Jump to content

Назовите людей

Нганасан
ĩọнĩ"са (нĩ"), ня"
Нганасан, 1927 год.
Общая численность населения
в. 978 (2002) Снижаться[1]
Регионы со значительной численностью населения
 Россия :  Таймырия 834 (2002)
 Украина 44 (2001) [1]
Языки
Нганасанский язык , русский язык
Религия
Анимизм , Шаманизм , Православие
Родственные этнические группы
Селькупы , энцы , ненцы , другие уральские народы.

Нганасаны ŋənəhsa ( / ə ŋ ˈ ɡ æ n ə s æ n / əng- GAN -ə-san ; нганасан: ӈәнә"са(нә") (nəh) , ня(") ńæh ) — уральский народ самодийцев . ветвь родом с полуострова Таймыр на севере Сибири . В Российской Федерации признаны одним из коренных народов Русского Севера . Проживают преимущественно в поселках Усть-Авам , Волочанка и Новая в Таймырском Долгано-Ненецком районе. Район Красноярского края проживает в городах Дудинка и Норильск . , меньшая численность населения также [2]

Нганасаны считаются прямыми потомками протоуральских народов. [3] Однако есть некоторые свидетельства того, что они поглотили местное палео-сибирское население. Нганасаны традиционно были полукочевым народом, основной формой существования которого была охота на диких оленей , в отличие от ненцев , занимавшихся выпасом оленей . С начала 17 века нганасаны подчинялись ясачной системе царской России . Они жили относительно независимо до 1970-х годов, когда их поселили в деревнях, в которых они живут сегодня, которые находятся на южных окраинах исторических кочевнических маршрутов нганасанов.

Нет определенности относительно точного количества нганасан, проживающих сегодня в России. Российская перепись 2002 года насчитала 862 нганасанца, проживающих в России, 766 из которых проживали в бывшем Таймырском автономном округе . [4] Однако те, кто изучает нганасан, оценивают их население примерно в 1000 человек. [а] Исторически сложилось так, что нганасанский язык и таймырский пиджин-русский <ref"> Stern (2005) </ref> были единственными языками, на которых говорили нганасаны, но с ростом образования и ростом поселений в деревнях русский язык стал первым языком многих нганасан. Нганасаны живут в деревнях с долганским большинством, таких как Усть-Авам . Нганасанский язык считается находящимся под серьезной угрозой исчезновения , и, по оценкам, не более 500 нганасан все еще могут говорить на нем, причем уровень владения языком нганасанцев среди лиц 18 лет и младше очень ограничен. [8]

Этимология

[ редактировать ]
Традиционные исполнители нганасан, фольклорный ансамбль Дентеди («Северное сияние») в Финляндии, 2018 г.

Нганасаны сначала называли себя на русском языке самоедами , но они также часто использовали этот термин , обращаясь к энцам, и вместо этого называли себя народом авам. Для нганасан термин обозначал нгано-нганасана означает «настоящие люди» , что на нганасанском языке , и относился как к ним самим, так и к соседним маду- энцам . Однако на своем языке нганасаны Авама называют себя ня-танса , что переводится как «товарищ племени», тогда как нганасаны Вадеева на востоке предпочитают называть себя аса, что означает «брат», но также и «брат». включает эвенков и долган . Нганасаны также раньше назывались русскими самоедами Тавги или Тавгисами, что происходит от слова тавгы на ненецком языке . После русской революции нганасаны приняли свое нынешнее название. [9] [10]

География

[ редактировать ]
Нганасанские снежные очки из села Волочанка . Они защищают глаза от яркого света арктическим летом.

Нганасаны — самая северная этническая группа Евразийского континента и Российской Федерации , исторически населявшая тундру полуострова Таймыр . Ареал их обитания простирался на площади более 100 000 квадратных километров: от реки Гольчиха на западе до Хатангского залива на востоке и от озера Таймыр на севере до реки Дудыпта на юге. [11] Охотничьи угодья нганасан часто совпадали с угодьями долган и энцев соответственно на востоке и западе. Зимой они проживали на юге полуострова, на краю арктической линии деревьев , а летом следовали за дикими северными оленями на расстояние до 400 миль к северу, иногда даже доходя до гор Бырранга . [12]

Происхождение

[ редактировать ]

Предполагается, что родина протоуральских народов, в том числе самоедов, находится где-то в Обь и Енисей районе водосборов рек в Центральной Сибири или вблизи озера Байкал . [13]

Большинство изучающих их этнографов считают, что нганасаны возникли как этническая группа, когда самодийские народы мигрировали на полуостров Таймыр с юга, встретив жившие там палеосибирские народы, которых они затем ассимилировали в свою культуру. Одна группа самодийцев породнилась с палеосибирскими народами, жившими между реками Таз и Енисей , образовав группу, которую советский этнограф Б. О. Долгих называет самоедами-воронами. Другая группа породнилась с палеосибирскими обитателями реки Пясины и образовала другую группу, которую он назвал самоедскими орлами. Впоследствии группа тунгусских народов мигрировала в регион вблизи озера Пясино и реки Авам , где они были поглощены самодийской культурой, образовав новую группу под названием тидирис. Существовала еще одна группа тунгусских народов, называемая тавгами, которая жила по бассейнам рек Хатанги и Анабара и вступила в контакт с вышеупомянутыми самодийскими народами, впитав их язык и создав свой собственный тавг. Samoyedic dialect . [14] О том, что предки нганасан ранее населяли территорию южнее, из книги в городе Мангазея , в которой перечислены выплаты нганасанами ясака (меховой дани), которые производились соболем , животным, не населяющим тундру, где сейчас нганасаны жить. [9]

К середине 17 века тунгусские народы начали вытеснять самодийские народы на север, в сторону тундрового полуострова Таймыр, где они объединились в одно племя под названием авам-нганасаны. Поскольку тавги были крупнейшей самодийской группой на момент слияния, их диалект лег в основу современного нганасанского языка. В конце XIX века тунгусская группа под названием ваньядыры также переселилась на полуостров Восточный Таймыр, где они были поглощены авам-нганасанами, в результате чего образовалось племя, которое сейчас называется вадеевскими нганасанами. В XIX веке член долган , тюркского народа , жившего к востоку от нганасанов, также был поглощен нганасанами, а его потомки образовали одноименный род, который сегодня, хотя лингвистически полностью самодийский, все же признается долганским. по происхождению. [15]

Контакт с россиянами

[ редактировать ]

Нганасаны впервые вступили в контакт с русскими где-то в начале 17 века. [9] и после некоторого сопротивления стал платить царю дань в виде соболиного меха по системе ясака в 1618 году. [16] Сборщики дани обосновались на «Авамском зимовье», у слияния рек Авам и Дудыпта , на месте современного поселения Усть-Авам. Нганасаны часто пытались избежать уплаты ясака, меняя имена, которые они давали русским. [17] Отношения между русскими и нганасанами не всегда были мирными. В 1666 году нганасаны трижды устроили засаду и убили сборщиков ясака, солдат, торговцев и их переводчиков, похитив принадлежащие им собольи меха и имущество. Всего за год было убито 35 человек. [18]

Нганасаны имели мало прямых контактов с купцами и, в отличие от большинства коренных сибиряков , никогда не крестились . [9] или иным образом связывались с миссионерами. [19] Некоторые нганасаны торговали с русскими напрямую, другие — через долган. [12] Обычно они обменивали собольи меха на алкоголь , табак , чай и различные инструменты — продукты, которые быстро интегрировались в культуру нганасан. [20] В 1830-е годы [21] и снова с 1907 по 1908 год контакты с русскими вызвали крупные вспышки оспы среди нгансанцев. [22]

Советский Союз

[ редактировать ]

Нганасаны впервые вступили в контакт с Советским Союзом примерно в 1930-х годах, когда правительство ввело программу коллективизации . Советы установили, что 11% семей владели 60 процентами оленей, а низшие 66% владели только 17 процентами. [23] и перераспределили эту собственность, коллективизировав оленей в колхозы, вокруг которых затем расселились нганасаны. [24] Это представляло собой серьезное изменение образа жизни, поскольку нганасаны, которые в основном занимались охотой на оленей , были вынуждены увеличить свое небольшое поголовье домашних оленей, которые раньше использовались в основном только для перевозки или употреблялись в пищу в периоды голода. [25] Кроме того, Советский Союз проявил больший интерес к нганасанам как к народу, и начиная с 1930-х годов этнографы начали изучать их обычаи.

Несмотря на коллективизацию и учреждение колхоза , нганасаны смогли вести полукочевой образ жизни, преследуя стада домашних оленей, вплоть до начала 1970-х годов, когда государство поселило нганасан вместе с долганами и энцами в трех построенных им деревнях: Усть -Авам, Волочанка и Новая . [26] Нганасанские колхозы были объединены для создания деревень, и, поселившись в них, нганасаны перешли от работы в колхозе к работе в госпромхозе Таймырский , государственном охотничьем хозяйстве, которое поставляло мясо в растущий промышленный центр Норильск на юго-западе. К 1978 году все домашнее оленеводство было прекращено, а с новым советским оборудованием выход диких оленей, на которых охотились, в 1980-х годах достиг 50 000 голов. Большинство мужчин-нганасан работали охотниками, а женщины работали учителями или швеями, украшавшими оленьи сапоги. [26] Дети Нганасан начали учиться на русском языке и даже получили среднее образование. Советская плановая экономика обеспечивала нганасанские поселения заработной платой, техникой , потребительскими товарами и образованием , что позволило нганасанам достичь относительно высокого уровня жизни к концу 1980-х годов. [27]

Традиционная религия нганасанов — анимистическая и шаманская . Их религия представляет собой особенно хорошо сохранившийся пример сибирского шаманизма , который до недавнего времени оставался относительно свободным от иностранного влияния из-за географической изоляции нганасан. Из-за своей изоляции шаманизм был живым явлением в жизни нганасан даже в начале 20 века. [28] шамана Нганасан Последние известные сеансы были записаны на пленку антропологами в 1970-х годах. [28]

Нганасанский язык (ранее называвшийся тавгийский , тавгийский , или тавгийско-самоедский , тавгийско-самоедский по-русски; от этнонима тавги , тавги ) — умирающий самодийский язык, на котором говорит народ нганасан. Сейчас он считается находящимся под угрозой исчезновения, поскольку большинство нганасан теперь говорят на русском, а не на своем родном языке. В 2010 году было подсчитано, что только 125 нганасанцев могут говорить на нем в юго-западной и центральной частях полуострова Таймыр. [ нужна ссылка ]

Генетика

[ редактировать ]
Предполагаемые компоненты происхождения среди избранных евразийских популяций. Желтый компонент представляет собой неосибирское происхождение (представленное нганасанами). [29]

Характерным генетическим маркером нганасан и большинства других уральскоязычных жителей является гаплогруппа Y-ДНК N1c -Tat. У других самодийских народов в основном больше N1b-P43, чем N1c, что указывает на узкое место. [30] Гаплогруппа N возникла в северной части Китая 20 000–25 000 лет назад. [31] и распространился в Северную Евразию, через Сибирь в Северную Европу . Подгруппа N1c1 часто встречается у несамойдских народов, N1c2 — у самодийских народов. Кроме того, гаплогруппа Z мтДНК , с низкой частотой встречающаяся у саамов , финнов и сибиряков, связана с миграцией людей, говорящих на уральских языках.

Нганасаны связаны с «неосибирским» происхождением, которое, по оценкам, распространилось из региона Северо-Восточной Азии в Сибирь около 11 000 лет назад до нашей эры. [32]

В 2019 году исследование, основанное на генетике, археологии и лингвистике, показало, что носители уральского языка прибыли в Балтийский регион с Востока, особенно из Сибири, в начале железного века около 2500 лет назад вместе с компонентом, связанным с нганасанами, возможно, из Сибири. связано с распространением уральских языков. [33]

В другом генетическом исследовании 2019 года, опубликованном в журнале Nature Communications , было обнаружено, что нганасаны лучше всего представляют собой возможную исходную популяцию протоуральских народов. Нганасанское происхождение в разной степени встречается в каждой группе современных уральских говорящих. [3]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джон Зикер, который жил с нганасанами в течение длительного времени, в своих работах всегда называет численность нганасанов примерно 1000 человек. [5] [6] [7]
  1. ^ Jump up to: а б Государственный комитет статистики Украины - Национальный состав населения, перепись 2001 года (украинский)
  2. ^ Зикер
  3. ^ Jump up to: а б Ламнидис, Тисей К.; Махандер, Кертту; Чон, Чунгвон; Салмела, Элина; Вессман, Анна; Моисеев Вячеслав; Хартанович, Валерий; Балановский Олег; Онгерт, Матиас; Вейманн, Антье; Саджантила, Антти (27 ноября 2018 г.). «Древние геномы Фенноскандинавии раскрывают происхождение и распространение сибирского происхождения в Европе» . Природные коммуникации . 9 (1): 5018. Бибкод : 2018NatCo...9.5018L . дои : 10.1038/s41467-018-07483-5 . ISSN   2041-1723 . ПМК   6258758 . ПМИД   30479341 .
  4. ^ "Центральная База Статистических Данных" . Archived from the original on 12 April 2008.
  5. ^ Зикер (1998)
  6. ^ Зикер (2002)
  7. ^ Зикер (2010)
  8. ^ Янхунен, Юха . http://www.helsinki.fi/~tasalmin/nasia_report.html#Nganasan
  9. ^ Jump up to: а б с д Попов (1966) , с. 11
  10. ^ Dolgikh (1962) , p. 226
  11. ^ Dolgikh (1962) , p. 230
  12. ^ Jump up to: а б Стерн (2005) , с. 290
  13. ^ Янхунен, Юха (2009). «Протоуральский — что, где и когда?» (PDF) . В Юсси Юликоски (ред.). Кваквистолетие финно-угорского общества . Труды Suomalais-Ugrilainen Seurat 258. Хельсинки: Société Finno-Ougrienne. ISBN  978-952-5667-11-0 . ISSN   0355-0230 .
  14. ^ Dolgikh (1962) , pp. 290–292
  15. ^ Dolgikh (1962) , pp. 291–292
  16. ^ Dolgikh (1962) , p. 244
  17. ^ Dolgikh (1962) , p. 245
  18. ^ Dolgikh (1962) , p. 247
  19. ^ Стерн (2005) , с. 293
  20. ^ «Красная книга народов Российской империи» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 19 января 2012 г.
  21. ^ Форсайт (1994) , стр. 177–178.
  22. ^ Dolgikh (1962) , p. 248
  23. ^ Чард (1963) , с. 113
  24. ^ Зикер (2002) , с. 208
  25. ^ Джонсон и Эрл (2000) , стр. 118–119.
  26. ^ Jump up to: а б Зикер (2002) , с. 209
  27. ^ Зикер (1998) , с. 195
  28. ^ Jump up to: а б Хайду, Питер (1975). Уральские народы: Культура и традиции наших языковых родственников (на венгерском языке). Будапешт: Корвина. ISBN  978-963-13-0900-3 . ОСЛК   3220067 .
  29. ^ Чон, Чунгвон; Балановский Олег; Лукьянова, Елена; Кахбаткызы, Нуржибек; Флегонтов Павел; Запорожченко Валерий; Иммель, Александр; Ван, Чуан-Чао; Иксан, Олжас; Хусаинова Эльмира; Бекманов, Бахытжан; Зайберт, Виктор; Лавряшина Мария; Почешхова Эльвира; Юсупов, Юлдаш (июнь 2019 г.). «Генетическая история примесей во внутренней Евразии» . Экология и эволюция природы . 3 (6): 966–976. дои : 10.1038/s41559-019-0878-2 . ISSN   2397-334X . ПМК   6542712 . ПМИД   31036896 .
  30. ^ Тамбетс, Кристина; Корни, Сирия; Кивисилд, Томас; Помогите, Ад; Серк, Пиа; Лугвали, Ева-Лиис; Переводчик Хелле-Вииви; и др. (2004). «Западные и восточные корни саамов - история генетических «выбросов», рассказанная митохондриальной ДНК и Y-хромосомами» . Американский журнал генетики человека . 74 (4): 661–682. дои : 10.1086/383203 . ПМК   1181943 . ПМИД   15024688 .
  31. ^ Ши, Х.; Ци, X.; Чжун, Х.; Пэн, Ю.; Чжан, X.; и др. (2013). «Генетические свидетельства восточноазиатского происхождения и палеолитической миграции на север гаплогруппы N Y-хромосомы» . ПЛОС Один . 8 (6): е66102. Бибкод : 2013PLoSO...866102S . дои : 10.1371/journal.pone.0066102 . ПМЦ   3688714 . ПМИД   23840409 .
  32. ^ Сикора, Мартин; Питулко Владимир Владимирович; Соуза, Витор К.; Аллентофт, Мортен Э.; Виннер, Лассе; Расмуссен, Саймон; Маргарян, Ашот; де Баррос Дамгаард, Питер; де ла Фуэнте, Констанца; Рено, Габриэль; Ян, Мелинда А.; Фу, Цяомэй; Дюпанлуп, Изабель; Джампудакис, Константинос; Ногес-Браво, Давид (июнь 2019 г.). «История населения Северо-Восточной Сибири начиная с плейстоцена» . Природа . 570 (7760): 182–188. Бибкод : 2019Natur.570..182S . дои : 10.1038/s41586-019-1279-z . hdl : 1887/3198847 . ISSN   1476-4687 . ПМИД   31168093 . S2CID   174809069 . ... неосибирский оборот с юга ... в значительной степени заменил древнепалеосибирское происхождение .... Следовательно, эта фаза неосибирского оборота населения изначально должна была привести к передаче других языков или языковых семей в Сибирь, включая, возможно, уральские и юкагирские языки.
  33. ^ Сааг, Лехти; Лейнеман, Марго; Варул, Лийви; Ланг, Вальтер; Метспал, Мейт; Тамбетс, Кристина (май 2019 г.). «Прибытие сибирских предков, соединяющее Восточную Балтику с уральскими говорящими дальше на восток» . Современная биология . 29 (10): 1701–1711.e16. дои : 10.1016/j.cub.2019.04.026 . ПМК   6544527 . ПМИД   31080083 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f066fd4399b230254cb6b019ab06dcc__1720953840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/cc/0f066fd4399b230254cb6b019ab06dcc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nganasan people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)