Jump to content

Азербайджанцы в России

Азербайджанцы в России
Азербайджанцы России
Азербайджанцы России
Общая численность населения
603 070 (перепись 2010 г.) [1] 1 500 000 (оценка) [2] [3] до 3 000 000 [4]
Регионы со значительной численностью населения
Дагестан 130,919
Москва (только город) 57,123
Tyumen Oblast 43,610
Московская область (кроме Москвы) 19,061
Rostov Oblast 17,961
Ставропольский край 17,800
Санкт-Петербург (только город) 17,717
Красноярский край 16,341
Saratov Oblast 14,868
Volgograd Oblast 14,398
Свердловская область 14,215
Самарская область 14,093
Языки
азербайджанский   · русский
Религия
Преимущественно шиитский ислам
Родственные этнические группы
азербайджанская диаспора

Азербайджанцы в России или российские азербайджанцы ( азербайджанский : Rusia azerbajlarıları (латиница), Rusia azerbaycanliları (кириллица); русский: Азербазерцы в России , Азербайджанцы в России ) — люди азербайджанского происхождения в России . Это могут быть как этнические азербайджанцы , проживающие в стране, так и недавние иммигранты, исповедующие азербайджанское происхождение.

Если не считать большой азербайджанской общины, проживающей в российской республике Дагестан , большинство азербайджанцев в России являются иммигрантами сравнительно недавно. Азербайджанцы начали селиться в России (за исключением Дагестана) примерно в конце XIX века, но их миграция усилилась после Второй мировой войны , и особенно после распада Советского Союза в 1991 году. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года , здесь В России проживают 603 070 азербайджанцев, однако фактическая цифра может быть намного выше из-за прибытия гастарбайтеров в постсоветскую эпоху. По оценкам, общая численность азербайджанского населения России по состоянию на 2002 год могла достигать 3 000 000 человек. [4] более полутора миллионов из них проживают в Москве, хотя в следующее десятилетие многие азербайджанцы имели тенденцию возвращаться в Азербайджан. [5] Большинство этнических азербайджанских мигрантов после 1991 года прибыли в Россию из сельских районов Азербайджана, Грузии и Армении . Сегодня в большинстве губерний России имеются более или менее значительные азербайджанские общины, наиболее крупные из них, по официальным данным, проживают в Дагестане, Москве, Ханты-Мансийском , Красноярске , Ростове-на-Дону , Саратове , Свердловске , Самаре , Ставрополе , и т. д. [6]

Дагестан

[ редактировать ]

По состоянию на 2010 год в Республике Дагестан проживало 130 919 азербайджанцев, что делает их шестой по величине этнической группой в регионе и составляют 4,5% от его общей численности населения. Большинство из них – уроженцы города Дербента, проживающие в историческом квартале Махал и составляющие около трети населения города. Азербайджанцы составляют 58% населения Дербентского района (более 20 городов и сел), 18% населения Табасаранского района, 2,35% населения Кизлярского района (села Большебредихинское и Персидское), [7] В Магарамкентском районе 1,64%, в Рутульском районе 1,56%. Остальные проживают в городах Махачкала , Хасавюрт , Буйнакск и Кизляр . [8]

Среди культурных благ, доступных дагестанским азербайджанцам, - газеты и журналы, издаваемые на азербайджанском языке , 72 государственные школы, где азербайджанский язык преподается как второй язык, а также Азербайджанский народный театр в Дербенте, основанный в 1904 году. [9] Исторически азербайджанцы Дагестана занимались ковроткачеством, выделкой изделий из меди, изготовлением ювелирных изделий и медной посуды. [10] Сельские азербайджанцы занимались сельским хозяйством. [11] Большинство азербайджанцев Дагестана — шииты, хотя мусульмане-сунниты . среди сельского населения встречаются [12] [13]

В 2000 году указом президента азербайджанцы наряду с 13 другими этническими группами Дагестана получили статус коренной общины Дагестана. [14] По состоянию на 2011 год в Госсовете Дагестана четыре азербайджанских члена. [15]

Начиная с 2014 года азербайджанское население Дербента выражало обеспокоенность безразличием правительства к плохому состоянию инфраструктуры и частым актам вандализма. [16] [17] [18] и несанкционированное удаление [19] [20] азербайджанских культурных достопримечательностей города. Эти опасения привели к протестам и требованиям лучшего представительства на муниципальном уровне. [21] [22] Американский политолог Пол А. Гобл охарактеризовал эти события как «точку кипения» в межнациональных отношениях в Дербенте и не исключил возможности того, что они приведут к этническому конфликту, который грозит перекинуться через российско-азербайджанскую границу. [23]

Азербайджанцы в Дербенте

[ редактировать ]

После распада Халифата город Дербент и прилегающая территория (ныне Дербентский район ) стали независимым эмиратом, тесно связанным с соседним государством Ширван (ныне северо-восточный Азербайджан ). В этот период эмират стал местом миграции многочисленных тюркских племен . Этот фактор, а также влияние империи Сельджуков обеспечили распространение огузско -тюркского языка в Дербенте уже в одиннадцатом веке. [11] Монгольское нашествие положило конец независимости эмирата на следующие два столетия. В пятнадцатом веке Ибрагим I , родом из Дербента, стал новым правителем Ширвана и включил Дербент в состав Ширвана. [24]

Карта Дагестана. Районы, населенные Азербайджаном, показаны желтым цветом.

Этнический состав Дербента оставался неизменным до тех пор, пока город не вошел в состав империи Сефевидов в начале шестнадцатого века . Правление Сефевидов характеризовалось активной политикой переселения, направленной на обеспечение доминирования мусульман-шиитов на завоеванных землях. В 1509 году 500 тюркских семей караманлы из Тебриза поселились в Дербенте. были переселены еще 400 семей тюркоязычного рода Баят Неизвестное количество тюркоязычных племени курчи было переселено сюда в 1540 году. Полвека спустя в Дербент по приказу Аббаса I . Наконец, в 1741 году Надир-шах переселил тюркоязычных из рода Микри в Дербент. К 1870 году считалось, что все поселенцы говорят на одном языке - азербайджанском. [25] Из-за своей шиитской принадлежности современные историки называли новых мигрантов персами (русский язык: персияне ) - термин, который ошибочно применялся к азербайджанцам-шиитам Дагестана еще в двадцатом веке. [26] Адам Олеарий , посетивший этот регион около 1635 года, описал Ширван как государство многих народов, каждый из которых, однако, кроме своего языка, говорил еще и на тюркском языке. [27] Ко времени Петром Великим завоевания побережья Каспийского моря в 1722 году город Дербент был населен преимущественно азербайджанцами. [11] [ нужна страница ]

Северная часть Дербентского района исторически была заселена таракамами — тюркоязычным народом, родственным карапапакам , которых до ХХ века иногда выделяли в отдельную этническую группу. В Дагестане их еще иногда называют падарами. Таракама возникли в различных частях Ширвана и были переселены ханом Мухаммадом Кайтагским к северу от города Дербента около 1600 года. административная единица до начала ХХ века. [28] В состав района входило 10 сел. В 1736 году около 300 семей таракама из Кайтага продвинулись дальше за реку Сулак и поселились в долине Терека в трёх селениях, где позже смешались с кумыками . [29] Остальные постепенно ассимилировались среди азербайджанцев и сегодня в большинстве своем считают себя азербайджанцами. [30] В основном они сунниты и говорят на разновидности азербайджанского языка, близкой к диалекту Шамахы .

Такая ассимиляция заметно коснулась не только тюркоязычных народов Дагестана. В прошлом на юге Дагестана проживало большое количество татов , которые изначально говорили на иранском языке, как и другие таты. В 1866 году они насчитывали 2500 человек. [11] и к 1929 году жил в семи селах, в том числе Зидян, Билгади, Верхний Чалган и Рукель. [31] Однако к началу двадцатого века большинство из них стали говорить по-азербайджански и в последующие десятилетия приняли азербайджанскую идентичность. [11] Сегодня 16 из 40 населенных пунктов Дербента населены преимущественно азербайджанцами, а еще в девяти азербайджанцы составляют либо относительное большинство, либо значительное меньшинство: Берикей, Деличобан, Великент, Верхний Чалган, Нижний Чалган, Сабнова, Джемикент, Зидян, Зидян. -Казмаляр, Митаги, Митаги-Казмаляр, Кала, Мугарты, Музаим, Падар, Коммуна, Рукель, Татляр, Карадаглы, Билгади, Белиджи, Араблинский, Арабляр, Геджух, Чинар, Нюгди, Рубас, Салик, Уллу Терекеме, Хазар, городок Мамедкала.

В 1897 году Дербент все еще был преимущественно азербайджанским городом (в старых русских источниках его называли закавказскими татарами ), где проживало 9767 человек, что составляло 66,7% его населения. [32] Десятилетия спустя, хотя их число продолжало расти из-за интенсивной иммиграции в город, по состоянию на 2010 год азербайджанцы составляли всего 32,3% от его общей численности населения с 38 523 людьми. [33]

Азербайджанцы в Табасаране

[ редактировать ]

В исторической области Табасаран этнические азербайджанцы заселяют левый берег реки Рубас. Рост и утверждение этнических азербайджанцев в этом регионе во многом зависели от процессов ассимиляции. В 1876 году многие табасаранцы уже переходили с табасаранского языка на азербайджанский в качестве своего первого языка. [34] Кроме того, со средневековья население ряда селений Табасарана, а именно Арабляра, Гимейди, Дарвага, Ерси и Кемаха, состояло из этнических арабов , которые постепенно поглощались соседним населением, преимущественно азербайджанским, как, например, в Ерси. . В 1929 году Кемах был включен в число тат-населенных сел, тогда как Гимейди (заброшенный в 1976 году) описывался как смешанный татско-азербайджанский поселок. Эти таты, в свою очередь, в последующие десятилетия были ассимилированы азербайджанцами. В Арабляре, который сейчас является частью Курахского района , проживает смешанное лезгинское и азербайджанское население. [31] Жители Дарвага сохраняли знание арабского языка как первого языка до 1930-х годов, после чего они также лингвистически и этнически интегрировались в азербайджанское окружение. [35]

В настоящее время этнические азербайджанцы составляют большинство в селах Марага, Хили-Пенджик (включая поселок Екраг), Цанак, Арак, Ерси, Дарваг и Зил. Села Аркит и Хурвек, а также столица района Хучни населены смешанным азербайджанским и табасаранским населением. Азербайджанцы Цанака, Арака, Ерси и Хучни обычно двуязычны на азербайджанском и табасаранском языках, отдавая предпочтение табасаранскому языку при разговоре со своими табасаранскими соседями, даже если последние знают азербайджанский. [11]

Азербайджанцы в Рутуле

[ редактировать ]

Нижний Катрух – единственное азербайджанское село в Рутульском районе . Азербайджанцы Нижнего Катруха считают себя потомками жителей Ширвана, которые были захвачены горцами во время одного из их набегов на равнины около 1700 года, вывезены в Шамхалство Кази-Кумух ( лакское государство того времени) и сделаны подданными Шамхал. Согласно местной легенде, только двое из семи первоначальных поселенцев были азербайджанцами, хотя именно азербайджанская идентичность стала доминировать. [36] Сегодня деревня состоит из семи кварталов, населенных людьми разных волн доцарской иммиграции. [37] Рутульские азербайджанцы говорят на особом диалекте азербайджанского языка, который имеет сильный лакский субстрат (несмотря на общее этническое доминирование рутульских языков в этом районе). [38] Первая газета в Рутуле «Гызыл Чобан» , основанная в 1932 году, печаталась на азербайджанском языке. [39]

Роль азербайджанского языка и культуры

[ редактировать ]

На протяжении веков азербайджанский язык был лингва франка Южного Дагестана. [40] использовался как для общения с азербайджанцами, так и с горцами, языки которых не были родственными или считались непонятными. [41] В XVI веке он получил распространение в долине Самура , а к XIX веку азербайджанский язык распространился по всем предгорным и равнинным районам Дагестана и был одним из языков торговли и межнационального общения наряду с кумыкским и аварским. . [42]

Исторически народы Южного Дагестана были ориентированы на культурные и поведенческие нормы Азербайджана, а также зависели от его экономики. [11] В ходе истории они оказались почти полностью погружены в азербайджанскую языковую и культурную среду. По мнению дагестанского антрополога Магомедхана Магомедханова, через азербайджанский язык жители этого региона «добились материальных благ, удовлетворения культурных потребностей, а также творческого и духовного вдохновения». [43] Лезгинские , табасаранские , рутульские и агульские поэты уже в XVII веке создавали поэзию на азербайджанском языке. [44] Начиная с 1917 года в творчестве кумыкских авторов проявляется влияние азербайджанской литературы. [45] Первые спектакли в созданном в 1907 году любительском лезгинском театре шли на азербайджанском языке. [46] Азербайджанская музыка и певческие традиции сыграли важную роль в культурной интеграции народов Южного Дагестана. [11] Музыка исполнялась на азербайджанских народных инструментах, таких как тар и кяманча , а азербайджанский мугам стал широко известным музыкальным жанром среди народов Дагестана. [47] В частности, лезгинская музыка имеет много общего с азербайджанской музыкой. [46] Азербайджанские песни звучали и исполнялись на табасаранских свадьбах еще в 1980-х годах. По словам белорусского еврейского путешественника Иосифа Черного, посетившего этот регион в 1870 году, горские евреи Дагестана в значительной степени переняли азербайджанские культурные ценности и образ жизни и даже читали литургические молитвы с татским переводом и на азербайджанский мотив. [11] Что касается лезгинского, рутульского, цахурского и другого нахско-дагестаноязычного населения, то азербайджанский язык повлиял на их культурную сферу. [11] и был основным источником многих заимствованных слов, [48] [49] оставляя их повседневное речевое поведение практически неизменным. [11] Табасаранский язык считается наиболее подверженным влиянию азербайджанского языка. [50] который внес множество существительных, прилагательных, наречий, глагольных форм и даже вспомогательных слов и морфем. [51]

открылась первая светская школа в Южном Дагестане В 1861 году в лезгинском селе Ахты , где наряду с русским языком преподавали азербайджанский язык. [52] Образованные массы предпочитали использовать арабский язык в официальном общении, поэтому в 1920 году арабский язык был выбран вместо преимущественно неписьменных коренных языков Дагестана в качестве средства народного образования. Однако атеистическая политика советского правительства пыталась исключить религию из повседневной жизни. Вскоре арабский язык стал рассматриваться как связующее звено между дагестанцами и их исламским наследием. Таким образом, в 1923 году азербайджанский язык стал языком образования во всем Дагестане. По словам Алибека Тахо-Годи, наркома (министра) юстиции Дагестана в 1920-е годы (сам даргвинского происхождения), местные нахско-дагестанские языки «не воспринимались всерьез как средство государственного строительства из-за их чрезмерного количества». [11] Азербайджанский сохранял свой статус до 1928 года, когда было введено образование на других местных языках, а также на русском. [53]

Азербайджанский оставался самым популярным вторым языком в Южном Дагестане, по крайней мере, до 1950-х годов. [41] на нем говорят с разной степенью популярности даже на севере, в деревнях Тинди в Цумаде . [54] Примечательно, что исторически среди Тинди [54] и особенно агулы, жившие относительно далеко от азербайджанских поселений, обычно только мужчины говорили на азербайджанском или каком-либо втором языке; и только те, кто приезжал в низины на сезонные работы. [55] Начиная с 1950-х годов, использование азербайджанского языка в качестве общего второго языка и лингва-франка пришло в упадок, поскольку он больше не мог конкурировать с русским. [11] По состоянию на 2010 год 13 648 лезгин (2,93%), 5665 табасаранцев (3,96%), 3105 аварцев (0,35%) и 1379 даргва (0,24%), проживающих в России, заявили, что говорят на азербайджанском языке, в основном как втором языке (цифры в скобках указывают на процент говорящих на азербайджанском языке по отношению к общей численности этнического населения, сообщившего о владении языком). [56] В Дагестане число неазербайджанских носителей азербайджанского языка (как первого, так и второго языка) в 2010 году все еще исчислялось тысячами. [57]

Согласно конституции Дагестана, официальными языками Дагестана являются русский и «все местные языки», хотя только 14 из многочисленных языков республики имеют письменность, один из них — азербайджанский. [58]

Остальная часть России

[ редактировать ]
Распределение азербайджанцев в России, 2010 г.

Дипломатические миссии и купцы из Ширвана и империи Сефевидов впервые появились в России в четырнадцатом и пятнадцатом веках. [59] Несмотря на то, что Российская империя завоевала территорию нынешнего Азербайджана в начале девятнадцатого века и присоединила ее к Советскому Союзу в 1920 году, азербайджанское население не имело тенденции покидать свои традиционные районы расселения до второй половины двадцатого века. [60] Однако изолированные общины азербайджанцев в России ведут свое существование с середины XIX века.

Население приморских прикаспийских регионов исторически имело прочные экономические связи с городом Астраханью на северном побережье Каспия. Начиная с 1830 года, в этом городе начали селиться азербайджанские купцы, трое из которых позднее в этом столетии контролировали до 80% торгового флота. [61] Азербайджанцы, известные местному населению как персы или шамахинские татары , в 1879 году насчитывали около тысячи человек. [62] Азербайджанский нефтепромышленник, купец первой гильдии Шамси Асадуллаев , основатель Асадуллаевского торгового дела, построил нефтяную базу недалеко от Астрахани, в поселке, ныне известном как Асадуллаево. [61] Азербайджанская община Астрахани выросла в советские времена и в 2010 году насчитывала 5737 человек, что сделало азербайджанцев четвертой по величине этнической группой в области и составляло 1,31% от ее общей численности населения. [63] Религиозная жизнь азербайджанцев в Астрахани сосредоточена вокруг мечети Криуши, построенной в 1909 году, которая была закрыта в 1932 году, а недавно вновь открыта и отремонтирована как шиитская мечеть и названа Бакинской мечетью (в силу своего расположения на улице Баку). [62] Азербайджанский язык преподается как предмет в Астраханском государственном университете . [61]

Шамси Асадуллаев проживал в Москве с 1903 года до своей смерти в 1913 году. Он выделил деньги на строительство светской школы для мусульманских мальчиков и девочек и мусульманского общинного центра в Москве. Четырехэтажное здание, возведенное после его смерти в Малом Татарском переулке, стало называться Домом Асадуллаева. В настоящее время он принадлежит Татарской национально-культурной автономии Москвы. [64]

Как и все мусульмане Кавказа и Средней Азии, азербайджанцы были освобождены от обязательной военной службы в Российской Императорской армии, но были обязаны платить специальный налог. Желающим служить было разрешено записаться в нерегулярные подразделения, такие как Дикая дивизия . [65] При этом не было никаких ограничений для подготовки азербайджанцев (и других мусульманских подданных Российской империи) в качестве офицеров. В 1805 году Мамед Гасан-ага Джаваншир стал одним из первых русских генерал-майоров азербайджанского происхождения. [66] Офицеры-азербайджанцы командовали русскими войсками в ряде войн, включая русско-персидские войны 1804–1813 и 1826–1828 годов , русско-турецкие войны 1828–1829 и 1877–1878 годов , подавление Венгерской революции 1848 года , Крымская война , Кавказская война и завоевание Россией Средней Азии. [67]

В 1905 году азербайджанские политические деятели были среди тех, кто основал первую исламскую партию России «Иттифак аль-Муслимин » в городе Нижнем Новгороде . Ее руководителем был избран азербайджанский депутат, адвокат Алимардан Топчибашев . Официально партия была зарегистрирована в 1908 году. [68] Шесть этнических азербайджанцев были избраны в Государственную Думу Российской империи на выборах в законодательные органы России 1906 года , еще шесть на выборах в феврале 1907 года и по одному на каждых из последующих выборов. [69]

В течение десятилетий после Второй мировой войны азербайджанцы сыграли значительную роль в развитии российской экономики. Азербайджанский геолог Фарман Салманов , позже обосновавшийся в Москве, обнаружил богатые запасы нефти в Сибири , которая ранее считалась маловероятным нефтеносным регионом. Ожидается, что в 2019 году по результатам онлайн-голосования международному аэропорту Сургута , третьему по загруженности аэропорту Западной Сибири , будет присвоено имя Салманова. [70] Многие из них занимаются предпринимательством , а азербайджанцы работают в основных сферах экономики, таких как торговля и нефтяная промышленность. Среди 100 богатейших людей России по версии Forbes в 2004 году трое этнических азербайджанцев заняли 10, 66 и 74 места. [71]

Азербайджанцы создали множество культурных сообществ, крупнейшими из которых являются Всероссийский азербайджанский конгресс и Азербайджанская федеральная национально-культурная автономия, которые контролируют более мелкие общины по всей России. Кроме того, Московская государственная средняя школа № 157 создана для учащихся, интересующихся азербайджанским языком и культурой. [72]

Исследование 2005 года выявило заметные социальные различия между двумя группами азербайджанцев: теми, кто является коренным жителем Москвы или прожил значительную часть своей жизни в Москве, и теми, кто являются недавними иммигрантами. Около половины людей в первой группе имеют высшее образование, тогда как среди иммигрантов-азербайджанцев его только 25%. Свободное владение русским языком характерно практически для всех представителей первой группы (причем 24% азербайджанцев из этой группы назвали его своим родным языком), тогда как почти треть представителей второй группы очень ограниченно владеют русским языком. Около половины азербайджанских иммигрантов заняты в сфере торговли и услуг, по сравнению с коренными азербайджанцами и ранее иммигрантами, которые, как правило, делают карьеру в науке, здравоохранении, образовании и искусстве. [73]

В целом среди этнических кавказских диаспор в Москве азербайджанцы выделяются как наименее интегрированные в российское общество. Их описывают как самых сильных приверженцев своих традиций и браков внутри своей этнической общины по сравнению с местными армянами, грузинами, украинцами и татарами. По данным опроса 2006 года, 71% московских азербайджанцев назвали себя религиозными. Многие из них сохранили азербайджанское гражданство и готовы в какой-то момент переехать обратно в Азербайджан. [74] По данным Всероссийской переписи 2010 года, число азербайджанцев в России уменьшилось по сравнению с предыдущей переписью: до 603 070 азербайджанцев (из них 21,7% в Дагестане) по сравнению с 621 840 в 2002 году (из них 18% в Дагестане). Более 97% азербайджанцев, проживающих в России, владеют русским языком. [56] Около 84% считают азербайджанский своим родным языком. [75] Среди азербайджанцев Дагестана число говорящих на азербайджанском как на родном языке составляет более 99%. [76]

Дискриминация

[ редактировать ]

Азербайджанцы в Российской Федерации столкнулись с дискриминацией, хотя с 2008 года расовые конфликты резко пошли на убыль. [77]

Благородные семьи

[ редактировать ]

Азербайджанцы России

[ редактировать ]
Муслим Магомаев — советский и азербайджанский оперный и эстрадный певец-баритон.
Азербайджанцы, родившиеся в других местах

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Портал "Всероссийская перепись населения 2010 года" – Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года  : Национальный состав населения Российской Федерации Archived 24 April 2012 at the Wayback Machine
  2. ^ "Итоги переписи" . Перепись 2002 года . Государственная служба статистики Российской Федерации. 2004. Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Проверено 17 января 2012 г.
  3. ^ ван дер Леу, Чарльз (2000). Азербайджан: поиски идентичности: краткая история . Пэлгрейв Макмиллан. п. 19. ISBN  978-0-312-21903-1 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Азербайджан действует по ограничению дискриминации азербайджанцев в России Наиля Сохбеткизи. Eurasianet.org . 11 ноября 2002 г. Проверено 15 сентября 2006 г.
  5. ^ Мамедов, Рамиз. Этнические азербайджанцы возвращаются домой, говорит эксперт . Aze.az. ​29 ноября 2012 г. Проверено 17 января 2015 г.
  6. ^ Всероссийская перепись населения 2002 года. Архивировано 19 июля 2011 года в Wayback Machine . Официальный сайт. Проверено 15 сентября 2006 г.
  7. ^ "Общественно-политический еженедельник "ЧЕРНОВИК" - Наш Шахсей-Вахсей" . Archived from the original on 23 July 2011 . Retrieved 19 June 2009 .
  8. Ислам и проблемы национальной безопасности в Южном федеральном округе. Архивировано 28 сентября 2007 года в Wayback Machine К. Ханбабаевым . РИА-Дагестанское информационное агентство. 5 сентября 2005 г. Дата обращения 15 сентября 2006 г. (на русском языке).
  9. История Азербайджанского государственного драматического театра в Дербенте. Архивировано 8 ноября 2014 года в Wayback Machine .
  10. ^ Народы Дагестана . Лакиа.нет. Проверено 15 сентября 2006 г. (на русском языке).
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Магомедхан Магомедханов. Строительство Вавилонской башни: этнолингвистические процессы в Дагестане . Российская академия наук, Дагестанский научный центр.
  12. ^ (на русском языке) Игорь Добаев . Радикализация исламских движений в Центральной Азии и Северном Кавказе: сравнительный политический анализ . Глава IV: Ислам и исламизм в Республике Дагестан. Архивировано 16 марта 2013 года в Wayback Machine . СКНЦ ВШ ЮФУ: Москва, 2010.
  13. ^ Бойл, Кевин ; Шин, Джульетта (1997). Свобода религии и убеждений . Рутледж. п. 273. ИСБН  0-415-15978-4 .
  14. Постановление 191 Госсовета Дагестана «О коренных общинах Дагестана». Архивировано 19 августа 2011 года в Wayback Machine .
  15. ^ Число азербайджанцев в Дагестане увеличивается . Timeturk Азербайджан. 21 апреля 2011 г. Проверено 10 августа 2012 г.
  16. ^ Беспорядки в Дербенте: азербайджанцы на грани протеста . Haqqin.az . 7 января 2015 г. Проверено 17 января 2015 г.
  17. ^ Адамова, Рахимат. В Дербенте разрушено еще одно азербайджанское святилище . Haqqin.az . 12 января 2015 г. Проверено 17 января 2015 г.
  18. ^ Памятник Низами подвергся вандализму . Haqqin.az . 9 января 2015 г. Проверено 17 января 2015 г.
  19. В Дербенте снесен памятник азербайджанскому герою . Haqqin.az . 15 октября 2014 г. Проверено 17 января 2015 г.
  20. ^ Адамова, Рахимат. Бесплодный протест азербайджанцев: Яралиев переназначен мэром . Haqqin.az . 12 января 2015 г. Проверено 17 января 2015 г.
  21. ^ Адамова, Рахимат. Азербайджанцы вышли на улицы Дербента . Haqqin.az . 10 января 2015 г. Проверено 17 января 2015 г.
  22. В Дербенте задержан еще один азербайджанец . Haqqin.az . 16 января 2015 г. Проверено 17 января 2015 г.
  23. ^ Гобл, Пол. Город на российско-азербайджанской границе готов взорваться . Eurasia Daily Monitor Том: 12 Выпуск: 7. 13 января 2015 г. Дата обращения 17 января 2015 г.
  24. ^ Бартольд, В., CE Босворт «Ширван Шах, Шарван Шах». Энциклопедия ислама. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2-е издание.
  25. ^ Записки Кавказского отдела Российского Императорского географического общества ; п. 24
  26. ^ Ю. Козубский. История Дербента . Темир-хан Шура: Русская типография В. Сорокина, 1906 год; п. 192
  27. ^ Адам Олеарий. Концепция Курцера о голштинской хронике . Шлезвиг, 1663 г.; Книга IV, глава 20.
  28. ^ Игумен Бакиханов . Глустани-Ирам . Книга IV.
  29. ^ Муратбек Мансуров. История села Темираул . Махачкала, 1999 г.; п. 1
  30. ^ Сакинат Гаджиева. Таракама Дагестана в XIX и XX веках . Наука: Москва, 1990.
  31. ^ Перейти обратно: а б Борис Миллер. Таты: их расселение и диалекты . Издание Азербайджанского научно-исследовательского общества: Баку, 1929 г.
  32. Российская перепись 1897 года .
  33. ^ "НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И ВЛАДЕНИЮ РУССКИМ ЯЗЫКОМ ПО ГОРОДСКИМ ОКРУГАМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ РАЙОНАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН" . Dagstat. Archived from the original on 11 October 2017 . Retrieved 16 January 2015 .
  34. ^ Н. Джидалаев. Тенденции развития функционального языка в дореволюционном Дагестане . Махачкала: ДНЦ РАН, 2004.
  35. ^ Зелкина, Анна. Арабский как язык меньшинства. Уолтер де Грюйтер, 2000 г.; п. 101.
  36. ^ Леонид Лавров (ред.). Этнография Кавказа: прослеживающие полевые материалы 1924–1978 гг . Наука: Ленинград, 1982; п. 146.
  37. ^ К. Шихсаидов и А. Рамазанов (ред.). Очерки истории Южного Дагестана . Дагестанское отделение АН СССР, 1964; п. 84
  38. ^ Питер Мюскен (ред.). От языковых областей к ареальной лингвистике . Издательство Джона Бенджамина, 2008 г.; п. 79
  39. ^ С. Толстов (ред.). Народы Кавказа . Академия наук СССР, 1960; п. 543.
  40. ^ Николай Трубецкой . О народах Кавказа. Архивировано 16 июля 2006 года в Wayback Machine . IRS , № 7. Дата обращения 15 сентября 2006 г. (на русском языке). Журнал
  41. ^ Перейти обратно: а б Г. Сергеева. Кавказский этнографический альманах . АН СССР, Т. 9. «Межнациональные коммуникации народов Дагестана в конце XIX-XX веках (этнолингвистические аспекты)». 1989 год; п. 89-130
  42. ^ Питер Мюскен (2008). От языковых областей к ареальной лингвистике . Издательство Джона Бенджамина. п. 90. ИСБН  978-90-272-3100-0 .
  43. ^ Magomedkhan Magomedkhanov (2010). Дагестанцы: этноязыковое многообразие и культурная идентичность [ The Dagestanis: Ethnolinguistic Diversity and Cultural Identity ] (Thesis).
  44. ^ Большая литература . Агулские новости, №№ 29 (5934)
  45. Кумыкская литература . Архивировано 23 июня 2011 года в Wayback Machine . Энциклопедия литературы.
  46. ^ Перейти обратно: а б Культура лезгин .
  47. ^ С. Махарамов. Дагестан и Ширван с шестого по шестнадцатый век: экономические, политические и культурные связи ; Дагестанский научный центр РАН: Институт истории, археологии и этнографии, 2009; п. 164
  48. ^ В. Закиров. Сравнительная лексикология лезгинских языков . Дагучпедгиз, 1996.
  49. ^ Н. Дзидалаев. Тюркские заимствования в дагестанских языках . Наука, 1990.
  50. ^ М. Агларов. Дагестан в период миграции: этногенетические исследования . Дагестанский научный центр РАН: Институт истории, археологии и этнографии, 1998.
  51. ^ Ежегодное издание иберийско-кавказской лингвистики , т. 10. Академия наук Грузии. Мецниереба, 1983; п. 409
  52. ^ К. Рамазанов, А. Шихсаидов. Очерки истории Южного Дагестана . Дагестанский филиал Академии наук СССР. Махачкала, 1964 г.; стр. 262–265
  53. ^ Эндрю Делби. [Словарь языков: полный справочник по более чем 400 языкам]. Издательство Колумбийского университета, 2004.
  54. ^ Перейти обратно: а б Люди Тинди . Цумада.ру .
  55. ^ Социальные и семейные отношения среди агулов .
  56. ^ Перейти обратно: а б "ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ НАСЕЛЕНИЕМ НАИБОЛЕЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ" (PDF) . Archived from the original (PDF) on 13 June 2020 . Retrieved 19 January 2015 .
  57. ^ Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги по национальному и языковому составу населения и по регионам. : см.
  58. ^ Конституция Республики Дагестан.
  59. Азербайджанские торговцы в Нижнем Новгороде. Архивировано 9 января 2014 года в Wayback Machine . Аль Хаят . Ноябрь 2006 г.
  60. ^ History of Russian–Azerbaijani Relations – Migration Issues . Vestnik Kavkaza . 6 August 2013.
  61. ^ Перейти обратно: а б с Удивительно, что в Астрахани даже русские девушки говорят по-азербайджански . Вести.az . 3 октября 2015 г.
  62. ^ Перейти обратно: а б Азербайджанцы. Архивировано 9 января 2014 года в Wayback Machine . Этнорелигиозный совет при губернаторе Астраханской области.
  63. ^ "Итоги::Астраханьстат" . Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 16 марта 2013 г.
  64. Татарский дом в Замоскворечье: дому Асадуллаева исполняется 100 лет . ИсламРф.ру. 8 мая 2013 г.
  65. ^ Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — М.: Терра, 2008. — (Great Soviet Encyclopædia). — 100 000 экз. — ISBN   978-5-273-00560-0
  66. ^ Исмаилов Э.Э. Ханы Карабахские и их потомки. // Генеалогический вестник. Выпуск 12. — СПб., 2002, pg. 40–55
  67. ^ Министр Шамистана. Азербайджанские генералы. Баку: Гянджлик, 1991.
  68. Алимардан Топчибашев: Лидер мусульман Нижнего Новгорода. Архивировано 9 января 2014 года в Wayback Machine . Аль Хаят . Ноябрь 2006 г.
  69. ^ Наше независимое государство и парламент: 87 лет назад и сейчас .
  70. ^ Аэропорт Сургута назовут в честь Фармана Салманова . Haqqin.az . 4 December 2018.
  71. ^ 100 самых богатых россиян Пола Хлебникова (ред.). Форбс . 23 июля 2004 г. Проверено 15 сентября 2006 г.
  72. Московская государственная средняя школа № 157 с этнокультурным азербайджанским элементом . Архивировано 3 января 2007 года в Wayback Machine Аидой Гулиевой. Азери.ру. Проверено 15 сентября 2006 г. (на русском языке).
  73. ^ (на русском языке) Юрик Арутюнян. Межнациональная интеграция в Большой Москве . 2005 г.
  74. ^ Азербайджанцы, армяне, грузины в Москве: этносоциальные общности и различия . Regnum. 13 January 2007.
  75. ^ "НАСЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ" (PDF) . Archived from the original (PDF) on 13 July 2019 . Retrieved 19 January 2015 .
  76. ^ НАСЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  77. ^ Арнольд, Ричард (2015). «Систематическое расистское насилие в России между «преступлениями на почве ненависти» и «этническим конфликтом» » (PDF) . Маскингамский университет, США . №1 : 18 – через SAGE.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a9e1c958a05620e2efa5ffa0a45a24e__1711001520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/4e/7a9e1c958a05620e2efa5ffa0a45a24e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Azerbaijanis in Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)