Окуневская культура
Расположение окуневской культуры ( Минусинская впадина) с другими современными культурами ок. -2000 г. до н.э. [1] | |
Альтернативные названия | Окуньев, Окуневская |
---|---|
Горизонт | Коренные народы Сибири |
Географический диапазон | Минусинская котловина Южная Сибирь |
Период | Бронзовый век |
Даты | в. 2700 г. до н.э. – 1800 г. до н.э. |
Тип сайта | поселок Окунев |
Основные сайты | Tas-Khaaza, Chernovaya VIII, Beltyry, Uibat III, Uibat V |
Характеристики | уникальное художественное наследие |
Предшественник | Afanasevo culture |
С последующим | Карасукская культура , Андроновская культура , Сейминско-Турбинский феномен , Тагарская культура |
Окуневская культура (ru: Окуневская культура , латинизированное : Окуневская культура , букв. «Окуневская культура»), также известная как Окуневская культура , была южно- сибирской археологической культурой скотоводов раннего бронзового века, датируемой концом III тысячелетия. в до начала II тысячелетия до нашей эры Минусинской котловине на среднем и верхнем Енисее . [2] [3] [4] Он сформировался из местных неолитических сибирских лесных культур, которые также имели свидетельства примеси западных степных пастухов и ранее существовавших древних северных евразийцев . [5] [6] [7] [8]
История
[ редактировать ]Окуневская культура была открыта Сергеем Теплоуховым в 1928 году. Свое название она получила в честь близлежащего окуневского поселения на юге современной Хакасии . Первоначально погребения из Окунева были отнесены Теплоуховым к андроновской культуре . Тогда на основании находок сосудов Теплоухов считал население переходным вариантом между афанасьевской и андроновской культурами.
В 1947 году М. Н. Комарова выделила «раннеокуневский» этап андроновской культуры , который связан с наиболее ранним этапом андроновской культуры. [12]
В 1955-1957 годах А. Н. Липский обнаружил окуневские каменные плиты с изображениями в составе каменных ящиков, использовавшихся для захоронений. Липский, который был этнографом, а не археологом, предполагал, что окуневские стоянки были доафанасьевскими , и относил их к эпохе палеолита , так как считал окуневцев предками американских палеоиндейцев , основываясь на параллелях в искусстве. и антропология .
В начале 1960-х годов Г. А. Максименков по раскопкам могильника Черновая VIII, погребения которого не были нарушены позднейшими инвазиями и не содержали афанасьевской керамики, выделил окуневскую культуру.
Характеристики
[ редактировать ]Необходимо различать раннеуйбатский этап, поздний черновский этап и завершающий разливский этап окуневской культуры.
Typical sites include Tas-Khaaz, Beltyry, Uibat III, Uibat V (in the Uybat river basin), Chernovaya VIII, Chernovaya XI, Razliv X, and Strelka.
Типологический горизонт между развитием афанасьевской и окуневской степных культур в Минусинской котловине и развитием позднего андроновского типа очень тонок. [13]
Находки окуневской культуры включают произведения искусства, в том числе каменные статуи с человеческими лицами (Тас Хыз, а также Улуг Хуртуях тас) и изображения птиц и зверей, выбитые на каменных плитах или выгравированные на костяных пластинках.
Существенных признаков имущественного и социального расслоения нет.
Животноводство, лошади и сельское хозяйство
[ редактировать ]Основу хозяйственной деятельности населения составляло скотоводство и животноводство (крупный рогатый скот, овцы и козы), дополняемые охотой и рыболовством .
О земледелии свидетельствуют каменные мотыги, терки и песты, а также жатвенный серп с медным лезвием и роговой ручкой.
Керамика
[ редактировать ]Хотя керамические стили окуневцев больше сопоставимы с позднейшей резной грубой посудой (ИКВ), формально и неоднозначно – с андроновской керамикой. [13] Но, как отмечают исследователи, уникальность каждого из них является важной особенностью окуневской культуры. [14] Находки окуневской культуры включают богато декорированные сосуды кувшинной и конической формы.
Окуневская керамика обычно плоскодонная, с заметным сплошным орнаментом тулова, дна, края венчика и его внутренней стороны. Чаще всего это сосуды-кувшины, но встречаются и курильницы с внутренней перегородкой.
Металлургия
[ редактировать ]Окуневцы развили металлургию на базе руд Саяно-Алтайского горно-металлургического района. Окуневцы и соседняя самусская культура произвели первую бронзу на северо-востоке Центральной Азии. [15] Находки включают изделия из меди и олова, реже из мышьяковистой бронзы . Простые медные предметы были вытеснены сплавами олова. [15] Бронза была обычным явлением в этой культуре. Инструменты включали ножи со встроенной рукояткой, ножи в форме листа, шила, рыболовные крючки и височные кольца. с ковкой Наряду литье использовалось и , что свидетельствует о довольно высоком уровне металлообработки . Орнаменты этой культуры состоят преимущественно из кольцеобразных орнаментов с круглым поперечным сечением и плоскими соединениями на обоих концах. [16]
Война
[ редактировать ]Короткие мечи относительно развиты, с четкими границами между рукоятками и лезвиями. На позднеокуневском памятнике культуры найдено бронзовое копье, гнездо которого было выковано с двумя свободными концами. Первые такого рода появились в азиатском степном регионе. [16] Помимо медного и бронзового оружия, в окуневской культуре были и колесницы, о чем свидетельствуют их петроглифы . [17]
Захоронения
[ редактировать ]
Окуневская культура представлена преимущественно курганными погребальными сооружениями, которые представляли собой небольшие прямоугольные наземные ограждения из каменных плит или плиток песчаника, вертикально уложенных в землю. Внутри этих оградок находились могилы, также облицованные каменными плитами. 62 окуневских кургана, состоящих из более чем 500 погребений и 60 одиночных погребений. Изучено [18]
Могильники окуневской культуры расположены, как правило, недалеко от афанасьевских и насчитывают от двух до десяти курганов. Иногда погребальные комплексы имеют размеры 40×40 метров. Количество могил внутри ограды варьируется – от одной до десяти и даже двадцати. Помимо одиночных захоронений, существуют парные и коллективные захоронения. Почти в каждом могильнике есть захоронения мужчины с двумя женщинами. Похороненных укладывали, как и во времена Афанасьева, на спине с сильно согнутыми в коленях ногами и вытянутыми вдоль тела руками. [ нужна ссылка ]
Встречаться
[ редактировать ]Радиоуглеродное AMS-датирование 50 образцов Окунево находится в пределах 2600–1800 гг. до н.э. Согласно этим исследованиям, уйбатский период датируется 2600–2300 гг. до н.э., Черновой – 2200–1900 гг. до н.э., а Разлив – позднее 1800 г. до н.э. [18]
Географическая протяженность
[ редактировать ]Поселения окуневской культуры располагались в Минусинской котловине , на среднем и верхнем Енисее .
Петроглифы окуневского периода расположены в узких горных долинах Хызыл-Хая и Хуртуй-Хола, на берегах ныне пересохших ручьев на территории современного музея-заповедника «Казановка». Они также представлены среди шалаболинских петроглифов на правом берегу реки Тубы , правого притока Енисея, против села Тесь к юго-востоку от села Ильинка, между бревнами и рекой Шуш к юго-западу от села Ильинка. деревня Шалаболино Курагинского района Красноярского края .
В Идринском районе , восточнее села Большой Телек.

В Краснотуранском районе на левом берегу реки Бир под горой Козлиха, на берегу реки Сыда.
В Курагинском районе в деревне Новопокровка.
В Минусинском районе , на берегу реки Тубы , недалеко от села Кавказский, недалеко от заимки Майдаши.
На берегу озера у одноименного села Малый Кызыкуль при раскопках в окуневском слое археологи в 1973 году обнаружили остатки обгоревшего бревенчатого строения и фрагменты керамической посуды.
Пять захоронений в плитовых ящиках раскопаны в 1 км южнее Минусинска на северной окраине соснового леса.
Родственные культуры
[ редактировать ]
Окуневская культура разделяет некоторые элементы своей материальной культуры, в том числе гончарное дело. с рядом местных современных культур из сопредельных территорий, таких как самусьская , елунинская, каракольская и кротовская культуры Западной Сибири и Алтая, захоронения канайского типа Восточного Казахстана и окуневоподобная культура Тувы . [18] Тем не менее, в настоящее время нет убедительных доказательств их общего происхождения.
Связи между афанасьевской и окуневской культурами проследить довольно сложно. Период их взаимодействия длился всего около ста лет, [4] но на некоторых территориях отмечается сосуществование. Археологи выявили множество комплексов, содержащих признаки как окуневского, так и афанасьевского происхождения. Однако в генотипе окуневцев практически не обнаружено генетических следов афанасьевцев, то есть афанасьевская популяция была вытеснена пришлыми окуневцами.
Сходство некоторых предметов из окуневских могильников с предметами в районе средней Оби и Прибайкалья свидетельствует о том, что носители окуневской культуры пришли в Южную Сибирь из северных таежных районов. В то время как предшествующая афанасьевская культура считается индоевропейской , окуневская культура обычно рассматривается как продолжение местной неиндоевропейской лесной культуры в регионе. [19]
Окуневцы тесно взаимодействовали с [20] культуры-преемницы андроновского круга . [2]
Поселения
[ редактировать ]Поселения этой культуры мало изучены. Горная крепость Све [21] горные поселения с укреплениями (на территории Хакасии обнаружено около 45) в основном считаются культовыми комплексами. Крепость Чебаки – одна из первых археологически изученных св.
Поселения известны на территории Тувы в верховьях Енисея. [ нужна ссылка ]
Колесный транспорт
[ редактировать ]Окуневцы пользовались двух- и четырехколесными повозками . В наскальной живописи Минусинской котловины распространены изображения ранних (конец III тыс. до н.э.) двухколесных повозок с составным дышлом из двух сходящихся под углом шестов, которые одновременно образуют каркас кузова. Конструкция повозок и профильная манера изображения указывают на связь не с Восточной Европой, а с западными областями Средней Азии и косвенно с Малой Азией. [22]
Физическая антропология
[ редактировать ]Антропологический тип населения был смешанного европеоидно -монголоидного происхождения с преобладанием монголоидного населения. Как отмечает А. В. Громов, их морфологическая неоднородность была поразительной - существуют как чисто монголоидные черепа, так и типично европеоидные черепа, не обнаруживающие никаких следов монголоидной примеси. По его мнению, облик окуневцев сформировался в результате смешения местного неолитического населения с притоком афанасьевцев с территории Средней Азии и Казахстана . [23]
По мнению А. Г. Козинцева, внешний вид окуневцев варьируется в зависимости от региона. Окуневцы Минусинской котловины были потомками местного неолитического населения, отличавшегося значительной самобытностью на фоне рас первого порядка. Окуневцы Тувы более сильное влияние ямной культуры и ранней катакомбной культуры Украины проявляют . [24] Он утверждает, что основное происхождение окуневцев можно проследить до местных древних северных евразийцев (АНЕ) и что антропологический тип окуневцев можно охарактеризовать как « американоидный », отмечая конкретные совпадения характеристик с коренными народами. Америки . [7]
По мнению А. В. Полякова, культура сформировалась из местных неолитических палеосибирских лесных культур и позднее получила некоторую примесь из Прикаспия группой скотоводов-мужчин ямной культуры . [25]
В то время как некоторые авторы предполагают, что окунево, возможно, произошли от более северных племен, пришедших на смену афанасьевским культурам в этом регионе, другие полагают, что окуневская культура возникла в результате контактов местных неолитических охотников-собирателей с западными скотоводами . [18]
Максиментков предположил, что окуневскую культуру развили местные неолитические племена Красноярско - Канской лесостепи , обитавшие севернее Минусинской котловины.
Вторая теория, поддерживаемая в настоящее время большинством исследователей, предполагает, что окуневская культура возникла в результате взаимодействия местных неолитических охотников-собирателей с западными степными скотоводами .
- Фигурка Окунева из кург. 14 Иткуля II, север Минусинской котловины. Уйбатский этап окуневской культуры (вторая половина III тыс. до н.э.)
- Фигурка Окунева из кург. 14 Иткуля II, север Минусинской котловины.
- Фигурка Окунева из кург. 14 Иткуля II, север Минусинской котловины.
- Фигурка Окунева из кург. 14 Иткуля II, север Минусинской котловины.
Палеогенетика
[ редактировать ]
Анализ аутосомной ДНК показал, что окуневцы образовались преимущественно из линии, происходящей от смеси древних аборигенов Северо-Восточной Азии (ANA) с древними жителями Северной Евразии (ANE), с примерно 10-20% генетической примесью от западных степных пастухов , представленных ямной или афанасьевские культуры. Предки западностепных пастухов отсутствуют в Х-хромосоме окуневских особей, что позволяет предположить, что они были унаследованы преимущественно от предков мужского пола. [5] По оценкам, дата примеси произошла около 7000 лет назад.
Согласно исследованиям последних лет, современные индейцы генетически близки к представителям окуневской культуры, что подтверждает предыдущие краниометрические исследования. Их общее сходство, вероятно, связано с присутствием древних североевразийских и древних восточноазиатских предков в обеих популяциях, восходящих к формированию древних палеосибиряков . [7]

Популяция Окунево обнаружила также генетическое родство с ботайской культурой , некоторыми таримскими мумиями и алтайскими охотниками-собирателями. [8]
Результаты анализа происхождения древних степных популяций кочевников Евразийской степи (от Урала до Алтая), в том числе представителей окуневской культуры бронзового века из Саяно-Алтая , показали, что в образцах содержались компоненты, наиболее выражены у Древней Северной Евразии, Восточных охотников-собирателей, Кавказских охотников-собирателей из Грузии, а также происходят от того компонента, который наиболее выражен у нганасан ( самойдского народа ) и широко распространен у различных современных народов Сибири и Средней Азии. [27] [8]
Отцовские гаплогруппы
[ редактировать ]Холлард и др. (2018) сообщили об отцовских гаплогруппах 6 экземпляров Окунево. 50% окуневских мужчин принадлежали к восточно-евразийской гаплогруппе NO(xO). Остальные 50% принадлежали восточноевразийским гаплогруппам западноевразийского происхождения: в том числе 33% относились к Q1b , и 16% с R1b1a2-M269 . [29] [30]
Материнские гаплогруппы
[ редактировать ]По данным Холларда (2018), 58% экземпляров Окунево несли восточноевразийские гаплогруппы A , C или D 41% несли западноевразийские гаплогруппы T , U , H или J. , а [29] [31]
Митохондриальная гаплогруппа A -a1b3* [32] был идентифицирован в пробе RISE674 (4300–3850 л.н., Окунево_ЕМБА).
У представителей окуневской культуры из могильника Сыда V (Минусинская котловина) выявлено разнообразие вариантов митохондриальной ДНК. [33] Окуневы принадлежали к Западноевразийской ( U , H , J и T ) и Восточноевразийской ( A , C и D ) подветвям гаплогрупп. [34] [29]
Искусство
[ редактировать ]
Репрезентативное искусство: небольшие амулеты, каменные стелы до 4 м высотой и петроглифы. [15]
Окуневцы оставили после себя памятники искусства. Характерные наскальные надписи и каменные статуи получили известность со времени путешествий Д. Г. Мессершмидта в 1722-1723 гг. и последующих академических экспедиций. Стелы с рисунками из склепов уникальны. В каменных плитах преобладают реалистические изображения животных и маски в головных уборах, имевшие, видимо, культовый характер. Изучаются памятники наскального искусства и открываются новые, не изученные предыдущими исследователями. [35] [36] Менгиры распространены на территории современной Хакасии и южной части Красноярского края . На территории Минусинской котловины их разведано более 300. На правом берегу Енисея известно всего 10 памятников.
Впечатляющие каменные стелы первоначально были воздвигнуты на могилах и впоследствии, более чем тысячелетие спустя, повторно использовались в скифской курганах эпохи тагарской культуры . [15]
Коллекции окуневских каменных стел экспонируются в Хакасском национальном музее в Абакане , музее Мартьянова в Минусинске , [37] Историко-архитектурный музей под открытым небом Новосибирска и коллекции керамики экспонируются в Эрмитаже в Санкт-Петербурге . [38]
Антропоморфные изображения
[ редактировать ]

Яркий характер искусства окуневской культуры создают монументальные каменные скульптуры и стелы с резными антропоморфными изображениями. Каменные статуи обычно высокие, до шести метров в высоту, высеченные из песчаника или гранита в форме сабли. Передняя часть – это ее узкий край. В Минусинской котловине их изучено более 300, на правобережье Енисея известно лишь десять. Многие из них сейчас находятся в музеях. [42]
С него на зрителя смотрит фантастическая маска: три глаза, ноздри, огромный рот, рога, длинные уши и всевозможные отростки. Изображение перемещается с передней грани на широкую сторону, а иногда и на заднюю. Помимо центральной маски часто имеются дополнительные, более мелкие. Иногда статуя изображает пасть хищника, иногда быков, много так называемых солярных символов. Они бывают разных стилей, но обычно это круг, вписанный в квадрат, своего рода мандала, символ космоса. Этот знак теперь является официальным символом на государственном флаге и государственном гербе современной Хакасии. Обсуждалось, что вертикальные стелы могут быть использованы как древний инструмент ориентации в пространстве - вехи времени и гномоны - солнечные часы календарей солнечных часов. Графический рисунок вертикальных солнечных часов можно увидеть в расходящихся лучах на обращенной к Солнцу стеле, где зубец служит ориентиром для точного определения полудня. [ нужна ссылка ]
- Антропоморфная фигура Турист-2 из слоновой кости.
- Антропоморфная фигура Турист-2 из бивня мамонта
- Антропоморфная фигурка. Сайт Турист-2, Новосибирск, Окуневская культура.
Монументальные стелы
[ редактировать ]
Окуневская культура воздвигала на могилах монументальные стелы. [43] [44] [45] Они были либо антропоморфными, либо зооморфными с геометрическими узорами. [43] Стелы часто изображали человеческую голову, слегка наклоненную вперед. [43] Стелы часто повторно использовались более поздними культурами. Например, ранние тюрки ( гёктюрки ) часто писали на них древнетурецкие рунические надписи, такие как орхонские надписи или енисейские надписи . [46]
- Окунёвские стелы
- Окунёвские стелы со «Стелой Ширы» в центре.
- Стелы окуневской культуры
- Чирково стела, переписанная древнетюркскими руническими буквами, около VII-VIII веков н.э.
Художественные особенности изображений
[ редактировать ]Выделяют следующие художественные особенности:


- свободный разброс фигур по изобразительному полю;
- наличие антропоморфных масок;
- вытянутые пропорции стилизованных фигур;
- множество фантастических животных;
- антропоморфные существа с головами птиц и животных;
- священная (мировая) гора в форме треугольника, разделенного на части;
- триадные композиции, в которых изображение женского божества или его символа окружено двумя фигурами человека или животного;
- изображения божеств в остроконечных шляпах и с бычьими рогами;
- изображения антропоморфных божеств Януса;
- изображения антропоморфных фигур с двумя орлиными головами;
- изображения птиц и орнитоморфных фигур со спиральным «хохолком» на голове;
- фигурки мужчины с повернутыми в профиль ногами и головой, а туловище спереди;
- изображения персонажей под сводом «небеси»;
- солнечный знак.
Отмечено сходство между геометрическими антропоморфными мотивами афанасьевской культуры и окуневской культуры Минусинской котловины в Сибири, а также мотивами более ранней керамики Баньпо ( ок. 4000 г. до н.э. ) культуры Яншао в Северном Китае. [50] Известно, что стиль керамики, возникший из культуры Яншао, распространился на запад до культуры Маджиаяо , а затем дальше в Синьцзян и Среднюю Азию . [51]
Возможная языковая принадлежность
[ редактировать ]
Окуневская культура вместе с распространением сейминско -турбинской материальной культуры может быть частично связана с экспансией протоуральских носителей . [8] Пейро (2019) утверждает, что «Окуневскую культуру следует отождествлять не с ранним самодийским, а с протоуральским языком. Это согласуется с убедительными аргументами Янхунена о том, что урало-алтайский типологический профиль уральских языков и первичное разделение между самодийскими и финно-уральскими языками. Угры указывают на восточное происхождение (2001; 2009), и финно-уграм было бы как раз вовремя отделиться и двинуться на запад, в сторону Уральских гор, где эта ветвь находилась под влиянием протоиндоиранских (напр. Кузьмина 2001).» [53] [8] [54]
А. Г. Козинцев (2023) утверждает, что окуневская культура лучше связана с енисейской группой, возможно, бурушаской или вымершей енисейской ветвью. По его мнению, уральская принадлежность маловероятна, поскольку на уральском языке говорили люди с другой материальной культурой, хотя контакт с ранними уральскими носителями правдоподобен. Он также отвергает возможную индоиранскую языковую принадлежность, поскольку, хотя окуневская культура проявляет влияние индоиранских групп, они демонстрируют преемственность с предыдущими древними палеосибирцами , а не с ямной культурой . [55]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван (12 ноября 2020 г.). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Клетка . 183 (4): 890–904, рис. 1 A, B, C. doi : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . hdl : 21.11116/0000-0007-77BF-D . ISSN 0092-8674 .
- ^ Перейти обратно: а б «Окуневская культура» . Большая советская энциклопедия . 1979 год . Проверено 13 марта 2015 г.
- ^ Святко, СВ (2009). «Новые радиоуглеродные даты и обзор хронологии доисторических популяций Минусинской котловины, Южная Сибирь, Россия» . Радиоуглерод . 51 №1: 243–273. дои : 10.1017/S0033822200033798 . S2CID 129736828 .
- ^ Перейти обратно: а б Поляков, А.В. (2022). Хронология и культурогенез стоянок палеометаллической эпохи в Минусинских котловинах . СПб: Невская типография. ISBN 978-5-907298-32-3 .
- ^ Перейти обратно: а б де Баррос Дамгаард, Питер; Мартиниано, Руи; Камм, Джек; Морено-Майяр, Дж. Виктор; Кроонен, Гус; Пейро, Микаэль; Барьямович, Гойко; Расмуссен, Саймон; Зачо, Клаус; Баймуханов, Нурбол; Зайберт, Виктор; Мерц, Виктор; Бидданда, Арджун; Мерц, Илья; Ломан, Валерий (29 июня 2018 г.). «Первые пастухи и влияние степной экспансии раннего бронзового века в Азию» . Наука . 360 (6396): eaar7711. дои : 10.1126/science.aar7711 . ISSN 0036-8075 . ПМК 6748862 . ПМИД 29743352 . «Мы обнаружили, что популяции Botai_CA, CentralSteppe_EMBA, Okunevo_EMBA и Байкальские популяции глубоко отделены от других древних и современных популяций и лучше всего моделируются как смеси в различных пропорциях предков ANE и компонента предков Древней Восточной Азии (AEA), представленного Baikal_EN, со временем смешения, датируемым ~5000 г. до н. э. ... Однако, в отличие от отсутствия идентифицируемой примеси Ямной и Афанасьево в ЦентральноСтепной_ЕМБА, в образцах Окунево_ЕМБА имеется сигнал примеси 10–20% Ямной и Афанасьево (рис. S21), что согласуется с доказательствами влияния западной степи. Этот сигнал не наблюдается на Х-хромосоме (значение p qpAdm для примеси на X 0,33 по сравнению с 0,02 для аутосом), что указывает на примесь мужского происхождения..."
- ^ Лазаретов, И. П. (22 December 2019). "ХроноЛоГИЯ И Периодизация Окуневкой Културы: Современное Состяние И Перспективы" [Chronology and Periodization of the Okunev Culture: Current Status and Prospects]. Теория и практика археологических исследований (in Russian). 28 (4): 15–50. doi : 10.14258/tpai(2019)4(28).-02 . ISSN 2712-8202 . S2CID 213334623 .
- ^ Перейти обратно: а б с Козинцев, А.Г. (31 декабря 2020 г.). «Происхождение окуневской популяции Южной Сибири: данные физической антропологии и генетики» . Археология, этнология и антропология Евразии . 48 (4): 135–145. дои : 10.17746/1563-0110.2020.48.4.135-145 . ISSN 1563-0110 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бьёрн, Расмус Г. (январь 2022 г.). «Индоевропейские заимствования и обмен в Центральной и Восточной Азии бронзового века: шесть новых перспектив доисторического обмена в восточной степной зоне» . Эволюционные гуманитарные науки . 4 : е23. дои : 10.1017/ehs.2022.16 . ISSN 2513-843X . ПМЦ 10432883 . ПМИД 37599704 .
- ^ "Ankhakov Stela. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact" . ar.culture.ru .
- ^ Лапорт, Люк; Большой, Жан-Марк; Неспулус, Лоран; Скарр, Крис; Штаймер-Гербет, Тара (22 августа 2022 г.). Мегалиты мира . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 750. ИСБН 978-1-80327-321-1 .
- ^ "Stela of Kopyonsky Chaatas. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact" . ar.culture.ru .
- ^ Парцингер, Герман (2006). Ранние народы Евразии: от неолита до средневековья (на немецком языке). Ч. Бек. п. 379. ИСБН 978-3-406-54961-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Фрачетти, Майкл (2002). «10. Эксплуатация бронзового века и политическая динамика степной зоны Восточной Евразии». Древние взаимодействия: Восток и Запад в Евразии . Кэтрин В. Бойл, Колин Ренфрю, Марша Левин, Институт археологических исследований Макдональда. Кембридж [Великобритания]: Институт археологических исследований Макдональда, Кембриджский университет. ISBN 1-902937-19-8 . OCLC 52221476 .
- ^ Poliakov, Andrey (2020). "Поляков А.В. К вопросу об особенностях памятников окуневского типа Верхнего Енисея // Древние и средневековые культуры Центральной Азии (становление, развитие и взаимодействие урбанизированных и скотоводческих обществ). – СПб.: ИИМК РАН – C. 93–96" [On the question of the features of the monuments of the Okunev type of the Upper Yenisei // Ancient and medieval cultures of Central Asia (formation, development and interaction of urbanized and pastoral societies).]. St.Petersburg.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии. Сборник: В 4-х томах . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-83860-868-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Ян, Цзяньхуа; Шао, Хуэйцю; Пан, Линг (3 января 2020 г.). Металлическая дорога Восточной Евразийской степи: образование Конфедерации хунну и Шелковый путь . Спрингер Природа. ISBN 978-981-329-155-3 .
- ^ МАГАЙЛ, Жером; ЕСИН, Юрий (2020). Бронзовый и железный век украшали мегалиты и погребальные комплексы в Монголии и Южной Сибири . Археопресс.
Окуниевские археологические памятники представляют собой в основном погребальные и религиозные места, поэтому документация повседневной жизни пока весьма частична. Медные и бронзовые предметы, керамика и изображения колесниц свидетельствуют о включении этих предметов в культурный комплекс, следующий за более ранней афанасьевской культурой.
- ^ Перейти обратно: а б с д Аутрам, Алан К.; Поляков, Андрей; Громов, Андрей; Моисеев Вячеслав; Вебер, Анджей В.; Базалийский Владимир Иванович; О.И. Горюнова (9 мая 2018 г.). «Археологическое приложение B к Damgaard et al. 2018: Обсуждение археологии среднеазиатских и восточноазиатских неолита до бронзового века охотников-собирателей и ранних скотоводов, включая рассмотрение приручения лошади» [Андроновский орнамент (морфология и мифология) (на русском языке) .дои ЗЕНОДО.1240521 : 10.5281 . S2CID 165645181 /
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Мэллори 1997 , стр. 4–6.
- ^ Kovtun, Igor (2016). И.В. Ковтун Андроновский Орнамент (Морфология И Мифология) [ Andronovo Ornament (Morphology and Mythology) ]. Izdatelʹskij dom "Kazanskaja nedvižimostʹ". ISBN 9785990913103 .
- ^ "Окуневская Кулътура • Большая российская энциклопедия - электронная версия" [Okunevskaya Culture • Great Russian encyclopedia - electronic version]. bigenc.ru . Retrieved 14 December 2022 .
- ^ Есин Юрий Н. «Древнейшие изображения колесных повозок Минусинской котловины» . Американский журнал археологии .
- ^ "Окуневский сборник, 1997" . kronk.spb.ru . Retrieved 14 December 2022 .
- ^ Козинцев А.Г (21 июня 2018 г.). «О ранних миграциях европеоидов в Сибирь и Среднюю Азию (в связи с индоевропейской проблемой). Архивный экземпляр от 21 июня 2018 года в Wayback Machine Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 4 (40) . С. 134" (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июня 2018 года . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ Poliakov, Andrey. "Поляков А.В. Проблема сложения окуневской культуры в свете современных научных данных // Научное обозрение Саяно-Алтая. – 2020. – № 1 (25). – С. 3–6" [The problem of the formation of the Okunev culture in the light of modern scientific data].
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Чжан, Фань; Нин, Чао; Скотт, Эшли (ноябрь 2021 г.). «Геномное происхождение мумий Таримской котловины бронзового века» . Природа . 599 (7884): 256–261. дои : 10.1038/s41586-021-04052-7 . ISSN 1476-4687 . ПМЦ 8580821 .
- ^ Унтерлендер, Мартина; Пальстра, Фризо; Лазаридис, Джозеф; Пилипенко Александр; Хофманова, Зузана; Отлично, Мелани; Продай, Кристиан; Блохер, Йенс; Кирсанов, Карола; Роланд, Надин; Ригер, Бенджамин; Кайзер, Эльке; чистый, вольфрамовый; Поздняков, Дмитрий; Хохлов Александр (3 марта 2017 г.). «Происхождение, демография и потомки кочевников железного века Евразийской степи» . Природные коммуникации . 8 : 14615. дои : 10.1038/ncomms14615 . ISSN 2041-1723 . ПМЦ 5337992 . ПМИД 28256537 .
- ^ Пилипенко, Александр С. (20 сентября 2018 г.). «Материнские генетические особенности тагарской популяции железного века Южной Сибири (1-е тысячелетие до н. э.)» . ПЛОС ОДИН . 13 (9): e0204062. дои : 10.1371/journal.pone.0204062 . ISSN 1932-6203 . ПМК 6147448 .
- ^ Перейти обратно: а б с Холлард, Клеманс; Звенигорский (сентябрь 2018 г.). «Новые генетические свидетельства сходства и различий между сибирскими популяциями бронзового века» . Американский журнал физической антропологии . 167 (1): 6–7. дои : 10.1002/ajpa.23607 . ПМИД 29900529 . S2CID 205337212 .
- ^ Hollard & Zvénigorosky 2018 , стр. 6–7: «Типирование MSY-SNP позволило определить гаплогруппы Y-хромосомы (рис. 3B и таблица вспомогательной информации S5). Четыре образца (3 из афанасьевской культуры и 1 из окуневской культуры). культура) принадлежала к гаплогруппе R1b1a1a2a, определяемой по маркеру L23. Особь 11 из афанасьевской культуры принадлежала к гаплогруппе R1b1a1a-P297 или одному из ее субкладов для данного образца, результаты по всем маркерам были частичными из-за состояния деградации; Особенно это касается ДНК M269, L23 и M412, информативных при определении субкладов R1b1a1a. Два окуневских образца (Х8 и Х17) принадлежали к гаплогруппам Q1b и Q1b1a соответственно, а также три окуневских образца (Х12, Х13 и Х15). ) можно отнести к гаплогруппе NO1, базальному субкладу гаплогруппы K, присутствующему в Азии».
- ^ Холлард, Клеманс (сентябрь 2018 г.). «Поддерживающая информация S1» . дои : 10.1002/ajpa.23607 .
- ^ «A-a1b3 MTree» . www.yfull.com . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ Пилипенко, И. В.; Пристяжнюк, М. С.; Трапезов, Р. О.; Черданцев, С. В.; Молодин, В. И.; Пилипенко, А. С. (8 September 2022). "Разнообразие вариантов митохондриальной ДНК у носителей окуневской культуры из могильника Сыда V (Минусинская котловина)" [Diversity of Mitochondrial DNA Variants in Okunev Culture Carriers from the Syda V Burial Ground (Minusinsk Basin)]. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология (in Russian). 21 (7): 53–71. doi : 10.25205/1818-7919-2022-21-7-53-71 . ISSN 1818-7919 . S2CID 252230589 .
- ^ "Афанасьевская и окуневская археологические культуры Южной Сибири генетически различны | Генофонд РФ" [Afanasyevskaya and Okunevskaya archaeological cultures of South Siberia are genetically different | RF gene pool] (in Russian) . Retrieved 21 December 2022 .
- ^ Miklashevich, Е. А. (2 April 2022). "Личины Моховского Лога и памятники окуневской культуры в горах Оглахты" [The faces of the Mokhovsky Log and monuments of the Okunev culture in the mountains of Oglakhty]. Теория и практика археологических исследований (in Russian). 34 (1): 47–74. doi : 10.14258/tpai(2022)34(1).-03 . ISSN 2712-8202 . S2CID 248362290 .
- ^ Miklashevich, Е. А. (27 September 2022). "New Rock Art Site at the Riverside Cliff s in the Oglakhty Mountains (Khakasia)" . Теория и практика археологических исследований . 34 (3): 40–54. doi : 10.14258/tpai(2022)34(3).-03 . ISSN 2712-8202 . S2CID 252687323 .
- ^ Перейти обратно: а б «Музей Мартьянова. Минусинск» . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ "Черепки от стенок окуневских сосудов, сплошь орнаментированные - Четыре пер. пол. I тыс. до н.э." [Sherds from the walls of Okunev vessels, entirely ornamented - Four, first half of the 1st millennium BC.]. collections.hermitage.ru (in Russian) . Retrieved 19 December 2022 .
- ^ Ковтун, И. В. (24 September 2019). "THE MOON IN THE MYTHOLOGY OF CULTURES OF THE EPOCHE OF BRONZE IN NORTH-WESTERN ASIA (the 3rd – beginning of the 2nd) ЛУНА В МИФОЛОГИИ КУЛЬТУР ЭПОХИ БРОНЗЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ (III – нач. II тыс. до н.э.)" . Theory and Practice of Archaeological Research Теория и практика археологических исследований (in Russian). 27 (3): 66–101. doi : 10.14258/tpai(2019)3(27).-06 . ISSN 2712-8202 .
- ^ Зоткина Л.В.; Басова, Н.В.; Постнов А.В.; Колобова, К.А. (31 декабря 2020 г.). «Фигура лося из «Туриста-2», Новосибирск: Технологические и стилистические особенности» . Археология, этнология и антропология Евразии . 48 (4): 75. дои : 10.17746/1563-0110.2020.48.4.075-083 . ISSN 1563-0110 .
- ^ "Бронзовый век. Панорама зала 13" . Государственный Эрмитаж.
- ^ «Фигура «Солнечного Божества» (стела)» . nav.shm.ru. Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии. Сборник: В 4-х томах . Издательство Блумсбери. стр. 137–139. ISBN 978-1-83860-868-2 .
Внушительные каменные стелы окуневской культуры первоначально воздвигались на могилах (...) на этих стелах-памятниках вырезаны антропоморфные или зооморфные лица или маски с геометрическим орнаментом (...) окуневские стелы заканчиваются головой человека, слегка наклоненной вперед, у других голова барана.
- ^ Перейти обратно: а б Поляков, Андрей; Есин, Юрий. "РУГОВЫЕ ФИГУРКИ ИЗ ОКУНЕВСКОГО ПОГРЕБЕНИЯ НА ОЗЕРЕ ИТКУЛЬ, ХАКАСИЯ, ЮЖНАЯ СИБИРЬ" : Рис.10.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ "Найдено: могила сибирской дворянки возрастом до 4500 лет - со связями с коренными американцами" . siberiantimes.com .
- ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии. Сборник: В 4-х томах . Издательство Блумсбери. п. 322, примечание 148. ISBN. 978-1-83860-868-2 .
Как показывает трехстрочная древнетюркская руническая надпись, окуневские стелы еще использовались повторно в середине первого тысячелетия нашей эры.
- ^ ЙЕТТМАР, КАРЛ (1950). «КАРАСУКСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ЮГО-ВОСТОЧНЫЕ СВЯЗИ» (PDF) . Вестник Музея дальневосточных древностей . 22 .
- ^ Базен, Луи (1990). «Раннетюркские надписи (VI-X вв.) в Монголии и Южной Сибири» . Азиатское искусство . 45 (1): 52–53. дои : 10.3406/arasi.1990.1278 .
- ^ МАГАЙЛ, Жером; ЕСИН, Юрий (2022). Мегалиты мира . Археопресс. п. 749.
- ^ Киселов (Киселёв), С.В. (1962). Исследование минусинских каменных изваяний (К изучению минусинских каменных изваяний) . Историко-археологический сборник (Историко-археологический сборник). стр. 53–61.
При раскопках всемирно известного памятника культуры Яншао [Яншао] близ селения Баньпо близ Сианя среди многочисленных расписных сосудов были найдены две большие открытые чаши с росписью, особенно важные для сравнения с изображениями масок из Минусинска- Хакасский бассейн. Внутри этих чаш нарисованы маски, поразительно похожие на минусинские. Их отличает горизонтальное деление лица на три зоны, наличие рогов и треугольной фигуры над головой, а также треугольников на подбородке (рис. 2). Подобные совпадения вряд ли можно объяснить простой случайностью. Еще за несколько лет до открытий в Баньпо мне пришлось обратить внимание на ряд особенностей, сближающих энеолитическую афанасьевскую культуру среднего Енисея с культурой расписной керамики Северного Китая. Судя по всему, находки в Баньпо еще раз подтверждают эти наблюдения. В то же время отмеченные находки и сравнения показывают, что появление изображений, столь характерное для древней каменной скульптуры Среднего Енисея, не только восходит к глубокой древности доафанасьевского времени, но, по-видимому, связано с сложный мир символических образов Дальнего Востока, известный ныне по памятникам неолита Древнего Китая.
- ^ Чжан, Кай (4 февраля 2021 г.). «Распространение и интеграция расписного гончарного искусства на Шелковом пути» . Регион – Образовательные исследования и обзоры . 3 (1): 18. дои : 10.32629/RERR.V3I1.242 . S2CID 234007445 .
Ранние культурные обмены между Востоком и Западом в основном отражаются в нескольких аспектах: во-первых, в период позднего неолита культура расписной керамики, культура Яншао (5000-3000 гг. до н. э.) с Центральных равнин распространилась на запад, что оказало большое влияние на культуре Мацзяяо (3000-2000 гг. до н.э.), а затем продолжила распространяться в Синьцзян и Среднюю Азию через переход коридора Хэси.
- ^ Святко Светлана В; Мэллори, Джеймс П.; Мерфи, Эйлин М; Поляков, Андрей В; Реймер, Паула Дж; Шультинг, Рик Дж (2009). «Новые радиоуглеродные даты и обзор хронологии доисторических популяций Минусинской котловины, Южная Сибирь, Россия» (PDF) . Радиоуглерод . 51 (1): 243–273. дои : 10.1017/S0033822200033798 .
- ^ Пейро, Микаэль (2 декабря 2019 г.). «Отклоняющийся типологический профиль тохарской ветви индоевропейцев может быть обусловлен влиянием уральского субстрата» . Индоевропейская лингвистика . 7 (1): 72–121. дои : 10.1163/22125892-00701007 . hdl : 1887/139205 . ISSN 2212-5884 .
- ^ Цзэн, Тянь Чен; и др. (1 октября 2023 г.). «Постледниковые геномы собирателей Северной Евразии обнаруживают доисторическую мобильность, связанную с распространением уральских и енисейских языков» . БиоРксив . дои : 10.1101/2023.10.01.560332 .
Мы показываем, как родословная Якутии_LNBA распространилась от восточносибирского происхождения ~4,5 тыс. лет назад вместе с субкладами гаплогруппы N Y-хромосомы, встречающимися с высокими частотами среди современных уральских носителей, в Западную и Центральную Сибирь в сообществах, связанных с Сеймо-Турбинской металлургией: набор передовых методов литья из бронзы, которые стремительно распространились по огромному региону Северной Евразии ~ 4,0 тыс. лет назад.
- ^ Козинцев, А.Г. (13 июля 2023 г.). «Окуневская культура и деново-кавказская макросемья» . Археология, этнология и антропология Евразии . 51 (2): 66–73. дои : 10.17746/1563-0110.2023.51.2.066-073 . ISSN 1563-0110 .
Источники
[ редактировать ]- Мэллори, JP (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 1884964982 . Проверено 13 марта 2015 г.
- I., Lazaretov (December 2019). "Chronology and Periodization of the Okunevo Culture: Current State and Prospects (CC BY 4.0)" . Teoriya i praktika arkheologicheskikh issledovaniy . 28 (4): 15–50. doi : 10.14258/tpai(2019)4(28).-02 .