калмыков, Алексей (4 февраля 2019 г.). «Древние данные по всему геному человека за 3000-летний интервал на Кавказе соответствуют эколого-географическим регионам» . Природные коммуникации . 10 (1): 590. Бибкод : 2019NatCo..10..590W . дои : 10.1038/s41467-018-08220-8 . ISSN 2041-1723 . ПМК 6360191 . ПМИД 30713341 .
- ^ Пашник 2014 , с. 33.
- ^ Nikitin 2017 .
- ^ Перейти обратно: а б с Юрас 2018 .
- ^ Ван 2019 .
- ^ Энтони 2007 , с. 306.
- ^ Kuzmina 2007 , p. xiv.
- ^ Перейти обратно: а б с д Kuzmina 2007 , pp. 167–168.
- ^ Кроонен, Гус; Якоб, Энтони; Палмер, Аксель И.; Слуис, Паулюс ван; Вигман, Эндрю (12 октября 2022 г.). «Индоевропейская терминология зерновых предполагает родину основных индоевропейских языков в Северо-Западном Причерноморье» . ПЛОС ОДИН . 17 (10): e0275744. Бибкод : 2022PLoSO..1775744K . дои : 10.1371/journal.pone.0275744 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 9555676 . ПМИД 36223379 .
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 541-542.
- ^ Kuzmina 2007 , pp. 234.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 352.
- ^ Перейти обратно: а б Kuzmina 2007 , p. 387.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 222.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 33.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 355.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 357.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 353.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 69.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 323.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 332.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 6.
- ^ Нарасимхан 2019 .
Библиография
[ редактировать ]- Аллентофт, Мэн (11 июня 2015 г.). «Популяционная геномика Евразии бронзового века» . Природа . 522 (7555): 167–172. Бибкод : 2015Natur.522..167A . дои : 10.1038/nature14507 . ПМИД 26062507 . S2CID 4399103 .
- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-05887-0 .
- Юрас, Анна (2 августа 2018 г.). «Митохондриальные геномы демонстрируют степное происхождение популяций шнуровой керамики с востока на запад» . Научные отчеты . 8 (1). Исследования природы : 11603. Бибкод : 2018NatSR...811603J . дои : 10.1038/s41598-018-29914-5 . ПМК 6072757 . ПМИД 30072694 .
- Кузьмина, Елена Евгеньевна (2007). Мэллори, JP (ред.). Происхождение индоиранцев . БРИЛЛ . ISBN 978-90-04-16054-5 .
- Мэллори, Япония ; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 1-884964-98-2 .
- Нарасимхан, Вагиш М. (6 сентября 2019 г.). «Формирование человеческих популяций в Южной и Центральной Азии» . Наука . 365 (6457). Американская ассоциация содействия развитию науки : eaat7487. bioRxiv 10.1101/292581 . дои : 10.1126/science.aat7487 . ПМК 6822619 . ПМИД 31488661 .
- Никитин, Алексей Г. (2 февраля 2017 г.). «Подразделения гаплогрупп U и C охватывают линии митохондриальной ДНК курганных популяций эпохи энеолита – ранней бронзы западной части Северо-Причерноморской степи». Журнал генетики человека . 62 (6). Исследования природы : 605–613. дои : 10.1038/jhg.2017.12 . ПМИД 28148921 . S2CID 7459815 .
- Пашник, Джефф (август 2014 г.). «Генетический анализ останков древнего человека из культур раннего бронзового века Северного Причерноморья» . Мастера Эти . 737 . Исследования природы . Проверено 12 января 2020 г.
- Ван, Чуан-Чао (4 февраля 2019 г.). «Древние данные по геному человека за 3000-летний интервал на Кавказе соответствуют эколого-географическим регионам Евразии» . Природные коммуникации . 10 (1): 590. Бибкод : 2019NatCo..10..590W . bioRxiv 10.1101/322347 . дои : 10.1038/s41467-018-08220-8 . ПМК 6360191 . ПМИД 30713341 .