Jump to content

Окуневская культура

Окуневская культура
Расположение окуневской культуры ( Минусинская впадина) с другими современными культурами ок. -2000 г. до н.э. [1]
Альтернативные названия Окуньев, Окуневская
Горизонт Коренные народы Сибири
Географический диапазон Минусинская котловина Южная Сибирь
Период Бронзовый век
Даты в. 2700 г. до н.э. 1800 г. до н.э.
Тип сайта поселок Окунев
Основные сайты Tas-Khaaza, Chernovaya VIII, Beltyry, Uibat III, Uibat V
Характеристики уникальное художественное наследие
Предшественник Afanasevo culture
С последующим Карасукская культура , Андроновская культура , Сейминско-Турбинский феномен , Тагарская культура

Окуневская культура (ru: Окуневская культура , латинизированное : Окуневская культура , букв. «Окуневская культура»), также известная как Окуневская культура , была южно- сибирской археологической культурой скотоводов раннего бронзового века, датируемой концом III тысячелетия. в до начала II тысячелетия до нашей эры Минусинской котловине на среднем и верхнем Енисее . [2] [3] [4] Он сформировался из местных неолитических сибирских лесных культур, которые также имели свидетельства примеси западных степных пастухов и ранее существовавших древних северных евразийцев . [5] [6] [7] [8]

Петроглифы окуневской культуры.
«Анхаковская стела». [9] [10] и «Стела Копёнского Чаатаса», [11] найден возле села Онахова. Окуневская культура, около 2000 г. до н.э. Хакасский национальный музей .

Окуневская культура была открыта Сергеем Теплоуховым в 1928 году. Свое название она получила в честь близлежащего окуневского поселения на юге современной Хакасии . Первоначально погребения из Окунева были отнесены Теплоуховым к андроновской культуре . Тогда на основании находок сосудов Теплоухов считал население переходным вариантом между афанасьевской и андроновской культурами.

В 1947 году М. Н. Комарова выделила «раннеокуневский» этап андроновской культуры , который связан с наиболее ранним этапом андроновской культуры. [12]

В 1955-1957 годах А. Н. Липский обнаружил окуневские каменные плиты с изображениями в составе каменных ящиков, использовавшихся для захоронений. Липский, который был этнографом, а не археологом, предполагал, что окуневские стоянки были доафанасьевскими , и относил их к эпохе палеолита , так как считал окуневцев предками американских палеоиндейцев , основываясь на параллелях в искусстве. и антропология .

В начале 1960-х годов Г. А. Максименков по раскопкам могильника Черновая VIII, погребения которого не были нарушены позднейшими инвазиями и не содержали афанасьевской керамики, выделил окуневскую культуру.

Характеристики

[ редактировать ]
Керамика окуневской культуры Енисейской Сибири . Первая половина II тысячелетия до н.э. Эрмитаж , Санкт-Петербург

Необходимо различать раннеуйбатский этап, поздний черновский этап и завершающий разливский этап окуневской культуры.

Typical sites include Tas-Khaaz, Beltyry, Uibat III, Uibat V (in the Uybat river basin), Chernovaya VIII, Chernovaya XI, Razliv X, and Strelka.

Типологический горизонт между развитием афанасьевской и окуневской степных культур в Минусинской котловине и развитием позднего андроновского типа очень тонок. [13]

Находки окуневской культуры включают произведения искусства, в том числе каменные статуи с человеческими лицами (Тас Хыз, а также Улуг Хуртуях тас) и изображения птиц и зверей, выбитые на каменных плитах или выгравированные на костяных пластинках.

Существенных признаков имущественного и социального расслоения нет.

Животноводство, лошади и сельское хозяйство

[ редактировать ]

Основу хозяйственной деятельности населения составляло скотоводство и животноводство (крупный рогатый скот, овцы и козы), дополняемые охотой и рыболовством .

О земледелии свидетельствуют каменные мотыги, терки и песты, а также жатвенный серп с медным лезвием и роговой ручкой.

Керамика

[ редактировать ]
Окуневская керамика

Хотя керамические стили окуневцев больше сопоставимы с позднейшей резной грубой посудой (ИКВ), формально и неоднозначно – с андроновской керамикой. [13] Но, как отмечают исследователи, уникальность каждого из них является важной особенностью окуневской культуры. [14] Находки окуневской культуры включают богато декорированные сосуды кувшинной и конической формы.

Окуневская керамика обычно плоскодонная, с заметным сплошным орнаментом тулова, дна, края венчика и его внутренней стороны. Чаще всего это сосуды-кувшины, но встречаются и курильницы с внутренней перегородкой.

Металлургия

[ редактировать ]

Окуневцы развили металлургию на базе руд Саяно-Алтайского горно-металлургического района. Окуневцы и соседняя самусская культура произвели первую бронзу на северо-востоке Центральной Азии. [15] Находки включают изделия из меди и олова, реже из мышьяковистой бронзы . Простые медные предметы были вытеснены сплавами олова. [15] Бронза была обычным явлением в этой культуре. Инструменты включали ножи со встроенной рукояткой, ножи в форме листа, шила, рыболовные крючки и височные кольца. с ковкой Наряду литье использовалось и , что свидетельствует о довольно высоком уровне металлообработки . Орнаменты этой культуры состоят преимущественно из кольцеобразных орнаментов с круглым поперечным сечением и плоскими соединениями на обоих концах. [16]

Короткие мечи относительно развиты, с четкими границами между рукоятками и лезвиями. На позднеокуневском памятнике культуры найдено бронзовое копье, гнездо которого было выковано с двумя свободными концами. Первые такого рода появились в азиатском степном регионе. [16] Помимо медного и бронзового оружия, в окуневской культуре были и колесницы, о чем свидетельствуют их петроглифы . [17]

Захоронения

[ редактировать ]
Стоячий камень окуневской культуры. «Саралинская каменная девица», конец III тыс., начало II тыс. до н.э.
Костяной гребень из могилы 1 кургана № 1 могильника Красный Камень, окуневская культура, около 2200 г. до н. э.

Окуневская культура представлена ​​преимущественно курганными погребальными сооружениями, которые представляли собой небольшие прямоугольные наземные ограждения из каменных плит или плиток песчаника, вертикально уложенных в землю. Внутри этих оградок находились могилы, также облицованные каменными плитами. 62 окуневских кургана, состоящих из более чем 500 погребений и 60 одиночных погребений. Изучено [18]

Могильники окуневской культуры расположены, как правило, недалеко от афанасьевских и насчитывают от двух до десяти курганов. Иногда погребальные комплексы имеют размеры 40×40 метров. Количество могил внутри ограды варьируется – от одной до десяти и даже двадцати. Помимо одиночных захоронений, существуют парные и коллективные захоронения. Почти в каждом могильнике есть захоронения мужчины с двумя женщинами. Похороненных укладывали, как и во времена Афанасьева, на спине с сильно согнутыми в коленях ногами и вытянутыми вдоль тела руками. [ нужна ссылка ]

Встречаться

[ редактировать ]

Радиоуглеродное AMS-датирование 50 образцов Окунево находится в пределах 2600–1800 гг. до н.э. Согласно этим исследованиям, уйбатский период датируется 2600–2300 гг. до н.э., Черновой – 2200–1900 гг. до н.э., а Разлив – позднее 1800 г. до н.э. [18]

Географическая протяженность

[ редактировать ]
Местонахождение окуневской культуры

Поселения окуневской культуры располагались в Минусинской котловине , на среднем и верхнем Енисее .

Петроглифы окуневского периода расположены в узких горных долинах Хызыл-Хая и Хуртуй-Хола, на берегах ныне пересохших ручьев на территории современного музея-заповедника «Казановка». Они также представлены среди шалаболинских петроглифов на правом берегу реки Тубы , правого притока Енисея, против села Тесь к юго-востоку от села Ильинка, между бревнами и рекой Шуш к юго-западу от села Ильинка. деревня Шалаболино Курагинского района Красноярского края .

В Идринском районе , восточнее села Большой Телек.

Минусинский бассейн , с рекой Енисей .

В Краснотуранском районе на левом берегу реки Бир под горой Козлиха, на берегу реки Сыда.

В Курагинском районе в деревне Новопокровка.

В Минусинском районе , на берегу реки Тубы , недалеко от села Кавказский, недалеко от заимки Майдаши.

На берегу озера у одноименного села Малый Кызыкуль при раскопках в окуневском слое археологи в 1973 году обнаружили остатки обгоревшего бревенчатого строения и фрагменты керамической посуды.

Пять захоронений в плитовых ящиках раскопаны в 1 км южнее Минусинска на северной окраине соснового леса.

[ редактировать ]
Культуры раннего бронзового века в Центральной Азии. [8]

Окуневская культура разделяет некоторые элементы своей материальной культуры, в том числе гончарное дело. с рядом местных современных культур из сопредельных территорий, таких как самусьская , елунинская, каракольская и кротовская культуры Западной Сибири и Алтая, захоронения канайского типа Восточного Казахстана и окуневоподобная культура Тувы . [18] Тем не менее, в настоящее время нет убедительных доказательств их общего происхождения.

Связи между афанасьевской и окуневской культурами проследить довольно сложно. Период их взаимодействия длился всего около ста лет, [4] но на некоторых территориях отмечается сосуществование. Археологи выявили множество комплексов, содержащих признаки как окуневского, так и афанасьевского происхождения. Однако в генотипе окуневцев практически не обнаружено генетических следов афанасьевцев, то есть афанасьевская популяция была вытеснена пришлыми окуневцами.

Сходство некоторых предметов из окуневских могильников с предметами в районе средней Оби и Прибайкалья свидетельствует о том, что носители окуневской культуры пришли в Южную Сибирь из северных таежных районов. В то время как предшествующая афанасьевская культура считается индоевропейской , окуневская культура обычно рассматривается как продолжение местной неиндоевропейской лесной культуры в регионе. [19]

Окуневцы тесно взаимодействовали с [20] культуры-преемницы андроновского круга . [2]

Поселения

[ редактировать ]
Крепость Чебаки .

Поселения этой культуры мало изучены. Горная крепость Све [21] горные поселения с укреплениями (на территории Хакасии обнаружено около 45) в основном считаются культовыми комплексами. Крепость Чебаки – одна из первых археологически изученных св.

Поселения известны на территории Тувы в верховьях Енисея. [ нужна ссылка ]

Колесный транспорт

[ редактировать ]

Окуневцы пользовались двух- и четырехколесными повозками . В наскальной живописи Минусинской котловины распространены изображения ранних (конец III тыс. до н.э.) двухколесных повозок с составным дышлом из двух сходящихся под углом шестов, которые одновременно образуют каркас кузова. Конструкция повозок и профильная манера изображения указывают на связь не с Восточной Европой, а с западными областями Средней Азии и косвенно с Малой Азией. [22]

Физическая антропология

[ редактировать ]
Антропоморфные статуи окуневской культуры, Хакасский национальный музей.

Антропологический тип населения был смешанного европеоидно -монголоидного происхождения с преобладанием монголоидного населения. Как отмечает А. В. Громов, их морфологическая неоднородность была поразительной - существуют как чисто монголоидные черепа, так и типично европеоидные черепа, не обнаруживающие никаких следов монголоидной примеси. По его мнению, облик окуневцев сформировался в результате смешения местного неолитического населения с притоком афанасьевцев с территории Средней Азии и Казахстана . [23]

По мнению А. Г. Козинцева, внешний вид окуневцев варьируется в зависимости от региона. Окуневцы Минусинской котловины были потомками местного неолитического населения, отличавшегося значительной самобытностью на фоне рас первого порядка. Окуневцы Тувы более сильное влияние ямной культуры и ранней катакомбной культуры Украины проявляют . [24] Он утверждает, что основное происхождение окуневцев можно проследить до местных древних северных евразийцев (АНЕ) и что антропологический тип окуневцев можно охарактеризовать как « американоидный », отмечая конкретные совпадения характеристик с коренными народами. Америки . [7]

По мнению А. В. Полякова, культура сформировалась из местных неолитических палеосибирских лесных культур и позднее получила некоторую примесь из Прикаспия группой скотоводов-мужчин ямной культуры . [25]

В то время как некоторые авторы предполагают, что окунево, возможно, произошли от более северных племен, пришедших на смену афанасьевским культурам в этом регионе, другие полагают, что окуневская культура возникла в результате контактов местных неолитических охотников-собирателей с западными скотоводами . [18]

Максиментков предположил, что окуневскую культуру развили местные неолитические племена Красноярско - Канской лесостепи , обитавшие севернее Минусинской котловины.

Вторая теория, поддерживаемая в настоящее время большинством исследователей, предполагает, что окуневская культура возникла в результате взаимодействия местных неолитических охотников-собирателей с западными степными скотоводами .

Палеогенетика

[ редактировать ]
Генетическая близость окуневской культуры ( «Окунево раннего-среднего бронзового века») с древним (цветным) и современным (серым) населением. Анализ первичных компонентов (подробно). [26]

Анализ аутосомной ДНК показал, что окуневцы образовались преимущественно из линии, происходящей от смеси древних аборигенов Северо-Восточной Азии (ANA) с древними жителями Северной Евразии (ANE), с примерно 10-20% генетической примесью от западных степных пастухов , представленных ямной или афанасьевские культуры. Предки западностепных пастухов отсутствуют в Х-хромосоме окуневских особей, что позволяет предположить, что они были унаследованы преимущественно от предков мужского пола. [5] По оценкам, дата примеси произошла около 7000 лет назад.

Согласно исследованиям последних лет, современные индейцы генетически близки к представителям окуневской культуры, что подтверждает предыдущие краниометрические исследования. Их общее сходство, вероятно, связано с присутствием древних североевразийских и древних восточноазиатских предков в обеих популяциях, восходящих к формированию древних палеосибиряков . [7]

Окунево можно смоделировать как комбинацию предков Афанасьево , Байкала EBA и Tarim_EMBA (по сути ANE ).

Популяция Окунево обнаружила также генетическое родство с ботайской культурой , некоторыми таримскими мумиями и алтайскими охотниками-собирателями. [8]

Результаты анализа происхождения древних степных популяций кочевников Евразийской степи (от Урала до Алтая), в том числе представителей окуневской культуры бронзового века из Саяно-Алтая , показали, что в образцах содержались компоненты, наиболее выражены у Древней Северной Евразии, Восточных охотников-собирателей, Кавказских охотников-собирателей из Грузии, а также происходят от того компонента, который наиболее выражен у нганасан ( самойдского народа ) и широко распространен у различных современных народов Сибири и Средней Азии. [27] [8]

Многомерное масштабирование окуневских и других древних популяций Евразии на основе последовательностей мтДНК. Они очень близки к более поздним сакским популяциям. [28]

Отцовские гаплогруппы

[ редактировать ]

Холлард и др. (2018) сообщили об отцовских гаплогруппах 6 экземпляров Окунево. 50% окуневских мужчин принадлежали к восточно-евразийской гаплогруппе NO(xO). Остальные 50% принадлежали восточноевразийским гаплогруппам западноевразийского происхождения: в том числе 33% относились к Q1b , и 16% с R1b1a2-M269 . [29] [30]

Материнские гаплогруппы

[ редактировать ]

По данным Холларда (2018), 58% экземпляров Окунево несли восточноевразийские гаплогруппы A , C или D 41% несли западноевразийские гаплогруппы T , U , H или J. , а [29] [31]

Митохондриальная гаплогруппа A -a1b3* [32] был идентифицирован в пробе RISE674 (4300–3850 л.н., Окунево_ЕМБА).

У представителей окуневской культуры из могильника Сыда V (Минусинская котловина) выявлено разнообразие вариантов митохондриальной ДНК. [33] Окуневы принадлежали к Западноевразийской ( U , H , J и T ) и Восточноевразийской ( A , C и D ) подветвям гаплогрупп. [34] [29]

Искусство

[ редактировать ]
Монументальные стелы окуневской культуры. Хакасский национальный музей , Зал каменных скульптур, Абакан

Репрезентативное искусство: небольшие амулеты, каменные стелы до 4 м высотой и петроглифы. [15]

Окуневцы оставили после себя памятники искусства. Характерные наскальные надписи и каменные статуи получили известность со времени путешествий Д. Г. Мессершмидта в 1722-1723 гг. и последующих академических экспедиций. Стелы с рисунками из склепов уникальны. В каменных плитах преобладают реалистические изображения животных и маски в головных уборах, имевшие, видимо, культовый характер. Изучаются памятники наскального искусства и открываются новые, не изученные предыдущими исследователями. [35] [36] Менгиры распространены на территории современной Хакасии и южной части Красноярского края . На территории Минусинской котловины их разведано более 300. На правом берегу Енисея известно всего 10 памятников.

Впечатляющие каменные стелы первоначально были воздвигнуты на могилах и впоследствии, более чем тысячелетие спустя, повторно использовались в скифской курганах эпохи тагарской культуры . [15]

Коллекции окуневских каменных стел экспонируются в Хакасском национальном музее в Абакане , музее Мартьянова в Минусинске , [37] Историко-архитектурный музей под открытым небом Новосибирска и коллекции керамики экспонируются в Эрмитаже в Санкт-Петербурге . [38]

Антропоморфные изображения

[ редактировать ]
Статуэтка окуневского периода (с реконструкцией рисунка), археологический памятник «Новосибирск Турист-2». [39] Датировано 4601 ± 61 лет назад (3511–3127 кал. до н.э., дата AMS). [40]
Плита с человеческим лицом. Окуневская культура. Государственный Эрмитаж (зал 13). [41]

Яркий характер искусства окуневской культуры создают монументальные каменные скульптуры и стелы с резными антропоморфными изображениями. Каменные статуи обычно высокие, до шести метров в высоту, высеченные из песчаника или гранита в форме сабли. Передняя часть – это ее узкий край. В Минусинской котловине их изучено более 300, на правобережье Енисея известно лишь десять. Многие из них сейчас находятся в музеях. [42]

С него на зрителя смотрит фантастическая маска: три глаза, ноздри, огромный рот, рога, длинные уши и всевозможные отростки. Изображение перемещается с передней грани на широкую сторону, а иногда и на заднюю. Помимо центральной маски часто имеются дополнительные, более мелкие. Иногда статуя изображает пасть хищника, иногда быков, много так называемых солярных символов. Они бывают разных стилей, но обычно это круг, вписанный в квадрат, своего рода мандала, символ космоса. Этот знак теперь является официальным символом на государственном флаге и государственном гербе современной Хакасии. Обсуждалось, что вертикальные стелы могут быть использованы как древний инструмент ориентации в пространстве - вехи времени и гномоны - солнечные часы календарей солнечных часов. Графический рисунок вертикальных солнечных часов можно увидеть в расходящихся лучах на обращенной к Солнцу стеле, где зубец служит ориентиром для точного определения полудня. [ нужна ссылка ]

Монументальные стелы

[ редактировать ]
Стелы окуневской культуры. Хакасский национальный музей

Окуневская культура воздвигала на могилах монументальные стелы. [43] [44] [45] Они были либо антропоморфными, либо зооморфными с геометрическими узорами. [43] Стелы часто изображали человеческую голову, слегка наклоненную вперед. [43] Стелы часто повторно использовались более поздними культурами. Например, ранние тюрки ( гёктюрки ) часто писали на них древнетурецкие рунические надписи, такие как орхонские надписи или енисейские надписи . [46]

Художественные особенности изображений

[ редактировать ]

Выделяют следующие художественные особенности:

Репродукция петроглифов Окунево.
Петроглифы с фигурами оленей.
  • свободный разброс фигур по изобразительному полю;
  • наличие антропоморфных масок;
  • вытянутые пропорции стилизованных фигур;
  • множество фантастических животных;
  • антропоморфные существа с головами птиц и животных;
  • священная (мировая) гора в форме треугольника, разделенного на части;
  • триадные композиции, в которых изображение женского божества или его символа окружено двумя фигурами человека или животного;
  • изображения божеств в остроконечных шляпах и с бычьими рогами;
  • изображения антропоморфных божеств Януса;
  • изображения антропоморфных фигур с двумя орлиными головами;
  • изображения птиц и орнитоморфных фигур со спиральным «хохолком» на голове;
  • фигурки мужчины с повернутыми в профиль ногами и головой, а туловище спереди;
  • изображения персонажей под сводом «небеси»;
  • солнечный знак.

Отмечено сходство между геометрическими антропоморфными мотивами афанасьевской культуры и окуневской культуры Минусинской котловины в Сибири, а также мотивами более ранней керамики Баньпо ( ок. 4000 г. до н.э. ) культуры Яншао в Северном Китае. [50] Известно, что стиль керамики, возникший из культуры Яншао, распространился на запад до культуры Маджиаяо , а затем дальше в Синьцзян и Среднюю Азию . [51]

Возможная языковая принадлежность

[ редактировать ]
Культуры Минусинской котловины (суммарное распределение вероятностей новых датировок костей человека, от Афанасьево до Тагарских культур). [52]

Окуневская культура вместе с распространением сейминско -турбинской материальной культуры может быть частично связана с экспансией протоуральских носителей . [8] Пейро (2019) утверждает, что «Окуневскую культуру следует отождествлять не с ранним самодийским, а с протоуральским языком. Это согласуется с убедительными аргументами Янхунена о том, что урало-алтайский типологический профиль уральских языков и первичное разделение между самодийскими и финно-уральскими языками. Угры указывают на восточное происхождение (2001; 2009), и финно-уграм было бы как раз вовремя отделиться и двинуться на запад, в сторону Уральских гор, где эта ветвь находилась под влиянием протоиндоиранских (напр. Кузьмина 2001).» [53] [8] [54]

А. Г. Козинцев (2023) утверждает, что окуневская культура лучше связана с енисейской группой, возможно, бурушаской или вымершей енисейской ветвью. По его мнению, уральская принадлежность маловероятна, поскольку на уральском языке говорили люди с другой материальной культурой, хотя контакт с ранними уральскими носителями правдоподобен. Он также отвергает возможную индоиранскую языковую принадлежность, поскольку, хотя окуневская культура проявляет влияние индоиранских групп, они демонстрируют преемственность с предыдущими древними палеосибирцами , а не с ямной культурой . [55]

См. также

[ редактировать ]

Chebaki Fortress Sve-Takh

  1. ^ Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван (12 ноября 2020 г.). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Клетка . 183 (4): 890–904, рис. 1 A, B, C. doi : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . hdl : 21.11116/0000-0007-77BF-D . ISSN   0092-8674 .
  2. ^ Перейти обратно: а б «Окуневская культура» . Большая советская энциклопедия . 1979 год . Проверено 13 марта 2015 г.
  3. ^ Святко, СВ (2009). «Новые радиоуглеродные даты и обзор хронологии доисторических популяций Минусинской котловины, Южная Сибирь, Россия» . Радиоуглерод . 51 №1: 243–273. дои : 10.1017/S0033822200033798 . S2CID   129736828 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Поляков, А.В. (2022). Хронология и культурогенез стоянок палеометаллической эпохи в Минусинских котловинах . СПб: Невская типография. ISBN  978-5-907298-32-3 .
  5. ^ Перейти обратно: а б де Баррос Дамгаард, Питер; Мартиниано, Руи; Камм, Джек; Морено-Майяр, Дж. Виктор; Кроонен, Гус; Пейро, Микаэль; Барьямович, Гойко; Расмуссен, Саймон; Зачо, Клаус; Баймуханов, Нурбол; Зайберт, Виктор; Мерц, Виктор; Бидданда, Арджун; Мерц, Илья; Ломан, Валерий (29 июня 2018 г.). «Первые пастухи и влияние степной экспансии раннего бронзового века в Азию» . Наука . 360 (6396): eaar7711. дои : 10.1126/science.aar7711 . ISSN   0036-8075 . ПМК   6748862 . ПМИД   29743352 . «Мы обнаружили, что популяции Botai_CA, CentralSteppe_EMBA, Okunevo_EMBA и Байкальские популяции глубоко отделены от других древних и современных популяций и лучше всего моделируются как смеси в различных пропорциях предков ANE и компонента предков Древней Восточной Азии (AEA), представленного Baikal_EN, со временем смешения, датируемым ~5000 г. до н. э. ... Однако, в отличие от отсутствия идентифицируемой примеси Ямной и Афанасьево в ЦентральноСтепной_ЕМБА, в образцах Окунево_ЕМБА имеется сигнал примеси 10–20% Ямной и Афанасьево (рис. S21), что согласуется с доказательствами влияния западной степи. Этот сигнал не наблюдается на Х-хромосоме (значение p qpAdm для примеси на X 0,33 по сравнению с 0,02 для аутосом), что указывает на примесь мужского происхождения..."
  6. ^ Лазаретов, И. П. (22 December 2019). "ХроноЛоГИЯ И Периодизация Окуневкой Културы: Современное Состяние И Перспективы" [Chronology and Periodization of the Okunev Culture: Current Status and Prospects]. Теория и практика археологических исследований (in Russian). 28 (4): 15–50. doi : 10.14258/tpai(2019)4(28).-02 . ISSN  2712-8202 . S2CID  213334623 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Козинцев, А.Г. (31 декабря 2020 г.). «Происхождение окуневской популяции Южной Сибири: данные физической антропологии и генетики» . Археология, этнология и антропология Евразии . 48 (4): 135–145. дои : 10.17746/1563-0110.2020.48.4.135-145 . ISSN   1563-0110 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бьёрн, Расмус Г. (январь 2022 г.). «Индоевропейские заимствования и обмен в Центральной и Восточной Азии бронзового века: шесть новых перспектив доисторического обмена в восточной степной зоне» . Эволюционные гуманитарные науки . 4 : е23. дои : 10.1017/ehs.2022.16 . ISSN   2513-843X . ПМЦ   10432883 . ПМИД   37599704 .
  9. ^ "Ankhakov Stela. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact" . ar.culture.ru .
  10. ^ Лапорт, Люк; Большой, Жан-Марк; Неспулус, Лоран; Скарр, Крис; Штаймер-Гербет, Тара (22 августа 2022 г.). Мегалиты мира . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 750. ИСБН  978-1-80327-321-1 .
  11. ^ "Stela of Kopyonsky Chaatas. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact" . ar.culture.ru .
  12. ^ Парцингер, Герман (2006). Ранние народы Евразии: от неолита до средневековья (на немецком языке). Ч. Бек. п. 379. ИСБН  978-3-406-54961-8 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Фрачетти, Майкл (2002). «10. Эксплуатация бронзового века и политическая динамика степной зоны Восточной Евразии». Древние взаимодействия: Восток и Запад в Евразии . Кэтрин В. Бойл, Колин Ренфрю, Марша Левин, Институт археологических исследований Макдональда. Кембридж [Великобритания]: Институт археологических исследований Макдональда, Кембриджский университет. ISBN  1-902937-19-8 . OCLC   52221476 .
  14. ^ Poliakov, Andrey (2020). "Поляков А.В. К вопросу об особенностях памятников окуневского типа Верхнего Енисея // Древние и средневековые культуры Центральной Азии (становление, развитие и взаимодействие урбанизированных и скотоводческих обществ). – СПб.: ИИМК РАН – C. 93–96" [On the question of the features of the monuments of the Okunev type of the Upper Yenisei // Ancient and medieval cultures of Central Asia (formation, development and interaction of urbanized and pastoral societies).]. St.Petersburg. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии. Сборник: В 4-х томах . Издательство Блумсбери. ISBN  978-1-83860-868-2 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Ян, Цзяньхуа; Шао, Хуэйцю; Пан, Линг (3 января 2020 г.). Металлическая дорога Восточной Евразийской степи: образование Конфедерации хунну и Шелковый путь . Спрингер Природа. ISBN  978-981-329-155-3 .
  17. ^ МАГАЙЛ, Жером; ЕСИН, Юрий (2020). Бронзовый и железный век украшали мегалиты и погребальные комплексы в Монголии и Южной Сибири . Археопресс. Окуниевские археологические памятники представляют собой в основном погребальные и религиозные места, поэтому документация повседневной жизни пока весьма частична. Медные и бронзовые предметы, керамика и изображения колесниц свидетельствуют о включении этих предметов в культурный комплекс, следующий за более ранней афанасьевской культурой.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Аутрам, Алан К.; Поляков, Андрей; Громов, Андрей; Моисеев Вячеслав; Вебер, Анджей В.; Базалийский Владимир Иванович; О.И. Горюнова (9 мая 2018 г.). «Археологическое приложение B к Damgaard et al. 2018: Обсуждение археологии среднеазиатских и восточноазиатских неолита до бронзового века охотников-собирателей и ранних скотоводов, включая рассмотрение приручения лошади» [Андроновский орнамент (морфология и мифология) (на русском языке) .дои ЗЕНОДО.1240521 : 10.5281 . S2CID   165645181 / {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  19. ^ Мэллори 1997 , стр. 4–6.
  20. ^ Kovtun, Igor (2016). И.В. Ковтун Андроновский Орнамент (Морфология И Мифология) [ Andronovo Ornament (Morphology and Mythology) ]. Izdatelʹskij dom "Kazanskaja nedvižimostʹ". ISBN  9785990913103 .
  21. ^ "Окуневская Кулътура • Большая российская энциклопедия - электронная версия" [Okunevskaya Culture • Great Russian encyclopedia - electronic version]. bigenc.ru . Retrieved 14 December 2022 .
  22. ^ Есин Юрий Н. «Древнейшие изображения колесных повозок Минусинской котловины» . Американский журнал археологии .
  23. ^ "Окуневский сборник, 1997" . kronk.spb.ru . Retrieved 14 December 2022 .
  24. ^ Козинцев А.Г (21 июня 2018 г.). «О ранних миграциях европеоидов в Сибирь и Среднюю Азию (в связи с индоевропейской проблемой). Архивный экземпляр от 21 июня 2018 года в Wayback Machine Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 4 (40) . С. 134" (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июня 2018 года . Проверено 14 декабря 2022 г.
  25. ^ Poliakov, Andrey. "Поляков А.В. Проблема сложения окуневской культуры в свете современных научных данных // Научное обозрение Саяно-Алтая. – 2020. – № 1 (25). – С. 3–6" [The problem of the formation of the Okunev culture in the light of modern scientific data]. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  26. ^ Чжан, Фань; Нин, Чао; Скотт, Эшли (ноябрь 2021 г.). «Геномное происхождение мумий Таримской котловины бронзового века» . Природа . 599 (7884): 256–261. дои : 10.1038/s41586-021-04052-7 . ISSN   1476-4687 . ПМЦ   8580821 .
  27. ^ Унтерлендер, Мартина; Пальстра, Фризо; Лазаридис, Джозеф; Пилипенко Александр; Хофманова, Зузана; Отлично, Мелани; Продай, Кристиан; Блохер, Йенс; Кирсанов, Карола; Роланд, Надин; Ригер, Бенджамин; Кайзер, Эльке; чистый, вольфрамовый; Поздняков, Дмитрий; Хохлов Александр (3 марта 2017 г.). «Происхождение, демография и потомки кочевников железного века Евразийской степи» . Природные коммуникации . 8 : 14615. дои : 10.1038/ncomms14615 . ISSN   2041-1723 . ПМЦ   5337992 . ПМИД   28256537 .
  28. ^ Пилипенко, Александр С. (20 сентября 2018 г.). «Материнские генетические особенности тагарской популяции железного века Южной Сибири (1-е тысячелетие до н. э.)» . ПЛОС ОДИН . 13 (9): e0204062. дои : 10.1371/journal.pone.0204062 . ISSN   1932-6203 . ПМК   6147448 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с Холлард, Клеманс; Звенигорский (сентябрь 2018 г.). «Новые генетические свидетельства сходства и различий между сибирскими популяциями бронзового века» . Американский журнал физической антропологии . 167 (1): 6–7. дои : 10.1002/ajpa.23607 . ПМИД   29900529 . S2CID   205337212 .
  30. ^ Hollard & Zvénigorosky 2018 , стр. 6–7: «Типирование MSY-SNP позволило определить гаплогруппы Y-хромосомы (рис. 3B и таблица вспомогательной информации S5). Четыре образца (3 из афанасьевской культуры и 1 из окуневской культуры). культура) принадлежала к гаплогруппе R1b1a1a2a, определяемой по маркеру L23. Особь 11 из афанасьевской культуры принадлежала к гаплогруппе R1b1a1a-P297 или одному из ее субкладов для данного образца, результаты по всем маркерам были частичными из-за состояния деградации; Особенно это касается ДНК M269, L23 и M412, информативных при определении субкладов R1b1a1a. Два окуневских образца (Х8 и Х17) принадлежали к гаплогруппам Q1b и Q1b1a соответственно, а также три окуневских образца (Х12, Х13 и Х15). ) можно отнести к гаплогруппе NO1, базальному субкладу гаплогруппы K, присутствующему в Азии».
  31. ^ Холлард, Клеманс (сентябрь 2018 г.). «Поддерживающая информация S1» . дои : 10.1002/ajpa.23607 .
  32. ^ «A-a1b3 MTree» . www.yfull.com . Проверено 14 декабря 2022 г.
  33. ^ Пилипенко, И. В.; Пристяжнюк, М. С.; Трапезов, Р. О.; Черданцев, С. В.; Молодин, В. И.; Пилипенко, А. С. (8 September 2022). "Разнообразие вариантов митохондриальной ДНК у носителей окуневской культуры из могильника Сыда V (Минусинская котловина)" [Diversity of Mitochondrial DNA Variants in Okunev Culture Carriers from the Syda V Burial Ground (Minusinsk Basin)]. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология (in Russian). 21 (7): 53–71. doi : 10.25205/1818-7919-2022-21-7-53-71 . ISSN  1818-7919 . S2CID  252230589 .
  34. ^ "Афанасьевская и окуневская археологические культуры Южной Сибири генетически различны | Генофонд РФ" [Afanasyevskaya and Okunevskaya archaeological cultures of South Siberia are genetically different | RF gene pool] (in Russian) . Retrieved 21 December 2022 .
  35. ^ Miklashevich, Е. А. (2 April 2022). "Личины Моховского Лога и памятники окуневской культуры в горах Оглахты" [The faces of the Mokhovsky Log and monuments of the Okunev culture in the mountains of Oglakhty]. Теория и практика археологических исследований (in Russian). 34 (1): 47–74. doi : 10.14258/tpai(2022)34(1).-03 . ISSN  2712-8202 . S2CID  248362290 .
  36. ^ Miklashevich, Е. А. (27 September 2022). "New Rock Art Site at the Riverside Cliff s in the Oglakhty Mountains (Khakasia)" . Теория и практика археологических исследований . 34 (3): 40–54. doi : 10.14258/tpai(2022)34(3).-03 . ISSN  2712-8202 . S2CID  252687323 .
  37. ^ Перейти обратно: а б «Музей Мартьянова. Минусинск» . Проверено 15 декабря 2022 г.
  38. ^ "Черепки от стенок окуневских сосудов, сплошь орнаментированные - Четыре пер. пол. I тыс. до н.э." [Sherds from the walls of Okunev vessels, entirely ornamented - Four, first half of the 1st millennium BC.]. collections.hermitage.ru (in Russian) . Retrieved 19 December 2022 .
  39. ^ Ковтун, И. В. (24 September 2019). "THE MOON IN THE MYTHOLOGY OF CULTURES OF THE EPOCHE OF BRONZE IN NORTH-WESTERN ASIA (the 3rd – beginning of the 2nd) ЛУНА В МИФОЛОГИИ КУЛЬТУР ЭПОХИ БРОНЗЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ (III – нач. II тыс. до н.э.)" . Theory and Practice of Archaeological Research Теория и практика археологических исследований (in Russian). 27 (3): 66–101. doi : 10.14258/tpai(2019)3(27).-06 . ISSN  2712-8202 .
  40. ^ Зоткина Л.В.; Басова, Н.В.; Постнов А.В.; Колобова, К.А. (31 декабря 2020 г.). «Фигура лося из «Туриста-2», Новосибирск: Технологические и стилистические особенности» . Археология, этнология и антропология Евразии . 48 (4): 75. дои : 10.17746/1563-0110.2020.48.4.075-083 . ISSN   1563-0110 .
  41. ^ "Бронзовый век. Панорама зала 13" . Государственный Эрмитаж.
  42. ^ «Фигура «Солнечного Божества» (стела)» . nav.shm.ru. ​Проверено 14 декабря 2022 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б с Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии. Сборник: В 4-х томах . Издательство Блумсбери. стр. 137–139. ISBN  978-1-83860-868-2 . Внушительные каменные стелы окуневской культуры первоначально воздвигались на могилах (...) на этих стелах-памятниках вырезаны антропоморфные или зооморфные лица или маски с геометрическим орнаментом (...) окуневские стелы заканчиваются головой человека, слегка наклоненной вперед, у других голова барана.
  44. ^ Перейти обратно: а б Поляков, Андрей; Есин, Юрий. "РУГОВЫЕ ФИГУРКИ ИЗ ОКУНЕВСКОГО ПОГРЕБЕНИЯ НА ОЗЕРЕ ИТКУЛЬ, ХАКАСИЯ, ЮЖНАЯ СИБИРЬ" : Рис.10. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  45. ^ "Найдено: могила сибирской дворянки возрастом до 4500 лет - со связями с коренными американцами" . siberiantimes.com .
  46. ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии. Сборник: В 4-х томах . Издательство Блумсбери. п. 322, примечание 148. ISBN.  978-1-83860-868-2 . Как показывает трехстрочная древнетюркская руническая надпись, окуневские стелы еще использовались повторно в середине первого тысячелетия нашей эры.
  47. ^ ЙЕТТМАР, КАРЛ (1950). «КАРАСУКСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ЮГО-ВОСТОЧНЫЕ СВЯЗИ» (PDF) . Вестник Музея дальневосточных древностей . 22 .
  48. ^ Базен, Луи (1990). «Раннетюркские надписи (VI-X вв.) в Монголии и Южной Сибири» . Азиатское искусство . 45 (1): 52–53. дои : 10.3406/arasi.1990.1278 .
  49. ^ МАГАЙЛ, Жером; ЕСИН, Юрий (2022). Мегалиты мира . Археопресс. п. 749.
  50. ^ Киселов (Киселёв), С.В. (1962). Исследование минусинских каменных изваяний (К изучению минусинских каменных изваяний) . Историко-археологический сборник (Историко-археологический сборник). стр. 53–61. При раскопках всемирно известного памятника культуры Яншао [Яншао] близ селения Баньпо близ Сианя среди многочисленных расписных сосудов были найдены две большие открытые чаши с росписью, особенно важные для сравнения с изображениями масок из Минусинска- Хакасский бассейн. Внутри этих чаш нарисованы маски, поразительно похожие на минусинские. Их отличает горизонтальное деление лица на три зоны, наличие рогов и треугольной фигуры над головой, а также треугольников на подбородке (рис. 2). Подобные совпадения вряд ли можно объяснить простой случайностью. Еще за несколько лет до открытий в Баньпо мне пришлось обратить внимание на ряд особенностей, сближающих энеолитическую афанасьевскую культуру среднего Енисея с культурой расписной керамики Северного Китая. Судя по всему, находки в Баньпо еще раз подтверждают эти наблюдения. В то же время отмеченные находки и сравнения показывают, что появление изображений, столь характерное для древней каменной скульптуры Среднего Енисея, не только восходит к глубокой древности доафанасьевского времени, но, по-видимому, связано с сложный мир символических образов Дальнего Востока, известный ныне по памятникам неолита Древнего Китая.
  51. ^ Чжан, Кай (4 февраля 2021 г.). «Распространение и интеграция расписного гончарного искусства на Шелковом пути» . Регион – Образовательные исследования и обзоры . 3 (1): 18. дои : 10.32629/RERR.V3I1.242 . S2CID   234007445 . Ранние культурные обмены между Востоком и Западом в основном отражаются в нескольких аспектах: во-первых, в период позднего неолита культура расписной керамики, культура Яншао (5000-3000 гг. до н. э.) с Центральных равнин распространилась на запад, что оказало большое влияние на культуре Мацзяяо (3000-2000 гг. до н.э.), а затем продолжила распространяться в Синьцзян и Среднюю Азию через переход коридора Хэси.
  52. ^ Святко Светлана В; Мэллори, Джеймс П.; Мерфи, Эйлин М; Поляков, Андрей В; Реймер, Паула Дж; Шультинг, Рик Дж (2009). «Новые радиоуглеродные даты и обзор хронологии доисторических популяций Минусинской котловины, Южная Сибирь, Россия» (PDF) . Радиоуглерод . 51 (1): 243–273. дои : 10.1017/S0033822200033798 .
  53. ^ Пейро, Микаэль (2 декабря 2019 г.). «Отклоняющийся типологический профиль тохарской ветви индоевропейцев может быть обусловлен влиянием уральского субстрата» . Индоевропейская лингвистика . 7 (1): 72–121. дои : 10.1163/22125892-00701007 . hdl : 1887/139205 . ISSN   2212-5884 .
  54. ^ Цзэн, Тянь Чен; и др. (1 октября 2023 г.). «Постледниковые геномы собирателей Северной Евразии обнаруживают доисторическую мобильность, связанную с распространением уральских и енисейских языков» . БиоРксив . дои : 10.1101/2023.10.01.560332 . Мы показываем, как родословная Якутии_LNBA распространилась от восточносибирского происхождения ~4,5 тыс. лет назад вместе с субкладами гаплогруппы N Y-хромосомы, встречающимися с высокими частотами среди современных уральских носителей, в Западную и Центральную Сибирь в сообществах, связанных с Сеймо-Турбинской металлургией: набор передовых методов литья из бронзы, которые стремительно распространились по огромному региону Северной Евразии ~ 4,0 тыс. лет назад.
  55. ^ Козинцев, А.Г. (13 июля 2023 г.). «Окуневская культура и деново-кавказская макросемья» . Археология, этнология и антропология Евразии . 51 (2): 66–73. дои : 10.17746/1563-0110.2023.51.2.066-073 . ISSN   1563-0110 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15c5849026b3b4ea282c7aff9c166a2c__1721903760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/2c/15c5849026b3b4ea282c7aff9c166a2c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Okunev culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)