Азербайджанцы в России
Общая численность населения | |
---|---|
603 070 (перепись 2010 г.) [1] – 1 500 000 (оценка) [2] [3] до 3 000 000 [4] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Дагестан | 130,919 |
Москва (только город) | 57,123 |
Tyumen Oblast | 43,610 |
Московская область (кроме Москвы) | 19,061 |
Rostov Oblast | 17,961 |
Ставропольский край | 17,800 |
Санкт-Петербург (только город) | 17,717 |
Красноярский край | 16,341 |
Saratov Oblast | 14,868 |
Volgograd Oblast | 14,398 |
Свердловская область | 14,215 |
Самарская область | 14,093 |
Языки | |
азербайджанский · русский | |
Религия | |
Преимущественно шиитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
азербайджанская диаспора |
Азербайджанцы в России или российские азербайджанцы ( азербайджанский : Rusia azerbajlarıları (латиница), Rusia azerbaycanliları (кириллица); русский: Азербазерцы в России , Азербайджанцы в России ) — люди азербайджанского происхождения в России . Это могут быть как этнические азербайджанцы , проживающие в стране, так и недавние иммигранты, исповедующие азербайджанское происхождение.
Если не считать большой азербайджанской общины, проживающей в российской республике Дагестан , большинство азербайджанцев в России являются иммигрантами сравнительно недавно. Азербайджанцы начали селиться в России (за исключением Дагестана) примерно в конце XIX века, но их миграция усилилась после Второй мировой войны , и особенно после распада Советского Союза в 1991 году. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года , здесь В России проживают 603 070 азербайджанцев, однако фактическая цифра может быть намного выше из-за прибытия гастарбайтеров в постсоветскую эпоху. По оценкам, общая численность азербайджанского населения России по состоянию на 2002 год могла достигать 3 000 000 человек. [4] более полутора миллионов из них проживают в Москве, хотя в следующее десятилетие многие азербайджанцы имели тенденцию возвращаться в Азербайджан. [5] Большинство этнических азербайджанских мигрантов после 1991 года прибыли в Россию из сельских районов Азербайджана, Грузии и Армении . Сегодня в большинстве губерний России имеются более или менее значительные азербайджанские общины, наиболее крупные из них, по официальным данным, проживают в Дагестане, Москве, Ханты-Мансийском , Красноярске , Ростове-на-Дону , Саратове , Свердловске , Самаре , Ставрополе , и т. д. [6]
Дагестан
[ редактировать ]По состоянию на 2010 год в Республике Дагестан проживало 130 919 азербайджанцев, что делает их шестой по величине этнической группой в регионе и составляют 4,5% от его общей численности населения. Большинство из них – уроженцы города Дербента, проживающие в историческом квартале Махал и составляющие около трети населения города. Азербайджанцы составляют 58% населения Дербентского района (более 20 городов и сел), 18% населения Табасаранского района, 2,35% населения Кизлярского района (села Большебредихинское и Персидское), [7] В Магарамкентском районе 1,64%, в Рутульском районе 1,56%. Остальные проживают в городах Махачкала , Хасавюрт , Буйнакск и Кизляр . [8]
Среди культурных благ, доступных дагестанским азербайджанцам, - газеты и журналы, издаваемые на азербайджанском языке , 72 государственные школы, где азербайджанский язык преподается как второй язык, а также Азербайджанский народный театр в Дербенте, основанный в 1904 году. [9] Исторически азербайджанцы Дагестана занимались ковроткачеством, выделкой изделий из меди, изготовлением ювелирных изделий и медной посуды. [10] Сельские азербайджанцы занимались сельским хозяйством. [11] Большинство азербайджанцев Дагестана — шииты, хотя мусульмане-сунниты . среди сельского населения встречаются [12] [13]
В 2000 году указом президента азербайджанцы наряду с 13 другими этническими группами Дагестана получили статус коренной общины Дагестана. [14] По состоянию на 2011 год в Госсовете Дагестана четыре азербайджанских члена. [15]
Начиная с 2014 года азербайджанское население Дербента выражало обеспокоенность безразличием правительства к плохому состоянию инфраструктуры и частым актам вандализма. [16] [17] [18] и несанкционированное удаление [19] [20] азербайджанских культурных достопримечательностей города. Эти опасения привели к протестам и требованиям лучшего представительства на муниципальном уровне. [21] [22] Американский политолог Пол А. Гобл охарактеризовал эти события как «точку кипения» в межнациональных отношениях в Дербенте и не исключил возможности того, что они приведут к этническому конфликту, который грозит перекинуться через российско-азербайджанскую границу. [23]
Азербайджанцы в Дербенте
[ редактировать ]После распада Халифата город Дербент и прилегающая территория (ныне Дербентский район ) стали независимым эмиратом, тесно связанным с соседним государством Ширван (ныне северо-восточный Азербайджан ). В этот период эмират стал местом миграции многочисленных тюркских племен . Этот фактор, а также влияние империи Сельджуков обеспечили распространение огузско -тюркского языка в Дербенте уже в одиннадцатом веке. [11] Монгольское нашествие положило конец независимости эмирата на следующие два столетия. В пятнадцатом веке Ибрагим I , родом из Дербента, стал новым правителем Ширвана и включил Дербент в состав Ширвана. [24]
Этнический состав Дербента оставался неизменным до тех пор, пока город не вошел в состав империи Сефевидов в начале шестнадцатого века . Правление Сефевидов характеризовалось активной политикой переселения, направленной на обеспечение доминирования мусульман-шиитов на завоеванных землях. В 1509 году 500 тюркских семей караманлы из Тебриза поселились в Дербенте. были переселены еще 400 семей тюркоязычного рода Баят Неизвестное количество тюркоязычных племени курчи было переселено сюда в 1540 году. Полвека спустя в Дербент по приказу Аббаса I . Наконец, в 1741 году Надир-шах переселил тюркоязычных из рода Микри в Дербент. К 1870 году считалось, что все поселенцы говорят на одном языке - азербайджанском. [25] Из-за своей шиитской принадлежности современные историки называли новых мигрантов персами (русский язык: персияне ) - термин, который ошибочно применялся к азербайджанцам-шиитам Дагестана еще в двадцатом веке. [26] Адам Олеарий , посетивший этот регион около 1635 года, описал Ширван как государство многих народов, каждый из которых, однако, кроме своего языка, говорил еще и на тюркском языке. [27] Ко времени Петром Великим завоевания побережья Каспийского моря в 1722 году город Дербент был населен преимущественно азербайджанцами. [11] [ нужна страница ]
Северная часть Дербентского района исторически была заселена таракамами — тюркоязычным народом, родственным карапапакам , которых до ХХ века иногда выделяли в отдельную этническую группу. В Дагестане их еще иногда называют падарами. Таракама возникли в различных частях Ширвана и были переселены ханом Мухаммадом Кайтагским к северу от города Дербента около 1600 года. административная единица до начала ХХ века. [28] В состав района входило 10 сел. В 1736 году около 300 семей таракама из Кайтага продвинулись дальше за реку Сулак и поселились в долине Терека в трёх селениях, где позже смешались с кумыками . [29] Остальные постепенно ассимилировались среди азербайджанцев и сегодня в большинстве своем считают себя азербайджанцами. [30] В основном они сунниты и говорят на разновидности азербайджанского языка, близкой к диалекту Шамахы .
Такая ассимиляция заметно коснулась не только тюркоязычных народов Дагестана. В прошлом на юге Дагестана проживало большое количество татов , которые изначально говорили на иранском языке, как и другие таты. В 1866 году они насчитывали 2500 человек. [11] и к 1929 году жил в семи селах, в том числе Зидян, Билгади, Верхний Чалган и Рукель. [31] Однако к началу двадцатого века большинство из них стали говорить по-азербайджански и в последующие десятилетия приняли азербайджанскую идентичность. [11] Сегодня 16 из 40 населенных пунктов Дербента населены преимущественно азербайджанцами, а еще в девяти азербайджанцы составляют либо относительное большинство, либо значительное меньшинство: Берикей, Деличобан, Великент, Верхний Чалган, Нижний Чалган, Сабнова, Джемикент, Зидян, Зидян. -Казмаляр, Митаги, Митаги-Казмаляр, Кала, Мугарты, Музаим, Падар, Коммуна, Рукель, Татляр, Карадаглы, Билгади, Белиджи, Араблинский, Арабляр, Геджух, Чинар, Нюгди, Рубас, Салик, Уллу Терекеме, Хазар, городок Мамедкала.
В 1897 году Дербент все еще был преимущественно азербайджанским городом (в старых русских источниках его называли закавказскими татарами ), где проживало 9767 человек, что составляло 66,7% его населения. [32] Десятилетия спустя, хотя их число продолжало расти из-за интенсивной иммиграции в город, по состоянию на 2010 год азербайджанцы составляли всего 32,3% от его общей численности населения с 38 523 людьми. [33]
Азербайджанцы в Табасаране
[ редактировать ]Часть серии о |
азербайджанцы |
---|
Культура |
Традиционные места расселения |
|
Диаспора |
Религия |
Язык |
Преследование |
В исторической области Табасаран этнические азербайджанцы заселяют левый берег реки Рубас. Рост и утверждение этнических азербайджанцев в этом регионе во многом зависели от процессов ассимиляции. В 1876 году многие табасаранцы уже переходили с табасаранского языка на азербайджанский в качестве своего первого языка. [34] Кроме того, со средневековья население ряда селений Табасарана, а именно Арабляра, Гимейди, Дарвага, Ерси и Кемаха, состояло из этнических арабов , которые постепенно поглощались соседним населением, преимущественно азербайджанским, как, например, в Ерси. . В 1929 году Кемах был включен в число тат-населенных сел, тогда как Гимейди (заброшенный в 1976 году) описывался как смешанный татско-азербайджанский поселок. Эти таты, в свою очередь, в последующие десятилетия были ассимилированы азербайджанцами. В Арабляре, который сейчас является частью Курахского района , проживает смешанное лезгинское и азербайджанское население. [31] Жители Дарвага сохраняли знание арабского языка как первого языка до 1930-х годов, после чего они также лингвистически и этнически интегрировались в азербайджанское окружение. [35]
В настоящее время этнические азербайджанцы составляют большинство в селах Марага, Хили-Пенджик (включая поселок Екраг), Цанак, Арак, Ерси, Дарваг и Зил. Села Аркит и Хурвек, а также столица района Хучни населены смешанным азербайджанским и табасаранским населением. Азербайджанцы Цанака, Арака, Ерси и Хучни обычно двуязычны на азербайджанском и табасаранском языках, отдавая предпочтение табасаранскому языку при разговоре со своими табасаранскими соседями, даже если последние знают азербайджанский. [11]
Азербайджанцы в Рутуле
[ редактировать ]Нижний Катрух – единственное азербайджанское село в Рутульском районе . Азербайджанцы Нижнего Катруха считают себя потомками жителей Ширвана, которые были захвачены горцами во время одного из их набегов на равнины около 1700 года, вывезены в Шамхалство Кази-Кумух ( лакское государство того времени) и сделаны подданными Шамхал. Согласно местной легенде, только двое из семи первоначальных поселенцев были азербайджанцами, хотя именно азербайджанская идентичность стала доминировать. [36] Сегодня деревня состоит из семи кварталов, населенных людьми разных волн доцарской иммиграции. [37] Рутульские азербайджанцы говорят на особом диалекте азербайджанского языка, который имеет сильный лакский субстрат (несмотря на общее этническое доминирование рутульских языков в этом районе). [38] Первая газета в Рутуле «Гызыл Чобан» , основанная в 1932 году, печаталась на азербайджанском языке. [39]
Роль азербайджанского языка и культуры
[ редактировать ]На протяжении веков азербайджанский язык был лингва франка Южного Дагестана. [40] использовался как для общения с азербайджанцами, так и с горцами, языки которых не были родственными или считались непонятными. [41] В XVI веке он получил распространение в долине Самура , а к XIX веку азербайджанский язык распространился по всем предгорным и равнинным районам Дагестана и был одним из языков торговли и межнационального общения наряду с кумыкским и аварским. . [42]
Исторически народы Южного Дагестана были ориентированы на культурные и поведенческие нормы Азербайджана, а также зависели от его экономики. [11] В ходе истории они оказались почти полностью погружены в азербайджанскую языковую и культурную среду. По мнению дагестанского антрополога Магомедхана Магомедханова, через азербайджанский язык жители этого региона «добились материальных благ, удовлетворения культурных потребностей, а также творческого и духовного вдохновения». [43] Лезгинские , табасаранские , рутульские и агульские поэты уже в XVII веке создавали поэзию на азербайджанском языке. [44] Начиная с 1917 года в творчестве кумыкских авторов проявляется влияние азербайджанской литературы. [45] Первые спектакли в созданном в 1907 году любительском лезгинском театре шли на азербайджанском языке. [46] Азербайджанская музыка и певческие традиции сыграли важную роль в культурной интеграции народов Южного Дагестана. [11] Музыка исполнялась на азербайджанских народных инструментах, таких как тар и кяманча , а азербайджанский мугам стал широко известным музыкальным жанром среди народов Дагестана. [47] В частности, лезгинская музыка имеет много общего с азербайджанской музыкой. [46] Азербайджанские песни звучали и исполнялись на табасаранских свадьбах еще в 1980-х годах. По словам белорусского еврейского путешественника Иосифа Черного, посетившего этот регион в 1870 году, горские евреи Дагестана в значительной степени переняли азербайджанские культурные ценности и образ жизни и даже читали литургические молитвы с татским переводом и на азербайджанский мотив. [11] Что касается лезгинского, рутульского, цахурского и другого нахско-дагестаноязычного населения, то азербайджанский язык повлиял на их культурную сферу. [11] и был основным источником многих заимствованных слов, [48] [49] оставляя их повседневное речевое поведение практически неизменным. [11] Табасаранский язык считается наиболее подверженным влиянию азербайджанского языка. [50] который внес множество существительных, прилагательных, наречий, глагольных форм и даже вспомогательных слов и морфем. [51]
открылась первая светская школа в Южном Дагестане В 1861 году в лезгинском селе Ахты , где наряду с русским языком преподавали азербайджанский язык. [52] Образованные массы предпочитали использовать арабский язык в официальном общении, поэтому в 1920 году арабский язык был выбран вместо преимущественно неписьменных коренных языков Дагестана в качестве средства народного образования. Однако атеистическая политика советского правительства пыталась исключить религию из повседневной жизни. Вскоре арабский язык стал рассматриваться как связующее звено между дагестанцами и их исламским наследием. Таким образом, в 1923 году азербайджанский язык стал языком образования во всем Дагестане. По словам Алибека Тахо-Годи, наркома (министра) юстиции Дагестана в 1920-е годы (сам даргвинского происхождения), местные нахско-дагестанские языки «не воспринимались всерьез как средство государственного строительства из-за их чрезмерного количества». [11] Азербайджанский сохранял свой статус до 1928 года, когда было введено образование на других местных языках, а также на русском. [53]
Азербайджанский оставался самым популярным вторым языком в Южном Дагестане, по крайней мере, до 1950-х годов. [41] на нем говорят с разной степенью популярности даже на севере, в деревнях Тинди в Цумаде . [54] Примечательно, что исторически среди Тинди [54] и особенно агулы, жившие относительно далеко от азербайджанских поселений, обычно только мужчины говорили на азербайджанском или каком-либо втором языке; и только те, кто приезжал в низины на сезонные работы. [55] Начиная с 1950-х годов, использование азербайджанского языка в качестве общего второго языка и лингва-франка пришло в упадок, поскольку он больше не мог конкурировать с русским. [11] По состоянию на 2010 год 13 648 лезгин (2,93%), 5665 табасаранцев (3,96%), 3105 аварцев (0,35%) и 1379 даргва (0,24%), проживающих в России, заявили, что говорят на азербайджанском языке, в основном как втором языке (цифры в скобках указывают на процент говорящих на азербайджанском языке по отношению к общей численности этнического населения, сообщившего о владении языком). [56] В Дагестане число неазербайджанских носителей азербайджанского языка (как первого, так и второго языка) в 2010 году все еще исчислялось тысячами. [57]
Согласно конституции Дагестана, официальными языками Дагестана являются русский и «все местные языки», хотя только 14 из многочисленных языков республики имеют письменность, один из них — азербайджанский. [58]
Остальная часть России
[ редактировать ]
Дипломатические миссии и купцы из Ширвана и империи Сефевидов впервые появились в России в четырнадцатом и пятнадцатом веках. [59] Несмотря на то, что Российская империя завоевала территорию нынешнего Азербайджана в начале девятнадцатого века и присоединила ее к Советскому Союзу в 1920 году, азербайджанское население не имело тенденции покидать свои традиционные районы расселения до второй половины двадцатого века. [60] Однако изолированные общины азербайджанцев в России ведут свое существование с середины XIX века.
Население приморских прикаспийских регионов исторически имело прочные экономические связи с городом Астраханью на северном побережье Каспия. Начиная с 1830 года, в этом городе начали селиться азербайджанские купцы, трое из которых позднее в этом столетии контролировали до 80% торгового флота. [61] Азербайджанцы, известные местному населению как персы или шамахинские татары , в 1879 году насчитывали около тысячи человек. [62] Азербайджанский нефтепромышленник, купец первой гильдии Шамси Асадуллаев , основатель Асадуллаевского торгового дела, построил нефтяную базу недалеко от Астрахани, в поселке, ныне известном как Асадуллаево. [61] Азербайджанская община Астрахани выросла в советские времена и в 2010 году насчитывала 5737 человек, что сделало азербайджанцев четвертой по величине этнической группой в области и составляло 1,31% от ее общей численности населения. [63] Религиозная жизнь азербайджанцев в Астрахани сосредоточена вокруг мечети Криуши, построенной в 1909 году, которая была закрыта в 1932 году, а недавно вновь открыта и отремонтирована как шиитская мечеть и названа Бакинской мечетью (в силу своего расположения на улице Баку). [62] Азербайджанский язык преподается как предмет в Астраханском государственном университете . [61]
Шамси Асадуллаев проживал в Москве с 1903 года до своей смерти в 1913 году. Он выделил деньги на строительство светской школы для мусульманских мальчиков и девочек и мусульманского общинного центра в Москве. Четырехэтажное здание, возведенное после его смерти в Малом Татарском переулке, стало называться Домом Асадуллаева. В настоящее время он принадлежит Татарской национально-культурной автономии Москвы. [64]
Как и все мусульмане Кавказа и Средней Азии, азербайджанцы были освобождены от обязательной военной службы в Российской Императорской армии, но были обязаны платить специальный налог. Желающим служить было разрешено записаться в нерегулярные подразделения, такие как Дикая дивизия . [65] При этом не было никаких ограничений для подготовки азербайджанцев (и других мусульманских подданных Российской империи) в качестве офицеров. В 1805 году Мамед Гасан-ага Джаваншир стал одним из первых русских генерал-майоров азербайджанского происхождения. [66] Офицеры-азербайджанцы командовали русскими войсками в ряде войн, включая русско-персидские войны 1804–1813 и 1826–1828 годов , русско-турецкие войны 1828–1829 и 1877–1878 годов , подавление Венгерской революции 1848 года , Крымская война , Кавказская война и завоевание Россией Средней Азии. [67]
В 1905 году азербайджанские политические деятели были среди тех, кто основал первую исламскую партию России «Иттифак аль-Муслимин » в городе Нижнем Новгороде . Ее руководителем был избран азербайджанский депутат, адвокат Алимардан Топчибашев . Официально партия была зарегистрирована в 1908 году. [68] Шесть этнических азербайджанцев были избраны в Государственную Думу Российской империи на выборах в законодательные органы России 1906 года , еще шесть на выборах в феврале 1907 года и по одному на каждых из последующих выборов. [69]
В течение десятилетий после Второй мировой войны азербайджанцы сыграли значительную роль в развитии российской экономики. Азербайджанский геолог Фарман Салманов , позже обосновавшийся в Москве, обнаружил богатые запасы нефти в Сибири , которая ранее считалась маловероятным нефтеносным регионом. Ожидается, что в 2019 году по результатам онлайн-голосования международному аэропорту Сургута , третьему по загруженности аэропорту Западной Сибири , будет присвоено имя Салманова. [70] Многие из них занимаются предпринимательством , а азербайджанцы работают в основных сферах экономики, таких как торговля и нефтяная промышленность. Среди 100 богатейших людей России по версии Forbes в 2004 году трое этнических азербайджанцев заняли 10, 66 и 74 места. [71]
Азербайджанцы создали множество культурных сообществ, крупнейшими из которых являются Всероссийский азербайджанский конгресс и Азербайджанская федеральная национально-культурная автономия, которые контролируют более мелкие общины по всей России. Кроме того, Московская государственная средняя школа № 157 создана для учащихся, интересующихся азербайджанским языком и культурой. [72]
Исследование 2005 года выявило заметные социальные различия между двумя группами азербайджанцев: теми, кто является коренным жителем Москвы или прожил значительную часть своей жизни в Москве, и теми, кто являются недавними иммигрантами. Около половины людей в первой группе имеют высшее образование, тогда как среди иммигрантов-азербайджанцев его только 25%. Свободное владение русским языком характерно практически для всех представителей первой группы (причем 24% азербайджанцев из этой группы назвали его своим родным языком), тогда как почти треть представителей второй группы очень ограниченно владеют русским языком. Около половины азербайджанских иммигрантов заняты в сфере торговли и услуг, по сравнению с коренными азербайджанцами и ранее иммигрантами, которые, как правило, делают карьеру в науке, здравоохранении, образовании и искусстве. [73]
В целом среди этнических кавказских диаспор в Москве азербайджанцы выделяются как наименее интегрированные в российское общество. Их описывают как самых сильных приверженцев своих традиций и браков внутри своей этнической общины по сравнению с местными армянами, грузинами, украинцами и татарами. По данным опроса 2006 года, 71% московских азербайджанцев назвали себя религиозными. Многие из них сохранили азербайджанское гражданство и готовы в какой-то момент переехать обратно в Азербайджан. [74] По данным Всероссийской переписи 2010 года, число азербайджанцев в России уменьшилось по сравнению с предыдущей переписью: до 603 070 азербайджанцев (из них 21,7% в Дагестане) по сравнению с 621 840 в 2002 году (из них 18% в Дагестане). Более 97% азербайджанцев, проживающих в России, владеют русским языком. [56] Около 84% считают азербайджанский своим родным языком. [75] Среди азербайджанцев Дагестана число говорящих на азербайджанском как на родном языке составляет более 99%. [76]
Дискриминация
[ редактировать ]Азербайджанцы в Российской Федерации столкнулись с дискриминацией, хотя с 2008 года расовые конфликты резко пошли на убыль. [77]
Благородные семьи
[ редактировать ]Азербайджанцы России
[ редактировать ]
- Тамилла Абасова , велосипедистка, Олимпийских игр 2004 года. серебряный призер
- Geydar Dzhemal , philosopher
- Эмин Гарибов , спортивная гимнастка
- Ruslan Gasimov , judoka
- Мурад Гусейнов , футболист
- Сталич Ханкишиев , шеф-повар, фотограф, кулинарный писатель
- Georgiy Mamedov , diplomat, currently ambassador to Canada
- Рамиз Мамедов , футболист на пенсии
- Карим Мамедбеков , революционер и ранний советский политик.
- Тимур Родригез , шоумен, певец
- Александр Самедов , футболист
- Рамиль Шейдаев , футболист
- Тофик Зульфугаров , бывший министр иностранных дел Азербайджана
- Азербайджанцы, родившиеся в других местах
- Арас Агаларов , бизнесмен, миллиардер, основатель Crocus International
- Эмин Агаларов , бизнесмен, певец и автор песен
- Фархад Ахмедов , политик, бизнесмен, основатель «Нортгаза»
- Вагит Алекперов , президент ведущей российской нефтяной компании «ЛУКОЙЛ»
- Avraamy Aslanbegov , Russian admiral
- Зафар Гулиев , борец, Олимпийских игр 1996 года. бронзовый призер
- Хабибулла Гусейнов , советский полковник, Герой Советского Союза.
- Рустам Ибрагимбеков , сценарист, премии «Оскар» лауреат
- Александр Казембек , русский лингвист и учёный XIX века.
- Керим Керимов , участник советской космической программы
- Муслим Магомаев , певец
- Эмин Махмудов , футболист
- Энвер Мамедов , советский дипломат, менеджер по СМИ
- Тахир Мамедов , телеведущий, артист, актер, комик и певец.
- Ильгар Мамедов , фехтовальщик, победитель Олимпийских игр 1988 и 1996 годов.
- Гейдар Мамедалиев , борец, Олимпийских игр 2004 года , чемпион мира. серебряный призер
- Musa Manarov , cosmonaut, flight engineer on Soyuz TM-4
- Гусейн-хан Нахичеванский , генерал от кавалерии и генерал-адъютант Императора России.
- Вугар Оруджев , борец, Олимпийских игр 1992 года. бронзовый призер
- Фарман Салманов , геолог, впервые обнаруживший месторождения нефти в Сибири.
- Тахир Салахов , художник
- Мирза Абдул Рахим Талыбов Тебризи , интеллектуальный и социальный реформатор.
См. также
[ редактировать ]- азербайджанский народ
- Список российских азербайджанцев
- Армяне в России
- Иранцы в России
- Турки в России
- Азербайджано-российские отношения
- Русские в Азербайджане
- Демография России
- Дагестан
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Портал "Всероссийская перепись населения 2010 года" – Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года : Национальный состав населения Российской Федерации Archived 24 April 2012 at the Wayback Machine
- ^ "Итоги переписи" . Перепись 2002 года . Государственная служба статистики Российской Федерации. 2004. Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Проверено 17 января 2012 г.
- ^ ван дер Леу, Чарльз (2000). Азербайджан: поиски идентичности: краткая история . Пэлгрейв Макмиллан. п. 19. ISBN 978-0-312-21903-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Азербайджан действует по ограничению дискриминации азербайджанцев в России Наиля Сохбеткизи. Eurasianet.org . 11 ноября 2002 г. Проверено 15 сентября 2006 г.
- ^ Мамедов, Рамиз. Этнические азербайджанцы возвращаются домой, говорит эксперт . Aze.az. 29 ноября 2012 г. Проверено 17 января 2015 г.
- ^ Всероссийская перепись населения 2002 года. Архивировано 19 июля 2011 года в Wayback Machine . Официальный сайт. Проверено 15 сентября 2006 г.
- ^ "Общественно-политический еженедельник "ЧЕРНОВИК" - Наш Шахсей-Вахсей" . Archived from the original on 23 July 2011 . Retrieved 19 June 2009 .
- ↑ Ислам и проблемы национальной безопасности в Южном федеральном округе. Архивировано 28 сентября 2007 года в Wayback Machine К. Ханбабаевым . РИА-Дагестанское информационное агентство. 5 сентября 2005 г. Дата обращения 15 сентября 2006 г. (на русском языке).
- ↑ История Азербайджанского государственного драматического театра в Дербенте. Архивировано 8 ноября 2014 года в Wayback Machine .
- ^ Народы Дагестана . Лакиа.нет. Проверено 15 сентября 2006 г. (на русском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Магомедхан Магомедханов. Строительство Вавилонской башни: этнолингвистические процессы в Дагестане . Российская академия наук, Дагестанский научный центр.
- ^ (на русском языке) Игорь Добаев . Радикализация исламских движений в Центральной Азии и Северном Кавказе: сравнительный политический анализ . Глава IV: Ислам и исламизм в Республике Дагестан. Архивировано 16 марта 2013 года в Wayback Machine . СКНЦ ВШ ЮФУ: Москва, 2010.
- ^ Бойл, Кевин ; Шин, Джульетта (1997). Свобода религии и убеждений . Рутледж. п. 273. ИСБН 0-415-15978-4 .
- ↑ Постановление 191 Госсовета Дагестана «О коренных общинах Дагестана». Архивировано 19 августа 2011 года в Wayback Machine .
- ^ Число азербайджанцев в Дагестане увеличивается . Timeturk Азербайджан. 21 апреля 2011 г. Проверено 10 августа 2012 г.
- ^ Беспорядки в Дербенте: азербайджанцы на грани протеста . Haqqin.az . 7 января 2015 г. Проверено 17 января 2015 г.
- ^ Адамова, Рахимат. В Дербенте разрушено еще одно азербайджанское святилище . Haqqin.az . 12 января 2015 г. Проверено 17 января 2015 г.
- ^ Памятник Низами подвергся вандализму . Haqqin.az . 9 января 2015 г. Проверено 17 января 2015 г.
- ↑ В Дербенте снесен памятник азербайджанскому герою . Haqqin.az . 15 октября 2014 г. Проверено 17 января 2015 г.
- ^ Адамова, Рахимат. Бесплодный протест азербайджанцев: Яралиев переназначен мэром . Haqqin.az . 12 января 2015 г. Проверено 17 января 2015 г.
- ^ Адамова, Рахимат. Азербайджанцы вышли на улицы Дербента . Haqqin.az . 10 января 2015 г. Проверено 17 января 2015 г.
- ↑ В Дербенте задержан еще один азербайджанец . Haqqin.az . 16 января 2015 г. Проверено 17 января 2015 г.
- ^ Гобл, Пол. Город на российско-азербайджанской границе готов взорваться . Eurasia Daily Monitor Том: 12 Выпуск: 7. 13 января 2015 г. Дата обращения 17 января 2015 г.
- ^ Бартольд, В., CE Босворт «Ширван Шах, Шарван Шах». Энциклопедия ислама. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2-е издание.
- ^ Записки Кавказского отдела Российского Императорского географического общества ; п. 24
- ^ Ю. Козубский. История Дербента . Темир-хан Шура: Русская типография В. Сорокина, 1906 год; п. 192
- ^ Адам Олеарий. Концепция Курцера о голштинской хронике . Шлезвиг, 1663 г.; Книга IV, глава 20.
- ^ Игумен Бакиханов . Глустани-Ирам . Книга IV.
- ^ Муратбек Мансуров. История села Темираул . Махачкала, 1999 г.; п. 1
- ^ Сакинат Гаджиева. Таракама Дагестана в XIX и XX веках . Наука: Москва, 1990.
- ^ Перейти обратно: а б Борис Миллер. Таты: их расселение и диалекты . Издание Азербайджанского научно-исследовательского общества: Баку, 1929 г.
- ↑ Российская перепись 1897 года .
- ^ "НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И ВЛАДЕНИЮ РУССКИМ ЯЗЫКОМ ПО ГОРОДСКИМ ОКРУГАМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ РАЙОНАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН" . Dagstat. Archived from the original on 11 October 2017 . Retrieved 16 January 2015 .
- ^ Н. Джидалаев. Тенденции развития функционального языка в дореволюционном Дагестане . Махачкала: ДНЦ РАН, 2004.
- ^ Зелкина, Анна. Арабский как язык меньшинства. Уолтер де Грюйтер, 2000 г.; п. 101.
- ^ Леонид Лавров (ред.). Этнография Кавказа: прослеживающие полевые материалы 1924–1978 гг . Наука: Ленинград, 1982; п. 146.
- ^ К. Шихсаидов и А. Рамазанов (ред.). Очерки истории Южного Дагестана . Дагестанское отделение АН СССР, 1964; п. 84
- ^ Питер Мюскен (ред.). От языковых областей к ареальной лингвистике . Издательство Джона Бенджамина, 2008 г.; п. 79
- ^ С. Толстов (ред.). Народы Кавказа . Академия наук СССР, 1960; п. 543.
- ^ Николай Трубецкой . О народах Кавказа. Архивировано 16 июля 2006 года в Wayback Machine . IRS , № 7. Дата обращения 15 сентября 2006 г. (на русском языке). Журнал
- ^ Перейти обратно: а б Г. Сергеева. Кавказский этнографический альманах . АН СССР, Т. 9. «Межнациональные коммуникации народов Дагестана в конце XIX-XX веках (этнолингвистические аспекты)». 1989 год; п. 89-130
- ^ Питер Мюскен (2008). От языковых областей к ареальной лингвистике . Издательство Джона Бенджамина. п. 90. ИСБН 978-90-272-3100-0 .
- ^ Magomedkhan Magomedkhanov (2010). Дагестанцы: этноязыковое многообразие и культурная идентичность [ The Dagestanis: Ethnolinguistic Diversity and Cultural Identity ] (Thesis).
- ^ Большая литература . Агулские новости, №№ 29 (5934)
- ↑ Кумыкская литература . Архивировано 23 июня 2011 года в Wayback Machine . Энциклопедия литературы.
- ^ Перейти обратно: а б Культура лезгин .
- ^ С. Махарамов. Дагестан и Ширван с шестого по шестнадцатый век: экономические, политические и культурные связи ; Дагестанский научный центр РАН: Институт истории, археологии и этнографии, 2009; п. 164
- ^ В. Закиров. Сравнительная лексикология лезгинских языков . Дагучпедгиз, 1996.
- ^ Н. Дзидалаев. Тюркские заимствования в дагестанских языках . Наука, 1990.
- ^ М. Агларов. Дагестан в период миграции: этногенетические исследования . Дагестанский научный центр РАН: Институт истории, археологии и этнографии, 1998.
- ^ Ежегодное издание иберийско-кавказской лингвистики , т. 10. Академия наук Грузии. Мецниереба, 1983; п. 409
- ^ К. Рамазанов, А. Шихсаидов. Очерки истории Южного Дагестана . Дагестанский филиал Академии наук СССР. Махачкала, 1964 г.; стр. 262–265
- ^ Эндрю Делби. [Словарь языков: полный справочник по более чем 400 языкам]. Издательство Колумбийского университета, 2004.
- ^ Перейти обратно: а б Люди Тинди . Цумада.ру .
- ^ Социальные и семейные отношения среди агулов .
- ^ Перейти обратно: а б "ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ НАСЕЛЕНИЕМ НАИБОЛЕЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ" (PDF) . Archived from the original (PDF) on 13 June 2020 . Retrieved 19 January 2015 .
- ^ Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги по национальному и языковому составу населения и по регионам. : см.
- ^ Конституция Республики Дагестан.
- ↑ Азербайджанские торговцы в Нижнем Новгороде. Архивировано 9 января 2014 года в Wayback Machine . Аль Хаят . Ноябрь 2006 г.
- ^ History of Russian–Azerbaijani Relations – Migration Issues . Vestnik Kavkaza . 6 August 2013.
- ^ Перейти обратно: а б с Удивительно, что в Астрахани даже русские девушки говорят по-азербайджански . Вести.az . 3 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Азербайджанцы. Архивировано 9 января 2014 года в Wayback Machine . Этнорелигиозный совет при губернаторе Астраханской области.
- ^ "Итоги::Астраханьстат" . Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 16 марта 2013 г.
- ↑ Татарский дом в Замоскворечье: дому Асадуллаева исполняется 100 лет . ИсламРф.ру. 8 мая 2013 г.
- ^ Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — М.: Терра, 2008. — (Great Soviet Encyclopædia). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00560-0
- ^ Исмаилов Э.Э. Ханы Карабахские и их потомки. // Генеалогический вестник. Выпуск 12. — СПб., 2002, pg. 40–55
- ^ Министр Шамистана. Азербайджанские генералы. Баку: Гянджлик, 1991.
- ↑ Алимардан Топчибашев: Лидер мусульман Нижнего Новгорода. Архивировано 9 января 2014 года в Wayback Machine . Аль Хаят . Ноябрь 2006 г.
- ^ Наше независимое государство и парламент: 87 лет назад и сейчас .
- ^ Аэропорт Сургута назовут в честь Фармана Салманова . Haqqin.az . 4 December 2018.
- ^ 100 самых богатых россиян Пола Хлебникова (ред.). Форбс . 23 июля 2004 г. Проверено 15 сентября 2006 г.
- ↑ Московская государственная средняя школа № 157 с этнокультурным азербайджанским элементом . Архивировано 3 января 2007 года в Wayback Machine Аидой Гулиевой. Азери.ру. Проверено 15 сентября 2006 г. (на русском языке).
- ^ (на русском языке) Юрик Арутюнян. Межнациональная интеграция в Большой Москве . 2005 г.
- ^ Азербайджанцы, армяне, грузины в Москве: этносоциальные общности и различия . Regnum. 13 January 2007.
- ^ "НАСЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ" (PDF) . Archived from the original (PDF) on 13 July 2019 . Retrieved 19 January 2015 .
- ^ НАСЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ^ Арнольд, Ричард (2015). «Систематическое расистское насилие в России между «преступлениями на почве ненависти» и «этническим конфликтом» » (PDF) . Маскингамский университет, США . №1 : 18 – через SAGE.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке) Азербайджанцы в России. Архивировано 6 сентября 2006 г. в Wayback Machine.