Jump to content

Катакомбная культура

Катакомбная культура
Географический диапазон Понтийская степь
Период Бронзовый век
Даты ок. 2500–1950 гг. до н.э.
Предшественник Ямная культура
С последующим Абашевская культура , Лолинская культура , Культура многокоронной посуды , Срубная культура

Катакомбная культура ( русский язык : Катакомбня культура , латинизированный : Катакомбная культура , украинский : Катакомбна культура , латинизированный : Катакомбна культура ) была культурой бронзового века , которая процветала в Понтийской степи в 2500–1950 годах до нашей эры. [1]

Зародившись в южной степи как продукт ямной культуры , катакомбная культура охватила большую территорию. Вероятно, это был индоевропейский язык, и некоторые лингвисты связывали его с тохарским языком . [2] Предполагается, что влияние катакомбной культуры можно найти в Италии, Греции и Сирии. [3] Она породила культуру многокоронной посуды , на смену которой со временем пришла срубная культура .

Происхождение

[ редактировать ]

Катакомбная культура возникла в южной части Понтийской степи в 2500 г. до н. э. [1] как западный потомок ямной культуры . [4] [5] Влияние Запада, по-видимому, сыграло решающую роль в формировании катакомбной культуры. [6]

Помимо ямной культуры, катакомбная культура обнаруживает связи с более ранней среднестогской культурой , афанасьевской культурой и полтавской культурой . [7] [8] [9]

Распределение

[ редактировать ]
Катакомбная культура ( ) с другими археологическими культурами Европы и Кавказа до и после 3000 г. до н.э. [10]

Катакомбная культура была распространена в Причерноморской степи — территории, ранее занятой ямной культурой. Это была большая территория, и на основе керамических стилей и погребальных практик были обнаружены региональные варианты. На этом основании катакомбная культура некоторыми была обозначена как «культурно-историческая область», а региональные варианты классифицировались как отдельные культуры в своем собственном отношении. [4]

На востоке катакомбная культура соседствовала с полтавской культурой, которая была восточным потомком ямной культуры. [4] [11] Катакомбная культура оказала влияние на развитие полтавской культуры. [12] [13] [14] На протяжении всего своего существования катакомбная культура распространялась на восток и север. [15]

Елена Ефимовна Кузьмина предполагает, что феномен Сейма-Турбино возник в результате взаимодействия абашевской культуры , катакомбной культуры и ранней андроновской культуры . [16]

Доказательства катакомбного влияния были обнаружены далеко за пределами Понтийской степи. Его погребальные камеры, металлические профили и статуэтки очень похожи на те, что встречаются в Италии и восточном Средиземноморье , а булавка в виде головки молотка, характерный орнамент катакомбной культуры, была найдена в Центральной Европе и Италии. На основании этих сходств были высказаны предположения о миграции или культурном распространении катакомбной культуры в эти области. [4] Сходство между катакомбной культурой и микенской Грецией особенно поразительно. К ним относятся типы наконечников копий с вставками, типы псалий для лошадей и обычай изготовления масок для мертвых. [17]

Характеристики

[ редактировать ]
Модели повозок катакомбной культуры. [18]
Двухколесное транспортное средство катакомбной культуры, реконструкция. [19]

Захоронения

[ редактировать ]

Катакомбная культура названа в честь своих захоронений. Они дополнили шахтную могилу ямной культуры с погребальной нишей в ее основании. Это так называемые катакомбы. [4] Такие могилы были также найдены в Микенской Греции и некоторых частях Восточной Европы . [а]

Умерших катакомбных людей обычно хоронили в согнутом положении на правом боку. Их часто сопровождали украшения, такие как серебряные кольца, и оружие, такое как каменные и металлические топоры, стрелы, кинжалы и булавы. [4]

Жертвоприношения животных, включая головы и копыта коз, овец, [21] лошади [22] и крупный рогатый скот встречаются примерно в 16% катакомбных могил. [4] Жертвоприношения скота в катакомбной культуре более часты, чем в ямной культуре. [23] Подобные конские погребения появлялись и в более ранней хвалынской культуре , и в полтавской культуре. [24]

Катакомбные захоронения изредка перекрыты курганными стелами . Такая практика была распространена и в ямной культуре. [25] Найдено около трехсот стел ямной и катакомбной культур. [26]

Катакомбные захоронения иногда сопровождаются колесной техникой. Такие повозочные захоронения засвидетельствованы в более ранней ямной культуре, а позднее у иранских народов ( скифов ), кельтов , италийских народов . [27]

Аспекты погребального обряда катакомбной культуры выявлены в бишкентской культуре южного Таджикистана . [28]

В некоторых случаях черепа умерших катакомбников моделировались из глины. Это включало заполнение рта, ушей и носовой полости глиной и моделирование поверхностных черт лица. Эта практика связана со статусными захоронениями, содержащими престижные предметы. Практику проводили на мужчинах, женщинах и детях. Было высказано предположение, что эти глиняные маски могли служить прототипом более поздних золотых масок, найденных в Микенской Греции. [4]

Экономика

[ редактировать ]
Лошадей одомашнили в Причерноморско-Каспийской степи . [29] [30]

Экономика катакомбной культуры основывалась главным образом на скотоводстве. Были найдены останки крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей и некоторых свиней. следы пшеницы, например однозернянки и полбы Остатки растений чрезвычайно редки, но обнаружены . В катакомбных захоронениях были найдены деревянные плуги, что указывает на то, что здесь практиковалось земледелие. [4]

Типы инструментов, которыми пользовались катакомбные люди, позволяют предположить, что в эту культуру входили несколько специалистов-ремесленников, в том числе ткачей, мастеров по бронзе и производителей оружия. [4] [31] Подобные металлы катакомбной культуры позже появляются и среди абашевской культуры. [32]

Поселения

[ редактировать ]

Свидетельств существования катакомбных поселений обнаружено мало. В основном это сезонные турбазы, расположенные вблизи источников воды. [4]

Более крупное поселение обнаружено в Матвеевке на южном Буге . Он состоит из трех больших построек с каменным фундаментом. На острове Байда на реке Днепр найдена каменная крепость позднего катакомбного периода с окружающим рвом. [4]

Керамика

[ редактировать ]

Катакомбная керамика более сложна, чем керамика ямной культуры. Считается, что низкие сосуды на ножках, обнаруженные в женских захоронениях, использовались в ритуалах, включавших употребление наркотических веществ, таких как конопля . [4]

Катакомбная керамика, видимо, оказала влияние на керамику абашевской культуры. [32] и синташтинская культура . [33]

Свидетельства существования ранних составных луков были получены в катакомбной культуре. Также были найдены колчаны, вмещающие от десяти до двадцати стрел. [34] Его наконечники стрел, возможно, повлияли на наконечники синташтинской культуры. [35]

Кремневые наконечники стрел с полым основанием подобны таковым среднеднепровской культуры . [36] Каменные боевые топоры катакомбной культуры аналогичны фатьяново -балановской культуре . [37]

Нож ок. 2500 г. до н.э., приписываемый катакомбной культуре Донца, имел рукоять из мышьяковой бронзы и клинок из железа. [26]

Другие характеристики

[ редактировать ]

Колесные транспортные средства были обнаружены в катакомбных захоронениях. [38] [39] [40]

Бронзовые бородавчатые бусы катакомбной культуры аналогичны бусам синташтинской культуры. [35]

Определенные варианты катакомбной культуры, особенно те, что сосредоточены на Донце , по-видимому, практиковали черепную деформацию. Возможно, это был эстетический прием или этнический маркер. Около 9% катакомбных черепов имели просверленные отверстия. Вероятно, это было связано с ритуалом или медицинской практикой. [4]

На стоянках катакомб обнаружены останки медведей. [41]

Демография

[ редактировать ]

По оценкам, катакомбная культура насчитывала около 50 000–60 000 человек. [4]

Физический тип

[ редактировать ]

Катакомбные люди были массово построены европеоидами/европеоидами . Их черепа аналогичны черепам потаповской культуры . [б] Потаповские черепа менее долихоцефальные, чем у фатьяново-балановской культуры , абашевской культуры , синташтинской культуры , срубной культуры и андроновской культуры . Физический тип потаповки, по-видимому, возник в результате смешения сильно долихоцефального типа синташты и менее долихоцефального типа ямной культуры и полтавской культуры . [с]

Люди катакомбной культуры описываются как «более коренастые и имеющие больше брахицефальных черепов», чем люди, принадлежащие к ямной культуре». [44] [45]

Генетика

[ редактировать ]
Пропорции примесей в популяциях катакомбной культуры. Они объединили предки восточных охотников-собирателей ( EHG), кавказских охотников-собирателей ( CHG), анатолийского неолита ( ) и западных охотников-собирателей ( WHG). [46] и были очень близки к другим популяциям, таким как ямная .

Пашник и др. (2014) проанализировали ДНК останков 28 катакомбных особей. Их материнские гаплогруппы U5 и U4 встречались с большей частотой, чем в предшествующей ямной культуре. Гаплогруппы U5 и U4 типичны для западных охотников-собирателей и восточных охотников-собирателей . Более того, было обнаружено родовое сходство между катакомбными людьми и северными охотниками-собирателями, в частности людьми культуры каменной керамики южной Скандинавии . Было высказано предположение, что катакомбные люди и ямные люди не были настолько генетически смешаны, как считалось ранее. Интересно, что современное население Украины оказалось более близким к людям ямной культуры, чем к людям катакомбной культуры. [47]

Аналогично, Никитин и др. (2017) и Джурас и др. (2018) обнаружили гаплогруппы U5 и U5a . [48] [49] Эти и другие субклады гаплогруппы U часто встречались среди ранних охотников-собирателей Северной и Восточной Европы . С мезолита они появляются среди популяций Причерноморской степи, включая среднестогскую культуру , ямную культуру, культуру шнуровой керамики , андроновскую культуру, срубную культуру и скифов. Это предполагает преемственность мтДНК среди популяций Понтийской степи, начиная, по крайней мере, с бронзового века. [49]

В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports в 2018 году, были проанализированы останки двух особей катакомбной культуры. Было обнаружено, что оба принадлежат к гаплогруппе X4 . Это первые древние особи, принадлежащие к этой линии, что очень редко встречается среди современных популяций. [49]

В исследовании февраля 2019 года, опубликованном в журнале Nature Communications , были проанализированы останки пяти человек, отнесенных к катакомбной культуре. Было обнаружено, что трое мужчин являются носителями R1b1a2 . Что касается мтДНК , все пять человек несли различные субклады гаплогруппы U (особенно U5 и U4 ). [50]

Лингвистика

[ редактировать ]

Дэвид Энтони (2007: 306) предполагает, что катакомбная культура была индоевропейскоязычной . [51] Иногда его считали предком индоиранского языка. [52] [53] [12] или фракийский . [4] Другие ученые предположили, что эта культура послужила общей основой для греческого , армянского и индоиранского языков. [4] [17] хотя генетические результаты исключают индоиранцев, поскольку их главная гаплогруппа Y-ДНК была R1a1, а не R1b1.

Гус Кроонен и др. 2022 год свидетельствует о возможной связи между катакомбной культурой и ранними тохарскими языками перед распространением на восток. [54]

Преемники

[ редактировать ]

Срубная культура была преемницей катакомбной культуры. [55] [53] [56] [57] [58] Высказывалось предположение, что абашевская культура частично произошла от катакомбной культуры. [32] Часть ареала катакомбной культуры оказалась занята абашевской культурой, а затем и срубной культурой. [53] [59] Культура многокорпусной посуды была восточной преемницей катакомбной культуры. [60] [61] [62] Это, в свою очередь, могло сыграть роль в возникновении потаповской культуры. [63] и синташтинская культура, [64] [42] [15] [65] [66] и тем самым на формирование андроновской культуры. [67] [53] [58] Морфологические данные позволяют предположить, что синташтинская культура могла возникнуть в результате смешения степных предков полтавской культуры и катакомбной культуры с предками неолитических лесных охотников-собирателей . [д]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Катакомбная культура представляла собой региональную разновидность с глубокими могилами в форме катакомб, некоторые из которых также были найдены в Восточной Европе и Греции». [20]
  2. ^ Черепа из Потаповских могильников относятся к массивному протоевропейскому типу, сходны с более ранними Катакомбными и генетически следуют Срубному и западноандроновскому, но отличаются от Абашевских. [42]
  3. ^ "[М]ассивный широколицый протоевропеоидный тип - черта постмариупольских культур, Среднестогской, а также ямной культуры левобережья Днепра, Донца и Дона... В период В период срубной культуры население Украины было представлено средним типом между долихоцефальным узколицым населением культуры многовалковой керамики (бабино) и более массовым широколицым населением срубной культуры Поволжье... Антропологические данные подтверждают существование толчка из Поволжья на Украину в формировании срубной культуры. На белозерском этапе преобладающим стал долихокраниальный узколицый тип. среди черепов срубной, белозерской и скифской культур Понтийских степей, с одной стороны, и тех же культур лесостепного региона, с другой... Это доказывает генетическую преемственность между ираноязычным скифским населением и предыдущим населением срубной культуры на Украине... Наследницей неолитической днепро-донецкой и среднестогской культур стала ямная культура. Ее население обладало отчетливыми европеоидными чертами, было высоким ростом, с массивными черепами... Племена абашевской культуры появляются в лесостепной зоне почти одновременно с полтавской культурой. Абашевцы отличаются долихоцефалией и узкими лицами. Это население имело свои корни в балановской и фатьяновской культурах Среднего Поволжья и Центральной Европы... [Т] раннее срубное население (потаповское) население возникло в результате смешения разных компонентов. Один тип был массивным, а его предшественником был ямно-могильно-полтавский тип. Вторым типом был долихоцефальный европеоидный тип, генетически родственный синташтинскому населению... Еще одним участником этнокультурных процессов в степях были племена покровского типа. Это были долихоцефальные узколицые европеоиды, родственные абашевцам и отличные от потаповцев... Черепа большинства срубных культур долихокранные со среднеширокими лицами. Они свидетельствуют о значительной роли ямного и полтавского компонентов в составе населения срубной культуры... Можно предположить генетическую связь популяций срубной культуры Уральского региона с алакульской культурой Урала и Западный Казахстан относится к долихоцефальному узколицому типу с населением синташтинской культуры... Западная часть населения андроновской культуры относится к долихокранному типу, родственному типу срубной культуры. [43]
  4. ^ "Морфологические данные позволяют предположить, что как федоровские, так и алакульские скелеты могут быть связаны с синташтинскими группами, что, в свою очередь, может отражать примесь неолитических лесных ХГ и степных скотоводов, потомков катакомбной и полтавской культур". [68]
  1. ^ Перейти обратно: а б Парпола, Аско (2012). «Формирование индоевропейских и уральских (финно-угорских) языковых семей в свете археологии: пересмотренные и интегрированные «тотальные» корреляции» , в Mémoires de la Société Finno-Ougrienne, Хельсинки, стр. 138.
  2. ^ Кроонен, Гус; Якоб, Энтони; Палмер, Аксель И.; Слуис, Паулюс ван; Вигман, Эндрю (12 октября 2022 г.). «Индоевропейская терминология зерновых предполагает родину основных индоевропейских языков в Северо-Западном Причерноморье» . ПЛОС ОДИН . 17 (10): e0275744. Бибкод : 2022PLoSO..1775744K . дои : 10.1371/journal.pone.0275744 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   9555676 . ПМИД   36223379 .
  3. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 92.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Мэллори и Адамс 1997 , стр. 91–92.
  5. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 653.
  6. ^ Kuzmina 2007 , p. 170.
  7. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 4.
  8. ^ Kuzmina 2007 , p. 214.
  9. ^ Kuzmina 2007 , pp. 252.
  10. ^ Ван, Чуан-Чао (2016). «Древние данные по геному человека за 3000-летний интервал на Кавказе соответствуют эколого-географическим регионам» . Природные коммуникации .
  11. ^ Мэллори и Адамс 1997 , стр. 439–440.
  12. ^ Перейти обратно: а б Kuzmina 2007 , p. 305.
  13. ^ Kuzmina 2007 , p. 349.
  14. ^ Kuzmina 2007 , p. 351.
  15. ^ Перейти обратно: а б Kuzmina 2007 , p. 221.
  16. ^ Kuzmina 2007 , p. 253.
  17. ^ Перейти обратно: а б Энтони 2007 , с. 369.
  18. ^ «Ранние скотоводы евразийской степи» . Журнал Penn Museum Expedition, том 43, выпуск 1 . 2001.
  19. ^ Чечушков И.В.; Епимахов, А.В. (2018). «Евразийские степные колесницы и социальная сложность в эпоху бронзы» . Журнал мировой предыстории . 31 (4): 435–483. дои : 10.1007/s10963-018-9124-0 . S2CID   254743380 . Энтони заявил, что колесницы были изобретены в степях Южного Урала (Энтони 2009); однако важно подчеркнуть тот факт, что двухколесные транспортные средства Синташта-Петровка представляют собой уже разработанную технологию и не имеют известных местных прототипов. Даже самые ранние типы щитовидных псалий обладают очень развитыми характеристиками и демонстрируют длительную предшествующую эволюцию. Поскольку весь синташтинский феномен, вероятно, развивался не на Урале, а в других местах, технология колесниц, вероятно, также развивалась до 2000 г. до н.э. на родине Синташты, то есть в междуречье Дона и Волги. Ориентиром могут служить двухколесные повозки катакомбной культуры, предшественницы Синташты, датированные кал. 2400–2200 гг. до н.э. Возможно, это прообразы более позднего синташтинско-петровского колесничного комплекса.
  20. ^ Аллентофт 2015 .
  21. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 512.
  22. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 279.
  23. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 138.
  24. ^ Kuzmina 2007 , p. 330.
  25. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 327.
  26. ^ Перейти обратно: а б Энтони 2007 , с. 336.
  27. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 152.
  28. ^ Kuzmina 2007 , p. 277.
  29. ^ Либрадо, Пабло (2021). «Происхождение и распространение домашних лошадей из степей Западной Евразии» . Природа . 598 (7882): 634–640. Бибкод : 2021Natur.598..634L . дои : 10.1038/s41586-021-04018-9 . ПМЦ   8550961 . ПМИД   34671162 .
  30. ^ «Первые в мире всадники найдены у Черного моря» . физ.орг . Март 2023.
  31. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 139.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Энтони 2007 , с. 383.
  33. ^ Kuzmina 2007 , p. 83.
  34. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 78.
  35. ^ Перейти обратно: а б Kuzmina 2007 , p. 20.
  36. ^ Энтони 2007 , с. 380.
  37. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 197.
  38. ^ Kuzmina 2007 , pp. 107–108.
  39. ^ Холм, Ханс JJG (2019): Самые ранние находки колес, их археология и индоевропейская терминология во времени и пространстве, а также ранние миграции по Кавказу. Серия Minor 43. Будапешт: ARCHAEOLINGUA ALAPÍTVÁNY. ISBN   978-615-5766-30-5 .
  40. ^ Шишлина Н.И.; Ковалев Д.С.; Ибрагимова, Э.Р. (июнь 2014 г.). «Повозки катакомбной культуры евразийских степей» . Античность . 88 (340): 378–394. дои : 10.1017/S0003598X00101061 . S2CID   163634120 .
  41. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 56.
  42. ^ Перейти обратно: а б Kuzmina 2007 , pp. 169–170.
  43. ^ Kuzmina 2007 , pp. 383–385.
  44. ^ Очир-Горяева Мария Александровна; Корниенко Игорь Владимирович; Фалеева Татьяна Г.; Арамова Ольга Ю.; Махоткин Михаил А.; Кекеев, Эрдни А.; Буратаев Евгений Георгиевич; Куканова Виктория Владимировна; Сидоренко Юрий С.; Чартье, Дуэйн Р.; Шурр, Теодор Г.; Татаринова Татьяна В. (1 июня 2021 г.). «Происхождение и идентичность в захоронениях катакомбной культуры бронзового века: метасказка о могилах, скелетах и ​​ДНК» . Журнал археологической науки: отчеты . 37 : 102894. Бибкод : 2021JArSR..37j2894O . дои : 10.1016/j.jasrep.2021.102894 . ISSN   2352-409X . S2CID   233547954 .
  45. ^ Худавердян, Анаит (14 сентября 2011 г.). «Искусственная модификация черепов и зубов из древних погребений Армении» . Антропос . 106 (2): 602–609. дои : 10.5771/0257-9774-2011-2-602 . ISSN   0257-9774 .
  46. ^ Ван, Чуан-Чао; Рейнхольд, Сабина; Калмыков, Алексей (4 февраля 2019 г.). «Древние данные по всему геному человека за 3000-летний интервал на Кавказе соответствуют эколого-географическим регионам» . Природные коммуникации . 10 (1): 590. Бибкод : 2019NatCo..10..590W . дои : 10.1038/s41467-018-08220-8 . ISSN   2041-1723 . ПМК   6360191 . ПМИД   30713341 .
  47. ^ Пашник 2014 , с. 33.
  48. ^ Nikitin 2017 .
  49. ^ Перейти обратно: а б с Юрас 2018 .
  50. ^ Ван 2019 .
  51. ^ Энтони 2007 , с. 306.
  52. ^ Kuzmina 2007 , p. xiv.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д Kuzmina 2007 , pp. 167–168.
  54. ^ Кроонен, Гус; Якоб, Энтони; Палмер, Аксель И.; Слуис, Паулюс ван; Вигман, Эндрю (12 октября 2022 г.). «Индоевропейская терминология зерновых предполагает родину основных индоевропейских языков в Северо-Западном Причерноморье» . ПЛОС ОДИН . 17 (10): e0275744. Бибкод : 2022PLoSO..1775744K . дои : 10.1371/journal.pone.0275744 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   9555676 . ПМИД   36223379 .
  55. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 541-542.
  56. ^ Kuzmina 2007 , pp. 234.
  57. ^ Kuzmina 2007 , p. 352.
  58. ^ Перейти обратно: а б Kuzmina 2007 , p. 387.
  59. ^ Kuzmina 2007 , p. 222.
  60. ^ Kuzmina 2007 , p. 33.
  61. ^ Kuzmina 2007 , p. 355.
  62. ^ Kuzmina 2007 , p. 357.
  63. ^ Kuzmina 2007 , p. 353.
  64. ^ Kuzmina 2007 , p. 69.
  65. ^ Kuzmina 2007 , p. 323.
  66. ^ Kuzmina 2007 , p. 332.
  67. ^ Kuzmina 2007 , p. 6.
  68. ^ Нарасимхан 2019 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: acb2e0f703a52f5b14bbd3b6b959888b__1720738920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/8b/acb2e0f703a52f5b14bbd3b6b959888b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catacomb culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)