Назовите людей
ĩọнĩ"са (нĩ"), ня" | |
---|---|
![]() Нганасан, 1927 год. | |
Общая численность населения | |
в. 978 (2002) ![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | 834 (2002) |
![]() | 44 (2001) [1] |
Языки | |
Нганасанский язык , русский язык | |
Религия | |
Анимизм , Шаманизм , Православие | |
Родственные этнические группы | |
Селькупы , энцы , ненцы , другие уральские народы. |
Нганасаны ŋənəhsa ( / ə ŋ ˈ ɡ æ n ə s æ n / əng- GAN -ə-san ; нганасан: ӈәнә"са(нә") (nəh) , ня(") ńæh ) — уральский народ самодийцев . ветвь родом с полуострова Таймыр на севере Сибири . В Российской Федерации признаны одним из коренных народов Русского Севера . Проживают преимущественно в поселках Усть-Авам , Волочанка и Новая в Таймырском Долгано-Ненецком районе. Район Красноярского края проживает в городах Дудинка и Норильск . , меньшая численность населения также [2]
Нганасаны считаются прямыми потомками протоуральских народов. [3] Однако есть некоторые свидетельства того, что они поглотили местное палео-сибирское население. Нганасаны традиционно были полукочевым народом, основной формой существования которого была охота на диких оленей , в отличие от ненцев , занимавшихся выпасом оленей . С начала 17 века нганасаны подчинялись ясачной системе царской России . Они жили относительно независимо до 1970-х годов, когда их поселили в деревнях, в которых они живут сегодня, которые находятся на южных окраинах исторических кочевнических маршрутов нганасанов.
Нет определенности относительно точного количества нганасан, проживающих сегодня в России. Российская перепись 2002 года насчитала 862 нганасанца, проживающих в России, 766 из которых проживали в бывшем Таймырском автономном округе . [4] Однако те, кто изучает нганасан, оценивают их население примерно в 1000 человек. [а] Исторически сложилось так, что нганасанский язык и таймырский пиджин-русский <ref"> Stern (2005) </ref> были единственными языками, на которых говорили нганасаны, но с ростом образования и ростом поселений в деревнях русский язык стал первым языком многих нганасан. Нганасаны живут в деревнях с долганским большинством, таких как Усть-Авам . Нганасанский язык считается находящимся под серьезной угрозой исчезновения , и, по оценкам, не более 500 нганасан все еще могут говорить на нем, причем уровень владения языком нганасанцев среди лиц 18 лет и младше очень ограничен. [8]
Этимология
[ редактировать ]
Нганасаны сначала называли себя на русском языке самоедами , но они также часто использовали этот термин , обращаясь к энцам, и вместо этого называли себя народом авам. Для нганасан термин обозначал нгано-нганасана означает «настоящие люди» , что на нганасанском языке , и относился как к ним самим, так и к соседним маду- энцам . Однако на своем языке нганасаны Авама называют себя ня-танса , что переводится как «товарищ племени», тогда как нганасаны Вадеева на востоке предпочитают называть себя аса, что означает «брат», но также и «брат». включает эвенков и долган . Нганасаны также раньше назывались русскими самоедами Тавги или Тавгисами, что происходит от слова тавгы на ненецком языке . После русской революции нганасаны приняли свое нынешнее название. [9] [10]
География
[ редактировать ]
Нганасаны — самая северная этническая группа Евразийского континента и Российской Федерации , исторически населявшая тундру полуострова Таймыр . Ареал их обитания простирался на площади более 100 000 квадратных километров: от реки Гольчиха на западе до Хатангского залива на востоке и от озера Таймыр на севере до реки Дудыпта на юге. [11] Охотничьи угодья нганасан часто совпадали с угодьями долган и энцев соответственно на востоке и западе. Зимой они проживали на юге полуострова, на краю арктической линии деревьев , а летом следовали за дикими северными оленями на расстояние до 400 миль к северу, иногда даже доходя до гор Бырранга . [12]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Предполагается, что родина протоуральских народов, в том числе самоедов, находится где-то в Обь и Енисей районе водосборов рек в Центральной Сибири или вблизи озера Байкал . [13]
Большинство изучающих их этнографов считают, что нганасаны возникли как этническая группа, когда самодийские народы мигрировали на полуостров Таймыр с юга, встретив жившие там палеосибирские народы, которых они затем ассимилировали в свою культуру. Одна группа самодийцев породнилась с палеосибирскими народами, жившими между реками Таз и Енисей , образовав группу, которую советский этнограф Б. О. Долгих называет самоедами-воронами. Другая группа породнилась с палеосибирскими обитателями реки Пясины и образовала другую группу, которую он назвал самоедскими орлами. Впоследствии группа тунгусских народов мигрировала в регион вблизи озера Пясино и реки Авам , где они были поглощены самодийской культурой, образовав новую группу под названием тидирис. Существовала еще одна группа тунгусских народов, называемая тавгами, которая жила по бассейнам рек Хатанги и Анабара и вступила в контакт с вышеупомянутыми самодийскими народами, впитав их язык и создав свой собственный тавг. Samoyedic dialect . [14] О том, что предки нганасан ранее населяли территорию южнее, из книги в городе Мангазея , в которой перечислены выплаты нганасанами ясака (меховой дани), которые производились соболем , животным, не населяющим тундру, где сейчас нганасаны жить. [9]
К середине 17 века тунгусские народы начали вытеснять самодийские народы на север, в сторону тундрового полуострова Таймыр, где они объединились в одно племя под названием авам-нганасаны. Поскольку тавги были крупнейшей самодийской группой на момент слияния, их диалект лег в основу современного нганасанского языка. В конце XIX века тунгусская группа под названием ваньядыры также переселилась на полуостров Восточный Таймыр, где они были поглощены авам-нганасанами, в результате чего образовалось племя, которое сейчас называется вадеевскими нганасанами. В XIX веке член долган , тюркского народа , жившего к востоку от нганасанов, также был поглощен нганасанами, а его потомки образовали одноименный род, который сегодня, хотя лингвистически полностью самодийский, все же признается долганским. по происхождению. [15]
Контакт с россиянами
[ редактировать ]Нганасаны впервые вступили в контакт с русскими где-то в начале 17 века. [9] и после некоторого сопротивления стал платить царю дань в виде соболиного меха по системе ясака в 1618 году. [16] Сборщики дани обосновались на «Авамском зимовье», у слияния рек Авам и Дудыпта , на месте современного поселения Усть-Авам. Нганасаны часто пытались избежать уплаты ясака, меняя имена, которые они давали русским. [17] Отношения между русскими и нганасанами не всегда были мирными. В 1666 году нганасаны трижды устроили засаду и убили сборщиков ясака, солдат, торговцев и их переводчиков, похитив принадлежащие им собольи меха и имущество. Всего за год было убито 35 человек. [18]
Нганасаны имели мало прямых контактов с купцами и, в отличие от большинства коренных сибиряков , никогда не крестились . [9] или иным образом связывались с миссионерами. [19] Некоторые нганасаны торговали с русскими напрямую, другие — через долган. [12] Обычно они обменивали собольи меха на алкоголь , табак , чай и различные инструменты — продукты, которые быстро интегрировались в культуру нганасан. [20] В 1830-е годы [21] и снова с 1907 по 1908 год контакты с русскими вызвали крупные вспышки оспы среди нгансанцев. [22]
Советский Союз
[ редактировать ]Нганасаны впервые вступили в контакт с Советским Союзом примерно в 1930-х годах, когда правительство ввело программу коллективизации . Советы установили, что 11% семей владели 60 процентами оленей, а низшие 66% владели только 17 процентами. [23] и перераспределили эту собственность, коллективизировав оленей в колхозы, вокруг которых затем расселились нганасаны. [24] Это представляло собой серьезное изменение образа жизни, поскольку нганасаны, которые в основном занимались охотой на оленей , были вынуждены увеличить свое небольшое поголовье домашних оленей, которые раньше использовались в основном только для перевозки или употреблялись в пищу в периоды голода. [25] Кроме того, Советский Союз проявил больший интерес к нганасанам как к народу, и начиная с 1930-х годов этнографы начали изучать их обычаи.
Несмотря на коллективизацию и учреждение колхоза , нганасаны смогли вести полукочевой образ жизни, преследуя стада домашних оленей, вплоть до начала 1970-х годов, когда государство поселило нганасан вместе с долганами и энцами в трех построенных им деревнях: Усть -Авам, Волочанка и Новая . [26] Нганасанские колхозы были объединены для создания деревень, и, поселившись в них, нганасаны перешли от работы в колхозе к работе в госпромхозе Таймырский , государственном охотничьем хозяйстве, которое поставляло мясо в растущий промышленный центр Норильск на юго-западе. К 1978 году все домашнее оленеводство было прекращено, а с новым советским оборудованием выход диких оленей, на которых охотились, в 1980-х годах достиг 50 000 голов. Большинство мужчин-нганасан работали охотниками, а женщины работали учителями или швеями, украшавшими оленьи сапоги. [26] Дети Нганасан начали учиться на русском языке и даже получили среднее образование. Советская плановая экономика обеспечивала нганасанские поселения заработной платой, техникой , потребительскими товарами и образованием , что позволило нганасанам достичь относительно высокого уровня жизни к концу 1980-х годов. [27]
Религия
[ редактировать ]Традиционная религия нганасанов — анимистическая и шаманская . Их религия представляет собой особенно хорошо сохранившийся пример сибирского шаманизма , который до недавнего времени оставался относительно свободным от иностранного влияния из-за географической изоляции нганасан. Из-за своей изоляции шаманизм был живым явлением в жизни нганасан даже в начале 20 века. [28] шамана Нганасан Последние известные сеансы были записаны на пленку антропологами в 1970-х годах. [28]
Язык
[ редактировать ]Нганасанский язык (ранее называвшийся тавгийский , тавгийский , или тавгийско-самоедский , тавгийско-самоедский по-русски; от этнонима тавги , тавги ) — умирающий самодийский язык, на котором говорит народ нганасан. Сейчас он считается находящимся под угрозой исчезновения, поскольку большинство нганасан теперь говорят на русском, а не на своем родном языке. В 2010 году было подсчитано, что только 125 нганасанцев могут говорить на нем в юго-западной и центральной частях полуострова Таймыр. [ нужна ссылка ]
Генетика
[ редактировать ]
Характерным генетическим маркером нганасан и большинства других уральскоязычных жителей является гаплогруппа Y-ДНК N1c -Tat. У других самодийских народов в основном больше N1b-P43, чем N1c, что указывает на узкое место. [30] Гаплогруппа N возникла в северной части Китая 20 000–25 000 лет назад. [31] и распространился в Северную Евразию, через Сибирь в Северную Европу . Подгруппа N1c1 часто встречается у несамойдских народов, N1c2 — у самодийских народов. Кроме того, гаплогруппа Z мтДНК , с низкой частотой встречающаяся у саамов , финнов и сибиряков, связана с миграцией людей, говорящих на уральских языках.
Нганасаны связаны с «неосибирским» происхождением, которое, по оценкам, распространилось из региона Северо-Восточной Азии в Сибирь около 11 000 лет назад до нашей эры. [32]
В 2019 году исследование, основанное на генетике, археологии и лингвистике, показало, что носители уральского языка прибыли в Балтийский регион с Востока, особенно из Сибири, в начале железного века около 2500 лет назад вместе с компонентом, связанным с нганасанами, возможно, из Сибири. связано с распространением уральских языков. [33]
В другом генетическом исследовании 2019 года, опубликованном в журнале Nature Communications , было обнаружено, что нганасаны лучше всего представляют собой возможную исходную популяцию протоуральских народов. Нганасанское происхождение в разной степени встречается в каждой группе современных уральских говорящих. [3]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Государственный комитет статистики Украины - Национальный состав населения, перепись 2001 года (украинский)
- ^ Зикер
- ^ Jump up to: а б Ламнидис, Тисей К.; Махандер, Кертту; Чон, Чунгвон; Салмела, Элина; Вессман, Анна; Моисеев Вячеслав; Хартанович, Валерий; Балановский Олег; Онгерт, Матиас; Вейманн, Антье; Саджантила, Антти (27 ноября 2018 г.). «Древние геномы Фенноскандинавии раскрывают происхождение и распространение сибирского происхождения в Европе» . Природные коммуникации . 9 (1): 5018. Бибкод : 2018NatCo...9.5018L . дои : 10.1038/s41467-018-07483-5 . ISSN 2041-1723 . ПМК 6258758 . ПМИД 30479341 .
- ^ "Центральная База Статистических Данных" . Archived from the original on 12 April 2008.
- ^ Зикер (1998)
- ^ Зикер (2002)
- ^ Зикер (2010)
- ^ Янхунен, Юха . http://www.helsinki.fi/~tasalmin/nasia_report.html#Nganasan
- ^ Jump up to: а б с д Попов (1966) , с. 11
- ^ Dolgikh (1962) , p. 226
- ^ Dolgikh (1962) , p. 230
- ^ Jump up to: а б Стерн (2005) , с. 290
- ^ Янхунен, Юха (2009). «Протоуральский — что, где и когда?» (PDF) . В Юсси Юликоски (ред.). Кваквистолетие финно-угорского общества . Труды Suomalais-Ugrilainen Seurat 258. Хельсинки: Société Finno-Ougrienne. ISBN 978-952-5667-11-0 . ISSN 0355-0230 .
- ^ Dolgikh (1962) , pp. 290–292
- ^ Dolgikh (1962) , pp. 291–292
- ^ Dolgikh (1962) , p. 244
- ^ Dolgikh (1962) , p. 245
- ^ Dolgikh (1962) , p. 247
- ^ Стерн (2005) , с. 293
- ^ «Красная книга народов Российской империи» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 19 января 2012 г.
- ^ Форсайт (1994) , стр. 177–178.
- ^ Dolgikh (1962) , p. 248
- ^ Чард (1963) , с. 113
- ^ Зикер (2002) , с. 208
- ^ Джонсон и Эрл (2000) , стр. 118–119.
- ^ Jump up to: а б Зикер (2002) , с. 209
- ^ Зикер (1998) , с. 195
- ^ Jump up to: а б Хайду, Питер (1975). Уральские народы: Культура и традиции наших языковых родственников (на венгерском языке). Будапешт: Корвина. ISBN 978-963-13-0900-3 . ОСЛК 3220067 .
- ^ Чон, Чунгвон; Балановский Олег; Лукьянова, Елена; Кахбаткызы, Нуржибек; Флегонтов Павел; Запорожченко Валерий; Иммель, Александр; Ван, Чуан-Чао; Иксан, Олжас; Хусаинова Эльмира; Бекманов, Бахытжан; Зайберт, Виктор; Лавряшина Мария; Почешхова Эльвира; Юсупов, Юлдаш (июнь 2019 г.). «Генетическая история примесей во внутренней Евразии» . Экология и эволюция природы . 3 (6): 966–976. дои : 10.1038/s41559-019-0878-2 . ISSN 2397-334X . ПМК 6542712 . ПМИД 31036896 .
- ^ Тамбетс, Кристина; Корни, Сирия; Кивисилд, Томас; Помогите, Ад; Серк, Пиа; Лугвали, Ева-Лиис; Переводчик Хелле-Вииви; и др. (2004). «Западные и восточные корни саамов - история генетических «выбросов», рассказанная митохондриальной ДНК и Y-хромосомами» . Американский журнал генетики человека . 74 (4): 661–682. дои : 10.1086/383203 . ПМК 1181943 . ПМИД 15024688 .
- ^ Ши, Х.; Ци, X.; Чжун, Х.; Пэн, Ю.; Чжан, X.; и др. (2013). «Генетические свидетельства восточноазиатского происхождения и палеолитической миграции на север гаплогруппы N Y-хромосомы» . ПЛОС Один . 8 (6): е66102. Бибкод : 2013PLoSO...866102S . дои : 10.1371/journal.pone.0066102 . ПМЦ 3688714 . ПМИД 23840409 .
- ^ Сикора, Мартин; Питулко Владимир Владимирович; Соуза, Витор К.; Аллентофт, Мортен Э.; Виннер, Лассе; Расмуссен, Саймон; Маргарян, Ашот; де Баррос Дамгаард, Питер; де ла Фуэнте, Констанца; Рено, Габриэль; Ян, Мелинда А.; Фу, Цяомэй; Дюпанлуп, Изабель; Джампудакис, Константинос; Ногес-Браво, Давид (июнь 2019 г.). «История населения Северо-Восточной Сибири начиная с плейстоцена» . Природа . 570 (7760): 182–188. Бибкод : 2019Natur.570..182S . дои : 10.1038/s41586-019-1279-z . hdl : 1887/3198847 . ISSN 1476-4687 . ПМИД 31168093 . S2CID 174809069 .
... неосибирский оборот с юга ... в значительной степени заменил древнепалеосибирское происхождение .... Следовательно, эта фаза неосибирского оборота населения изначально должна была привести к передаче других языков или языковых семей в Сибирь, включая, возможно, уральские и юкагирские языки.
- ^ Сааг, Лехти; Лейнеман, Марго; Варул, Лийви; Ланг, Вальтер; Метспал, Мейт; Тамбетс, Кристина (май 2019 г.). «Прибытие сибирских предков, соединяющее Восточную Балтику с уральскими говорящими дальше на восток» . Современная биология . 29 (10): 1701–1711.e16. дои : 10.1016/j.cub.2019.04.026 . ПМК 6544527 . ПМИД 31080083 .
Библиография
[ редактировать ]- Чард, Честер С. (1963). «Нганасан: охотники на диких оленей Таймырского полуострова». Арктическая антропология . 1 (2): 105–121. JSTOR 40315565 .
- Долгих, Б. О. (1962). «О происхождении нганасан». Исследования по сибирскому этногенезу . Университет Торонто Пресс .
- Форсайт, Джеймс (1994). История народов Сибири: Российская североазиатская колония 1581–1990 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521477710 .
- Джонсон, Аллен В.; Эрл, Тимоти К. (2000). Эволюция человеческого общества: от собирательной группы к аграрному государству (2-е изд.). Издательство Стэнфордского университета . ISBN 9780804740326 .
- Попов, А. А. (1966). Нганасан: Материальная культура самоедов Тавги . Блумингтон: Университета Индианы . Публикации
- Стерн, Дитер (2005). «Таймырский пиджин русский (Говорка)» . Русское языкознание . 29 (3): 289–318. дои : 10.1007/s11185-005-8376-3 . S2CID 170580775 .
- Зикер, Джон (1998). «Родство и обмен долган и нганасан Северной Сибири». У Барри Л. Исаака (ред.). Исследования в области экономической антропологии . Том. 19. Бингли, Великобритания: Emerald Group. ISBN 978-0-7623-0446-2 .
- Зикер, Джон (2002). «Землепользование и экономические изменения среди долган и нганасан». Люди и земля: пути реформ в постсоветской Сибири (PDF) . Дитрих Раймер Верлаг.
- Зикер, Джон (2010). «Изменение гендерных ролей и экономики на Таймыре» . Обзор антропологии Восточной Европы . 28 (2): 102–119.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хелимский, Евгений. «Нганасанская шаманская традиция: наблюдения и гипотезы» . Шаманство: язык ритуалов, находящийся под угрозой исчезновения, конференция в Центре перспективных исследований, 19–23 июня 1999 г., Осло . Архивировано из оригинала 19 декабря 2008 года.
- Хелимский, Евгений (1997). «Факторы русификации Сибири и лингвоэкологические стратегии». Языки северных меньшинств: проблемы выживания (PDF) . Серия «Сэнри-этнологические исследования». Том. 44. Осака: Минпаку: Национальный музей этнологии. стр. 77–91.
- Колга, Маргус; и др. (1993). «Нганасаны» . Красная книга народов Российской империи . Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года.
- Линтроп, Аадо. «Нганасанские шаманы из рода Костеркиных» . Исследования сибирского шаманизма и религий угро-самоедских народов . Группа народных верований и медиа Эстонского литературного музея.
- Линтроп, Аадо (декабрь 1996 г.). «Заклинания Тубяку Костеркина» . Электронный журнал фольклора . 2 : 9–28. doi : 10.7592/FEJF1996.02.tubinc . ISSN 1406-0949 .
- «Нганасанский обряд очистки палатки» .
- Trailer for the Russian film People of Taimyr ( ЛЮДИ ТАЙМЫРА ), via YouTube
- Russian documentary Taboo: The Last Shaman ( Табу Последний Шаман ), via YouTube